Разин, Пугачёв, Сталин - бандиты или герои?

    Florian Zak перепечатал из www.aif.ru
    8 оценок, 984 просмотра Обсудить (60)

     

    ОБЩЕСТВО »  Разин, Пугачёв, Сталин - бандиты или герои?

    Автор: Савелий Кашницкий

    Опубликовано : 2011-02-16 00:05:00

    Почему одни и те же личности вчера были героями, а сегодня - бандиты?

    Почему мы так любим копаться в собственной истории? Почему одни и те же личности вчера были героями, а сегодня - бандиты? И по каким учебникам подрастающему поколению учить историю России? Об этом разговор с Андреем Сахаровым, профессором, доктором исторических наук.

    «АиФ»: - Андрей Николаевич, наше общество буквально больно историей. Возьмите телепрограмму - на любом федеральном канале ежедневно исторические передачи, порой по две в день. Физика, биология, география безнадёжно отстают. История в России больше, чем наука?

    А.С.: - Это вполне нормально. Россия отличается от развитых стран - у нас происходят процессы, которые там давно завершены: формирование постиндустриальной цивилизации, гражданского общества, осознание прав и свобод человека… Бурные споры, сотрясающие сегодня наше общество, в Англии и Франции отшумели в XVIII-XIX вв. С ними и связано обострённое восприятие истории. Потому что именно она даёт ответы на вопросы о месте человека в мире, о нашем будущем. История с её нерешёнными вопросами сидит в каждом из нас. А поскольку наше общество на гребне социального перелома разделено, поляризовано, споры неизбежны.

    «Странные книги»

    «АиФ»: - И неизбежна фальсификация истории? Ведь, когда взгляды различаются, противоположная оценка событий представляется ложной. И потому принято говорить, что мы живём в стране с непредсказуемым прошлым?

    А.С.: - Эта глупая фраза почему-то вошла в моду. Но Россия развивается по тем же законам, что и другие страны, только с учётом нашей территории, климата, демографии и этнического состава. Все цивилизационные этапы разные страны проходят примерно одинаково: от деспотии через революции к гражданскому обществу. Наше прошлое вполне определённо и неизменно. Другое дело, что отношение к нему в революционную эпоху не может быть однозначным. 1989-1993 гг. - время демократической и антикоммунистической революции, к счастью, почти бескровной. Основное её достижение - смена системы собственности. Видя происходящие изменения, человек не может не задумываться над их смыслом.

    «АиФ»: - Но как же быть школьникам, изучающим недавнюю историю Отечества, если, к примеру, в двух учебниках путч 1991 г. освещается диаметрально противоположно?

    А.С.: - Как тогда революция разделила людей на два лагеря, так и сегодня они разделены, в том числе и авторы учебников, и учителя. Наше отношение ко многим историческим событиям определяется идеологией.

    Скажем, в недавнем советском прошлом вожди крестьянских восстаний Степан Разин и Емельян Пугачёв считались национальными героями. В 1970-е гг. в серии «Жизнь замечательных людей» вышла моя книга о Разине. Как-то, сидя на пляже, я заметил читающего её человека. Подошёл, спросил: «Ну как?» «Странная книга, - признался он. - Разин описывается с симпатией, а ведь он обычный бандит». Да, таким он и был, но тогда это казалось непривычным. В нынешнем году вышло второе издание книги, переработав которую я отказался от пафосного понятия «крестьянская война», заменив его более реальным - «казацко-крестьянское восстание», а Разина показал как человека народной стихии, сравнив с Мюнцером - таким же фанатиком, жестоким, бескомпромиссным и сердобольным к низам.

    «АиФ»: - То есть в стране изменилась идеология - и вы синхронно изменили взгляд на историю? Но разве это не двоемыслие, из-за которого у нас убирают одни памятники и ставят другие? У которых, однако, нет гарантии устоять после очередной идеологической инверсии. Почему-то во Франции или в Швеции никто не сносит памятники королям и героям прошлых эпох.

    А.С.: - Чем больше мы удаляемся от исторического события, тем меньше трактуем его в полярности «хорошо - плохо». И тем меньше исторические оценки зависят от слов политиков.

    Ещё недавно Корнилов, Колчак, Врангель считались у нас контрреволюционерами и имели выраженную негативную окраску. Современный непредвзятый взгляд на эти персонажи революционной эпохи изменил отношение к ним. Оказалось, к примеру, что политическая программа Корнилова: землю - трудовому крестьянству, соблюдение прав и свобод людей, свобода различных конфессий, свобода собраний и политических партий - соответствовала идеалам Февральской революции и не противоречит сегодняшним взглядам на демократическое общество. Тогда выходит, что Корнилов - отнюдь не антинародный заговорщик и контрреволюционер, как у нас считалось долгие годы, а трагическая фигура: испугавшийся за себя Керенский, авантюрист и честолюбец, просто сдал его Ленину. А пропагандисты Корнилова не сумели донести до широких масс его программу, и он надолго остался в истории мятежником-диктатором.

    За что казнили царевича Алексея?

    «АиФ»: - А происходят ли в отечественной истории серьёзные открытия, которые способны изменить взгляд на те или иные события?

    А.С.: - Происходят. Большой террор сталинской эпохи традиционно связывался с 1937-1938 гг. Но вот недавно опубликованы документы информационного отдела ВЧК - ОГПУ - НКВД о реальном положении в стране, которые составлялись для руководства каждый месяц начиная с 1922 г. Наш институт стал выпускать тома с этими материалами по годам. Том, относящийся к 1930 г., показывает, что именно тогда начался Большой террор, но затронул он в первую очередь деревню и ту часть городского населения, что поддерживала протест крестьян против насильственной коллективизации. Вся страна была охвачена огнём восстаний: Кубань, Сибирь, Тамбовская область... Крестьяне боролись за своё имущество, скот, против разорения церквей и мечетей. Десятки тысяч из них были брошены в тюрьмы, высланы, расстреляны. Массовые репрессии начались в глубинке, а в столице о них молчали. Лишь после убийства Кирова в 1934 г. эти репрессии дошли в массовом порядке сначала до Ленинграда, а к 1937 г. - до московской элиты, до известных людей, имевших широкие связи в стране и за рубежом. Только тогда о Большом терроре узнал мир.

    Открыты новые документы, относящиеся к Петровской эпохе. До этого мы плохо представляли себе такой драматичный эпизод истории, как казнь Петром I царевича Алексея. Теперь стала более понятной суть их разногласий. Сын самодержца собирался после свержения отца царствовать примерно как его дед Алексей Михайлович - спокойно, без жестоких репрессий. Царевича Алексея поддерживала добрая половина тогдашней элиты. Князь Голицын был первым, кто заговорил об освобождении крестьян от крепостного права и надеялся претворить свой замысел в жизнь с помощью Алексея. Так что вражда отца и сына не была внутрисемейным делом, она отражала противоположные политические идеи Петровской эпохи.

    «АиФ»: - До какой степени могут быть пересмотрены те или иные исторические реалии? Возможна ли в исторической науке победа «новой хронологии», развиваемой некоторыми учёными?

    А.С.: - Попытка пересмотреть существующую датировку исторических событий для объяснения некоторых неясных явлений вообще-то нормальна. Но руководствоваться при этом только математическими и астрономическими закономерностями недостаточно. Скажем, о Крещении Руси свидетельствовали с одинаковым историческим обоснованием источники не только русские, но и византийские, арабские, западные. Математический метод, пересматривая дату Крещения Руси, вынужден их игнорировать. Что противоречит здравому смыслу.

    Досье

    Андрей Сахаров родился в 1930 г. Советник РАН, в 1993-2010 гг. директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Автор более 300 научных работ, учебников истории России для школ и вузов.


    Loading...

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 60 комментариев , вы можете свернуть их
    Кот Зло # написал комментарий 21 февраля 2011, 05:43
    Есть интересное выражение : Если взгляд меняется себе во вред - это прозрение, а если к своей выгоде - это продажность. Так что мы имеем еще одну продажную марионетку - А.Сахарова. Если завтра власть окажется у коммунистов - он опять перепишет учебник истории про Разина - героя и освободителя.
    Вот только в отличие от коньюктурных писулек подобных сахаровых, сохранились мемуары Командующего американским корпусом интервентов генерала В.Грева:
    "...Солдаты Семенова, Калмыкова, соратников Колчака наводняли страну подобно диким животным, убивали и грабили народ.... Кровавые бесчинства сподвижников Колчака являлись богатейшей почвой, какую только можно было подготовить для большевизма... Я не ошибусь, если скажу, что в Восточной Сибири на каждого убитого большевиками приходилось 100 человек убитых армией Колчака."
    А теперь с подачи таких сахаровских сучек ставят памятники, снимают паскудные фильмы об убийцах наших дедов и прадедов.
    андрей шибицкий # ответил на комментарий Кот Зло 21 февраля 2011, 11:07
    а кто такой генерал в.грева )я вот знаю что конкретно убили моего прадеда красноперые а его детей по лагерям а внуков в детдома)не пошлите вы на
    Кот Зло # ответил на комментарий андрей шибицкий 21 февраля 2011, 11:18
    Последние ваши слова вполне обьясняют, почему вы не знаете " кто такой генерал В.Грева".Для этого по минимуму надо быть образованным человеком.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Кот Зло # ответил на комментарий Валерий Кильченко 21 февраля 2011, 12:30
    Полностью с Вами солидарна!
    андрей шибицкий # ответил на комментарий Кот Зло 22 февраля 2011, 15:43
    кто обзывается тот так и называется)
    N Nils # ответила на комментарий Валерий Кильченко 22 февраля 2011, 03:23
    Я вам сообщение оставила. И о Florian Zakri об этомгандоне тоже. Выбросьте его к чертовой матери. Что оно делает в вашем сообществе?
    Это- провокатор.
    Florian Zak # ответил на комментарий N Nils 22 февраля 2011, 11:55
    Друг, Ты Сам Такой и Еще Хуже.
    На Автора Посмотри, Глаза Свои СлепоШарые Разуй, доходяга! Заклюю, Если с глаз не спрячешься и будешь попадаться и Мозолить Орлиный Глаз!!!
    Клюв у Меня Острый, Человече! А с Бабочка-то Мне и не Еда Даже и даже на Закуску не годится.
    Друг, УЙМИСЬ, Пока Жив в Парке!
    И - в Корень Зри, Дите мое! В Корень...
    На провокации поддаются Слабые Духом и Волей Граждане, а Вольная Птица полета Высокого!
    N Nils # ответила на комментарий Florian Zak 22 февраля 2011, 18:22
    * Комментарий удален модератором за нарушение Правил комментирования на Портале *
    Галина Василенко # ответила на комментарий N Nils 22 февраля 2011, 18:31
    А в Тамбове - то и волков нет, будет вам известно !!!
    андрей шибицкий # ответил на комментарий Кот Зло 21 февраля 2011, 14:29
    это было не при сталине )и растреляли не деда а прадеда)вижу истерия вас захватывает)а образовываюсь я молитвой
    Кот Зло # ответил на комментарий андрей шибицкий 21 февраля 2011, 14:35
    От твоих комментов если что и меня захватывает - так только веселье! А молитва - это хорошо, сходи в синагогу, облегчись.
    андрей шибицкий # ответил на комментарий Кот Зло 21 февраля 2011, 14:43
    я русский прихожанин древле православной церкви ) а если обидел -то лишь потому что мне сдешьняя манипуляция материалами лишь отвлекает от действительной угрозы жидовского ига -которому не одна тысяча лет( необезсудте с горяча прошу прощения что не так
    андрей шибицкий # ответил на комментарий Кот Зло 21 февраля 2011, 15:10
    а белову я не верю )я же не добавил куда пошли бы) а он гавкнул и скрылся )с определениями не все толкого и вас прельстил поддержкой) делайте выводы сами и всегда своей головой-спаси тебя Господи
    Кот Зло # ответил на комментарий андрей шибицкий 22 февраля 2011, 00:49
    Лоб не расшиби, когда поклоны делать будешь
    андрей шибицкий # ответил на комментарий Кот Зло 22 февраля 2011, 15:19
    поздравляю у тебя обнаружен ленточный червь. весело тебе однако)
    Сергей Марарескул # ответил на комментарий андрей шибицкий 22 февраля 2011, 15:26
    Что, тролль, кушать хочешь?
    Правда вижу, что кушаешь ты исключительно фуфло. Его же и производишь
    андрей шибицкий # ответил на комментарий Сергей Марарескул 22 февраля 2011, 15:54
    что ты пудель растявкался )с поводка сорвался
    Сергей Марарескул # ответил на комментарий андрей шибицкий 22 февраля 2011, 21:38
    что, моя лапонька, не наелся? ну кушай, убогинький, насыщайся
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    андрей шибицкий # написал комментарий 21 февраля 2011, 15:56
    а белову стоит извинится по ряду пунктам ) а то у меня может поканать за фуфла гона
    Сергей Марарескул # ответил на комментарий андрей шибицкий 21 февраля 2011, 19:01
    основной загонщик вами означенного фуфла - это вы. Так что вы уже проканали, можете расслабиться
    андрей шибицкий # ответил на комментарий Сергей Марарескул 22 февраля 2011, 00:10
    за угол зацепились ) пешим походом мимо проходите ) кнопки не мое -тыркать
    alexstrong av # написал комментарий 21 февраля 2011, 21:34
    Сталин был всемогущим существом, возможно, воплощением индусского бога Вишну, который имел полное представление обо всём происходящем в Советском Союзе и полную власть над любым происшествием, которое имело место в 1924–1953 гг. Всё, что произошло в течение этого времени, было по воле Сталина. Сталин знал точные детали каждого уголовного дела своей эпохи и по своей безграничной жестокости расстрелял массы невиновных без какой-либо причины, где бы они ни были и какую бы позицию не занимали. Будучи всемогущим, он не зависел от информации, передаваемой десятками тысяч подчинённых.
    Сергей Марарескул # ответил на комментарий alexstrong av 22 февраля 2011, 21:41
    Нет, видимо воплощением бога являетесь все таки вы. Ведь это вы все знаете в мельчайших деталях. Иначе как можно с такой самонадеянностью делать заявления, подобные вашим?
    N Nils # написала комментарий 22 февраля 2011, 03:25
    А вот мне интересно? Долго будут такие провокаторы как Florian Zakri пиндосить русскую историю и русский народ? Пусть назовется своим подлинным именем и расскажет, как оно морзянку отбивает, собирая на всех досье и цитаты вместе с Багдасаровым. У меня вопрос ЗАЧЕМ?
    Пиши о своей исторической године. И не порть своим жлобством нормальным людям сообщество?
    А потом они обижаются, что к ним плохо относятся.
    Как заслуживаете, так и относятся.
    КТО ему дал право писать подобное?
    Кум Пампа # ответил на комментарий N Nils 22 февраля 2011, 10:48
    Ты чего не под собственным именем?
    И чего вас пиндосить? Вы сами себя пиндосите так, что никакому врагу не приснится.
    Охота тебе с присными строем ходить-вперёд и с песней. А я не люблю вождей. и строем ходить не люблю. Это ясно?
    valery shumilkin # ответил на комментарий Кум Пампа 22 февраля 2011, 17:05
    Барон Вы,по моему, вообще не любите ходить.
    N Nils # ответила на комментарий Кум Пампа 22 февраля 2011, 18:25
    Барн, не мельтеши и не перекручивай.
    Тоже нашлись, борцы за будущее.
    Никто тебя не заставляет любить вождей.
    Тут о другом.
    Гадить не надо.
    Кум Пампа # ответил на комментарий N Nils 23 февраля 2011, 10:25
    О чём о другом? Внесите ясность. Плиз.
    Florian Zak # ответил на комментарий Кум Пампа 22 февраля 2011, 19:25
    Без имени-то боится глаз высунуть из подворотни, шавка, знает, чем пахнет...
    Кум Пампа # ответил на комментарий Florian Zak 23 февраля 2011, 10:58
    Я тоже под ником. Не в этом дело.
    Florian Zak # ответил на комментарий Кум Пампа 23 февраля 2011, 11:57
    Да, конечно!
    Спасибо
    Florian Zak # ответил на комментарий N Nils 22 февраля 2011, 11:47
    Гайдпаркеру N Nils:

    Уважаемый N Nils!
    Прошу обратить Ваше Пристальное Внимание на Автора Стать!..
    Таv Нет моеq famile - не значится
    N Nils # ответила на комментарий Florian Zak 22 февраля 2011, 18:26
    Зато я посмотрела ваши предыдущие публикации.
    Достаточно. А также ваши комментарии и еще кое что.
    Florian Zak # ответил на комментарий N Nils 22 февраля 2011, 19:30
    Надо КОНКРЕТНО.
    Напишите, люди ПОЧИТАЮТ
    Элеонора Александрова # ответила на комментарий N Nils 22 февраля 2011, 17:33
    Ваш ответ сродни трамвайному выражению "А ещё в шляпе". Не нравится-так обоснуйте свою позицию,а не выдумывайте неизвестно что.
    Вот я украинка,мне нравится история Запорожской сечи,но,с другой стороны,они были такие же бандиты как турки,устраивали такие же набеги с пожарами,грабежами и насилием.Времена были дикие и люди-тоже.
    Любые народные мстители совсем не были паиньками и восхищают только тем,что смогли своими мечтами о лучшей жизни заразить других.При этом методы их были совсем не благородными.
    А автор -мой друг и его размышления мне понятны.
    N Nils # ответила на комментарий Элеонора Александрова 22 февраля 2011, 18:30
    Элеонора, даже не сумливаюсь, что автор ваш друг.
    Запорожские казаки- действительно андиты, предатели, убийцы, как правильно вы написали.
    Че обосновывать? заходите на блог, читаете комментарии- картина маслом.

    А Иван Белов- мой друг. И сообщество Минина и Пожатского, а также Возрождение России не предполагает
    извращение нашей истории и развитие экстремистко-сионистских идей.
    Florian Zak # ответил на комментарий Элеонора Александрова 22 февраля 2011, 19:34
    Спасибо, Уважаемая, Элеонора за добрые слова!
    Уиточняю: автором стать не являюсь, автор - Савелий Кашницкий...
    Кум Пампа # написал комментарий 22 февраля 2011, 10:46
    Ну а как ещё Стеньку то назвать? бандит чистой воды.
    С Емельянов-тут сложней. Была идея. Но зижделась идея в том числе и на бандитизме.
    А вот ИВС-бандит с идеей.
    Florian Zak # ответил на комментарий Кум Пампа 22 февраля 2011, 11:44
    Или... Идея Овладела Бандитом?
    И Стал Он Идейным Партийцем и Строителем а) Партии б) Личной Власти в) Государства
    Кум Пампа # ответил на комментарий Florian Zak 22 февраля 2011, 11:54
    Хе! Только личной власти. Все они-вожди, и все мазаны одним миром: вести за собой народ в сияющие светлые дали.
    N Nils # ответила на комментарий Кум Пампа 22 февраля 2011, 18:32
    Барон, а ты давай про свой хохлосрач рассказывай.
    Чего тень на плетень наводить?
    Или так нравится все русское топтать?
    Кум Пампа # ответил на комментарий N Nils 23 февраля 2011, 10:31
    Весь мой хохлосрач-от дебила-преза и РФ, которая его поддерживает.
    От Гундяева, который рот открыл на Лавру и власть его поддерживает, от брехни ВВП про "многоярдные вложения в экономику Украины за счёт снижения цены на газ". 270 баксов (с учётом скидки в 100 баксов). Спотовые цены в Европе сегодня-190-220 баксов. Нормально???
    Это идиот (ВФЯ) оставил им старые цены на транзит, практически подарил аренду ЧФ, а теперь РФ нагибает его (и нас в первую очередь) ценой на газ. Эта подстилка разорвала контракт с Вестингаузом на поставку ТВЭЛОВ, подарила им КБ Антонова. Нормальный ход? Этот дебил оставил в цепочке поставок газа РУЭ.
    И это не все его грехи.
    Вот и весь хохлосрач. Есть канешна внутренние проблемы. Но с ними легче разбираться.
    Элеонора Александрова # написала комментарий 22 февраля 2011, 17:24
    Никогда не любила историю,как предмет.так,добросовестно учила то,что напечатано в учебниках.На самом деле история не может быть представлена объективно,как невозможно объективно оценить деятельность даже рядового человека.Смотря в каком ракурсе рассматривать его жизнь.Нет однозначных политических деятелей,поэтому и историю представить однозначно-невозможно.Каждый будет тянуть и натягивать факты в избранном направлении.
    N Nils # ответила на комментарий Элеонора Александрова 22 февраля 2011, 18:31
    Если вы не любили и не любите историю? зачем тогда беретесь судить?
    Трындешь какой-то получается, право слово.
    Florian Zak # написал комментарий 22 февраля 2011, 19:23
    Предлагаю Всем "тявкалку" собачью устроить и гавкать друг на друга на базаре... Похоже, с этим все мы хорошо справимся.
    Есть Мнения по Теме?
    Или лаяться будем пока улаемся?
    Малахов с Нагиевым Ждут на ТВ в свои "Окна" и "Пусть ЛАЮТ"... Недостатка в актерах на роли не будет
    Дома не гавкались?
    Виктор Иванов # написал комментарий 2 марта 2011, 15:21
    Я зашел сюда,думая почерпнуть или услышать что то новое,поделиться своими мыслями.Увидев комментарии я вначале не понял куда попал,а потом дошло-да это же грязная непотребная пивнушка,где все говорят,кричат не слыша друг друга.Откровенно хамят,дерутся,так как знаний и образования не хватает,чтобы достойно ответить оппоненту.
    Геннадий Шевцов # написал комментарий 8 марта 2011, 12:10
    Тягостный осадок от прочтения этой галиматьи сытого богатого современного бэушного пионера, ставшего в годы горбостройки по американскому сценарию, господином. И не слова об эксплуатации человека человеком. Стенька Разин, Емельян Пугачёв - это любимые большинством нормальных людей, прозябающих в нищете, герои - предтеча Великой Октябрьской Социалистической Революции. Два человека, которые не горбились на капитализм, а пошли по пути уничтожения эксплуатации, показали путь, как стать человеком свободным от хозяевов, паразитирующих на труде людей-тружеников, заслужили их всеобщее уважение и любовь, вызвав этим ненависть материально обеспеченных мерзавцев, были Владимир Ильич Ленин и Иосиф Виссарионович Сталин. Они востребованы сегодня! А мир неузнаваемо изменился под воздействием СССР. Нынешние негодяи всех рангов и званий хотят уничтожить Советскую цивилизацию. США для этого не жалеет средств и людских ресурсов для уничтожения своего главного идеологического противника. Вместо этого мартышкиного труда, пусть трудоустроят, дадут крышу своим девяти миллионам сограждан, выброшенных на улицу из-за постоянных кризисов. Обалдеть можно - 9 миллионов живёт на улицах.
    Ice Ice # написала комментарий 12 декабря 2011, 01:46
    На то она и история, чтобы в ней копаться!)))
    W B # ответил на комментарий Ice Ice 12 декабря 2011, 07:56
    Предпочитаю не копаться в мертвечине прошлого, а жить СЕЙЧАС! В ЭТОТ МИГ...
    W B # написал комментарий 12 декабря 2011, 07:58
    Разин, Пугачёв, Сталин - В ПЕРВУЮ ГОЛОВУ =бандиты, убийцы... А уж потом,... с помощью философов и идеологов они герои.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 1067 записей в блогах и 9174 комментария.
    Зарегистрировалось 30 новых макспаркеров. Теперь нас 5020687.