Батька Махно, чей он герой?

    Андрей Лебедев написал
    18 оценок, 1869 просмотров Обсудить (233)

            

              Пожалуй, ни один из участников Гражданской войны не был воплощён в таком количестве советских кинофильмов и литературных произведений, как Нестор Иванович Махно, а что мы реально знаем про него и о его Революционной повстанческой армии? Кроме как о комическом персонаже, вожаке вечно пьяной гуляйпольской вольницы одетой в меховые шубы, гусарские красные доломаны и матросские бескозырки и все это войско во главе с Нестором Махно по утверждению большинства советской историографии занималось якобы только тем, что пили, кутили, разбойничали и постоянно панически убегали от Красной Армии.

             Однако многочисленные постсоветские исследования и открытые архивы позволили теперь несколько по иному взглянуть на личность Нестора Махно и его Повстанческую крестьянскую армию, да, было дело и пили и кутили, однако и воевать они, оказывается, тоже умели, недаром это повстанческое движение просуществовало почти три года, махновцы действовали на большей части Украины и даже в некоторых районах юга России. Под контролем батьки находилась обширная территория, на которой проживали почти 2 млн. человек, располагались хлебородные поля, стратегически важные железнодорожные узлы и т.д..

               Так что Нестор Махно являлся далеко не карикатурной личностью, а одним из самых реальных и опасных врагов, как для большевиков, так и для всех остальных военно-политических сил действующих в то время на территории современной Украины.

               Если восставший Кронштадт был раздавлен в течение месяца, то Махно продержался на фронтах Гражданской войны почти 3 года, успев повоевать с гайдамаками гетмана Скоропадского, сечевиками Петлюры, немцами, белыми, красными и все же остаться живым. Ему одному удалось добиться того, чего не добивалось ни одно оппозиционное большевикам народное движение, в 1920 году Повстанческая армия и Совнарком Украины подписали соглашение о политической лояльности, о свободе слова и печати и это в разгар диктатуры пролетариата, большевики были вынуждены пойти на такие уступки Махно, так как им без его войска было очень проблематично одержать победу над Врангелем и в итоге завершить, наконец, то кровопролитную Гражданскую войну. Невольно возникает вопрос, в чем причина такой «живучести» движения Махно?

              Дело в том, сама Гражданская война показала, что Нестор Махно оказался просто прирожденным командиром, настоящим мастером организации и ведения скоротечных и маневренных войн, одна только тактика применения тачанок чего стоила, однако самым главным были не тачанки, а то, что Махно удалось создать целую мобилизационную систему пополнения и комплектования своих войск людьми, конским составом, вооружением и т.д., плюс к этому махновцы организовали и создали очень эффективную агентурную сеть, которая работала четко и не заметно, чуть ли не из каждой сельской хаты за проходящими войсками красных, Петлюры или Деникина следили внимательные глаза многочисленных лазутчиков Махно.

               Большое внимание лидеры повстанцев уделяли и идеологической работе среди населения, они это делали гораздо лучше, чем большевики, последние вскоре с удивлением обнаружили, что уже не они, а Махно стал пользоваться авторитетом и не просто авторитетом, но и всенародной симпатией и поддержкой среди сельского населения обширных районов Украины и даже юга России.

               И это не удивительно, так как большинству крестьян импонировала сама программа махновского движения, которая   была публично оглашена самим батькой. Вот ее основные положения:

    - борьба с политикой военного коммунизма;

    - защита деревни от города;

    - ликвидация эксплуатации крестьянства со стороны кого бы то ни было, истинная, а не формальная передача крестьянам прав на землю и ее плоды;

    - уничтожение диктатуры пролетариата;

    - отстранение компартии от власти и передача власти беспартийным советам в волостях, городах и губерниях;

    - проведение "третьей социальной революции" с целью свержения большевиков и установления истинно народной власти.

    В дальнейшем эта программа слегка модифицировалась, но в основном сохранялась.

             К этому следует добавить, что уплату за все забранное у сельского населения Махно немедленно производил деньгами или товарами с большей щедростью, нежели его противники, которые, впрочем, старались ничего не платить крестьянам. Эти расчеты, помимо других причин, приводили к тому, что крестьяне радовались появлению махновских отрядов, они считали их своими первыми защитниками, по настоящему своей армией.

               Таким образом, к началу 1919 года в большинстве сел на подконтрольной махновцам территориях в Таврической, Екатеринославской, южных уездах Полтавской и Харьковской губернии развернули свою активную работу махновские подпольные организации, поддерживавшие через особых агентов и разведчиков постоянную связь со штабом Махно, благодаря этому, Нестор Иванович всегда был точно информирован о положении дел на местах. Раскрыть эти организации при занятии сел противником было немыслимо, так как почти все жители сел так или иначе бывали, замешаны в махновском движении, а главари держались крайне конспиративно, благодаря именно поддержке местного населения, а также отлаженной системе мобилизации и эффективной агентурной работе Н.Махно удалось довольно длительное время удачно действовать против всех армий, движений и формирований, воевавших в то время на Украине и юге России.

               Основу повстанческой армии составлял ее так называемый постоянный состав, в который входили: личный штаб и конвой батьки численностью до 300 человек, состоящий из наиболее проверенных и верных ему бойцов, конвоем командовал

    бывший черноморский матрос Лященко, щеголявший в богатой шубе даже в летнюю жару. Далее по значимости следовал спецотряд конников численностью не более 1 тыс. бойцов, который составлял личный резерв батьки и который всегда передвигался за его штабом.

             Основные войска повстанческой армии состояли из так называемых пулеметных полков, по простому ездящей пехоты, это было почти 800 тачанок с одним, а то и двумя пулеметами установленными на каждой тачанке и по 3-4-5 человек располагавшегося на ней десанта, считая и кучера, в общем, на тачанках одновременно передвигались до 3,5 тыс. бойцов махновского войска.

             Это был фактически аналог современной мотопехоты, махновцы даже придумали специальную тактику применения этого своеобразного рода войск, он у них назывался «прием имитации встречной атаки», так например, 11 ноября 1920 года в Крыму у Карповой Балки махновцы при поддержке частей 2-й Конной армии Миронова как раз и продемонстрировали этот свой знаменитый прием. В ходе скоротечного боя с использованием 250 пулеметов установленных на тачанках был полностью уничтожен кавалерийский корпус Барбовича, а это было почти 4500 сабель. Узнав об этом, Врангель сразу же издал приказ о роспуске своей армии и о начале эвакуации из Крыма.

             Была у батьки в составе постоянных сил и своя артиллерия, это шесть трехдюймовых полевых орудий с полной запряжкой и зарядными ящиками, в общем, полнокровная артиллерийская батарея с хорошо подготовленной прислугой, прошедшей до этого фронты первой мировой, численностью почти до 200 человек.

              И самым последним в строю постоянного войска Махно состояло подразделение, что то типа комендантской команды для сбора и охраны трофеев и выполнения иных внезапно возникающих задач, где то порядка 500 чел., действовали они также исключительно на тачанках, не редко в качестве резерва принимали участие и непосредственно в боях.

               Постоянных чисто-пехотных частей, санитарных учреждений и интендантских обозов в армии Махно не имелось, раненых оставляли, как правило, у проверенных людей по многочисленным хуторам и селам, скрывали их там надежно, так как это были бойцы Махно.

               Таким образом, численность постоянных кадровых сил Махно, состояла преимущественно из бывших матросов, солдат, уголовного элемента, дезертиров из красной, белой и петлюровской армий и лишь в небольшом количестве из крестьянской молодежи, численность этого постоянного махновского войска составляло примерно 5тыс. человек. Это были настоящие псы войны, профессионалы все те, кто прошел фронты от русско-японской до первой мировой, царские тюрьмы и революции, матерые волки, те, кто умел делать только одно, это воевать, которым терять было просто нечего.

               Командовать таким войском мог далеко не каждый, а только тот, кто умел оказать на них огромное влияние и пользовался у них непререкаемым авторитетом, таким строгим критериям как раз то и соответствовал такой командир как Нестор Махно, именно он смог заставить таких бойцов подчиняться и идти за ним в бой, так как сам обладал сильной волей, храбростью, природным умом, умением мыслить не стандартно, не секрет что Махно был способен и на коварство, а то и на подлость, например как в случае со своим конкурентом атаманом Григорьевым иначе в то время было не выжить, позднее с ним самим также поступили и его временные союзники большевики.

                При подготовке к ведению крупномасштабных боевых действий Н.Махно сразу же запускал в действие свой мобилизационный механизм, в зависимости от района, за одну только ночь махновцы могли призвать в свои ряды до 10-15 тысяч бойцов, а то и больше, часто с артиллерией и кавалерией, но эти части уже состояли только исключительно из крестьян, которые доставали из своих схронов припрятанные ранее винтовки, пулеметы и даже артиллерийские орудия и распределялись тут же по полкам, носящим название сел, давших контингент, к примеру, Петровский, Ивановский, Новоспасский и т. д., и армия сразу становилась крестьянской и по настоящему народной.

               Постоянная осведомленность о настроениях крестьян, позволяли Махно избегать ошибок с объявлением мобилизации в неподходящий момент, к примеру, когда шла уборка урожая или отмечался какой нибудь важный церковный праздник и поэтому мобилизации всегда проходили с успехом.

               В итоге численный состав крестьянских полков и их вооружение были самыми разнообразными, в большинстве случаев, это были самостоятельные отряды, имевшие на своем вооружении даже артиллерию. Наибольшая численность армии Махно иногда достигала численности до 35 тыс. человек при 50 орудиях и 500 пулеметах и передвигалось все это войско со скоростью до 100 км в сутки, в то время как по всем воинским уставам тогдашнего времени даже кавалерия имела темп движения не более 35 км в сутки. В одно время Махно имел даже свою авиацию, это когда во время очередного союза с красными ему был выделен аэроплан для ведения воздушной разведки.

               Однако не всегда большинство армии Махно составляли крестьяне, так из воспоминаний бывшего начальника штаба повстанческой армии Белаша к 23 сентября 1920 г. армия состояла на 45% из бывших красноармейцев, 25% (более 5тыс. чел.) ее бойцами были старые повстанцы, вернувшиеся в армию летом 1920 г., остальные 25% - примкнувшие к Махно городские и сельские низы, люмпен-пролетарии и 5% - бойцов составляли выходцы из бедных донских и кубанских казаков, таким образом, в конце 1920 года почти половину армии, а это 45% составляли дезертиры.

               Из всей этой группировки, которая насчитывала почти 35 тыс. чел., большая ее часть в 20 тыс. бойцов находились под единым командованием и действовали в едином кулаке, остальные 15 тыс. были сведены в отряды и группы и действовали самостоятельно в своих районах ответственности на Екатеринославщине, Полтавщине, Харьковщине и Донщине.

             Национальный состав армии также был колоритным, наряду с титульными нациями великороссами и малороссами которые составляли большинство у махновцев служили отставшие от своих эшелонов чехи и словаки, отбившиеся от своих войск уходящих с Украины немцы и австрийцы, были даже целые подразделения махновцев, состоящее полностью из местных евреев, греков и т.д.. Это было по настоящему интернациональное войско.

               Нередко бывало, когда в одной тачанке мчались в бой бывший красноармеец за пулеметом, вторым номером у него был бывший петлюровец, а кучером на козлах восседал какой нибудь бывший солдат из добровольческой армии Деникина, а ведь всего несколько месяцев назад все они воевали друг против друга, это был настоящий парадокс гражданской войны, когда армия Махно делала вчерашних врагов боевыми товарищами.  

             Из воспоминаний Белаша и других источников было также известно что организационно-штатная структура частей и подразделений армии Махно была такой же как и в Красной Армии, мало того в частях велось даже свое делопроизводство, бойцы ставились и снимались с котлового довольствия, велись различные книги и журналы учета, была организована служба войск с дежурными, в войске имелась даже своя система подготовки командных кадров, однако, командиров себе бойцы выбирали на общем сходе.

           Известно также и то, что полки армии Махно имели и свои знамена, в основном зловещего черного цвета, однако были полки махновцев, которые шли в бой и под красными знаменами, разрисованными различными революционными в своем большинстве анархистскими лозунгами и воззваниями.

             Однако идеализировать махновцев было бы крайне ошибочно, так как наряду с атрибутами регулярной армии и видимостью порядка, многие повстанцы, в особенности из состава постоянного войска отличались крайне буйным нравом, в их рядах повсеместно имели место грабежи и разбои, в особенности при налетах на города и крупные поселки, процветало повальное пьянство, не смотря на то, что на тачанках в открытую перевозилось множество награлебленного за это никого не наказывали, так как все это считалось трофеями, добытыми в боях, а вот если махновец украл у своего товарища, к примеру, портсигар, то за это могли расстрелять только так и не только простого бойца, а даже и заслуженного атамана, такие случаи бывали и не раз.

             Первыми значимость и силу Махно оценили и попытались использовать в своих интересах большевики, дважды они заключали временные союзы с Махно и также быстро их расторгали. Больше всех ненавидел Махно это Троцкий, который привлекал для уничтожения махновцев все лучшие военные силы советской республики, так например некоторое время борьбу с махновщиной вел лично сам глава и основатель ВЧК Ф.Дзержинский, которому так и не удалось ее уничтожить, в результате железному Феликсу пришлось вернуться в Москву и заняться другими насущными делами. Знаменитый Г.Котовский также не смог добиться,  сколько нибудь существенного успеха в борьбе с батькой и только Михаилу Фрунзе удалось, наконец, то в 1921 году обложить Махно по настоящему, с привлечением конных армий, авиации, бронепоездов и других значительных сил и средств.

           Но последний удар по движению Махно нанесла все же не Красная Армия, а НЭП введенный В.Лениным, большевики, наконец, то поняли что бороться необходимо не с войском Махно, а с его крестьянской подпиткой. Если в мае-июне 1921 г. восстание еще полыхало по всему Левобережью Украины, и батька даже собирался штурмовать Харьков, тогдашнюю столицу Украины, то в июле крестьяне начали массово расходиться по домам, завершение продразверсток и прекращение действий продотрядов на селе сыграли свою главную роль в прекращении повстанческого движения по всей России.

             Последнему крестьянскому вождю 20 века оставалось только одно, это прорываться за границу. С отрядом в 50 человек Н. Махно вырвался из окружения, в дальнейшем ему удалось проскочить   почти через всю Украину и в конце августа 1921 г. уйти за границу в Румынию. Там на Западе во Франции и закончился боевой  путь легендарного революционера  и главного защитника крестьянства Нестора Махно.

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 233 комментария , вы можете свернуть их
    Комментарий удален в связи с удалением пользователя
    Шпiλѣß♥kа Иp�на # ответила на комментарий Райком закрыт. Все ушли в себя. 25 марта 2012, 14:09
    На актёра какого-то похож...забыла фамилию..
    из сериала *Девять жизней Нестора Махно*
    Комментарий удален в связи с удалением пользователя
    Виктор Мусс # ответил на комментарий Шпiλѣß♥kа Иp�на 26 марта 2012, 11:32
    Вообще-то, это П. Деревянко похож на Нестора Ивановича...
    вася лаков # ответил на комментарий Андрей Протопопов 26 марта 2012, 16:27
    Своё Красное знамя №4 он получил вполне заслужено!
    Простой прохожий # ответил на комментарий Райком закрыт. Все ушли в себя. 26 марта 2012, 16:27
    Симона!
    Чуть что - все иудобольшевиков поминаете...
    Бородянко Олег # ответил на комментарий Райком закрыт. Все ушли в себя. 26 марта 2012, 21:45
    Ну это примитивная АНТИСЕМИТКА и НЕВЕЖДА
    Устим Акимыч # написал комментарий 25 марта 2012, 13:07
    Махно - наш герой. Все белогвардейские генералы - наши герои. А вот отрицательные или положительные пусть ответит история и каждый себе сам,
    Anatoliy Tex # ответил на комментарий Устим Акимыч 25 марта 2012, 14:45
    Наши герои деды и отцы, вне зависимости от веры, идеологии и боевой выучки.
    Иначе мы никогда не сможем противостоять оболваниванию масс.
    Олежка Шозанахер # ответил на комментарий Устим Акимыч 26 марта 2012, 11:49
    Какое отношение наш Махно имеет к вашим генералам?
    вася лаков # ответил на комментарий Олежка Шозанахер 26 марта 2012, 16:30
    Такое же как и к Вашим Блюхерам, Троцким, и Блюмкиным- участник трагедии Гражданской, вполне заслуженно получивший Орден Красного Знамени №4... А вот белые орденов за братоубийство не давали!
    Олежка Шозанахер # ответил на комментарий вася лаков 26 марта 2012, 16:47
    Себе все присвоили.
    вася лаков # ответил на комментарий Олежка Шозанахер 26 марта 2012, 17:07
    Махно, кстати, свой орден не носил,- считал сатанинской ПЕРЕВЁРНУТУЮ пентаграмму
    Олежка Шозанахер # ответил на комментарий вася лаков 26 марта 2012, 17:13
    угу.....Махно был атеист.
    вася лаков # ответил на комментарий Олежка Шозанахер 26 марта 2012, 17:16
    Троцкий тоже, однако первую партию орденов забраковал и отправил в переплавку, с разворотом пентаграммы.....Наружу торчали 3 луча звезды, недостающие, каждый дофантазировал по вкусу.
    вася лаков # ответил на комментарий Олежка Шозанахер 27 марта 2012, 10:16
    Сатанизм не есть форма атеизма, такой же религиозный культ на других моральных догматах.
    Олежка Шозанахер # ответил на комментарий вася лаков 27 марта 2012, 13:08
    Каким Махно к сатанистам?
    Константин Крашенинников # написал комментарий 25 марта 2012, 13:08
    Нестор Иванович Махно - герой н а р о д н ы й.
    Сергей Якунин # ответил на комментарий Константин Крашенинников 25 марта 2012, 13:15
    За горами, за долами
    жде синів своїх давно
    батько мудрий, батько славний,
    батько добрий наш — Махно…(с)
    iwannn nl # ответил на комментарий Константин Крашенинников 25 марта 2012, 13:19
    Какие могут быть герои в гражданской войне?
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий iwannn nl 25 марта 2012, 13:26
    Самые разнообразные. В их числе и Махно.
    iwannn nl # ответил на комментарий Константин Крашенинников 25 марта 2012, 14:11
    Разве что как герои литературных произведений. Что это за геройство - убивать земляков, пусть и в силу необходимости?
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий iwannn nl 25 марта 2012, 17:16
    Герои - всегда убивают и умирают. так положено.
    iwannn nl # ответил на комментарий Константин Крашенинников 25 марта 2012, 18:33
    Я недавно размещал на ГП подборку из дневников дворянина и офицера белой гвардии Столыпина, двоюродного брата того самого, Петра Столыпина. Благородного человека по всем признакам. Только ничего там нет благородного - дикость и варварство без различия цветов идей и знамен. Можно и о Махно из воспоминаний его полевой жены подборку сделать, и что там геройского? Верность идее и "все средства хороши для достижения цели" - так у многих было то же самое, и все убивали и умирали.
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий iwannn nl 25 марта 2012, 20:57
    Дома Столыпиных - и Петра, и брата - в 150 и чуть дальше метрах от моего. В доме Петра сейчас больница, в доме брата - не помню уже что.
    Это так, к слову.
    А по делу - в народном сознании одни остаются героями, другие нет. И изменить это нелегко.
    iwannn nl # ответил на комментарий Константин Крашенинников 25 марта 2012, 21:28
    Да, кому и Бандера герой - я без иронии, это так и есть.
    .
    В каком месте братьев Столыпиных судьба свела? Пётр ведь всю жизнь перемещался по России и погиб далеко от дома.
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий iwannn nl 25 марта 2012, 21:36
    А вот есть места :))
    У нас и их дед Афанасий Алексеевич женился, и сохранился дом, где свадьбу гуляли. Денис Давыдов был и вроде бы даже и Лермонтов.
    iwannn nl # ответил на комментарий Константин Крашенинников 25 марта 2012, 21:45
    Не сознаетесь - сам найду.
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий iwannn nl 25 марта 2012, 21:50

    :))))
    Да какие тайны - Саратов :)
    ссылка на elsso.ru

    Владимир Наточий # ответил на комментарий iwannn nl 26 марта 2012, 20:39
    Это да. Читал я мемуары Белаша (нач. штаба повстанческой армии). Ужас.
    iwannn nl # ответил на комментарий Владимир Наточий 26 марта 2012, 21:34
    Никого не оправдывая и не обвиняя - мы постоянно примериваем сегодняшнюю, тоже не безупречную мораль, к морали начала века. И сейчас, создай обстановку безнаказанности, мы получим таких "героев", что Нестор Иванович ангелом покажется. А тогда с убийства можно было и прибыль поиметь, и славу.
    Геннадий Давыдов # ответил на комментарий Константин Крашенинников 25 марта 2012, 18:01
    То же можно сказать и о Ф. Миронове, командующем 2-й Конной Армией. Застрелен с вышки во время прогулки в Бутырской тюрьме в 1921 г. За что? За антибольшевистские высказывания.
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Геннадий Давыдов 25 марта 2012, 21:52
    Можно и про него так сказать. Но известен гораздо меньше.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Сергей Метик # написал комментарий 25 марта 2012, 13:10
    "Защитник" крестьянства? От кого? От рабочих? Какой такой "отдельный" интерес имело крестьянство, который расходился бы с интересами шахтера, рабочего-путиловца, врача, учителя? Может быть всё же не крестьянский, а кулацкий интерес выражал Махно?
    Владимир qwert # ответил на комментарий Сергей Метик 25 марта 2012, 13:15
    Сергей, а кто такой кулак по Вашему? Только не тиражируйте мнение и определения которые мы все когда то учили.
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Владимир qwert 25 марта 2012, 13:17
    Кулак - это частный предприниматель, крепкий хозяйственник, ведущий небольшое сельскохозяйственное производство.
    Фермер, если в переводе с английского.
    Владимир qwert # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 13:19
    Водолей, не подсказывать!
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Владимир qwert 25 марта 2012, 13:24
    Виноват, исправлюсь !
    Дело в том что Метик прекрасно знает ответ, но никогда его не скажет. Это то же самое что множество священников верят что Бога нет, но валяют ваньку и впаривают свои байки про Царство Божие всем остальным.
    Владимир Счастливцев # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 14:16
    Комментарий удален его автором
    Сергей Метик # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 13:22
    И использующий НАЁМНЫЙ труд, батраков, т. е. крестьянский паразит. Сам кулак при этом может работать, а может и не работать, роли не играет. Если нет труда по найму, то это был "середняк". А если не было земли и возможности вести своё хозяйство - то бедняк, сельская бесправная голытьба, которая батрачила на кулачьё. Вот и вся политэкономия...
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Сергей Метик 25 марта 2012, 13:28
    "Политэкономия" не существует - это выдумки коммунистов.
    Фермер может лично не ходить с плугом; однако он является организатором производства и ведет все дела хозяйства. А то у вас получается что "председатель совхоза" - это трудяга, а фермер - "паразит".
    Сергей Метик # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 13:37
    Какие коммунисты? Загляните в Википедию. Впервые словосочетание политическая экономия использовал драматург и писатель Антуан Монкретьен в экономическом трактате «Traité d’économie politique» («Трактат о политической экономии», 1615 год).
    Что касается председателя колхоза, то он не был собственником и ни один колхозник на него не работал. Все они работали на свой народ, а не на паразита, прожигающего жизнь в борделях средиземноморщины, как сейчас...
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Сергей Метик 25 марта 2012, 13:39
    Все они работали на Политбюро ЦК ВКП(б), чтобы оно могло проводить свои эксперименты над народом.
    Сергей Метик # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 13:52
    Да, конечно. Начиная с Платона и Аристотеля...
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Сергей Метик 25 марта 2012, 13:55
    Несмешно, увы.
    Владимир qwert # ответил на комментарий Сергей Метик 25 марта 2012, 13:32
    По этому поводу есть классический пример, о двух красноармейцах которые после гражданской по декрету Ленина получили по наделу земли, только один пропил свой ,а второй работал. В конце концов алкаш пришёл раскулачивать трудягу. Как быть с этим? Я всегда задумываюсь как при практически равных стартовых возможностях люди расслаиваются классово.Полагаю ответ на поверхности, нужно работать. Правда о нынешних, за редчайшим исключением этого не скажешь.
    Сергей Метик # ответил на комментарий Владимир qwert 25 марта 2012, 13:47
    Это закономерность. Поэтому раздел земли по мелким собственникам, "межевание", был путь к становлению кулачества, к образованию товарного хозяйствования на земле. В то время шаг, безусловно, в нужном направлении, поскольку для организации крупных сельскохозяйственных производств не было материальной базы, автомобилей, тракторов, электричества, прочих средств механизации ручного крестьянского труда. Но как только была создана эта база, требования ЭКОНОМИЧЕСКОЙ целесообразности потребовали УКРУПНЕНИЯ хозяйств, объединения крестьян в колхозы. Абсолютно правильная мера.
    Владимир qwert # ответил на комментарий Сергей Метик 25 марта 2012, 13:55
    Значит Вы оправдываете, то что власть в деревнях захватили пьяницы и тунеядцы?
    вася лаков # ответил на комментарий Сергей Метик 26 марта 2012, 16:36
    Вот и получили Вы экономически целесообразный шанс, аж в 2 Волги.... А жизнь потребовала укрупнения...... КОЛХОКОСТ БЫЛ.
    Anton Timofeev # ответил на комментарий Сергей Метик 26 марта 2012, 16:48
    И какого к чертям "укрупнения"? - на деле наоборот - проводили раскулачивание
    Сами бы кулаки и и укрупнились бы (аки фермеры в Штатах и Европе)
    ==
    Какая-то непристойная подмена слов и понятий...
    didic Petrov # ответил на комментарий Сергей Метик 26 марта 2012, 17:14
    А Вы знаете когда появилась материальная база для сельхозпроизводства? До конца 50-х основной рабсилой являлись кони, волы и горб крестьянина, а тяжёлый ручной труд сохранялся до развала колхозов.
    анатолий оссовский # ответил на комментарий didic Petrov 27 марта 2012, 16:07
    Анатолий, да и полная чушь, что требования укрупнения потребовала колхозы. Колхозы потребовало совсем другое-колхозников проще обирать добровольная тюрьма-агро-гулаг. Потому эта пакость так лихо распалась. Плюс Вам.
    Вечный Странник # ответил на комментарий Владимир qwert 25 марта 2012, 14:37
    Аналогично будут говорить в 2107году всем дали равные условия в виде ваучеров, но только один пропил а другой удачно вложил в дело, правда за редким исключением некоторые заработали разгрузкой вагонов.История повторяется.
    Виктор Синицын # ответил на комментарий Вечный Странник 25 марта 2012, 15:03
    Эти некоторые не Березовский ли с Абрамовичем и иже с ними?
    Геннадий Давыдов # ответил на комментарий Сергей Метик 25 марта 2012, 18:25
    Это – из школьного учебника советского всеобуча. Крестьянин Курганской губернии (южное Зауралье) резко отличался от крестьянина Орловской. Казаки донские, даурские, уральские и все другие – крестьяне, хотя и вооружённые – отличались от всех остальных. И т. д. и т. д. Крестьяне России 1913 года давали доход от сливочного масла больше, чем упомянутые вами рабочие от золота. Тов. Сталин извёл 11 миллионов не батраков, а именно трудяг и кормильцев всего российского народа. Потом – голод, и до самого конца импорт хлеба.
    вася лаков # ответил на комментарий Геннадий Давыдов 26 марта 2012, 17:09
    Кооперативы "Льноцентр" и "Маслоцентр" были монополистами европейского уровня!
    stanislav prokopov # ответил на комментарий Геннадий Давыдов 26 марта 2012, 18:50
    Сами крестьяне масло не ели вот и доход давали.
    Геннадий Давыдов # ответил на комментарий stanislav prokopov 26 марта 2012, 19:31
    Не знаю, может и не ели. Ещё, из той же «оперы»: в старой Европе знали масло «Вологодское», а топлёное сливочное масло до сих пор называют русским. И вообще, к слову сказать, не прервись Столыпинская реформа на полдороге, и не наломай большевики дров с крестьянством, харчей хватало бы всем с избытком. Включая упомянутое масло.
    Александр Лихопуд # ответил на комментарий Сергей Метик 26 марта 2012, 20:31
    Можно подумать, он (хозяин), силой принуждал работать не оплачивая труд? А на кого я
    вСССре 40 лет пропахал имея сейчас от к..я ушки. Или мои покойные отец и мать?
    анатолий оссовский # ответил на комментарий Александр Лихопуд 27 марта 2012, 16:13
    На дурь, ссср-кпсс. Эти метики попади к хозяину полы бы у него мели.
    iwannn nl # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 13:23
    Это если с английского. А по уличному их еще и мироедами называли.
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий iwannn nl 25 марта 2012, 13:26
    А когда их не стало, часть страны умерла от голода, а другая стояла по два часа в очередах, чтобы отоварить карточки.
    Если кулаки были "мироеды", придумайте название для большевиков.
    Владимир qwert # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 13:33
    Бандиты и захребетники.
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Владимир qwert 25 марта 2012, 13:40
    Узурпаторы власти на территории Российской Империи, с намерениями мегаломаньяков: покорить весь мир.
    Ирина Журавлева # ответила на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 13:58
    Блин,дебилизм полнейший.С вашими "самыми лучшими,самыми работящими" кулаками,Россия не вылезала из голода. За 23 года правления Николая II было 8 голодных лет.
    А при большевиках был только один голод в мирное время в 1932-33 ,который как минимум на 50% был обусловлен тем,что крестьяне уничтожили половину скота и саботировали работу в колхозах.
    Это все равно,если бы советские люди уничтожили все то,что они создали,заводы,месторождения,ГЭС,чтобы они не достались антисовкам-мародерам,а потом требовали от них же "кормите нас".
    Владимир qwert # ответил на комментарий Ирина Журавлева 25 марта 2012, 14:12
    Ирина, правиль но то правильно, но не совсем. О каком одном годе Вы говорите. С 18 по самый НЭП, что народ жировал?? Распросите своих родителей о 62-64 годах когда за булкой хлеба ночами стояли. А с 81 и до самой кончины СССР, что тоже время всеобщего благоденствия?? По большому счёту советский народ и не жил богато за годы социализма, а вот те которые захватили власть в 17 году это отдельная песня, как говорится из грязи да в князи.. То что в годы социализма у народа была какая то надежда на улучшения, это верно, пропоганду большевики умели вести. А нынешние, это ли не отрыжка того времени, правда они и пропогандировать не могут.
    Ирина Журавлева # ответила на комментарий Владимир qwert 25 марта 2012, 14:35
    Конечно,по сравнению с тем,что было при вашем "Царе-Батюшке" СССР-это огромный прогресс.
    Во время НЭПа крестьяне стали потреблять в 1,5-2 раза больше хлеба и мяса,чем до революции.
    И НЕ надо равнять недостаток каких-то продуктов в СССР вследствие их низкой цены,с реальным голодом. И почему никого из антисовков,которые так любят порыдать над "жертвами Голодомора" не волнуют жертвы голода в Российской Империи?
    Например,из статьи " Население" из Энциклопедии Брокгауза и Ефрон:. «В 50 губерниях Европейской России в 1892 г. (после неурожая 1891 г.) умерло 3563398 человек (3,92% всего Н.), тогда как за семилетие 1884—90 гг. умирало всего по 2820363 человека в год (3,34%).» - таким образом, избыточная смертность в 1891 году 743 000 чел.
    В СССР было стабильное увеличение сборов зерна,а вот когда вы,"эффективные" антисовки,с вашими "демократами" и "бизнесменами" захватили Россию,сразу все рухнуло,и в 90-е собиралось в два раза меньше зерна,чем в 80-е.
    Вы умеете только обогащаться за чужой счет,да вину за все,что вы сотворили со страной сваливать на других.
    анатолий оссовский # ответил на комментарий Ирина Журавлева 27 марта 2012, 16:21
    Ирина, ВСЕ верно, все по Вашему. Но только то что в ссср-кпсс оказалось 200мл. дураков которые взяли и пнули благодетелей НЕВЕРНО дураков было всего 18мл. это чл. кпсс и то не все, были и не дураки!!!
    Сергей Яшин # ответил на комментарий Владимир qwert 27 марта 2012, 19:18
    Ну с 80-м годом вы погорячились, я знаю людей, которые до сегодняшних дней стирают порошком и мылом купленым в СССР.
    Владимир qwert # ответил на комментарий Сергей Яшин 27 марта 2012, 19:46
    Сергей, я то указал точно 81 год, а ещё порошок то покупали в Москве, а вот на переферии даже в радиусе 400 км от столицы и в олимпиаду практически кроме ржавой кильки в томате и взорванного крупного рогатого ското, почему взорванного , да по тому что кроме рогов и копыт тоже ни чего не было.
    Сергей Яшин # ответил на комментарий Владимир qwert 27 марта 2012, 20:12
    Я проживаю в Сибири. В г. Томске, вотчина Егора (Юрия) Легачёва. Так он в своё время понастроил с десяток птицефабрик, лозунг обьявил - каждая скотина должна дать 4000 !!! (л. молока). Так что куры, млеко и яйки были на прилавках. А серьёзные проблемы с продовольствием начались с конца 89 года. А что касается мыла, в 80-х было много поставок из Индии, индусы у нас тусовались в плоть до середины 90-х, так мыло про-во Индия было в очень красивой упаковке, но попахивало гавнецом. И если вы будете внимательны и если от рядом стоящего гражданина попахивает г..
    то возможно это душок восьмидесятых!!!
    Владимир qwert # ответил на комментарий Сергей Яшин 27 марта 2012, 20:27
    Ваше счастье что Томск далеко от Москвы, это не прикол. Помню как с Орловского мясокомбината уходили километры фур главмежавтотранс и всё в Москву. Тоже творилось и в других близлежащих областях, так что кроме суповых наборов, а попросту костей в области ничего не оставалось.
    Сергей Яшин # ответил на комментарий Владимир qwert 27 марта 2012, 20:37
    Да, это трудно забыть, но еще труднее представить!!
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Ирина Журавлева 25 марта 2012, 14:14
    И как это за годы ДО совестской оккупации Прибалтика кормила пол-Европы ?
    Ирина Журавлева # ответила на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 14:39
    Во-первых,не надо ваших дерьмократических мифов.Никакой оккупации не было,было добровольное ,по всем правилам,вхождение Эстонии,Литвы,Латвии,в состав СССР.
    И когда это Прибалтика кормила пол-Европы,если вся Российская Империя такого не смогла сделать?
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Ирина Журавлева 25 марта 2012, 14:42
    >>>>>было добровольное ,по всем правилам,вхождение
    >>>>>Эстонии,Литвы,Латвии,в состав СССР
    После чего НКВД еще долго боролось против лесных братьев, а при кончине СССР прибалты первыми помахали ручкой.
    Вы свои байки оставьте для партсобраний КПРФ; только детские души не пачкайте этим враньем; не берите грех на душу.
    Ирина Журавлева # ответила на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 14:52
    Ну и чего дальше? А российские цари только и делали,что подавляли восстания народа, это означает ,что они кого-то оккупировали?
    Вы не уводите разговор в сторону,предъявляйте доказательства,что оккупация БЫЛА.
    А вот то,что власти трех республик Прибалтики запретили своим гражданам решать как им жить,вместе или порознь,на референдуме 1991 года,означает,что власти насильно решили судьбу своих граждан,без их ведома.
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Ирина Журавлева 25 марта 2012, 15:37
    А граждане так просили их в СССР оставить, так просили - аж в НАТО вступили )))))
    Финны в 1939 г. покрепче оказались - у них был Маннергейм ! Об него первого "Отец Народов" обломился. Сколько русских солдат и офицеров послал на верную смерть в финские леса, гадина-нерусь усатая.
    Ирина Журавлева # ответила на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 15:53
    Это Вы о чем? Я просила доказательства,что оккупация Прибалтики СССР была.
    Не надо мне Вашего словесного поноса.
    АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВ # ответил на комментарий Ирина Журавлева 25 марта 2012, 18:02
    окупации конечно не было только партизанское движение в западной части ссср до 53 года существовало, движение конечно антисоветское
    Anton Timofeev # ответил на комментарий АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВ 26 марта 2012, 16:52
    Почему до 1953 (=смерти Сталина)? -- отдельные были и позже
    АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВ # ответил на комментарий Anton Timofeev 26 марта 2012, 17:04
    возможно, смерть сталина тут не причём, на западной Украине, в Латвии, Литве, в Эстонии меньше и в Орловской и Брянской областях партизаны к 53 году были практически уничтожены.
    Anton Timofeev # ответил на комментарий АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВ 26 марта 2012, 17:28
    Так просто уничтожить было бы нельзя: часть уничтожили, большую часть запугали, а часть умеренных активистов (как ни странно при Сталине) амнистировали.
    В то-то и суть, что была гибкая политика. Правда, лишь после того как поняли, что казнями,ссылками масс "классовых врагов", враньём -- народ не успокоишь...
    АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВ # ответил на комментарий Anton Timofeev 26 марта 2012, 17:32
    согласен, в детстве два бункера нашли не взорваных, по грунты просевшему
    Виктор Синицын # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 15:09
    О как !
    А как вы отнесётесь к тем, кто пришел и отобрал у вас дом, который вы в своё время купили ваши предки и который принадлежит вам по праву наследования?
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Виктор Синицын 25 марта 2012, 15:37
    У вас что, мало работы на своей территории, что вы все время рот на чужие разеваете ?
    Виктор Синицын # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 15:42
    Я задал вопрос.
    По поводу чужого поговорим дальше.
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Виктор Синицын 25 марта 2012, 16:11
    Сейчас вы мне расскажете о том что Российская Империя выкупила финнов у шведов, вместе с территориями - так ?
    Уважаемый, если ваш идеал - рабовладельческий строй (он же - коммунистический), не удивляйтесь, что вас везде ненавидят и отовсюду выгнали. Будете себя и дальше так вести - дождетесь что Украина в НАТО вступит.
    Виктор Синицын # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 16:35
    Этим самым вы подтвердили свою двойственную мораль и лицемерие.
    То, в чем вы отказываете своим оппонентам, вы приветствуете у своих единомышленников.
    Ненавидят нас там, где привыкли жить за наш счёт.
    А выгонять нас ниоткуда не выгоняли, сами ушли, если вы не в курсе.
    Из некоторых мест благодаря предательству в высших эшелонах власти.
    Поэтому не надо лгать на всех углах, что мы такие плохие.
    На вас крови в разы больше, чем на нас.
    Рабовладельческий строй - это ваш ,горячо любимый, капитализм.
    Принципы морали и нравственности, которые впервые были сформулированы в Книге, в переделанном виде были включены в Кодекс строителя коммунизма.
    Цель вашей идеи - оболванивание и грабеж неимущих, разврат и нивелирование всех моральных ценностей.Установление своих порядков по всему миру , навязывание своей идеологии с помощью насильственных действий.
    Подлог и передёргивание фактов - вот конёк ведения вами дискуссий.
    Поэтому не надо меня упрекать в том, что относится к вам.
    Украина в НАТО не вступит, как и Грузия, со временем перейдет по влияние России.
    Объяснять вам почему не хочу, не поймёте.
    Владимир qwert # ответил на комментарий Владимир qwert 25 марта 2012, 14:49
    Объясню для минусовавшего почему бандиты. Пример Сталина грабившего на заре большевизма банки, это ли не бандитизм?
    Захребетники, люди живущие за чужой счёт как Ленин, которому Сталин высылал награбленные деньги в Швейцарию. Ну и как?
    Ирина Журавлева # ответила на комментарий Владимир qwert 25 марта 2012, 14:55
    Ну вот очередной миф.Вы можете доказать ваше утверждение,что "Сталин грабил банки"?
    Или будем считать,что это обычная антисоветская клевета?
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Ирина Журавлева 25 марта 2012, 15:38
    Девушка Ира, вы в каком веке живете ? Ваша совдепия померла, больше 20-и лет назад; а вы похоже и не заметили.
    Ирина Журавлева # ответила на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 15:55
    Так,доказать,что была оккупация СССР Прибалтики Вы не смогли,будет считать это враньем.
    Доказать,что "Сталин грабил банки" Вы опять не смогли,будем считать это клеветой.
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Ирина Журавлева 25 марта 2012, 16:09
    У вас пластинку заело. Повторяю еще раз: Сталин оккупировал все территории западнее советской границы, начиная с 17 сентября 1939 года, согласно Пакту Молотова-Риббентроппа. Во всех без исключениях оккупированных странах было оказано вооруженное сопротивление советской оккупации. Вам про Будапешт 1956 рассказать, или сами погуглите ?
    Ирина Журавлева # ответила на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 16:19
    Ну,во-первых,Сталин возвратил оккупированные поляками российские земли в состав России,которая называлась СССР.
    Во-вторых,это были Западная Украина и Западная Белоруссия,а мы говорим о Прибалтике.
    Вы мысль-то не теряйте,а то совсем потеряете.
    Не надо пытаться увести разговор в нужную Вам сторону.
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Ирина Журавлева 25 марта 2012, 16:28
    Ха-ха ! Вот только поляков забыли спросить - а хотят ли они в Российскую Империю; при этом офицеров польских перестреляли.
    А если к вам с Северного Кавказа придут, с напоминанием что вы однажды жили в Золотой Орде, и платили дань, так что пора "возвращаться в лоно", и молиться раком пять раз в сутки - что Вы тогда скажете ?
    анатолий оссовский # ответил на комментарий Aquarius Waterly 27 марта 2012, 16:29
    Aguarius, девушку Иру нужно уважать просто за упертость. Ирина, доказывайте нам неразумным, это лучший способ понять самой (если это не клиника).
    Михаил Степаненко # ответил на комментарий Ирина Журавлева 26 марта 2012, 16:05
    И не только Сталин. Тогда это называлось "экспроприация, или короче экс.", и было основным источником пополнения партийной казны. А для Сталина, и многих других боевиков партии, было основным занятием.
    iwannn nl # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 14:07
    Вы не поняли - я не мог придумать такого слова, это народное, фолькльор.
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий iwannn nl 25 марта 2012, 14:13
    Осталось собрать статистику: сколько % среди изобретателей этого термина были обычными деревенскими тунеядцами.
    iwannn nl # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 14:34
    Были еще и батраки. Столыпин нарушил общинное равновесие, но по многим причинам реформа привела не к тем результатам, которые задумывались. Кулаки, мироеды, тунеядцы, батраки - это части одного целого - общественного устройства на тот момент. Село было перенаселено, за десяток-полтора лет земельные наделы уменьшились вдвое, высвободилась масса рабочих рук, которым делать было нечего, как их не называй.
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий iwannn nl 25 марта 2012, 14:37
    Столыпин пытался ввести фермерскую систему в социальной среде, родители которой только-только освободились от рабства; чем и вызвал массовое недовольство ИМХО.
    iwannn nl # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 14:51
    Крепостная система не была рабством, и именно отмена крепостного права вызвала те процессы, которые привели к трем подряд революциям.
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий iwannn nl 25 марта 2012, 15:41
    Крепостная система была прежде всего _духовным_ рабством, т.е. из бывшего крепостного никак не могло получиться крепкого самостоятельного хозяйственника - менталитет не тот.
    iwannn nl # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 17:14
    Крепостничество на поверку не было чем-то беспросветным и диким. Барщина была ничем иным, как арендной платой помещику за пользование его землей. Да, Екатерина запретила крепостным покидать пана самовольно, но одновременно и ограничила самодурство того же пана введением специальных законов. Жили по разному, но отмена крепостничества тоже вышла боком мужику - землю надо было выкупать, даром не давали. Крепостное право к 1861 просто себя изжило - я не помню точной цифры, но к этому году именно крепостных было меньше половины от всего крестьянства, и сами крепостные делились на помещичьих и государственных, царских. Не интересовался, была ли в этом разница, но так было.
    вася лаков # ответил на комментарий Aquarius Waterly 26 марта 2012, 16:37
    КОЛХОКОСТНИКИ.
    didic Petrov # ответил на комментарий Aquarius Waterly 26 марта 2012, 17:18
    "живоглоты"!!!
    Валерий Коновалов # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 13:46
    Кулачество в России явление гораздо более сложное, чем фермерство в Англии. Кулаками были и деревенские ростовщики, в том числе и делавшие ссуды продуктами, и деревенские торговцы и т.д. "Трудовое кулачество" не составляло большинства среди кулаков, отсюда и негативное отношение к кулачеству крестьян и возможность большевикам с "фактами" в руках фальсифицировать это явление. Эта же нагрузка к "трудовому кулачеству" замедляла его эволюцию в сторону стандартного фермерства, а, следовательно, и не позволяла выполнить стабилизирующую функцию среднего класса, что и произошло в той же Англии
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Валерий Коновалов 25 марта 2012, 13:55
    Да, тут на целую книгу материалов можно накопать.
    Валерий Коновалов # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 14:11
    Я просто занимался проблемой имущественного расслоения крестьянства еще в студенческие годы, кое-какой материалец и остался
    Anatoliy Tex # ответил на комментарий Сергей Метик 25 марта 2012, 14:47
    Кулак это труженник, эа счет которого советская власть продержалась почти 30лет.
    Это необходимо уважать.
    АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВ # ответил на комментарий Сергей Метик 25 марта 2012, 17:58
    Защитник крестьянства от бандитов большевиков в итоге большевики крестянам хребет и сломали, а потом и сами с сацилизьмом исчезли
    zalipaev anatoliy # ответил на комментарий Сергей Метик 26 марта 2012, 11:46
    Жила-была крепкая крестьянская семья Батя- трудяга Матушка и семь дочерей помошниц- мал мала меньше. был правда наёмный работниктак-как хозяйство было довольно приличное то двумя мужскими руками было трудно обойтись . Кушал с ними за одним столом жилкак член семьи. Настало время прод-развёрстки чтобы с голодухи не помереть кое- что было припрятоно а эта иудда подсуетилась и здала- предала семью которая его кормила. Батю к стенке поставили а младшенькую на глазах у матери в прорубь опустили чтобы узнать где-же всётаки хлебушек... Каково метик наверняка такие как ты и метили и стучали.
    Олежка Шозанахер # ответил на комментарий Сергей Метик 26 марта 2012, 11:54
    Сергей,действия Махно обуславливались его регионом.Вдобавок Вы смешиватие в одно -идеологию и экономику.Майно-лайно,а Батько Махно.Что в этом кулацкого?Что может быть мелкобуржуазного в наиболее близкой к большевикам идеологии?
    Aquarius Waterly # написал комментарий 25 марта 2012, 13:16
    >>>>>передача власти беспартийным советам в волостях, городах и губерниях
    Здесь была его фундаментальная ошибка: он не строил политическую инфраструктуру (из которой уже потом могла произрости промышленность и т.д.) ! Большевики же сразу поняли: начинать надо с партии, а не с армии.
    iwannn nl # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 13:21
    Кому интересны малоизвестные подробности о Махно, наберите в поисковике == Старобельск Махно клад==
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий iwannn nl 25 марта 2012, 13:31
    Короче, ничего не нашли; одни только слухи бродят по планете.
    Еще одна разновидность "Хазарии" (или "Атлантиды").
    iwannn nl # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 14:05
    Не в кладе дело - там Махно собирался создавать свою республику, Старобельск был его последней стоянкой в России. По понятным причинам в Союзе не детализировали его деятельность, а теперь не до того.
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий iwannn nl 25 марта 2012, 14:15
    Понял. Жаль что не получилось; при нем вряд ли состоялся бы Голодомор.
    Ирина Журавлева # ответила на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 14:57
    А никакого Голодомора и не было. А вот голод был.Но Вам же неважно,что голод был в Российской Империи каждые 2-3 года. Вы не считаете это достойным Вашего внимания.
    Валерий Коновалов # ответил на комментарий Ирина Журавлева 25 марта 2012, 15:36
    Любое отсталое аграрное общество, каким собственно и была Россия 19 века, испытывает такие периодические голодовки. Но голодающие крестьяне еще далеко не значит умирающие. Во вт. пол. 19 века в России был только один настоящий голод - это голод 1891 года, в ликвидации которого принимал участие Л.Н.Толстой. В большевистской России за тот же период таких голодов было аж три, да еще при несоизмеримо большем количестве умерших, чем в царской России 1891 года. Голод в советской России удалось победить только при Брежневе !
    Ирина Журавлева # ответила на комментарий Валерий Коновалов 25 марта 2012, 16:03
    Нет,не три,а один,который во многом спровоцирован самими крестьянами,на кого они надеялись,если уничтожили половину скота в стране?
    Почему саботировали работу в колхозах? Они что,считали,что большевики их должны кормить.
    И потом,В 18 веке было 38 голодных лет, в 19,как пишет энциклопедия Брокгауза и Ефрона,только до 1854 года было 35 голодных лет.
    И в эти годы от голода,от эпидемий,которые поражали ослабленных голодом крестьян,умирало 300-500 тысяч в голодный год.
    Это около 10 миллионов за век.Вы считаете,что в этом ничего страшного нет, на это просто не обращать внимания?
    И что,в первые годы советской власти общество перестало было аграрным и отсталым,уже не должно было быть голодовок?
    И пожалуйста,не надо антисоветской пропаганды, не надо приплетать голод 1921 и 1947 годов.
    Валерий Коновалов # ответил на комментарий Ирина Журавлева 25 марта 2012, 16:17
    Откуда у Вас такие ценные сведения о 300-500 тысячах умерших ? Ссылочку не кинете ?
    Нам в коммунистическом ВУЗе такую чушь не говорили.
    Не должно, не должно. Я просто констатирую факт, что последний голод в СССР был при Хрущеве.
    А что голод 1921 и 1947 гг. был не в советской России ? На оккупированных территориях ? Или где ?
    Ирина Журавлева # ответила на комментарий Валерий Коновалов 25 марта 2012, 16:25
    Все это были последствия войны,Вы еще голод во время Великой Отечественной приплетите.
    Про 300-500 тысяч я не раз читала ,но сейчас точно не помню где. Но,конечно,Вы считаете,что в голодные годы не бывает умерших от голода,если это,конечно,не СССР.
    Валерий Коновалов # ответил на комментарий Ирина Журавлева 25 марта 2012, 16:37
    Во время ВОВ никакого голода не было, хотя, конечно, люди голодали.
    А что же последствия войны были так георгафически избирательны ? В 1921 году как известно голод захватил в основном Поволжье. Что в других местах войны не было ? А в1947 году голод был в основном на территориях не оккупированных немцами, так выходит немецкая оккупация лучше большевистской ?
    Если точно не помните где читали, то не говорите точно. Я Вам говорю, что на лекциях по истории СССР нам такой чуши про царскую Россию не говорили. Вы считаете коммунистических пропагандистов такими лохами, что они не ухватились бы за такую "черную" страницу царского режима ? Скорее это позднейшая выдумка вроде "голодомора" в Америке, чтобы уравнять историю США и СССР.
    didic Petrov # ответил на комментарий Валерий Коновалов 26 марта 2012, 17:43
    Почему в 1947 году, если самому пришлось "есть" оладьи из лебеды в страшную засуху и естественно голод в 1946 году.Не забыть до смерти это время.
    Валерий Коновалов # ответил на комментарий didic Petrov 27 марта 2012, 04:10
    Эту дату дал не я, Ирина Журавлева.
    Наша семья тоже голодала в это время. Но голод 1932-33 гг. был страшнее. Моя мать до сих пор без содрогания не может вспоминать о том времени.
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Ирина Журавлева 25 марта 2012, 16:20
    А также 10 миллионов погибло в Гражданской Войне, которая разразилась после большевистского переворота.
    Ирина Журавлева # ответила на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 16:30
    Ну вот опять ложь. В чем вина большевиков,если уже в ноябре 1917 царские офицеры начали создавать Добровольческую армию для нападения на Советскую Россию,и в декабре страны Запада поделили Россию на "сферы влияния", кто из них с какой стороны нападет?
    Без этого никаких жертв не было бы,большевики очень быстро,как они это сделали в 20-е годы восстановили бы страну.
    Вы хоть когда-нибудь не врете?
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Ирина Журавлева 26 марта 2012, 07:07
    Ясень пень - об'явилась шайка люмпенов, и сказала что они нынче хозяева всея Руси - это вызвало естественное сопротивление.
    вася лаков # ответил на комментарий Ирина Журавлева 26 марта 2012, 16:43
    Интервенция началась с найма латышей, поляков китайцев Якира, финских егерей Ильича, и прочих австровенгробэлокунов, троцкоблюмкинорадекопятницких, со всей Европы слетевшихся клевть труп России.
    didic Petrov # ответил на комментарий вася лаков 26 марта 2012, 17:45
    Это точно!
    Валерий Коновалов # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 13:38
    Это принципиально невозможно. Азиатским способом производства любая надстройка воспринимается как враждебная. Махно терпели именно потому, что его было не видать и не слыхать. История показывает, что все т.н. "крестьянские царства" быстро перерождаются в восточную деспотию. Лучшая иллюстрация - Тайпинтяньго.
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий Валерий Коновалов 25 марта 2012, 13:41
    Возмжно, Вы правы; не буду спорить. Так или иначе, история не имеет сослагательного наклонения.
    Валерий Коновалов # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 13:47
    Однозначно. Главное не упрощать
    Валерий Коновалов # ответил на комментарий Aquarius Waterly 25 марта 2012, 13:48
    Комментарий удален его автором
    Владимир Счастливцев # ответил на комментарий Валерий Коновалов 25 марта 2012, 14:36
    Хун Сюцюань - Махно. Разве не интересная аналогия? Большевики помешали ему стать крестьянским божком.
    Валерий Коновалов # ответил на комментарий Владимир Счастливцев 25 марта 2012, 14:46
    А я о чем
    Проблема только в том, что у крестьянского государства нет перспектив для развития
    Владимир Счастливцев # ответил на комментарий Валерий Коновалов 25 марта 2012, 15:00
    Да... Все правильно... Но вдруг, совершенно некстати, вспомнил, что древнейшие в мире государства возникли из сельской общины... Индия и Китай - оттуда родом... И вот развиваются темпами, которым можно по-хорошему позавидовать...
    Валерий Коновалов # ответил на комментарий Владимир Счастливцев 25 марта 2012, 15:10

    Все правильно. Возникли они из общины, но вскоре превратились в восточные деспотии с из 3-4 тысячелетним застоем. И только внешние факторы вывели из состояния летаргического сна.ссылка на proza.ru

    Владимир Счастливцев # ответил на комментарий Валерий Коновалов 25 марта 2012, 17:16
    Да... И внешние же факторы ввергли страны Востока в дестабилизацию... Где традиционные основы оказались прочнее, там и удалось сохранить и укрепить национальную идентичность. Варны в Индии, конфуцианство в Китае. Панчаяты в Непале, хоть там и произошла "революция". Иджма и другие источники мусульманского права в исламских странах. Про Японию особый разговор :-))
    Валерий Коновалов # ответил на комментарий Владимир Счастливцев 26 марта 2012, 05:11
    Национальная идентичность вещь хорошая, главное, чтобы она не противоречила развитию
    Владимир Счастливцев # ответил на комментарий Валерий Коновалов 26 марта 2012, 11:10
    Осмысливая Ваш комментарий, я как раз и вспомнил Японию. Несомненно, знакомый Вам сюжет: система пожизненного найма, фирма как община, трактовка социальных (производственных) отношений как отношений патриархальных. Не станем отрицать, что, в сочетании с демилитаризацией и американской помощью, упор на эти традиционные основы стимулировал превращение Японии в великую экономическую державу.
    Если же обратиться к более простым примерам, то и опыт "уджамаа" в Танзании вряд ли стоит оценивать как чисто негативный. Страна все же неплохо развивается...
    Валерий Коновалов # ответил на комментарий Владимир Счастливцев 26 марта 2012, 12:04
    Так это хорошо, что находятся национальные институты способствующие современному развитию. Все дело как раз именно в направлении. Плохо когда берет верх деструктивный традиционализм, как в случае с Россией
    Владимир Счастливцев # ответил на комментарий Валерий Коновалов 26 марта 2012, 13:38
    К моему большому сожалению, быть может, по недомыслию, в России вообще никакого традиционализма не замечаю: ни конструктивного, ни деконструктивного... Подорваны корни. Что осталось? В лучшем случае - почвенничество, основнное на творчестве наших замечательных писателей, актеров и режиссеров. В худшем случае - истерики околоправославных фундаменталистов, требующих расправы над Pussy Riot. В России, вообще, прерваны традиции...
    Валерий Коновалов # ответил на комментарий Владимир Счастливцев 26 марта 2012, 16:50
    Согласен, традиционализм в России сильно разрушен. Но у нас сохранены архаичные формы жизни, коммуникации, ментальности. И в условиях относительной свободы эти формы наполняются псевдотрадиционалистским содержанием. Взгляды таких псевдотрадиционалистов как Дугин, Проханов, Кургинян, Бабурин находят все больший отклик среди определенных слоев населения.
    Владимир Счастливцев # ответил на комментарий Валерий Коновалов 26 марта 2012, 16:59
    Комментарий удален его автором
    вася лаков # ответил на комментарий Владимир Счастливцев 26 марта 2012, 16:47
    не было у них КОЛХОКОСТА- Вот и развиваются, Крестьянство не продовольствие, а нацию воспроизводит, культуру, религию, традиции.... Наши же города будут прирастать стойбищами, аулами и кишлаками- ну и соответствующей культурой ессесно
    Владимир ростовский # написал комментарий 25 марта 2012, 13:31
    Махно - бандит. Обидно,что не отомщённый.
    Anatoliy Tex # ответил на комментарий Владимир ростовский 25 марта 2012, 14:50
    Если сегодня изменники Родины Герои отечества - то Махно просто Стивен Сигал - семикратный герой.
    Владимир Счастливцев # ответил на комментарий Владимир ростовский 25 марта 2012, 15:03
    Ему хотели отомстить. Но поняли, что поздно...
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Светлана Makspark # написала комментарий 25 марта 2012, 13:37
    Есть передача ТВ " Сам себе режиссер ". Сам делаешь режиссуру. снимаешь , представляешь зрителю. Так и с историей России . Сам пишешь свою историю, совершенно не углубляя и не интересуясь действительностью фактов .Вся история "перерыта", перекроена . Павлик Морозов - идиот . предавший отца, Петр I - изувер. построивший город на костях народа , Махно - герой Гражданской войны . несший стране лучшую жизнь. но .....не донесший. Хаос !
    Иван Галактионов # написал комментарий 25 марта 2012, 13:40
    Нестор Иванович - Личность исторического масштаба и истинно народный вождь , он черпал свои идеи у самого Кропоткина , с которым был лично знаком . Сам Ленин за революционные заслуги вручил ему орден Боевого красного знамени № 4 . И главное , он никогда , ни при каких обстоятельствах не изменял делу Революции . Автор делает очень правильный , всё объясняющий и неожиданный вывод о главной причине спада махновского движения . Знали бы только мужики о грядущей коллективизации , и сталинском тарроре.. . В Париже сапожник Махно тихо умер от чахотки , в отличие от своего врага Петлюры , который был застрелен еврейским юношей за кровавые погромы .
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Владимир Счастливцев # написал комментарий 25 марта 2012, 13:50
    Махно проводил весьма грамотную социально-экономическую политику, поддерживал среднее и мелкое производство, ввел щадящий налог, стал чеканить свою монету... Не следует недооценивать и жестокость махновцев. Они беспощадно уничтожали всех, кого считали врагами. Нестор Иванович не был героем, если под героем понимать человека непогрешимого. Он - глубоко трагический персонаж, попавший в жернова истории. Но история сохраняет память о нем как об одном из последних защитников вольного селянства. Крестьянства то есть.
    СКАРЛЕТТ SKARLET # написала комментарий 25 марта 2012, 13:54
    Он-уже давно герой неба. И мерять нашими мерками его геройство-мы все не в праве. Человек прожил жизнь,как считал нужным, как получилось. Там его победы и промахи. И Бог ему судья : медали давать или порицания. Оставьте мёртвых в покое. Они заслужили отдых.
    Ludmila Malen # ответила на комментарий СКАРЛЕТТ SKARLET 25 марта 2012, 14:16
    Я с Вами полностью согласна!
    СКАРЛЕТТ SKARLET # ответила на комментарий Ludmila Malen 25 марта 2012, 16:27
    Спасибо за адекватность в подобных ситуациях. Очень приятно, что есть люди со здоровой совестью и здоровым мышлением.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Ludmila Malen # ответила на комментарий Калина Красная 31 марта 2012, 10:14
    Я наверно не так выразилась. Сейчас стали таким людям, как Махно, просто "перемывать кости", историю выворачивать с другого ракурса, а зачем.Зачем их тревожить. Мы должны их знать такими, какими они были. Поэтому я так и сказала. В селе , где жили мои предки, Махно тоже побывал и покойная бабушка мне еще в детстве рассказывала о нем. Тка что я его не собираюсь забывать.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Ludmila Malen # ответила на комментарий Калина Красная 31 марта 2012, 12:21
    София, спасибо за ответ, я над ним думаю.
    Flying prowler # написал комментарий 25 марта 2012, 13:58
    "...11 ноября 1920 года в Крыму у Карповой Балки махновцы при поддержке частей 2-й Конной армии Миронова как раз и продемонстрировали этот свой знаменитый прием...", за что "красные", чуть позже, в свою очередь, пулеметным огнем их и "отблагодарили".
    Алексей Скворцов # написал комментарий 25 марта 2012, 14:02
    Четкая статья, но есть непонятный пункт, цитирую:
    "В ходе скоротечного боя с использованием 250 пулеметов установленных на тачанках был полностью уничтожен кавалерийский корпус Барбовича, а это было почти 4500 сабель. Узнав об этом, Врангель сразу же издал приказ о роспуске своей армии и о начале эвакуации из Крыма".
    Насчет эвакуации - понятно, а что такое "приказ о роспуске армии"?
    АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВ # ответил на комментарий Алексей Скворцов 25 марта 2012, 19:27
    это для красивости
    D pavlov # написал комментарий 25 марта 2012, 14:09
    Вспомнился мне еще один герой гражданской войны, фамилию запамятовал, на приказ Ленина о роспуске его красноармейского отряда за чрезмерное усердие по насаждению советской власти в где то Сибири , данный командир ответил Ильичу короткой телеграммой…-«поймаю, повешу».
    Судя по всему забавная была личность..
    Евгений Андреев # написал комментарий 25 марта 2012, 14:19
    Мы вот уже почти 100 лет не можем определиться, кто же был тогда, в 1918-21гг прав? Наши белые или наши красные? Равно, как и ныне непонятно, кто «правее» наши белые или наши синие? Жили, и продолжаем жить по принципу: "Победителей не судят!"
    алексей капустин # ответил на комментарий Евгений Андреев 25 марта 2012, 14:25
    Кто прав при конфликте в трамвае? Разумеется вагоновожатый и сам трамвай.
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий алексей капустин 25 марта 2012, 14:29
    Эдисон виноват, стопудово. Это он приложил руку к изобретению электричества.
    алексей капустин # написал комментарий 25 марта 2012, 14:24
    Если из истории выбросить ложь, то может ничего не остаться.
    Крестьяне Тамбовской губернии и Кронштадт, действительно, были сокрушены быстро. Но ведь Кронштадт всего лишь остров, причем со стороны Питера почти и не защищен, а Украина пространство для маневра, особенно для партизан.
    Махно несомненно яркая личность, но мне ближе кронштадтские матросы.
    Сергей Доброход # написал комментарий 25 марта 2012, 14:26
    Анархия - мать порядка. Пока шла война царила анархия, а потом. Строить государство на основе анархических догм? Или оно развалилось бы, или необходимо было отказаться от анархизма как основы.
    Товарищ Сухов # написал комментарий 25 марта 2012, 14:28
    Чепухи много...

    - добрые и истинно народные махновцы, в отличие от красных/белых, щедро оплачивали всё забранное у селян. А чем? Они что - сами это добро производили ? Отнюдь - они грабили города и делились с деревней.
    Ни красные,ни белые не могли себе этого позволить.

    - "большевики, наконец, то поняли что бороться необходимо не с войском Махно, а с его крестьянской подпиткой". И ввели НЭП.
    Полная чушь. Продразверстка во время войны была вынужденной необходимостью, её проводили все - красные,белые,Временное правительство. Иначе и города, и армии просто вымерли бы с голоду.
    Кончилась война - кончилась и продразверстка.
    Олежка Шозанахер # ответил на комментарий Товарищ Сухов 26 марта 2012, 12:07
    Это Ваша длинная,весьма необоснованная тирада чтоб обелить себя за предательство союзника.Цинично утверждать,что действия Махно обусловленны меркантильностью,а большевитские святыми побуждениями.
    алексей волков # ответил на комментарий Товарищ Сухов 26 марта 2012, 20:05
    продразверстка была введена еще царским правительством (как впрочем и сухой закон), но в силу высокого уровня коррумпированности не выполнялось ни то не другое. временное правительство при наличии лигитимности реальной власти не имело и в стране были безвластие и мародерство, и уже образованные при нем советы робочьих крестьянских и солдатских депутатов долго решали отбирать у временного правительства власть или нет и если отбирать то кому передавать, ни одна из представленных в советах партий не брала на себя ответственности, но в конечном итоге ленин от лица большевиков заявил о готовности к этому партии большевиков. власть была отнята у временного правительства и передана большевикам которые стали проводить достаточно жесткую политику восстановления порядка в стране, в частности для снабжения фронта и городов была продолжена политика продразверстки, но в отличии от царских и временных комисаров- комисары большевиков взяток не брали, а выполняли постановление правительства, ну тут то собственно веселуха и началась. начало гражданской войны началось с продразверстки
    Сергей Анонимов # написал комментарий 25 марта 2012, 14:45
    Комменты почитал.
    Спорить не буду.
    С лозунгами не поспоришь.
    Похоже большинство теоретики по плаванью в бассейне без воды.
    Мои бабуля с дедой с 23г по 28г прошли путь от бедняков до кулаков дважды!!!
    А потом в 29г, в ночь, снялись с тремя малыми на руках и ушли в неизвестность, в никуда.
    Все ваши теории хрень, древо жизни не растёт по этим теориям.
    Как и ложь Кремлевского мечтателя, "Землю крестьянам"!
    Кругом одно враньё и передергивания.
    О 93 нет правды, а вы судите о событиях времен Махно,пытаясь измышления выдать за анализ.
    Махно защитник крестьянства.
    От кого?
    От захребетников, в том числе и рабочих.
    Только неэквивалентный обмен позволял появляться избыточному капиталу, для его дальнейшего роста промышленности.
    И жидобольшевички, здесь отнюдь не первооткрыватели. .
    ИМХО.
    Ирина Журавлева # ответила на комментарий Сергей Анонимов 25 марта 2012, 14:59
    Ну и чего,не дал "Кремлевский мечтатель" землю крестьянам?
    Anatoliy Tex # написал комментарий 25 марта 2012, 14:51
    Всем присутствующим идите работать и научитесь отстаивать свои права, с оружием или бес - но научитесь.
    Сами то помочиться громко боитесь.
    drbogdanovv Богданов # написал комментарий 25 марта 2012, 15:28
    Объективный анализ. Спасибо. Не скажу что открыл для себя новые факты - ведь живу на махновщине - должен , значит, знать. А деревенский народ держит у себя в доме портреты Нестора Махно. Гордится им.И правильно.
    Владимир Терентьев # написал комментарий 25 марта 2012, 16:24
    Заметка типично перестроечная из какого-то "Огонька". Самого главного в ней нет, а именно: Махно был идейным анархистом, а не каким-то так "крестьянским вождём". Как говорится: "Грабь награбленное". А уж пограбить они были большими мастерами. Бестолковое махновское криминальнно-кулацкое движение позорно лопнуло, едва закончилась гражданская война.
    Владислав Трофимов # написал комментарий 25 марта 2012, 18:30
    Жизнь замечательных людей. " Нестор Иванович Махно". Мой дядя прежде так юморил, в совковые времена - и надо же! Есть такая книга! Он был, конечно, идейный человек. Расстреливал по идейным соображениям. Ка и большевики. Но разве в этом дело? Мало ли в этом свете отправили на тот по идейным и иным соображениям? Он сражался за недостижимое - вот в чем его трагедия: за справедливость. Не зная и не принимая законов о разделении труда. Никогда люди исполнения не будут доминировать в мире, где все зависит от людей, принимающих решения. Дело Махно было заранее проиграно. Даже победил бы он всех большевиков - бюрократы все равно прибрали бы власть к рукам.
    Евгений Дьяченко # написал комментарий 25 марта 2012, 20:15
    Я читал его указы, посвященные крестьянству. Хоть сегодня бери их и применяй, хотя и поздно, так как деревня почти вся загублена. Удивительно умные и вовремя написанные указы. То есть, Махно не только умел воевать, он был хорошим хозяйственником, знающим и понимающим крестьянство.
    Александр Боровский # написал комментарий 25 марта 2012, 21:07
    Без сомнения Нестор Махно - очень харизматичная личность. За такими вождями народ идет до конца. Тем более, что сам он был из крестьян. "Любое дело, которое тяжело делать в одиночку, гораздо проще сделать группой... (Д. Соло "Принципы Рационализма.")". Очень симпатичен образ Махно в исполнении актера Павла Деревянко.
    valentine37 # написал комментарий 25 марта 2012, 23:34
    Тысячу раз оболганый Ильич виноват лишь в том, что один единственный раз в истории вырвал плеть из рук буржуев. Затем те, кто был им вызволен из рабства сами стали буржуями и стали брезгливо относится к "черни". Махно - это Тимошенко сегодня (либо Явлинский, либо Горбачев, либо другой бездушный выродок, ведущий темную толпу в никуда ) . Ленин отличается от них так же, как Луна от ее отражения в луже грязи. Ленин создал то, что почти 70 лет не давало покоя врагам России. Там было все, там была жизнь, там работали фабрики и заводы, мощнейшая система образования и социальной защиты. Он не виноват в том, что смерть передала все это в руки ничтожеств и изменников Родины. Я за машину времени, которая бы вернула людям добытое дорогой ценой.
    Aquarius Waterly # ответил на комментарий valentine37 26 марта 2012, 07:08
    Зачем машину времени ? Можете просто переместиться в пространстве: заявите на ПМЖ в КНДР.
    Alex Yankor # ответил на комментарий Aquarius Waterly 26 марта 2012, 12:58
    не прав ты. ой не прав барин. неправ. право слово говорю тебе. человек нужен на той земле на которой родился. но если тебя твоя земля не держит - катись хотя б в америку чтоли... ну или в израиль.
    Johann Dr, Neufeld # ответил на комментарий valentine37 26 марта 2012, 13:48
    Разрешите дополнить, вряд ли лучше Джорджа Оруэлла в его «Скотном дворе» можно было когда-нибудь сказать. Вот уж аллегория!
    Сабина Вэриния # написала комментарий 25 марта 2012, 23:47
    Махно был анархистом и по мыслям и по поступкам, поэтому и герой он прежде всего анархистов, а у анархистов нет национальности.Они все братья против любой власти и политического контроля. И себя он не считал командиром, а просто первым среди равных.
    Alex Yankor # ответил на комментарий Сабина Вэриния 26 марта 2012, 13:00
    насчет первого среди равных да ты права. а насчет остального - власть всего навсего бандит который тебя типа крышует но и за крышу обчищает тебя. типа пусть и голодный зато под защитой. а человек может и сам за себя постоять - не надо ему только мешать. а власть она как таковая - она не нужна.
    Кум Пампа # написал комментарий 26 марта 2012, 09:43
    батька-фигура легендарная. Однако идею он отстаивал ошибочную.
    Вечная ему память!
    А Гуляй-Поле-это самая что ни есть Хохляндия. Запорожье!
    И на тачанке было написано-Не догонишь-сзади. Не уйдёшь-спереди.
    Николай Хмелев # написал комментарий 26 марта 2012, 13:38
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Валерий Борисов # написал комментарий 26 марта 2012, 15:40
    Круто! Без Махно, оказывается, Красная Армия не победила бы в гражданской войне, как и не было бы победы ее без союзников в 45-ом. Полно-те вам, господин автор. Драли задницу в свое время большевики и Колчаку, и антанте, а уж Фрунзе без Махнно не справился бы с придурком Врангелем? Колчака один удавил, басмачей в Туркестане один удавил и эмиру Бухарскому глаз на темя натянул, а вот без Махно с Врангелем справиться бы не смог. Надо же до такого идиотизма дойти. Когда время пришло, Фрунзе в течение месяца этого "прынца" раздолбал, как бог черепаху. Я только не пойму, к чему это все? Принизить рабочую власть? Или уменьшить значение советского военного руководства? Так рабочая власть выстояла и создала мощнейшую державу в мире. А советские военные, даже без образования, драли самых образованных и именитых генералов и адмиралов, да и иностранцам перепало здорово. Надо же детский сад какой. Махно великая личность в истории. Придуриваетесь что ли?
    игорь стрельников # написал комментарий 26 марта 2012, 15:48
    Сергею Метику.Махно защищал крестьян не от рабочих,а от грабительских продразверсток,которые выгребали все у крестьян,независимо,бедный крестьянин или богатый!Чем бы питались в городах рабочие,шахтеры-как вы пишете-и что получали крестьяне взамен?От Махно-хороший расчет,а от продразверстки-пулю,если не хотел отдавать!
    Простой прохожий # написал комментарий 26 марта 2012, 16:26
    Там, во Франции, его и застрелил один еврей.
    Как его звали?
    Запамятовал.
    Андрей Лебедев # ответил на комментарий Простой прохожий 26 марта 2012, 16:33
    Махно умер своей смертью от туберкулеза, это Петлюру застрелили, был такой анархист Шварцбард..............
    ВЛАДИМИР БОНДАРЕВ # ответил на комментарий Простой прохожий 26 марта 2012, 17:41
    Какой то еврей убил в Париже Петлюру, он много евреев перебил на Украине, Гетман Скоропадский погиб в Мюнхене в 1945 году во время американской бомбардировки, а Махно помер своей смертью в 1934 году в Париже...
    Андрей Юрьевич # написал комментарий 26 марта 2012, 16:59
    Единственное, что хотел бы напомнить в связи с эобращением к этой неоднозначной и неординарной личности, это то что он один из первых советстких военачальников был удостоен вновь учрежденного высшего ордена страны и подарил армии известную тачанку-грозу пехоты и кавалерии!
    ВЛАДИМИР БОНДАРЕВ # написал комментарий 26 марта 2012, 17:31
    Лишний раз доказано, что познать до конца историю гражданской войны можно только изучив документальные и не только материалы о каждой стороне. А их было не 2, а гораздо больше. Сам я, чтобы сложились эти представления перечитал А.И. Деникина "История русской смуты", трилогию А. Толстого "Хождение по мукам", Серафимовича "Железный поток" и вспомнил всё, что успел мне рассказать мой отец, боец артиллерии Первой Конной с 1920 по 1924 г.А всё вместе - это панорамная история гражданской войны "Гражданская история безумной войны" Веллера и Буровского. Тогда что - то устаканилось...
    Леонид Шейнин # написал комментарий 26 марта 2012, 20:12
    Ничего нет о взамоотношениях Петлюра-Махно. Ясно только, что Петлюра был за полное отделение Украины от России, а Махно был согласен на автономию. Возможно, это отражало географические настроения. Новороссия - степная Украина была более про-Российской, чем Малороссия.
    Леонид Шейнин # написал комментарий 26 марта 2012, 21:20
    Естественная смерть Махно. Можно сомневатсья. За белыми и не белыми лидерами шла планомерная охота. Двух руководителей Русского воинского союза - Миллера и Кутепова -похитили.. Пытались похитить и вывезти Деникина. Кубанского генерала Покровского застрелили в его редакционном кабинете. Судоплатов (как он пишет) уничтожил полковника Коновальца в Париже. Выманили Савинкова. Ротбарт застрелил Петлюру в виде мести за еврейские погромы. Глухо пишут о заражении и быстрой смерти генерала Врангеля. Вскоре после Войны .(в Вене ?) умер Бандера. Официально - от сердечного приступа - если бы не явился с повинной его убийца. На этом фоне велика вероятность, что Махно умер не своей смертью
    Бородянко Олег # ответил на комментарий Леонид Шейнин 26 марта 2012, 21:54
    Правильно делали- что ликвидировали БЕЛУЮ ВЕРХУШКУ.
    Бородянко Олег # написал комментарий 26 марта 2012, 21:52
    Махно-ГЕРОЙ трудового народа УКРАИНЫ!!
    Герой Октябрькой революции и Гражданской войны- главные его враги-это БЕЛЫЕ и БУРЖУАЗИЯ!
    Временами вражда с большевиками - это трагическая ошибка!!
    Большевики и анархо-коммунист Махно должны были идти навстречу друг другу !!!!!
    Беда в том,что это НЕ ПРОИЗОШЛО!!!!
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Nilkolait # написал комментарий 28 марта 2012, 04:35
    Вы не упомянули,что Махно был награждён одним из первых номеров ордена Красного Знамени и около десяти раз ранен в боях
    не в пример некоторым красным командирам.
    Алексей Онотенадо # написал комментарий 11 апреля 2012, 18:35
    А еще махновцы вырезали Дикую дивизию. В равном сабельном бою! С разгромным счетом. И после этого оставшихся горцев не смогли даже в кучу собрать, а не то что в подразделение.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Я согласен
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 1987 записей в блогах и 24509 комментариев.
    Зарегистрировалось 185 новых макспаркеров. Теперь нас 3514137.