Мадонна Литта.

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Алина Алексеева написалa
    20 оценок, 7346 просмотров Обсудить (86)

    В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо да Винчи.Это-Мадонна Литта и Мадонна Бенуа.Сегодня познакомимся ближе с историей создания МАДОННЫ ЛИТТА..

                 Многочисленные рисунки Леонардо свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и прочими ребяческими забавами. У мастера трудно найти абсолютное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии.

    Мадонна Литта

    Леонардо да Винчи Мадонна Литта14901491г Эрмитаж.Холст.Темпера. 42×33 см

     Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем».        

              До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Эта уникальная технология, которая позволила спасти полотно, была придумана эрмитажным столяром Сидоровым, за что он получил серебряную медаль

     В 1864 году герцог Литта  обратился в Эрмитаж с предложением продать её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.                  

    Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.


    ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.

                  Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос.

                 Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения.

           Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать.

                    Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы         видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с широкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.

               Слабый свет, падающий из окон, почти не освещает фигуры, но зато делает более темной стену. На ее фоне особенно четко моделирует эти фигуры свет, идущий от куда-то спереди. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчеркивать нежной игрой света и тени объемность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо.

    Мадонна Литта .Эрмитаж.

    Есть и друнгая версия  О ПОСЛЕДНИХ ВЛАДЕЛЬЦАХ КАРТИНЫ.

                     Граф Джулио Ренато Литта вел свою родословную от правителей Милано, Висконти. При Павле 1 был постоянным представителем Мальтийского ордена  в Петербурге.  Влюбился  и женился на графине  Екатерине Васильевне Скавронской, в девичестве Энгельгарт, любимой племянице  князя Потёмкина.
               Её внучка - известная графиня Юлия Самойлова, которую многократно писал Карл Брюлов. В 1839 году граф Литта умер и все свои несметные богатства в Италии и России завещал любимой внучке Юлии ( в свете ходили слухи, что она является его внебрачной дочерью от патчерицы Марии, одной из дочерей Е.В. Скавронской).

                   Графиня Ю. Самойлова вела раскошную светскую жизнь и к шестидесяти годам вынуждена многое распродать из богатств  семьи Литта, это был период 1863-1865г.г., что совпадает со временем преобретения картинны да Винчи Эрмитажем.

                Вокруг одного из прекраснейших живописных изображений Богоматери с Младенцем не утихают споры. 
                 На авторство Леонардо указывает эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре. Тем не менее многие искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего, Больтраффио.
    Источники.
    Новости парнеров

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 86 комментариев , вы можете свернуть их
    Мaрия А "13 # написала комментарий 3 февраля 2014, 12:03
    Спасибо, Алина! Картина просто потрясающая, а история, связанная с ней, очень интересная, полная тайн...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Мaрия А "13 3 февраля 2014, 12:16
    Из двух мадонн в Эрмитаже эта выполнена более мастерски.Особенно поражает скрытая улыбка ,сколько в ней материнской любви.
    Мaрия А "13 # ответила на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 12:34
    Да, она просто светится этой материнской любовью...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Мaрия А "13 3 февраля 2014, 12:37
    Мне кажется ,что улыбка этой мадонны гораздо интересней и глубже улыбки Джоконды.
    Мaрия А "13 # ответила на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 12:53
    Мне тоже так кажется.
    Бэлла Ефимова # ответила на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 14:21
    Воооот! и я о том же!!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Бэлла Ефимова 3 февраля 2014, 14:30
    Наверное потому,что улыбка нам понятна,не нужно ничего домысливать.
    Лайма L # написала комментарий 3 февраля 2014, 12:29
    Спасибо, Алина. Как всегда, чудесный пост, очень интересно.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Лайма L 3 февраля 2014, 12:33
    Картины,как и люди имеют свои судьбы.Приятно,что в России есть эти два замечательных полотна.Ведь у Леонардо совсем немного картин.Настолько я знаю,многие приезжают из Европы на них посмотреть.
    Александр Иванов # написал комментарий 3 февраля 2014, 12:57
    Замечательный рассказ о этой замечательной картине Леонардо. Наверное нет больше мире картин, где мадонна изображена кормящей грудью младенца. И образ полон любви и нежности к ребёнку.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Иванов 3 февраля 2014, 13:06
    Интересная во всех смыслах композиция.Мне ещё нравится улыбка,красиво выписанный головной удбор.Мать любуется своим сыном, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 13:46
    Здесь на картине все человеческое, материнское, и если бы не название, то не подумаешь что это-мадонна.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Иванов 3 февраля 2014, 14:09
    Здесь даже нимба нет.Очень интересная компзиция.Прекрасно выписаны волосы ребёнка.Такие шелковистые,хочется притронуться.Эта картина мне нравится больше,чем Мадонна Бенуа,хотя они совсем разные.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 15:18
    В мадонне Беннуа Мария выглядит какой-то девочкой, забавляющнйся с младенцем, но не настоящей матерью.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Иванов 3 февраля 2014, 16:03
    Совсем другое выражение лица.В этом плане эта картина уступает Мадонне Литта.Но каждая по своему особенная.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Дмитрий Чёткин 3 февраля 2014, 14:03
    Лучшая её сторона.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алексей Потроваев # написал комментарий 3 февраля 2014, 13:26
    Тож знакомая работа..и информация весьма..))) Спасибо!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Алексей Потроваев 3 февраля 2014, 13:30
    Картина.как и человек имеет судьбу,у кого счастливая,а у кого и нет.
    Tamara Tsiumina # написала комментарий 3 февраля 2014, 13:34
    Совершенное, прелестное лицо мадонны с лёгкой полуулыбкой, полной любви к своему младенцу. Божественная картина! Спасибо, Алина, за интересную историю!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Tamara Tsiumina 3 февраля 2014, 13:40
    Мне кажется,что это одна из лучших его мадонн.А лицо как выписано.Это его знаменитое сфумато,создаёт такую необычную ,едва заметную улыбку.
    Tamara Tsiumina # ответила на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 13:53
    Мне тоже она очень нравится, помню её с детства, была дома репродукция. Согласна с сфумато, это всегда немного загадочно, но и цветовое решение очень интересное.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Tamara Tsiumina 3 февраля 2014, 14:12
    А я как-то мало знала об этой картине,хотя в юности видела её оригинал.Она запоминающаяся ,именно этим единением матери и ребёнка.Теперь,наверное присмотрелась бы к деталям.Я только помню,что меня поразили маленькие размеры этой картины.
    Tamara Tsiumina # ответила на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 16:36
    Да, совсем миниатюрная картина. Очередной раз убеждаешься в гениальности Леонардо!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Tamara Tsiumina 3 февраля 2014, 17:05
    Верно.Разносторонний гений.
    Mila Mila # написала комментарий 3 февраля 2014, 13:48
    Мне кажется,что нет ничего более трогательного и в тоже время восхищающего нас,когда мы смотрим на женщину,кормящую грудью своего ребенка.Леонардо сумел это передать в своей картине.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Mila Mila 3 февраля 2014, 14:16
    Это единение материнских чувств ощущается в едва заметной улыбке.
    "Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли" Настоящая идиллия
    Mila Mila # ответила на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 14:45
    Вспони...но разве у тебя не так было...Конечно - идиллия.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Mila Mila 3 февраля 2014, 15:56
    Себя мы со стороны не видим.Но чувства матери остаются неизменными.
    Mila Mila # ответила на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 16:57
    Настоящей матери )
    Дудуся Дудуся # написала комментарий 3 февраля 2014, 14:14
    Прямо видна грусть мамы и всезнающий взгляд сына
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Дудуся Дудуся 3 февраля 2014, 14:18
    В глубине души она понимает,что нужно отдать сына.Но на картине это выражено в едва заметной улыбке.
    Дудуся Дудуся # ответила на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 14:33
    Да, и по наклону головы, и по опущенным глазам, и по тому, как держит ребёнка. Он ведь тяжеловатенький, а держит не так, как обычно держат мамы - под локоть
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Дудуся Дудуся 3 февраля 2014, 14:49
    Вся композиция так продумана,чтобы раскрыть замысел .Лицо мадонны обращено к нам в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать.
    ефим гофман # написал комментарий 3 февраля 2014, 14:41
    По Торе главная на земле это Женщина.
    Женщина дарящая любовь и дающая жизнь.
    Картина говорит именно об этом....
    Алина Алексеева # ответила на комментарий ефим гофман 3 февраля 2014, 14:54
    Согласна с вами.
    Красивые стихи пишут об этой картине.

    Твой образ душу согревает
    Так нежно сердце теребит.
    И лишь слепец не понимает
    Как это можно не любить?
    Младенец-ангел избавитель
    От всей ненужной суеты.
    Во времени не вольный зритель
    Навеет новые мечты.
    Игра теней и света, красок
    Так целомудренен твой взгляд.
    И красота, застывших масок
    Твой образ материнства-свят!(Ю.Савченко)
    ефим гофман # ответил на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 15:36
    Леонардо это гений, которого командировали ненадолго, чтобы показать человечеству на что такие способны и служить на века примером всем нам...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий ефим гофман 3 февраля 2014, 15:51
    Интересное отношение.Вчера с удовольствием посмотрела о нём фильм.Во всех смысах был уникальной личностью.Вот только одиночка.
    ефим гофман # ответил на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 16:35
    Гениев много не бывает!
    Он единственный, как и Эйнштейн, напр.!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий ефим гофман 3 февраля 2014, 17:07
    Жаль только,что на живопись он уделял мало внимания.А то бы мы имели больше прекрасных полотен.
    ефим гофман # ответил на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 18:00
    Он был исследователь в 1ю очередь!
    Кто бы еще догадался попробовать "ожелезить" краски, используя открытый огонь?
    Часть росписи потекли, но идея блестящая и обработанные огнем спец краски простоят века!
    А его гениальные изобретения???!!!!
    Так что нам грешно жалеть, что Леонардо мало рисовал...!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий ефим гофман 3 февраля 2014, 18:17
    Просто он был человек увлекающийся.Одно начинал ,о другом думал.Многое так и не было закончено,не опубликовано.Не в ту эпоху он родился.Хотя наследство оставил порядочное.
    ефим гофман # ответил на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 21:27
    Да, у него была гргомадная тяга к знаниям и неординарный ум, подкрепленный образным взглядом на предметы и мышлением.
    Мне понравилось как он изучал самостоятельно анатомию человека для того, чтобы его картины соответствовали ей...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий ефим гофман 3 февраля 2014, 21:47
    Мне кажется,что он просто родился любознательным,хотел знать многое о природе,в том числе о человеке.Верно имел неординарный ум.Просто его не всегда понимали и поддерживали.Очень много сил он истратил на устройство различных празднеств.
    11 11 # написала комментарий 3 февраля 2014, 16:03
    Спасибо, Алина! Но, графиня Самойлова мне нравится намного больше чем эта мадонна. По женской красоте.))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий 11 11 3 февраля 2014, 16:10
    Графиня Самойлова Брюллову тоже очень нравилась,не зря же он так много её рисовал.
    Но это совсем другая "Мадонна".Я даже статью об этом делала,когда мы обсуждали картину Брюллова "Всадница".
    Здесь внутренняя духовная красота.
    11 11 # ответила на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 16:16
    Может это и так, Но мне всё рано, как-то не очень.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий 11 11 3 февраля 2014, 16:46
    Понимаю.Есть с чем сравнить.
    11 11 # ответила на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 16:49
    Я об этом не подумала, но ты права. Именно так.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий 11 11 3 февраля 2014, 17:18
    На Леонардо теперь работает его слава.
    elena nenasheva "13 # написала комментарий 3 февраля 2014, 16:08
    Теперь буду знать - ребенок и мать в момент отлучения от груди.
    Эта картина вызывала двойственное ощущение- реальная мать и нереальный ребенок (взрослый взгляд, лицо, поза). Мне не верилось, что Леонардо может нарисовать такого младенца. И здесь прочла о том, что возможно это кисть ученика.
    Алина, многое узнаю из твоих постов, спасибо.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий elena nenasheva "13 3 февраля 2014, 16:14
    Во всех вызывает сомнение авторство Леонардо.Он почти никогда не заканчивал своих картин.Но существуют эскизы,поэтому доказано,что мадонну он рисовал,а вот млладенца? Этот вопрос открыт.Хотя младенец и большеват,но взгляд уже всё понимающий.Мне понравились волосы малыша.Так умело он рисовал кудри.
    elena nenasheva "13 # ответила на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 16:25
    Мадонна сделана гениально, глаз не оторвать..
    А дите - у него глаза,как у взрослого, тельце в позе неудобной и - фальшиво смотрится. Такое несоответствие , как на меня...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий elena nenasheva "13 3 февраля 2014, 16:48
    Всё верно.Это заметили и искусствоведы.Но так как оригиналов Леонардо по пальцам пересчитать,картина очень прославленная ,скорее всего потому,что она принадлежит кисти Леонардо.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Люся Хризантемова 3 февраля 2014, 17:26
    Посмотрев его картины убеждаюсь,что он никогда не повторялся,ни в композиции,ни в образе мадонн.Они все такие разные.А скрытая улыбка просто шедевр.File:Leonardo da Vinci Madonna of the Carnation.jpg
    Это Мадонна с гвоздикой.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Люся Хризантемова 3 февраля 2014, 17:53
    А здесь лицо совершенно другое.Ты права простоватое.Очень интересный новый элемент на этой картине-ваза с цветами.
    File:Léonard de Vinci - Madone à l'œillet 1.jpg
    "Леонардо воспроизвел наполненный водой графин, в котором стоят несколько цветов и в котором, не говоря об изумительной живости, с какой он его написал, он так передал выпотевшую на нем воду, что роса эта казалась живей живого."
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Юлия К # написала комментарий 3 февраля 2014, 17:34
    Прекрасная,светлая картина.И на голове у Мадонны такое интересное украшение(?).Она,правда,улыбается тихо и нежно,одними уголками губ.Наш Сидоров тоже молодец.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Юлия К 3 февраля 2014, 17:54
    ДаСидоров молодец.Сколько оригиналов спас,а то бы они не дошли до нашего времени.
    А на глове у неё платок или шарф,так красиво повязанный.Красивая женщина-мать.
    Юлия К # ответила на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 17:58
    Полностью согласна.Спасибо,Алина!
    Марис Гаркушин # написал комментарий 3 февраля 2014, 19:25
    Да , когда - то давно видел репродукцию этой картины .
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Марис Гаркушин 3 февраля 2014, 19:56
    А оригинал в Эрмитаже не видели?
    Марис Гаркушин # ответил на комментарий Алина Алексеева 3 февраля 2014, 20:03
    В Эрмитаже раз был , в принципе , мог видеть , но уже не помню .
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Марис Гаркушин 3 февраля 2014, 20:27
    Может быть картины совсем маленькие.На них обращают внимание прежде всего потому,что это работы Леонардо да Винчи.
    Марийка БМВ # написала комментарий 3 февраля 2014, 22:36
    Меня смутило слово "такой же смуглый как мать"....))) серьезно!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Марийка БМВ 3 февраля 2014, 22:48
    Возможно имелись ввиду карие глаза,ведь волосы золотистые,как и у матери.
    Наталья Румянцева # написала комментарий 4 февраля 2014, 11:18
    Нежная и трогательная мадонна, держит ребенка, как драгоценность. Произведение более серьезное,более гармоничное, чем " Мадонна Бенуа".
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Наталья Румянцева 4 февраля 2014, 13:58
    Ты права.Эта мадонна,как по мне,одна из лучших.Особенно лицо,скрытая улыбка . Технически более скрупулёзная работа .
    Natali Antares # написала комментарий 4 февраля 2014, 16:19
    Спасибо, Алина, замечательный рассказ о картине. Мадонна на этой картине превосходно изображена.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Natali Antares 4 февраля 2014, 17:21
    Картина Мадонна Литта» — закончена несколькими годами позже "Мадонны Бенуа". На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме.Мне кажется,что эта работа более технически совершенна.
    Романовский Иван # написал комментарий 5 февраля 2014, 22:08
    Эта картина не просто живописный шедевр...
    Это сгусток Материнской Любви, Света и Нежности, животворящего Тепла и воплощения Надежды...
    Все эти чувства дают хоть и неосязаемое, но, в то же время, реальное ощущения прикосновения к СВЯТОМУ ПОНИМАНИЮ ЖИВОГО МИРА...
    Именно в этом полотне понятна палитра ЧИСТОГО и СВЯТОГО отношения Матери, к воспроизведённой ею Жизни и Чуду - РЕБЁНКУ!
    ---
    Это не полотно - это ВОПЛОЩЁННАЯ МОЛИТВА ...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Романовский Иван 5 февраля 2014, 23:27
    Иван,я когда читаю ваши коомментарии,всегда улыбаюсь.И где вы находите такие необычно проникновенные слова?Просто как красивое сочинение на тему материнской любви.Вам нужно книги писать,у вас бы здорово получилось.
    Вячеслав Тушнов # написал комментарий 3 марта 2014, 15:00
    Спасибо. Мне в этой картине великого мастера всегда потрясала и нравилась проникновенная и таинственная улыбка. и глубина чувства к ребенку.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Вячеслав Тушнов 3 марта 2014, 16:04
    Именно в улыбке - весь талант художника
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 512 записей в блогах и 5722 комментария.
    Зарегистрировалось 26 новых макспаркеров. Теперь нас 5029784.
    X