


Доцент университета Пердью Лоуренс Микитюк, специализирующийся на истории иудаизма, начал свои исследования в 1990-х годах. Он принялся анализировать материалы археологических экспедиций в поисках свидетельств об исторических лицах, упомянутых в Библии.
«В то время как одни ученые, полагая руку на Библию и принося на ней присягу, верят в саму Библию, другие, ученые-ревизионисты, отвергают ее историчность, заявляя, что это — ”творческое сочинение”.
Я ищу конкретные, объективные доказательства вне Библии, которые помогли бы создать прецедент», — цитирует издание заявление ученого, распространенное в недавнем пресс-релизе университета.
Л. Микитюк полагает, что подтвердить историчность той или иной библейской личности возможно, только в случае, если три идентифицирующих признака — имя человека, его отчество и звание (сан или должность) — совпадают с внебиблейскими историческими источниками, например, содержатся в древних письменных памятниках.
«Иногда трехступенчатый процесс верификации не требуется. Это происходит в тех случаях, когда мы знаем, что личность, о которой упоминается в древних памятниках, и личность, о которой говорит Библия, связаны с единичным событием или обстоятельством», — пояснил исследователь.
В качестве примера он привел личность Ахава, царя Израильского царства в 873—852 годах до н. э. Известно, что он был участником знаменитой битвы при Каркаре (853 г. до н. э.), о котором упоминают ассирийские летописи.
«Его ассирийский враг писал об “Ахаве израильтянине”, одном из царей, с которыми он сражался в этой битве. Поэтому Ахав, царь Израиля, о котором говорится в Библии, и Ахав, царь израильтянин в битве при Каркаре, упомянутый в ассирийском памятнике, — это один и тот же человек», — отметил американский историк.
В результате кропотливого анализа источников в 2014 году Л. Микитюк заявил о существовании документальных подтверждений исторического существования 50-ти ветхозаветных персоналий.
В начале 2017 года он добавил в этот список еще три исторических личности. Таким образом, общее число лиц, факт существования которых подтверждается документально, составило 53 человека.
«[Эти личности], упомянутые в Библии, были идентифицированы по археологическим записям», — отметил Л. Микитюк в своем докладе, который был опубликован в журнале “Biblical Archaeology Review” («Библейский археологический обзор»). — Их имена появляются в письменных источниках, принадлежащих к периоду, описанному в Библии, и в большинстве случаев — во время или совсем близко ко времени жизни идентифицированного человека».
Список персоналий, составленный Л. Микитюком, включает египетских фараонов, царей стран, соседствующих с Израилем, государственных деятелей ассирийской, вавилонской и персидской империй, несколько известных израильских царей, включая Ахава, Ииуя, Давида, Езекию и Манассию.
Страны, упомянутые в Библии
Дело в том что европейские евреи, регулярно переезжали в Эрец Исраэль на протяжении всего изгнания.
в середине XIII в. в страну прибыли группы евреев из Франции и Испании, движимые религиозными мотивами и мессианскими чаяниями.
Они поселились в Акко, который до 1291 г. оставался под властью крестоносцев. В 1211 г. туда прибыли 300 раввинов из Англии и Франции, а в 1260 г. рабби Иехиэль бен Иосеф из Парижа (умер, по-видимому, в 1265 г.) основал иешиву, в которой обучались более 300 человек.
В 1267 г. в Иерусалиме поселился Нахманид, основавший небольшую еврейскую общину. В XIII—XIV вв. в Эрец-Исраэль переселялись евреи из Германии, Франции, Италии, Сицилии, Северной Африки и Передней Азии.
В конце средних веков в страну начали прибывать небольшие группы испанских марранов. Алия увеличилась с середины XVI в., когда Эрец-Исраэль захватили турки. В Цфате возникла одна из самых значительных еврейских общин мира (в 1570-х гг. там проживало около 14,000 евреев).
В XVII в. характер алии изменился: большинство ее составляли старики, хотевшие быть похороненными в Святой земле, и бедняки, рассчитывавшие на благотворительность евреев стран рассеяния.
В начале XVIII в. в Иерусалим прибыли приверженцы Шабтая Цви во главе с Иехудой Хасидом hа-Леви. К середине XVIII в. еврейская община города насчитывала более пяти тысяч человек.
Во второй половине XVIII в. в Эрец-Исраэль начали приезжать хасиды, приверженцы Исраэля бен Элиэзера Баал-Шем-Това; к 1777 г. их было более 300. Сначала они поселились в Цфате, потом часть их переселилась в Тверию и Пкиин.
Дело в том что генетики давно уже решили все вопросы у евреев.
За вычетом эфиопских и индийских общин, все люди, которые считают себя евреями, составляют отчетливую этническую группу, генетически