Как мылись в печках на Руси

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Михаил Русаков перепечатал из ljrate.ru
    9 оценок, 2634 просмотра Обсудить (35)

    Русская печка - мечта любого кулинара.

    Те кто пробовал еду приготовленную в русской печи, знают о чем идёт речь.

    Даже обычная картошка, почищенная или в кожуре (в "мундирах"), приготовленная в чугунном горшке в русской печи - верх наслаждения, не говоря уже о супах и кашах и мясных блюдах.


    Дацук Кирилл - Бабушкина печь 2008 г.

    В моём далеком детстве я жил в деревянном доме, в котором наша семья после войны поселилась после войны. И там была русская печь.

    Правильная, Огромная, с большим чёрным зевом и лежанкой, где я обожал спать, и не только потому что там было тепло и уютно, а еще и потому что наверное для любого поднебесная ребёнка высота печки была намного предпочтительнее стандартной пружинистой винтажной кровати с медными шишечками, приземлённо стоящей на дощатом полу.

    Кроме того печка не скрипела, не меняла форму как кровать или диван и вообще была монолитной глыбой с лицевой стороны покрытой дефецитным в ту пору, кафелем, а сверху - глиной и побелкой.

    К сожалению я не знаю всех тонкостей мастерства печников тех времён, видимо хранивших тайны тысячелетней постройки печей, но даже когда печь топилась, наверху было просто тепло. По крайней мере обжечься при прикосновении было нереально.

    А не так давно, я в достаточных подробностях, узнал что в русских печах до революции еще и мылись. т.е. фактически печь выполняла несколько функций из которых обогрев и приготовление пищи были безусловно главными, но лечебно-гигиенические процедуры были тоже важным дополнением в той роли, которую русская печка играла в жизни на Руси.

    печка
    Крестьянский быт. XIX в. Мытье в печке. Гравюра А.И. Зубчанинова по рисунку П. Е. Коверзнева. Начало 1880-х гг.

    Бани на Руси существовали с незапамятных времён.

    И разумеется, русский народ использовал их по прямому назначению, но не забывал и про печь.

    Тем более, что строительство собственной бани как таковая для многих считалось непозволительной роскошью.

    Ну а даже у кого она была, всё равно часто использовали печь еще и для того чтобы "пропарить косточки".

    В печах как правило также мыли детей, младенцев, больных и стариков.

    Не выходя, как говорится - из избы.  

    Кроме того, в печах предпочитали мыться молодые девицы, опасавшиеся "банной нечисти".

    По русским суевериям в бане водилась всякая нечисть, начиная от "банника" до кикимор живущих в сырости под полом.

    А рассказы о том что творил банник с молодыми девками в банях - в то время заменяли  сразу эротику, порнографию и фильмы ужасов.

    Так что говорить наверное не нужно, почему в избе рядом с иконами, пугливым девкам мыться было как-то спокойнее :)

    Стандартная русская печь свободно вмещала в себя двух взрослых человек.

    Так что, вопреки нынешним представлениям, там было где развернуться.

    После протопки, когда печь немного остывала, внутри её устилали ржаной соломой, кидали домотканный половик и всё...

    Готова и баня и сауна и медицинский центр прямо посреди дома. 

    Вот как описывал эту процедуру знаменитый русский этнограф, князь Вячеслав Николаевич Тенишев в 1899-м году.


    Из вологодских земель подробное описание относится к Мольскому приходу Тотемского у.: "Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны и мыться можно одному свободно сидя.

    Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды.
    Ему подают веник и заслонку закрывают.
    Несмотря на видимое неудобство, крестья­нин, выпарившись до "ломоты костей" и хорошо промывши голову "ще­локом", потом окатывается водой на сарае.
    Приготовлений нужно совсем немного; только с утра поставить в печь чугун с водой.

    Особенности традиции мытья в печи ярко представлены в рассказе Н. преображенского, в котором описываются события, произошедшие с автором в декабре 1859 — начале января 1860 года в с. Никольском Кадниковского уезда Вологодской губернии.

    Считаю нужным привести его полностью: "Как бы то ни было, на третий день накануне праздника Рождества, я достиг тихого пристанища — дома моего дяди, который, т. е. не юм, а дядя, имел, по выражению обывателей, бороду с добрый хвостанец, : веник, которым уже выпарились в бане.

    Всему русскому миру известно, как хорошо после длинной холодной дороги выпариться в жаркой бане
    Также всему русскому миру известно, что накануне воскресенья и великих праздников весь чисто русский мир имеет древний, свято чтимый и почтенный обычай — париться и менять белье.
    Дело для меня было подходящее... Но на самом пороге к наслаждению, т.е. к бане, я встретил совершенно непредвиденные препятствия.

    Дядя собирался париться. Я лежал на палатях и ждал приглашения в баню.
    Но вместо этого я заметил, что работница принесла в избу соломы, завалила ее в печку, за ней туда же впихнула шайку с теплой водой, в которой был обмочен веник.

    Немного погодя среди избы дядя мой явился в натуре, разгладил бороду и, ни слова не говоря, марш за соломой, шайкой и веником в печку
    Изба была без всяких перегородок, поэтому каждый лог видеть со всех пунктов все, что делается в ней.

    Работница закрыла печку заслонкою. Я думал, что дядя думает приготовить из себя жаркое.

    Не тут-то было. Немедленно в этой печке, где варят щи, кашу, пекут хлеб, пироги и прочие сдобные вещи и куда залез мой возлюбленнейший родич, раздалось сильное шлепание, охание, кряхтение, одногласные восклицания и целые одобрительные слова в роде: "важно!., славно!., вот так!., вот гак!., а-а-а. Вот еще, еще!... Ух как важно!". Это мой дядя хвостал себя, что было сил во все места, какие бывают у пономарей.

    Два-три раза булькнула вода; раздался глухой вопль: "откройте!". Работница открыла печку и оттуда вылез головой вперед и весь красный, как рак, дядя.

    Он снова сунул голову с бородой в печку, достал оттуда шайку с веником и наподобие Адама в невинном состоянии прошел по всей избе и отправился в подполье обливать себя холодной водой.

    Предложили и мне слазить в печку.

    Но я как бурсак, привыкший к хорошей бане, и как философ, следовательно человек с полным сознанием собственного достоинства, счел унизительным лезть в печку париться,

    да кроме того стыдился предстать пред очи Никольских дам в том исклю­чительном положении, в каком бесцеремонно являлся мой дядя, давно привыкший к подобного рода операциям и поэтому смотрящий на дело совершенно равнодушно.

    Я спросил о бане. Оказалось, что бани во всем селе не было, нет и по всей вероятности не будет; что была баня в Родионихе, да и та лет 15 назад сгорела; что там все парятся там же и так же, как мой дядя, что наконец в другой деревне есть баня. Не мало я подивился такой невзыскательнос­ти...

    Отправился в деревню.

    Там действительно нашлась протопленная баня. Это был четырехугольный сруб с отверстием для влезания в него, которое носило почетное название двери, и с отверстием для выхода дыма, ему же имя — труба.

    Когда баня протоплена и когда в нее налезет народу, как сельдей в бочку, она представляет внутри ящик, наглухо закупорен­ный, в одной половине которого возвышается полок, где парятся, устлан­ный соломою, и печка, складенная из камней, а не из кирпича.

    У дверей помещается корыто с холодной водою: горячая вода не употребляется, исключение делается щелоку, которым матери детям и жены мужьям моют головы.

    Раздеваться необходимо было под открытым небом на соломе.

    Несмотря на это маленькое неудобство, я таки попал в баню, предвари­тельно согнувшись в три погибели, чтобы наметить в то отверстие, кото­рое называют дверью. В бане, ни в какое время дня не могущей похва­литься достаточным количеством света, теперь царит непроницаемый по­лумрак. Кругом меня раздавалось шлепанье мокрых веников, ударявшихся в живые тела.

    Пример увлек и меня.

    Ощупью добравшись до верхнеп этажа полка, где температура была самая высокая, я уже принялся выде лывать веником в воздухе и по спине всяческие фигуры, как толстый пу зажженной лучины осветил баню и сквозь облака густого горячего пар мне представилась картина, какой я никак не ожидал встретить: во все местах, в различных положениях парились и мылись, парили и мыли дру друга люди обоих полов, и в буквальном смысле всех возможных возрастов и все это делалось очень спокойно и хладнокровно, как будто в бане были одни мужчины или женщины...

    Не выпарившись, не вымывшись, я стремглав бросился из бани, наскоро оделся, наслаждаясь в то время тем, как купались в снегу выскакивающие из бани, и отправился париться в печку, по примеру дяди, в чем не раскаялся, ибо в печке пар легкий, вольный.

    На рассказ мой о приключениях в бане, дядя очень резонно и внуш тельно заметил:

    — Ты, брат, хоть и учен, а глуп немножко: парился бы да мылся, сколь душеньке угодно — здесь всегда так делают.

    Действительно, дядя не шутил. В деревнях, где существуют бани, большей частью парятся в печках, потому — с баней много хлопот.
    Когда ж баню, то обыкновенно собирают всю деревню и идут в нее если , то множество без всякого разбору и различий полов.
    Loading...

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 35 комментариев , вы можете свернуть их
    Aleks Alekssov # написал комментарий 18 июня 2015, 13:44
    про мытье в печи может рассказывать только тот , кто печи не видел и в деревни ни когда не был.
    Скорее всего , это что то из рассказов европейцов о Руси .
    Aleks Alekssov # ответил на комментарий Иван Ахмад ибн Мухаммад 18 июня 2015, 14:02
    такие бани и печи могут родиться только в мозгу человека никогда не видевшего бани.
    Наталья Майер # ответила на комментарий Aleks Alekssov 18 июня 2015, 13:54

    Эта гравюра 1880 года.
    Aleks Alekssov # ответил на комментарий Наталья Майер 18 июня 2015, 14:03
    а автор гравюры не из "великих укров"?
    Наталья Майер # ответила на комментарий Aleks Alekssov 18 июня 2015, 14:20
    Нет. У Вас есть сомнения, что в такой вот печке можно помыться?

    Мне думается, легко
    Aleks Alekssov # ответил на комментарий Наталья Майер 18 июня 2015, 14:37
    тогда вам действительно можно мыться в печи.
    Вячеслав Штыряев # ответил на комментарий Наталья Майер 18 июня 2015, 16:46
    Вот образец настоящей сибиркой печи. Мы на такой во время эвакуации спали на Урале.
    ДымДымычМитинВА # ответил на комментарий Aleks Alekssov 18 июня 2015, 14:15
    Современные деревенские печи, это урезанный вариант Русской печи, на которой могла на ночь разместиться многодетная семья вместе со стариками.
    Русская печь, это не одна конфорка, а множество горшков, как для людей, так и для скотины.
    Aleks Alekssov # ответил на комментарий ДымДымычМитинВА 18 июня 2015, 14:38
    еще один теоретик....
    Вячеслав Штыряев # ответил на комментарий ДымДымычМитинВА 18 июня 2015, 16:24
    Русская печь имеет хайло, и в нём только под и свод. Готовят там в чугунах, которые ставят на нагретый под. Слово конфорка не применима к русской печи! На поде много места 1мХ1,25м (до 2м)
    ДымДымычМитинВА # ответил на комментарий Вячеслав Штыряев 19 июня 2015, 11:24
    Конфорка у вас на кухне.
    2м кв. это уже маленькая квартира, достаточная для интернет общения и ещё чего либо...
    Вячеслав Штыряев # ответил на комментарий Aleks Alekssov 18 июня 2015, 16:15
    Так рассуждает тот, кто не видел русских печей и не был в русской глубинке Урала или Сибири! Даже на Дальнем Востоке до сих пор в Хабаровском крае есть русские печи. Пятистенок всегда с большой русской печью, но по современному имеет отделение для помывки .Раньше действительно мылись в хайле, где нагревали свод не сильно, или давали остынуть после готовки. В наше время русская печь потеряла актуальность!
    Aleks Alekssov # ответил на комментарий Вячеслав Штыряев 18 июня 2015, 17:05
    русская пкчь с отделением для помывки,это что то из неизвестного.
    Вячеслав Штыряев # ответил на комментарий Aleks Alekssov 18 июня 2015, 18:08
    В пятистенке есть выход корпуса русской печи и к ней бревенчатый придел с плотной дверью-это банька. В ней есть вьюшка на свод печи.Там разогретые камни, положенные на свод. Обдают кипятком и банька готова!
    Наталья Майер # ответила на комментарий Aleks Alekssov 18 июня 2015, 20:45
    Если Вам что-то не известно, это не значит, что оно не существует.
    leonid palij # написал комментарий 18 июня 2015, 14:13
    ((( в русской печке нормально мылись... даже еще и воспаление легких, простуду так лечили,,, было делo...
    Aleks Alekssov # ответил на комментарий leonid palij 18 июня 2015, 14:39
    сам лечился ?
    Сергей Малыгин # ответил на комментарий Aleks Alekssov 18 июня 2015, 14:57
    У нас дома была такая же печь, помню, как её клал печник. В принципе, не боги горшки обжигают, хотя знания и опыт необходимы. Работа грязная, конечно, но довольно высоко оплачиваемая - печник пользовался спросом по всей округе. Наша печь, если я не ошибаюсь, состояла из 7 колен.
    Проблема была с углём - по неопытности, некоторые рано закрывали заслонки и угорали. Вообще, угарного газа в избе хватало... Голова от него днём болела.
    Aleks Alekssov # ответил на комментарий Сергей Малыгин 18 июня 2015, 15:10
    углем печка ни когда не топилась.....
    Сергей Малыгин # ответил на комментарий Aleks Alekssov 18 июня 2015, 16:08
    В степи дров нет.
    Вячеслав Штыряев # ответил на комментарий Aleks Alekssov 18 июня 2015, 16:50
    Можно топить и углём, только перед завершением топки надо вынести весь горячий шлак и почистить поддувало - что б не угареть.
    Aleks Alekssov # ответил на комментарий Вячеслав Штыряев 18 июня 2015, 17:03
    можно,если эта печь только для обогрева.
    Сергей Малыгин # ответил на комментарий Вячеслав Штыряев 18 июня 2015, 17:23
    У нас никто не выносил шлак, утром просыпались - он уже остыл. Заслонку не закрывали. Выгребали шлак и снова разжигали печь. А угарный газ всё равно чувствовался.
    leonid palij # ответил на комментарий Aleks Alekssov 18 июня 2015, 20:11
    u nas v sele solomoj topili , i zimoj i letom
    leonid palij # ответил на комментарий Aleks Alekssov 18 июня 2015, 20:10
    да и мылся и лечился,,, я же в селе родился((( ,а в 6 кл. пришлось жить у бабушки, и ходил в русскую школу км за 6, в город, один раз так сильно простыл, что говорить не мог, горло опухло,,, Бабушка сначала лечила народным средством сварила картошки в Мундирах в чугунке, пока она не порепалась,потом воду слила и заставила меня дышать над чугунком, еще и рядном накрыла ((( изуверство((( а на следующий день под вечер истопила печь , вычистила ее , загнала меня во внутрь, и там сидел пока не пропарился, еле вытерпел, потом в деревянном корыте обмылся там же, в печи, вылез , замотали тоже рядном ( домотканная ткань)и на лежанку за печку спать и не высовываться.. утром прошло(((
    Natalia Zin # ответила на комментарий leonid palij 18 июня 2015, 17:03
    И сейчас так моетесь?
    leonid palij # ответил на комментарий Natalia Zin 18 июня 2015, 19:18
    ((( сейчас уже нет, да и той хаты нет, где на печи лежал маленький, и без штанов,весь замурзаный ,как рассказывали ,и мед с чашки хлебом вымакивал и ел..((( да и того деревянного корыта давно нет, "нoчевы" по деревенски(((все течет, все меняется...
    Вячеслав Штыряев # написал комментарий 18 июня 2015, 16:59
    Мой армейский приятель тоже рассказывал , что в его родной деревне в бане нет полового различия в общей бане. дрова и вода привозные. Не ходят только кто с русскими печами. Но в бане не забалуешь и не подглядишь -сразу по шее и выгонят в мыле!
    Aleks Alekssov # ответил на комментарий Вячеслав Штыряев 18 июня 2015, 17:04
    это в каких краях до сих пор моются в печах?
    Людмила Прохоренко # написала комментарий 19 июня 2015, 09:04
    Моя мама (родилась в Московской области, в деревне Карлово Лотошинского района) рассказывала, что раньше , действительно, мылись в русской печи. У меня нет оснований не верить родной матери!
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 981 запись в блогах и 8707 комментариев.
    Зарегистрировалось 37 новых макспаркеров. Теперь нас 5020899.