Может ли человек быть счастлив при капитализме?

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Вестник Перемен написалa
    13 оценок, 4085 просмотров Обсудить (90)

     

    Мы живем в эпоху западного капитализма в отечественном исполнении. Какой бы красивой маской не пытались прикрыть эту систему товарно-денежных отношений, ее истинное лицо скрыть невозможно. При капитализме прав всегда тот, у кого больше денег, совершенно независимо от способа и источника их получения. Как капиталистическая экономика сказывается на отношениях между людьми? Как меняется их быт, их система ценностей? В кого мы превращаемся, в какую сторону движемся, и что нас ждет впереди? Является ли целью капитализма разностороннее развитие человеческой личности? На эти вопросы мы попытаемся ответить в этой статье.

     

    Итак, в кого превращает нас капитализм? Прежде всего – в потребителей.

     

    У потребителя только одна функция – потреблять; это – его главная жизненная цель. Он может не отвергать возможность созидательной деятельности (творческой, научной, общественной), но такая деятельность просто не приходит ему в голову. Он подобно пылесосу всасывает в себя продукты потребления – товары, услуги, впечатления – и не успевает их переварить, как услужливые торговцы подсовывают ему все новые и новые. Потребитель не задумывается – зачем ему столько вещей, и количество вещей (или количество потребленных впечатлений) давно стало для него мерилом счастья.

     

    В капиталистической экономике все стремятся показать свою заботу о потребителе – потребитель на это очень падок. Именно для него, родимого, все эти заманчивые яркие ценники с цифрами, оканчивающимися на «99», всевозможные супер-пупер скидки, недозрелые манго из какого-нибудь Эквадора, тепличные помидоры, пропитанные нитратами, пирожки, наполовину заполненные начинкой, химические продукты в броских привлекательных обертках, и многое другое. Предполагается, что от всего этого потребитель будет довольно хрюкать, опустошая свой кошелек (см. фото).

     

    Потребитель привык брать, а не отдавать. Он не производит, а покупает, не пишет, а читает, он ведет внешне правильную жизнь и не приносит абсолютно никакой пользы. Для того, чтобы потребитель чувствовал себя комфортнее, ему даже дали некие «права», отстаивая которые он может тешить чувство собственного достоинства. Ему не привили уважение к труду других, и он, пользуясь импортными товарами, высмеивает товары отечественного производства. Сам же он, как правило, ничего не производит.

     

    В обществе потребления обычный процесс покупки человеком нужной вещи превращается в священнодействие. Появляются так называемые «бренды» (для так называемых «менеджеров» это слово звучит как мантра), к которым потребитель должен испытывать доверие, преданность, и которые он должен любить больше всех остальных «брендов». Предполагается, что потребитель идет в какую-то конкретную закусочную не потому, что он хочет есть, и закусочная расположена недалеко, а потому что он «предан этому бренду, доверяет ему, любит его». Сейчас стало так модно интересоваться вкусами потребителя, что я не удивлюсь, если у дойных коров начнут спрашивать, какой «бренд» сена они предпочитают.

     

    Потребитель потребляет не только то, что можно купить за деньги. Потребление настолько прочно вошло в его жизнь, что он потребляет информацию, чувства, эмоции, ощущения. Любой предмет, любое событие и явление рассматриваются им с точки зрения потребительской ценности – будь то отношение с другим человеком (что я получу?), любовь (какие ощущения она мне принесет?) или смерть (что я буду испытывать?).

     

    Общество потребления порождает новый тип людей – людей, которые воспринимают жизнь как бесконечную борьбу за материальные и духовные блага. Такие люди проводят четкую границу между собой и другими людьми, обособляют себя. Они видят мир четко разделенным на две половины – на «я» и «чужой». Необходимость противостояния между «я» и «чужим» вытекает из привычки потреблять. «Чужой» воспринимается как угроза лишения того или иного блага – чем больше возьмет себе он, тем меньше достанется мне. Соответственно, «чужого» нужно либо устранить, либо не дать ему завладеть этим благом. Так капитализм превращает людей в эгоцентристов.

     

    В рекламе Макдоналдс, идущей по одному из каналов, двое по-американски упитанных детей спорят, кому из них достанется последний кусочек курицы. Пока они разбираются, кто съел больше, а кто меньше, рядом садится незнакомый мужик и съедает злополучный кусок, ставший яблоком раздора. Предполагалось, что реклама должна воспевать восхитительный вкус курицы, но получилось воспевание эгоизма и жадности. В рекламе чипсов парень гуляет с девушкой, которая держит пакетик с чипсами. Романтический вечер заканчивается тем, что он обманом забирает у нее этот пакетик и поспешно уходит. Какой-то странный и однообразный юмор, не находите? Но это не просто юмористические ролики, это отражение капиталистической морали – силой или хитростью отобрать у другого, съесть самому, устроиться лучше, чем другой, хорошо жить за счет другого.

     

    Но оставим рекламу. Важнейшим институтом воспитания всегда была и остается семья. Что же наблюдается в российских семьях? Воспитывается ли в детях честность, порядочность, уважение к другим людям? Родители то и дело выясняют отношения, судятся за право растить ребенка, похищают его друг у друга, как вещь. Сестры и братья ненавидят друг друга из-за того, что не могут поделить родительскую жилплощадь. О какой порядочности может идти речь? Недавно мне довелось стать свидетелем того, как мамаша с сыном (мальчиком лет 10) сперла в магазине бутылку воды. Одета она была вполне прилично, деньги на бутылку воды (и не только) у нее явно были. Спрашивается: зачем украла? Да и еще и на глазах у сына? А … просто, чтобы хапнуть; охранника в магазине не было – почему не хапнуть? Так десятилетнему мальчику в голову закладываются основы поведения в капиталистическом обществе, так формируется мораль будущей личности, будущего члена общества.

     

    Следующий этап, который проходит потребитель-эгоцентрист в своей человеческой деградации – собственничество. Потребитель-эгоцентрист не может не понимать, что для того, чтобы «чужой» не отобрал то, что у него есть, чтобы имущество, которым он пользуется, не досталось кому-то другому, нужно это имущество как-то защитить. И пусть это имущество не нужно ему большую часть времени, и он использует его, например, только по выходным, или вообще раз в год, но нужно сделать так, чтобы никто, кроме него самого, не осмелился пользоваться этим имуществом. Так появляется «собственность». В «собственности» сегодня может быть все, что угодно – от мебели до земельных участков и футбольных клубов.

     

    Сегодня никто уже не удивляется, видя высокие заборы на берегу рек и озер, огораживающие самые живописные места от «посторонних». И дело даже не в том, каким образом тот или иной участок земли, двора, улицы оказался в собственности – путем его очистки от снега, получения в наследство, получения в качестве отката, или покупки на ворованные деньги. Дело в том, что наши люди, которые еще не до конца пропили мозги и отъели попы на гамбургерах, отторгают саму идею такой собственности. Мы не можем жить по волчьим законам. Среди нас еще есть люди, которые приходят на грязный пляж и собирают бутылки, пакеты, стекла, окурки. После чего не огораживают очищенный участок ленточками и табличками со своей фамилией. Впрочем, таких сейчас не поймут – ведь теперь все не «жильцы», и не «товарищи», а «собственники». Отныне так принято обращаться друг к другу.

     

    Последняя стадия деградации потребителя-эгоцентриста-собственника – стадия цинизма. Циник не просто хочет потреблять больше, чем другие, и владеть тем, что он потребляет, – он еще и не против того, чтобы потреблять, ничего не делая, за счет труда других людей. Он хочет жить за счет другого, причем лучше того, за счет которого он живет. Он стремится достать то, что ему нужно, любой ценой.

     

    После терактов в московском метро 29 марта, когда движение поездов было остановлено, некоторые таксисты брали с пассажиров по 3 и по 5 тысяч рублей всего за несколько километров пути. В одном из детских садов в Перми украли пластиковую крышку канализационного коллектора (чугунные украли и сдали в металлолом еще раньше), в результате чего погиб ребенок. Подросток убил ветерана Великой отечественной войны, чтобы… продать его медали. На допросе выяснилось, что малолетний ублюдок ничего не знал о войне – он не ходил в школу. Он хотел денег.

     

    Вот оно, страшное, зловещее лицо капитализма – деньги и прибыль становятся выше человеческой жизни. Скажете, эти пороки стары как человечество и не имеют ничего общего с капитализмом? Отнюдь. Это порождение капитализма, его детище – так же как и эгоизм и собственничество. Уроды были всегда, но если в других обществах такое уродство осуждается и наказывается, в капиталистическом обществе оно взращивается и лелеется. Возьмем, например, американскую рекламу пива Bud Light, в которой двое молодых людей в разгар веселой вечеринки одновременно хватаются за последнюю бутылку пива. Кому достанется бутылка? Решают сыграть в старую детскую игру «Камень, ножницы, бумага». Играют. Один достает из кармана настоящий камень и бросает в другого, после чего забирает бутылку. Веселящаяся молодежь спокойно перешагивает через распластавшегося на траве неудачника. Вот какая идеология идет в Россию. А чего еще можно ожидать от людей, которые выросли на клипах и комиксах?

     

    По всему видно, что социальный аспект рекламы, равно как и ее этическая составляющая мало заботят тех, кто стремится «купить» потребителя. Недавно на дорогах и тротуарах Ставрополя появились нарисованные масляной краской контуры разбившегося тела женщины с надписью «Мама мыла раму». Прохожие недоумевали. Бабушки пили валерьянку и узнавали у соседей, все ли живы. Позже выяснилось, что таким образом внимание потребителя пытаются привлечь производители окон, которые якобы не нужно мыть. Хотя в самих рисунках указания на производителя нет, эти рисунки являются частью рекламной кампании. Даже схематичное изображение мертвого или изувеченного человеческого тела в целях получения прибыли – циничный и похабный акт. Однако, новаторская идея уже «закинута» в массы. Скоро где-нибудь появятся изображения искалеченных детей с переломанными руками и ногами, сопровождающиеся надписями «Наши карусели – самые безопасные!».

     

    Сам факт существования рекламы – этой и другой – является признаком морального декаданса нашего общества, поскольку единственная цель рекламы – это нажива. Кто проплатит рекламу – тот и получит прибыль, а проплатит тот, у кого больше денег. Закон джунглей, да и только. Еще в XVIII в. реклама своего товара, заманивание клиента, и отбивание клиента у своих конкурентов считалось делом неприличным и аморальным. Сейчас же нам норовят навязать эгоцентрический западный взгляд на то, что рекламировать, преподносить в красивой обертке все подряд (и себя в том числе) – не только не зазорно, но и правильно и необходимо. Человек умный и талантливый, но застенчивый и не привыкший себя рекламировать, вытеснен на задний план. Качественный товар – тоже. На переднем плане будет яркая упаковка, даже если под ней скрывается какая-нибудь законсервированная тухлятина.

     

    А скорее всего, это и есть тухлятина, потому что в капиталистическом обществе никто ничего не производит – все только занимаются посредничеством. В искусстве, например, есть «творцы», создающие идею, и есть «посредники», паразитирующие на этой идее. Так же и в производстве, и в общественной жизни – есть производители, а есть спекулянты, маркетологи, менеджеры, пиар-менеджеры, мерчендайзеры, промоутеры, дистрибьюторы, франчайзеры (слова-то какие!), адвокаты, правозащитники и заимодатели, живущие на проценты с чужих денег. Откуда повылазило все это торгашеское отребье? Из темных закоулков паразитарной экономики. В этой экономике нет места рабочему, учителю, фермеру, пенсионеру. В ней есть место только банкирам, абрамовичам, сырьевым олигархам, обогащению и пожиранию, частной собственности и варварским войнам за ресурсы. Управленец получает в 300 раз больше, чем рабочий. Работник интересует работодателя только как источник богатства. Личность работника подавляется, обесценивается, и превращается в вещь. Прибыль получает не производитель, не рабочий, а директор завода, который покупает себе на нее БМВ, или Лексус, или яхту. Капитализм призывает: если хочешь жить достойно и обеспечить своих детей – сам стань эксплуататором. Человек оценивается и получает не по размеру принесенной обществу пользы, а по размеру капитала. Капитал – мерило всего. Все продается и все покупается. Коррумпированному российскому бизнесу плевать на человека, плевать на качество продукции, плевать на охрану природы, плевать на Родину. «Цивилизации гибнут оттого, что плоды их растут и зреют для немногих», – писал Д.И. Писарев. Один из новостных каналов опубликовал такую статистику. На сегодняшний день в России 990 тысяч состоятельных людей. Это 0,7 % всего населения. За 2009 год они «заработали» 7 триллионов 300 миллиардов рублей, что составляет четверть всех доходов в России (http://www.ntv.ru/novosti/190110/). Представляете, как нужно было работать?!

     

    Дикая разница в доходах вызывает в капиталистическом обществе такое социальное расслоение, которое вряд ли можно назвать справедливым. Новые члены общества изначально помещаются в неравные условия – одни из них ходят в «элитные» детские сады (такие существуют даже для собак!), другим не хватает места в обычных. Одни получают квалифицированную медицинскую помощь при первой необходимости, а другие – как повезет. Социальное неравенство сегодня начинается не с института, и даже не со школы – с роддома. Олигархами становятся в утробе матери. Их называют «состоятельными» – видимо, потому, что они состоялись как люди. А все остальные не состоялись – они неудачники.

     

    К сожалению, определяющим фактором социального неравенства в капиталистическом обществе является не труд человека. При капитализме вознаграждается не труд, не затраченные усилия, не честность, и даже не результат труда – вознаграждается сила, упорство, наглость, беспринципность. В соответствии с законом джунглей так и должно быть. Раз уж на то пошло, необходимо отметить, что в джунглях сильный имеет полное право сожрать слабого и немощного, ибо это оправдано самой высокой животной целью – целью выживания. Напомню, что этой же высокой целью мотивировали себя в 30-х годах немецкие наци. Озабоченные чистотой своей расы, они убивали умственно неполноценных детей и детей-инвалидов. Гитлер любил смотреть пропагандистские фильмы Геббельса о животных и верил в то, что «человек – это животное, и сильнейшее из животных должно побеждать». Именно этот принцип и лежит в основе навязанной сегодня России системы рыночных отношений.

     

    Что мы имеем в итоге? Вызванную социальным неравенством огромную духовную разобщенность населения, полное бессилие закона и порядка перед олигархией и купленными СМИ, коррумпированность бизнеса и невероятное по своим масштабам разграбление страны, сопровождающееся вымиранием «слабых», которых становится все больше и больше. Приведем выдержки из белорусской прессы:

     

    «Деградация России при Путине отражена цифрами, перед которыми меркнут все сказки о наступающем благоденствии, распространяемые полностью подавленными властью средствами массовой информации, пишет государственная «Народная Газета» (Беларусь). В Российской Федерации 4 млн бомжей, 3 млн нищих, 3 млн уличных и привокзальных проституток, примерно 1,5 млн российских женщин «работают» на панели стран Европы и Азии. 6 млн российских граждан страдают душевными расстройствами, 5 млн – наркоманы, более 6 млн болеют СПИДом. Каждый день в Российской Федерации производится 10 тысяч абортов, 7 миллионов браков в РФ бездетные. Совершается более 80 тысяч убийств в год. В дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 30 тысяч человек. Около 100 тысяч россиян гибнет ежегодно от наркотической передозировки. Ежегодно в России совершают преступления около 3 миллионов человек. Заключенных в стране свыше 1 миллиона – больше, чем в СССР в период сталинских репрессий. РФ занимает по показателю репрессивности правоохранительной системы первое место в мире – 800-810 заключенных на 100 тысяч населения. Потребление спиртного в РФ – 14 литров условного спирта на человека в год (по другим данным – 18 литров). С уровня 8 литров начинается физическая деградация нации. В России проживает 31 млн детей до 18 лет. Здоровы не более 30 процентов, 3,5 млн – инвалиды, 1 млн – наркоманы. Детей-сирот 750 тысяч (больше, чем по окончании Великой Отечественной войны, когда детей-сирот было 678 тысяч). Два млн детей безграмотны. Около пяти миллионов беспризорных. В России полтора миллиона чиновников – втрое больше, чем в СССР. На взятки и подкуп должностных лиц ежегодно затрачивается около 33,5 миллиарда долларов. По добыче угля Россия «достигла» уровня 1957 года, по производству грузовых автомобилей – 1937-го, комбайнов – 1933-го, тракторов – 1931-го, вагонов и тканей – 1910-го, обуви – 1900-го. Практически полностью разрушена авиационная, радиоэлектронная, автомобильная промышленность». (http://newsland.ru/News/Detail/id/485685/)

     

    Эволюция человека завершена. Отныне мы возвращаемся к царству зверей, к доминированию силы над такими исключительно человеческими качествами, как «совесть» и «порядочность», к господству животной сущности над сущностью социальной. Социальная сущность будет отмирать по мере того, как человек будет утрачивать умение ставить себя на место своего соседа, отождествлять себя с ним, воспринимать себя как уникальную часть целостного организма – общества, и трудиться на благо этого общества. Если любой советский человек мог показать на схеме взаимоотношений «Я – моя Родина» свое место и свою роль, российский человек не воспринимает себя как часть чего-то своего, великого и движущегося к единой цели. Отсутствие при капитализме единой общественной цели и доминирование индивидуалистической цели – цели личного обогащения, приведет к появлению разобщенных индивидуумов, каждый из которых думает и заботится лишь о себе. Кризисы, конфликты, войны будут неизбежны. «В капиталистических странах кризис есть явление старое, повторяющееся от времени до времени, как припадок хронической болезни», – писал В.И. Ленин. Общество потребления – это первый шаг на пути к обществу эгоизма и цинизма, так как потребительская цель еще больше разобщает людей, а не сплачивает их. Господство материальных интересов над духовными дезорганизует общество до такой степени, что оно будет уже не в состоянии даже постоять за себя в случае войны. Такое общество обречено на гибель. Там, где частные интересы превыше интересов общественных, где цель выживания вида подчинена цели личного выживания, нет будущего. Примером тому может послужить вода в наших реках и озерах, которую скоро станет уже невозможно пить, горящие и вырубаемые леса, загрязненный воздух, вымирающие виды животных и растений. Природа уже кричит: «Хватит! Одумайтесь! Сколько можно? Вы же губите себя!». Ее голос, увы, заглушает шуршание нефтедолларов.

     

    В России капитализм обрел столь ужасающую форму не потому, что Россия – отсталая страна (отсталый народ не мог разгромить фашизм). Россия служит зеркалом, в котором другие страны могут увидеть, во что мы, люди, превращаемся. Россия – это предупреждение для других. Даже наши ближайшие соседи и самая близкая к нам по духу нация, белорусы, ужасаются тому, что происходит с Россией. Мы сами не заметили, как из великой державы превратились в вырождающуюся нацию, в сырьевой придаток «цивилизованного» мира. Все описанные выше проблемы в той или иной степени присутствуют во всех без исключения капиталистических странах, но в России они обретают крайнюю, будто бы нарочно гиперболизированную форму, они выпячиваются так, что их невозможно не заметить.

     

    Может ли человек быть счастлив при капитализме? Русское слово сЧАСТЬе уникально – оно заключает в себе такой смысл, какого нет ни в каком другом языке (ср. немецкое Glück – в русском языке «глюк» обозначает несколько другое, английское happiness – родственное «хапать», французское bonheur – буквально «хорошее время»). Раньше существовало слово счастенъ – «причастен». Счастливым может быть только тот человек, который стал частью чего-то большего, чем он сам.

     

    Человек может родиться два раза. Первый раз он рождается в физическом плане – он появляется на свет из материнского чрева. Второй раз он рождается в социальном плане. «РождаетСЯ» – значит, рождает СЕБЯ, осознает себя как общественное существо. Он отнюдь не сливается с толпой – сохраняя свою индивидуальность и свои уникальные качества, он осознает себя частью чего-то большего, чем он сам, и интересы этого большего становятся ЕГО интересами, а цель большего становится ЕГО целью. В этом нет манипуляции сознанием – человек добровольно принимает знание о том, что он неотделим от своего социума, потому что если бы не было этого социума, не было бы и его, и от будущего этого социума зависит и его будущее, и будущее его детей и внуков. Он сам выбирает эту стезю, он сам несет ответственность за свой шаг.

     

    В глубокой древности человек, достигая сознательного возраста, выбирал себе новое имя. Это было символическим новым рождением, подтверждающим осознанный выбор жизненного пути. Второе рождение упоминается и в Библии: «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше».

     

    У истоков советской традиции перехода в пионеры и комсомольцы лежал именно принцип «второго» рождения – рождения в качестве социального субъекта. У такого субъекта, даже при всех его издержках и недостатках, не могло появиться лозунга «Бери от жизни все!», и не потому что за такие лозунги он мог очутиться на 101-ом километре, а потому что ему и в голову не могло прийти, что можно жить с такой задачей – задачей хапать все подряд, лезть по головам других людей, думать только о себе. Больной, неразумный эгоизм противен человеческой натуре и губителен для нее и для всего общества, как раковая клетка губительна для себя самой и для всего организма.

     

    Порой непосредственная угроза роду (война) может заставить человека родитьСЯ в социальной ипостаси героя и лечь на амбразуру, чтобы спасти своих товарищей и защитить матерей и жен. В невоенное время сделать это сложнее, потому что многие люди просто не ощущают такую необходимость – необходимость своего социального «рождения». Всюду зреют социальная апатия и «пофигизм». Однако представление о себе и своей семье как о чем-то обособленном от остального общества, иллюзия того, что «я сам по себе, я никого не трогаю – а значит, и меня не тронут» быстро разрушается, как только начинаются трудности с поиском работы, как только ощущаешь на себе прелести ссудного процента, или получаешь счет за квартиру, равный половине твоей месячной зарплаты. Когда начинаешь бояться ходить по улицам и ездить в метро, когда твоих детей учат по телевизору пить пиво и убивать, а в школе – замаливать грехи в рамках нового школьного «предмета», когда общественный строй все больше начинает напоминать рабовладельческий, а душка-президент предлагает увеличить пенсионный возраст. Может пройти много, очень много времени, прежде чем человек осознает, что «так нельзя, с этим надо что-то делать». Но лучше уж поздно, чем никогда.

     

    Оглянитесь вокруг – много ли счастливых, честных, разносторонне развитых людей вы видите? Будет ли их становиться больше с каждым годом?

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 90 комментариев , вы можете свернуть их
    Марианна Шахбазян # написала комментарий 28 апреля 2011, 21:04
    "Прав тот,у кого больше денег..."Он не прав,он думает,что прав.А быть правым и думать,что прав-это разные вещи.Можно быть счастливым и при капитализме,не всем,правда.А то,что сейчас в России-это не капитализм.Это беспринципный,ничем не прикрытый грабеж.И счастливым может быть только такой-же беспринципный вор.
    Александр Атанасов # ответил на комментарий Марианна Шахбазян 29 апреля 2011, 12:26
    Это нетолько в Росии, все по Марксу - "дикий капитализм" , или как в библии: " у кого есть - тому дать. У кого нет - с того взять" (и как можно больше)!
    Марианна Шахбазян # ответила на комментарий Александр Атанасов 29 апреля 2011, 23:31
    Все так.Но если на Западе хоть как-то полируют-прикрывают,то у нас даже не думают.Бесстыдство и наглость стало отличительной чертой российского капитализма.
    Александр Атанасов # ответил на комментарий Марианна Шахбазян 30 апреля 2011, 11:21
    В Болгарии - тоже самое! Да и не только в Болгарии. После краха социализма и на западе плачут, что и у них социальнаая часть урезывается постоянно.
    Наталья Бусурина # написала комментарий 28 апреля 2011, 21:24
    Спасибо,очень интересная стптья,я с Вами полностью согласна.Капиталлизм-это унижение и рабовладение,богатых над бедными.
    Сергей Петров # ответил на комментарий Наталья Бусурина 29 апреля 2011, 14:11
    Рабовладение - это физическое насилие, а капитализм - экономическое принуждение. Надо различать, чтобы не выглядеть идиоткой. Интеллект и есть способность к различению. А у красножопых все едино, что им не нравится.
    Наталья Бусурина # ответила на комментарий Сергей Петров 29 апреля 2011, 22:16
    На болных на голову не обижаюсь,мне просто жаль ваших родителей,что такого хама воспитали.
    Дмитрий Сидоров # ответил на комментарий Наталья Бусурина 29 апреля 2011, 22:38
    "Рабовладение - это физическое насилие, а капитализм - экономическое принуждение."
    Здесь Петров прав. А в остальном - не прав!
    Наталья Бусурина # ответила на комментарий Дмитрий Сидоров 30 апреля 2011, 21:24
    Какая разница,простому рабочему человеку,плохо в любой ситуации.Дело в том,что я институтов не оканчивала,и не такая умная,как Вы с Петровом,поэтому и выражаю мысли свои не правильно,я душой чувствую,что это зло для трудового народа.
    Дмитрий Сидоров # ответил на комментарий Наталья Бусурина 30 апреля 2011, 21:36
    Трудовой народ многих развитых капиталистических стран живет почему-то значительно лучше. Почему?
    Наталья Бусурина # ответила на комментарий Дмитрий Сидоров 30 апреля 2011, 21:58
    Не обольщайтесь,всё это было, благодаря тому,что был СССР,а вот теперь всё резко меняется,мало разве ходят и митингую рабочие в кап. странах,и толку от их митингов уже нет,как буржуи сказали так и сделали,теперь ведь нет соц.стран и капиталлистам бояться не кого.Это только "цветочки,а ягодки" народыв, ждут в переди.Да, эти рабочие жили сносно блогодаря тому,что их правительства эксплуатировали экономику третьих стран,а теперь всё меняется.Вот возмите нашу страну,разве сейчас её не эксплуатируют с согласия нашей власти,сколько уже перекачено нефти и газа,а полезных ископаемых сколько уже ушло за кардон,золотаи алмазов,так почему,они должны жить плохо?
    Дмитрий Сидоров # ответил на комментарий Наталья Бусурина 30 апреля 2011, 22:54
    Скажите-как маленькая Финляндия смогла войти в число успешных европейских стран? Как ей удалось "присосаться" к тем, у кого с экономикой не все в порядке? Почему успешно развивается экономика Польши (она ведь совсем недавно была такой же социалистической)?
    Наталья Бусурина # ответила на комментарий Дмитрий Сидоров 30 апреля 2011, 23:38
    Я вам,говорю успех не долго будет длиться.И потом,наша страна,тоже наверное успешная,кто не знает,как трудовой наро живёт,написать всё можно,бумага все стерпит.Про Ливию,что-то не писали,что это успешная страна,к чему бы это?А ведь простой народ в Ливии,лучше наверное жил,чем народ в Финляндии?
    Дмитрий Сидоров # ответил на комментарий Наталья Бусурина 1 мая 2011, 00:00
    "Я вам,говорю успех не долго будет длиться."
    "написать всё можно,бумага все стерпит".
    Меня такие ответы, конечно же не очень устраивают. Ну, да ладно!
    Юрий Кутырев # ответил на комментарий Дмитрий Сидоров 3 мая 2011, 04:39
    Польша купи-продай! С Турции в Польшу,а с Польши в Украину(и не только).
    Дмитрий Сидоров # ответил на комментарий Юрий Кутырев 3 мая 2011, 17:01
    Не могу с Вами согласиться. В Польшу почему-то "идут" приличные инвестиционные деньги. Чего не скажешь об России и Украине.
    Fred Yurlis # ответил на комментарий Сергей Петров 29 апреля 2011, 22:28
    А совковый социализм тогда какое принуждение? духовное что-ли? (любое государство как известно это орган принуждения)
    Сергей Петров # ответил на комментарий Fred Yurlis 3 мая 2011, 12:42
    Совок принуждался к жизни без права выбора как в политике, так и в искусстве, литературе. Его ограничивала угроза насилия, чего хватало чаще всего. Современное государство применяет насилие к уголовным преступникам, а в СССР преступником мог быть объявлен автор худ. произведения, или рассказчик анекдотов.
    Геннадий Савельев # ответил на комментарий Сергей Петров 30 апреля 2011, 10:57
    Это ль тебе говорить об интеллекте? Люди с интеллектом даже в страшном сне не могут себе представить такое обращение к женщине, даже если она не права! А современное хамло, возомнившее себя пупами земли только потому, что вовремя успели отхватить кусок от общественного пирога, шагая по трупам, именно так себя и ведут и говорят.
    Комментарий удален в связи с удалением пользователя
    Вячеслав Рязань # ответил на комментарий Ashley Judd 29 апреля 2011, 10:59
    Суть простая- нужно возвращаться к теории и практике мировой революции. Тогда ресурсов останется на макароны в столовке и супчик из пельменей. И все потребительство разом исчезнет.
    Знаете, почему у меня бабушка дом в деревне оставляла открытым?
    Там НЕЧЕГО было брать. И все это знали. "Колхозная" пенсия в 13 рублей мало способствовала материальному достатку.
    Комментарий удален в связи с удалением пользователя
    Вячеслав Рязань # ответил на комментарий Ashley Judd 29 апреля 2011, 12:04
    С женщиной и, и другое- приятное времяпровождение.
    Вестник Перемен # ответила на комментарий Ashley Judd 4 мая 2011, 15:59
    Так много написано, а для чего? В чем суть?
    -----------
    Суть статьи: такая экономическая формация, как капитализм, обрекает человечество на гибель.
    Комментарий удален в связи с удалением пользователя
    Вестник Перемен # ответила на комментарий Ashley Judd 4 мая 2011, 16:29

    Вопрос к Вам: какая экономическая формация НЕ обрекает человечество на гибель и почему?
    -----------
    Та экономическая формация, в которой не действует закон джунглей - социализм при наличии реального НАРОДОВЛАСТИЯ = правового поля от Народа для государства.

    Причем, народовластие - первично, экономический аспект - вторичен. Поскольку там, где власть обслуживает интересы НАРОДА, а не свои собственные - там будет и социальная политика, и человечная экономика.

    Поэтому первостепенной проблемой, которая требует нашего решения, является не вторичное построение социализма (советский социализм имел существенные недостатки),
    а устранение многовекового перекоса во взаимоотношениях ВЛАСТЬ-НАРОД. А потом уже - установление общественной собственности на средства производства, и прочее. При наличии народовластия все недостатки советского социализма будут легко устранены.

    О том, как устранить перекос во взаимоотношениях ВЛАСТЬ-НАРОД и повернуть власть мордой лица к народу путем введения правового поля от народа для государства - см. в сообществе "Потенциальные граждане":
    ссылка на gidepark.ru

    Комментарий удален в связи с удалением пользователя
    Вестник Перемен # ответила на комментарий Ashley Judd 4 мая 2011, 16:40
    Где Вы видели народовластие?
    ------------
    А я где-то упоминала, что я его УЖЕ где-то видела?
    Народовластия сейчас нет ни в одной стране мира.
    Народовластие может появиться в России, если появятся граждане = со-хозяева государства РФ.
    Комментарий удален в связи с удалением пользователя
    Вестник Перемен # ответила на комментарий Ashley Judd 4 мая 2011, 17:47
    Вопрос непонятен.
    Комментарий удален в связи с удалением пользователя
    Вестник Перемен # ответила на комментарий Ashley Judd 4 мая 2011, 19:24
    Вы толкуете о некой теории, которая может осчастливить человечество или по крайней мере граждан России.
    -----------
    Такой теории (у меня) не существует. У меня нет задачи и цели кого-то осчастливливать. Я – решаю конкретную проблему, которая касается меня лично, и предлагаю способ решения этой проблемы другим людям, которых она тоже касается.

    Внимание! Вопрос.
    Народовластие выдержало проверку практикой?
    -----------
    Народовластия – власти Народа над государством в правовом поле, созданном Народом для государства, – еще нигде никогда не было. А прежде, чем что-то выдержало проверку практикой, нужно, чтобы это что-то… появилось, согласитесь? Вот над этим я и работаю. ))
    Дмитрий  Радченко # ответил на комментарий Ashley Judd 4 мая 2011, 18:06
    Согласен с тобой, дорогая, по первому вопросу.

    Могу себя пожертвовать в пример. Сколько себя помню, всегда присутствует чувство неосознанного счастья и этой, как ее, уверенности в завтрашнем дне. Не в том, естественно, смысле, что завтрашний день будет точно такой же, как вчерашний.
    Меня всегда преследует мысль, что я нахожусь на пороге какого-то исключительного по важности и прелести открытия.

    Отсюда вывод: либо я такой уникальный персонаж (а это в широком смысле не так - ибо мне известна еще масса счастливых людей), либо общественная формация на человеческое счастье никак не влияет. Это абсолютно параллельные миры.

    Вот и ответ на второй, твой вопрос: ни одна из систем общественного устройства не обрекает человечество на гибель. Поскольку такой цели ни одна из систем не преследует, напротив - преследуются исключительно благие (за все хорошее и против всего плохого), все, как одна, в свое время способствуют прогрессу человечества. Все недостатки вполне переживаемы в силу высочайшей приспосабливаемости человеческого вида. И, наконец, нет ни одного доказательства противного, исключая сказки в библиях, талмудах и коранах.
    Комментарий удален в связи с удалением пользователя
    Дмитрий  Радченко # ответил на комментарий Ashley Judd 4 мая 2011, 18:35
    Я тоже рад тебя видеть!

    Если бы вывод №2 в твоей редакции был верен - то человечества бы уже не существовало. Ибо перепробовали уже все, что угодно. И при этом расплодились, как кролики, как только друг друга не мочили. Так что практика пока не подтверждает твоей теории.

    Теперь моя теория:
    В ходе любых деструктивных процессов (войн, геноцидов) наступает момент усталости от самого процесса. Это как во время продолжительной драки на свадьбе. Соперники устают и бросают это занятие. Идут умываться и снова за стол. И свадьба продолжается. Так же и человечество в целом.

    Человечество прекрасно саморегулируется. Как и другие виды живых существ. Когда их становится слишком много, планета их прореживает тем или иным способом. Нас планета прореживает путем постановки разных экспериментов с формациями.

    Практика подтверждает мои тезисы.

    В качестве шутки бесспорный тезис: "Все там будем" - утверждали древние. И были тысячу раз правы, в итоге оказавшись там все.
    Комментарий удален в связи с удалением пользователя
    Дмитрий  Радченко # ответил на комментарий Ashley Judd 4 мая 2011, 19:02
    Я предпочитаю босиком, по травке. Без всяких там сандалий.
    А когда по асфальту - кроссовки. Только шнурки я никому не позволяю завязывать. Это моё. На минуточку, я чемпион школы по скорости завязывания шнурков. Пользуюсь своим необычным методом. Больше ни у кого не встречал. При встрече могу тебя научить. Секреты нужно же кому-то передавать, да? Какой-нибудь бантик завяжу. Розовенький :-))

    Возвращаясь к теме статьи - не терплю подобной постановки вопроса в принципе - в смысле "при капитализме". Как и при социализме, царизме, Сталине, Брежневе, Путине и т.д. Кошачья чушь! Я - человек, а не собака при дворе.

    Это не я живу при Путине. Это Путин живет при мне. Поскольку именно я - единственный центр вселенной, пока я жив. И все, что есть кругом - создано для меня. И все, что я делаю, я делаю правильно, даже если я ошибаюсь. Потому что я ошибаюсь, чтобы извлечь уроки. Или не извлечь, что, возможно, тоже верно. Потому что то, что я сегодня считаю ошибкой, завтра может оказаться чертовски правильным.
    Всякая успешная инвестиция вначале была неудачной спекуляцией.

    Пора писать "Начала философии счастья"?
    Комментарий удален в связи с удалением пользователя
    Фадо nl # написал комментарий 29 апреля 2011, 09:56
    "Может ли человек быть счастлив при капитализме?"
    А может не так? Может несколько короче? К примеру так: "Может ли человек быть счастлив?" Тому как счастье - сиюминутное состояние. Выиграл у "однорукого бандита" - счастлив. Поймал большую рыбу - счастлив. Получил большое наследство - счастлив. А все это возможно как при капитализме так и вне его.
    Может более правомерным был бы разговор о душевной гармонии человека? О соответствии окружающего мира внутренним потребностям? Так это все исключительно индивидуально, как индивидуален человек. Такое состояние возможно и при... и при... и еще где-нибудь.
    Вестник Перемен # ответила на комментарий Фадо nl 4 мая 2011, 16:00
    Может более правомерным был бы разговор о душевной гармонии человека? О соответствии окружающего мира внутренним потребностям?
    --------------
    Если Вы считаете эту тему более правомерной, чем моя – никто не мешает Вам написать собственную статью и раскрыть в ней эту тему.
    С удовольствием прочту.
    Фадо nl # ответил на комментарий Вестник Перемен 4 мая 2011, 16:20
    Считаю...
    Могу написать...
    Вопрос, хочу ли? И ловлю себя на мысли, что такого желания не испытываю, по крайней мере пока. тому как для меня вопрос ясен - человек может быть счастлив... Вопрос какой человек? А посему у меня к Вам встречное предложение, конкретизируйте проблему. Например так: "Какой человек может быть счастлив при капитализме?"
    Вестник Перемен # ответила на комментарий Фадо nl 4 мая 2011, 16:38
    А посему у меня к Вам встречное предложение, конкретизируйте проблему.
    ------------
    Благодарю. Займусь этим как-нибудь на досуге.
    Сергей Петров # написал комментарий 29 апреля 2011, 12:09
    Ты каких перемен вестник? Назад в твое благополучное прошлое? В твоем прошлом плохо было людям инициативным, верящим в свои силы - т.е. тем, от кого зависит движение и развитие. Да, теперь они мстят за прошлое, а может и поделом? Все эти агитки про общество потребления раньше звучали смешно из-за отсутствия возможности потреблять, но и сейчас смешно осуждать за это.
    "Счастливым может быть только тот человек, который стал частью чего-то большего, чем он сам." - явная глупость, не "только". Человек в любом обществе есть его часть. А счастлив он достижениями, победами. Это спортивная модель: сначала тренировка, потом соревнование и результат, награда, удовлетворение. А совковая модель с хватанием за руки, подножками и заборами - она лучше? Да деньги - главное мерило успеха. А более справедливо по решению парткома?
    Дмитрий Сидоров # ответил на комментарий Сергей Петров 29 апреля 2011, 22:40
    Просто здорово (хорошо) сформулировано!
    "Вмонтироваться" в кап.общества-это, действительно, непростое дело! Так и результат "работы" этого общества заметно лучший (по всем показателям) в сравнении с другими формами производственной деятельности. Но и власть денег как-то нужно ограничивать. Как? Трудно сказать. Возможно, митингами.
    Сергей Петров # ответил на комментарий Дмитрий Сидоров 3 мая 2011, 12:49
    Конечно нужно ограничивать, но считать деньги результатом заговора нельзя.
    Дмитрий Сидоров # ответил на комментарий Сергей Петров 3 мая 2011, 17:15
    Да, действительно только через деньги можно как бы отбраковать, то что сделано плохо (или же просто устарело) или же сделано нерационально, с чрезмерными энергозатратами. Но у денег есть, конечно же, и негативная сторона. Поэтому важно как-то найти "хорошие" ограничители ВЛАСТИ денег. Например, используя СМИ и Интернет. Плюс митинги.
    Сергей Петров # ответил на комментарий Дмитрий Сидоров 4 мая 2011, 08:30
    Согласен. В нормальном обществе деньги не заменяют ни авторитет, ни популярность, ни влияние личности, ни властных воздействий. В ненормальном - все это и многое другое продается за деньги. Значит не с деньгами надо бороться, а с коррупцией. Для чего и СМИ подходят, но не только они.
    Дмитрий Сидоров # ответил на комментарий Сергей Петров 4 мая 2011, 13:34
    Думаю, что коррупция-это в какой-то мере и результат ЧРЕЗМЕРНОЙ централизации власти. Без РАЗУМНОЙ децентрализации Центральной Власти проблему коррупции не решить!
    Сергей Петров # ответил на комментарий Дмитрий Сидоров 5 мая 2011, 08:08
    Любая свобода - "всего лишь" коридор, по которому движется общество и его члены. Наши правители боятся широких коридоров и не умеют их строить. А общество в узком коридоре движется плохо, медленно, конфликтуя. Отсюда чрезмерная централизация власти: самый главный должен контролировать всех до самого низа, ездить по стране и требовать снести забор, дарить компьютеры и "разруливать" все.
    Дмитрий Сидоров # ответил на комментарий Сергей Петров 5 мая 2011, 13:36
    "самый главный должен контролировать всех до самого низа, ездить по стране и требовать снести забор, дарить компьютеры и "разруливать" все."
    Россиянам нужно обязательно научиться выбирать своих лидеров! Это пока плохо получается. Выбирают того, кого ВЛАСТЬ предложит. А это неправильно судя по всему.
    Трах Псаку # написал комментарий 29 апреля 2011, 17:32
    Человек явно может быть счастливым пи капитализме,но только при одном условии - если он сам очень богатый капиталист,. но счастье дано не всем - потому , что и богатые тоже плачут......))))
    Ludmiula Levin # ответил на комментарий Трах Псаку 30 апреля 2011, 17:41
    Вы где-нибудь кроме России бывали? Обратили внимание на выражение лиц на улицах? В Европе лица у людей другие - спокойные, доброжелатедбные, приветливые, счастливые. И не все уж такие богатые.
    Валерий Георгиевич # написал комментарий 29 апреля 2011, 17:48
    Капиталистическое счастье продажное,его можно купить только за деньги.
    Fred Yurlis # ответил на комментарий Валерий Георгиевич 29 апреля 2011, 22:27
    Получается что настоящее счастье это только которое дарят и бесплатное.. типа как халявный соц.пакет? или если тебе на день рождения подарят проститутку это и есть счастье?
    Шкирандо Юрий # написал комментарий 29 апреля 2011, 17:50
    Этот самый "Буревестник Перемен" прост как грабли и незатейлив как молодой редис. Удивительно примитивное мышление. Фразеология прямиком из бесславного сов. прошлого.
    Хотелось бы напомнить, что духовное величие социализма омрачалось "колбасными поездами" в Москву из провинции и закупками зерна пароходами из Канады. И это только небольшая часть из реалий "непотребного общества". Если духовность возможна только в условиях идеологического террора в полуголодном обществе, то я за общество потребления. В конце концов, у потребителя в так называемом обществе потребления есть свобода выбора: потреблять или не потреблять. Это вопрос его внутренней культуры. Государство должно не подавлять систему потребления, а активно поощрять культуру. Стяжательство должно быть побеждено Культурой, а не идеологическим террором.
    anonc anonc # ответил на комментарий Шкирандо Юрий 29 апреля 2011, 18:47
    Уважаемый автор! В словах на 9 строчках вам удалось упоминуть важнейшее( интуитивно найденное) звено выстраиваемой цепи ограничений в свободном обществе. Вопрос внутренней КУЛЬТУРЫ.За это вам поставили всего 1 минус неодобрения. А может быть и за другое.Так вот культура достигла уже такого уровня, что считается неприличным потреблять сверх здорового рациона.А некоторые ( не вы ) считают иначе. За свое право свободной продажи Родины ( природных богатств ) они уничтожат не задумываясь ( история образования Лукойла или Юкоса ) Для таких свободных взглядов требуется идеология террора преступивших общественный интерес. Вопрос только в судьях.Возможно и вас не устраивает Гаагский трибунал и состав Басманного суда? Дело в этом, как добиться при нынешних отношениях праведного суда? Или можно без него?
    Вячеслав Аввакумов # написал комментарий 29 апреля 2011, 18:20
    Кто вам доказал, что у нас капитализм? И что это такое? У нас изначально строилась воровская система, ее основатели завелись, как вши, еще при Хрущеве. Сталин дихлофосил немного, но они его загрызли.
    Вестник Перемен # ответила на комментарий Вячеслав Аввакумов 4 мая 2011, 16:01
    Кто вам доказал, что у нас капитализм? И что это такое?
    -------------
    Капитализм – экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.
    (с) Википедия.
    Вячеслав Аввакумов # ответил на комментарий Вестник Перемен 4 мая 2011, 17:40
    В Википедию вы сами можете писать свои определения. Это сильно устаревшее определение, из которого почему-то исчезла эксплуатация, то есть присвоение (воровство) результатов чужого труда при капитализме.
    Почувствуйте разницу между Касперским и любым нашим нефте-олигархом.
    У обоих есть частная собственность. "Касперских" в Европе и США пруд пруди, а вот олигархов (воров) мало.
    Вестник Перемен # ответила на комментарий Вячеслав Аввакумов 4 мая 2011, 17:45
    А у Вас есть свое определение капитализма? Или определение, которое Вы считаете корректным?
    Вячеслав Аввакумов # ответил на комментарий Вестник Перемен 4 мая 2011, 18:02
    Его можно дать математически строго, как это делается в курсе микроэкономики. Но суть не в этом.
    Поясню примером. Билл Гейтц - капиталист. Его состояние около 50 млрд. долларов. Но общественная полезность его труда (это расчитывается) для США около 1 триллиона долларов. То есть он имеет гораздо меньше, чем создал (у нас в РФ аналогом является Касперский, а больше аналогов не знаю).
    Есть иные "капиталисты", их состояние 20 млрд. дол., но их общественная полезность (можно оценить) отрицательная и составляет (-200) млрд. дол.
    Дарт Вейдер # написал комментарий 29 апреля 2011, 19:12
    Так значит все жители Европы - глубоко несчастные люди?
    Вестник Перемен # ответила на комментарий Дарт Вейдер 4 мая 2011, 16:06
    Что значит "глубоко" несчастные - я не знаю.

    Сейчас все люди на Земле - несчастные. Счастья сейчас - нет, поскольку нет человечества как единого организма.

    Возможно, некоторые люди довольны (даже очень довольны) своей жизнью, некоторые наслаждаются ею, некоторые всерьез считают себя счастливыми.

    Однако считать себя можно хоть... беременным ёжиком.
    Ежонка всё-равно не родишь. :)
    Fred Yurlis # написал комментарий 29 апреля 2011, 22:23
    Капитализм это всего лишь очередная стадия в общественном развитии и не более.. а счастливы люди были при самых разных формациях.. и во времена неолита и при фараонах и во времена рабовладельческого Рима и при феодализме.. Счастье это сугубо личная категория..
    юрий шмидт # ответил на комментарий Fred Yurlis 30 апреля 2011, 00:45
    Ну вот наконец и появилось нормальное суждение о данной проблеме.
    валентинка фума # написала комментарий 29 апреля 2011, 22:42
    Готова подписаться под каждой фразой данной статьи, а от себя добавлю -- если этот мир не сможет или не захочет изменить себя, он уничтожит сам себя, и туда ему и дорога.
    Комментарий удален в связи с удалением пользователя
    Узи Иоффе # написал комментарий 30 апреля 2011, 14:52
    Коммуноидная агитка-дешёвка... очередное перекладывание с больной (коммуноидной) "головы" на здоро-
    вую (рыночную, капиталистическую)... Всё зло, все беды и несчастья в этой стране - от проклятых коммуняков, не удалённых от власти, когда совдеповская империя злапри проклятых коммуняках обанкро- тилась, развалилась и сдохла. Именно проклятые коммуняки взялись "прививать" России капитализм,
    только, почему-то не скандинавского образца, а дикий вариант... Но об этом, почему-то умалчивается.
    Да, и при капитализме человек может быть счастлив. Достаточно спросить тех, кто давно уже ТАМ и не
    собирается возвращаться "сюда"... Уехали и правильно сделали: жить надо ТАМ, где жить - хорошо!
    Сергей Булавин # ответил на комментарий Узи Иоффе 30 апреля 2011, 16:06
    А ты, золотце, появился бы в "этой стране"???
    Узи Иоффе # ответил на комментарий Сергей Булавин 30 апреля 2011, 16:10
    А почему бы нет, ты, "золотце"?
    Сергей Булавин # ответил на комментарий Узи Иоффе 30 апреля 2011, 17:34
    А где, на помойке?
    Узи Иоффе # ответил на комментарий Сергей Булавин 30 апреля 2011, 17:39
    А почему только на помойке?
    Сергей Булавин # ответил на комментарий Узи Иоффе 30 апреля 2011, 17:47
    К, сожалению, связи с "лучшим миром" пока нет, и приходится довольствоваться тем, что есть...
    Сергей Булавин # написал комментарий 30 апреля 2011, 16:04
    Сколько ж надо было выпить, что б такое пригрезилось...
    Вестник Перемен # ответила на комментарий Сергей Булавин 4 мая 2011, 16:08
    За хамство - в Черный список. Без разговоров.
    Ludmiula Levin # написал комментарий 30 апреля 2011, 17:39
    Бываю в Европе, огдядываюсь - вокруг спокойные, доброжелательные приветливые лица. Так что при капитализме-то и возможно быть счастливыми
    Александр Хавчин # написал комментарий 30 апреля 2011, 21:31
    Эта критика капитализма "дикого" и общества потребления, лишенного всяких моральных и религиозных идеалов. На самом деле в таком чистом варварском виде капитализм выступает, как правило, только странах Третьего мира (увы, нынешняя Россия дает много оснований отнести себя в этот ряд), на Западе же многолетняя борьба трудящихся за свои права и страх капиталистов перед коммунизмом все-таки смягчила наиболее отвратительные проявления капитализма, современное немецкое, австрийское, шведское, греческое, датское и т.д. общество пронизано элементами социализма.
    Относительно общество потребления: на практике ему противостоят глубинные культурные традиции, влияние религии, т.е. нарисованная картина в большой степени карикатурна, хотя и содержит немало реалистических черт.
    Александр Белковский # написал комментарий 30 апреля 2011, 23:03
    Это Вам кажется, что Вы живете в "эпоху западного капитализма в отечественном исполнении". В действительности никто об изменении общественно-политического строя в течение последних двадцати лет официально не объявлял. Просто в стране до сих пор продолжается грабеж народной собственности, но это, батенька, не капитализм.
    юрий шаров # написал комментарий 2 мая 2011, 07:36
    капитализм ради прибыли пойдет на любое преступление. Это Маркс. Из него ничего не изымешь. Возьмите элетроэнергетику. Чубайс растащил по кускам, хапнули бабло, а аварии к примеру на Саяно-Шушенской ГЭС должен народ из своего кармана платить в виде прямых и косвенных налогов. Здесь вам и тарифы жкх. Тут о гречке покричали немного, но цене на стольнике устаканилась. Да и вообще найдите хоть что нибудь из предлагаемого нам, что подешевело с момента прихватизации. Я могу назвать только один постоянно дешевеющий продукт - это наши жизни. Почему у нас все так. Потому что терпим и продолжаем терпеть. Обратите внимание как нас обкатывают очередными повышениями всего и вся. По малому, с легонца. Прошло. Давай еще. Так что нечего плакаться. Надо становиться под флаги или Жереновского или Зюганова, а справедливцы тикают. Миронов взял и убег от своих лозунгов. Ведь с депутатами работать проще. Они из казны зарплату получают и многие хотят попасть в их число и будут исполнять волю допустившего туда Вот вам блики капитализма. Есть все: олигархи с их сопровждением разнузданности, убийств, проституции, наркомании, подкупа и всего набора дребедени, но нет классовой борьбы....
    Сергей Петров # ответил на комментарий юрий шаров 4 мая 2011, 08:39
    Ты че, Шаров, водку за продукт не считаешь? Сейчас на среднюю з.п. можно купить 150 бут. непаленой или 300 паленой, а в 1980 - только 40.
    юрий шаров # ответил на комментарий Сергей Петров 4 мая 2011, 18:42
    если сопоставлять и выводить среднюю зарлату от банковского клерка и жителя сельской глубинки, то ВАМ и на 30 паленой не хватит при нашем уровне цен, а может спички поштучно посчитать. Сколько их было в коробке тогда и сейчас и во что обходится одна спичка......?????
    Сергей Петров # ответил на комментарий юрий шаров 6 мая 2011, 08:27
    Как лопали водяру "жители сельской глубинки" в том же 1980, пока я, приехав из города, за них сеял и убирал - так и сейчас найдут возможность налопаться.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 1093 записи в блогах и 11966 комментариев.
    Зарегистрировалось 102 новых макспаркеров. Теперь нас 4990531.