Медицина Древнего Египта

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Виктор Карпов перепечатал из www.liveinternet.ru
    7 оценок, 646 просмотров Обсудить (18)

    Медицина Древнего Египта

     

      http://www.liveinternet.ru/community/1046467/blog#post294095791


    В противоположность Вавилону, мрачной родине деспотизма, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества.
    Эдуард Шюре (“Мистерии Египта”)

    Египет - узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из древнейших цивилизаций мира. Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.


    Посмотреть на Яндекс.Фотках
    Жан-Франсуа Шампольон. Портрет работы Леона Конье, 1831


    Источники сведений о медицине Древнего Египта

    Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж.Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей “немыми”.


    Посмотреть на Яндекс.Фотках
    Пирамида Нефериркара в Абусире


    Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н.э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.


    Посмотреть на Яндекс.Фотках
    Имхотеп, бронзовая статуэтка времён Птолемеев


    Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н.э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н.э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н.э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.


    Посмотреть на Яндекс.Фотках
    Уреи на пирамиде Джосера


    Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием

    Египетская религия, существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона. Наряду с соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели. Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного.


    Тот - древнеегипетский бог мудрости и знаний. Исида и Тот обучили людей магии, медицине, священным заклинаниям, научили собирать лекарственные травы.


    Боги Исида и Осирис. Исида - одна из божеств-покровителей медицины. Богиня передала женщинам своё умение вести домашнее хозяйство и заботиться о семье


    Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.

    Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.


    Тауэрт - богиня-покровительница рождения, беременных женщин и новорождённых


    У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.


    Бог Анубис бальзамирует мумию


    Заупокойный культ

    Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или “двойник”, обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего.
    Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело умершего от разрушения - набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба.


    Мумифицирование, изображенное на папирусе


    Следует сразу оговориться, что мумификацию В.И. Ленина в России проводили по технологии, не имеющей ничего общего с методами древних египтян. Оригинальность российского метода заключалась в возможности сохранения прижизненной окраски тканей и максимального портретного сходства с живым объектом. Все египетские мумии имеют коричневую окраску и отдаленное портретное сходство с умершим. Цель египетского бальзамирования не преследовала перспективы оживления покойника и возврата его к земной жизни.

    Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций. Более того, предполагается, что и само название “химия” произошло от древнего названия Египта - “Кемет”. Знания египтян в области анатомии существенно превышали представления о строении человеческого тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали.


    Посмотреть на Яндекс.Фотках
    Сехмет («могучая») — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, а также богиня-целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами.


    Естественные и сверхъестественные болезни

    Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с “кипящей медью”. Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы. Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором анализируется роль сердца в жизни человека: “Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену...” Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу.


    Оригинальный лист с текстом из папируса Эберса (раздел об астме)


    Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому “желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами”. Египтянам приписывают и изобретение клизмы. Интересно, что язык описания зашлакованности организма и методов очистки от шлаков многих современных народных целителей мало чем отличается от представлений древних египетских врачевателей.


    Стела с изображением Рома, «привратника храма богини Ашторет», страдающего полиомиелитом


    Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных. Во время изгнания злых духов звучали заклинания: “О мертвый! О покойник, скрывшийся в этой моей плоти, в этих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся - удались! Скрывшийся - выходи!” Многие целители нашего времени “снимают сглаз и порчу”, произнося тексты, близкие по сути к древнеегипетским, хотя в те времена было немало приемов врачевания, лишенных всякой мистики.


    Фрагмент медицинского папируса Эдвина Смита. XVI в. до н.э. Нью-Йорк, Академия медицины.


    Папирус Эберса

    Обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение. В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных. Вот пример прописи мочегонного средства: пшеничной крупы - 1/8, плодов шед - 1/8, охры - 1/32, воды - 5 частей. Готовить лекарство рекомендовалось ночью и пить четыре дня. Прием некоторых лекарств сопровождался магическими обрядами в виде заклинаний и заговоров.


    Родина косметики

    В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. По-видимому, египтяне первыми ввели в употребление парик, который надевали на коротко остриженные волосы. Парик состоял из большого числа туго переплетенных косичек. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе со вшивостью. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.

    Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н.э., Геродот свидетельствует: “Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей... ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь”. По-видимому, не случайно древние греки считали египтян основателями “предупредительной” медицины.


    Обучение врачеванию

    Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания. В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.

    Учащиеся Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики и ораторского мастерства. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли “знающий вещи”. Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать “знающего по знанию его”.


    Прорисовка заупокойной стелы женщины-врача Песешет. XXVI в. до н.э. Приводится по изданию: Nunn J. Ancient Egyptian Medecine. London, 1995.


    Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.

    Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Геродот приводит такое свидетельство: “Персидский царь Кир II Великий просил у фараона Амасиса прислать ему “лучшего в целом Египте” глазного врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни”.

    Геродот пишет о Египте V в. до н.э. К тому времени его древняя культура насчитывала не менее трех тысячелетий своей истории. Страна пережила нашествия многих завоевателей, и былое великолепие клонилось к естественному закату. Однако огромное влияние Египта на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки еще оставалось в силе. Родина Геродота Древняя Эллада только вступала на путь исторического расцвета. Преемственность египетской медицины хорошо отражена Гомером в “Одиссее”. Заботясь о здоровье и силе духа царя Менелая, Елена
    “... подлить вознамерилась соку,
    Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье
    Бедствий дающего...
    Диева светлая дочь обладала там соком чудесным;
    Щедро в Египте ее Полидамна, супруга Фоона,
    Им наделила; земля там богатообильная, много
    Злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых;
    Каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким
    Прочих людей, поелику там все из Пеонова рода”.

    (Перевод с древнегреческого В.А.Жуковского)


    Фрагмент стопы мумии с деревянным протезом большого пальца. XV в. до н.э. Каир, Египетский музей


    На полях сражений

    Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте играли военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация. Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные. Врачебная этика того времени требовала открытого сообщения пациенту предполагаемого исхода лечения одной из трех фраз: “Это болезнь, которую я могу вылечить; это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить; это болезнь, которую я не смогу вылечить”.

    В тех случаях, когда излечение было возможным, в папирусе Имхотепа даются четкие указания тактики врачевания: “Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: “Это болезнь, которую я буду лечить”. После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной не поправится”.

    При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.


    Уринотерапия

    В Древнем Египте моча находила довольно широкое применение в качестве лечебного средства. У Геродота есть описание не совсем ординарного случая уринотерапии: “По смерти Сезостриса царскую власть наследовал сын его Ферон, который ослеп... заболев глазами. Десять лет он был слепым; на одиннадцатом году царь услышал слово оракула в городе Буто, что время наказания его истекло, что он прозреет, если промоет глаза мочой женщины, которая имеет сношения только с мужем и никакого другого мужчину не имеет. Он прежде всего испытал мочу собственной жены и, когда не прозрел, подверг испытанию всех женщин подряд, пока наконец не прозрел. Тогда он собрал всех женщин, которых испытывал, кроме той, от мочи которой он прозрел, в одно место, именуемое теперь Красным полем, и всех их там сжег; на той женщине, от мочи которой прозрел, царь сам женился”. Так в Древнем Египте одновременно был получен лечебный эффект и проведена экспертиза супружеской верности.

    В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также “женщины, могущей и не могущей родить”. Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка. Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница - родится девочка, если ячмень - мальчик. Американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет.


    И в Древнем Египте страдали от зубной боли

    Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. По-видимому, тогда еще не были известны такие вмешательства, как пломбирование кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов.

    Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.

    Современная фармацевтическая промышленность Египта и ее научная база принадлежит государству. Существуют лишь единичные частные фармацевтические фирмы, которые поставляют лекарства на российский рынок медикаментов. Учитывая, что ряд древнеегипетских лекарств прошли испытание временем и вполне допустимы для использования в наше время, египетские медики и фармацевты проявляют большой интерес к разработке на их основе современных лекарственных средств. Уже внедрены в практику слабительные, мочегонные, противовоспалительные, противоревматические и другие средства с компонентами древних египетских прописей.

    Михаил Меркулов


    Источники:
    http://www.turlocman.ru/egypt/1790
    http://africana.ru/history/antique_...ypt_medcine.htm
    http://drevniiegypt.com.ua/science/...ne-of-pharaohs/
    http://www.vavident.com/poless/stom...-ancient-egypt/

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 18 комментариев , вы можете свернуть их
    вася иванов # написал комментарий 20 октября 2013, 21:40
    да медицина древнего египта была действительно передовой для своей эпохи; на мой взгляд это связано с обычаем бальзамирования и религизной практикой древ египтян
    Речь Реченька # написала комментарий 20 октября 2013, 22:33
    Прекрасный познавательный пост.
    А вот интересно, лечила ли кошек богиня-кошка Бастед!

    Иван Сусанин # ответил на комментарий Речь Реченька 20 октября 2013, 23:44
    Про кошечку не знаю, но своё обещание я начинаю выполнять.
    Иван Сусанин # написал комментарий 20 октября 2013, 23:14
    Я немного далёк от медицины, меня больше поразило другое - так называемая теорема Пифагора, которую нам вдалбливали в школе не поясняя, что старик Пифагор открыл давно открытый "велосипед". Причем об этом было известно давно. Когда ученые-египтологи заинтересовались знаменитыми гробницами Хеопса, Хефрена, Микерина возле Газы они были поражены тем. как точно снивелирована по горизонту подошва (основание) пирамид и как точно выдержаны прямые углы при её постройке. Оказалось - и это было найдено в жреческих письменах - они давно знали вышеуказанную теорему, но не в таком занудливом и малопонятном изложении, а в гениально простом известном как "египетский треугольник". Доказательство заключено в трёх простейших числах: 3, 4, 5. Поясняю: 3*3 =9; 4*4 = 16; 5*5 =25; 9 + 16 = 25. Перемножить и сложить эти цифры может даже второгодник. Что отсюда следует?
    Чтобы построить прямой угол с большой точностью рисуется отрезок длиной 3 каких-то единицы, сантиметры, метры и хоть километры. Из концов этого отрезка проводятся дуги длиной 4 и 5 точно тех же единиц длины и место пересечения этих дуг соединяется с концами исходного отрезка. Всё, прямой угол построен с большой точностью
    Виктор Карпов # ответил на комментарий Иван Сусанин 20 октября 2013, 23:18
    Совершенно верно-многое математиками и историками Греции и Рима получено из Египта,но вошло в историю как открытия греков и римлян...
    Иван Сусанин # ответил на комментарий Иван Сусанин 20 октября 2013, 23:21
    Я воспользовался этим "египетским треугольником при постройке своего дома на даче размером 6 х 8 метров. А это не что иное, как 3. 4 и 5 частей по 2 метра каждая. Диагональ естественно равна 10 метрам. Отложить эти части с помощью стальной рулетки не представляло никакого труда. При допустимой ошибке в 1 мм по отношению к гипотенузе 10 метров это составит 1/10000 или 0,0001. а это уже угловые секунды.
    Иван Сусанин # написал комментарий 20 октября 2013, 23:39
    Раз уж я начал говорить про применение древнеегипетской премудрости при постройке моей дачи, естественно без всяких геодезических приборов: нивелиров или теодолитов, то упомяну о том, как египетские жрецы (и я следом за ними) решили эту проблему.
    При постройке пирамиды на земле чертился план основания пирамиды используя "магические" цифры 3, 4, 5 (см. выше). Этот участок огораживался невысокой дамбой из глины. Внутрь заводились строители и расставлялись на небольшом расстоянии, несколько метров, друг от друга. Каждому давалась острозаточенная палочка длиной чуть больше высоты "дамбы". Сама то "дамба" была по колено. Пространство внутри дамбы постепенно заполнялось водой и когда её поверхность успокаивалась согнанные "строители" втыкали каждый свою палочку в землю чтобы конец её был заподлицо с уровнем воды. Затем вода спускалась а концы сотен или тысяч палочек оказывались отнивелированы строго по горизонту.
    Как говорится: дёшево и сердито.
    Виктор Карпов # ответил на комментарий Иван Сусанин 20 октября 2013, 23:47
    Такой же приём применил Монферран при строительстве Исакиевского собора-он вырыл котлован,вбил сосновые сваи и запустил воду из Невы.Результат -нивелировка
    Иван Сусанин # ответил на комментарий Виктор Карпов 21 октября 2013, 00:24
    Спасибо жрецам: иск за использование своего изобретения никому не предъявляли.
    Речь Реченька # ответила на комментарий Иван Сусанин 21 октября 2013, 00:24
    Боже мой!!! Куда я попала))))
    Уползаю)))
    Иван Сусанин # ответил на комментарий Речь Реченька 21 октября 2013, 00:26
    Пошто так, Реченька? Мы с Виктором пить ещё и не начинали и абсолютно трезвые. Вернись!
    Речь Реченька # ответила на комментарий Иван Сусанин 21 октября 2013, 00:31
    Того, о чём говорите вы с Виктором мне не понять НИКОГДА.
    Поэтому я скромно удаляюсь)))
    Иван Сусанин # ответил на комментарий Речь Реченька 21 октября 2013, 00:42
    Вспомнились слова Лермонтова. только не принимай их как нахальство:
    "..не уходи, твои лобзанья жгучи
    я лаской страстною еще не утомлён..."
    Ну и так далее, Михаил Юрьевич умел писать душещипательно.
    А говорили мы о вещах обычных: я строил дачу, а Монферран - Исаакиевский собор. Масштабы конечно дико несопоставимы, но идея одна и та же.
    lev levin # написал комментарий 29 октября 2013, 00:45
    Читал я что медицина в Египте была на очень высоком уровне. Если бы человечество не растеряло их наследие то антибиотики появились бы где то в 16 веке. А растеряли мы это наследие просто. У Ассирийского царя заболел сын очень тяжело смертельной болезнью. Царь послал посольство фараону с просьбой прислать бригаду скорой помощи. Однако поскольку ассирийский царь проводил экспансионистскую политику фараон ему отказал. Однако случилось чудо, наследник ассирийского престола выжил и затаил на египетскую медицину обиду. Когда он вырос и стал царём то предпринял поход на Египет. Поход к сожалению был удачный. Захватив Египет ассирийский царь приказал казнить всех египетских врачей и уничтожить все книги по медицине в Египте. Вот так.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Я согласен
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 1921 запись в блогах и 25018 комментариев.
    Зарегистрировалось 187 новых макспаркеров. Теперь нас 3438165.