Инквизиция православная

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    leonid kenarskij перепечатал из x-files.org.ua
    6 оценок, 157 просмотров Обсудить (23)
    В дореволюционной исторической литературе высказывалась - правда, очень робко - мысль, что православная церковь, так же как и католическая, использовала инквизиционные методы расправы над теми, кто выступал против религиозной идеологии и феодального гнета, и имела для этого особый аппарат. Историки считали, что начало инквизиции в восточной церкви было положено еще во времена императора Феодосия в Константинополе (IV в. н. э.).
    "Петр I, - писал один историк в журнале "Русский вестник" в 1891 году, - создал у нас инквизицию и инквизиторов, и нет возможности отрицать, что все гражданское и церковное управление при нем и долгое время после него было проникнуто инквизиционным настроением".
    Церковные власти возражали против попыток разоблачить инквизиционный характер деятельности православной церкви. Видные церковные историки по поручению Синода выступали в печати с опровержением таких попыток. Они утверждали, что православная церковь в России не знала инквизиции и что у нее не было такого аппарата, каким располагала католическая церковь.
    Так, известный церковный историк М. И. Горчаков доказывал, будто инквизиционный процесс считался главным средством борьбы церкви с ее врагами и не заменялся другими видами судопроизводства лишь в католической церкви, в древних же "правилах" православной церкви якобы нет сведений об особом трибунале, занимавшемся преследованием и осуждением еретиков.
    Институт инквизиции в России отрицал и другой церковный историк, Н. И. Барсов. В книге "Существовала ли в России инквизиция?" (1892 г.) он утверждал, что созданные при Петре I Приказ протоинквизиторских дел и другие церковные учреждения носили совершенно невинный характер: они лишь наблюдали за деятельностью епископов и церковных организаций, а их выступления против еретиков и других врагов церкви носили случайный и непоследовательный характер.
    Споры о том, была ли в России инквизиция, на этом, собственно, и закончились. Инквизиционные порядки в монастырских тюрьмах и других церковных организациях освещались и в некоторых других работах, но эти работы либо запрещались, либо замалчивались.
    Так, в 1898 г. В. Г. Короленко в статье "Об инквизиции", предназначенной для журнала "Русское богатство", говоря об изуверстве и религиозном фанатизме, разжигавшемся церковными инквизиторами - католиками в г. Ковно, пытался разоблачить деятельность и православных инквизиторов в царской России. Однако статья эта была запрещена цензурой.
    Лишь в годы первой русской революции прогрессивному историку и общественному деятелю А. С. Пругавину удалось познакомить русское общество с инквизиционной деятельностью монастырских застенков. Его работы, основанные на архивных материалах, вызвали в обществе широкий отклик. Журналы того времени писали, что со страниц его книг "веет ужасами инквизиции" и если инквизиция отошла уже в область преданий, то монастырские тюрьмы представляют современное зло и даже в XX веке сохранили специфические черты человеконенавистничества и жестокости. Духовное ведомство не стало опровергать опубликованные Пругавиным материалы, оно предпочло молчать о них.
    Но в годы реакции, наступившей после разгрома революции 1905 года, дальнейшее разоблачение инквизиционной деятельности православной церкви было невозможно; ее интересы надежно защищал весь административный и полицейский аппарат самодержавия.
    Православные церковники нередко критиковали католическую церковь за деятельность ее инквизиции. Они говорили, что католическая инквизиция не есть учреждение "каноническое", так как в церковных канонах нет указаний на право церкви подвергать за отступление от веры смертной казни или другим наказаниям. Мол, католическая церковь, присвоив себе функции уголовного суда и организовав для этого внутри самой церкви особый орган - инквизицию, поступила неправильно, "не канонически".
    Возникновение инквизиции как особого учреждения относится историками обычно к началу XIII в., когда преследование еретиков было возложено на монахов доминиканского ордена. Но и до этого католическая церковь огнем и мечом расправлялась с участниками народных антифеодальных движений, имевших религиозную оболочку. Католическая церковь боролась против прогрессивной общественной мысли, против развития просвещения и науки. Она сжигала отдельные книги и целые библиотеки, уничтожала замечательные памятники искусства, предавала смерти ученых.
    Епископ Августин, живший в IV в. н. э., разработал целую теорию для оправдания массового убийства людей, выступавших против церкви, используя для этого тексты Священного писания и "творения" отцов церкви. Августин доказывал, что сам бог требует физического уничтожения людей, восстававших против светской и церковной власти. Учение Августина было положено в основу деятельности католической инквизиции. Его взгляды хорошо усвоили и православные церковники.
    Католическая церковь была одним из самых могущественных феодалов. Она сосредоточила в своих руках огромную экономическую и политическую силу. По словам Ф. Энгельса, церковные феодалы "эксплуатировали своих подданных так же беспощадно, как дворянство и князья, но вели себя еще более бесстыдно".
    Православная церковь также была крупнейшим феодалом в России. Ей принадлежало свыше миллиона крестьян, которых она угнетала с исключительной жестокостью, используя для этого хорошо налаженный аппарат принуждения.
    Борьба народных масс против феодального гнета часто принимала религиозную оболочку, выступая в виде разных ересей. Восставая против феодальной эксплуатации, массы боролись и против церкви, так как церковь оправдывала и защищала этот гнет, освящала феодальный строй божественным авторитетом. По словам Ф. Энгельса, церковь занимала положение "наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя. Ясно, что при этих условиях все выраженные в общей форме нападки на феодализм и, прежде всего, нападки на церковь, все социальные и политические революционные доктрины должны были по преимуществу представлять из себя одновременно и богословские ереси".
    Против антифеодальных движений, принимавших религиозную оболочку, и направлен был, прежде всего, "духовный меч", соединявшийся с мечом светским. Светская власть также использовала инквизицию для борьбы с еретическим движением, ибо еретики, как отметил Ф. Энгельс, "были столь же опасными врагами монархии в государстве, как и папства, и церкви".
    Наказание еретиков сожжением на костре было введено в светское законодательство многих стран уже в ХИ-ХШ веках. Для оправдания этого обычно ссылались на "божественные" законы.
    Инквизиция очень скоро распространила свои органы во многих европейских странах, где церковь благодаря инквизиции превратилась в самое страшное орудие абсолютизма. Она применяла такие меры устрашения, как сыск, доносы, конфискация имущества, пытки, сожжение на костре. Расследованием дел инквизиция обычно не занималась, установленного процесса судопроизводства у нее не было. Инквизиция сама определяла сущность преступления против веры, сама выносила приговоры, а затем передавала обвиняемых светской власти для приведения приговоров в исполнение. Из всех видов наказания инквизиция предпочитала смертную казнь.
    Фома Аквинский (1227 - 1274) обосновал необходимость смертной казни для еретиков: ересь-де большее преступление, чем даже оскорбление государя. Лицемерно заявляя о нежелательности проливать кровь осужденных, Фома Аквинский рекомендовал заживо сжигать еретиков, и такой способ расправы с ними надолго вошел в практику инквизиции. Начиная со второй половины XIII в., инквизиционные костры запылали во многих европейских странах. Зажгли их и в России. Участь еретиков здесь разделили чародеи, ведьмы и другие ослушники православной церкви.
    В России еретиков судили по "градскому" закону, но это - по словам историка Н. М. Карамзина - было лишь одной "пристойностью". Хотя православная церковь не располагала таким инквизиционным аппаратом, какой имела католическая церковь, но в борьбе с ересями, прикрывавшими, как и на Западе, движение против феодального гнета, она применяла настоящие инквизиционные методы расправы - розыск и допрос под пытками и другие способы "познания истины". Она вела часто весь судебный процесс, добиваясь угодного ей приговора и наказания. Православная церковь посылала на костры еретиков и ослушников собственной властью, светская же власть была лишь исполнительницей ее требований и приговоров. Один из основателей православной инквизиции Иосиф Волоцкий провозгласил, что царь, не желавший бороться против ересей, не слуга божий, а дьявол.
    Свою инквизиторскую деятельность православная церковь осуществляла через судебные органы, находившиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она располагала и специальными органами, созданными для расследования дел против религии и церкви - Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольнической и Новокрещенской конторами и др.
    В духовном приказе рассматривались дела о богохульстве, еретичестве, волшебстве, святотатстве. Дела против веры и церкви вело также организованное при Синоде в 1721 г. тиунское управление. Приказ духовных дел наблюдал за "чистотой" православия, расправлялся с раскольниками и еретиками.
    Приказ инквизиторских дел вел следствие по делам "интересным" и "безгласным". Он имел большой штат инквизиторов как в Москве, так и на местах; возглавлял его протоинквизитор, архимандрит московского Данилова монастыря Пафнутий. В распоряжении Приказа инквизиторских дел были свои подьячие, своя охрана и собственная тюрьма. Настоящим инквизиторским застенком являлась и Раскольническая контора, существовавшая до 1764 г. С организацией духовных консисторий (1744 г.) дела о религиозных преступлениях перешли в их ведение. Консистории производили розыск по делам против веры и церкви, сажали в свои тюрьмы обвиняемых, чинили над ними суд и расправу. Наиболее важные дела вел непосредственно Синод. Он применял такие же инквизиционные методы воздействия, как и другие церковные организации. Монастырские власти вели следствие над неугодными правительству и церкви людьми, держали их в жестоком тюремном заключении.
    По настоянию церкви делами о преступлениях против церкви и религии занимались и светские следственные органы - Сыскной приказ, Тайная канцелярия, Преображенский приказ и др. Сюда поступали дела от церковных властей в тех случаях, когда в "изъяснение подлинной правды" требовалось подвергнуть обвиняемых пыткам. И здесь духовное ведомство продолжало наблюдать за ведением следствия, получало допросные листы и "экстракты". Оно ревниво оберегало свои судебные права, не допуская их умаления со стороны светских властей. Если светский суд не проявлял достаточной оперативности или отказывался пытать обвиняемых, посланных церковниками, те жаловались на ослушников светским властям. По настоянию духовных властей правительство неоднократно подтверждало, что местные власти обязаны по требованию епархиальных иерархов принимать направленных ими людей "для полного розыска".

    Автор: Е.Грекулов
    Источник: "Интересная газета. Тайны истории" №6 2012 г.

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 23 комментария , вы можете свернуть их
    Александр Фомин # написал комментарий 6 апреля 2012, 19:36

    Желающих более детально ознакомиться с инквизицией в России рекомендую ознакомится с трудом Богословского М.М. "Незамоленные грехи РПЦ" ссылка на www.ateism.ru

    Виктор Иванов # ответил на комментарий Александр Фомин 6 апреля 2012, 19:45
    Есть ещё "Криминальная история христианства" К.Дешнера в четырех аж томах.
    С сожалению, в РФ вышел только 1й том. Потом издетельству вежливо "посоветовали не суетиться".....
    Александр Фомин # ответил на комментарий Виктор Иванов 6 апреля 2012, 19:58
    Ну иного и ожидать нечего.
    ludmila kosarenko # ответила на комментарий Виктор Иванов 7 апреля 2012, 02:02
    Зато есть все! четыре на итальянском(читаю и перечитываю в захлёб),немецком,испанском.
    Православие ещё сильно!
    Виктор Иванов # ответил на комментарий ludmila kosarenko 7 апреля 2012, 13:37
    Я тоже тремя языками владею, только (к сожалению) это русский, военный и матерный....
    ludmila kosarenko # ответила на комментарий Виктор Иванов 7 апреля 2012, 21:00
    И что,словари тоже есть"матерного"?
    Шучу.Я хорошо владею итальянским,после четверти века жизни среди итальянцев стыдно бы не знать.
    А насчет этих книг на немецком и испанском,просто полюбопытствовала у знакомых.
    Виктор Иванов # ответил на комментарий ludmila kosarenko 7 апреля 2012, 21:07
    Итальянским у меня владеет дочь. На уровне разговорного. Каждый год ездит в Италию, вот и пошла на курсы.... А то, - говорит, - итальянцы такие тупые, никто английского не знает....
    ludmila kosarenko # ответила на комментарий Виктор Иванов 7 апреля 2012, 21:57
    Знать язык на уровне говорить-читать,совсем не значит ПОНИМАТЬ жизнь(семья,работа,интересы,образование ит.д.) этого народа.
    Желаю вашей дочери освободить свою речь от пошлого слова "тупой" по отношению к целому народу.
    Чести, ни уму,ни собственной совести, такие высказывания не делают.
    В России на душу населения СКОЛЬКО человек знают английский?
    Я тоже не знаю аглицкого(и принципиально не буду знать)-тоже "тупая"?
    Виктор Иванов # ответил на комментарий ludmila kosarenko 7 апреля 2012, 22:06
    Людмила, не принимайте близко к сердцу. "Тупой" было сказано по Задорноу: "Ну, американцы тупые!!!"...
    Николай Красиков # ответил на комментарий ludmila kosarenko 7 апреля 2012, 18:21
    и будет еще сильнее.
    ludmila kosarenko # ответила на комментарий Николай Красиков 7 апреля 2012, 20:55
    Ну куда уж пакостнее-то?
    Николай Красиков # ответил на комментарий ludmila kosarenko 7 апреля 2012, 23:22
    отвечу так, чтобы и вы поняли: туда, любезная, туда.
    Виктор Иванов # написал комментарий 6 апреля 2012, 19:46
    Леонид, зря вы это опубликовали: наши православные воспримут это как "идеологический базис" для отмщения атеистам и либерастам за нанесенные "оскорбления:)))))))))))
    leonid kenarskij # ответил на комментарий Виктор Иванов 6 апреля 2012, 20:15
    Те про кого статья так же как и те кто её возмутится,это не православные,это изверги в рясах и их лакеи спекулирующие православием.И в подтверждение этому много фактов,и именно опубликованных и расследуемых СК,об изуверствах в монастырях,особенно женских,да и в мужских.А в случае мести,это будет ещё одним подтверждением в том что это никакие не православные а изверги прячущиеся в православные одежды и жирующая мерзость которая как и 2000 лет назад вместе с первосвященниками кричала"Распни ЕГО".
    ludmila kosarenko # написала комментарий 7 апреля 2012, 02:12
    Удивительно!,когда неонацисты снова берут идеологией кровавый нацизм и интичеловечность,те же верующие возмущаются.
    И чем христианство-то лучше?Тем,что ЗАКОННО заливало кровью и страданиями землю и народы на ней живущие.
    И ничего,НЕ возмущаются фанатично любящие еврейского Яхве, с умилением произнося "на всё воля Божья"!
    Алексей Архивариус # написал комментарий 7 апреля 2012, 12:12
    Начало христианства в России - это массовые убийства тех, кто не желал крестится....Святые церкви - Владимир "красно солнышко" - утопивший Русь в крови...."святая княгиня Ольга - пировавшая на закопанных живьем сородичах - это о многом говорит... Власть окучивала народ в материальном плане - обдирая поборами как липку - церковь кроме этого еще и лепила раба - во всем поддерживая власть изначально и оправдывая их мерзости...Ничего с тех времен не изменилось - тандем церкви и власти действует и поныне и навязывается народу... А "святые" - "петр и хевронья"?.....Колдунья которая насильственно женила на себе петра - это образец для подражания??!! - это такая любовь должна быть?...Ничего кроме отвращения и чувства брезгливости, наша власть, церковь...так называемая "оранжевая" оппозиция....пиявки "право"защитники и прочее отребье - больше ничего не вызывают.
    Евгений Кулешов # написал комментарий 7 апреля 2012, 16:22
    "В России еретиков судили по "градскому" закону, но это - по словам историка Н. М. Карамзина - было лишь одной "пристойностью".
    В современной России пытаются брать пример с Ивана III, царя - изувера, по решению которого были сожжены "еретики" и наглухо забито окно в Европу посчле ликвидации Новгорода и торговли с Ганзой.
    Николай Красиков # написал комментарий 7 апреля 2012, 18:27
    все возмущаются ужасам инквизиции и никто не хочет задуматься, что наряду с ней существовала светская юстиция. в англии браконьеров казнили. потом согнали сотни тысяч фермеров с земли в рамках програмы огораживания, а бродяг тоже казнили. и еще совсем недавно там же - в бастионе демократии - могли казнить голодного ребенка за украденную булочку. так что не во всем виновата инквизиция.
    ludmila kosarenko # ответила на комментарий Николай Красиков 7 апреля 2012, 21:07
    Типа:глянь,везде убивают,а мы-то ..славные,хуже других,что ли должны быть?
    А насчёт светской юстиции-НЕ надо ля-ля!Прочитайте про Священный Синод,найдете,кто и зачем назывался Обер-прокурор и всё другое.
    Николай Красиков # ответил на комментарий ludmila kosarenko 7 апреля 2012, 23:28
    мы, православные, должны быть лучше, иначе - чем мы отличаемся от вас? здесь речь о другом: упрекая церковь в репрессиях (всегда ли безвинных?) оборотитесь на себя. не осуждаю - какие времена, такие нравы.
    ludmila kosarenko # ответила на комментарий Николай Красиков 8 апреля 2012, 00:14
    "ВРЕМЕНА" всегда! делают ЛЮДИ!
    Прочтите(человек совестливый боязан!) на досуге:
    Пругавин А."Монастырские тюрьмы в борьбе с сектанством"-мизер, но ЧЕЛОВЕКУ долго не уснуть от такого.А ведь Пругавин писал очень "по-божески",боясь обидеть,будучи очень верующим,"святейшиства".
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Я согласен
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 2039 записей в блогах и 24239 комментариев.
    Зарегистрировалось 128 новых макспаркеров. Теперь нас 3461254.