Что означают рисунки на еврейских кладбищах

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Mark Grinberg перепечатал из grimnir74.livejournal.com
    9 оценок, 416 просмотров Обсудить (33)

    Еврейские местечки-штетлы, так ярко описанные Шолом-Алейхемом и Исааком Бабелем, давно стали легендой. В середине ХХ века Холокост унес в небытие целый мир со своеобразными обычаями, историей, фольклором и собственным языком – настоящая Украинская Атлантида. От исчезнувшей цивилизации остались слова "пасок", "небога", "праска", "шахрай", "рада" и выражение "шляк би тебе трафив" – всё это заимствования из идиш. А ещё – старинные кладбища со вросшими в землю замшелыми стелами-мацевами.

    Кладбища – уникальные памятники истории. Они удивляют как древностью (порой встречаются надгробия XVI века), так и тончайшей резьбой по камню.

    У туриста, впервые попавшего на древний киркут, обычно возникают два вопроса: как они смогли такое вырезать, и что всё это значит. Даже большинство современных евреев не имеют представления, для чего здесь весь этот "зоопарк" и другая таинственная символика.

    В качестве "лабораторного материала" мы используем надгробия (на иврите "мацева", множественное число – "мацевот") кладбища в Сатанове Хмельницкой обл. – одного из самых интересных и древних не только в Украине, но и Восточной Европе в целом. Тут есть мацевы XVI века, но основная масса надгробий датируется от начала XVIII веков до рубежа XVIII-XIX вв. А некоторые примеры мы возьмём из других уголков Подолья – Городка и Мурованных Куриловцев.

    Дизайн традиционного еврейского надгробия-мацевы сформировался к началу XVII в. Это плоская плита, оформленная в виде портала. Портал имеет двоякое значение: это и врата в Райский сад, и напоминание о разрушенном Храме. В самом портале размещается эпитафия, а верхняя часть символических врат в большинстве случаев украшается различными изображениями. Здесь напомним, что еврейская традиция запрещала изображать людей, поэтому информация о покойном зачастую зашифровывалась набором символов. Барельефы также отображали представления о загробном мире и выполняли роль своеобразных оберегов.

     

    Лев

     

    Львы – самое распространённое из изображений.  Это вполне понятно: лев является символом Иудеи и иудаизма; он же украшает герб Иерусалима. В основном львов изображают попарно, как стражей или как держателей разных корон.

    Если же лев один, да ещё и лежит в основе сюжета – с уверенностью на 99% можно утверждать, что здесь похоронен человек по имени Ари (Ариэль) или Лейб. Оба эти имени, одно на иврите, другое на идиш, переводятся как "лев". Для евреев вообще свойственно украшать надгробия изображениями животных, соответствующих имени покойного.

    На большинстве старинных мацев лев не особо похож на льва. Что вполне объяснимо: мало кто из резчиков видел это животное не то что в жизни, а хотя бы на приличном рисунке. Изображая царя зверей, резчики пользовались текстами раввинистических книг, где лев описывался как огромная собака с гривой, хвостом с кисточкой и почти человеческим лицом. Отсюда и появились львы, больше похожие на взъерошенных псин. Часто встречаются потрясающие львы с человеческими ликами и печально обвисшими казацкими усами.

    Единорог

     

    Бой льва с единорогом – популярный каменный сюжет. Здесь зашифровано ожидание прихода Машиаха, царя-мессии. После смерти легендарного царя Соломона (около 928 г. до н.э.) еврейское государство раскололось на северную и южную части. В южной Иудее оказались колена Иегуды и Биньямина, а оставшиеся десять колен составили население северного царства Израиль. Северяне и южане долго враждовали и вели кровавые междоусобные войны, пока в 721 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II не покорил ослабленных междоусобицей северян и не угнал всех его жителей в рабство. С той поры эти десять колен Израиля считаются "утерянными".

    Борьба льва (олицетворение Иудеи) и единорога (олицетворение Израиля) напоминает о давней войне Севера и Юга и намекает о будущем приходе Машиаха, после чего это противостояние закончится, 10 утерянных колен найдутся, и еврейский народ опять объединится.

    Нередко встречаются и просто единороги, преимущественно мирно отдыхающие. Спящих единорогов традиционно изображали на могилах девушек – здесь они символизируют чистоту и невинность усопшей.

    Олень

    Если рогатый красавец – центральная фигура барельефа, можно смело судить, что перед вами могила человека по имени Гирш-Цви (то есть, Олень). Также этих животных часто изображали на надгробиях людей по имени Нафтали – так звали основателя одного из колен Израилевых, символом которого является олень. В еврейской традиции это животное также символизирует скорость при исполнении заветов Торы. В частности, в талмудическом трактате "Пиркей Авот" сказано: "Будь быстр как олень в служении Всевышнему". В этом случае изображение оленя символизирует ещё и праведность покойного. Встречается и лань – её часто изображали на могилах девушек.

    Заяц

    Поголовье куцехвостых ненамного уступает популяции каменных львов и оленей. На первый взгляд, это удивляет, ведь в иудаизме заяц – животное абсолютно некошерное. Но в данном случае речь идёт не о рагу из зайчатины, а о символизме: обыгрывается легендарная заячья трусость. Правда, зайцы символизируют не просто страх, а Страх Божий и трепет перед Небесами, указывая на богобоязненность покойного.

    Длинноухие встречаются как сами по себе, так и в различных композициях. Самая распространённая – заяц в когтях у орла. Орёл символизирует Бога, заяц – богобоязненного человека, всё вместе – богобоязненного человека, отдавшего себя в руки Господа. Кроме того, орёл символизируют ангела смерти, уносящего душу усопшего на небеса.

    Самый любопытный заячий сюжет – головоломка из трёх бегущих по кругу зверюшек. Такие надгробия – редкость, встречаются только в Сатанове и соседних Городке и Смотриче (всё – Хмельницкая обл.). На первый взгляд, каждый заяц здесь обыкновенный: четыре лапы, куцый хвост, два длинных уха. Но одновременно каждый из зайчиков совершенно безухий — его уши принадлежат соседям!

    Сюжет этот – поликонфессиональный. Изначально он появился в древнем буддистском пещерном монастыре Цяньфодун приблизительно в VI в. н.э. Мчащиеся по кругу зайцы в буддистской традиции воплощают бесконечность, бег времени и реинкарнацию души. Кроме того, образованный ушами треугольник символизирует триединство Неба, Земли и Человека.  Позже это изображение перекочевало в исламское сакральное искусство, далее – в христианское, где этот символ стал воплощением Святой Троицы. Например, в готическом соборе немецкого Падерборна трое косых украсили одно из окон – "окно трёх зайцев" стало неформальным символом этого города. В иудаизме зайцы символизируют ещё и трёх Праотцов – Авраама, Ицхака и Яакова.

    Белка

     

    Из мелких зверушек также популярны грызущие орешки белки. Они символизируют, что покойный всю свою жизнь "грыз" мудрость Торы, чтобы вытащить наружу её сокровенные тайны.

    Медведь

    Как и другая живность, мишки часто изображаются на могилах тёзок – людей по имени Дов-Бер (Медведь). Медвежьи сюжеты имеют и значение, аналогичное битве льва и единорога – ожидание прихода Машиаха. Встречаются изображения медведей с разъединёнными побегами в лапах: тут ветви символизируют 12 колен Израиля, которые соединятся воедино с приходом Мессии. Впрочем, в некоторых случаях мишка просто символизирует душу усопшего в Райском саду, вдыхающую аромат райских цветов (людей, напомним, изображать запрещалось).

    Весьма любопытен сюжет с двумя медведями, несущими огромную гроздь винограда. Это –символическое изображение разведчиков, отправленных в землю Ханаанскую и принесших оттуда гроздь винограда, настолько огромную, что её несли на шесте два человека.

    Поначалу этот сюжет получил распространение в христианстве. Здесь первый медведь символизировал Старый Завет и иудаизм, второй – христианство, ну а жердь с виноградом – распятого Христа, объединяющего Старый и Новый Заветы. В еврейской традиции смысл этого сюжета несколько иной: как виноградная гроздь стала символом доли урожая еврейского народа в Земле Обетованной, так же и покойный может рассчитывать на свою долю земли в Эрец Исраэль после прихода Мессии.

    Волк

     

    Зачастую этот хищник – центральная фигура барельефа. Последнее вовсе не означает, что покойный был злым и кровожадным, просто его звали Вольф (Волк). Встречаются также волки, держащие в пасти добычу - птиц, ланей или другую мелюзгу. В этом случае они символизируют ангелов смерти, вырвавших душу покойного. Подобный сюжет изображали на могилах людей, умерших насильственной смертью.

    Лиса

     

    Как и в сказках, лисица символизирует острый ум покойного. А ещё – душу среди райских кущей. В большинстве случаев вся мелкая живность – лани, зайцы, лисы, олени, птицы -  изображаются уткнувшимися носами (клювами) в символические изображения райских кущей, как бы вдыхая аромат цветов. Объяснение простое: согласно талмудических трактатов, души умерших проводят время, наслаждаясь пьянящими ароматами Райского сада. На мацеве на фото сверху от медведя изображены зайцы, снизу – лисы.

    Орёл

     

    Туристов удивляют двуглавые орлы, прочно ассоциирующиеся с Россией. Но еврейский орёл не имеет ничего общего ни Московией, ни с Австрийской империей. Да и поселились здесь эти птицы, когда и Московия, и Австрия ещё были дальней заграницей. В данном случае все орлы – что обычные, что двуглавые – символизируют Бога. В случае же "двуглавости" имеем намёк на дуалистическую сущность Божества.

    Аист

     

    На иврите эта птица называется "хасида" и имеет один корень с "хасидус" (праведность). Изображение аиста на надгробии как бы намекает на праведность покойного.  Аисты встречаются как сами по себе, так и со змеёй в клюве, что символизирует победу добра над злом. Кстати, змеи – тоже частые обитатели каменного зоопарка: они символизируют смерть.

    Птицы

     

    Из мелких птиц чаще всего встречаются голуби и горлицы, но бывают и певчие птички. Чаще всего пернатая мелюзга украшает женские надгробия. Символизм здесь понятен: женщина – хранительница семейного гнёздышка. Кроме того, птиц изображали на могилах женщин, носивших имена Фейга или Циппора (птичка). Но встречаются они и на мужских надгробиях. Например, голубь украшает памятники людей, которых звали Иона (голубь).

    Руки

     

    Изображения на надгробиях чётко указывают и на происхождение покойного. На многих памятниках можно увидеть изображение сложенных особым образом рук. Таким жестом жрецы Храма ранее благословляли народ. Такое изображение означает, что это могила когена - потомка первосвященника Аарона. Напомним, что по Закону службу в Храме могли выполнять только потомки Аарона (брата Моисея).

    На кладбище встречается другой вариант рук – в процессе омовения, или просто рукомойные принадлежности - кувшин, чаша, таз, полотенце. Это могилы левитов: они, как и когены, были служителями Храма, но рангом чуть пониже. Именно левиты во время скитаний пустыней несли Ковчег Завета. В их обязанность также входило сливать воду на руки жрецам во время ритуального омовения – что и зафиксировано на барельефах.

    Пятисвечник

     

    Чаще всего (но не всегда) пятисвечник украшает женские надгробия. Он выступает символом женского благочестия – в обязанность женщины входит зажигание свечей на Шабат и праздники.

    Звезда Давида

     

    Самый узнаваемый еврейский символ - шестилучевая Звезда Давида. она же Маген Давид. На старой части сатановского кладбища (XVI - XVIII вв.) она практически не встречается: как сугубо еврейский символ звезда получает популярность только со второй половины XIX в.

    В Сатанове лишь одно старое надгробие украшено Маген Давидом – могила Авраама-Давида Бабада. Звезду здесь удерживает парочка львов, в центре неё – дата: 5536 год (1774 или 1775 г.). Это одно из самых старых в Восточной Европе надгробий, украшенных шестиконечной звездой. Более того, Маген Давид здесь является центральной фигурой надгробия, что вообще не характерно для XVIII в. Шестилучевая звезда здесь служит не символом еврейства, как на более поздних надгробиях, а своеобразным оберегом, охраняющим душу покойного и само погребение от злых сил.

    Советская символика

     

    Если говорить о звёздах-оберегах, то стоит немного отвлечься от Сатанова. Этим летом на противоположном конце Подолья, в посёлке Мурованные Куриловцы (Винницкая обл.) автор обнаружил традиционные еврейские надгробия, вызвавшие ажиотаж среди специалистов в области некрополистики. Могилу некой Сары бат р. Шмуель (Сары дочери раввина Шмуеля) по фамилии Хаселева, умершей в 1937 г., украшает пятиконечная коммунистическая звезда! Рядом обнаружилась ещё одна "звездная могила" того же периода.

    И уж совсем сенсация в области еврейской некрополистики – на том же кладбище стоит абсолютно традиционная мацева, но украшенная серпом и молотом! Она тоже относится к 1930-м. Серпасто-молоткастый памятник тоже принадлежит женщине, о чём свидетельствует надпись "женщина важная" (остальная часть надписи скрыта землёй и барвинком). Формулировка "женщина важная" – классическое начало традиционной женской эпитафии, начиная с древнейших времён.

    Откуда такая страсть к коммунистической символике? Объяснение кроется как в дате (1937 г.), так и в географии Мурованных Куриловцев (на самой границе с тогдашним королевством Румыния). На 1937 г. приходится  пик первой в СССР государственной антисемитской кампании. В этих условиях местному еврею легко было загреметь в ГУЛАГ, а то и под расстрел как "румынскому шпиону". Отсюда и столь демонстративная лояльность. В этом случае что звёзды, что серп и молот тоже играли роль оберегов – правда, не столько для мёртвых, сколько для живых.

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 33 комментария , вы можете свернуть их
    Ариф Ганбаров # написал комментарий 13 августа 2017, 15:01
    Да, вспоминаю, что-то подобное я постил в сообе " В поддержку Израиля" где-то три года назад. И Тогда меня удивила звериная тематика, что противоречит основным запретам в иудаизме- изображение тварей.
    Mark Grinberg # ответил на комментарий Ариф Ганбаров 13 августа 2017, 15:20
    В иудаизме запрещено изображать человека ,а не животных.
    Владимир Леонтьев # ответил на комментарий Mark Grinberg 13 августа 2017, 17:37
    А интересно, как иудаизм сегодня смотрит на фотографии и тем паче на селфи?..)
    Mark Grinberg # ответил на комментарий Владимир Леонтьев 13 августа 2017, 18:31

    Есть сайты на которых можно задать вопрос раввину и получите ответ.
    Например ,ссылка на www.sem40.ru

    Владимир Леонтьев # ответил на комментарий Mark Grinberg 13 августа 2017, 19:50
    Да мне твое мнение интересно, друже..)
    Раньше как то не задумывался..)
    АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВ # ответил на комментарий Владимир Леонтьев 13 августа 2017, 21:22
    что вкусно то и кошерно
    Ариф Ганбаров # ответил на комментарий Mark Grinberg 13 августа 2017, 18:34
    Я вспоминаю "Иудейскую войну" Фейхтвангера. Где Иосиф бен Маттафий посещая дворец своего эллинизированного родственника, тайком любуется, понимая что это грешно, изображениями птиц.
    Евгения Алиева # ответила на комментарий Mark Grinberg 17 августа 2017, 19:14
    Получается, Модильяни и Шагал не были иудеями? ))
    вадим чернов # написал комментарий 13 августа 2017, 15:37
    Меня всегда удивляло, как это, несмотря на все бури ХХ века, пронесшиеся над территорией нынешней Украины, там остались не уничтоженными еврейские надгробья. Мне иногда в советские времена попадались на глаза еврейские кладбища, зачастую абсолютно заброшенные с поваленными плитами, и было понятно, что в округе нет ни одного еврея, могущего позаботиться о могилах единоверцев. Питаю надежду, что евреи Украины сегодня сумели как-то проявить заботу о похороненных в те печальные времена.
    виталий рубинфельд # ответил на комментарий вадим чернов 13 августа 2017, 16:26
    Не во всех местечках жители отправили могильные плиты в фундаменты домов и теперь на деньги богатых спонсоров, выходцев от туда и живущих в США, Канаде и т.д., востанавливаются кладбища, устанавливаются мемориалы. Так было в родном городке моего отца Старом Самборе. Там это сделал друг детства отца, живший в Канаде, Яков(Джек) Гарднер . Мало того, он ещё и несколько самых тяжёлых лет после развала СССР присылал ежемесячно деньги троим своим друзьям в Украину и Россию.
    МорЖ nl # ответил на комментарий виталий рубинфельд 13 августа 2017, 17:03
    В моем местечке мы полностью восстановили и содержим в идеальном порядке кладбища- их два. Последний еврей уехал оттуда в 1992 г.
    Людмила Иванова # ответила на комментарий МорЖ nl 13 августа 2017, 17:05
    Комментарий удален модератором сообщества
    виталий рубинфельд # ответил на комментарий МорЖ nl 13 августа 2017, 17:43
    Вам отдельное спасибо!
    МорЖ nl # ответил на комментарий виталий рубинфельд 13 августа 2017, 18:09
    )
    За что?
    Иначе быть не может и не должно.
    O A # написала комментарий 13 августа 2017, 18:03
    Вот что вспомнила.
    В воспоминаниях астрофизика, член-кора Академии Наук СССР, Иосифа Самуиловича Шкловского ,"Эшелон" описан очень интересное событие, связанное с еврейским кладбищем в Праге, на котором находится одна известная могила.
    Как говорится, "в каждой шутке есть доля шутки", однако:
    "А потом мы пошли на старое еврейское кладбище. И тут я только заметил, что один из членов нашей группы, молодой, очень симпатичный Леша Гвамичава, ближайший помощник Коли Кардашева по изготовлению космического радиотелескопа КРТ-10, имеет невыразимо-страдальческий вид. «Что с Вами, Леша?» — спросил я. «Зуб», — только и мог прошептать бедный парень. Это надо же! Впервые выехал за границу — и такое невезение! Как же быть? Неужели пропадать?
    И тут меня осенила идея, которую я могу смело назвать великолепной! Мы как раз подходили к центральной части кладбища, где находился большой склеп рабби Леви. Я объяснил соотечественникам, чем был знаменит этот служитель древнейшего монотеистического культа. «Есть поверье, связанное с могилой рабби Леви. Если изложить в письменном виде какую-нибудь просьбу, а записку сунуть в эту щель — говорят, просьба исполняется. А кстати, Леша, не обратиться ли Вам к рабби насчет своих зубов?» Раздался смех. Алеша только спросил: «На каком языке лучше писать — на русском или на грузинском?» «Пишите на грузинском. Полагаю, что это будет единственная записка на столь необычном для средней Европы языке, поэтому она сразу привлечет к себе внимание тени великого каббалиста». Леша вырвал из блокнота листок и стал что-то писать, после чего присоединил свою писульку к сотням бумажек, буквально выпиравших из щели склепа.
    Вдруг я почувствовал, что в моей чуткой аудитории что-то изменилось. Я не сразу понял, в чем дело.
    O A # написала комментарий 13 августа 2017, 18:04
    До меня смысл случившегося дошел только тогда, когда я увидел сияющие глаза Леши, смотревшие в сторону от того невеселого места, где мы были. «Что, Леша, перестал болеть зуб?» — уверенно спросил я. «Как рукой сняло. Это случилось внезапно, пять минут тому назад».
    Вот какое чудо Вы натворили, почтеннейший рабби! Десять дней шел конгресс, мы с Лешей вместе сделали доклад по КРТ, выступали в многочисленных дискуссиях. Леша все это время был, как огурчик. Конгресс кончился, и мы все на пражском аэродроме ожидаем посадки на наш ИЛ-62. И тут ко мне подходит Леша — такой жалкий, что смотреть на него было невыносимо. «Зуб», — простонал бедняга. «Ничего не попишешь, Леша. Чары рабби Леви на территорию международного аэропорта не распространяются. Единственное, что я могу Вам посоветовать — прямо из Шереметьева поехать в поликлинику». Так он и сделал.
    Это подлинная история, случившаяся в славном городе Праге 28 сентября 1977 года в присутствии дюжины свидетелей. Полагаю, что ее можно объяснить в рамках современной медицинской науки (самовнушение и пр.). А впрочем — Бог его знает…"
    O A # написала комментарий 13 августа 2017, 18:06
    Тоже из воспоминаний Шкловского, о том же самом еврейском кладбище в Праге:
    "...я их повел к другой синагоге, стены которой покрыты каллиграфически выполненными фамилиями 147 000 чешских евреев, уничтоженных немецкими фашистами. Эту титаническую работу сделал один сошедший с ума художник, у которого в газовых камерах лагеря Терезин погибла вся семья. Увы, значительную часть надписей смыла непогода и естественное разрушение — особенно в нижней части стен. Власти Праги ничего, конечно, не делают для сохранения этого единственного в своем роде памятника ужасам фашизма."
    Это было в 1977 году. Интересно, что там делается сейчас.
    O A # ответила на комментарий вадим чернов 14 августа 2017, 08:09
    Спасибо.
    АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВ # ответил на комментарий O A 13 августа 2017, 21:27
    синагога востановлена, территоря кладбища огорожена, только сильно уменьшилась в размерах
    Nori Soji # написала комментарий 26 августа 2017, 22:11
    Просто невероятно!!!По такому кладбищу можно ходить часами-надгробия как произведения искусства и совсем нет мрачного ощущения от близости к смерти.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 1250 записей в блогах и 17299 комментариев.
    Зарегистрировался 111 новых макспаркеров. Теперь нас 4950998.