Грумант. Русские ли мы люди? Часть 2

    Евгений Касьяненко написал
    17 оценок, 2039 просмотров Обсудить (28)

    Вторая часть. Первая см. http://gidepark.ru/post/article/index/id/7968

    Второй, основной российский поселок на Шпицбергене (или Свальбарде, как называют его норвежцы) - это Баренцбург, где находится единственный действующий сегодня рудник. В 1996 году, когда я там прожил две недели, в Баренцбурге было более 1000 жителей - вдвое больше, чем на Пирамиде.

    Полет на вертолёте занял около часа, и я увидел, как громаден Шпицберген. В прозрачных водах фьордов, пока мы летели на высоте птицы, я насчитал пару десятков каких-то громадных морских обитателей – то ли китов, то ли касаток или белух.

    Баренцбург выглядел как небольшой городок и в выгодную сторону отличался своими четырехэтажками от норвежского двухэтажного Лонгира. Солиднее. Лонгир больше походит на типичный городок американского Запада из вестернов. Правда, в Лонгире норвежцы живут семьями. Так было и у нас в прошлые годы. Тогда в обоих поселках работали школы. Потом там стали работать только сами горняки-мужчины и лишь самую малость женщин - из обслуживающего персонала хозблоков и культурно-спортивных комплексов. «Арктикуголь» заключает с каждым из работающих договор на два года. В советские времена перезаключить договор было не так-то и просто.

    Кстати, первым довоенным директором «Арктикугля» был отец Майи Плисецкой, и знаменитая балерина там делала первые шаги.

    В Баренбурге есть два места, которые меня заинтересовали в первую очередь – музей и консульство России.

    Консул с удовольствием потратил на меня довольно значительное время – чувствовалось, что работой он не перегружен. Прежде всего продемонстрировал в холле консульства диковинное золотое дерево. Нечто похожее я видел в Грановитой палате. Потом показал в своем кабинете не менее диковинную каминную решетку изумительной работы. И, наконец, провел по небольшой картинной галерее, заставляя восторгаться картинами Левитана, Поленова и еще кого-то. Увидев, что я отношусь к его галерее без должного пиетета, недовольно сказал:

    - Вам не нравятся картины?

    - Почему же, вполне добротные копии.

    - Конечно, это ведь АВТОРСКИЕ копии.

    - Вы хотите сказать, что этот знаменитый «Омут» написан самим Левитаном?!

    - Разумеется, это авторская копия. Автор повторил его несколько раз.

    Я несколько обалдел, и осторожно спросил:

    - А что, дерево в холле, действительно, тоже …золотое?

    Он кивнул головой:

    - Это же консульство СССР, теперь России. Страна себя уважала, знаете ли…

    И, увидев мое недоверие, рассмеялся:

    - Вообще-то существует около десятка авторских копий «Омута». Художнику тоже ведь кушать надо. Вот, одна из них и досталась нам.

    Эх, интересно, эта картина и сегодня в Баренцбурге или перекочевала в какую-нибудь частную коллекцию?...

    Да, страна себя уважала. В Баренцбурге мне рассказывали истории, в которые сегодня почти невозможно поверить. В 50-е годы в наш поселок нередко приходили норвежцы, норги, как их там называют, и просили: «Дайте хлеба, детей кормить нечем». Давали, разумеется. Теперь Норвегия – одна из богатейших стран Европы, а мы….? Плюнуть хочется…

    Норвежцы на Шпицбергене, чувствуя за своей спиной НАТО, все меньше с нами считаются, хотя нам там по-прежнему принадлежит 251 квадратный километр земли и столько же находится в аренде. Хотя никто не отменял решения Лиги наций о свободном экономическом использовании Шпицбергена любой страной.

    Постоянные придирки по экологии, хотя в обоих поселках меня поразила чистота. Нашумели истории с нашими рыболовными судами, задержанными в нейтральных водах.

    Буквально через месяц после моей поездки, 29 августа 1996 года при посадке в аэропорту Лонгир на Шпицбергене разбился самолет Ту-154, на борту которого находился сводный московский экипаж и 131 пассажир - шахтеры треста "Арктикуголь", возвращавшиеся из отпусков на рудники. 141 человек погиб. Это тот самый самолет и экипаж, с которым я туда летел. Виновными были признаны российские летчики, но кое-кто говорил, что самолет сознательно направили на сопку диспетчеры. Во всяком случае, мне там рассказывали, что норвежцы поднимали шум, когда мы еще в советское время стали расширять вертолетную площадку в Баренцбурге. Видимо, кто-то там решил, что она вполне сгодится как площадка для наших «харриеров» - вертикально стартующих самолетов, в случае гипотетического прыжка через океан на Америку.

    …Музей в Баренцбурге меня также потряс, хотя нечего особенного в нем не было. Вполне обыденные бытовые вещицы: щипцы, шила, стамески, топоры, гарпуны и так далее, вплоть до расчесок. Но, во-первых, все это сделано в раннем средневековье, или даже раньше, когда еще и Москвы не было. А во-вторых, на каждой из вещиц процарапана надпись, сообщающая, что данная вещь принадлежит какому-то Онуфрию или Александру. Боже святый! Эти поморы, добравшиеся до Груманта, были все поголовно грамотны! Второй раз это случилось в России лишь через 7-8 веков!

    И на чем добирались? Я смотрел на остов лодки, найденной на Груманте, метров 8-10 - и в голове не укладывалось: как на ней можно переправиться через суровый Ледовитый океан?

    Назад на материк я добирался уже не самолетом, а сухогрузом. Разыгрался шторм, и мы шли до Мурманска не двое суток, как положено, а трое. Иногда волна захлестывала семиэтажную кормовую надстройку корабля с головой. Впрочем, моряки, хоть и сочувствовали морской болезни «тыловых крыс», говорили, что это не шторм, а так, штормик. Сезон штормов потом, осенью. А я стоял на палубе, крепко вцепившись в леера, и всё время думал о поморской лодке, увиденной в музее. Как на ней можно было плыть через океан? С малыми детьми, прикрывшись сверху лишь куском холстины… Как жить потом в 10 градусах от Северного полюса, при свете коптящей лампадки, наполненной китовым жиром? Да еще читать книги…

    …На третьи сутки наш сухогруз вошел в Мурманск. Теплоход долго шел то ли по реке, то ли по проливу. С обеих сторон – километры ржавого военного старья. Крейсеры и подлодки, подлодки, подлодки. Как выброшенные на берег киты. Иногда казалось, что от них пахнет, как от протухшей рыбы. Распад, разложение, гниение…

    А говорят, ТЕ РУССКИЕ все были сплошь блондинами с голубыми глазами… Говорят, были саженного роста… И немеренной храбрости..

    Так кто же мы на их фоне, которые не способны справиться с самым что ни есть банальным жульем? С шелупонью, два десятка лет грабящей страну?

    Русские ли мы, братцы?

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 28 комментариев , вы можете свернуть их
    Georg Haller # написал комментарий 11 июля 2010, 00:41
    Класс!
    "Иногда казалось, что от них пахнет, как от протухшей рыбы"
    От них действительно так пахнет!
    Вот-вот!
    "Эти поморы, добравшиеся до Груманта, были все поголовно грамотны!"
    Найти бы этих РУССКИХ!
    Руслан Менлиазизов # написал комментарий 11 июля 2010, 09:42
    Нет, вы не русский!
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий Руслан Менлиазизов 11 июля 2010, 09:43
    Ошибаетесь. Я не НОВЫЙ русский.
    Руслан Менлиазизов # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 11 июля 2010, 09:59
    Но кто МЫ? Если не русский, не новый или старый, то какой и кто?
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий Руслан Менлиазизов 11 июля 2010, 10:11
    Я на всё ответил в материале. Нужно созидать, а не продавать накопленное предками. На купле-продаже Россия просто сдохнет.
    Руслан Менлиазизов # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 11 июля 2010, 10:18
    Согласен с вами! Только прибыль от продажи надо разделить между гражданами России и внести в их банковский счет. Еще лучше, если использовать сырьевые ресурсы для процветания России и его народов.
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий Руслан Менлиазизов 11 июля 2010, 11:09
    Вы правы. Я бы лишь хотел уточнить, что речь идет в материале о российском МЕНТАЛИТЕТЕ, а вовсе не о "русской крови". Известнейший исследователь Арктики, глава "Главсевморпути" О.Ю.Шмидт был этническим немцем, М.Э.Плисецкий, упомянутый в материале, создатель шахт на Шпицбергене- евреем. Я, как вы видите, по отцу из этнических украинцев, по матери - русский, вы, судя по фамилии, с Кавказа, возможно, осетин, там любят имя Руслан. Ну, так и что? Да, Беллинсгаузен, наряду с Лазаревым открывший Антарктиду, тоже был из остзейских немцев.
    Национальность в России не имеет НИКАКОГО значения. Делят нас на нации лишь сегодняшние воры, чья задача - разобщить народ, чтобы им было легче под шумок воровать, хотя мы все - граждане великой России с её тысячелетней историей.
    Руслан Менлиазизов # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 11 июля 2010, 21:30
    Совершенно верно - делят нас для того, чтобы поиметь нас для своего обогащения. Вот мы и должны поставить "берлинскую стену" перед мошенниками.
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий Руслан Менлиазизов 11 июля 2010, 21:48
    Нужно готовиться к выборам. С этим жульем дальше жить нельзя.
    Дмитрий Алешко # ответил на комментарий Руслан Менлиазизов 11 июля 2010, 11:31
    не "разделить", а наоборот, собрать и вложить: в образование, науку и технологии...
    Только КТО это все будет ДЕЛАТЬ?
    И про "процветание" не трепаться...
    Руслан Менлиазизов # ответил на комментарий Дмитрий Алешко 11 июля 2010, 21:28
    Совершенно верно - собрать и вложить, богаче будем все!
    Vladimir Bershadsky # написал комментарий 11 июля 2010, 11:32
    Да, вы - РУССКИЕ, т.е. принадлежите своему господину, который на вас кричит, шумит на вас, угрожает вам. Эти господа назывались в древности - РУСЫ. Эти РУСЫ были лодейными людьми, плавали туда и сюда на драккарах, их городки-базы были разбросаны по побережьям северных морей и даже в северной Африке. На Руси они основали Новгород, Старую Русу, Владимир и города и страны, на гербе которых кРАСуется ЛЕВ.
    Занимались они рыболовством, торговлей и самой прибыльной частью которой почитали работорговлю СЛЭЙВАМИ, которые потом назвали себя славянами, так как у них до 1861 года бытовало официальное рабство, а от бытового рабства они не избавились до сих пор. Ибо называют себя не РУСЫ, не РУСИНЫ, не РОССЫ, а РУССКИЕ! обрати внимание, что слово "РУССКИЙ" - это не имя существительное, а "ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ". Т.е. РУССКИЕ - это приложение к хозяину РОССУ.
    Ну, так РУССКИЕ ли вы, братцы-кролики?
    МУДРЫЙ-ЕВРЕЙ
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий Vladimir Bershadsky 11 июля 2010, 11:40
    Судя по тому, что на гербе Великобритании - ЛЕВ и единорог, её основали тоже "россы". Я живу на Дону и среди моих друзей много евреев. Есть умные, но и дураков, как в любой нации, пруд пруди. А еще безмозглых провокаторов.
    Vladimir Bershadsky # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 11 июля 2010, 20:46
    на гербе Великобритании Лев - символ колена Иехуды и Иерусалима и динорог - символ колена Менашше (Манассии). Такие же львы находятся на гербах Арагона, Нормандии, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Чехии, городов Львова и Владимира, Иерусалима. Этот же лев красуется на машинах марки Peugeot.
    Я жил в Ташкенте, а теперь живу в Беэр-Шеве. Среди моих друзей было очень много русских и среди них попадались и такие, что могли понять тенденцию распространения львов по Европе. Они даже смогли сказать, что здесь в Европе примерно после VI века до н.э. действовали мудрецы из колена Иуды, Манассии, Левиты, которые должны были сопровождать Бога и учение о Едином по всей Европе и Азии. Кстати, и на гербах многих азиатских стран есть львы (Иран, Шри-Ланка...), которые являются также излюбленной скульптурой в Китае и Японии, где живых львов отродясь никто не видал.
    А вот безмозглых провокаторов и дурней среди моих друзей не было. Надеюсь, что и не будет.
    Так что учитесь, учитесь и... поступайте ко мне в друзья.
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий Vladimir Bershadsky 11 июля 2010, 21:26
    Каждый сходит с ума по своему.
    Ольга Макарова # написала комментарий 11 июля 2010, 11:36
    Новгород вернул в название слово Великий. Как же вернуть достоинство ногородское, русское? Пусть и тогда не все гладко было. Но гордость, достоинство была у большинства людей, судя даже по бытовым берестяным запискам.Население Новгорода с тех пор не раз было бито перебито, да и всей России непоздоровилось. Причин не мало,но все же больно осознавать, что подход к жизни у большинства из нас в лучшем случае торгашеский или снобистский, в худшем рабский или воровской. Прямо ком в горле.
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий Ольга Макарова 11 июля 2010, 11:44
    Это проходящее. Россия торгашеством уже переболела. Это станет ясно в ближайшие годы.
    Vladimir Bershadsky # ответил на комментарий Ольга Макарова 11 июля 2010, 19:50
    А вот интересно, почему никто из "патриотов" не задумался над интересным вопросом: почему один из древнейших городов Руси называется "Новым"?
    Знаю , знаю, на этот вопрос вы ответить не в состоянии.
    Скажу Я. На шведском языке Новгород назывался... Хольмград.
    Слово Хольм - это песчаный холм, дюна.
    На святом языке слово "холм" - от слова "холь мъ" = "песчаная доля, "элемент" песка".
    Новгород лежит на болотистой равнине, затапливаемой водами реки Волхъв. И только на холмах можно строить.
    Слово Нове на св. языке означает "жил, поживал; жилище, обитель" - "Нава".
    Вот почему так многочисленны "новые" города - просто это города, в которых можно и удобно жить.
    А теперь задумайтесь - что это за Святой язык? А??
    Юрий Белобородов # написал комментарий 11 июля 2010, 13:00
    Да, то время только указывает нам, что сохранить и приумножить не пустые слова, а смысл жизни народа, которому до сих пор завидуют и не знают как олравдать личное обжорство.
    юрий денисов # написал комментарий 11 июля 2010, 17:35
    Большое спасибо за добрую статью о русском Севере, о его людях. Жалко, но нынешние дети из дома-2 не смогут вернуть былого величия
    hpaler майл ру hpaler майл ру # написал комментарий 19 июля 2010, 17:20
    ржавеющие остовы кораблей и заброшенные военные городки в кольском заливе меня тоже поразили-если подсчитать затраты на их строительство!!! но все было брошено а потом растащено...а ведь это Наши деньги (налоги наших родителей).
    часть тех фото размещено у меня в альбомах
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 1026 записей в блогах и 9657 комментариев.
    Зарегистрировалось 48 новых макспаркеров. Теперь нас 5019661.