К.Маковский "Поцелуйный обряд".История одной картины.

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Алина Алексеева написалa
    19 оценок, 9771 просмотр Обсудить (147)

                      В историческом романе  Алексея Константиновича Толстого  «Князь Серебряный» (1863), посвященном эпохе Ивана Грозного (1547-1584), описывается  «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова, согласно которому его молодая жена Елена обязана была выйти к гостям - посторонним мужчинам - в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина.

    На сюжет романа в 1895 г. русский художник К.Е. Маковский написал свою картину «Поцелуйный обряд»:

       Поцелуйный обряд.Маковский.         

              В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто - сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах.

                А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.

                  Впервые «поцелуйный обряд» у русских описан австрийским (т.е. Священной Римской империи) послом бароном Августином Майербергом в 1661 г.:


                «Иной раз на этих пирах не бывает недостатка и в подарках своего рода. Всегда входит в столовую и жена хозяина в самой нарядной телогрее и во всем женском убранстве в сопровождении двух или многих прислужниц; она подает знатнейшему из собеседников чару водки, омочив в ней края своих губ. А пока пьет он, она поспешно уходит в свою комнату, надевает на себя другую телогрею и тотчас же приходит назад для исполнения такой же обязанности к другому собеседнику.

      Повторив этот обряд с каждым из прочих гостей, потом она всегда становится у передней стены: стоя там с опущенными на пол глазами и сложив по бокам свешенные вниз руки, она отдает терпеливые уста поцелуям собеседников, которые подходят к ней по степени своегодостоинства и от которых так и разит неприятным запахом всего, что они ели и пили...» 

           В настоящее время среди ученых-исследователей бытовой культуры Московской Руси нет единого мнения по поводу происхождения этого обряда. Г.П. Успенскийсчитал, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России. И.Е. Забелин («Домашний быт русского народа») выводил его от некого«языческого поклонения».

     

    Другие картины о русских обрядах.

    • 1883. Боярский свадебный пир в XVII век. Маковский Константин Егорович

    Из жизни бояр .

    Под венец

    Гадание.

    Источники.

    http://paintingart.ru/gallery/makovskiy-ke.html?page=6#category

    http://www.liveinternet.ru/users/ada_peters/post255397912

    http://www.nasled.org/forum/viewtopic.php?f=18&t=9938

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 147 комментариев , вы можете свернуть их
    Галина Арзуманова # написала комментарий 8 октября 2014, 23:47
    Очень красивые картины Маковского, но какие печальные образы девушек.... Их принуждают к этому неприятному действию - поцелуи от незнакомых, пьяных гостей....
    Историки пишут, что "... Этот удивительный и красивый обряд и изобразил на своей картине великий русский художник Константин Егорович Маковский", но лично мне совсем не нравится этот "красивый обряд".
    Этот обряд дошел и до наших времен, но в цивилизованном виде - среди родственников, хороших знакомых, друзей … и как бы ничего предосудительного нет, воспринимаем спокойно.... Равноправие... Видимо время накладывает свои штрихи.
    А картины - прекрасны!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Галина Арзуманова 8 октября 2014, 23:57
    Женщинам не нравился обряд,вот он потихоньку и сошёл на нет.Картина очень красивая,выписаны наряды,украшения. Создаёт прекрасное настроение.У Маковского картины красочны,на них много света,хочется рассмотривать детали.
    Андрей Сотник 09"13 # написал комментарий 9 октября 2014, 00:21
    Да, нелегко было жить женщине. И Маковский замечательно это отразл
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Андрей Сотник 09"13 9 октября 2014, 00:33
    Картина ценна ещё и тем,как красочно он изобразил зал,угощение на столе,костюмы бояр. А лицо хозяйки серьёзное и недовольное.Не хочется целовать слюнявых подвыпивших стариков.
    galina devyatkina # написала комментарий 9 октября 2014, 12:30
    Всё-таки не только сам обряд, который нам - женщинам не нравится, привлекает в этих картинах. Прежде всего с какой кропотливостью выписаны палаты - крепость стен, их роспись, фрески, иконы в золочёных окладах, богатая парчовая одежда, сафьяновая обувь, великолепная дорогая посуда, богатая сервировка стола... Где бы это можно было увидеть, если бы не дошло до наших дней с этими картинами?!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий galina devyatkina 9 октября 2014, 12:36
    Вся эта красота картин Маковского привлекала прежде всего. Он любил выписывать детали русского костюма,предметы быта ,обстановку. Возможно многое приукрашивал,но привлекал внимание многих к своему творчеству.Но,а портреты просто загляденье.
    galina devyatkina # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 14:46
    Алина, не думаю, чтобы что-то додумывал, такое нельзя выдумать! Красавицы!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий galina devyatkina 9 октября 2014, 15:13
    Красавицы,не отрицаю,только вот позировали они в русских национальных костюмах.Не все могли позволить.Его работы стоили очень дорого,поэтому их мало в России,почти все в частных коллекциях.
    Как он осебе говорил.
    "Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин, - писал сам Маковский. - Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству".
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Дора Колесникова 9 октября 2014, 12:41
    Этого у Маковского не отнять.Его взгляд на жизнь России того времени немного идеализированный,приукрашенный.Много работал на заказ.Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени.Но и, ясное дело ,подвергался критике.
    " Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма."
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Дора Колесникова 9 октября 2014, 19:28
    Согласна с вами, Дора. Картины имеют большую историческую ценность.Можно представить и быт,и одежду,и обычаи.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Дора Колесникова 9 октября 2014, 12:45
    Почему -то большинство заказных портретов в русских костюмах,наверное модно было.

    Боярышня.

    Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Дора Колесникова 9 октября 2014, 19:26
    Красивая женщина,А камней сколько на ней,целое состояние.
    Елена Валеева # написала комментарий 9 октября 2014, 12:37
    Люблю Маковского...
    Спасибо!
    А Морозов-то сам смотрит хмуро, недоволен ;)))))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Валеева 9 октября 2014, 12:42
    Может женой недоволен.Не так нарядилась,неприветливой была.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Влад ХХ 9 октября 2014, 12:50
    Почему же Византия? Немного приукрашена,но Россия.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Влад ХХ 9 октября 2014, 14:45
    Тогда понятно,очень интересно,хотя предположения разные.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Влад ХХ 10 октября 2014, 14:19
    Наверное они смешались с языческими обрядами.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Татьяна Седых  # написала комментарий 9 октября 2014, 12:45
    Один из любимейших моих художников. По силе психологических характеристик ему почти нет равных. Спасибо за тему.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Татьяна Седых  9 октября 2014, 12:57
    Есть в его картинах особенный русский шарм.Это ценили и за рубежом.В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара»
    Константин Маковский. «Смерть Ивана Грозного»
    Смерть Ивана Грозного.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Татьяна Седых  9 октября 2014, 12:59
    Кстати ,пишут,что эту картину похитили из музея.
    "Из частной картинной галереи в гостинице «Мариотт Гранд Отель» на Тверской улице неизвестные похитили две картины, сообщает «Интерфакс». По данным правоохранительных органов, кража произошла в четверг, 12 июня.

    Отсутствие на месте картины «Смерть Ивана Грозного» кисти Константина Маковского и пейзажа Василия Поленова совокупной стоимостью семь миллионов рублей заметили только на следующий день."
    Интересно ,нашли или нет.
    Татьяна Седых  # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 13:10
    Вроде, нашли. Что-то проскакивало в новостях в июле.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Татьяна Седых  9 октября 2014, 14:46
    Хорошо,а то бы утратили такой шедевр.
    Дудуся Дудуся # написала комментарий 9 октября 2014, 12:48
    + У него все картины светлые
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Дудуся Дудуся 9 октября 2014, 13:01
    Верно.Очень солнечный художник.И картины ,и портреты приятно рассматривать.
    Gennadij Moshchenko # написал комментарий 9 октября 2014, 13:25
    Маковский хорош! И тематику выбрал какую надо!:)))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Gennadij Moshchenko 9 октября 2014, 14:47
    Это тебе по душе.Здесь русский дух,здесь Русью пахнет.
    Gennadij Moshchenko # ответил на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 15:21
    Очень по душе Алина! Всё у него сошлось в его манере. И русская лубковая сказочность, и бытовые сцены жизнии чисто реалистическая манера живописи в сочетании с манерой импрессионистов. Вот смотри-лицо девушки написано именно в манере реалистической, а уже антураж и одежда, всё мазки и краски...фон то же самое-упор на цветовое решение композиции. Мне очень к душе его манера. И подбор красок-немного преувеличенно неестественный, но это то и даёт тот сказочный колорит его картинам!:)))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Gennadij Moshchenko 9 октября 2014, 15:34
    Очень красиво ты описал его стиль живописи.Но несмотря на огромную популярность его критиковали.
    " В России завистники называли его поверхностным художником, не желающим "копать вглубь", но и они не могли отрицать гениальности легкой руки конкурента. Львиная доля его работ оказалась в частных коллекциях..
    Но с другой стороны.По объемам продаж произведения Константина Егоровича Маковского сравнимы разве что с полотнами Айвазовского, одного из самых плодовитых русских мастеров. Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта.
    Gennadij Moshchenko # ответил на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 15:54
    Да как почувствовал Алина, так и написал! А художник хорош...Я ведь именно по этому и стараюсь не ориентироваться на чужие мнения, что они зачастую не совпадают с моими!!:)))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Gennadij Moshchenko 9 октября 2014, 15:56
    Это отлично.Важно иметь своё собственное мнения. Иногда мы расходимся во взглядах,но это ведь интересно,на то оно и общение.
    Gennadij Moshchenko # ответил на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 17:47
    Это абсолютно нормально. И есть повод поспорить!:)))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Gennadij Moshchenko 9 октября 2014, 18:11
    Согласна с тобой.
    elena nenasheva "13 # написала комментарий 9 октября 2014, 13:37
    Они все - живые, это просто удивительно! Сколько лиц, характеров, - это не сцены, поставленные художником - режиссером, это сама жизнь! Восхищению нет предела...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий elena nenasheva "13 9 октября 2014, 14:50
    Картина похожа на театральную сцену в спектакле.Всё продуманно.Маковский любил немного идеализировать своих персонажей.Но свет,красота костюмов,предметы быта-всё это привлекает наше внимание и создаёт особенную атмосферу.
    Марина Ветцо # написала комментарий 9 октября 2014, 14:17
    Алина,очень интересно узнать про старинные обряды.Про поцелуйный вообще слышу впервые.Хотя одна твоя ссылка на
    Игоря Забелина вернула меня в прошлое,когда я с удовольствием общалась с ним.Нас познакомил наш общий друг.Было это в конце 60-х годов и мы в научной среде обсуждали проблемы"Человечество.Для чего оно?"Так до сих пор этот вопрос остался нерешенным,да и современных людей в массе своей он не очень интересует.,также как и старинный быт и культура.Жаль...А Маковский как-то меня не вдохновил,если только с исторической точки зрения.Как всегда от души благодарю тебя за просвещение!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Марина Ветцо 9 октября 2014, 14:54
    С интересными людьми вы встречаетесь.Маковский любил внешнюю красоту человека,своё внимание сосредотачивал на деталях одежды,украшениях,но глаза героев нам ничего не говорят. Вот за это его и критиковали, что он отошёл от реализма.
    Алексей Потроваев # написал комментарий 9 октября 2014, 14:43
    К.Е. Маковский, один из мастеров,если можно так выразиться ,исторического жанра..скрупулёзно относился к работе,тщательно прорисовал предметы,одежду,детали эпохи,которую он изображал..
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Алексей Потроваев 9 октября 2014, 15:04
    Верно,Алексей .Он любил историческую тематику.В России завистники называли его поверхностным художником, не желающим "копать вглубь", но и они не могли отрицать гениальности легкой руки конкурента. Львиная доля его работ оказалась в частных коллекциях...
    Американцы,наоборот ,его ценили,пригласили писать портрет Рузвельта.Но портрет этот куда-то исчез.Его так и не могли найти.
    Marguerite Duras # написала комментарий 9 октября 2014, 14:47
    Не самый приятный обычай, вряд ли женщины были в восторге от него. Хотя, если гость попадется молодой и привлекательный, то еще ничего) На картине Маковского видно, что хозяйка подчиняется "поцелуйному обряду" скрепя сердце. Гости уже достаточно набрались, им весело, и женщины должны им угождать.
    Интересно рассматривать одежду того времени - многослойную, богатую, расшитую золотом. Узорчатые цветные ткани, меховая оторочка, очень богато одеты гости на царском пиру. Удивительно, как им было не жарко под несколькими слоями одежды.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Marguerite Duras 9 октября 2014, 15:09
    Обычай был неприятным. Скорее всего даже оскорбительным.Возможно поэтому он и исчез,хотя обычай встречать поцелуем особенно дорогих гостей всё же сохранился.
    А ведь в русских музеях очень мало работ Маковского.Причина в дороговизне.
    "Так Маковский просил у Третьякова за свой "Боярский свадебный пир в XVII веке" ни много ни мало 20 000, и это была нормальная цена за его работу. Третьякову такие расценки оказались не по карману, и "Пир" ушел к американскому ювелиру Шуману за... 60 000. При этом ювелир был просто счастлив, заказал еще одно полотно и начал выпускать в США открытки с картинами Маковского".
    Marguerite Duras # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 16:25
    Ого, как выгодно Маковский продал картину! И ювелир тоже не прогадал с открытками, наверное, они хорошо расходились.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Marguerite Duras 9 октября 2014, 17:25
    Маковский был очень богат. У него было полно частных заказов.Любил женщин и они его любили.
    Marguerite Duras # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 19:36
    Ниже Елена правильно заметила: он театральный живописец, его картины похожи на декорации. Его сын Сергей, поэт, издавал художественный журнал "Аполлон", известный всем, кто интересуется Серебряным веком. Там много кто печатался - Блок, Брюсов, Гумилев, Черубина де Габриак... После революции Маковский-младший эмигрировал в Париж и там вел активную литературную деятельность. Думаю, от огромного отцовского наследства ему не так уж много досталось, революция все перевернула...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Marguerite Duras 9 октября 2014, 19:51
    Очень интересные сведения о сыне.
    Ниже я написала Лене,как жена после смерти распродала всё нажитое.А могилу на кладбище просто осквернили.Вряд ли сыну что-то вообще досталось.
    Marguerite Duras # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 20:23
    Он стал издателем до революции. Думаю, ему досталась часть отцовского наследства, в средствах у него не было недостатка, жил на широкую ногу. Но в эмиграции он вряд ли процветал. Прожил долгую жизнь, много сделал для русской литературы в изгнании, похоронен в Париже.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Marguerite Duras 9 октября 2014, 20:33
    Наверное лучше,что он эмигрировал,по крайней мере занимался любимым делом.
    Marguerite Duras # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 20:47
    Конечно, такому эстету не место было в советской России.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Marguerite Duras 9 октября 2014, 20:52
    Согласна с тобой.
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # написала комментарий 9 октября 2014, 15:16
    Отличный живописец Маковский - яркие, нарядные, декоративные картины, действительно похожие на театральные(оперные?) постановки. Великолепны ткани, камни, блеск посуды и роспись стен боярских палат... Сияет кожа на юном личике молодой жены... Как хороша мурмолка на госте! Искусность художника в изображении цвета, фактуры, формы - выше всех похвал. Но душа почти не откликается, молчит, словно все это великолепие радует только глаза. Иллюстрация, добросовестная и очень качественная - и это все, что можно о ней сказать. "Литературность" сюжета для меня несколько заслоняет возможную глубину картины. Вместо глубины - ощущение ограниченности, словно душно в этом пространстве.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 9 октября 2014, 16:02
    Лена,как здорово вы почувствовали его живопись. Она парадная.Она привлекает взгляд,вызывает интерес,как с исторической точки зрения,так и с бытовой.Всё прорисовано скрупулёзно,талантливо,но ему не удавались живые глаза,которые раскрывали бы личность,внутренний мир.Череда русских красавиц в кокошниках.Хороши..,но...
    Он это понимал.
    "О себе художник говорил довольно самокритично: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин… Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.»
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 18:17
    Алина, спасибо Вам за эту цитату - а Маковскому за честность. Я восхищаюсь его беспощадностью к себе, высоким уровнем самосознования. И стало интересно - каким образом его любовь к жизни связана с возможностью "использовать его в той мере, как (он) мог бы". Ведь в глазах его красавиц не хватает именно того, что он так любил - жизни. В восхитительных драгоценных камушках жизни больше. Вспомнила, что именно эти камни на картинах Маковского с детства меня завораживали - страстно хотелось достичь такого совершенства в передаче игры света, цвета и объема.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 9 октября 2014, 18:43
    Он чувствовал,что не особенно работал над собой,а вовсю поьзовался талантом.Как о нём пишут.
    "Константин Егорович в молодые годы имел обаятельную внешность, беспечную праздничную веселость нрава, привычку к быстрым решениям, трудолюбие и жадность к утехам жизни. Он был всегда в духе, приветливый, нарядный, холеный, пахнущий одеколоном и тонким табаком, беззаботный, обворожительный, ловкий, с необыкновенно крепким здоровьем. Откинутая назад пышно-кудрявая голова с рано облысевшим сжатым у висков лбом сообщала чисто-русскому лицу в темно-русой бороде вид открытый и независимый. Внимание к знаменитому, балованному художнику, всегда приобретало оттенок восторженного поклонения. В обществе бывал он неизменно приятен и словоохотлив, на лицах появлялась улыбка, когда Константин Егорович входил в комнату."
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 19:22
    Радостно, что Маковский сумел быть счастливым и, что он прожил, как кажется, полную радостей жизнь. Мало кому из художников это удается! Поневоле приходит на ум мысль о реинкарнациях - словно вернулся один из жизнелюбивых мастеров Возрождения, чтобы сполна насладиться жизнью.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 9 октября 2014, 19:30
    Думаю ,что в его жизни было много всего. Очень влюбчивый был.Менял жён,делал их несчастными.
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 20:25
    Настоящий роковой герой исторического романа:) Как на его картинах:)
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 9 октября 2014, 18:46
    Он был страстным коллекционером.Но после смерти всё было распродано.
    "Еще в 1902 году художник составил завещание, по которому все права и имущество переходили Марии Алексеевне. После его смерти вдова устроила аукцион, который продолжался 11 дней. В каталоге этого аукциона заявлено 1100 номеров!

    Выставлялось «богатое собрание русских художественных вещей, состоящих из бриллиантов, жемчуга, золота, бронзы, фарфора... картин старой голландской, итальянской и французской школ, а также 15 картин проф. Маковского и 10 картин Николая Маковского. Мебель старая маркетри и Людовика ХVI, гарнитур, покрытый старым гобеленом… Трон персидский, усыпанный бирюзой, витрины, шкафы, голландские и французские Vernie Martin, коллекции русских ларцов с резьбой по кости, всевозможные старинные серебряные бокалы, кубки, кружки и прочие старинные медные ковши… Собрание очень ценных и редких бриллиантов, имеющих историческое значение… работы Лялик, Бушерон, Хортог, Ляклеш, Фаберже, Булона и др. Коллекции русских кокошников и головных уборов. Всевозможные старинные парчовые и шелковые боярские костюмы, ширмы… ландо, коляска, карета, пролетка, сани, черная медвежья полость и сбруя»
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 19:25
    Жаль коллекции! Это именно тот случай, когда необходимо было создание музея - ведь коллекцию собирал художник, человек с огромным вкусом, воображением и развитыми чувствами. Не говоря о картинах! Как часто родственники художников ошибаются, путая наследство и наследие!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 9 октября 2014, 19:35
    Наверное молода была,денег захотелось.Теперь это было бы настоящее сокровище.
    Большая разница в возрасте. Маковский с женой.

    Когда поженились, ему было 50 ,а ей 20
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 9 октября 2014, 20:40
    Бросил жену и детей Они ему так и не простили.С Марией Матавтиной у них тоже было 3 детей.Вторая жена была на 20 лет моложе.Красавица.
    <body style="margin: 0px;"></body>
    «Портрет Ю. П.Маковской» 1883
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 21:23
    Мне кажется, жены похожи друг на друга внешне. Ну что же - похоже, что ошибок и грехов в жизни художника было предостаточно... К сожалению, редки исключения из правил - художники редко бывают счастливы сами и еще реже могут сделать счастливыми своих близких.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 9 октября 2014, 21:30
    Мне тоже так показалось.Казалось бы что ещё нужно.Он вторую жену и детей рисовал очень много.
    "Современники в один голос восхищались красотой Юлии Павловны. Репин называл ее «ангелом неизреченной красоты». По семейной легенде, появление портрета было случайным. Жена поднялась в мастерскую к художнику, нарядившись в темно-красный бархатный капот и голубую ленту. Константин Егорович, увлеченно работая над каким-то холстом, поначалу не обратил на нее внимания, и она, надувшись, села в кресло и стала рассеянно разрезать страницы книги ножом из слоновой кости. Художник обернулся, тут же поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал силуэт жены с книгой в руках. В три сеанса портрет был окончен, и о нем заговорил весь город.
    "Это малиновое платье так и звенит – острой высокой нотой среди тусклых тонов наших серых будней", – писал один из современников.
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 22:41
    Действительно, великолепный портрет - и увлекательна история его появления на свет. Редкостная красавица была его вторая жена, и, пожалуй, эта работа исключительная - вот этот портрет и волнует и притягивает по-нстоящему.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 9 октября 2014, 22:47
    Это сразу все отметили,как только он его нарисовал.Когда они развелись,ей было только 39 лет.Она больше не выходила замуж.Жила в семье сына.
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 23:17
    Ну что тут скажешь... Давно нет уже этой прекрасной дамы - а сочувствую ей душевно, словно все было вчера. Гений и злодейство - именно благодаря беспутному ее мужу-злодею и талантливому художнику в одном лице облик ее вызывает столь теплые чувства и сегодня...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 10 октября 2014, 11:49
    Правильно,Лена. Не нам судить мы просто по женски посплетничали. Он ,конечно, личность,оставил богатое наследие,а всё остальное на втором плане.
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 октября 2014, 16:01
    Вы правы, Алина! Я с некоторых пор даже избегаю глубоко вникать в биографии авторов, несколько раз испытав настоящее потрясение от подробностей юности, например, очень мной любимого Родена. Не хочу их судить - пока не достигну мудрости достаточной, чтобы понимать все.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 10 октября 2014, 19:05
    Я в курсе о Родене. Делала о нём статью.Но я уже привыкла вникать в личную жизнь художников,тогда лучше понимаешь смысл их картин.Хотя многие очень сложные натуры,например Дали.
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 октября 2014, 20:31
    Наверняка эта биографическая работа имеет огромное значение в искусствоведческом анализе. Но мне так хочется иногда побыть просто восторженным зрителем и без памяти любить творцов за то счастье, которое они нам подарили. Мои друзья художники очень любили меня как зрителя и как друга - я никогда их не судила, только восхищалась... когда было чем, естественно... и умела честно сказать, если что-то не получалось(с моей точки зрения). Вот и с теми, кого лично не могла знать - хочу таких же отношений...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 10 октября 2014, 20:56
    Чувствуется,что вы глубоко вникаете в содержание картин,умеете увидеть главное.Сказалось ваше знакомство с художниками,но и любовь к искусству. С вами легко и интересно беседовать.Конечно первое впечатление-это важно.Но а я часто начинаю с биографии,Мне всегда интересно,что за человек был художник,как он жил,где родился и где умер.Потом начинаю интересоваться его детьми,семьёй,как сложилась их судьба.Так я знакомилась с Айвазовским,потом нашла материал о его внуках.Для меня такие исследования очень увлекательны и интересны.
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 октября 2014, 22:26
    Спасибо, Алина, за добрый отклик обо мне. Да, возможно, мое умение видеть во многом связано с влиянием дружеской среды. Но также и с моим ранним интересом к искусству и моими собственными пробами. Вероятно, ваш интерес к жизни художников сродни знакомству с живым автором - ведь когда дружишь, волей-неволей многое узнаешь друг о друге, особенно при доверительных отношениях. И это расположение друг к другу позволяет глубоко понимать художника.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 10 октября 2014, 23:10
    Вы угалали по поводу художников и их творчества.А вы пробовали рисовать?
    В каком жанре?Это очень интересно.
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # ответила на комментарий Алина Алексеева 11 октября 2014, 01:29
    Рисовала акварелью и пастелью, в основном пейзажи, рисовала пером зверей и людей, лепила чуть не с колыбели - зверей. Пробовала пуантелизм, абстракции. Жанр - знакомые определяли как миниатюры.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 11 октября 2014, 11:18
    А теперь забросила? Может сфотографируешь работы и покажешь?
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # ответила на комментарий Алина Алексеева 11 октября 2014, 14:32
    Алина, трудно решиться - я ведь просто любитель. Наивный художник, неученый. Напишу. Если пришлю - то на почту.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 11 октября 2014, 14:59
    Ладно,Лена. Рисуй для души и никто тебе не судья.Главное,чтобы тебе нравилось.Нам всегда не хватало времени на любимые занятия.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 9 октября 2014, 18:47
    Даже могила разграблена.
    В результате проведенного вдовой аукциона было выручено 285 тысяч рублей, а весной 1916 года она приобрела имение за 350 тысяч, в котором намеревалась устроить фамильный склеп. Туда Мария Алексеевна собиралась перевезти прах супруга.

    Константин Егорович был похоронен на Никольском кладбище Александре-Невской лавры. После революции кладбище подверглось зверскому разграблению. Исчезли могилы К.Е.Маковского, выдающегося скульптора И.Н.Шредера, директора императорских театров И.А.Всеволожского, а также многих других.
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 19:27
    Как жаль! Именно такое бессердечное равнодушие буквально перегрызло корни исторической памяти, уважению и подлинной любви и уважению к отечественной истории и ее героям.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Соловьева (Elena Krementulo) 9 октября 2014, 19:31
    Очень многих постигла такая участь.Особенно после революции.
    Елена Соловьева (Elena Krementulo) # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 20:30
    Хорошо, что сохранились картины. А революция - всегда катастрофа. О чем благополучно забывают потомки.
    Вера Аксёнова # написала комментарий 9 октября 2014, 16:19
    Так и хочется,чтобы герои этих картин заговорили. Великолепный художник. С интересом всматривалась в интерьер палат,на одежду женщин.Спасибо Алина. Вы наш экскурсовод.
    Вера Аксёнова # ответила на комментарий Вера Аксёнова 9 октября 2014, 16:24
    Интересно ,что петух клюёт? Видно девушки гадают ,кто из них выйдет первой замуж.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Вера Аксёнова 9 октября 2014, 17:29
    Интересный солнечный художник. Мы как бы заглянули в другую эпоху.Рада, Вера,что вам с нами интересно.Искусство-оно всегда таит много сюрпризов.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Вера Аксёнова 9 октября 2014, 17:29
    Гаданием на петухе в последнее время мало кто пользуется, ведь для этого нужен живой петух. Чаще всего оно является коллективным, девушки вспоминают о нем в Крещенский и Рождественский сочельник.

    Один из самых распространенных способов – это приготовить необходимые продукты и предметы и выпустить к ним петуха, чтобы он что-то выбрал. Например, насыпать немного зерна, рядом оставить кусок глины, миску с водой и зеркало. Если птица подошла к зерну, то у девушки, которая гадает, будет обеспеченный муж, а если к глине, то случится какая-то беда, если же петух начнет пить, то, значит, достанется в мужья пьяница, а к зеркалу – будет гулять и изменять.
    Вера Аксёнова # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 19:14
    Большое Спасибо Вам Алина, с огромным удовольствием общаюсь с Вами.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Вера Аксёнова 9 октября 2014, 19:21
    Мне приятно общение.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Дмитрий Чёткин 9 октября 2014, 17:30
    Я тоже ,Дима ,только отрывки читала.Как Морозов застал свою жену с другим. Вот до чего приводит поцелуйный обряд.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Дмитрий Чёткин 9 октября 2014, 21:07
    Бывает. Верность она неустойчивая.
    Юлия К # написала комментарий 9 октября 2014, 17:22
    Картины очень хороши,каждая мелочь прописана так,что кажется сейчас картина оживет."А я не хочу,не хочу по расчету"))).Спасибо,Алина.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Юлия К 9 октября 2014, 17:33
    Особенно у Маковского интересны исторически-бытовые сюжеты.Красивая картина о свадебном пире.Жаль,что картина была вывезена.
    "Так Маковский просил у Третьякова за свой "Боярский свадебный пир в XVII веке" ни много ни мало 20 000, и это была нормальная цена за его работу. Третьякову такие расценки оказались не по карману, и "Пир" ушел к американскому ювелиру Шуману за... 60 000. При этом ювелир был просто счастлив, заказал еще одно полотно и начал выпускать в США открытки с картинами Маковского".
    Юлия К # ответила на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 18:11
    Жаль,Алина,конечно,но каждый может назначать свою цену за труд(другое дело-купят ли).Такие картины стоят этих денег,т.к.прекрасны.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Юлия К 9 октября 2014, 18:22
    Поэтому в России очень мало картин Маковского,почти все в частных коллекциях.Но я тоже считаю,что художник вправе просить высокую цену за свой труд.
    Галина Дроздова # написала комментарий 9 октября 2014, 17:43
    В России женщины жили закрыто, вот и стоят с опущенными в пол глазами. Не принято было смотреть в глаза чужим мужчинам.
    Обычай канул в лету...мужья стали ревновать жен к более молодым мужчинам, да и жены воспротивились таком варварскому отношению.
    Женщины очень красивы, споря с нарядом и украшениями...кто краше. Красавицы!
    Позировали в русских костюмах, гордились своей историей, происхождением, самобытностью... Пример надо с них брать.
    Сказочные картины.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Галина Дроздова 9 октября 2014, 18:09
    Наверное так и было.Женщины воспротивились такому обращению.Они-то умели своего добиться.Маковский выработал свой собственный изящный и эффектный стиль.Как пишут:

    "Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского."
    Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: "Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей".
    Лана Торгонская # написала комментарий 9 октября 2014, 18:35
    Замечательный художник!!! Как точно отразил на лицах девушек отвращение. Противные лица пьяных гостей. Бедные наши пра пра прабабушки...Терпеть, молчать, повиноваться... Мда...уж лучше в монастырь.))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Лана Торгонская 9 октября 2014, 19:02
    Другие времена-другие нравы. Чувствуется ,что женщины большой свободы не имели
    .
    " По указам 1551, 1562 и 1672 годов вдовы и дочери вотчинников лишались наследственных прав на земельные угодья. Развитие поместного землевладения, когда земли получались как дар за «службу верную», исключало саму возможность женщине получить земельную собственность.
    Такое сокращение прав собственности русских женщин повлекло за собой изменения к худшему и в семейном положении женщин всех сословий. В середине XVI века поп Сильвестр — автор знаменитого «Домостроя» — сформулировал «право» мужа на главенствующее место в семье, право его власти над женой и детьми: «уча и наказуя, и рассуждая, раны налагати... Бия по телу душу избавлявши от смерти...» Поговорка «Коли муж бьет — значит любит», возникшая позднее, была порождена именно жестокими церковно-домостроевскими рекомендациями, в которых безгласная покорность жены мужу рассматривалась как основное условие крепости семейного очага."
    Лана Торгонская # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 октября 2014, 13:39
    Да...Попы первые вероотступники. В Библии нет ничего похожего!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Лана Торгонская 10 октября 2014, 14:18
    Но многие тысячелеития они являлись посланцами и служителями бога.А женщинам в те времена не позавидуешь.
    Веселова Елена # написала комментарий 9 октября 2014, 19:13
    Повеяло русской стариной от этих красивых картин!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Веселова Елена 9 октября 2014, 19:22
    Стариной,историей и красотой нарядов и убранства.
    ефим гофман # написал комментарий 9 октября 2014, 19:18
    Взгляд раздваиввается - две стороны вижу:
    - патриархат с повыпившими "хозяевами жизни" и
    - прекрасных русских красавиц!
    Пока в России победили первые!
    Надеюсь, что окончательная победа будет за красавицами!:))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий ефим гофман 9 октября 2014, 19:24
    Обязательно за красавицами. Но в те времена им нелегко жилось.
    "Если до середины XVI века знатные женщины еще могли пользоваться сравнительно широкими правами и даже играть заметную роль в политических событиях, то с появлением «Домостроя» они оказались отрезанными от них, запертыми в четырех стенах своих домов, поставленными в подчиненное и зависимое положение. Свидетельства путешественников конца XVI-XVII веков пестрят описаниями «теремной жизни» русских княгинь и боярынь, не имевших теперь права съездить в гости, посетить церковь, даже просто выйти из дома без ведома мужа.
    Домашнее затворничество женщин стало в конце XVI — начале XVII веков отличительной черной домашнего быта российской феодальной знати и именитого купечества."
    ефим гофман # ответил на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 19:42
    Вот и я это имел в виду...
    Когда жена Путина от него ушла, то я сразу догадался, что готовится что-то уж совершенно из ряда вон... (Крымнаш, ЮВ и в Украина в целом - Одесса, Харьков, Днепропетровск и т.д.).
    Жаль, но так и произошло...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий ефим гофман 9 октября 2014, 19:49
    Женщины,если они умные,играют очень большую роль в политике.Они не обязательно на переднем плане.
    ефим гофман # ответил на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 20:09
    Думаю, что жена Путина как раз и ушла с авансцены, чтобы не позорить ни себя ни детей своих...
    Здесь конечно лучше подходить не слово "позорить", а слово подставлять...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий ефим гофман 9 октября 2014, 20:13
    Видимо здесь есть и личные мотивы,а не только политические.Но за всё придётся расплачиваться.
    ефим гофман # ответил на комментарий Алина Алексеева 9 октября 2014, 20:18
    У жены Президента все политика... и чтобы они уходили от мужа во время каденции, то такие случаи уж очнь единичны. Напр. во Франции с Саркази..., - так это же свободно распущенная Франция, а не стоящая по стойке смирно Россия...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий ефим гофман 9 октября 2014, 20:42
    Да,в России не всё,как у людей.
    Елена Кузнецова # написала комментарий 9 октября 2014, 23:11
    Маковского люблю. потому что он очень верно отражал историю во всех её видах - костюмы, интерьер, обычаи -даже вот обряды всякие... нам надо знать свою истинную историю - на картине не перепишешь её, какая уж есть...не как в учебниках...Спасибо, Алина. Вечер прошёл хорошо. Звучала даже песня на мои стихи "Рябиновые гроздья! Пел композитор. Тема была осенняя. Был приглашён ансамбль гусляров, наш районный - такие русские народные песни пели, что все зрители подпевали. А наше ЛИТО разбавляло музыку стихами и я читала. Спасибо за интерес к моим событиям,Алина, благодарю!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Кузнецова 10 октября 2014, 12:02
    Мне интересно было,как всё прошло. Прямо настоящий спектакль. Как нужны людям такие вечера.Ты бы пост сделала и рассказала об этом вечере. В следующий раз снимки сделай.Главное,что ты осталась довольна.
    Елена Кузнецова # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 октября 2014, 19:02
    Фото есть, но мало. Кто снимал, не очень владел техникой и села далеко от площадки с микрофоном. Может в следующий раз будет целый репортаж, но не обещаю...Спасибо за интерес. Алина!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Кузнецова 10 октября 2014, 20:02
    В следующий раз подготовишься,как следует. Успехов.
    Александр Иванов # написал комментарий 9 октября 2014, 23:44
    Помнится, Алина, мы уже рассматривали картины , а этой картины не касались. И несмотря на идеалистичность художник окунает нас в прошлое. А прошлое всегда идеалистично, как память о детстве. Но в его картинах реалистично то, как он подробно вырисовывает деталци костюма и интерьеров той эпохи. Не знаю как Маковский, а например Васнецов долго изучал одежду и оружие той эпохи, прежде чем приступить к работе над своими картинами.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Иванов 10 октября 2014, 11:55
    Да,мы подробно говорили о Маковском. Здесь я взяла только несколько картин,которых мы не коснулись.И потом мнехотелось подробно узнать об этой традиции- поцелуйном обряде.Конечно без изучения быта эпохи,вряд ли моно было написать такие красочные картины.Маковский работал очень быстро. За несколько сеансов он писал портреты.Работ великое множество.Но большинство портретов парадные.Я бы выделила картину с портретом жены.Здесь есть в комментариях.Она в кресле в красном платье.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Алина Алексеева 12 октября 2014, 13:38
    Я прочитал комментании. Там было хорошо рассказано, что художником руководит вдохновение -увидел прерасный образ и запечатлел его.
    Поэтому я думаю, он и писал быстро картины - так как находил для них вдохновляющие его прекрасные женские образы
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Иванов 12 октября 2014, 15:43
    Жизнь наделила его талантом,но мне кажется,что он в основном работал на заказ.В России очень мало его картин,большинство находятся в Европе,в частных коллекциях.Возможно он и не особо хотел менять свой стиль.
    Мaрия А "13 # написала комментарий 10 октября 2014, 04:34
    Красивые картины. Очень красивые. О таком обряде никогда не слышала.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Мaрия А "13 10 октября 2014, 11:57
    Подкупает красочный русский быт,тщательно прописаны одежда,обстановка.Приятно рассматривать детали.
    Ирина Чабаненко # написала комментарий 10 октября 2014, 10:39
    Да, картины настолько в точности могут передать тот быт, ту обрядность. От них просто веет тем эпохальным временем 17 в.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Ирина Чабаненко 10 октября 2014, 11:59
    Этим они особенно ценны -исторической достоверностью.Но у Маковского был особенный талант построения композиции,кажется,как театральная постановка,всё вырисовано с особой тщательностью.
    Lora Kroft # написала комментарий 10 октября 2014, 13:25
    Смотришь на картины Маковского и видишь боярскую Русь - во всей ее красе и во всем безобразии. Здесь все смешалось - роскошь, самодурство, спесь, красота, щедрость, распахнутость души... И все ограничено какими-то рамками, сжато, собрано в замкнутом пространстве... Мне не хватает воздуха в его работах, хочется поскорее бежать на волю... )))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Lora Kroft 10 октября 2014, 14:14
    Интересное ощущение.Слишком большое нагромождение всего.А мне захотелось поближе рассматривать лица и детали одежды. Сразу нашла фрагменты. Возможно на большой картине это воспринимается по другому.Но картины несут большую историческую и бытовую нагрузку.Где бы мы ещё увидели Поцелуйный обряд. Как в хорошем театре побывали.
    Lora Kroft # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 октября 2014, 15:01
    Именно такое ощущение оставляет сама картина в Русском музее. Я ее запомнила, как сцену из спектакля. И детали, и интерьер, и персонажи - все очень колоритное, яркое, запоминающееся. Рассматривать интересно, а вот любоваться у меня не получается. Видимо, не мой художник )
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Lora Kroft 10 октября 2014, 15:54
    Интересно бы глянуть на оригинал.Скорее всего вызывает любопытство,а не любование.Но само восприятие картины наверное лёгкое,радостное.
    Lora Kroft # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 октября 2014, 16:00
    Да, что-то подобное и происходит.
    Maрина Малинина 01"14 # написала комментарий 10 октября 2014, 18:04
    Да, много у знатных дам было "телогрей")))
    Маковский вообще гениальный певец ушедшего мира...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Maрина Малинина 01"14 10 октября 2014, 19:07
    Как на луковице.Но всё имело своё предназначение.Талант.. Но мог бы и большего достичь.Это он так о себе говорил.
    Maрина Малинина 01"14 # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 октября 2014, 21:10
    Многие художники и писатели так думали, особенно, уходя в 30 - 40 лет. Но Маковский много успел запечатлеть...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Maрина Малинина 01"14 10 октября 2014, 22:02
    Да картин огромное множество.Но большинство ушло со страны.Он очень быстро рисовал.Портрет делал за пару сеансов.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 1062 записи в блогах и 11505 комментариев.
    Зарегистрировалось 45 новых макспаркеров. Теперь нас 4991598.