Письмо Л.Н. Толстого Николаю 2

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    sorokinov.sors написал
    9 оценок, 1496 просмотров Обсудить (84)

    Любезный брат!

    Такое обращение я счел наиболее уместным потому, что обращаюсь к Вам в этом письме не столько как к царю, сколько как к человеку – брату. Кроме того еще и потому, что пишу Вам как бы с того света, находясь в ожидании близкой смерти.

    Мне не хотелось умереть, не сказав Вам того, что я думаю о Вашей теперешней деятельности и о том, какою она могла бы быть, какое большое благо она могла бы принести миллионам людей и Вам, и какое большое зло она может принести людям и Вам, если будет продолжаться в том же направлении, в котором идет теперь.

    Треть России находится в положении усиленной охраны, то есть вне закона. Армия полицейских – явных и тайных – все увеличивается. Тюрьмы, места ссылки и каторги переполнены, сверх сотен тысяч уголовных. политическими, к которым причисляют теперь и рабочих. Цензура дошла до нелепостей запрещений, до которых она не доходила в худшее время 40-вых годов. Религиозные гонения никогда не были столь часты и жестоки, как теперь, и становятся все жесточе и жесточе и чаще. Везде в городах и фабричных центрах сосредоточены войска и высылаются с боевыми патронами против народа. Во многих местах уже были братоубийственные кровопролития, и везде готовятся и неизбежно будут новые и еще более жестокие.

    И как результат всей этой напряженной и жестокой деятельности правительства, земледельческий народ – те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, – несмотря на непомерно возрастающий государственный бюджет или, скорее, вследствие этого возрастания, нищает с каждым годом, так что голод стал нормальным явлением. И таким же явлением стало всеобщее недовольство правительством всех сословий и враждебное отношение к нему.

    И причина всего этого, до очевидности ясная, одна: та, что помощники Ваши уверяют Вас, что, останавливая всякое движение жизни в народе, они этим обеспечивают благоденствие этого народа и ваше спокойствие и безопасность. Но ведь скорее можно остановить течение реки, чем установленное богом всегдашнее движение вперед человечества. Понятно, что люди, которым выгоден такой порядок вещей и которые в глубине души своей говорят: «apres nous le deluge» (после нас хоть потоп (фр.)), могут и должны уверять Вас в этом; но удивительно, как Вы, свободный, ни в чем не нуждающийся человек, и человек разумный и добрый, можете верить им и, следуя их ужасным советам, делать или допускать делать столько зла ради такого неисполнимого намерения, как остановка вечного движения человечества от зла к добру, от мрака к свету.

    Ведь Вы не можете не знать того, что с тех пор как нам известна жизнь людей, формы жизни этой, как экономические и общественные, так религиозные и политические, постоянно изменялись, переходя от более грубых, жестоких и неразумных к более мягким, человечным и разумным.

    Ваши советники говорят Вам, что это неправда, что русскому народу как было свойственно когда-то православие и самодержавие, так оно свойственно ему и теперь и будет свойственно до конца дней и что поэтому для блага русского народа надо во что бы то ни стало поддерживать эти две связанные между собой формы: религиозного верования и политического устройства. Но ведь это двойная неправда. Во-первых, никак нельзя сказать, чтобы православие, которое когда-то было свойственно русскому народу, было свойственно ему и теперь. Из отчетов обер-прокурора Синода Вы можете видеть, что наиболее духовно развитые люди народа, несмотря на все невыгоды и опасности, которым они подвергаются, отступая от православия, с каждым годом все больше и больше переходят в так называемые секты. Во-вторых, если справедливо то, что народу свойственно православие, то незачем так усиленно поддерживать эту форму верования и с такою жестокостью преследовать тех, которые отрицают ее.

    Что же касается самодержавия, то оно точно так же если и было свойственно русскому народу, когда народ этот еще верил, что царь – непогрешимый земной бог и сам один управляет народом, то далеко уже несвойственно ему теперь, когда все знают или, как только немного образовываются, узнают – во-первых, то, что хороший царь есть только «un heureux hasard» (счастливая случайность (фр.)), а что цари могут быть и бывали и изверги и безумцы, как Иоанн IV или Павел, а во-вторых, то, что, какой бы он ни был хороший, никак не может управлять сам 130-миллионным народом, а управляют пародом приближенные царя, заботящиеся больше всего о своем положении, а не о благе народа. Вы скажете: царь может выбирать себе в помощники людей бескорыстных и хороших. К несчастью, царь не может этого делать потому, что он знает только несколько десятков людей, случайно или разными происками приблизившихся к нему и старательно загораживающих от него всех тех, которые могли бы заместить их. Так что царь выбирает не из тех тысяч живых, энергичных, истинно просвещенных, честных людей, которые рвутся к общественному делу, а только из тех, про которых говорил Бомарше: «Mediocre et rampant et on parvient a tout» («Будь ничтожен и подобострастен и всего достигнешь» (фр.). Толстой не совсем точно цитирует Бомарше ( «Женитьба Фигаро», 3-й акт, реплика Фигаро: «Раболепная посредственность – вот кто всего добивается». - Перевод Н. Любимова).). И если многие русские люди готовы повиноваться царю, они не могут без чувства оскорбления повиноваться людям своего круга, которых они презирают и которые так часто именем царя управляют народом.

    Вас, вероятно, приводит в заблуждение о любви народа к самодержавию и его представителю – царю то, что везде при встречах вас в Москве и других городах толпы народа с криками «ура» бегут за Вами. Не верьте тому, чтобы это было выражением преданности Вам, – это толпа любопытных, которая побежит точно так же за всяким непривычным зрелищем. Часто же эти люди, которых Вы принимаете за выразителей народной любви к Вам, суть не что иное, как полицией собранная и подстроенная толпа, долженствующая изображать преданный Вам народ, как это, например, было с Вашим дедом в Харькове, когда собор был полон народа, но весь народ состоял из переодетых городовых.

    Если бы Вы могли, так же как я, походить во время царского проезда по линии крестьян, расставленных позади войск, вдоль всей железной дороги, и послушать, что говорят эти крестьяне: старосты, сотские, десятские, сгоняемые с соседних деревень и на холоду и в слякоти без вознаграждения с своим хлебом по нескольку дней дожидающиеся проезда, Вы бы услыхали от самых настоящих представителей народа, простых крестьян, сплошь по всей линии речи, совершенно несогласные с любовью к самодержавию и его представителю. Если лет 50 тому назад при Николае I еще стоял высоко престиж царской власти, то за последние 30 лет он, не переставая, падал и упал в последнее время так, что во всех сословиях никто уже не стесняется смело осуждать не только распоряжения правительства, но самого царя и даже бранить его и смеяться над ним.

    САМОДЕРЖАВИЕ ЕСТЬ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ОТЖИВШАЯ, МОГУЩАЯ СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ НАРОДА ГДЕ-НИБУДЬ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКЕ, ОТДЕЛЕННОЙ ОТ ВСЕГО МИРА, НО НЕ ТРЕБОВАНИЯМ РУССКОГО НАРОДА, КОТОРЫЙ ВСЕ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ ПРОСВЕЩАЕТСЯ ОБЩИМ ВСЕМУ МИРУ ПРОСВЕЩЕНИЕМ. И потому поддерживать ЭТУ ФОРМУ ПРАВЛЕНИЯ И СВЯЗАННОЕ С НЕЮ ПРАВОСЛАВИЕ можно только, как это и делается теперь, посредством всякого насилия: усиленной охраны, административных ссылок, казней, религиозных гонений, запрещения книг, газет, извращения воспитания и вообще всякого рода дурных и жестоких дел.

    И таковы были до сих пор дела Вашего царствования. Начиная с Вашего возбудившего негодование всего русского общества ответа тверской депутации, где Вы самые законные желания людей назвали «бессмысленными мечтаниями» (Николай II в своей речи, произнесенной перед представителями от земства и дворянства, предостерег их от «бессмыссленных мечтаний об участии в делах внутреннего самоуправления» и заявил, что будет «охранять начала самодержавия».), – все Ваши распоряжения о Финляндии (царское правительство проводило жестокую политику русификации Финляндии. В 1900 г. русский язык был объявлен официальным языком; 29 июня был введен новый закон, по которому финны должны были отбывать воинскую повинность в русской армии), о китайских захватах (имеется в виду интервенция ряда иностранных государств (Германии, США, Англии, Франции, Японии, Италии, Австро-Венгрии, царской России), в Китае 1900-1901 гг. для подавления так называемого «боксерского» восстания), Ваш проект Гаагской конференции, сопровождаемый усилением войск (в 1899 г. по инициативе России была созвана мирная конференция в Гааге. В то же время царизм вел подготовку к новой войне на Дальнем Востоке), Ваше ослабление самоуправления и усиление административного произвола, Ваша поддержка гонений за веру, Ваше согласие на утверждение винной монополии, то есть торговли от правительства ядом, отравляющим народ, и, наконец, Ваше упорство в удержании телесного наказания, несмотря на все представления, которые делаются вам об отмене этой позорящей русский народ бессмысленной и совершенно бесполезной меры, – все это поступки, которые Вы не могли бы сделать, если бы не задались, по совету ваших легкомысленных помощников, невозможной целью – не только остановить жизнь народа, но вернуть его к прежнему, пережитому состоянию.

    МЕРАМИ НАСИЛИЯ МОЖНО УГНЕТАТЬ НАРОД, НО НЕЛЬЗЯ УПРАВЛЯТЬ ИМ. Единственное средство в наше время, чтобы действительно управлять народом, только в том, чтобы, став во главе движения народа от зла к добру, от мрака к свету, вести его к достижению ближайших к этому движению целей. Для того же, чтобы быть в состоянии сделать это, нужно прежде всего дать народу возможность высказать свои желания и нужды и, выслушав эти желания и нужды, исполнить те из них, которые будут отвечать требованиям не одного класса или сословия, а большинству его, массе рабочего народа.

    И те желания, которые выскажет теперь русский народ, если ему будет дана возможность это сделать, по моему мнению, будут следующие:

    Прежде всего РАБОЧИЙ НАРОД скажет, что желает избавиться от тех исключительных законов, которые ставят его в положение пария, не пользующегося правами всех остальных граждан; потом скажет, что он хочет свободы передвижения, свободы обучения и свободы исповедания веры, свойственной его духовным потребностям; и, главное, весь 100-миллионный народ в один голос скажет, что он желает свободы пользования землей, то есть уничтожения права земельной собственности.

    И вот это-то уничтожение права земельной собственности и есть, по моему мнению, та ближайшая цель, достижение которой должно сделать в наше время своей задачей русское правительство.

    В каждый период жизни человечества есть соответствующая времени ближайшая ступень осуществления лучших форм жизни, к которой оно стремится. Пятьдесят лет тому назад такой ближайшей ступенью было для России уничтожение рабства. В наше время такая ступень есть освобождение рабочих масс от того меньшинства, которое властвует над ними, – то, что называется рабочим вопросом.

    В Западной Европе достижение этой цели считается возможным через передачу заводов и фабрик в общее пользование рабочих. Верно ли, или неверно такое разрешение вопроса и достижимо ли оно или нет для западных народов, – оно, очевидно, НЕПРИМЕНИМО К РОССИИ, КАКОВА ОНА ТЕПЕРЬ. В России, где огромная часть населения живет на земле и находится в полной зависимости от крупных землевладельцев, освобождение рабочих, очевидно, не может быть достигнуто переходом фабрик и заводов в общее пользование. Для русского народа такое освобождение может быть достигнуто только уничтожением земельной собственности и признанием земли общим достоянием, – тем самым, что уже с давних пор составляет задушевное желание русского народа и осуществление чего он все еще ожидает от русского правительства.

    Знаю я, что эти мысли мои будут приняты Вашими советниками как верх легкомыслия и непрактичности человека, не постигающего всей трудности государственного управления, в особенности же мысль о признании земли общей народной собственностью; но знаю я и то, что для того, чтобы не быть вынужденным совершать все более и более жестокие насилия над народом, есть только одно средство, а именно: сделать своей задачей такую цель, которая стояла бы впереди желаний народа. И, не дожидаясь того, чтобы накатывающийся воз бил по коленкам, – самому везти его, то есть идти в первых рядах осуществления лучших форм жизни. А такой целью может быть для России только уничтожение земельной собственности. Только тогда правительство может, не делая, как теперь, недостойных и вынужденных уступок фабричным рабочим или учащейся молодежи, без страха за свое существование быть руководителем своего народа и действительно управлять им.

    Советники ваши скажут Вам, что освобождение земли от права собственности есть фантазия и неисполнимое дело. По их мнению, заставить 130-миллионный живой народ перестать жить или проявлять признаки жизни и втиснуть его назад в ту скорлупу, из которой он давно вырос, – это не фантазия и не только не неисполнимо, но самое мудрое и практическое дело. Но ведь стоит только серьезно подумать для того, чтобы понять, что действительно неисполнимо, хотя оно и делается, и что, напротив, не только исполнимо, но своевременно и необходимо, хотя оно и не начиналось.

    Я лично думаю, что в наше время земельная собственность есть столь же вопиющая и очевидная несправедливость, какою было крепостное право 50 лет тому назад. Думаю, что уничтожение ее поставит русский народ на высокую степень независимости, благоденствия и довольства. Думаю тоже, что ЭТА МЕРА, НЕСОМНЕННО, УНИЧТОЖИТ ВСЕ ТО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ РАЗДРАЖЕНИЕ, КОТОРОЕ ТЕПЕРЬ РАЗГОРАЕТСЯ СРЕДИ РАБОЧИХ И ГРОЗИТ ВЕЛИЧАЙШЕЙ ОПАСНОСТЬЮ И НАРОДУ И ПРАВИТЕЛЬСТВУ.

    Но я могу ошибаться, и решение этого вопроса в ту или другую сторону может быть дано опять-таки только самим народом, если он будет иметь возможность высказаться.

    Так что, во всяком случае, первое дело, которое теперь предстоит правительству, это уничтожение того гнета, который мешает народу высказать свои желания и нужды. Нельзя делать добро человеку, которому мы завяжем рот, чтобы не слыхать того, чего он желает для своего блага. Только узнав желания и нужды всего народа или большинства его, можно управлять народом и сделать ему добро.

    Любезный брат, у Вас только одна жизнь в этом мире, и Вы можете мучительно потратить ее на тщетные попытки остановки установленного богом движения человечества от зла к добру, мрака к свету и можете, вникнув в нужды и желания народа и посвятив свою жизнь исполнению их, спокойно и радостно провести ее в служении богу и людям.

    Как ни велика Ваша ответственность за те годы вашего царствования, во время которых Вы можете сделать много доброго и много злого, но еще больше Ваша ответственность перед богом за Вашу жизнь здесь, от которой зависит Ваша вечная жизнь и которую бог дал Вам не для того, чтобы предписывать всякого рода злые дела или хотя участвовать в них и допускать их, а для того, чтобы исполнять его волю. Воля же его в том, чтобы делать не зло, а добро людям.

    Подумайте об этом не перед людьми, а перед Богом и сделайте то, что Вам скажет Бог, то есть Ваша совесть. И не смущайтесь теми препятствиями, которые Вы встретите, если вступите на новый путь жизни. Препятствия эти уничтожатся сами собой, и Вы не заметите их, если только то, что Вы будете делать не для славы людской, а для своей души, то есть для Бога.

    Простите меня, если я нечаянно оскорбил или огорчил Вас тем, что написал в этом письме. Руководило мною только желание блага русскому народу и Вам. Достиг ли я этого – решит будущее, которого я, по всем вероятиям, не увижу. Я сделал то, что считал своим долгом.

    Истинно желающий Вам истинного блага брат Ваш

    Лев Толстой. 16 января 1902.

    Новости партнеров

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 84 комментария , вы можете свернуть их
    Изъя Родачеловеков # написал комментарий 6 ноября 2011, 14:51
    Нда. Николаич то не видел масштаба действительных бедствий и пренебрежения народом. Централизованная власть, вполне подходит для родо племенных отношений. При переходе же к государственности, она начинает работать наоборот, становясь ограничителем вида. Механизм имеет биологическую природу, и работает для всего животного мира. Человек, относящий себя к вершине эволюции, пока не вышел за рамки определенные животным.

    Эволюция общественных отношений, идет к принципам лежащим в основе функционирования нейронных сетей. Мы все, в первую очередь носители разума. Видимое неравенство возможностей, закладывается неравенством детства. Телом же является вся биосистема Земли.
    Стаса Бекова # написала комментарий 6 ноября 2011, 17:26
    Лев Толстой. ЧЕЛОВЕЧИЩЕ! Почему это послание не публиковалось ранее? Я много прочла про Толстых, но такого письма не было.
    Александр Хавчин # ответил на комментарий Стаса Бекова 6 ноября 2011, 23:19
    Письмо публиковалось в собр. соч Толстого, которые имелись в больших библиотеках.
    сергей дегтярев # написал комментарий 6 ноября 2011, 19:07
    Никитке Михалкову и другим МОНАРХИСТАМ да в уши ......
    Авенир Глаголев # ответил на комментарий сергей дегтярев 17 июля 2013, 20:42
    Конечно невсё верно у Толстого,но вопрос об отмене частной собственности Толстым поставлен правильно..Это письмо известно давно и конеяно должно быть известно Путону, ноон сейчас екрепляет вообще частную собственность и конечно частную собственность на землю. Это принесло и ещёпринесёт неисчислимые беды России и её народу. Жаль, что Толстой не дожил до октябрьской революции 1917 года. Несомненно он бы приветствовал слом царизма и установление власти трудового народа.А письмо Л.Н. Толстого весьма полезно знать Путину, вместо того чтобы руководствоваться "идеями" Чубайса и прочих воров России.
    Arya Best # написал комментарий 7 ноября 2011, 01:37
    Толстый Лев почему-то принял Государя Императора за масона, и назвал его "братом".
    Л.Н. и здесь остался верен себе: "так много, и так мелко - читаю битый час..."
    Интересно, читал ли Николай эту эпистолу? Так много буков и так мало смысла...
    Да, графоманство графа масонствующего - неизлечимо!
    Михаил ли # написал комментарий 8 ноября 2011, 05:23
    Кто бы говорил о том, что идут в секты, но только не Толстой. Он сам сам создал свое собственное сектантское направление, которое так и было прозвано по имени своего основателя "толстовщина". Он увлек за собой народ. Убедил их оставить Церковь Христову. Этим он сам добавил свою собственную лепту к подрывы российской государственности. А потом на склоне лет, почуяв приближение смерти и Божьего суда, хотел принести в Оптиной пустыне тайное покаяние, в чем ему было отказано. Ему было предложено принести прилюдное покаяние, дабы все кого он одурачил своим лжеучением, тоже имели шанс на спасение. Но он этого так и не сделал.
    Современные сектанты действуют подобным образом. Поэтому патриотов, готовых защитить страну осталось не так много. И дело в том, что всевозможные сектанты, а к ним относятся и секта эрудитов, и др. выскочек, кот. лихвой хапнули западной фальшивой пропаганды, и теперь этим ядом отравляют сознание молодежи. Как в таких условиях можно строить крепкое государство? Чтобы поднять Россию с колен надо для начала устранить внутренние распри. Надо заткнуть всех брехунов (и Толстого в том числе), а потом всем миром устранить жидовскую власть.
    Вадим Никитин # ответил на комментарий Михаил ли 17 июля 2013, 17:45
    А вы член какой секты?
    Вячеслав Рязань # ответил на комментарий Михаил ли 11 августа 2013, 22:48
    Секта- не более, чем ответвление от действующей в данный момент генеральной линии. Когда секта наберет побольше сторонников, она перестанет быть сектой.
    Дмитрий Иванов # ответил на комментарий Вячеслав Рязань 12 августа 2013, 08:57
    Комментарий удален его автором
    Михаил ли # ответил на комментарий Вячеслав Рязань 12 августа 2013, 09:02
    "не более, чем ответвление..." - Именно ответвление, которое претендует на первенство, причем не придерживаясь направления "генеральной линии", а позиционируясь на своей его интерпретации. Различие же между "генеральной линией" и сектой такое же как и между свидетелем и лжесвидетелем. "Когда секта наберет побольше сторонников, она перестанет быть сектой." - Ваше утверждение может иметь поддержку только в среде таких людей, которые не понимают разницы между правдой и ложью. Они даже не пытаются взвешивать на "весах" разума то, что передают другие. С жадностью хватая любую информацию, имея банальное любопытство, ради обретения посредственной эрудиции. Однако не удосуживаясь, и даже будучи не способными отделить зерна истины от плевел лжи, они бездумно распространяют ложь повсюду. Разумеется, когда ложное направление обретает множество сторонников, вместе с ними оно приобретает силу толпы фанатиков. Впрочем, сколь бы многочисленной ни была секта, каким бы внешним влиянием она не обладала, она никогда не войдет в права "генеральной". Поскольку не имея собственной идеологической концепции, она всегда будет паразитировать на учении основателя "генеральной линии".
    Вячеслав Рязань # ответил на комментарий Михаил ли 12 августа 2013, 09:31
    "Различие же между "генеральной линией" и сектой такое же как и между свидетелем и лжесвидетелем. " Ну, это Вы малость загнули.... Лютеране с Вами не особо согласятся. Да, и протестанты тоже. Они тоже были СЕКТОЙ внутри католичества ровно до тех пор, пока количество их сторонников не превысило критической массы. А вот успехи мунистов и несториан сейчас помнят разве что ученые...
    Да, кстати, критерии истинности для нынешних христиан установил император Константин, когда решил взять христианство себе в подручные.
    Виктор Яковлевич Дмитренко # написал комментарий 30 января 2013, 21:31
    Я считаю, это хорошо, что люди читают подобные исторические письма и документы. Потом они начинают думать и сопоставлять известные факты. Сейчас уже известно кто и сколько вложил денег в дестабилизацию обстановки во время русско-японской войны (поддержка японцев террористами с оружием, купленным японцами на американские деньги, завезенным через Финляндию в Санкт-Петербург и в Москву. Все эти внутренние диверсии японцев почему-то называются "Революцией 1905 года"). Громадная Россия готова была раздавить к тому времени выдохнувшуюся в войне Японию. Но тут смута вооруженных предателей и террористов началась в столицах. Пришлось срочно мирится с японцами на любых условиях и заниматься внутренними террористами. Вот и вся "Революция 1905 года". Точно также становятся известны документы Гражданской и Великой Отечественной войны. И у людей открываются глаза на невиданные ранее и неслыханные вещи в истории России. Это хорошо, что публикуются такие исторические документы.
    Вадим Никитин # ответил на комментарий Виктор Яковлевич Дмитренко 17 июля 2013, 17:49
    Ведь это же надо! Оказывается Революцию 1905 года затеяли и осуществили японцы, которых конечно науськали проклятые американцы в соответствии с замыслами жидовского закулисья.
    Авенир Глаголев # ответил на комментарий Виктор Яковлевич Дмитренко 17 июля 2013, 20:59
    Японская война не могла быть выиграна Россией в связи с военной бездарностью царя и наличии немцев предателей в русской армии, поддержанных царём более чем наполовину немцем. Вспомните спасение царём от наказания, приговорённого к смертной казни генерала предателя Стесселя.
    Nick Sereda # написал комментарий 17 июля 2013, 16:42
    +++ хороший документ. Но как не услышали этого человека тогда, так не услышат и сейчас.. После нас, хоть потоп.. это и Толстой кажется упомянул))
    Владимир Коваленко # написал комментарий 17 июля 2013, 16:51
    Николай второй, при всей трагичности судьбы, как государственный деятель... О погибшем можно только промолчать, т.к. остается лишь пожалеть слабого мужичка... Лев Николаевич Толстой... Ну никак не получается обойтись без многоточий. Коротко - не мой автор сей романист, как, ИМХО, и, к примеру Соженцын вкупе с Симоновым...
    11 11 # написала комментарий 17 июля 2013, 16:54
    В Рашеке ничего не меняется. Всегда одно и тоже. В общем, пришла к выводу, что глупо здесь биться за правовое, демократическое общество. Можно только или терпеть или уехать и забыть.
    pawel pegow # ответил на комментарий 11 11 17 июля 2013, 17:49
    Прекрасно то, чего нет.
    Жан Жак Руссо
    11 11 # ответила на комментарий pawel pegow 17 июля 2013, 17:54
    С этим можно только согласиться.
    Спасибо!
    Эдуард Маркарян # ответил на комментарий 11 11 17 июля 2013, 18:06
    Ждите Мона и будьте оптимисткой.
    В России процессы идут медленнее, морозы всё таки и зимы длинные ))
    Не унывайте!
    Будет нормальное общество, только не сразу и не завтра ((
    11 11 # ответила на комментарий Эдуард Маркарян 17 июля 2013, 18:11
    Моей жизни не хватит на это ожидание.))
    Эдуард Маркарян # ответил на комментарий 11 11 17 июля 2013, 23:00
    За подобный пессимизм даже + не хотелось ставить (((
    Фу!
    А на вид такая молодая, как же не доживёте?
    неправда!
    11 11 # ответила на комментарий Эдуард Маркарян 17 июля 2013, 23:07
    )
    Тут не в возрасте дело. Просто этого в России никогда не было и не будет.
    Эдуард Маркарян # ответил на комментарий 11 11 18 июля 2013, 00:10
    Было Мона, было!!!
    Но великий герой Невский это дело пресёк и с Новгородом сотворил ужас.
    Не любят об этом ни писать, ни говорить.
    Русские ничем не хуже и не лучше других европейцев, но кое каких вредных клещей (присосавшихся) надо убрать. Они дурят народ и делают из него раба (((
    В первую очередь поповщину
    11 11 # ответила на комментарий Эдуард Маркарян 18 июля 2013, 00:13
    Это какой же ужас Невский сотворил?)
    Так это клещи сделали из русских терпил? Почему же это не произошло ни с одним другим народом?
    Эдуард Маркарян # ответил на комментарий 11 11 18 июля 2013, 01:11
    Разгромил вече ((
    попробуйте расположить страны Европы в порядке благополучия и порядка.
    Вначале будут протестанты (во всех их разновидностях - лютеране, кальвинисты и т.д.), затем католики и только в конце - православие
    Разные посылы у этих церквей. Священники о разном говорят на проповедях, по разному ведут службы, вот и живут народы по разному.
    если веками вдалбливать, что ты раб, то можно почти любого сделать рабом.
    Есть ещё одно различие, это общинность в русской деревне и индивидуализм на западе, чем больше индивидуализма, тем лучше живут.
    Ещё есть причины, но если можно, то в другой раз
    ))
    11 11 # ответила на комментарий Эдуард Маркарян 18 июля 2013, 01:23
    А я и не читала этого. Или просто забыла. Не помню.
    Так все эти конфессии сполна во времена инквизиции заплатили. Однако же, смогли переломить ситуацию. И разве проповеди попов не одинаковы в том, что рабы должны Богу и властям подчиняться?
    Крепостного права у них просто не было.
    Конечно, в другой раз. )
    Эдуард Маркарян # ответил на комментарий 11 11 19 июля 2013, 04:14
    "Крепостного права у них просто не было." - БЫЛО, но закончилось раньше, намного раньше.
    "Или просто забыла." - не любили писать об этом в учебниках, так и сейчас не пишут.
    Обычно такпишут, что было вече и точка, а потом стал княжить А.Невский. Невыгодно писать о "герое России, что он больше со своим народом воевал, а не врагами.
    11 11 # ответила на комментарий Эдуард Маркарян 19 июля 2013, 13:14
    Ну, понятно. Заговор молчания.) И никто никогда не решился из компетентных профессионалов сказать правду. ) Ладно, Эдуард, эти байки не для меня. Не обижайтесь.
    Эдуард Маркарян # ответил на комментарий 11 11 19 июля 2013, 22:38
    Это не байка, с той стороны участвовало не более 200 человек, самих рыцарей среди них не больше чем пара десятков.
    Пробейте в поиске, и посмотрите не только на то, кто пишет, а главное ссылаются на что, какие ПЕРВОИСТОЧНИКИ (т.е. письменные свидетельства того времени)
    Если от себя - то это ляй ляй, а если есть указание на старинную рукопись, да ещё и цитата из неё, вот и будет правда.
    Пока что так.
    У любых народов это так, исключений нет и не может быть!
    11 11 # ответила на комментарий Эдуард Маркарян 19 июля 2013, 23:08
    Почему же тогда это не было в советских учебниках? Интересы православия коммуняки уж точно не блюли.
    Эдуард Маркарян # ответил на комментарий 11 11 20 июля 2013, 01:42
    Не знаю, я не могу ответить за "коммуняк" ))
    Но был орден "Ал.Невскоко" для командного звена, был фильм - где он народный герой освободитель и т.д.
    Повторяю - подобные мифы о героях есть у (начну с себя) армян, грузин, англичан и у всех остальных.
    Замалчивается негатив и выпячивается позитив.
    Всё это обычное явление - у ВСЕХ
    И ни один народ не хочет знать правду.
    Меня однажды чуть мои армяне не съели, когда я попробовал сказать подобное :)))
    Вой поднялся, предателем назвали, а всго лишь привёл ист факт.
    Все мы одним миро мазаны ))
    11 11 # ответила на комментарий Эдуард Маркарян 20 июля 2013, 01:51
    Безусловно, все одинаковые.) Я поняла, что нет смысла спорить о истории. Верить можно только собственным глазам. )
    Эдуард Маркарян # ответил на комментарий 11 11 20 июля 2013, 02:05
    Спорить и не надо.
    Стараюсь читать или старых историков или первоисточники, если из навых кто то явно тянет одеяло на какой то один народ или систему взглядов, сразу бросаю.
    Спокойной ночи)) и сладких снов! ))
    11 11 # ответила на комментарий Эдуард Маркарян 20 июля 2013, 02:09
    Спасибо.) И Вам спокойной ночи!)
    Вячеслав Рязань # ответил на комментарий 11 11 11 августа 2013, 22:51
    Почитайте об А.Невском у Л.Гумилева.Это было в 60е годы...Он все понятно пояснил....
    11 11 # ответила на комментарий Вячеслав Рязань 11 августа 2013, 22:56
    Хорошо, спасибо.
    Вадим Никитин # написал комментарий 17 июля 2013, 17:42
    Прочёл ли Николай 2-й это письмо. Безусловно, что Л.Толстой указал главную проблему России - земельный вопрос. На этом позже сыграли большевики, пообещав землю крестьянам, а затем отобрав её.
    Надо бы это письмо послать В. Путину.
    pawel pegow # ответил на комментарий Вадим Никитин 17 июля 2013, 17:46
    Николай не ответил Толстому, а кто равен Толстому в нынешней России?
    Вадим Никитин # ответил на комментарий pawel pegow 17 июля 2013, 17:54
    Ближе к Толстому пожалуй были академики Сахаров и Лихачёв, а сейчас, по-моему, нет никого. Но ЭТО письмо Толстого послать Путину всё же стоит.
    11 11 # ответила на комментарий pawel pegow 17 июля 2013, 17:55
    Макаревич.))
    Эдуард Маркарян # ответил на комментарий 11 11 17 июля 2013, 18:07
    Издеваетесь?
    Вячеслав Рязань # ответил на комментарий 11 11 11 августа 2013, 22:52
    В Макаревиче важно только одно- он был и остается внутренне свободным человеком.
    То есть примером для молодежи. Стариков уже не поправишь. А молодежи Макаревич не интересен.
    11 11 # ответила на комментарий Вячеслав Рязань 11 августа 2013, 23:02
    Нет, он не свободен. Он заискивал перед властью. И этого уже не убрать из биографии.
    Вячеслав Рязань # ответил на комментарий 11 11 11 августа 2013, 23:07
    Перед какой властью заискивал? И когда? И что "искал"
    11 11 # ответила на комментарий Вячеслав Рязань 11 августа 2013, 23:12
    Если Вы следите за новостями, то для Вас это не должно быть тайной.
    Вячеслав Рязань # ответил на комментарий 11 11 11 августа 2013, 23:16
    Так, раскройте сию нетайну.
    11 11 # ответила на комментарий Вячеслав Рязань 11 августа 2013, 23:20

    Выбирайте сами, что заинтересует.
    ссылка на images.yandex.ru

    Вячеслав Рязань # ответил на комментарий 11 11 11 августа 2013, 23:31
    Прогиб то в чем?
    11 11 # ответила на комментарий Вячеслав Рязань 11 августа 2013, 23:32
    Извините, но анализируйте сами.
    Вячеслав Рязань # ответил на комментарий 11 11 11 августа 2013, 23:39
    Не извиняю. Я не вижу фактов для анализа.
    11 11 # ответила на комментарий Вячеслав Рязань 11 августа 2013, 23:41
    Ну, не, так нет. Я Вам дала ссылку, нажимайте на любое фото и читайте. Можете и сами ещё погуглить.
    Василий Домрачев # ответил на комментарий Вячеслав Рязань 16 января 2016, 11:41
    Макаревич - внутренне свободный человек? Чушь собачья! Человек, обладающий собственностью (и не малой) не может быть свободным по определению!
    Василий Домрачев # ответил на комментарий Вадим Никитин 16 января 2016, 11:18
    Большевики не отбирали землю у крестьян, это благоглупость, Вадим! Земля стала общенародным достоянием по желанию самих крестьян! Прочтите внимательно Декрет о земле, составленный на основе крестьянских наказов с мест и принятый делегатами Второго Всесоюзного съезда Советов. Вы повторяете лживые догмы либералов!
    Вячеслав Рязань # ответил на комментарий Василий Домрачев 16 января 2016, 12:36
    "Земля стала общенародным достоянием по желанию самих крестьян! "
    Где и когда они выразили это свое желание?
    Вадим Никитин # ответил на комментарий Василий Домрачев 16 января 2016, 21:13
    Семью моего деда (16 детей) раскулачили в 1929. Выжили шестеро детей. В середине 80-х я посетил эту деревню в Саратовской губернии. Деревни, в которой было 60 дворов уже давно нет, а то что я увидел по дороге окончательно убедило меня в предстоящем крахе СССР. Что вскоре и произошло.
    Валерий Бахарев # написал комментарий 17 июля 2013, 17:52
    Такое письмо могло бы быть написано, к примеру, Ходорковским Путину. Правда братом его назвать он никак не смог бы, а в остальном и правка не требуется. В 1917 и в 1991 случились несвоевременные революции. Они шли не от многочисленного народа России, а от её малочисленных слоёв. Похоже, назревает революция, растущая из недр масс. Россия стоит на пороге революции востребованной нежеланием россиян жить более при монархии. Народ этого ещё не осознал, но вот-вот это осознание ворвётся в жизнь России.
    Монархия отступает во всём Мире. Наш нынешний царь, похоже, её скомпрометирует окончательно. Похоже, это станет ясно и российскому люду. Спасибо Путину за это!!!
    Василий Домрачев # ответил на комментарий Валерий Бахарев 16 января 2016, 11:08
    Во-первых, Валерий, сравнение Льва Толстого с М. Ходорковским неуместно! Последний явно не тянет на роль прорицателя! Во-вторых, в 1917 году была народная революция, а в 1991-93 гг буржуазная контрреволюция, те это были антиподы и ставить их в один ряд тоже неуместно. А в остальном с Вами нельзя не согласиться.
    Белла Чебаненко # написала комментарий 17 июля 2013, 20:13
    111 лет прошло, а замени имена и оно написано будто сегодня - Путину от человека, у которого хватает ума осмыслить и оценить реальность. Но, в отличие от тех времен, этого человека окрестили бы оппозиционером, продавшимся Западу, подвергли бы оскорблениям, репрессиям и осуждению.
    Владимир Рывкин # написал комментарий 17 июля 2013, 20:15
    "Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им",- с этим утверждением Льва Николаевича нельзя не согласиться.
    В дальнейших рассуждениях Великого Толстого Л.Н.: "Единственное средство в наше время, чтобы действительно управлять народом, только в том, чтобы, став во главе движения народа от зла к добру, от мрака к свету, вести его к достижению ближайших к этому движению целей. Для того же, чтобы быть в состоянии сделать это, нужно прежде всего дать народу возможность высказать свои желания и нужды и, выслушав эти желания и нужды, исполнить те из них, которые будут отвечать требованиям не одного класса или сословия, а большинству его, массе рабочего народа", - ФАНТАЗИЯ ВРЕДНАЯ.
    Вячеслав Рязань # ответил на комментарий Владимир Рывкин 11 августа 2013, 22:54
    Возгавить движение к от тьмы к свету совершенно не равноценно исполнению сиюминутных желаний народа, ибо желания эти абсолютно понятны и ведут к обыдлению.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    ирина ермакова # написала комментарий 17 июля 2013, 22:22
    =Нельзя делать добро человеку, которому мы завяжем рот, чтобы не слыхать того, чего он желает для своего блага. Только узнав желания и нужды всего народа или большинства его, можно управлять народом и сделать ему добро.=
    ---------------
    Как актуально во все времена!
    Lika Kor # написала комментарий 17 июля 2013, 22:29
    Не смог Николай2 выполнить свое предназначение и загубил Россию, пропил...
    Ольга Болдыш # ответила на комментарий Lika Kor 18 июля 2013, 09:56
    Пропил? Вы ничего не путаете?
    Lika Kor # ответила на комментарий Ольга Болдыш 21 июля 2013, 21:22
    Сама была потрясена, когда узнала. Андрон Кончаловский сейчас изучает эпоху Николая 1. От него пока и узнала...
    Ольга Болдыш # ответила на комментарий Lika Kor 21 июля 2013, 21:55
    Если пропил к смысле пьянства, то нигде не читала о том, что Николай пил. Другое дело - Александр третий.
    Ольга Болдыш # написала комментарий 18 июля 2013, 09:54
    Если это письмо действительно было написано, то сегодня Лев Николаевич должен бы был быть отнесён к либералам и прозападникам. Пропагандирует свободу и уважение прав человека. Отвергает насилие, как способ давления на людей.
    Людмила Александровна Хижнякова # написала комментарий 22 августа 2013, 21:07
    Льва Толстого я прчитала всего и это письмо в том числе. Жаль, что наши правители не шибко образованные люди. Они его не видели и не читали. От чего ушли, к тому и пришли. Но на мой взгляд, сейчас во сто крат хуже, нежели было тогда. Очень часто задаю себе вопрос: а куда мы идём? Мы скатываемся в бездну. Стоим на краю её. Будем молчать дальше? Или всё-таки сможем сдвинуть эту махину с места? Сейчас нет. Возможно, это смогут сделать наши внуки.
    Василий Домрачев # написал комментарий 16 января 2016, 11:33
    Так же, как Николай Второй не прислушался к мнению Великого русского писателя и мыслителя, не прислушается к нему и царь нынешний. Ибо он привязан обязательствами к нынешней "элите", как Николай был "привязан" к той своей "элите". Это означает, что ситуация может развиваться по тому же сценарию, что и столетие назад. Только с поправками на нынешнее время и международную обстановку...
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 358 записей в блогах и 3395 комментариев.
    Зарегистрировалось 33 новых макспаркеров. Теперь нас 5032805.