
Трофеи взятые в августовской войне 2008 года

Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
Эта война была одной из самых коротких в истории человечества.
На слушаниях в американском конгрессе, по итогам войны Грузии с Россией, представитель ЦРУ заявил: "Анализируя предстоящую военную операцию грузинской армии, мы не ожидали, что русские так быстро смогут перебросить к месту конфликта и развернуть боеспособные части, и вступить в бой. По оценкам наших аналитиков, им на это понадобится не менее 52- 66 часов, за это время грузинские части должны выйти на намеченные рубежи и перекрыть Кодорское ущелье. Но уже через 6 часов, после отдачи приказа, первые десантно-штурмовые батальоны ВДВ русских, развернулись в боевые порядки и начали наступать на позиции грузинских войск"
В ходе быстротечного конфликта оказалась задействована значительная группировка ВДВ численностью в несколько тысяч человек. Операция по её сосредоточению стала крупнейшей с 1979 года, когда в Афганистан были переброшены 103-я дивизия ВДВ и 345-й парашютно-десантный полк.
В августе 2008 года в перевозке и обеспечении сил ВДВ было задействовано до 60 самолётов Ил-76, Ан-22, Ан-124
За всё время конфликта бойцы ВДВ не совершили ни одного прыжка с парашютом, но тем не менее на практике подтвердили свою высокую мобильность и боевую эффективность. После начала Грузией боевых действий в ночь на 8 августа менее суток потребовалось для переброски на 2 тыс. километров из Пскова на аэродром Беслана батальонных тактических групп 104-го и 234-го десантно-штурмовых полков 76-й десантно-штурмовой дивизии со штатной техникой.
В результате эти батальоны оказались в Южной Осетии быстрее частей 42-й мотострелковой дивизии из Чечни, поднятых по тревоге одновременно с десантниками.
Опередили они и часть сил 19-й мотострелковой дивизии, расположенной непосредственно в Северной Осетии. С началом российского контрнаступления именно эти батальоны ВДВ стали авангардом наступающей Российской армии. В общей сложности в Южной Осетии было задействовано четыре батальона ВДВ
Если говорить о событиях войны 08.08.08, то разгром грузин в первую очередь останется в памяти небывалым числом трофеев которые взяли наши войска в той в той войне.
Бронетехника:
- 65 танков Т-72, причем немалая часть захвачена прямо в пунктах постоянной дислокации.
- 6 турецких броневиков «Кобра».
- 20 БМП из них 15 БМП-2 и 5 БМП-1, с установленным на них украинским комплексом вооружения «Шквал».
- 7 БТР-70 и 2 БТР-60.
- 10 установок ПВО (с учётом транспортно-заряжающих машин), включая батарею ЗРК «Бук» (две самоходных огневых установки с антенными комплексами и две пускозаряжающие установки) и 6 ЗРК «ОСА».




Артиллерия:
- 4 чехословацких самоходных гаубиц «Дана».
- 5 самоходных артиллерийских установок 2С7 «Пион».
- 7 гаубиц Д-3.
- 2 100-мм противотанковых орудия 2А19М «Рапира».
- 12 85-мм противотанковых орудий Д-44.
- 1 76,2-мм противотанковое орудие ЗИС-3
- 5 82-мм миномётов.



Военный транспорт и инженерная техника:
- 5 Humvee.
- 12 вездеходов «Лендровер».
- 2 путепрокладчика БАТ-2
- 1 тягач БТС-5.
- 1 механизированный мост М-ТТ.
- 2 ИМР-2.
- 1 военный автокран М 108
- 80 автомашин КрАЗ-6510



В исправном состоянии было взято более 4000 единиц стрелкового оружия включая несколько тысяч АК-74 и АК-47 советского и румынского производства, а так же 986 американских автоматов (автоматические винтовки М-16А2, карабины М4 и «Bushmaster XM-15»), несколько десятков немецких автоматов HK G36 и израильских пулеметов «Негев», сотни ПМ и небольшое количество чешских пистолетов CZ-75.

44 из 65 трофейных танков Т-72 являлись полностью исправными и были переданы в войска (таким числом бронеединиц можно укомплектовать почти два танковых батальона), ещё два передали Южной Осетии, остальные 19 были уничтожены. Часть из переданных в войска Т-72 использованы для экспертной оценки возможности модернизации советской техники по западным технологиям.
Четыре из пяти захваченных 203-мм самоходных гаубиц 2С7 были выведены из строя путем подрыва.
Остальная техника, отнятая у грузин, главным образом произведенная в странах НАТО была направлена в НИИ Министерства обороны —для исследований. значительная часть работоспособных образцов (в первую очередь, это была инженерная техника) попала в 15-й Центральный НИИ им. Карбышева, который расположен в подмосковном Нахабино, остальное было распределено по другим профильным НИИ. Часть трофейного оружия показали на «выставке победителей» в Абхазии, а затем сдали в музей в Кубинке.
Подводя итоги можно констатировать, что несмотря на весьма успешные в целом действия ВДВ России в войне, проверка их в условиях реальных боевых действий продемонстрировала и слабые места ВДВ. Наиболее заметным со стороны стала устаревшая боевая техника, использовавшаяся даже передовыми частями быстрого реагирования. ВДВ применяли проверенные, но сильно устаревшие образцы техники, унаследованные ещё от СССР, такие как БМД-1, БМД-2, «Нона-С», БТР-80.
Наиболее тревожным уроком стали совершенно недостаточные разведывательные возможности переброшенных в зону конфликта группировок ВДВ. Даже находясь в зоне ответственности Северо-Кавказского военного округа, они получали от его командования лишь чрезвычайно скудную информацию о противнике, недостаточную для эффективных действий. Собственными же средствами силы ВДВ могли контролировать только местность, находящуюся в пределах их прямой видимости.
Собственными же средствами силы ВДВ могли контролировать только местность, находящуюся в пределах их прямой видимости. Не сумели исправить ситуацию и батальонные разведывательные взводы, не оснащённые в достаточной мере разведсредствами. По словам командира 104-го десантно-штурмового полка 76-й десантно-штурмовой дивизии Геннадия Анашкина: «Точная обстановка в Цхинвале нам была неизвестна. Знали, что там идут бои, в которых участвуют наши миротворцы — вот и вся информация… Данные об обстановке отсутствовали. Что впереди, не знали. Ни одной русской части, ни одного разведчика. Мы — первые».
При этом не имеющие информации о противнике подразделения ВДВ в ходе контрнаступления вглубь территории Грузии были задействованы в авангарде Сухопутных войск. В ходе боевых действий на южноосетинском направлении погибли лишь двое десантников.
Ещё одним наглядно проявившимся в ходе войны недостатком стали совершенно неудовлетворительные средства связи. Координация и управление действиями сводной группировки ВДВ стали серьёзной проблемой как в Южной Осетии, так и в Абхазии. В отдельных случаях оказывалась чрезвычайно затруднена связь даже между штабом батальона и вышестоящим командованием.
Так произошло, к примеру, в ходе морской переброски батальона 108-го десантно-штурмового полка 7-й десантно-штурмовой дивизии из Новороссийска в Очамчиру. Собственные средства батальона не смогли обеспечить связь в море, а стыковка их с флотскими средствами связи оказалась трудной задачей.

- Регистрация
- Вход

Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.