Современное российское кино про войну – это идеологическая диверсия с двойным дном

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Олег Гор перепечатал из regnum.ru
    4 оценок, 232 просмотра Обсудить (18)

    На самом деле весь постсоветский военный кинематограф – это одна сплошная сюжетная линия солженицынского «Архипелаг ГУЛАГ». Такое впечатление, что кино застряло в 1989 году, отстав от умонастроений народа на 31 год. Цензура поменяла полюс, но не хватку. Наше кино стало архаичным и застыло в перестройке, как муха в янтаре. Технические усовершенствования компенсируются нелепой идейной позой.

    Очень сложно снимать современные фильмы про войну. Здесь уже сложились общепринятые штампы и клише, выйти за пределы которых означает поставить себя вне предписанного курса и лишиться перспективы дальше работать в кино.

     

     к/ф «Сволочи». Реж. Александр Атанесян. 2006. Россия

     

    Режиссёры попадают в ситуацию противоречивых требований: содержание советской идеологии не раскрывать, молчать о ней, как о самой главной тайне, по косвенным признакам показывая строй однозначно негативно, но с симпатией к героям, далёким от политики. Так скрытно и мягко пропагандируется безыдейность – главный постулат либерализма. «Да» и «нет» не говорите, чёрно, бело не берите.

    Самое интересное, что при этом продолжается спор с Западом о «недопустимости переписывания истории».

    Советский человек жил не в вакууме, а в идейно накалённой среде. Он вышел из революции и двух войн (Первой мировой и Гражданской). Его готовили к новым войнам и жертвам, и надо было объяснить, во имя чего нужны эти жертвы. Это был не абстрактный патриотизм, а советский патриотизм, идейный. «За Родину» – означало «За Сталина», не за личность с культом, а за символ социализма.

    Патриотизм красных был враждебен патриотизму белых и патриотизму монархистов. Они по-разному видели Отечество и его судьбу. Именно поэтому они в ту войну оказались по разные стороны линии фронта. Случись сейчас война, что вложат наши люди в слово «Родина»? С учётом того, что даже по теме коронавируса у них жесточайшие споры, не говоря уже о нашей истории?

     

     к/ф «В июне 41-го». Реж. Михаил Пташук. 2003. Россия, США, Белоруссия

     

    В нашем кино та эпоха обозначена портретами Сталина и фоновыми лозунгами. Более ничего. Мир советского человека в каждом сценарии нужно полностью деполитизировать и раскрывать вне исторического контекста, исключительно через бытовые ситуации, в основном запутанную любовь и конфликты с начальством – темы, близкие нашим современникам и облегчающие самоидентификацию зрителей с героями.

    Пересказ содержания советской идеологии как причины стойкости и мобилизации киногероев запрещён, чтобы ненароком не вызвать к ней симпатию у нынешнего зрителя. О роли и авторитете комсомола и коммунистов в организации обороны на той войне нельзя говорить ни слова. Это примерно так же, как если в фильме «Андрей Рублёв» запретить упоминать о христианстве и показать только купающихся девок, сенокос и путешествия.

    Нынешнему кинематографу о войне, разделяя мнение тогдашних и нынешних врагов о нашем тогдашнем Отечестве, нужно как-то объяснить причину их конфликта с нами. Для этого приходится исторический конфликт двух общественных систем сводить к изображению Сталина и Гитлера как невменяемых психопатов и патологических садистов.

    Просто два «плохих парня» в отсутствии «нормальной демократии» оказались у власти в двух странах и потому ввели в заблуждение огромные массы людей. Принцип историзма (трактовать прошлое не с позиций современности, а с позиций взглядов тогдашних современников) в художественном кино запрещён категорически.

     

     т/с «Диверсант». Реж. Андрей Малюков. 2004. Россия

     

    История остаётся политикой, повёрнутой в прошлое, при этом сама история пишется не историками, а политическими победителями. В итоге кино про войну – это пошлые пропагандистские поделки, и если в Голливуде они пропитаны американскими идейными критериями, то в России мы видим те же американские критерии в исполнении самих российских режиссёров.

    В конфликте НКВД и РККА наше кино копирует ходы немецкой пропаганды на Нюрнбергском процессе: дескать, был конфликт между СС и Вермахтом. Помните тезис генерала в диалоге в вагоне со Штирлицем? «Жгли СС, мы воевали». На что Штирлиц резонно возразил: «А что, изобрели другой способ воевать, не сжигая и без жертв?»

    Понятно, что немцы так хотели отвести от себя виселицу, а на деле никакой разницы между Вермахтом и СС для советских людей не существовало. Но немецкая позиция оказалась для новой российской элиты такой привлекательной и плодотворной, что её под кальку скопировали буквально. Армию надо было деидеологизировать и побудить защищать либеральную систему, не задавая вопросов. Это было невозможно, повесив на армию те же обвинения, что и на спецслужбы.

    Поэтому место СС в нашем кино заняли звероподобные НКВДшники, а место Вермахта – солдаты и офицеры РККА. Оппозиция «злые спецслужбы – непутёвая, но добрая армия» не только штампуется в тираж, но и переносится на наше время. Для господства либералов очень полезен конфликт между ФСБ и МО. Здесь удаётся выставить силовиков этакими буками-бяками, а армию удержать от солидарности со спецслужбами. Разделяя, они властвуют. Вот и убеди после этого «дорогих россиян», что Сталин и Гитлер – не близнецы-братья!

     

     к/ф «Первый после Бога». Реж. Василий Чигинский. 2005. Россия

     

    При этом полностью исчезли из военных сюжетов политруки. В битве между НКВД и РККА их нет. Особисты – это сплошь маньяки и кровопийцы, а военные – жертвы тоталитаризма и рыцари без идеологии и партийной принадлежности, просто попавшие между молотом партии и наковальней НКВД.

    Особист – палач, солдат – жертва, которую с двух сторон прессуют заградотряды и фашисты, разница между которыми всё больше теряется. А поскольку армия у нас народная, то попавший между НКВД и Вермахтом солдат – это попавший между Сталиным и Гитлером народ. Это не проговаривается вслух прямо, но именно это и внушается зрителю.

    На самом деле весь постсоветский военный кинематограф – это одна сплошная сюжетная линия солженицынского «Архипелаг ГУЛАГ». Такое впечатление, что кино застряло в 1989 году, отстав от умонастроений народа на 31 год. Цензура поменяла полюс, но не хватку.

    Разрыв между понятиями нашей политической элиты и народа, давно преодолевшего и изжившего взгляд на историю по версии эпохи поздней перестройки, растёт и углубляется. Ведь кино у нас по-прежнему обслуживает формально запрещённую, но неукоснительно исполняемую либеральную идеологию. Попробуйте снять фильм на иных идейных позициях – и вы поймёте всю призрачность пункта Конституции о запрете на идеологию.

    Наше кино стало архаичным и застыло в перестройке, как муха в янтаре. Технические усовершенствования компенсируются нелепой идейной позой. Ведь совершенно понятно, что после 2014 года наше подражание Западу в идейной подаче войны должно как-то измениться.

     

     т/с «Штрафбат». Реж. Николай Досталь. 2004. Россия

     

    Сегодня негативизация образа НКВД уже воспринимается как удар по нынешним Росгвардии и ФСБ, выполняющим те же функции по защите государства. Ведь посыл такого кино просматривается чётко – наши спецслужбы душат демократию и насилуют права человека. Если Россия преемница СССР, то и спецслужбы сохраняют преемственность.

    Нелепо смотрятся попытки нашего кино реабилитировать царский сыск и контрразведку, но при этом очернять НКВД. В каждом нашем государстве спецслужбы стоят на его страже. Превращать их в преступников – это работать на врага. Голливуд никогда не рисует ЦРУ как преступную организацию. Там могут быть отдельные преступники, но не вся организация, которая преступников находит и карает.

    Какая же может быть преемственность истории и консенсус на почве патриотизма, когда продолжается идейная война по поводу нашей истории в кинематографе, остающемся важнейшим из искусств, судя по месту Голливуда в глобальной психологической войне. Так и хочется задать вопрос Горького нашим инженерам человеческих душ: «С кем вы, мастера культуры?».

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 18 комментариев , вы можете свернуть их
    nab17nab17 # написал комментарий 15 мая 2020, 13:55
    история всегда - проститутка текущего режима. подлый режим - подлая история
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    igor igor # ответил на комментарий nab17nab17 15 мая 2020, 14:54
    История это наука
    Чарли Чудак # написал комментарий 15 мая 2020, 14:17
    А я просто не смотрю этот шлак, автор, и тебе рекомендую...

    Лучше посмотри ...ну, "альпийскую балладу", например, или ту же старую версию "А зори здесь тихие" (новую не видел, но и глядеть не рискну - желудок слабоват, стошнить может...)
    Гацкий Безя # ответил на комментарий Чарли Чудак 15 мая 2020, 14:18
    Ты ещё китайских "Зорь" не видел - там комедия и немцы
    Чарли Чудак # ответил на комментарий Гацкий Безя 15 мая 2020, 14:23
    не видел и слава демиургу
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Антон Савельев # написал комментарий 15 мая 2020, 14:24
    Голливуд никогда не рисует ЦРУ как преступную организацию.
    верно. Русские дурачки не способны нормально организовать государство.
    Все копаются в прошлом.
    Андрей Неронов # ответил на комментарий Антон Савельев 15 мая 2020, 14:36
    А как иначе "приватизаторы" и "друзья путина", могут объяснить происхождение своего богатства?
    Только тем, что "прошлое" перед ними "виновато". И вот они "взяли "своё"".
    Чарли Чудак # ответил на комментарий Андрей Неронов 15 мая 2020, 15:11
    а кому им объяснять? чекисты еще не пришли к ним с таким вопросом
    Андрей Неронов # написал комментарий 15 мая 2020, 14:31
    Современное российское кино про войну, отражает идеологическую установку "власти путина"- "антисоветизм".
    Ибо только "антисоветизмом" , очернением всего Советского, они могут хоть как то объяснить разрабление того, что им досталось от СССР.
    Спросишь такого:
    "Ты отчего такая мразь и сволочь?"
    В ответ услышишь : "Потому что: Сталин..."..
    Voyager MM # написал комментарий 15 мая 2020, 14:52
    Просто нынешняя власть оказалось в интерестном положении. С одной стороны, ей нужны некие патриотические достижения прошлого, на которые нужно оперется - поскольку при её правлении таковых мало, или вовсе нет. Поэтому вовсю раздувается культ ВОВ и Победы.

    А с другой стороны, ей нужно замалчивать или даже очернять власть советскую, при которой эти достижения и произошли - поскольку нынешние декларируемые властью ценности не соответствуют советским от слова "совсем".

    Поэтому и возникают такие поделки, в которых война и победа - это геройство, а вот власть, при которой это произошло - это преступление :)
    igor igor # написал комментарий 15 мая 2020, 14:53
    ... не смотрю это гомно. Весь российский кинематограф вырос из видеосалонов 90-х ... он не имеет никакого отношения ни к русской культуре, ни к её продолжению - культуре советской
    Олег Гор # ответил на комментарий igor igor 15 мая 2020, 15:23
    Проблема не в том, что ты смотришь или нет. Проблема в том, кто сейчас смотрит и лет через надцать будет решать чо смотреть тебе или нет и как часто и где. Статья об этом.
    igor igor # ответил на комментарий Олег Гор 15 мая 2020, 19:32
    ... почему "на ты"? Есть основания? ... с тем, что вами сказано, я разумеется согласен. И всё это давно понимаю ... НО ... это "кино" появилось в значительной степени потому, что у него есть массовый потребитель. Эту херь смотрят ... многие
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 547 записей в блогах и 6136 комментариев.
    Зарегистрировалось 22 новых макспаркеров. Теперь нас 5025055.