7 погодных аномалий в русской истории

    Сергей Рязанцев перепечатал из russian7.ru
    10 оценок, 589 просмотров Обсудить (61)

     

    Что мы все причитаем – "глобальное потепление", "ледниковый период"?

    Некоторые даже концом света пугают.

    А ведь, ежели приглядеться, в былые времена и хуже приходилось, а Русь стоит и никуда не делась!

     

     

    1

    Копченые летописи

    Отмечать погодные аномалии в летописях начали с Х века.

    Но термометров еще не изобрели, поэтому нам остается лишь гадать, насколько жарче было, например, в 1370 году, чем в 2010. Лишь словесные описания будят нашу душу для сострадания.

    Вот так описывается засуха того самого 1370 года:

    «Того же лета бысть знамение в солнци, места чёрныя, аки гвозди, и мгла велика стояла по ряду с два месяца, и толь велика мгла была, яко за две сажени пред собою не видети было человека в лице, а птицы по воздуху не видяху летати, но падаху с воздуха на землю, и тако по земли пеши хожаху. Бяше же тогда жито дорого, и меженина в людех, и оскудение брашна, дороговь велика. Бяше же тогда лето сухо, жито посохло, а лесове и борове и дубравы и болота погараху, инде же и земля горяше».

    Также упоминалось, что в этот год произошел массовый мор зверей и птиц из-за аномально жаркой погоды.

     

    2

    Очень свежо

    Все иностранцы, писавшие о Руси, обязательно упоминали ее суровые зимы. Производили они впечатление и на отечественных историков. Морозы первыми были упомянуты в летописях, как погодные аномалии.

    Так «Русский хронограф» писал, что в 742 году «зима бысть люта: Понтьское море померзе на 30 локоть, а снег паде на нем 20 локоть". А в 785 докладывалось, что лютый мороз стоял 100 и 20 дней.

     

    3

    Лютое лето

    А самое холодное лето выдалось в 1604 году, когда в июне выпал "снег великий, и мороз был, в санях ездили…"

     Летописец уверяет, что сугробы достигали кое-где до пояса рослому мужчине, но историки это сочли все-таки выдумкой.

     

    4

    Солнцем сыт не будешь

    Засуха 1920-1921 года попала в учебники истории.

    Она интересна прежде всего потому, что на нее целиком и полностью была переложена ответственность за ужасных голод в Поволжье.

    Более месяца держалась температура + 35, погибли посевы, обмелели реки. Люди ели глину, траву, насекомых, в некоторых областях, как страшная болезнь распространялось людоедство. 

    Тем не менее, столь масштабной катастрофы, может быть, и не случилось бы, если бы на природное бедствие не наложилась грабительская политика в отношении крестьянства.

     

    5

    Генерал Мороз

    Мороз-воевода воевал не только против своих, но и против Наполеона, и против гитлеровцев в 1941 году.

    «Непобедимые» немцы такого не видели и не ощущали на своей шкуре никогда в жизни. Чтобы двинулась танковая колонна, под каждой машиной нужно было развести костер. В баках замерзало топливо, многие виды нового бронебойного оружия, бывшего предметом особой гордости немецкой армии, просто отказывалось служить, если температура падала ниже – 30.

    Плюс обмундирование подкачало.

    Случаи массового обморожения были зафиксированы в сводках уже начиная с первых чисел ноября.

     

    6

    Из мороза в полымя

    Аномально жаркое московское лето 1972 года помнят наши родители.

    Столбик термометра 26 раз превышал отметку +30 градусов.

    Опять, конечно, погиб урожай, причем даже озимых культур, поскольку зима, предшествующая засухе была холодной и малоснежной. Торфяники не заставили себя долго ждать и загорелись.

    На тушение  лесных пожаров были брошены солдаты срочной службы.

    Несмотря на это, сгорали целые деревни, были жертвы и среди самих спасателей.

     

    7

    Новый год у костра

    В конце прошлого столетия в столице запомнилась необычайно холодная зима 1978-1979 года.

    Особенно постаралась стужа в новогоднюю ночь. Внезапно в некоторых районах произошли аварии электросети, и люди, праздновавшие вовсю, остались без света, а некоторые жители «новостроек» - и без отопления.

    Но неунывающие москвичи вышли на улицы танцевать и жечь костры из старых вещей и упавших веток.

    Совсем как предки-славяне еще до изобретения центрального отопления и энергоснабжения.

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 61 комментарий , вы можете свернуть их
    pawel pegow # написал комментарий 11 июля 2019, 23:42
    Интересно!
    Плюс мой!
    pawel pegow # ответил на комментарий Александр Бобылев 12 июля 2019, 11:52
    Нормальное отношение:)
    Ната Алива # ответила на комментарий pawel pegow 12 июля 2019, 13:32
    А минусы то за что?!
    Валерий Ушаков # ответил на комментарий Ната Алива 12 июля 2019, 18:49
    Лично я минусы не ставлю. Но данный опус по современным меркам - отстойный и неактуальный.

    Лучше бы обсудили аномальную хохму Трампа на день независимости про захват аэропортов в XVIII веке. Это надо же так облажаться.

    Трамп воплотил мечту и сделал США самой великой хохмой двадцать первого века.

    Вообще данный случай достоин занесения во все учебники истории, как показатель катастрофического уровня развития американской культуры.
    pawel pegow # ответил на комментарий Ната Алива 12 июля 2019, 21:13
    Я вам минусы не ставил.
    Но проплюсую все ваши комментарии.
    pawel pegow # ответил на комментарий Ната Алива 12 июля 2019, 21:43
    Это воюют тролли.
    SAS # написал комментарий 11 июля 2019, 23:42
    Наши предки были частью финны, а частью славяне , которые пришли в наши земли гонимые германцами в период средневекового климатического оптимума. Не будь погодных изменений и история была бы другой...Но этого я уже не помню... И 41 забылся...)))
    Жару 72 года помню, маленький был, торфяники горели, в тот год отец дом построил.И зиму 78 года хорошо помню, в школу не ходили, сидели дома у батарей, холодрыга была страшенная...хорошо в доме свое отопление , но отец ночами вообще не спал, топил котел круглосуточно.
    ochi ochi # ответила на комментарий SAS 12 июля 2019, 00:10
    " в школу не ходили, сидели дома у батарей"

    А мы в школу не ходили, бегали гуляли.
    SAS # ответил на комментарий ochi ochi 12 июля 2019, 00:23
    Понимаю...домашнее обучение.Сочувствую.
    ochi ochi # ответила на комментарий SAS 12 июля 2019, 07:45
    Понимаю. Старость с младенчества. Сочувствую.
    cosmopolitan # ответил на комментарий ochi ochi 12 июля 2019, 07:02
    Помню в 60-ые годы объявление по городскому радио : В связи с низкой температурой, -32С, занятия в школе отменяются на четыре дня.
    Все кричат УРЯ!!! потеплее одеваются, санки, лыжи, в лес, на рыбалку и т.д.
    Александр Бобылев # ответил на комментарий cosmopolitan 12 июля 2019, 08:02
    Было, помню. Про 4 дня не уверен, но несколько раз в конце 50-х - начале 60-х занятия из-за мороза отменяли (по крайней мере в младшей школе)!
    Виктор Цветков # ответил на комментарий ochi ochi 12 июля 2019, 08:22
    Это да. Учился в приполярной Инте 2 - 3 недели зимой были актированные дни. Утром радио на всю и слушаешь из под одеяла... самое обидное когда 38- 39 и без ветра . И холодно и в школу идти, а ниже - класс На улицу сугробы копать. У нас такие лабиринты были....
    Аркадий Хромов # ответил на комментарий SAS 12 июля 2019, 00:29
    78 год у меня первая сессия, потом каникулы так что было не до морозов
    SAS # ответил на комментарий Аркадий Хромов 12 июля 2019, 00:48
    Было жарко...
    Владимир Баншахфакеев # ответил на комментарий SAS 12 июля 2019, 04:35
    У нас тогда было за полтинник,52-54 неделю , потом пару недель наверно - 45-48, хватало что бы по радио объявляли всеобщую "амнистию", для, всех и для старших классов.)))

    Но мы все равно в школу приходили потусоваться, зоську попинать, шарик погонять.
    Николай Сахненко # написал комментарий 11 июля 2019, 23:50
    Как нибудь бы поконкретнее про засуху 20-21 годов в Поволжье,.. в котором только и грабили крестьянство,...
    Кисмонавт 007 # ответил на комментарий Николай Сахненко 12 июля 2019, 00:09
    В 20-21 годах народу плодился и размножался, чего не скажешь о 90-х, когда либерастье во главе с Ельциным снесло 2/3 сел и деревень подчистую. И народу в минус 27 миллионов.

    Не слышу радостных аплодисментов местных либерастов.
    Аркадий Хромов # ответил на комментарий Кисмонавт 007 12 июля 2019, 00:26
    Села начал сносить еще Брежнев!
    Была под Москвой в Раменском районе деревня -Коммунна! Там родилась моя мать
    В конце 70-х ее снесли!
    Уровень жизни сейчас много выше уровня жизни в 20-х годах, а чем выше уровень жизни, тем ниже рождаемость!
    Кисмонавт 007 # ответил на комментарий Аркадий Хромов 12 июля 2019, 00:40
    Еще рождаемость растет перед войной.
    Benit Lingren # ответила на комментарий Кисмонавт 007 12 июля 2019, 16:13
    Накаркаешь, недоумок блохастый))
    exempli gratia # ответил на комментарий Аркадий Хромов 12 июля 2019, 00:40
    "Там родилась моя мать. В конце 70-х ее снесли!"
    ----------
    Да ты чё... Живьём?!
    exempli gratia # ответил на комментарий exempli gratia 12 июля 2019, 16:05
    Интересные люди, клянусь чессный слово!
    Их цитируешь слово-в-слово, а они обижаются и начинают минусить...
    exempli gratia # ответил на комментарий exempli gratia 12 июля 2019, 16:07
    Не нравится? Так пишите грамотно, правильно... двоечники....
    Аркадий Хромов # ответил на комментарий Николай Сахненко 12 июля 2019, 00:27
    Раскулачивали и изымали излишки зерна у крестьян.
    Влад Князев # ответил на комментарий Аркадий Хромов 12 июля 2019, 04:57
    Раскулачивание было в конце 20-х, а не в 20-м.
    Николай Сахненко # ответил на комментарий Аркадий Хромов 12 июля 2019, 08:49
    А что в 20 году в Поволжье где ещё только что закончилась война, были кулаки да крестьяне с излишками?
    Аркадий Хромов # написал комментарий 12 июля 2019, 00:21
    2010 год забыли тогда была тоже жара до +38 и горели торфяники. Дым стоял в центре Москвы
    Виктор Цветков # ответил на комментарий Аркадий Хромов 12 июля 2019, 08:01
    Не считается. Все катаклизмы и безобразия были до Путина.Пока его не было люди ели глину, горели деревнями и мерзли без отопления.
    Гарольд Петрович # написал комментарий 12 июля 2019, 01:09
    Хорошо помню очень холодный Новый год 1978-79.
    Катаклизмов никаких не было, но когда "потеплело" до минус 20, все были очень рады.
    Более-менее регулярные наблюдения погоды начались чуть более 100 лет назад. Статистика ещё не наработана.
    Думается, тем, кто это изучает, много подсказок по Европе даст живопись. Где-то с 15 века художники отражали необычности погоды на своих холстах. Сейчас все основные музеи мира имеют хорошие интернет-сайты. Так что можно это изучать, не выходя из дома.
    moguaku nl # написала комментарий 12 июля 2019, 04:18
    Вулкан с симпатичным названием Хуйнапутина вызвал град на Руси в 1604 году, погубил все посевы.
    Урожая Не было от слова совсем.
    Борис Годунов понудил всех к добровольной раздаче запасов, подторговывал у соседей,
    но охотников поживиться на народном горе всегда хватало.
    Началась Великая Смута.

    Почему с тех времён название вулкана не зацепилось в народной памяти?
    - как гиперпредупреждение - Нельзя.
    anatolii reznikov # ответил на комментарий moguaku nl 12 июля 2019, 19:26
    Зато зацепилось на Западе название метеорита на Урале На видео кто то сказал НИХУЯСЕБЕ Там поняли что это название и это закрепилось !
    exempli gratia # ответил на комментарий moguaku nl 13 июля 2019, 13:12
    Урожая Не было от слова совсем.
    ------------------
    Уверены, что последние три слова (я их выделил жирным) не лишние?
    moguaku nl # ответила на комментарий exempli gratia 13 июля 2019, 13:37
    есть такое понятие "идиома".

    А на самом деле, всё было очень страшно: сеяли-пропалывали, а собирать - нечего.
    Да ладно, было бы только в одном регионе. Так нет же - всюду.

    В том же году Борис Годунов отправил 18 боярских детей в европейские универы
    обучаться за казённый кошт.

    Ни Один не вернулся.
    exempli gratia # ответил на комментарий moguaku nl 14 июля 2019, 00:28
    Их съели дикие европейцы?
    Александр Виноградов # написал комментарий 12 июля 2019, 07:30
    Такие локальные (во временнОм масштабе) потепления и похолодания - дело обычное.
    Тут многие вспоминают "аномальную жару" лета 1972 года, но и это - ещё "семечки"...
    Лето 1962 года было отмечено не меньшей жарой и катастрофическими лесными пожарами. Лично мне навсегда запомнилось солнышко, свет которого с трудом пробивалось сквозь дым пожарищ. Не случайно засуха 1962 года сопровождалась чудовищным неурожаем. Почти как в 1892 и 1893 годах...
    Но всё это - лишь "локальные аномалии", а глобальное потепление сулит нам намного более серьёзные беды. На фоне которых времена, когда замерзала Венецианская лагуна, и когда Сена становилась пригодной для катания на коньках, покажутся "лёгкими заморозками.
    Глобальные изменения климата - настолько масштабные и неумолимые процессы, что наша деятельность подобна костру на полярной льдине.
    Александр Бобылев # ответил на комментарий Александр Виноградов 12 июля 2019, 08:07
    Что интересно - конец 50-х был страшно мокрым, все летом на отдыхе в деревне ходил в галошах, канавы были полны воды. И вдруг в начале 60-х все резко поменялось и пошли совсем сухие летние периоды!
    Александр Виноградов # ответил на комментарий Александр Бобылев 12 июля 2019, 08:30
    ="конец 50-х был страшно мокрым, все летом на отдыхе в деревне ходил в галошах, канавы были полны воды".
    Я так отчётливо не запомнил. Надо будет приглядеться к своим воспоминаниям. Спасибо за зацепку.
    Александр Наседкин # ответил на комментарий Александр Виноградов 12 июля 2019, 13:44
    1954-1956 в СССР было распахано 42 миллионов га целинных и залежных земель. И с этого времени эти земли из года в год перепахивались и засевались яровыми зерновыми в основном пшеницей. Вот одна из причин изменений климата в тот период. Черная без укрытия земля активно поглощает солнечное тепло и при этом происходит естественно потеря. Поднимающийся от почвы поток теплого воздуха мешает тучам пролится дождям. Вот Вам и цепь целинных засух и черных бурь. Хотя конечно влиял и Семипалатинск с Байкануром.
    Александр Виноградов # ответил на комментарий Александр Наседкин 12 июля 2019, 14:01
    +++
    Насколько мне известно, спасение от этой напасти заключалось в плоскорезной, безотвальной технологии обработки земли?
    Александр Наседкин # ответил на комментарий Александр Виноградов 12 июля 2019, 17:48
    Конечно, не надо было даже копировать Канаду. У нас были свои разработки, и это в первую очередь выдающийся агроном России Иван Евгеньевич Овсинский автор книги "Новая система земледелия" который работал в конце 19 века на юге Украины в условиях практически соответствующих северному Казахстану. Это именно его технологию увезли наши переселенцы в Канаду, которую мы потом у канадцев воровали. Были исследования академиков Н.М. Тулайкова и В.Р. Вильямса, технология Т.С. Мальцева, стерневые посевы Т.Д. Лысенко. База была, но трагедия - волюнтаризм системы.
    Александр Бобылев # ответил на комментарий Александр Наседкин 12 июля 2019, 14:30
    Вполне возможно. В сложнейшей природе Земли даже микровоздействие может иметь макропоследствия, а тут перепахали целую страну больше, чем европейских масштабов!
    Александр Наседкин # ответил на комментарий Александр Бобылев 12 июля 2019, 13:52
    В те годы в Подмосковных хозяйствах сеялось много клевера. А его посевы очень хорошо сохраняют влагу. В 60 будет дана команда сеять кукурузу и клевера вместе с травополной системой Вильямса изведут
    Александр Бобылев # ответил на комментарий Александр Наседкин 12 июля 2019, 14:38
    Клевера не помню, мал был, а вот кукурузу в деревне в 50 км от Москвы помню хорошо. Первый год вымахала очень здоровенная, мы в ней во всякие прятки играли, да научились молочные початки выламывать и лопать. Тем более, что питание моих деревенских летних приятелей было самое что ни есть швах, на молоке и твороге выезжали, корова-то в каждом дворе была. А уже на второй год кукурузка выросла в метр с чуточкой - ничего удивительного, эта культура требует плодородной земли, удобрений, а тогда хим.промышленность только разворачивалась на массовое производство туков (как сказал Никита: "Социализм есть советская власть, плюс электрификация страны, плюс химизация народного хозяйства", а навоз с фермы не вывозили на поля, он образовывал возле фермы здоровенное пахучее болото, в котором на престольный праздник как-то по-пьяни утонул механизатор.
    Демьян Богатый # написал комментарий 12 июля 2019, 07:55

    Помню 72-й дымы были, ну как недавно.

    Александр Бобылев # ответил на комментарий Демьян Богатый 12 июля 2019, 08:09
    И был объявлен в Подмосковье строгий запрет на разведение открытого огня - костров, сжигание мусора на участках! Это было мое последнее студенческое лето, потому очень хорошо запомнилось.
    Ded GreenWood # написал комментарий 12 июля 2019, 08:16
    Как Бобылев врет :

    2010 Это было мое последнее студенческое лето, потому очень хорошо запомнилось.

    конец 50-х был страшно мокрым, все летом на отдыхе в деревне ходил в галошах
    Виктор Цветков # ответил на комментарий Ded GreenWood 12 июля 2019, 08:26
    Дед, а у тебя маразм уже. Последнее лето у него было в 72м... Я тоже у него в ЧС, но справедливости ради....
    Ded GreenWood # ответил на комментарий Виктор Цветков 12 июля 2019, 09:08
    а ты на ролик глянь
    Виктор Цветков # ответил на комментарий Ded GreenWood 12 июля 2019, 09:41
    Понял . недогоняешь. Ролик Демьян поставил за неимением подобного за 72 год. Все более понятна сущность путинского электората.
    Ded GreenWood # ответил на комментарий Виктор Цветков 12 июля 2019, 10:31
    изворачивайся дальше :)))
    Виктор Цветков # ответил на комментарий Ded GreenWood 12 июля 2019, 10:34
    Дед, а ты че не русский? написанного по русски не понимаешь?Тогда все сходится.
    Илья Павлов # ответил на комментарий Виктор Цветков 12 июля 2019, 09:44
    Согласен, только справедливости ради!
    :-))
    Александр Бобылев # ответил на комментарий Виктор Цветков 12 июля 2019, 14:27
    Это не маразм, это привычное пропагОндонское жлобство. Убогое даже не видит, что я комментировал коммент Демьяна Богатого, что видно по линиям слева!
    slavaor2010 # написал комментарий 12 июля 2019, 08:51
    Из перечисленного помню в 5-летнем возрасте жару 1972 года, когда в деревне пожарные водовозги высосали из озера половину воды и парни постарше лазили по колено в донном иле и доставали из него карасей. Мороз 78/79 (точно, под Новый год был) запомнился мне тем, что я впервые увидел очередь за хлебом - видимо были какие-то проблемы с доставкой из-за мороза, а народ усиенно закупался к Новому году. Помню, на градуснике было -42.
    Ded GreenWood # ответил на комментарий slavaor2010 12 июля 2019, 10:33
    в 72 гостил у бабушки и горели местные торфяные болота
    Так в деревне была огромная береза и на ее сбежались все белки леса потому как дальше была река и бежать было некуда
    Александр Бобылев # ответил на комментарий slavaor2010 12 июля 2019, 14:25
    Очереди за хлебом до того были в начале 60-х при "нашем дорогом Никите Сергеевиче". Я по возрасту застал.
    Александр Наседкин # ответил на комментарий Александр Бобылев 12 июля 2019, 20:45
    Да это было. При Брежневе зерно пошло из Канады и США. Хотя начал Хрущев и первые годы зерно СССР покупал за золото.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 938 записей в блогах и 9681 комментарий.
    Зарегистрировалось 33 новых макспаркеров. Теперь нас 5018594.