Белый шаман с берегов Ламы

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Делия Норд написалa
    20 оценок, 1898 просмотров Обсудить (39)

    Олег Крашевский – владелец турбазы на озере Лама – человек примечательный.  Случай уникальный, когда местные нганасаны и долганы признали его своим шаманом и дали имя Сырай-коу-ня, что значит Белый шаман, передали своих идолов койка — тех, которых передают из поколения в поколение, а некоторых даже таких, каких могут иметь только шаманы.

    Впрочем, и турбаза его не простая.
    — Сначала я просто решил построить для себя дом, — рассказывал он. — Место здесь удивительное. Это место силы. Видите гору на противоположном берегу. Она называется Шаман. Там, по преданию, раньше жила эвенкийская шаманка. Хотя, как по преданию? Мы сначала тоже так думали, а потом решили слазать и посмотреть. В результате на склоне горы нашли пещеру, а рядом с ней — нескольких идолов. Значит, получается, что вовсе не предание это было про шаманку, а истинная правда — жила она там.


    — И потом, — продолжил Олег — в этом месте идут очень сильные потоки энергий, здесь ощущаешь себя совершенно не так, как где-то еще. В общем, сначала я построил дом для себя, а затем понял, что мог бы принимать здесь гостей, туристов, потому что эту энергию тут чувствуют многие. Мы расширили дом, достроили к нему еще третий этаж и еще несколько отдаленных домиков. 
    Сложно, конечно, было и дорого. Сами видели, что только на катере сюда идти шесть часов. А если с грузом... Завозили стройматериалы и на барже, о которой сами не знали — пройдет она здесь или нет, и зимой на снегоходах и санно-тракоторных поездах. Но, наконец, построили. Хотя недоделанного всего еще много!
    Потом я узнала предысторию.

    Все началось конце 1970-х. Тогда Олег — еще совсем молодой парень, работал охотоведом в Норильском научно-исследовательском институте сельского хозяйства Крайнего севера. Ему приходилось много ездить по тундре, знакомиться и общаться с коренными народами. Тогда он и увлекся традициями и обычаями нганасан, начал их изучать, и нганасане прониклись к нему симпатией, стали дарить свои традиционные вещицы, начиная от деталей оленьих упряжей и национальных костюмов, и заканчивая украшениями и оружием, которым пользовались испокон веков. В первое время все эти вещи Олег отвозил в краеведческий музей, потом стал собирать  для себя. Так, со временем, у него самого получился немаленький музей, который теперь он разместил в холле на первом и втором этажах главного дома своей турбазы.
    Но больше всего Олега интересовало шаманство, которое процветало у нганасан да и у других народов севера вплоть до середины 20 века. У нганасан шаманы считались наиболее сильными и деятельными среди всех, способными творить чудеса. Чаще всего ими становились те, у кого в роду уже были шаманы — отец, дед или прадед. Но захотеть стать шаманом и стать им у нганасан было невозможно. Шамана должны были избрать сами духи — ведь в дальнейшем главной его работой становилась передача информации из мира существ нгоу, то есть  духов, в мир обычных людей, переговоры с духами для создания максимально благоприятных условий жизни группы людей, которую шаман представлял. Кстати, шаманы были почти в каждой кочевой группе нганасан и такая группа чаще всего находилась в полной власти своего шамана.

    У нганасан всегда были свои идолы — койка. Койка служили им для связи с духами. Ими могли быть искусственные предметы и естественные объекты, например, камни необычной формы, скалы, валуны, кусочки метеоритов или древней ископаемой фауны — раковины аммонитов. К искусственным же относились те, которые нганасане делали сами — выплавляли из металла, вырезали из рога или из дерева в форме людей или животных. Часто таким койка вставляли глаза-бусины. Обычно ими пользовались, конечно, сами шаманы, потому что об идолах нужно было заботиться, кормить их и т.д., а это не всегда было под силу обычным смертным. Поэтому передавать их посторонним было нельзя, это могло привести к разным опасностям и неприятностям. 

    Так что, пока Олег не стал шаманом, обзавестись собственными койка ему не особенно светило.
     И еще интересно, что одна из дочерей Олега — Даша, которой он также дал нганасанское имя На-ню, что значит Розовая чайка, унаследовала его способности.
    Когда Олег научился лечить руками, первыми после его родных и друзей, кто об этом узнал, были нганасаны. Сначала в шутку они начала называть его шаманом, а когда убедились в его способностях, то признали шаманом серьезно и официально.

    После того, как долганы и нганасаны признали его шаманом, их койка просто рекой потекли к нему. А это — главный признак того, что их прежние владельцы видели в нем сильного шамана и не боялись доверять своих идолов.

    — Вообще, если о койка не заботится должным образом, то с человеком, у которого он находится в доме, могут происходить разные неприятности, начиная от банальных неудач на работе и заканчивая тяжелыми болезнями, — рассказал нам Олег. — Был такой случай. Звонит мне как-то женщина. "Вы, — спрашивает, — такой-то, такой-то?" — "Да," — говорю. — "Помогите, пожалуйста. У меня дома есть нганасанский идол. От него никакого нет житья. Заберите!" — "А что за идол?" — спрашиваю. — "Нет, вы скажите, берете или нет?" — "Беру, — отвечаю, — привозите!". И вот эта женщина, в тот же день, едва услышала адрес, примчалась ко мне. Позвонила в дверь. Я открываю. А она даже через порог не переступила, сразу ко мне: "Вы точно его возьмете? Вы его берете?". Дело в том, что просто так отдать кому-то койка нельзя. Человек сам должен согласиться его взять, и только после этого он становится новым хозяином койка. И женщина это знала. "Да, — говорю, — беру". Она мне протянула идола — вырезанную из дерева фигуру человека, и сама тут же бежать. Я даже не успел ее спросить, что это за идол и откуда он у нее. Так ничего о нем и не знаю.

    Нганасанских, долганских и эвенкийских койка у Олега сейчас не мало. Какие-то из них заняли достойное место в его музее, других он хранит дома и прячет от чужих глаз, так как именно они помогают ему держать связь с духами. Камлания же он проводит не регулярно, и он сам точно не может сказать, когда будет очередное. Желание провести его возникает спонтанно. "Это, как желание пить или почесать за ухом, — объяснят он. — Сейчас это нужно, а когда будет нужно в следующий раз, сразу и не скажешь". Олег научился предсказывать, говорит, что это совсем не сложно. Но практикует это только в редких случаях, так как "зачем человеку знать свою судьбу? Это же очень страшно — знать и не уметь исправить! Кроме того, любое предсказание — это всего лишь вероятность каких-то событий. И как раз предсказанием эту вероятность можно изменить, что значит, изменить и судьбу человека".

    У Олега семеро детей. Семейство у Олега дружное, веселое и гармоничное. Возможно, что такое благополучие дает ему жена Дара, которая живет и работает тут же на турбазе: следит за детьми, готовит еду. Дара называет себя Берегиней — женщиной, которая создает для мужа, для своего дома и семьи добрую ауру. 

     
    Это — целая наука, основанная на древних славянских традициях и женской психологии, которой она успешно заправляет. Олег же поддерживает ее в этом. Он считает, что традиции северных народностей, скифов и славян, в принципе, близки. Именно поэтому неподалеку от турбазы мы обнаружили капище, представлявшее собой несколько выложенных камнями кругов с очагом по центру и в пяти местах на окружности. 
    А рядом с ним — священную рощу с привязанными к стволам и веткам деревьев дарами богам и духам в виде тряпичных куколок и ленточек.

     Правда, на шее у Олега, как и днем раньше висело четыре амулета — три древнеславянских символа, а четвертый, изображавший фигуру человека внутри ромба, — нганасанский, которому было больше двух тысяч лет, и который в благодарность за какой-то добрый поступок подарила ему представительница этого народа.
    Вот такой он Белый шаман.
    Фото Антонова.

    Loading...

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 39 комментариев , вы можете свернуть их
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Делия Норд # ответила на комментарий михаил боярсков 18 августа 2014, 08:19
    Привет!
    Заинтересовали в последнее время меня шаманы, тем более, что с одним из них знакома довольно хорошо. Вот Крашевского видела только мельком, но его этнографический музей заслуживает отдельного рассказа. Позднее выберу время.
    Andrey Владимирович # ответил на комментарий Делия Норд 22 ноября 2014, 02:17
    + ) как попало в ленту ? отчего плюс не ставится ? (
    Олег Веселков # ответил на комментарий Andrey Владимирович 22 ноября 2014, 04:33
    Потому, что материал уже размещался на сайте в августе месяце.
    Материалу +
    Редкий случай, когда репост приятен...
    Сергей Козин # написал комментарий 18 августа 2014, 09:05
    Весьма занятно и познавательно. Особенно понравились вышиванки поверх джинсов, а так же исполненная своего величия дочка. А койка и у меня идол. Только о ней и мечтаю
    Делия Норд # ответила на комментарий Сергей Козин 18 августа 2014, 09:43
    "Не сотвори себе кумира". Диваном тоже пренебрегать не стоит.
    Что джинсы, один мой знакомый шаман (в тундре живет и практикует, не в городе), вообще выпускник ЛГУ советских времен. Потянуло его в свое время на историческую родину.
    Сергей Козин # ответил на комментарий Делия Норд 18 августа 2014, 10:08
    Насчет дивана согласен. Чувствуется знаток вопроса. Сам я в университетах не учился, но давно подозревал, что там учат какому то хитрому шаманству и лучшее место для их выпускников - тундра. Или тайга, в крайнем случае
    Александр Караим # написал комментарий 18 августа 2014, 12:38
    Шаман похож на перунского ведуна, или волхва, не знаю, как правильно назвать. Поскольку древнерусские трансцеденетальные технологии утрачены, он использует шаманские, ИМХО...А вообще молодец, поражаюсь его энергии. А Вам, Делия, спасибо за познавательный рассказ на интересную тему!
    Делия Норд # ответила на комментарий Александр Караим 18 августа 2014, 16:28
    О его этнографическом музее и об особенностях шаманизма будет подробнее.
    Сенди 0514 # написала комментарий 18 августа 2014, 13:17
    Спасибо Делия! Интересно читать про тему шаманства, многим совершенно незнакомую!
    Делия Норд # ответила на комментарий Сенди 0514 18 августа 2014, 16:26
    Еще кое-что есть. По возможности напишу.
    Мaрия А "13 # написала комментарий 18 августа 2014, 13:32

    Как ты замечательно рассказываешь! Прочитала с удовольствием! Необычный и очень уважаемый человек, красивые места, всё очень понравилось! Может и правда существуют духи, а мы просто ничего о них не знаем?
    Приходи, Деличка, послушать музыку:
    ссылка на maxpark.com

    Делия Норд # ответила на комментарий Мaрия А "13 18 августа 2014, 14:10
    Рада, что понравилось.
    Спасибо за приглашение, послушаю, только это напрямую не получиться. На этом компе звуковая карта не работает. Скопирую на флешку, на другом, который в интернете не тянет, буду слушать. Вот так и выкручиваюсь.
    Мaрия А "13 # ответила на комментарий Делия Норд 18 августа 2014, 16:19
    Бедненькая Деличка! :-)) Ну тогда пиши рассказы. Это можно без звуковой карты! :-)) А мы будем с наслаждением читать!
    Наталья Тверская # написала комментарий 18 августа 2014, 14:23
    Классно, Делия! Фотки великолепные! А прежний рассказик о шамане о нем же? Исправь опечатку - "весело четыре амулета" , а то начинаю веселиться ))
    Делия Норд # ответила на комментарий Наталья Тверская 18 августа 2014, 15:40
    Спасибо за подсказку.
    Нет, прежде были наброски будущего рассказа. Посвободнее со временем будет, напишу.
    В и х р ь Космический # написал комментарий 18 августа 2014, 14:52
    Спасибо!
    Делия Норд # ответила на комментарий В и х р ь Космический 18 августа 2014, 15:41
    Рада, что понравилось. Люди здесь интересные попадаются.
    В и х р ь Космический # ответил на комментарий Делия Норд 18 августа 2014, 18:00
    Приветствую Вас!
    От Ваших Материалов-репортажей веет каким-то исходным и натуральным "полевым" ароматом, который знаком только участникам экспедиций....
    Мне этот родной аромат хорошо знаком - в молодости бывал в полевых экспедициях в экзотических местах, приятно вспомнить!
    Всего доброго.
    Профессор "Вихрь"
    Борис Сергеев # написал комментарий 18 августа 2014, 15:51
    Койке поклоняются не только нганасаны.
    Койке поклоняются все солдаты-срочники.
    Особенно в последние полгода службы, когда ты "старик" и на зарядку можно не вставать:)
    Делия Норд # ответила на комментарий Борис Сергеев 18 августа 2014, 16:29
    Не смотря на все усилия последнего времени, армия, в значительной мере, остается языческой.
    Борис Сергеев # ответил на комментарий Делия Норд 18 августа 2014, 16:54
    Не вполне лишенной языка?
    Делия Норд # ответила на комментарий Борис Сергеев 18 августа 2014, 18:39
    Специфического языка, я бы сказала.
    Борис Сергеев # ответил на комментарий Делия Норд 18 августа 2014, 19:29
    "Мы матом не ругаемся.
    Мы на нем разговариваем"

    (Из афоризмов генерала А. Лебедя).
    Вера КVB # написала комментарий 18 августа 2014, 18:48
    Интересный рассказ о современном шамане. И, как все интересное, порождает желание узнать побольше, заглянуть поглубже... так сказать, уже посмотреть более детально на быт, на обряды, камлания, на его собственное "общение" с койка, духами... так это все загадочно.
    Нашел человек свое место и призвание в жизни. Не каждому удается...
    А вот еще вопрос возник мимоходом - на фото Олег и семья в славянских одеждах... А в повседневной жизни, не к встрече гостей они одеты в обычную современную одежду? Или же, следуя традициям, постоянно ходит в вышиванках?
    Делия Норд # ответила на комментарий Вера КVB 19 августа 2014, 04:46
    Когда приехали мы на базу, то все одеты были совершенно обычно, как в поле одеваются. Разве что с небольшим древнеславянским акцентом (головная повязка, платки). Эти снимки для какой-то рекламной акции. Еще по музею есть, тоже хозяин передал, но это чуть позднее, вместе с более подробным рассказом о шаманских делах.
    Вера КVB # ответила на комментарий Делия Норд 19 августа 2014, 07:39
    Это хорошо, что шаман позволяет музей фотографировать и снимки по свету разносить... ) Видимо, койка не налагают запрет... ))
    Делия Норд # ответила на комментарий Вера КVB 19 августа 2014, 09:53
    Есть вещи, о которых не рассказывают, но достаточно многое секрета не представляет.
    Вера КVB # ответила на комментарий Делия Норд 19 августа 2014, 15:35
    Ну да, иначе бы не существовало этого так манящего загадочного и тайного... )
    Andrey Владимирович # ответил на комментарий Делия Норд 22 ноября 2014, 02:24

    Славянский хор "Суроварг"

    soto59 Русофобов # написал комментарий 22 ноября 2014, 02:07
    Этот мужик никакой не шаман, у него вообще никаких способностей нет, даже просто эстетических...Думаю самоеды за огненную воду продали ему свои койку..Он вообще на РУССКОГО АРХИЕРЕЯ КАК ДВЕ КАПЛИ ВОДЫ ПОХОЖ!!
    =======
    Читайте у Лескова про РУССКИХ АРХИЕРЕЕВ - ОН ТАМ ВСЕ ИХ ТИПЫ ВЫВЕЛ - ОНИ ВСЕ СЕЙЧАС В ЧЁРНОКАРЛИКОВСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ ПОЯВИЛИСЬ!!!
    Илья Марченко # ответил на комментарий soto59 Русофобов 22 ноября 2014, 02:42

    речь о мелочах архиерейской жизни?
    ссылка на az.lib.ru

    Олег Веселков # ответил на комментарий soto59 Русофобов 22 ноября 2014, 04:35
    Ну да. Куда нам до вас. Без эстетических способностей то...
    Сергей Александрович Лостин # написал комментарий 22 ноября 2014, 02:10
    Шаманы тоже разные. у бурят о некоторых и говорить нельзя. Ни как зовут ни где живут. Напоил я однажды двух бурят строителей и проболтались они где найти. У сына с невесткой семь дет никак дети не получались.
    Приехали, он послушал нас, я врать не стал, как про него узнал. Мне сказал. что ничего для меня не сделает, за обман, но вечером сказал придёте.
    Пришли, костерок и бурхан каменный. Мы его покормили, как полагается денежкой, водкой и ленточкой, он пришел с бубном в своих шаманских причиндалах. Как-то лениво и печально постучал минут 30 в бубен, совершенно не в такт что побормотал, даже подобие танца изобразил. Буркнул, мол все идите. И ушел.
    В общем полное разочарование у нас. Ну не впечатлило. Но ровно через 9 месяцев день в день от той поездки родился внук и погодком следом внучка.
    Вот и не верь в мистику шаманства.
    Олег Веселков # ответил на комментарий Сергей Александрович Лостин 22 ноября 2014, 04:50
    Шаман был прав и то, что помог вам - большущее одолжение против правил.
    Знаю, ибо шаманство сродни славянской Волшбе, почему у Олега всё хорошо получается. Т.е. принципы и правила универсальны.
    В вашем случае. Нельзя строить добрый дом на худой основе. Ложь - признак Тьмы сознания и слабого духа. Поэтому, помог он вам только положившись на Правду.
    Не ведаю, как ещё объяснить. Не всегда можно словом выразить то, что душой чуешь.
    Но могу объяснить, почему они скрываются (шаманы). Вслед за нуждающимися обязательно (ВСЕГДА) приходят "ниспровергатели идолищ поганых", злые люди злого бога. Могут осквернить Место Силы, раньше и вовсе убивали, Чуры, Куммиры, капища жгли. С тех пор появилось новое правило, ничего не имеющее общего с шаманством-знахарством-волховством, но введённое в культ, как основа безопасности.
    Полагаю, кто такие "охотники на ведьм" объяснять не нужно?

    Я тоже очень редко прибегаю к лечению, успешное применение Силы стараюсь связать с "само прошло". Люди злы и темны в своих рамках ограниченности мышления. Поэтому скрытность - благо. Тех, кому нужно помочь обязательно, боги сами выводят, а кто сам себе помочь способен, те сами справятся.
    Сергей Александрович Лостин # ответил на комментарий Сергей Александрович Лостин 22 ноября 2014, 12:14
    Да я понимаю. но и он понял, не огнем же я пытал тех строителей и очень надо. Надоед деньгоотсос от беспонтовых медиков. Разорили пацана.
    Но вот уже три года я об этом никому. Тут только потому рассказал, что виртуальный ресурс.
    А прячутся они еще и потому, что деньги-то не берут, а попадать им в кабалу их убеждения не позволяют. Самое поразительное, что та тысячная бумажка, чем мы бурханили на месте, в щели расклиненная камешком так и торчит, Наполовину белая почти. Сын на источники своих возил. Хотел заодно поблагодарить шамана, не нашел. Разговаривал с местными, говорят настоящие шаманы по заказу не работают. И на публику. За что их уважают, настоящих. И то что мы с ним встретились не шамана воля, а духов. Может потому, что мы Байкал любим. Два раза в год за маасквичами срач убираем, и не одного бурхана без внимания не оставляем. Не смотря на православие.
    Гарольд Петрович # написал комментарий 22 ноября 2014, 03:00
    Спасибо, очень интересно.
    Это хорошо, что люди живут и в таких местах, не только в пределах МКАДа. Не просто живут, но и стараются жить.
    Россиянам надо возвращаться на те места, которые они оставили в лихие 1990е.
    Большо смотреть на разрушенные посёлки золотодобытчиков, на оставленные "точки" Севморпути и военные гарнизоны. Даже на деревни и посёлки недалеко от Москвы, где совсем нет работы для людей.
    Хватит разрушать "весь мир насилья" - теперь пора уже его восстанавливать!
    Ila tan # написала комментарий 22 ноября 2014, 09:02
    Спасибо, очень интересно и познавательно узнать о жизни шамана. За фото отдельное спасибо, они дали более полное представление.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 1073 записи в блогах и 9525 комментариев.
    Зарегистрировался 31 новый макспаркер. Теперь нас 5020677.