Рифма и её разновидности

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Алла Волкова перепечаталa из www.poezia.ru
    7 оценок, 1297 просмотров Обсудить (66)

    Первая часть материала о рифме - не публиковавшаяся ранее. Самые дотошные разберутся.

    Вторая часть - из старых материалов. Сведения там  доступные и не менее интересные.

    Желаю творческого прочтения!


    Рифма - повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском класическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

    В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает:

    Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

    И море, и буря качали наш челн;
    Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
    Две беспредельности были во мне,
    И мной своевольно играли оне.

    Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

    Тихой ночью, поздним летом,
    Как на небе звезды рдеют,
    Как под сумрачным их светом
    Нивы дремлющие зреют.

    Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге.

    Девочка во поле с дудочкой ивовой,
    чем ты поранила веточку вешнюю?
    Плачет у губ она утренней иволгой,
    плачет все горше и все безутешнее.

    Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.

    Леший бороду почесывает,
    Палку сумрачно обтесывает.

    Рифма точная и неточная

    Почему Незнайка был неправ, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.

    Согласные фонемы различаются:
    1) по месту образования
    2) по способу образования
    3) по участию голоса и шума
    4) по твердости и мягкости
    5) по глухости и звонкости

    Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости - звонкости(П-глухая, Б-звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы-осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе-осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

    Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы(у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - 2, глухость-звонкость - 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е.(место образования, способ образования).

    Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т', К - К', С - С' и т.д.; но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС'е-роСы", "откоСы-роСы" и "откоСы-роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.

    Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа-глубоКо, изгиБах-лиПах, стрекоЗы-коСы, нароДа-налеТа).

    Хорошо отзываются друг другу смычные(способ образования) П-Т-К(глухие) и Б-Д-Г(звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х(глухие) и В-З-Ж(звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В(России[россиJи]-сини-силе-красивы).

    Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки,входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

    (использованы материалы книги Самойлова Д.С. Книга о русской рифме,1982)

     

     Рифма является важным звуковым, композиционным и смысловым элементом стиха. Как писал В. Маяковский, "рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе.

         Подавляющее большинство стихотворений написано с использованием созвучий в окончаниях строк — рифм. Отказ от них допустим, однако в этом случае автор должен безупречно провести работу со слогами и буквами, в противном случае стихотворное произведение к поэзии отнести нельзя. Использование рифм требует особого мастерства. Оно не должно сводиться к простому подбору слов, имеющих созвучные окончания, как минимум вся предыдущая строка должна подготавливать читателя к появлению той или иной рифмы. Вместе с этим созвучие должно быть устойчивым и достигаться оно должно оригинальным образом.
        Рифма, появление которой легко предсказать, не производит впечатления на читателя, от чего страдает весь стих. Простые или распространенные рифмы могут употребляться автором, однако в этом случае должна быть проработана фонетика стихотворения, придающая им дополнительный оттенок.
         Одними из самых сильных созвучий являются рифмы, образованные в окончаниях разных частей речи. Однако подобрать устойчивое созвучие в этом случае может быть непросто. Если сделать это не получается, слабое созвучие в окончании строки можно усилить соответствующей фонемой, расположенной в начале следующей строки. Подобные приемы используются и в том случае, если слово-рифма содержит звук, нарушающий фонетический рисунок стиха. В этом случае в предыдущем или последующем слове употребляется фонема, способная смягчить этот эффект.
         Подбор устойчивых и вместе с этим не банальных созвучий является весьма трудоемкой задачей. Руководство для выполнения ее составить практически нереально, а настоящее умение составления рифм приходит к автору только вместе с опытом.
       В процессе развития стихосложения было много видов рифм: начальная, срединная, концевая. Но со временем большинство видов рифм ушло в прошлое, и в европейской поэзии осталась только концевая рифма.
       Рифма - явление изменчивое. В 18-19 веках в поэзии господствовала точная рифма (совпадение звуков рифмующихся слов, начиная от ударного гласного и до конца) "полна - дна", "правил - заставил", "закованный - очарованный". Постепенно поэты стали отходить от общепризнанных законов и появились отклонения от точной рифмы. Появились рифмы с ударными Ы - И ("был - возмутил"), усечение в женских и дактилических рифмах конечного "Й" ("Тани - мечтаний", "свежо - чужой"). Были и другие отклонения от точной рифмы.
       Уже в середине 18 века появились новые виды рифмы: разнородная (образованная различными частями речи. "ночь - прочь", "полна - дна") и составная ("девы - где вы" и т.п.), которые быстро вошли в моду и получили широкое распространение Эти виды рифм и в настоящее время играют важную роль в стихосложении.
      В 19-20 веках в арсенал поэтов вошли такие виды рифмы, как
      - грамматическая ("не мог - занемог", "дама - Бентама");
      - приблизительная (при одинаковых согласных заударные гласные различаются ("берёза - слёзы", "душою - ретивое");
      - корневая (в этой рифме безразличная заударная часть рифмуется со сходной предударной частью).
       Говоря о рифме, хочется сказать и о том, как строится стихотворение, какую смысловую и композиционную роль играет рифма и конечные слова каждой строки в стихосложении.
      Поэзия - это постоянный поиск компромисса между формой и содержанием и в этом поиске поэт должен помнить - если слово просится в строфу, оно должно быть там
      Рифма может быть точной и неточной. В точной рифме совпадает ударный слог и все звуки, которые идут после него. Именно звуки, а не буквы. Так что, например: "нравится - красавица" - это идеально точная рифма: тся ведь читается как ца. Ударный согласный у обоих слов а, после него в обоих словах идут звуки вица.
      Допустим, нужно придумать точную рифму к слову "королева". Ударный гласный е, после него идут звуки ва. Значит, все слова, которые будут рифмоваться с "королева", должны заканчиваться на -ева или на -ево (потому что безударное о читается как а) . Смотрим в словаре рифм: дева - гнева - налево, Ева, древо, посева... - всё это можно безбоязненно рифмовать с "королева".

      Среди точных рифм особенно ценятся "богатые" рифмы. "Богатая" рифма - это такая рифма, когда перед ударным гласным совпадает один звук (или больше). Например: Медведь - реветь - богатая рифма: кроме общих звуков ть (после ударного гласного е) дь на конце слова читается как ть и в них ещё один общий звук в перед ним. Поэтому и на слух кажется, что медведь - реветь, рифмуется лучше, чем медведь - плеть (это тоже точная рифма, но не богатая.
      И ещё о точной рифме. В точно рифмующихся словах должны быть общими хотя бы два звука. Допустим луна - свеча - это неточная рифма (да и, скорее всего, вообще не рифма). Хотя у них и одинаковый ударный гласный а, в конце слова. Вот луна - стена - рифмуется красиво.
      Это точные рифмы. Они хорошо ложатся в строку и никогда не сделают стих хуже, чем любая приблизительная рифма. У Пушкина, например, практически нет неточных рифм, у Маяковского почти все рифмы неточные.

      С неточными рифмами дело обстоит несколько иначе, и надо иметь большой опыт и развитое чувство осторожности при их применении. Только интуиция и опыт подскажут, когда и как их употреблять, какие неточные рифмы хорошие, а какие не очень. Примерами неточных рифм могут быть следующие: шубу - шуму, хвалится - пятится.
      Рифма - королева поэзии, и должны быть очень веские причины для отказа от неё. Более того, отказ от рифмы допустим лишь в случае тончайшей, близкой к идеальной проработке фонетической составляющей стихотворения. Если этого нет - значит, автор либо лентяй, либо бездарь. О рифмах можно говорить бесконечно. В данной статье хочу остановиться ещё на нескольких моментах. Прежде всего, нужно помнить, что не зазорно применять простые рифмы, но, опять же, нельзя забывать о работе над их звучанием. Со временем в жизни каждого хорошего поэта наступает момент, после которого он уже не в состоянии применить в своём произведении слабую или заезженную рифму, подобные рифмы просто блокируются мозгом.
            Если ставка на рифму всё - таки делается, нужно искать наименее ожидаемую, именно такие рифмы особенно сильны. Следует избегать очевидных рифм. Мы должны помнить, что в стихотворение идеально ложатся лишь банальные, многократно использованные рифмы. Оригинальная рифма подготавливается всей предыдущей строкой.

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 66 комментариев , вы можете свернуть их
    N B # написала комментарий 7 мая 2012, 00:33
    По-моему, не просто уместно, но и очень удачно.
    Алла Волкова # ответила на комментарий N B 7 мая 2012, 00:42
    Наташа, я ещё материала добавила. Из прежних публикаций. Тоже интересный и толковый.
    N B # ответила на комментарий Алла Волкова 7 мая 2012, 01:03
    Мне очень нравится - лаконичностью и целесообразностью. Кстати (это я уже как необязательное дополнение привожу), в основных европейских языках уже давно почти не пользуются рифмой: там нет такой разветвленной структуры суффиксов, окончаний и словоформ, как в восточнославянских языках, то есть выбор компонентов рифмы совсем скуден.
    Алла Волкова # ответила на комментарий N B 7 мая 2012, 06:36
    Очередное подтверждение преимущества нашего великого и могучего... )))
    N B # ответила на комментарий Алла Волкова 7 мая 2012, 09:15
    Честно говоря, я мало себе представляю, как его можно выучить, будучи иностранцем.
    Алла Волкова # ответила на комментарий N B 7 мая 2012, 09:25
    Можно говорить правильно, однако все тонкости языка освоить, всем его богатством овладеть - нереально.
    N B # ответила на комментарий Алла Волкова 7 мая 2012, 09:41
    Я тоже так думаю. Хотя и род, и окончания, и падежи правильно употреблять - не знаю... Русскоязычные люди это нечасто без ошибок делают.
    Алла Волкова # ответила на комментарий N B 7 мая 2012, 10:12
    Да, грамматика в русском языке очень сложна - как на уровне словосочетания, так и в синтаксисе простого и сложного предложений.
    Одна вариативность словоформ в словосочетаниях чего стоит! Вот три глагола вИдения: видеть (что?), смотреть (на что?), любоваться (чем?) - при них нужны разные предложно-падежные формы зависимого слова.
    N B # ответила на комментарий Алла Волкова 7 мая 2012, 13:12
    А если еще "наблюдать" добавить - ууу... :-)
    Алла Волкова # ответила на комментарий N B 7 мая 2012, 13:30
    Наташа, посмотрите ниже - там Света Елисеева ставит вопрос, который очень не мешало бы поставить в обсуждение.
    Какую лепту Вы как специалист могли бы внести в теоретический раздел данной темы? Может, не сразу, а со временем? )))
    N B # ответила на комментарий Алла Волкова 7 мая 2012, 14:11
    Вы имеете в виду банальные рифмы? То есть, грубо говоря, какие слова не нужно рифмовать друг с другом? Но эту тему невозможно охватить полностью. Вернее, охватить, может, и возможно, но кто же весь этот список прочтет и, тем более, запомнит? Я лучше как-нибудь расскажу, чем лирика от прозы отличается - ведь рифма тут малую роль играет. Хотя тоже об этом уже как-то вскользь говорила, но можно более развернуто.
    Алла Волкова # ответила на комментарий N B 7 мая 2012, 14:43
    Хорошо, устроим малый университет - любая тема важна. )))
    N B # ответила на комментарий Алла Волкова 7 мая 2012, 15:02
    Договорились. :-)
    Ольга Бондарь # написала комментарий 7 мая 2012, 02:16
    Алла, спасибо за ваши старания и за этот, очень нужный, материал.
    Алла Волкова # ответила на комментарий Ольга Бондарь 7 мая 2012, 06:37
    Это замечательно - что нужный! )))
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # написала комментарий 7 мая 2012, 09:53
    Очень хорошие статьи о стихосложении, Алла! мне по сердцу и информативность, и стиль. Очевидно, что автор опытный словесник, одаренный педагог - и, и несомненно, поэт!
    Алла Волкова # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 7 мая 2012, 09:58
    Вот - тащу сюда всё, что нахожу интересного и полезного для сообщников.
    Первый автор - я его не знаю, а вторая часть написана Генрихом Ужеговым - он поэт, а по сути своей, конечно, педагог.
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # ответила на комментарий Алла Волкова 7 мая 2012, 10:20
    И полезно, и ладно написано и сплавлено в единый текст.
    Алла Волкова # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 7 мая 2012, 11:08
    И не мешает перечитать - даже тем, кто это знает... ))))
    Елена Кузнецова # написала комментарий 7 мая 2012, 11:06
    Спасибо, Алла, большое! Так ясно, подробно и интересно. Мы же, люди, всё же, ленивы, поэтому Ваш материал - настольный для нас. (Не надо никуда лазить - всё Вы уже сделали). Спасибо Вам и за время, потраченное на поиски материала и подборку его для ПП. Читала и сразу видела огрехи в своих стихах...
    Алла Волкова # ответила на комментарий Елена Кузнецова 7 мая 2012, 11:10
    Мы, старый состав "Пробы", летом всё это "проходили". Сомневалась, ставить снова или нет. Однако по откликам вижу, что не без пользы...
    Ну, и отлично! Поучимся снова! )))
    Елена Кузнецова # ответила на комментарий Алла Волкова 7 мая 2012, 11:27
    Даже не сомневайтесь, Алла! Я пришла на ПП в начале зимы, поэтому материал мне этот вновь. Я уже его распечатала себе. Спасибо.
    Алла Волкова # ответила на комментарий Елена Кузнецова 7 мая 2012, 11:44
    На пользу дела! )))
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алла Волкова # ответила на комментарий Cветлана Eлисеева-Вернер 7 мая 2012, 12:45
    Затронута - сказано же о рифмовании одинаковых частей речи. Это и глаголы, и прилагательные, и наречия:
    любишь - приголубишь, торопливые - молчаливые, далеко - нелегко.
    А все нюансы разве в кратеньких обзорах охватишь?
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алла Волкова # ответила на комментарий Cветлана Eлисеева-Вернер 7 мая 2012, 13:25
    .
    Я подумаю, но готового материала у меня нет. Надо искать, подбирать примеры, анализировать. Работа большая.
    Может, вместе, постепенно? Давайте с Вашей таблицы и начнём. Каждый добавит своё.
    Привлечём свои ресурсы - наших гуманитариев, Наталью и Елену.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алла Волкова # ответила на комментарий Cветлана Eлисеева-Вернер 7 мая 2012, 15:11
    Светочка, публикуйте эту статью - замечательный материал. Столько собрано примеров - попробуй посиди, поищи эти рифмы! Да и зачем, когда кто-то уже сделал такую работу?
    Себе скопировала - спасибо. Тоже буду изучать! )))
    Может, ещё кто-нибудь материалом поделится...
    Елена Петрова # написала комментарий 7 мая 2012, 15:11
    Алла, очень многое вспоминается из школьного курса литературы (у нас была очень хорошая учительница, она в нас это просто "вбивала"), кое-что просто помню неизвестно откуда), но все вместе - это очень здорово. Прочитала - в голове все легло по полкам) Хотя, когда что-то пишется, совсем не думаю где какая рифма), мне важнее не терминология и понятия, а внутренний мой собственный ритм)))
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Елена Петрова # ответила на комментарий Cветлана Eлисеева-Вернер 7 мая 2012, 15:41

    Свет))) Тут не так давно была очень удивлена. Чуть меньше года назад в разгар дикой жары в Москве случился ливень.По этому случаю написался радостный щенячий стишок. Метнула в ЖЖ - естессно, это ж мой девический дневничок ) И вдруг не так давно, попаясь в Рамблере, обнаруживаю там целый пост с "разоблачением" странных аналогий в моих строчках!!! Дама-авторИца поста не поняла, ПОЧЕМУ я такими словами описала погоду... При этом мне - ничего написано не было.)))
    Мои строчки :
    Не знаю, как у вас- у нас сегодня льет!
    Не знаю, как там вы, а мы весьма довольны-
    Что облака, тяжелые как волны,
    Штурмуют субфебрильный небосвод!
    Пришлось даме ответить тоже отдельно:
    ссылка на neviant.livejournal.com

    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Елена Петрова # ответила на комментарий Cветлана Eлисеева-Вернер 7 мая 2012, 16:34
    За термин "сплюснутость мышления" отдельнАя спасибА)))
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алла Волкова # ответила на комментарий Елена Петрова 7 мая 2012, 19:18
    Мы все учились понемногу
    Чему-нибудь и как-нибудь...
    Эти слова Пушкина и сегодня актуальны, поэтому очень не мешает иной раз всё имеющееся в голове привести в порядок.
    А если бедный внутренний мир - там о рифме можно и не заботиться, так ведь, Лена?
    Елена Петрова # ответила на комментарий Алла Волкова 7 мая 2012, 19:27
    Ой... Не думала с этой стороны. Пойду переберу и оценю свой небогатый внутренний мир...)))
    Алла Волкова # ответила на комментарий Елена Петрова 7 мая 2012, 19:40
    Если нет содержания - не нужна и форма: не поможет.
    А как это - "переберу свой внутренний мир"? Не поделитесь методикой? )))
    Елена Петрова # ответила на комментарий Алла Волкова 7 мая 2012, 19:49
    А вот сидишь и перебираешь сиреневые кишочки. Они еще парят - тепленькие, а ты их так маникюром пошевеливаешь... ))) Где-то так)))
    Алла Волкова # ответила на комментарий Елена Петрова 7 мая 2012, 19:56
    Об этом стоит написать стихи. С указанием цвета и прочих подробностей... )))
    Елена Петрова # ответила на комментарий Алла Волкова 7 мая 2012, 20:02
    Алла, Вы что - обиделись?)))
    Алла Волкова # ответила на комментарий Елена Петрова 7 мая 2012, 20:08
    Скобки специально поставила - это я так шучу! Стихи, говорю, надо написать... )))
    Елена Петрова # ответила на комментарий Алла Волкова 7 мая 2012, 20:12
    Господи... Алла, я уже подумала, что чем-то Вас обидела... Уффф... А стишки уже есть) Именно про кишочки сиреневого цвета)))
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алла Волкова # ответила на комментарий Cветлана Eлисеева-Вернер 7 мая 2012, 20:17
    И не банальная рифма... )))
    Елена Петрова # ответила на комментарий Алла Волкова 7 мая 2012, 20:34
    Длинным ногтем в полунОчи
    распороть себе живот...
    И понять - чего мы хоЧЕМ,
    где внутри душа живет?
    Дышат синие кишочки -
    вздрагивает пуп земли.
    Мыслей тухлые кусочки
    распихаем по мешочкам -
    и пойдем, люля-люли...
    )))
    Елена Петрова # ответила на комментарий Елена Петрова 7 мая 2012, 20:37
    Я больше не буду. Пофулюганила - и ладно)))
    Алла Волкова # ответила на комментарий Елена Петрова 7 мая 2012, 20:39
    "Реально, грубо, зримо"с.
    Пробирает... Особенно про тухлые кусочки мыслей - образ больше действует, чем голый натурализм.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алла Волкова # ответила на комментарий Cветлана Eлисеева-Вернер 7 мая 2012, 20:45
    Конечно: вареники я ем.
    А ещё можно слово в середину строки спрятать... )))
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алла Волкова # ответила на комментарий Cветлана Eлисеева-Вернер 7 мая 2012, 21:12
    Не возражаю. Ещё одну подарю: Варенье есть, е-е! )))
    Елена Петрова # ответила на комментарий Cветлана Eлисеева-Вернер 7 мая 2012, 21:01
    Закат здесь такой сиреневенький,
    Вокруг тишины блаженство -
    Нечаянное совершенство-
    льняная в полях деревенька)))
    )))
    Будешь смеяться - картинка реальная.
    Деревня Подоклинье, Уторгош, Солецкий район Новгородской области. Во времена моего детства там сеяли лен - сиренево-голубое облако колыхалось под ветром)))

    Рифма неточная,но - небанальная)))
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Елена Петрова # ответила на комментарий Cветлана Eлисеева-Вернер 7 мая 2012, 21:14
    Кармань, дарлинг))) Я вообще нежадная, а сегодня - особенно)))
    Елена Петрова # ответила на комментарий Cветлана Eлисеева-Вернер 7 мая 2012, 20:17
    Нет. Тогда уж буро-коричнево-синие. И очень некрасивые. Пульсирующие. Кровавые. Скользские. (((
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Елена Петрова # ответила на комментарий Cветлана Eлисеева-Вернер 7 мая 2012, 19:52
    Я??? Вот окно помыла и лежу себе на диване - баааалдею, вся в своем мире))) Не поеду на дачу! Ну их всех с их шашлыками!
    Веселова Елена # написала комментарий 7 мая 2012, 15:25
    Спасибо, Алла, что просвещаете нас, любителей. С интересом прочла и взяла на заметку.
    Алла Волкова # ответила на комментарий Веселова Елена 7 мая 2012, 19:14
    Так мы здесь все любители. А просвещает нас интернет. )))
    Я только нахожу материал по теме.
    kvatra kvatra # написала комментарий 7 мая 2012, 19:55
    Интересно было прочесть... Что-то откладывается на "полочках" в голове... Хочется перечитать свои стишки и проанализировать...:)) Я дремуча в том, что касается стихосложения... Спасибо, Алла! и еще раз!:)))
    Алла Волкова # ответила на комментарий kvatra kvatra 7 мая 2012, 19:57
    Да, Алма, я тоже перечитываю и каждый раз нахожу что-то интересное, на что раньше просто не обращала внимания... ))
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Я согласен
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 1912 записей в блогах и 23694 комментария.
    Зарегистрировалось 137 новых макспаркеров. Теперь нас 3459501.