Честное государство - Какой должна быть налоговая система?

    Rustem Bigeev написал
    1 оценок, 1545 просмотров Обсудить (25)

     

    Налоговая система.

    Полнота уплаты налогов

    - Есть степень доверия к государству.

    Итак продолжаем обсуждение проекта Честного государства. В предыдущей статье мы обсуждали Контуры его Финансовой системы, для тех кто пропустил обсуждение может присоединиться к нему перейдя по ссылкеhttp://gidepark.ru/user/124317221/article/400863 

    Много копий было сломано в дикуссиях о том, как должна выглядеть эффективная налоговая система. Каждый здравомыслящий человек понимает, что без налогов государство существовать не сможет, даже сельсовет не сможет, потому что всегда возникает потребность в финансировании так называемых общих нужд. Но как сделать налоговую систему с одной стороны справедливой и достаточной, а с другой прозрачной и эффективной (по проценту собираемости) это вопрос, который мы сейчас и попытаемся обсудить.

    По традиции начну с того, что нравится на текущий момент в существующей налоговой системе.

    Первое - это возможность отправлять декларации и отчетность по сети Интернет без необходимости посещать налоговую. Далее к стыду признаюсь, что сколько ни думал о том, что мне еще нравится в сегодняшней налоговой системе, так ничего путного и не придумал. Скорее всего это единственный положительный момент. Поэтому продолжу и плавно перейду к тому что НЕ нравится.

    Первое - Не нравится запредельная сложность налогоисчисления.

    Второе - Сложность приводит к тому, что налоги можно трактовать неоднозначно.

    Третье - Уровень налогообложения чрезмерен (особенно для бизнеса).

    Четвертое - Сама система налогообложения имеет серьезные дыры, которые используются для ухода от уплаты налогов.

    Пятое - Порядок уплаты налогов в многом повторяет порядок уплаты процентов по кредиту, а значит далеко не всегда будет согласован с реальным бизнес-циклом предприятия.

    Можно было еще перечислять пункты, которые НЕ нравятся, но думаю что пока лучше остановится на этих и считать их наиболее важными.

    Теперь альтернатива. Для начала попытаюсь определить базовые принципы налоговой системы, так сказать ее скелет.

    - Налоговая система должна быть максимально простой и понятной каждому умеющему считать. 

    - Каждый налогоплаельщик должен знать как и когда появляется налог, и как он будет уплачен.

    - Ставки налогов должны быть гибкими, немногочисленными и регулироваться в зависимости от текущей экономической ситуации.

    - Процедура уплаты налогов должна быть максимально автоматизирована. То есть Предпринимателю даже не нужно будет самому платить налоги, за него это будут делать рассчетные банки в автоматическом режиме.

    Сама налоговая система, должна состоять их трех основных групп налогов

    - Рентные налоги (налог на использование природных ресурсов, налог на землю, воду и выбросы)

    - Налог на бизнес.

    - Налог на доходы граждан.

    Теперь рассмотрим каждую группу налогов в отдельности.

    Рентные налоги - Эта группа налогов, которая будет предположительно взиматься с тех предприятий, которые добывают сырье из земных и водных недр (например, качают нефть, валят лес или ловят рыбу) Ставка налога должна рассчитываться за единицу объема добытых ресурсов. Так же как сегодня рассчитывается налог на каждую добытую тонну нефти. Гибкое регулирование ставки этого налога должно влиять на цены базовых продуктов вырабатываемых из сырья, например топливо, металл, цемент и пр.Еще вопрос - Куда должны направляться эти налоги? Предполагается половину этих налогов направлять на общегосударственные нужды так сказать в общий котел, а вторую половину делить поровну между всеми гражданами нашей страны. То есть каждый гражданин должен получать свою долю от добытых природных богатств. Перечисление налога на счета граждан должно происходить автоматически по факту его уплаты. Это будет своеобразным социальным пособием для малообеспеченых, прибавкой к пенсии для престарелых и премией для всех остальных.

    Налоги на бизнес в их традиционном понимании предлагается отменить вовсе. Вместо этого установить налог на деньги. То есть использовать принцип у кого деньги, тот и платит налог. Принцип взимания прост - есть дата уплаты налога - последний рабочий день квартала, тот у кого на счетах имеются деньги, тот и платит налог в размере скажем 5% от остатка. 

    Много это или мало? Для бизнеса это будет вполне приемлемая потеря к тому же если успел вовремя пристроить деньги в товар, инвестиции или в зарплаты, то и платить придется всего ничего. А вот с точки зрения государства...

    На текущий момент денежная масса находящаяся в обороте составляет более 20 трлн руб. (Агрегат М2 по данным ЦБ). 5% от этой суммы будет составлять 1 трлн. руб. Причем взиматься эта сумма будет полностью и в срок. По данным Минфина РФ за первый квартал текущего года собрано в бюджет 735 млрд рублей. Сколько были должны собрать не сообщается, так что выводы делайте сами.

    Налог на граждан. Данным налогом будут облагаться доходы физических лиц, которые будут формироваться от выручки предприятий на которых они работают. Как только выручка поступает на счет предприятия, сразу же происходит перечисление ее части на счета работников. Перечисление как уже говорилось выше производится автоматически, согласно утвержденной формуле. Как только сумма вознаграждения работникам поступает на их счет, также автоматически производится списание налога на доходы граждан.

    Структуру налога также нужно предельно упростить. Например сделать общую ставку налога на доходы граждан равной 16%, из которой 10% будет идти в доход государства, а 6% на его личный пенсионный счет.

    В качестве дополнительного налога на богатых, можно ввести некий пороговый показатель например в 10 млн рублей. Если сумма средств на персональном счете гражданина превышает эту сумму, то сумма превышения начинает облагаться налогом на деньги, но по ставке скажем 1% в квартал.

    В качестве еще одной карательной меры вводится прогрессивное налогообложение за нецелевое использование земельного фонда. Например кто-то скупил землю и сидит на ней ничего не делая. Если по истечении трех лет на данном земельном участке не получена прибыль, и не создано рабочее место, или не построен дом, то есть земля не использована по целевому назначению, то на четвертый год вводится повышенный налог. Если такое повторяется и на следующий год - повышенный налог увеличивается в 10 раз, а так далее в геометрической прогресии пока нерадивый владелец не захочет избавится от такого "актива".  Причем сам факт перепродажи земли не освобождает нового владельца от накопленного налога. Другими словами налогом облагается конкретная земля, а уплачивает его владелец.

    Еще один момент, каждый гражданин должен иметь только один персональный счет в выбранном им банке. Наличие второго и более счетов не допускается, за этим должна следить специальная автоматизированная система. Учитывая, что такие счета будут вестись в расчетных банках, банкротство им не грозит.

    И по традиции, к чему это должно привести.

    Во-первых: Введение перечисления части рентного налога на персональные счета граждан должно в некоторой степени повысить чувство социальной справедливости граждан по отношению к государству. С другой стороны возникнут некоторые трудности учета того, сколько все таки добыто природных ресурсов и сколько соответственно нужно платить рентных налогов. На мой взгляд это самое узкое место в предлагаемой модели. Хотя при желании можно наладить мониторинг отправок сырья на переработку. Так же выходом мог бы послужить запрет на создание вертикально-интегрированных компаний, то есть законодательно вывести добычу природных ресурсов в отдельный бизнес.

    В-вторых: Введение единого налога на деньги вместо всех остальных традиционных налогов, приведет к тому, бизнес будет стремится пускать свободные деньги в оборот не дожидаясь когда они попадут под налогообложение. Таким образом оборот денег значительно ускорится, что должно благотворно сказаться на экономическом развитии. То же касается и денег богатых людей. Не будет смысла держать их на счете без движения так как их будет "съедать" налог на деньги.

    В-третьих: Сбор налогов при такой модели будет производится почти на 100%, так как уйти от налога будет практически невозможно. Более того сроки налоговых сборов значительно сократятся, что позволит производить бюджетные траты своевременно и без задержек.

    В-четвертых: Ситуация когда 6% налога на доходы граждан автоматически направляется на его пенсионный счет, окончательно решит проблемы с пенсионными выплатами, что также должно повысить чувство справедливости у населения.

    В-пятых: Никаких серых зарплат в конвертах и неучтенных работников не будет в принципе, это будет технически невозможным. Разве что, если кто-то согласится работать бесплатно или с натуральной формой оплаты :-) Поэтому проблема нелегальной миграции уйдет в прошлое.

    В-шестых: Ни у кого не будет болеть голова как заплатить налог и спать спокойно, так как государство само будет заботится об этом, а всем остальным нужно только контролировать, чтобы не взяли лишнего :-)

    А теперь как обычно можно и по-критиковать...

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 25 комментариев , вы можете свернуть их
    Вячеслав Константинович Стародубов # ответил на комментарий Rustem Bigeev 17 августа 2011, 11:04
    Не понял - зачем мне начало.

    Я уже там был.
    Анатолий Анимица # написал комментарий 19 августа 2011, 14:37
    Уважаемый Рустем, благодарю за приглашение, подключаюсь к обсуждению.
    Анатолий Анимица # ответил на комментарий Анатолий Анимица 19 августа 2011, 14:43
    1. Рентные налоги. Я считаю, что неверно распределять рентные налоги среди граждан ни в какой доле. Рентные налоги - они вроде золота инков в Испании. Ни к чему хорошему не привели, кроме роста цен на все предметы и продовольствие.
    Я бы сказал, не рентные - а ресурсные налоги.
    Ресурсные налоги могут трактоваться как налог на прошлый труд, например, труд Ермака Тимофеевича по покорению сибирских аборигенов. И в этом смысле должны идти на обеспечение права на жизнь населения и, во вторую очередь - на обеспечение государственных нужд.

    То есть , подводя итоги, ресурсные налоги брать надо - и тратить их основную долю на государственное воспроизводство ресурсов. Например, геологоразведка - дело государственное. Частные разведки имеют право существовать только по поручению государства. Нечего чужое - недра - бурить кому попало.
    Остальное можно тратить на развитие государства и обеспечение права на жизнь. То есть медицину, детство, старость, социальное обеспечение нетрудоспособных.
    Анатолий Анимица # ответил на комментарий Анатолий Анимица 19 августа 2011, 15:11
    2. Налог на бизнес.

    Вероятно, имеется в виду налог на прибыль.
    Поддерживаю. Предлагаю вообще налоги на бизнес отменить.
    Тогда отпадет нужда оптимизировать эти налоги, и исчезнет кормушка доя коррумпированных граждан во власти.
    Нет налогов - нет и сокрытия налогов. Нет и коррупции в части оптимизации этих налогов.
    Налог на деньги считаю бесполезным и по сути жульническим. В последнюю наносекунду тот, кто не успел слить деньги - тот опоздал что ли? Бред. Пусть люди занимаются делом, а не "Тиха украинская ночь, но сало лучше перепрятать".

    Сюда относятся и налоги на живой труд. Имеется в виду НДФЛ и социальные налоги.

    НДФЛ надо оставить. Только лишить его всех льгот в виде необлагаемого минимума, инвестиционной и учебной льготы - всего вообще. Мало того, надо брать НДФЛ и с пенсий. Ставка НДФЛ - от 10 до 12.5%, не выше. Пенсии можно на этот процент и увеличить, и начислять налог с его удержанием сразу же. То есть "пенсия на руки" не изменится.

    Социальные налоги на бизнес отменить. ПФ, ФСС, ФМС распустить. Содержать эти функции за счет госбюджета.

    Вы себе представляете мировое конкурентное преимущество такого бизнеса?

    Китайцы зарыдают.
    Rustem Bigeev # ответил на комментарий Анатолий Анимица 20 августа 2011, 09:35
    Если оставить налог на прибыль и НДС, то ничего не изменится. Бизнес научился обходить(оптимизировать) их на раз-два. Причина в том, что их можно рассчитывать по -разному в зависимости от ситуации, регулируя себестоимость и трансфертные цены.

    Поэтому нужен налог, который не обойти и который государство возьмет с бизнеса само и в любом случае. А уж бизнес пусть сам разбирается с кого его спишут. К тому же 5% выглядят не так уж страшно.
    Анатолий Анимица # ответил на комментарий Rustem Bigeev 20 августа 2011, 11:48
    У меня нет налога на прибыль. И нет способов ухода от этого налога.

    НДС - в принципе можно и не платить, но тогда и зачета НДС приобретенного не будет.

    Кроме того, у меня есть заманушка. НДС приобретенный живет один год. Потом исчезает со счетов автоматически. Списывается в тартарары.

    Поэтому его выгодно продать, чтобы получить деньги.

    Вторая заманушка - сдача НДС от последнего покупателя налоговой, за 10% его стоимости.

    У меня контроль автоматический, не нужен ни инспектор и никто. Сами уплатят.
    Анатолий Анимица # ответил на комментарий Анатолий Анимица 19 августа 2011, 15:18
    В дополнение к налогам на бизнес.

    НДФЛ - очень важный государственный налог гражданского общества.

    Только НДФЛ формирует будущую пенсию гражданина. Он может просто выигрывать деньги в покер и платить НДФЛ. Ему пенсия положена. Он может воровать и платитьНДФЛ. Или работать проститкой и платить НДФЛ. Положена такая же пенсия. То есть простые законы без исключений и лазеек.

    И второе. НДФЛ - это пропуск к избирательной урне. Платишь НДФЛ - избиратель. Нет - пошел нафиг. Пенсионеры платят НДФЛ и являются уважаемыми избирателями.

    Все выборы - поименное голосование под расписку. Попробуй вбрось один бюддетень!

    Если Медведев победит Путина на 1%, то 1% расписок будет достаточно, чтобы скинуть Медведева без всяких импичментов. И наоборот.

    Клево?
    Rustem Bigeev # ответил на комментарий Анатолий Анимица 20 августа 2011, 10:01
    Если ввести единую расчетную карту гражданина и по ней же голосовать на выборах, то вбрасывать что-то не потребуется.
    Анатолий Анимица # ответил на комментарий Rustem Bigeev 20 августа 2011, 11:54
    Не "не потребуется", а "невозможно".

    Поименное голосование с распиской и правом отзыва голоса.

    Как вам такой контроль президента?

    То есть совокупная воля людей может отозвать президента в любую секунду.
    Rustem Bigeev # ответил на комментарий Анатолий Анимица 20 августа 2011, 09:06
    К сожалению я не располагаю данными сбора НДПИ, поэтому не хочу приводить конкретных цифр. Но что-то мне подсказывает, что если разделить общую сумму НДПИ пополам и одну половину поровну на всех жителей страны, то выйдет не такая большая сумма, на которую можно жить безбедно. Это скорее будет некий жест в сторону социальной справедливости с одной стороны, а с другой стороны это может послужить определенной поддержкой в трудные времена если эти начисления накапливать.
    Анатолий Анимица # ответил на комментарий Rustem Bigeev 20 августа 2011, 11:31
    Вы не понимаете, кажется, экономической сущности денег от этого НДПИ.
    Я зачем рассказал про золото инков?
    Испанцы привезли золото инков в Испанию. Что при этом изменилось насчет хлеба? Они могли купить болше хлеба на это золото, а другие - соответственно немного меньше.
    Если бы они привезли золота очень много - то смогли бы купить весь хлеб, или золото упало бы в цене сильно.

    Так и НДПИ выплаченный населению - это инфляция и только.

    То есть способ отнять часть хлеба у других и дать тем кто получил долю НДПИ.

    Я понятно выразился?

    Еще раз. Стоимость создает только труд. Все остальное - это инфляция стоимости.
    Rustem Bigeev # ответил на комментарий Анатолий Анимица 22 августа 2011, 08:25
    Соглашусь, сто стоимость создает труд. Но при этом в начале цепочки это правило не работает дословно. Например стоимость добычи нефти стоит 12 долларов, а ее цена на рынке 100. Значит оставшиеся 88 это, то что взято у страны, ее природных ресурсов, а значит должно быть более справедливо распределено.
    Анатолий Анимица # ответил на комментарий Rustem Bigeev 22 августа 2011, 09:01
    Да нет проблем. Распределим справедливо, и что мы будем с этим распределением делать?

    Нефти навалом, нам с вами ее не съесть, не надеть, дом не построить, при головной боли она не помогает и аппендицит не лечит. И вместо куорота в этой нефти месяц не поваляешься.

    Это что значит? Это значит, что у нас просто будет у всех немножко больше денег. И мы сможем на эти деньги поехать в Израиль или еще куда, а там нам за эту нефть или немножко денег за нее дадут немного кошерной пищи, экскурсию на Кинерет и кипу на голову.

    То есть деньги за то, что непосредственно не нужно для жизни, дадут нечто нужное нам если это ненужное кому-нибудь нужно.

    Я понятно выразился?

    Короче, ваше требование распределения - это способ отлынивать от работы в надежде, что вы заставите вместо вас работать всяких америкосов за вашу нефть, которую отвоевали ваши предки.

    Никто не хочет работать, а приходится, потому что бананы не падают с веток сами, надо палку их сбивать.

    Еще раз подумайте про золото инков.
    Rustem Bigeev # ответил на комментарий Анатолий Анимица 22 августа 2011, 10:27
    Я уже говорил выше, что если на всех раскидать, то не выйдет сумма достаточная чтобы не работать, но социальную напряженность в данном вопросе можно снять. И второе - Не хотел я говорить раньше времени на тему валютной политики. Но основной принцип должен заключаться в том, что количество покупаемой населением и бизнесом валюты должно равняться сумме экспортной выручки. То есть никаких валютных резервов, сколько продали за рубеж, на столько и купили товаров и услуг за рубежом. Весь мир сейчас испытывает колоссальные проблемы от того, что у одних стран положительное сальдо внешней торговли, а у других отрицательное, то есть имеем дисбаланс и он растет. И потом, почему на вырученные за нефть деньги нельзя покупать товары, которые у нас не производятся и очень нам нужные. Мир идет к глобальному разделению труда и отрицать этот факт глупо, поэтому нам для начала нужно найти свою "фишку", а может и не одну и сделать основной упор на них.
    Анатолий Анимица # ответил на комментарий Rustem Bigeev 22 августа 2011, 11:34
    Ну правильно, выйдет немножко денег каждому купить китайских тапочек и американских окорочков, импортируемых за проданную за рубеж нефть.

    Поскольку за эту нефть сейчас дают процентов 5 той цены, которая будет через 5 лет - это покупка окорочков по цене черной икры. Но если курей выращивать на месте не позволяет налоговая система, то другого выхода и нету.

    То есть продажа ресурсов за рубеж - это просто способ немного снизить налоговый пресс на живой труд. Ежу понятно.

    Теперь тема валютной политики. Не надо говорить раньше времени. Это ежу панатно - "положительное сальдо внешнеторгового баланса".

    А вот фишку надо искать. Здесь вы совершенно правы.
    Анатолий Анимица # ответил на комментарий Анатолий Анимица 19 августа 2011, 15:25
    3. Осталось главное. А с чего доход бюджета брать?

    Отвечаю. С НДС. С налога на потребление.

    Если будет интерес, я покажу, как добавление стоимости продукта формирует его налоговую нагрузку. Она составляет для обычных потребительских товаров где-то 50-53%.

    То есть если ставку НДС "снаружи" сделать 100%, то этого НДС хватит на все расходы бюджета.

    Только НДС должен быть совершенно без льгот и скидок. Со всех одинаково. Хлеб, молоко, анальгин, водка, бентли, яхты - все с НДС 100%.

    Причем НДС можешь не платить . Но тогда и зачета НДС приобретенного не будет.

    Не будет счетов-фактур и книг продаж. Любой купленный НДС можно пустить в зачет НДС проданного. Создаешь добавленную стоимость - молоток.
    Только запиши купленную стоимость в баланс - и зачитывай НДС,

    Мало того, если ты - розничный продавец с НДС, я, государство, тебе даже верну 10% его суммы когда ты мне принесешь собранный НДС на списание.


    И наконец.

    При экспорте весь НДС 100% мгновенно возмещается его записью на НДС аккаунт продаца с НДС.

    При импорте все платят НДС 100% - и фирмы и частники.

    При вывозе денег все платят НДС 100%.
    При ввозе товаров - им можно платить НДС.
    Rustem Bigeev # ответил на комментарий Анатолий Анимица 20 августа 2011, 09:27
    Все это замечательно, но как автоматизировать сбор НДС так, чтобы бизнес не заморачивался их уплатой, а только контролировал корректность списания? В случае с НДС вариант с автоматизацией не прокатит, а значит мы все равно не уйдем от "своей" бухгалтерии и вечных попыток "нахимичить". Налог на деньги, по моим расчетам будет браться в основном с тех предприятий, которые привлекают деньги и платой за привлечение будет налог идущий в бюджет. А основной бизнес, чтобы не потерять на налогах будет вкладывать их как раз до дня "Н".
    Анатолий Анимица # ответил на комментарий Rustem Bigeev 20 августа 2011, 11:40
    Я - программер. Мои системы учета работают на сотне или больше предприятий, и сделать единую систему учета НДС для целой страны мне надо примерно столько времени, сколько я сейчас отвечаю на ваш пост.

    Смотрите. Я запускаю сервер, в налоговой, где каждому плательщику НДС завожу счет - равный его ИНН. На этот счет загоняется остаток, равный сумме НДС приобретенного этого предприятия на дату старта (для РФ - на счете 19).

    И все. Продажа кому-нибудь чего-то с НДС - НДС перегоняется на счет покупателя. Покупатель увидел перегон - оплатил товар и НДС.

    Если не хватает НДС на аккаунте - пошел в налоголвую и купил.

    Если нет денег купить - взял кредит. БЕЗ ПРОЦЕНТОВ.

    Я дал исчерпывающую спецификацию системы.
    Сергей ПЕтрович # написал комментарий 19 августа 2011, 16:05
    "есть дата уплаты налога - последний рабочий день квартала, тот у кого на счетах имеются деньги, тот и платит налог в размере скажем 5% от остатка."

    Даю 300% гарантию, что на эту дату на расчетных счетах в банках не будет ни копейки!!!!
    Способы для этого разработают лучшие экономисты, юристы и банкиры, как они разрабатывают схемы ухода от налогов сейчас.
    Так что - это УТОПИЯ.
    Rustem Bigeev # ответил на комментарий Сергей ПЕтрович 20 августа 2011, 08:59
    Представьте себе, что государство перестает покупать услуги у бизнеса за неделю до даты уплаты налога. Тогда все деньги начинают крутится в бизнесе и у кого-то в последний день они все равно окажутся на счете.
    Единственный вариант уйти в валюту и купить товар за рубежом, но и здесь можно предусмотреть меры противодействующие уходу от налога. Например деньги, затраченные на покупку валюты будут числиться на счетах до тех пор, пока приобретенный товар не будет завезен и реализован внутри страны.
    Сергей ПЕтрович # ответил на комментарий Rustem Bigeev 30 августа 2011, 02:11
    "Представьте себе, что государство перестает покупать услуги у бизнеса за неделю до даты уплаты налога"

    Вот где разгуляются откаты...
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 898 записей в блогах и 9704 комментария.
    Зарегистрировалось 26 новых макспаркеров. Теперь нас 5017322.