Чужак, постигший нашу душу

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Лена Казаровицкая перепечаталa из evreimir.com
    4 оценок, 281 просмотр Обсудить (6)

     

    Евреи часто гостили в богатом доме Рембрандта: с ними он обсуждал ветхозаветные тексты и учил иврит, их же рисовал на своих библейских картинах. С ними он остался и после банкротства, поселившись в местном гетто, в котором видел теперь и отражение своей судьбы. С его портретов амстердамские евреи смотрят полными трагизма глазами. Их натруженные морщинистые руки бессильно лежат на коленях.

    В те времена моего детства, когда слово «еврей» звучало крамолой, а посещение синагоги было вызовом и эпатажем, помню особое чувство, которое охватывало нас у картин Рембрандта, висящих в Эрмитаже. Душа замирала — там можно было увидеть «Возвращение блудного сына», «Портрет старого еврея» и другие картины, с которых смотрели на нас мудрые и печальные глаза, так похожие на глаза наших бабушек и дедушек.

    Об этом писал и художник Леонид Пастернак (отец знаменитого поэта), единственный из российских академиков, оставшийся в «иудейском вероисповедании». Как правило, художники вынуждены были отказываться от религии отцов, если хотели попасть в академию.

    «…Подолгу простаивая перед многими его полотнами, — писал Леонид Пастернак, — я смутно всегда ощущал еще какой-то плюс, некоторое “что-то”, что меня к нему влекло и по-иному. Это мое сначала неясное ощущение “чего-то” постепенно, с годами, вырастало в более отчетливое и определенное убеждение в существовании какой-то особой внутренней связи или близости между такими, я бы сказал, не вяжущимися по виду элементами, как еврейство и Рембрандт».

    Дом-музей Рембрандта в центре богатого еврейского квартала Амстердама покрыт защитным куполом. Дом восстанавливали по картинам и рисункам. Он видел небывалый взлет, пик славы художника и его постепенное, неуклонное разорение. Поднимаешься по крутым винтовым лестницам, по деревянным ступеням и слышишь раздающуюся из разных комнат ивритскую речь. Да, тихо вести себя израильтяне не могут.

    Подозреваю, что каждый еврей, приехавший в Амстердам, обязательно придет в этот дом, в гости к художнику, которого в Израиле считают «своим». Дом, в котором художник прожил самые лучшие, во всяком случае, успешные годы, помнит слова на гортанном древнем языке. Помнит посетителей и натурщиков, которые не могли есть из общей посуды привычную для голландцев пищу. И это не вызывало раздражения — в те годы амстердамские евреи пользовались почетом и уважением, были неотъемлемой частью делового центра Европы.

    Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в многодетной семье мельника в голландском городе Лейден. Примерно в 1631 году Рембрандт переехал в Амстердам. В это время там жило уже более 400 еврейских семей. Это были преимущественно испанские и португальские сефарды, купцы, знатоки Торы, врачи… Жили там, хотя и в меньшей степени, ашкеназы, не столь обремененные ученостью, но имевшие «дело в руках». Они бежали из разных стран в более «толерантную» Голландию. Хотя и там существовали некоторые ограничения в профессиях, но в целом евреям жилось относительно спокойно. Амстердам того времени часто называли Новым Иерусалимом.

    Формально Рембрандт принадлежал к голландской реформированной церкви, но всегда тяготел к меннонитам, отличавшимся особой приверженностью к Ветхому Завету. Возможно, он был связан и с социнианами, чьи воззрения были ближе к иудаизму, чем к христианству. Во всяком случае, Ветхий Завет он знал досконально.

    Быт амстердамских евреев носил на себе печать восточной красочности и экзотики, нищеты и роскоши, трагизма и веселья. И художника, конечно, увлекла как философия, так и внешняя сторона жизни евреев — быт, семейный уклад. Критики сегодня спорят: так ли велик «еврейский» вклад в творчество художника, но есть вещи бесспорные.

    Он сдружился с амстердамскими евреями, и они на долгие годы стали его собеседниками и моделями. Из бесед с раввинами он черпал глубокое понимание библейских сюжетов своих картин. В 1636 году Рембрандт создаёт офорт — портрет своего друга, выдающегося мыслителя Менаше бен Исраэля, чья семья бежала от испанской инквизиции. Раввин, исследователь и издатель, в Амстердаме он открыто исповедовал иудаизм. Его учеником стал философ Барух Спиноза.

    Рембрандта интересовал образ жизни евреев — лица, одежда, обычаи. В его библиотеке было не так уж много книг, но рядом с Библией стояли «Иудейские древности» Иосифа Флавия. В лицах евреев Амстердама Рембрандт находил образы библейских персонажей своих картин.

    Вот знаменитое «Благословение Якова» — картина, которая произвела огромное впечатление на Леонида Пастернака.

    «Сбоку, с правой стороны полотна, Аснат — жена Иосифа и мать внуков Яакова. Но Б-же мой!.. Какая Аснат?! Разве она египтянка?.. Это же иудейка! И какая мать!.. И я вспоминаю свою… Святые иудейские матери! Сколько горя и скорби, сколько слез выплакали глаза ваши. Сколько тревожных и бессонных ночей провели вы над колыбелью детей ваших… Радость в очертаниях ее благородных губ, меж тем как большие и выразительные, печальные еврейские глаза не могут скрыть тревоги и страха». Аснат, по мнению художника, здесь не только воплощение еврейской материнской любви. Она — воплощение чистоты патриархально-семейных нравов, святости семейного очага в еврействе. Совсем не рубенсовская фигура, совсем не холеные руки. Красота иная, высшая, душевная.

    Судя по всему, Рембрандт был знаком с ивритом. Надписи на иврите встречаются на его картинах «Моисей, разбивающий скрижали», «Пир Валтасара» и других. Некоторые ученые считают, что Рембрандт учил иврит в Лейденском университете по книгам. А в Амстердаме он общался с высокообразованными евреями: Менаше бен Исраэль еще в юности написал грамматический трактат на иврите «Сафабрура» («Ясный язык»), а после в своей типографии издавал книги на иврите.

    Моисей, разбивающий скрижали, Пир Валтасара  «Библия Рембрандта» — это свыше 800 картин, гравюр и рисунков. Подобного нет в европейской живописи. И библейские сюжеты он рисовал «с натуры» — натурой служили люди, окружающие его в еврейском Амстердаме. 

    «Итак, настоящими героями Библии были для него не выдуманные и приукрашенные, а евреи, живущие вокруг. В них сокрыты все человеческие страсти (и пороки тоже), но в какие-то моменты через них проявляется и Высшая сила. Так он пришел к решению запечатлеть еврейских собратьев со всей тщательностью, не упуская главного, сокровенного.

    Пусть в людской памяти останется образ и этого поколения древнего, библейского еврейства. Разве не оно призвано делиться с другими опытом достойной жизни, стойкости в испытаниях, терпения в страданиях и мужества?»

    — так писал об образах Рембрандта искусствовед Борис Клейн.

    Тяжелые времена, смерть детей в младенчестве, смерть любимой жены Саскии, прожившей с ним восемь лет, — все это рождает мрачные нидерландские пейзажи. И хотя появление молодой любовницы, родившей ему дочь, скрасило жизнь Рембрандта, дела его шли неважно. Годы богатства, славы, процветания прошли, и его успех у публики начал меркнуть.

    Сменились ли вкусы публики, изменилось ли отношение к самому художнику, характер которого был достаточно сложен, был ли он плохим «бизнесменом», несмотря на дружбу с евреями — кто знает.

    Но только в 50 лет Рембрандт оказался банкротом.

    Рембрандт. Автопортрет Рембрандт. Автопортрет

    Продав дом и имущество, разоренный, почти нищий живописец искал жилище, соответствующее его новому положению. И поселился на улице Розенграхт, в «еврейском гетто». И вновь его моделями стали соседи — евреи. Он написал 15 таких портретов (а всего в наследии художника 30 «еврейских» портретов — пятая часть его портретной галереи), занимающих наиболее почетные места в крупнейших художественных собраниях мира.

    Лишенный былых заказов, будучи абсолютно свободным в выборе сюжетов, он обратился к образам, способным более полно выразить его чувства, настроения, переживания. Евреи, их униженное положение в обществе — все это становится ему особенно понятным и близким.

    Именно в последние годы жизни художник создает свои наиболее значительные шедевры — портреты пожилых евреев, портреты-биографии. Все они отличаются огромной психологической насыщенностью. С портретов евреев, которые он писал в то время, на нас смотрят полные трагизма глаза. И натруженные морщинистые руки бессильно лежат на коленях. Возможно, в их судьбах он видел и отражение своей судьбы. Две таких картины хранятся в Эрмитаже: «Портрет старика-еврея» и «Портрет старого еврея в красном».

    Одна из поздних его картин — «Еврейская невеста».

    Возможно, эта картина — воспоминание о счастливых годах, проведенных с любимыми им женщинами.

    Рембрандт тяжело пережил и смерть 26-летнего Титуса — сына Саскии, умершего от чумы вскоре после женитьбы.

    Сам художник умер в одиночестве, лишь два друга не покидали его ни в богатстве, ни в бедности. Одним из них был аптекарь Абрахам Франсен — он запечатлен в одном из офортов.

    Рембрандт умер в возрасте 63 лет и был похоронен в безымянной могиле.

    Но у времени свой «табель о рангах». И Рембрандт уже вне моды и настроений эпохи.

    Конечно, особое почтение к нему испытывает еврейский народ, болезненно остро реагирующий и на хулителей, и на защитников. Поэт Хаим-Нахман Бялик назвал Рембрандта великим нееврейским художником, который смог постичь еврейскую душу так, как никто из еврейских.

    А поэт Яаков Кахан написал:

    «Рембрандт, ты уверен, что в твоих жилах нет еврейской крови? Как же ты сумел передать возвышенную еврейскую душу на своих полотнах? Ты загадка для меня, Рембрандт, — ты чужой, но так близок мне».

    Рав Кук, посетивший в 1912 году Национальную галерею в Лондоне, тоже остановился у его полотен и увидел в них «всепроникающий свет, который, как говорили мудрецы Талмуда, создал Всевышний в дни творения, а затем сокрыл, так что увидеть его могли только избранные, и Рембрандт — один из них».

    Он называл художника цадиком, праведником.

    В начале 70-х годов петербургский режиссер Виктор Кернарский снимал фильм «Рембрандт. Офорты». Пользуясь знакомством, он обратился к Иосифу Бродскому с просьбой написать текст в стихах к фильму.

    Через две недели получил четыре страницы стихов и сообщение:

    «Это проба. Когда фильм будет отснят, я напишу больше».

    Фильм был снят, а стихи отвергнуты сценарным отделом студии:

    Бродский в те времена уже был слишком известен в узких кругах. Но стихи остались. Там были строки:

    И чередою перед ним пошли

    аптекари, солдаты, крысоловы,

    ростовщики, писатели, купцы — Голландия смотрела на него,

    как в зеркало. И зеркало сумело

    правдиво — и на многие века — запечатлеть Голландию и то,

    что одна и та же вещь объединяет

    все эти — старые и молодые

    — лица; и имя этой общей вещи — свет…

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 6 комментариев , вы можете свернуть их
    Григорий Никитин # написал комментарий 22 апреля 2021, 22:47
    Очень интересно. Как вдохновенно написано об этом знаменитом живописце Голландии, одаренного таким особым талантом - ощущать душу человека, его стремления, чаяния. Великий художник!
    Шлифер Давид # написал комментарий 23 апреля 2021, 13:47
    Спасибо за замечательный рассказ о великом художнике. Я как-то не замечал связь Рембрандта с евреями, а после Вашего поста удивляюсь, как я мог это не увидеть.
    Лена Казаровицкая # ответила на комментарий Шлифер Давид 24 апреля 2021, 15:26
    Очень рада , Давид!
    Григорий Никитин # написал комментарий 23 апреля 2021, 15:25

    Интересно, что в Киеве сейчас живет известный художник Герман Гольд. Его называют еврейским Рембрандтом.
    ссылка на herman-gold.com

    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 789 записей в блогах и 6194 комментария.
    Зарегистрировалось 37 новых макспаркеров. Теперь нас 5028854.