История жертв (мысли вслух)

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Василий Алибабaeвич Яурейский перепечатал из expert.ru
    16 оценок, 940 просмотров Обсудить (50)

    Предлагаю вашему вниманию рассуждения собственного корреспондента журнала "Эксперт" в Германии Сергея Сумленного

    Сергей Сумленный

     

    История жертв

    ...Когда турист из России приезжает в Германию, один из первых искренних вопросов, который возникает у него, — почему здесь на каждом углу натыкаешься на воспоминания о Холокосте?

    Почему перед тем или другим домом в землю вмонтированы квадратные бронзовые таблички 10 на 10 сантиметров, на которых выбиты имена и даты жизни евреев, живших в этом доме, обстоятельства их депортации и убийства?

    Почему здесь стоят указатели, напоминающие, что в больнице за углом в период с 1934 по 1935 год было убито столько-то психически больных детей?

    Почему у здания Рейхстага в землю вмонтированы поставленные на ребро черные неровные плиты, на гранях которых выбиты имена депутатов, убитых нацистами в 1933 году?

    Почему немцы стараются к каждому зданию прикрепить информационный ярлык: вот здесь, именно здесь, в этом доме, на втором этаже жила семья сапожника, у них было трое детей, самому младшему полгода, старшей десять, их выселили, отправили в Треблинку, погибли все.

    Русский турист хочет бежать от этого ужаса, он не готов к нему, он привык к помпезным гранитным доскам с именами работавших в шарашках авиаконструкторов (о шарашках на доске ни слова), с именами председателей ЦИК, чьи жены во время их работы в кабинете напротив Кремля гнили в лагерях (о женах — опять ни слова), на худой конец — к памятникам солдатам-победителям с массовым упоминанием цифры 20 млн.

    Но к тому, что у каждой жертвы из 20 млн есть имя, и есть судьба, и жертва оставила после себя вдову или вдовца, или мать, или детей-сирот, да просто что вот есть сгоревшая в бомбежке кукла, и она сгорела не полностью, а только наполовину, а ее хозяйка — смешливая или грустная, белокурая, темноволосая, рыжая девочка — обуглилась, обуглилась совсем, а вот кукла нет — вот к этому потоку реальности русский турист не привык.

    В Германии он хочет фахверка и пива, он приехал сюда отдыхать, он заплатил честные деньги, он готов в качестве развлечения посмотреть на место, где был бункер Гитлера, но в информационный центр Холокоста, размещенный в 100 метрах от бункера, он не пойдет — «да ну, что там смотреть-то».

    А там письма, настоящие письма, которые дети писали в вагонах, в которых их везли на смерть.

    Писали и выбрасывали в щели между досками — и эти письма можно сегодня прочитать, и их нужно прочитать, ведь это единственное, что можно сделать сегодня для памяти убитых детей.

    Русского туриста нельзя винить за его инстинктивное возмущение немецким способом переживания памяти об убитых.

    Русский турист воспитан в эстетике обезличенных памятников с громкими, но, увы, совершенно бессодержательными фразами.

    «Вечная слава павшим в боях за свободу и независимость социалистической родины», — написано на воротах при входе в центральный советский мемориал в берлинском Трептов-парке.

    «Родина не забудет своих героев», — написано на другой плите.

    На десятках стел вокруг парка размещены (на русском и немецком языках) не менее общие цитаты из речей Иосифа Сталина.

    Я не могу представить себе ничего менее информативного, чем советский мемориал в Трептов-парке.

    Конечно, я понимаю, что его создатели исходили из того, что даже мысль о том, что кому-то надо пояснять, что стоит за фразами, словно списанными из безликой речи замполита (да наверняка они списаны из речи какого-то вождя), — это кощунство.

    Но сегодня эти надписи, обрамленные символикой страны, распавшейся в один момент с громким треском и оставившей после себя память о сотнях и тысячах своих преступлений, смотрятся в лучшем случае жалко.

    Они должны убедить современных людей в том, что стоящий с мечом солдат — это непререкаемая святыня, а люди знают, что помимо победы над нацизмом этот же солдат олицетворяет собой и довоенную сделку с Гитлером, и террор против собственного населения, и установление диктаторских режимов в десятке европейских стран, и десятилетия слежки, пыток, политических убийств, подавления свободы, попрания самых элементарных прав человека.

    Это не вина солдата, это его беда.

    Хорошо, когда тот, кто смотрит на памятник, знает о том, что история сложна.

    Но подавляющее большинство людей, приходящих сегодня в Трептов-парк, видят только гигантского бетонного истукана, окруженного стелами с цитатами из речей одного из самых кровавых политиков ХХ века.

    Если бы мне нужно было рассказать о подвиге советского солдата и о том, чем была для него война, я бы просто показал фотографию Епистиньи Степановой, снятую фотографом Казминым в 1961 году в Ростове-на-Дону.

    Старая изможденная женщина с морщинистым лицом и потухшим взглядом сидит у деревянного стола во дворе своего деревенского дома.

    На ней пестрое бедное платье и белый с узором платок. В руках у нее фотокарточка молодого мужчины в форме. Это один из семи ее сыновей, погибших на фронте.

    Я не знаю, есть ли какая-то еще фотография, которая может больше рассказать кому угодно о том, чем была Вторая мировая война для миллионов людей к востоку от польско-советской границы. Представьте себе. Семь сыновей. Каждый рожден в муках. Каждый выращен. Болел, ранил палец на рыбалке, дрался. Гулял с девками, в конце концов, обещал матери скоро жениться и одарить ее внуками. Починить крыльцо обещал, когда уходил на войну. Вот вернусь — обязательно починю, мать. Немца разобьем — и починю. Писал письма.

    Потом пришла похоронка.

    Советская традиция установки памятников была логична и понятна: больше, бравурнее, выше, улыбающийся солдат-победитель, в крайнем случае — скорбящая мать, но почти всегда при поддержке живого сына.

    Эта модель работала, пока звенели трубы и били барабаны.

    В отсутствии музыкальной поддержки (да и даже на излете этой поддержки) памятники обернулись пустотой, за которыми стоит невербализируемая святыня, но не стоят конкретные люди.

    Советские школьники первыми почувствовали это на свой лад и стали вставлять в героические песни композиторов из тылового фронта непристойные слова.

    А жители прибалтийских республик расчехлили флаги со свастиками — свято место пусто не бывает.

    И все ничего, но только память о войне — это до сих пор живая кровавая рана, сидящая в душе каждого русского.

    Трагедия не пережита, она превращена в невербализируемую святыню, боль долгие годы заглушалась звуком фанфар, а как фанфары стихли, осталась не только боль, но и полное непонимание того, что болит, почему и как.

    Невербализируемая святыня на то и невербализируема, что никакие разговоры о ней вести нельзя — ведь раз неясно, где проходят границы святыни, то неясно и то, какой аспект дискуссии является осквернением священных устоев.

    И даже не нужно вспоминать бравого ветерана Василия Кононова, который, как выяснилось, участвовал в карательной операции по сожжению прибалтийского хутора, в результате которой заживо была сожжена крестьянка на девятом месяце беременности.

    Вспомните лучше, известно ли вам имя генерал-майора Ивана Алексеевича Суслопарова? Если нет, то запишите, что этот человек 7 мая подписал во французском Реймсе вместе с представителями США акт о безоговорочной капитуляции Германии.

    Но история Второй мировой войны в СССР и России — это религия без священных текстов.

    И в этой религии есть место для веры в коварное подписание капитуляции союзниками без участия СССР — и потому генерал-майор Суслопаров выпадает из истории, оставляя в ней лишь безликую капитуляцию.

    История любой войны — это не история танковых клиньев и мудрых речей полководцев на военном совете. Это история Урии, отправленного царем Давидом на смерть по мелкому половому поводу.

    Это история обмороженных ног Пьера Безухова.

    Это история крестьянина, у которого сгорает амбар с зерном, а на следующий день на постой в деревню приходит голодный батальон — и даже неважно чей.

    Это история колонн беженцев, по которым стреляют свои и чужие, которые умирают от холода и голода, которые нападают друг на друга ради куска еды, которые отбиваются от колонн и замерзают, переживают насилие, умирают.

    Это история насилия в отношении и своего, и чужого народа.

    История беженцев, которым посчастливилось уплыть из страны, где на них началась охота, но понявших, что ни один иностранный порт их не принимает.

    История детей, собранных врагом по деревням и угнанных на работу.

    История бессудных расстрелов,

    история ковровых бомбежек,

    история изнасилований,

    грабежей

    и убийств.

    Такая история не может быть рассказана только через колонки цифр.

    Человеческий мозг не в силах представить себе ни 20 млн, ни 6 млн убитых.

    Это слишком много, это чудовищно много.

    Человек отказывается переваривать такую информацию. Если ее не подкрепить рассказами о реальных человеческих судьбах — слушатель рано или поздно пойдет вразнос и станет бравировать своим отрицанием истории.

    Цифры пугают и пролетают мимо ушей. Но человек отлично понимает ужас трагедии, когда, взяв стакан кофе на вынос, идет по солнечной улице и видит дом, а рядом с ним в брусчатке — вмонтированные блестящие таблички с именами: папа 35 лет, мама 28 лет, дети 3, 5 и 8 лет. Депортированы и убиты.

    Человек прекрасно понимает, что это такое — быть выгнанным из своей квартиры.

    Да мне же самому 35! — восклицает прохожий. Черно-белые фотокарточки хроники оживают, они становятся живыми соседями и друзьями.

    Любой человек прекрасно понимает весь ужас жизни матери, получавшей одну повестку о гибели сына за другой — и так до последнего сына! — когда видит фотографию полуживой-полумертвой старухи, вцепившейся в самое дорогое, что у нее осталось: фотографию еще живого сына.

    Фотографию, которую она хранит шестнадцать лет после войны. Да у меня же самого сын! — кричит человек. Один! Я бы сошел с ума, если бы с ним что-то случилось. А тут…

    Вторая мировая война с ее миллионами убитых была не войной ландскнехтов, перерезавших друг другу глотки вручную. Это была война, где смерть становилась отстраненной повседневностью.

    Во время ночной бомбежки граждане пережидали налет в бомбоубежище, а когда возвращались домой, то обнаруживали, что соседи не успели выйти из дома и их накрыло налетом.

    Почтальон приносил письма каждый день — и иногда среди них были похоронки.

    Евреев депортировали из их квартир между делом — и они не возвращались.

    Смерть была рядом и далеко, смерть стала тканью повседневности, смерть обволакивала, как воздух или моросящий дождь.

    К смерти привыкали. И смерть всегда переживали лично — не надо забывать, что большинство погибших на той войне были гражданские, их не хоронили с салютом, и им не ставили ни крестов, ни пирамидок со звездой.

    Именно эта отстраненность насилия, делегирование насилия государственным структурам (в Германии отлично выраженное через фразу: «Это не я, это все Гитлер!») и заставляет сегодня тех людей, которые не хотят, чтобы этот ужас снова повторился, вспоминать каждую судьбу, затронутую войной.

    Именно поэтому немцы вывешивают на своих домах объявления: «В ближайшее воскресенье во дворе дома мы вспоминаем Константина Штайна и Марию Штайн, живших на третьем этаже и убитых в 1941 году в Освенциме».

    Никто из этих немцев не жил тогда в этом доме. Многие еще даже не родились.

    Кто-то из них вообще не немец, а приехал в Германию из Украины или Марокко.

    Но они собираются и вспоминают людей — таких же, как они, — трагически убитых в мясорубке ХХ века.

    Просто потому, что только так и именно так можно остаться человеком в городе, где совсем недавно убивали людей.

    Новости партнеров

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 50 комментариев , вы можете свернуть их
    Василий Алибабaeвич Яурейский # написал комментарий 11 мая 2013, 16:17
    "История любой войны — это не история танковых клиньев и мудрых речей полководцев на военном совете. Это история Урии, отправленного царем Давидом на смерть по мелкому половому поводу.

    Это история обмороженных ног Пьера Безухова.

    Это история крестьянина

    Это история колонн беженцев

    история ковровых бомбежек,

    История детей, собранных врагом по деревням и угнанных на работу.

    История бессудных расстрелов,
    история изнасилований,
    грабежей
    и убийств. ".....

    Господи,к Тебе обращаюсь:" Когда же мы уже это поймём?...


    Похоже,что уже никогда........
    Irena Osher # ответила на комментарий Василий Алибабaeвич Яурейский 12 мая 2013, 13:24
    Недаром самой главной работой Яд-ва-Шем считается дать имя каждой жертве. Выяснить обстоятельства смерти, место захоронения. Иначе люди так и останутся статистикой.
    И это нужно сделать во всех странах и для всех народов, переживших эту страшную войну.
    Зарезин Михаил # написал комментарий 11 мая 2013, 16:46
    Недотёпистые мы какие-то. Даже туристы у нас неправильные. Едут из России в Германию и не готовы скорбеть германскими скорбями. Немцы, они как-то человечнее. Приедут в Россию и первым делом на братские могилы. Мемориалов по всей Росии понастроили. В память о немецких воинах, принявших мученическую смерть в варварской стране...
    ЭТО НЕ МОЙ АККАУНТ # ответила на комментарий Зарезин Михаил 11 мая 2013, 16:54
    Да, так А мы своих до сих пор не похоронили . У нас есть деньги на помощь всем друзьям, есть возможность прощать долги, но нет денег на поисковые работы ( за все 68 лет после войны)
    Натали Валуа # ответила на комментарий Зарезин Михаил 11 мая 2013, 23:56
    Лицемерия у вас через край! Или… Не буду продолжать!... Мне противно вас читать! Барание, стадное барание чувство! Вы видели, знаете, как себя ведут туристы или опять всему на свете безоговорочно верите? Печально! Очень печально! (((((((( Немцы человечнее… Ну ну… ((((((((((
    Зарезин Михаил # ответил на комментарий Натали Валуа 12 мая 2013, 00:10
    ?
    Вы о чём? Мне показалось, что этот слюнявый лепет сложно обсуждать всерьёз, ну я немного и покуражился.
    франсуа перейра # написал комментарий 11 мая 2013, 16:47
    а. ерундень. эта сентиментальность немецкая.
    Марк Карпов # ответил на комментарий франсуа перейра 11 мая 2013, 17:49
    Да какая там сентиментальность. Они ставят таблички расстрелянным и параллельно снимают фильмы, в которых фашистов показывают нормальными парнями, слегка заблудшими, а поляков и русских выставляют убийцами евреев и насильниками. Так что, думаю, это игра на публику, а внутри национализм никуда не делся. Про убитых 30 млн русских, в том числе невинных детей, женщин немцы сейчас редко вспоминают, больше рассказывают про борьбу со Сталиным и коммунистами.
    Irena Osher # ответила на комментарий Марк Карпов 12 мая 2013, 13:26
    ОНИ могут делать что угодно. МЫ отвечаем только за самих себя и МЫ должны оставаться ЛЮДЬМИ.
    Николай Ерошкин # написал комментарий 11 мая 2013, 16:47
    Мы люди или биомасса для путинских пропогондонов?
    Сергей Мажарин # ответил на комментарий Николай Ерошкин 11 мая 2013, 16:51
    Господинчик! К оной скорее относитесь Вы. Особь которая использует в качестве аватарки фотографию Героя Советского Союза Валентина Кирилловича Ерошкина.
    рыжий кот рыжий кот # ответила на комментарий Сергей Мажарин 11 мая 2013, 17:00
    А кстати, что это за Николай Ерошкин?
    Сергей Мажарин # ответил на комментарий рыжий кот рыжий кот 11 мая 2013, 17:24
    Он выдаёт себя за сына Героя Советского Союза Валентина Кирилловича Ерошкин (может это и правда?). Окончил погран училище. Судя по риторике замполит. ...Посмотрите его комментарии - избитые фразы , оскорбления и полное отсутствие мыслей.
    Сергей Мажарин # ответил на комментарий Николай Ерошкин 12 мая 2013, 06:45
    А по сопатке?...Спасибо за адресок.
    ii ii # написал комментарий 11 мая 2013, 16:56
    когда-то в СССР заборы ,дома ,всё и вся были заляпаны образцами официальной пропаганды,и никто ,никто их не замечал ,буд-то их и не было,все к ним привыкли,смотрю в даль -дома ,машины, люди-вижу,а эту дрянь не вижу,в Германии аналогичный случай
    Авраам Белый # ответил на комментарий ii ii 11 мая 2013, 17:31
    Опять пытаетесь навонять ? Мерзота!
    ii ii # ответил на комментарий Авраам Белый 11 мая 2013, 18:02
    спокойно,поконструктивней,товарисч!
    ii ii # ответил на комментарий Авраам Белый 11 мая 2013, 18:13
    недавно ООН своим решением усомнилась в реальности холокоста и потребовала не преследовать сомневаюшихся
    ирина кобзева # ответила на комментарий ii ii 11 мая 2013, 18:42
    А почему тема Холокоста так волнует? Мало убили? Хочется поболе? рина - террорист по натуре, это выяснилось сейчас.
    Ко Лючка # написала комментарий 11 мая 2013, 16:58
    Вот интересно, сам-то собкор журнала "Эксперт" в Германии Сергей Сумленный - где и на чём такой правильный воспитался, что полагает себя на сто голов выше любого "руссо туристо" и присвоил себе право их поучать. Начинается-то с малого:сегодня - поучать, а завтра - и расстреливать, включая детей... Приблизительно так начинается свастика.
    Авраам Белый # ответил на комментарий Ко Лючка 11 мая 2013, 17:33
    Кольлючка - глючка!А, по существу, изложенного - слабо ?
    Аркадий Зеев # написал комментарий 11 мая 2013, 17:12
    Сильно сказано всё! Спасибо! Я побывал на экскурсии в Освенциме, паранормальное место этот чистенький, аккуратный лагерь смерти миллионов людей всех национальностей.
    Василий Алибабaeвич Яурейский # написал комментарий 11 мая 2013, 17:13
    Первое, что явно цепляет, в Трептов парке – не горит Вечный Огонь ни в одной из пяти чаш, установленных над братскими могилами, в каждой из которых покоится по 1 тысяче павших в битве за Берлин наших воинов. …

    Так вот не могу себе ответить на вопрос: Газпром такой бедный или правительство России, что на "самом крупном в Европе мемориальном кладбище советских воинов", где захоронено не менее 7 тысяч советских солдат и офицеров, павших в последние дни войны, судя по всему, НИКОГДА не горит ВЕЧНЫЙ огонь?

    Если огонь настолько дорог, может, один раз стоит напрячься и размонтировать чаши, чтобы не было так мучительно стыдно и больно за страну-победительницу?
    ирина кобзева # написала комментарий 11 мая 2013, 18:55
    Хорошая статья. Но время сейчас другое...
    К убийствам чужих людей -постепенно привыкают. Тем более, что единичные (или множественные) убийства происходят на планете каждую минуту. Их конечно, нельзя сравнивать с уничтоженными миллионами людей во время войны.
    Но, то ли в силу возраста, то ли нервы слабые, мне хочется больше положительных эмоций. Ибо отрицательными- полна вся жизнь...
    В моей семье почти все в той войне погибли. Остались лишь несколько фото. Дети обо всем знают...
    Памятники... они нужны, но не они главное в жизни живых...
    Василий Алибабaeвич Яурейский # ответил на комментарий ирина кобзева 11 мая 2013, 20:12
    Согласен - памятники не главное.....

    Но без прошлого нет и будущего...и это тоже правильно...

    И времена,как известно, не выбирают,поэтому я не приемлю понятия типа "время было такое" или "сейчас другое время" или что-то ещё в подобном духе...

    Но оглядитесь вокруг,дорогая Ирина,не слишком ли много вокруг ублюдков непомнящих и не желающих не только помнить,но и знать прошлое ...

    Ваши дети знают - честь Вам и хвала...

    А сколько в нашей сегодняшней жизни быдла, которое только и мечтают наступить в очередной раз на грабли,на которые человечество уже наступало не единожды ?....

    И ведь наступят и тогда мало не покажется никому...

    Может, всё-таки, не так уж прошлое и не главное в жизни живых...?

    Может всё-таки наоборот?

    Прошлое ведь не только определяет нашу жизнь сегодня,но и рассказывает нам, как мы будем жить в будущем...

    и что с нами станет, и какими мы будем ...
    ирина кобзева # ответила на комментарий Василий Алибабaeвич Яурейский 11 мая 2013, 22:21
    Но... реальность такова, что 75% населения страны не знают даже зачатков культуры, истории. Все мысли "о великости" памяти- для них пустой звук. Их большинство и это утяжеляет бремя...
    spros nl # ответил на комментарий ирина кобзева 11 мая 2013, 22:46

    Мне кажется, что причина хорошей немецкой памяти ещё и в этом ссылка на maxpark.com

    Василий Алибабaeвич Яурейский # ответил на комментарий ирина кобзева 11 мая 2013, 23:17
    Вы правы.

    И если ситуация не изменится, то страна под названием Российская Федерация перестанет существовать.

    Тем более что тенденция налицо:

    В 1913 году в Российской империи жило 170 миллионов человек, это составляло 10% населения Земли.

    После Индии и Китая это было самое большое население Земли.

    Сейчас на территории того, что осталось от России, проживает 2,4% населения Земли, т.е. четвертая часть от этих 10%....

    Будущего у этих 75%,о которых Вы говорите, нет...Оставшиеся 25% страну не сохранят.
    Ваня Курский # написал комментарий 10 июня 2013, 17:40
    Не обижайтесь на меня, но я сильно подозреваю. что педантичные немцы педантично выполнили команду "Покайтесь!". Я не верю в массовое прозрение, но внрю словам своего любимого Валентина Пикуля:"Каждый сходит с ума по-своему. В отличии от немцев, которых всегда охватывает массовое сумасшесивме".
    Василий Алибабaeвич Яурейский # ответил на комментарий Ваня Курский 10 июня 2013, 19:37
    Знаете,что мне больше всего нравится нравится в США?

    Это чистота,негритянки и улыбки...Вот на улыбках я хочу остановиться особо.

    Улыбаются везде и всюду и всем...

    "Nice meeting you" и "I'm glad to meet you" слышишь постоянно и это звучит везде: в 6 утра лифтёр счастлив.что увидел меня....а швейцар в гостинице тоже доволен от встречи со мною, просто лучится от радости.что видит меня ....
    счастлив от встречи со мной и дворник на улице и киоскёр,когда я покупаю у него сигареты ....светится служащий сабвея....короче, все счастливы от того что видят меня....и так весь день где бы я не появился - в банке, на работе, в кафе и т.д. ....

    И вы и я,мы прекрасно понимаем, что за этим ничего не стоит и это простая дань вежливости, как и пресловутое "How are you?"....и никого, по большому счёту, не волнует как на самом деле мои дела...

    Но понимаете какая штука,дорогой Ваня.
    С каким бы настроением я бы не проснулся, как бы я себя плохо не чувствовал утром и как бы мне не было тошно,а дни бывают разные - вы это знаете не хуже меня...
    Василий Алибабaeвич Яурейский # ответил на комментарий Василий Алибабaeвич Яурейский 10 июня 2013, 19:41
    Через пол часа этих встречных "Nice meeting you" пусть даже и привычно отработанных улыбок вежливости, ты начинаешь чувствовать,что это работает и твоё настроение улучшается и мир вокруг тебя начинает искрить по другому и ты тоже рад, что видишь людей......

    Так вот по мне это гораздо лучше... Для меня гораздо лучше фальшивые улыбки,чем искренние от души "и сурово брови мы насупим"...Посмотрите на россиян утром по дороге на работу и посмотрите на жителей Нью-Йорка.. .Всё сразу станет ясно и понятно...

    Так и здесь ...Я вполне допускаю .что вы правы и немцы действительно отрабатывают номер...

    Пусть.
    Пусть первое поколение выполняет закон.каким бы ненавистным он ни был бы,но это закон - и зе невыполнение последует наказание...

    Зато второе поколение уже знает,что это норма,а третье поколение уже твёрдое уверенно,что по другому быть не может....

    Согласитесь,что это лучше,чем наше российское из поколение в поколение переходящая ненависть друг к другу ...а уж про инородцев я вообще молчу,
    а про евреев - ну тут ВАААЩЕ..."И прав был Гитлер" -и сурово брови при этом насупили - зато искренне и от души...)))))))
    Ваня Курский # ответил на комментарий Василий Алибабaeвич Яурейский 11 июня 2013, 05:01
    Я бы рад согласиться с Вашими доводами, но мое поколение еще не сможет этого сделать. нынешнее - да, сможет. Наше. чьи отцы воевали и очень рано умерли, никогда немцам не поверят. Простите.
    Василий Алибабaeвич Яурейский # ответил на комментарий Ваня Курский 11 июня 2013, 10:54
    А и не надо...Достаточно верить законам.

    Вы же видите,что немцы эти законы соблюдают...

    Точно также, как не надо верить улыбкам встречных американцев ....

    Только пусть они будут эти встречные улыбки и как можно больше - чем родные (прости Господи ) встречные лица наших сограждан ....особенно утром в метро.
    Mr Александр # ответил на комментарий Василий Алибабaeвич Яурейский 5 марта 2014, 02:23
    Да, насчёт улыбок в США и у нас вы правы. Но вот, что странно. По работе мне приходилось не раз быть в Германии: в Мюнхене, Ульме, Франкфурте-на-Майне, Фрайбурге и ещё в ряде мелких городов. Было это правда лет 6 - 8 назад. Но никаких памятных знаков, упомянутых в статье и в фильме Познера мне на глаза не попадалось. Может быть они установлены только в Берлине?
    Что касается персонализированной памяти вообще, то могу сравнить. Посещал лагеря Бухенвальд, Маутхаузен, Освенцим. Чисто, аккуратно и страшно. А если представить стучащие по брусчатке деревянные башмаки, то дрожь берёт! Я заканчивал школу в Совгавани на Дальнем Востоке. Рядом был порт Ванино - конечная точка БАМа, где располагалась знаменитая пересылка 30-х - 40-х годов. В середине 70-х от неё практически ничего не осталось. Говорят, в Магадане от лагерей тоже почти ничего не осталось. Такова память! Мне нравится Восток, бывал неоднократно туристом в Китае, беседовал с разными людьми. Большинство тех, кто бывал в современной России отмечают уровень национализма, неведомый в Китае.
    Василий Алибабaeвич Яурейский # ответил на комментарий Mr Александр 5 марта 2014, 14:05
    Именно так...."уровень национализма" - я бы ещё добавил - агрессивный уровень национализма...

    Мы победили фашизм у немцев - а вот у себя внутри мы его почему-то оставили и каждый, внутри себя, этим гордиться....
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 617 записей в блогах и 4749 комментариев.
    Зарегистрировалось 13 новых макспаркеров. Теперь нас 5031703.