Внутри литературы

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Инна Симхович(Крыжановская) перепечаталa из www.profile.ru
    11 оценок, 648 просмотров Обсудить (40)

    Дорогие  друзья!

    И  вновь  материал,  предложенный  Натальей (N.B.)

    В этой  статье   мы  

    найдём  некоторые  ответы   на  периодически

    поднимаемый вопрос "зачем мы пишем?".


    СЕРГЕЙ  КУМЫШЕВ

    Внутри литературы

    ТРИ  КНИГИ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЮТ  ВАС  СЧАСТЛИВЕЕ  И  БОГАЧЕ


    Фрагмент картины Джузеппе Арчимбольдо
    Фрагмент картины Джузеппе Арчимбольдо "Библиотекарь"Фото: wikimedia.org
     

         Стивен Кинг в своих «Мемуарах о ремесле», помимо прочего, писал, что люди ищут в книгах художественные детали, которые хотя бы частично отражают их суть. Человек, привыкший к труду, всегда обращает внимание на описание того, как работают другие.

    Любитель поесть ни за что не пройдет мимо сочного гамбургера, которым, например, обедает главный герой. Не говоря уже о влюбленных, те и вовсе умудряются отыскивать в чужих текстах то, чего там, возможно, никогда не было.

    Можно с уверенностью предположить, что человек, любящий книги (а это, несомненно, Вы, дорогой читатель, иначе бы наш с Вами односторонний диалог не происходил в эту самую секунду), ищет в них отражение собственной любви. Страстный читатель всегда радуется встрече с неравнодушным писателем — и наоборот. И тот, и другой, как правило, любит не только сами книги, но и разговоры о них. А потому произведения не просто литературные, но посвященные литературе, будут востребованы до тех пор, пока на свете есть читатели и писатели.

    Книги, о которых пойдет речь, способны удовлетворить самые взыскательные запросы. Однако здесь необходима оговорка: тех, кто ищет точные ответы, они, возможно, еще больше запутают. Тем же, для кого общение с текстом — любимая привычка, а не способ решения неких задач, подарят немало радостных часов. Согласитесь, ответы можно найти в Гугле и Википедии. А литература нужна для другого.

    КНИГА О ЛЮБВИ

    Александр Генис. Уроки чтения. Камасутра книжника.

    АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2013   

    Читать эту книгу в первый раз — удовольствие, а перечитывать — счастье. Трудно определить, каким именно образом достигается подобный эффект, но проверено опытным путем: возвращение к «Урокам чтения» становится внутренней потребностью, если однажды вы их открыли, а значит — прочитали. Александр Генис создает тексты смоляной плотности, только прикоснись — и уже не оторваться; да отрываться и не хочется.

    О ком бы он ни писал — будь то Диккенс, Чехов или Хемингуэй, — всегда, помимо искреннего желания немедленно вернуться к знакомым авторам, возникает легкое чувство досады на самого себя: оказывается, даже у любимых с детства писателей ты не замечал массы важных деталей, проходил мимо, пролистывал или проглатывал. И дело не просто в отсутствии должного внимания. Ты понимаешь, что до сих пор этих писателей недостаточно любил. Как с человеком, который был и будет в твоей жизни — ну чего, собственно, особо возиться — никуда же он не денется. И от этого становится не то что стыдно — скорее, не по себе.

    Пристальный, заостренный, как карандашный грифель, взгляд Гениса выхватывает из пространства и возвращает нам то, что сами мы когда-то по неосторожности упустили. Он не оставляет возможности вновь отмахнуться от знакомых, но возможно, порядком подзабытых текстов. Классики, казавшиеся суровыми, на самом деле могут быть нашими друзьями. По большому счету — это работа над ошибками, сделанная твердой и терпеливой рукой самого настоящего профессора Дамблдора от литературы. И теперь мы у него можем чему-то научиться — не он нас научить. Потому что «Уроки чтения» —  никакие, на самом деле, не уроки. От первого и до последнего предложения это книга о любви. А так как научить любви нельзя, автор с читателем ей просто-напросто делится.

    Вот еще что. Большинство людей (здесь каждый имеет право подумать о том, что к большинству он не относится) читает книги без какой-либо цели — практической, корыстной пользы от чтения нет никакой. Развивает мышление? Поддерживает интеллект в тонусе? Расскажите это мальчику, который с фонариком в руке (или в зубах) читает под одеялом «Остров сокровищ» или «Десять негритят». Да все мы, в конечном счете, делаем это не «для», а «потому что». Потому что нам нравится — только и всего.

    В книге Александра Гениса мир далекий и скрытый от привычных глаз становится осязаемым и пригодным для жизни. Не то чтобы появляется цель, но место приятного увлечения, на которое привык иногда отвлекаться, занимает серьезное чувство, без которого уже не обойтись. Буквально ощущаешь, как становишься счастливее и богаче, богаче и счастливее.

    А самое главное — точно знаешь, кому за это сказать спасибо.

    КНИГА О СМЫСЛЕ

    Мередит Маран. Зачем мы пишем?

    Манн, Иванов и Фербер, 2014     

    Сборник очерков, который называется «Зачем мы пишем?», с тем же успехом можно было бы назвать «В чем смысл жизни?» Суть от этого точно бы не поменялась – на вопрос, вынесенный в заглавие, ответ не то что никто не получит, его никто в здравом уме и не даст.

    Но, конечно, приглашенные авторы старательно — и с разной степенью дурашливости —  отвечают. Точнее, делают вид, что отвечают. Читателям же следует сделать вид, что они понимают, о чем речь, а главное, что ответ их вполне устраивает. Лишь внутренне согласившись с этими правилами, стоит приступать к чтению. Это самая настоящая книга-игра.

    Составитель сборника ссылается на эссе Джорджа Оруэлла, в котором тот вывел четыре основных мотива, побуждающих человека писать: «Чистый эгоизм; эстетический экстаз; исторический импульс; политическая цель». Но даже эти, вполне внятные причины, предложенные когда-то классиком английской литературы, ничего не объясняют. Потому что если какие-то из них и становятся очевидными для автора или его аудитории, все равно могут быть сформулированы лишь после написания, а то и после публикации текста. Соответственно все эти доводы, что же двигало писателем во время работы над текстом, приводятся в прошедшем времени. А как нас учит история, любой ответ, полученный из прошлого — на деле не ответ, а домысел.

    Таким образом, перед читателем — не учебник по психологии творчества и не сборник рецептов литературного успеха. Скорее, двадцать ненавязчивых бесед, в которых писатели рассуждают о своем ремесле. Интересен еще вот какой эффект: с первых строк складывается ощущение, что каждый из двадцати авторов обращается лично к тебе. Это неизбежно льстит читательскому самолюбию.

    Самое главное — не заглядывать во вступительную статью. Не то есть риск наткнуться на что-нибудь вроде: «Когда работа идет полным ходом и под бдительным взглядом музы руки вздымают над клавиатурой – тогда окрыленный вдохновением автор…» и т. д. Или вот еще, в следующем абзаце: «…травмированная тяжким трудом муза покидает своего писателя, мучительно вязнущего в зыбучих песках творчества». Так вот – не читайте введение. А книжку почитайте. Она и правда забавная.

    КНИГА О КНИГАХ

    Фредерик Бегбедер. Конец света: первые итоги                                                                                                                                                                                        

    Азбука, 2014

     «Конец света» в данном случае — метафора. Фредерик Бегбедер рассуждает о постепенном вытеснении текстов, напечатанных на бумаге, электронными носителями. Свою новую книгу (которая, кстати сказать, ни в одной стране, кроме России, не доступна для скачивания — прочесть ее, не обворовав автора, можно только купив в книжном магазине) он посвятил лучшим произведениям литературы ХХ века. Сто коротких эссе о писателях и книгах.

    Первое, что бросается в глаза, — это внимание Бегбедера к языку. Не пресловутому «языку оригинала» — понятно, что многие книги, о которых идет речь, — переводные; но к авторскому языку, к тем местам, где сквозь печатный текст проступает почерк, слышится голос, взрывается набухшая почка образа.

    Бегбедер — не просто внимательный читатель, не просто неистовый обожатель дела, к которому причастен, он еще и великолепный переводчик. Переводчик авторского языка на язык человеческий. Его суждения далеки от филологической строгости, он предвзят, азартен и неуемен. Но, несмотря на это (а возможно, именно поэтому), его трактовки кажутся максимально убедительными.

    Одну из немаловажных ценностей литературы он видит именно в возможности физического контакта — книга вещественна, она обрастает своей персональной историей, которая вплетается в историю жизни читателя. «Конец света» — это попытка Бегбедера объяснить как можно большему количеству людей, что если бумажная книга умрет, то со временем умрет и роман, и литература как таковая. Потому что без своей тактильной составляющей литература превратится в совершенно другое искусство, не имеющее ничего общего со сложившимися традициями и канонами. Книги — это удобренная почва, на которой вырастают новые тексты. Электронный текст — это голая мысль, присвоенная чаще всего незаконным путем.

    «У меня порой возникает ощущение, что первый в истории великий роман («Дон Кихот») с абсолютной точностью описывает битву пары-тройки невменяемых защитников литературы, вспыхнувшую на заре третьего тысячелетия. Имейте в виду: я пишу… вооружившись копьем и напялив на голову шлем».

    Он действительно чем-то напоминает Дон Кихота. Но, помимо пятисот лет истории литературы, их разделяет еще один не менее важный момент. В отличие от «хитроумного идальго», Бегбедер не пытается противостоять прогрессу. Он лишь хочет, чтобы мы, перед тем как бумажная книга, вполне возможно, действительно исчезнет, успели вновь почувствовать ее вкус, осознать ее незаменимость.

    И возможно, после этого мы спохватимся. Поймем, что прогресс и литература в том виде, в каком мы к ней привыкли, могут существовать параллельно. Возможно, среди бегбедеровской сотни, найдутся один или два писателя, потерять которых лично нам покажется недопустимым. Потому что прогресс — это не повод расставаться с теми, кого мы по-настоящему любим.


    Ссылки,  по  которым можно  найти  эту  литературу:

    Александр Генис. Уроки чтения. Камасутра книжника - 
    ссылка на e-reading.ws
    или ссылка на www.litmir.net
    Мередит Маран. Зачем мы пишем? - 
    ссылка на www.mann-ivanov-ferber.ru (к сожалению, только отрывок - полностью в бесплатном доступе нет.                                                                                                                                                                                                                                     
    Фредерик Бегбедер. Конец света: первые итоги -
     

     

     Надеюсь,  что  этот  материал многим  из  нас  будет  интересен  и  полезен.  

    Приятного     чтения!

    С  теплом.

    Loading...

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 40 комментариев , вы можете свернуть их
    Искандер Jagran # написал комментарий 11 августа 2014, 23:49

    Интересно будет узнать, зачем я пишу. Может узнаю такое, что и писать расхочется...))) Спасибо, Наталья. Обязательно буду читать...Инна, благодарю!
    ссылка на kniga.biz.ua - зачем мы пишем?

    Искандер Jagran # ответил на комментарий Искандер Jagran 16 августа 2014, 16:09
    Поэзия есть безответственный произвол, ограниченный метром, но не повествовательной логикой. - Александр Генис.
    Виктор Войцеховский # написал комментарий 12 августа 2014, 00:03
    Интересный материал,возьму в закладки, т.к. эти книги стоит почитать. Спасибо Инна, спасибо Наташа!
    Инна Симхович(Крыжановская) # ответила на комментарий Виктор Войцеховский 12 августа 2014, 00:51
    Пожалуйста!
    Очень рада тому, что Вас это заинтересовало.
    Владимир Сафронов # написал комментарий 12 августа 2014, 00:33
    С П А С И Б О !!!
    Скачал все. Буду читать.
    Бегбедера люблю.
    Аркадий Лейфер # написал комментарий 12 августа 2014, 00:38
    Надо будет обязательно почитать... Очень интересные книги! Спасибо, Наташа и Инна!
    Инна Симхович(Крыжановская) # ответила на комментарий Аркадий Лейфер 12 августа 2014, 00:53
    Не за что, Аркадий! Приятно, что Вы заинтересовались! :-))
    Noqi Pavom # написал комментарий 12 августа 2014, 01:01
    Литературный салон, современная версия, критически важная форма творческого общения. Спасибо девушкам!
    Инна Симхович(Крыжановская) # ответила на комментарий Noqi Pavom 12 августа 2014, 15:07
    Пожалуйста!
    Очень приятный Ваш комментарий!
    Мaрия А "13 # написала комментарий 12 августа 2014, 02:48
    Спасибо, Инночка, и спасибо Наташа! Интересный материал, взяла в закладки.
    Инна Симхович(Крыжановская) # ответила на комментарий Мaрия А "13 12 августа 2014, 15:05
    Не за что, дорогая Машенька! Очень приятно, что материал тебе интересен.
    Михаил Власов # написал комментарий 12 августа 2014, 03:47
    Возникло.
    И даже не легкое,а вполне серьезное чувство.
    Чувство досады на себя.
    Спасибо авторам,взявшим на себя труд о моем(в том числе) пр освещении.
    Инна Симхович(Крыжановская) # ответила на комментарий Михаил Власов 12 августа 2014, 15:03
    :-))) Очень рада, Михаил, что Вам понравился материал!
    Круасана Перье # написала комментарий 12 августа 2014, 06:13
    Спасибо, Инна и Наташа! Беру на вооружение!
    Круасана Перье # написала комментарий 12 августа 2014, 06:22
    Анекдот в тему: Встречаются два писателя. Один говорит, не замолкая, о своих достижениях, о последней книге и о прочем...Вдруг виновато замолкает и говорит: "Ой! Как неудобно, коллега, что это я всё о себе, да о себе...Давайте, наконец, о Вас поговорим! Скажите, Вам то хоть нравится моя последняя книга?"
    Веселова Елена # написала комментарий 12 августа 2014, 07:23
    И вправду, зачем? Какая-то внутренняя сила, бурлящая и кипящая, словно забытые нерадивой хозяйкой щи на плите, выплескивается наружу, и никогда не угадаешь, в какой форме эта кипящая лава застынет. Спасибо Инночка и Наташа за интересную информацию, обязательно прочту!
    Инна Симхович(Крыжановская) # ответила на комментарий Веселова Елена 12 августа 2014, 14:58
    Очень приятно, что тебя это заинтересовало, Леночка.
    ded dedushka # написал комментарий 12 августа 2014, 07:33
    Комментарий удален его автором
    Вячеслав Иванов # написал комментарий 12 августа 2014, 10:17
    Большое спасибо за материал. У меня есть версия, почему я читаю и пишу что-нибудь. Человеческий мозг устроен уже так, что не может обходиться без информации. Необходимый объём информации у каждого разный и может меняться. Чем больше величина информационной ёмкости, тем интересней жить. Мы постоянно находимся в процессе обмена информации. Типичный пример - разговор, диалог. Поступаемая к нам информация нашим мозгом анализируется и в частном случае наша жизненная модель совпадает или не совпадает с тем, что поступает. У нас возникает необходимость предложить альтернативу, дополнить или предложить иную форму модели. Так возникает творчество. Так проявляемся разные мы. У Искандера, например, чувственное восприятие мира возникает и дополняется музыкой. У кого-то другого - рифмой, у третьего - политическими (прости Господи!) мотивами, у четвёртого - прозаическими художественными образами....
    Вот так мне каЗется. )))
    Инна Симхович(Крыжановская) # ответила на комментарий Вячеслав Иванов 12 августа 2014, 14:59
    Я с тобой согласна, Слава.:-))
    Вячеслав Иванов # ответил на комментарий Инна Симхович(Крыжановская) 12 августа 2014, 15:31
    Спасибо. :-)
    Мне понравилось твоё "Ха-ха!" выше. :-))
    Инна Симхович(Крыжановская) # ответила на комментарий Вячеслав Иванов 12 августа 2014, 15:53
    А мне - анекдот Круасаны! :-))
    Юрий Левченко # ответил на комментарий Вячеслав Иванов 12 августа 2014, 21:51
    Очень реалистично кажется!!:))
    Lora Kroft # написала комментарий 12 августа 2014, 12:00
    Мы, наверное, пишем потому, что читаем. А читаем - потому что пишем ) Эти процессы взаимосвязаны. Именно поэтому так легко по любому, даже небольшому тексту понять на каком уровне человек остановился в развитии или в какую сторону он идет в данный момент.
    Очень интересный материал! Наташа, Инна, спасибо! Все взяла в закладки и уже хочется приступить... )))
    Инна Симхович(Крыжановская) # ответила на комментарий Lora Kroft 12 августа 2014, 15:01
    :-))) Очень рада, что Вам понравился материал, Лорочка!
    Людмила Лукьянченко # написала комментарий 14 августа 2014, 15:50
    Спасибо! Пребольшое! Очень интересно! А главное - полезно. Всё кинуть хочется и - читать всё это! Чтоб больше - И о мире чтения, И о себе узнать!
    В закладки - "однозначно"!
    Владимир Бородич # написал комментарий 14 августа 2014, 17:56
    Мой знакомый студент-филолог невысокого мнения о книге Бегбедера, считает ее пересказом уже известного. Интересно узнать мнение Сообщество об этом труде.
    Инна Симхович(Крыжановская) # ответила на комментарий Владимир Бородич 16 августа 2014, 13:09
    Исходя из комментариев, помещённых выше, - Сообществу все работы интересны. А вот отзыв именно о Бегбедере:

    Владимир Сафронов # написал комментарий 12 августа 2014, 00:33
    С П А С И Б О !!!
    Скачал все. Буду читать.
    Бегбедера люблю.

    С теплом.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 1125 записей в блогах и 8626 комментариев.
    Зарегистрировалось 25 новых макспаркеров. Теперь нас 5020828.