Как праздновали Рождество в России век назад

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Александр Иванов написал
    2 оценок, 15143 просмотра Обсудить (22)

          Рождество – один из главных и наиболее любимых в дореволюционной России праздников.

    В Рождественский сочельник (24 декабря/6 января), день самого строгого поста и канун Рождества, простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, "вифлеемской" звезды, возвестившей рождение Спасителя.

     

    В рождественских обрядах различаются кутья бедная и богатая. Бедная (или постная) кутья проводится в рождественский сочельник, богатая в новогодний (а иногда и в крещение). Кутья обычно варится из зерен пшеницы; но в некоторых случаях приготовление ее варьируется.

    Наряду с кутьей обязательной частью сочельнической трапезы был "взвар", (компот) из сухих плодов и ягод, развариваемых с медом или сахаром в горшке. Широкое распространение как сочельническое блюдо имеют блины.

    Обычай ставить украшенную рождественскую ель был введен Петром I, но с окончанием его эпохи был практически забыт. Вернулся он, в первую очередь в дворянские дома, во второй половине 19-го века.

     

    В самом конце 19-го века появляются в столичных российских городах многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве - на Театральной площади (прямо перед Большим театром).

     

    Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача.

    Праздник Рождества тогда справлялся в домах торжественно. Приготовления елки от младших в семье детей, как правило, скрывались. Украшалась она либо канонично после всенощной, либо (в более либеральных семьях) до всенощной, но доступа к ней не было. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали им после забав. Один из петербургских богачей заказал "Искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материю и лентами. Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви цветами и конфетами и разнообразными фруктами. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей, заиграла музыка. По окончании вечера, пустили детей срывать с елки, все то, что висело на ней.

     

    Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая, и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы; они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи". 

    Обязательными были детские подарки под елкой. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в "передачу" (подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке). После всенощной свечи на елке зажигали для детей, но ненадолго. Детские праздники устраивались уже на второй и третий день.

      

    "Костюмы" на детских праздниках раздавались детям хозяевами дома. Часто это был только бумажный головной убор (чепчик, шляпка, треуголка, жокейский картуз). Меняться костюмами не полагалось.

    Для мужчин в первые дни Рождества были обязательны "визиты" (снизу вверх по родственной и социальной лестнице). "Визит" длился не более 10-15 минут и включал поздравление со стороны гостя и угощение (часто и подарок) со стороны хозяев.

    Впрочем, подарки дарились не только детям. Канун Рождества и Святки считались днями особой благотворительности и участливости по отношению к тем, кто лишен по каким-либо причинам возможности быть причастным к празднеству. В эти дни старались посещать больных, ходить в тюрьмы с подарками. В дни, когда Господь дарит Себя в образе человеческом, должна быть внутренняя готовность к щедрости, к желанию помочь нуждающимся.

    Елка в купеческих и мещанских домах наряжалась не заранее, а в первый день Рождества. С первого же дня Рождества в обычае были походы друг к другу "с поздравлением" (как и у дворян, снизу вверх по социальной лестнице).

    В купеческих и мещанских домах Рождество праздновалось несколько иначе. До праздника, в Филиппов пост, в доме господствовал рыбный стол. Для состоятельных - белуга, осетрина, судак, навага. Для более бедных - сельдь, сомовина, лещ. Для более состоятельных покупателей на Рождественский стол - поросята, птица (продаваемая часто поштучно, а не на вес) и дичь.

    Праздник всегда мыслился человеком одухотворенным: он "заходил", "уходил", его встречали и провожали. Его олицетворяли всякие вещные символы, в том числе и живые персонификации. В конце праздника их уничтожали торжественно. Переживаемые божеством-праздником "страсти" - это и есть момент его смерти и возрождения. Поэтому главный элемент всего ритуального действия - ритуальная трапеза - в качестве главного блюда обычно включала самое божество, как говорили в XIX веке, "животный образ бога". На святки это жареный поросенок или кабан. Символом рождественского же стола становилась свинина. Свиные туши в изобилии привозились в Москву прошлого века обозами. Один из благотворительных обрядов будущего разговения - раздача свиных "осколков" (мелких кусков мороженой свинины) нищим и неимущим. Умирающий и возрождающийся бог, воплощение праздника, в ритуальной еде символически умерщвлялся и возрождался в человеке. В этом был главный праздничный акт.

     В купеческих и мещанских семьях пост соблюдался строже, чем в дворянских, в том числе и обычай не есть до "первой звезды". Еда сочельника - кутья и взвар, ставились под иконы на подстилке из сена. Их употребляли до Всенощной. 

    После Всенощной - обряд "прославления Рождества" или колядование - хождение по домам с колядными песнями, прославляющими Рождество. Но Колядками ведь не только славили Христа, но и желали хозяину дома богатства и благополучия. Колядные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение.

    Коренные москвичи не употребляли слова "колядовать", - говорили "славить".

    Один из вопросов, что дарили на Рождество в дореволюционной России. Каких-либо особых норм на сей счет не существовало, разве что в отдельных семьях могли возникнуть свои собственные традиции, передающиеся из поколения в поколение.

    Так, например, известно, что на именины, Рождество и Пасху царским дочкам обычно дарили по одной жемчужине и одному бриллианту. Таким образом, к совершеннолетию у каждой должно было быть по нитке идеально ровного жемчуга и по бриллиантовому колье. На рождение дарили образки тезоименных святых. Когда царскую семью расстреливали, с них сняли все, кроме образков и крестильных крестов.

    К концу 19-го века возникла традиция дарения открыток. Первая поздравительная открытка появилась в России к Пасхе 1897 года, и уже через пару лет рынок был завален сотнями разнообразных пасхальных и рождественских сюжетов. С выпуском русскоязычных поздравительных открыток отечественный ассортимент становится самым разнообразным в Европе. К зимним праздникам открытки печатались с тремя типами надписей: "С Рождеством Христовым", "С Новым годом" и "С Рождеством Христовым! С Новым годом".

     

    Русские сюжеты были крайне разнообразны: очаровательные детишки Бем, Лебедевой-Анохиной и Лаврова с текстами из русских пословиц, шутливые деревенские сценки Зворыкина и Верова, крестьяне Каразина, барышни XVIII века Плошинского. В изобилии изображались русские церкви, зимние пейзажи, лапки елок. Изданные в большинстве своем литографским способом, часто присыпанные блестками или давленые, открытки сразу же стали привлекательны для желающих найти не слишком дорогой подарок.

     

    Это конечно, не все рождественские традиции дореволюционной России, но они вместе с празднованием Рождества после 1917г ушли из жизни страны. На смену им пришли иные традиции, только не знаю, настолько равноценна эта замена.

     

     

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 22 комментария , вы можете свернуть их
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Меркурий Голоднов # ответил на комментарий ppp sss 9 января 2013, 09:24
    Если разобраться, христианство на Руси тоже "поломало" языческие обряды Рождества нового Солнца. Так что церкви грех обижаться на совковую власть. Обе они нелегитимные для русского народа и обе любили "сломать" что-нибудь в древней русской традиции. Но и церковь, и совковую власть объединяет также то, что обе они временные на Руси.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Меркурий Голоднов 9 января 2013, 10:38
    Вы считаете, что христианство на Руси было чем-то чуждым, ненавистным народу. Что Рождество праздновали принудительно, а иконы в красном углу избы крестьян заставляли вешать насильно? Но мне кажется, что хрстианская вера в народе соединилась как-то с древними представлениями о вере, Ведь празднование Рождества в народе, кроме церковно службы, состояло и из того, что не предписывалось никакими церковными канонами, но соединено воедино в народе с праздником Рождества.
    Меркурий Голоднов # ответил на комментарий Александр Иванов 9 января 2013, 12:31
    Это не я считаю, а так и есть, ибо ну нахуя русским поклоняться трупу обрезанного еврея. У нас свои родные боги, а мы их дети и внуки. А не рабы, как в христианстве. Чтобы у тебя не осталось чувства дицемерной христианской благости, напомню, что христианство насаждалось огнём и мечом. Буквально.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Меркурий Голоднов 9 января 2013, 16:02
    Трупу поклонялись большевики, он и сейчас еще в мавзолее. А о каком родном боге вы говорите, или его имя нельня называть?
    Меркурий Голоднов # ответил на комментарий Александр Иванов 9 января 2013, 16:25
    Не бог, а родные боги. Христиане же поклоняются трупу обрезанного еврея, некоторые даже на шее носят изображение распятия с трупом. А жидобольшевики всего лишь спародировали иудеохристианство.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Меркурий Голоднов 9 января 2013, 17:03
    Так кто же эти родные боги и чему они учат, раскройте секрет?
    Меркурий Голоднов # ответил на комментарий Александр Иванов 9 января 2013, 17:25
    Родные русские покровительствуют нашему роду, если ты не в курсе, человек неизвестной нации по фамилии Иванов.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Меркурий Голоднов 9 января 2013, 18:20
    Раз они покровительствуют и помогают Вам, то я рад за Вас, русский Меркурий. Мне, крестьянину Иванову, не дано познать других, древних и истинных богов.
    Меркурий Голоднов # ответил на комментарий Александр Иванов 9 января 2013, 20:41
    Родные боги покровительствуют русскому народу, в том чисое и мне, а не только мне. А тебе вряд ли. Значит, ты не русский и потому не крестьянин.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Александр Иванов # ответил на комментарий ppp sss 9 января 2013, 10:56
    Последней открыткой я хотел сказать как власть хотела превратить людей в бездушный винтик в производственном механизме. А про взвар и кутью или детские елки - так ведь рождественские традиции в городе и деревне, у крестьян, мещан, купцов и дворян не могли полность совпадать, но было в них что-то общее, что объединяло.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # написала комментарий 9 января 2013, 15:35
    С большим удовольствием прочитала об истории Рождественских традиций.Во времена моего детства некоторые из них ещё соблюдались в деревне -это кутья и узвар.Но мать добавляла ещё и пироги с маком,которые я очень любила.Всё-таки традиции-это кусочек нашей жизни,как важно,чтобы они соблюдались.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Алина Алексеева 9 января 2013, 16:21
    Вы как-то писали об итальянской традиции праздновать Рождество, вот и я решил написать про празднование Рождества в России, только в прошлом, ибо в настоящем этого давно нет. А еще была традиция публиковать к Рождеству в журналах рождественские рассказы и многими известными писателями: Диккенсом, Андерсеном, Достоевским и др. писались такие рассказы, которые всегда учили добру и милосердию, чего сейчас так не хватает.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Иванов 9 января 2013, 16:50
    Мне кажется ,что каждая нация и государство сильна своими традициями.Очень важно их знать соблюдать и передавать новому поколению.Дело в том,что многие религиозные традиции были утрачены,а те,что были при Союзе постепенно исчезают.Вот и остались у разбитого корыта.Хорошо,что теперь постепенно возрождаются религиозные.Думаю со временем всё будет по другому.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Алина Алексеева 9 января 2013, 17:53
    Советские традиции при кажущейся их всенародности все-таки были спущены "сверху" и не имели национальных корней, поэтому и начали забываться. Мне кажется у людей настальгия не по этим традициям, а по тому времени, когда они были молоды и жизнь казалась простой и прекрасной.
    Может и вернутся настоящие близкие народу традиции. которые и вернут все на круги своя.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Иванов 9 января 2013, 18:00
    Для этого нужно воспитать на этих традициях целое поколение,а это будет не скоро.Ведь традиция-это то,что вырабатывается поколениями людей.
    Михаил Василевский # написал комментарий 9 января 2013, 20:27
    Спасибо Александр
    Хорошая статья. Добрая. Даже ощущение ностальгии по прошлому времени, потерянному, возникло. Хотя, если честно, революция то не просто так произошла...
    Александр Иванов # ответил на комментарий Михаил Василевский 9 января 2013, 22:54
    Михаил. Просто хотелось вспомнить что-то доброе, что читал о праздновании Рождества. А по поводу революции я до сих по не могу однозначно для себя решить, что в ней было больше - реализация объективных причин или реализация субъективных желаний. Ведь в других странах весь кровавый период их истории остался где-то в средневековье, и только России выпала участь в 20в. начать кровавую бойню своего народа за "светлое будущее".
    Михаил Василевский # ответил на комментарий Александр Иванов 10 января 2013, 03:02
    Как мне кажется ответ надо искать начиная с Крещения Руси. Следующий этап - это татаро-монголы. Ну и третий, последний гвоздь в крышку гроба - это действия Петра 1, в смысле попытка цивилизовать Русь, привив ей во многом чуждые традиции. Знать, со свойственной ей подвижностью, внешне восприняла их оставаясь все такой же деспотичной, а низы остались такими же. В итоге жуткое расслоение и две культуры. Представителями этих двух культур были славянофилы и западникию Ну, а всякие темные элементы, я имею ввиду всяких революционеров, воспользовались этим и все это вылилось в осень 17-го года. Простой русский человек принимал общину и справедливость и отвергал индивидуализм, приводящий к тому, что вчерашний товарищ превращал тебя в раба.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Михаил Василевский 10 января 2013, 10:56
    Я тоже об этом читал и думал. Славянофилы и западники. Две культуры – элиты и народа. Но почему такая озлобленность народа против элиты в 1917г. – разве только из-за непонимания ее культуры? Готовы были брататься с кем угодно, а свою элиту на штыки подымало. Тут кто-то спорил, что все зло от введения на Руси христианства. А чем христианство не по нраву оказалось народу: все люди –братья и сестры, возлюби ближнего. Какого рая народу хотелось – которого можно добыть через кровь другого, который не такой как ты? Трудно это понять
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 982 записи в блогах и 8983 комментария.
    Зарегистрировалось 37 новых макспаркеров. Теперь нас 5019211.