Метаморфозы. Николай Заболоцкий

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Tatyana Lindwest перепечаталa из www.lib.ru
    5 оценок, 2651 просмотр Обсудить (10)

    <pre>Однажды, я написала стихи</pre>

    Улететь, испариться, исчезнуть

    Улететь,испариться,
    исчезнуть в небытии,
    и снова на Землю вернуться,
    но только в иной красе.

    Я сто раз умирала,
    сто раз воскресала,
    душа умирала,
    и вновь, воскресала она.
    Не могу больше жить
    в этой гонке лишений,
    этот бег одержимых
    не в силах уже совершать.
    И хочу я однажды
    подняться на небо,
    и воскликнуть:
    "Прими же меня,о,Земля!
    Как однажды других приняла."
    В этом ритме твоем бестолковом,
    не могу я признанья найти,
    потому и кричу всему Миру:
    "Успокой мою душу,спаси!"

           1999.г.
     

    <pre>А позже нашла сборник стихов Николая Заболоцкого, и прочла стихи "Метаморфозы", и как же я была поражена схожестью мысли.
    Предлагаю к прочтению и анализу гениальных стихов этого замечательного поэта.


    Метаморфозы

    Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, На самом деле то, что именуют мной,- Не я один. Нас много. Я - живой Чтоб кровь моя остынуть не успела, Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел Я отделил от собственного тела!

     И если б только разум мой прозрел И в землю устремил пронзительное око, Он увидал бы там, среди могил, глубоко Лежащего меня. Он показал бы мне Меня, колеблемого на морской волне, Меня, летящего по ветру в край незримый, Мой бедный прах, когда-то так любимый.

     А я все жив! Все чище и полней Объемлет дух скопленье чудных тварей. Жива природа. Жив среди камней И злак живой и мертвый мой гербарий. Звено в звено и форма в форму. Мир Во всей его живой архитектуре - Орган поющий, море труб, клавир, Не умирающий ни в радости, ни в буре.

      Как все меняется! Что было раньше птицей, Теперь лежит написанной страницей; Мысль некогда была простым цветком, Поэма шествовала медленным быком; А то, что было мною, то, быть может, Опять растет и мир растений множит. Вот так, с трудом пытаясь развивать Как бы клубок какой-то сложной пряжи, Вдруг и увидишь то, что должно называть Бессмертием. О, суеверья наши!

     1937


    </pre>

    Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы»

    http://www.litra.ru/composition/download/coid/00077801184864257740/

     

        Время великих научных открытий, которое застал Н.Заболоцкий, отразилось в его творчестве. При этом его стихотворения не утратили своей поэтичности. Думаю, что поэт действительно сказал новое слово в русской литературе. Примером сочетания науки, лиричности и философии служит стихотворение Заболоцкого «Метаморфозы»(1937). В нем автор разрабатывает тему «реальности бессмертия». Если раньше в решении этой вечной проблемы жизни и смерти поэты исходили из философских учений, христианского мировоззрения, то научные открытия в эпоху XX века поставили ее на другой уровень.
        Н.Заболоцкий осмысливает реальность в бесконечном разнообразии и единстве превращений «клубка какой-то сложной пряжи», единстве «мира во всей его архитектуре». Каждое превращение мировой жизни включает в себя смерть, умирание. Это факт, с которым приходится мириться. Смерти происходят в любой момент жизни.

        На первый взгляд, стихотворение кажется парадоксальным, сложным для понимания. Само название произведения символично. Древнегреческий поэт Овидий в своё время написал поэму «Метаморфозы», в которой отразил волшебные превращения в мире, перетекание одной материи в другую. И хотя во многом эта поэма мифологична, наполнена легендами о богах, время показало, что греки были удивительно прозорливы. Превращения, удивительные изменения в природе и человеке происходят ежесекундно. Мир изменился, грани человеческого сознания расширились. Эти новые взгляды и отразил автор в своих «Метаморфозах».
        С самых первых строк чувствуется удивление, восхищение лирического героя бесконечным изменениям мира:

        Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

        Уже здесь на первый план выходит проблема человека и окружающей действительности. Лирический герой пытается решить очень сложный вопрос – как происходит, меняется жизнь внутри него, кто он. Отсюда его парадоксальные выводы:

        Лишь именем одним я называюсь,-

        На самом деле то, что именуют мной,-

        Не я один. Нас много. Я - живой.

        Нельзя не согласиться с тем, что жизнь постоянно меняется, развивается, в том числе и в теле человека. Взгляд лирического героя обращен к сущности внутренних процессов личности. Он касается не только психологических и философских аспектов, но и физиологических. Перед нами новое видение человека. Человек воспринимается не статично, а в единстве бесконечно разнообразных процессов жизни. Еще древние писали: «В одну реку не войти дважды» и «Люди как реки».
        Несмотря на то, что в своих произведениях Н.Заболоцкий напрямую не обращался к древней Греции, а напротив, увлекался современным естествознанием, его стихотворение подтверждает суждения греческих мудрецов. Отсюда обилие иносказаний в стихотворении. Лирический герой смотрит на себя со стороны – «колеблемого на морской волне», «летящего по ветру в край незримый». Поэт подчеркивает закономерность, согласованность всеобщих метаморфоз единого, бессмертного бытия. Законы изменения бытия он выражает формулой: «звено в звено и форма в форму». Человек Н.Заболоцкого многолик и, в то же время, един, его составляющие включены в процессы умирания и возрождения:

        Чтоб кровь моя остынуть не успела,

        Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел

        Я отделил от собственного тела.

        Стихотворение условно можно разделить на три смысловые части. В первой лирический герой рассуждает о себе, своих внутренних состояниях. Во второй – выражает своё отношение к природе. Живое и мертвое взаимосвязано в ней, одно перетекает в другое. Природа здесь не только «скопленье чудных тварей», но и «орган поющий».
        Метафоры поэта торжественны, величавы. Они подчеркивают закономерность, гармоничность всех процессов на Земле:

        Звено в звено и форма в форму. Мир

        Во всей его живой архитектуре –

        Орган поющий, море труб, клавир,

        Не умирающий ни в радости, ни в буре.

        Природа представляет собой «живую архитектуру», состоящую из мельчайших частиц. Каждой из них принадлежит свое место. Природа есть поющий орган – музыкальный инструмент с множеством голосов, которые вместе составляют стройный лад, единую гармонию. У каждого из нас есть свой голос в этой вселенской мелодии. Чтобы осознать это, нам необходимо расширить горизонты взгляда на мир, понять его сложность и многообразие. В жизни природы действуют разные законы, но, пожалуй, главный из них – закон целесообразности. Ничто в мире не приходит из ниоткуда и не исчезает без следа. Всё имеет причинно-следственную связь. Отсюда эти удивительные «метаморфозы», описанные Н.Заболоцким. Думаю, что сегодня настало время, когда природа снова властно заявила о себе человечеству. Поэтому так важно понять ее законы.

        Третья смысловая часть представляет собой своеобразный итог всего стихотворения. Здесь впервые возникает тема бессмертия. Поэт утверждает, что только наши суеверия мешают нам видеть «реальное бессмертие». Оно, по мысли Н.Заболоцкого, находится не вне нас, а как наше личное достояние в этом мире. Особенную глубину и новизну этой поэтической мысли даёт представление о собственной собирательности.
        По своему жанру «Метаморфозы» тесно связаны с традициями классической философской лирики Гете, Баратынского, Тютчева. Здесь мы наблюдаем лирическое описание самого процесса мысли. Мандельштам называл подобные размышления «поэзией доказательства». Литературная традиция подчеркнута архаической книжной лексикой («око», «прах», «злак»). Стихотворение завершается философскими метафорами, которые представлены в форме афоризмов: «мысль некогда была простым цветком», «поэма шествовала медленным быком». Главная мысль заключительной части состоит в том, что бессмертие есть «клубок пряжи»:

        Как бы клубок какой-то сложной пряжи,

        Вдруг и увидишь то, что должно называть

        Бессмертием. О, суеверья наши!

        В своём стихотворении поэт достигает емкости поэтической мысли. Всего тридцать две строчки! А между тем, это целая философская поэма. Н.Заболоцкий выразил самые прогрессивные мысли своего времени. Он удивительным образом соединил научные открытия и глубоко эмоциональные переживания. Поэтические открытия Н.Заболоцкого дали новое направление русской литературе.

     

    _________________________________________________________________________________

     

    В этом же сборнике я нашла стихи "Признание"

    <pre> Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная моя женщина!

     Не веселая, не печальная, Словно с темного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная, И звезда моя сумасшедшая.

     Я склонюсь над твоими коленями, Обниму их с неистовой силою, И слезами и стихотвореньями Обожгу тебя, горькую, милую.

     Отвори мне лицо полуночное, Дай войти в эти очи тяжелые, В эти черные брови восточные, В эти руки твои полуголые.

     Что прибавится -- не убавится, Что не сбудется -- позабудется... Отчего же ты плачешь, красавица? Или это мне только чудится?
    1957

    Песню на эти стихи многие знают и слышали, но в песне, к сожалению, утрачен один куплет, без которго песня по моему мнению, не раскрывает полной сути.

    </pre> <pre> Отвори мне лицо полуночное, Дай войти в эти очи тяжелые, В эти черные брови восточные, В эти руки твои полуголые.</pre> <pre>После прочтения этих стихов, я подумала, как замечательно было, если бы зазвучал это романс, и впоследствии впервые услышала в исполнении группы "Санкт-Петербург".

    </pre>

    <iframe src="https://www.youtube.com/embed/5bKKfRdRgTU" frameborder="0" width="854" height="510"></iframe>

    <pre>

    К сожалению, и первые строки изменены в песне, но видимо это творческая задумка исполнителей, хотя я бы оставила стихи в первозданном виде. Кстати, многие слова изменены в песне, а жаль. </pre>

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 10 комментариев , вы можете свернуть их
    Tatyana Lindwest # написала комментарий 17 мая 2015, 13:22

    Ничто не создано из ничего
    Татьяна Линдвест

    Ничто не создано из ничего,
    и не исчезает всё бесследно.
    Но каждый шаг и каждый след
    на нашей матушке Земле
    запечатлен, и в этом правда.
    Вся правда жизни в том дана,
    и мы не в праве ей перечить.
    Все наши злые, добрые дела
    творим мы по своей же воле

    Никто, нигде и никогда
    не управляет нами,
    ни бог, ни сатана,
    придумали их сами,
    есть солнце - свет,
    и ночь, есть - тьма,
    и есть добро,
    как избавление от зла.

    2002.г.

    ссылка на www.stihi.ru

    Илона Арбенина # ответила на комментарий Tatyana Lindwest 17 мая 2015, 14:26
    Добро и зло творить всегда во власти всех людей.

    Но зло творится без труда, добро творить трудней!
    Tatyana Lindwest # ответила на комментарий Илона Арбенина 18 мая 2015, 13:19
    Добро и зло даётся людям без труда,
    но всё зависит от того, кто ты да я,
    кто он, она, кто люди всей Земли,
    но нет и света ведь без тьмы,
    лояльнее ко всем нам нужно быть!
    Лана Торгонская # написала комментарий 17 мая 2015, 18:10
    Послушать не удалось...Жаль. Я так люблю эту песню!
    Да, все кто задумывается о мироздании, не может не понимать, что только рождение -смерть - рождение имеет смысл... Это единственный путь, для развития души человека...Самое важное, что есть у нас, самое бесценное!
    Tatyana Lindwest # ответила на комментарий Лана Торгонская 18 мая 2015, 13:23
    Наш путь по жизни от рождения до смерти,
    неважно короток иль длинен он,
    но быть добрее и мудрее, мне поверьте,
    способен каждый человек!
    Лана Торгонская # ответила на комментарий Tatyana Lindwest 18 мая 2015, 14:22
    Не просто верю! По себе знаю...)) Всегда доказываю, что не меняться в лучшую сторону - преступление, против своей души! Нельзя в 60 лет оставаться таким же придурком, каким мог позволить себе быть в 20!!!!))
    Tatyana Lindwest # ответила на комментарий Лана Торгонская 18 мая 2015, 14:40
    Но некоторые и в 50 как в 20! Догадайся с трёх раз о ком говорю. )))
    Лана Торгонская # ответила на комментарий Tatyana Lindwest 18 мая 2015, 15:10
    Ой..Танечка! Ну что ты меня смешишь? Знаю, о ком речь..
    Мне весь список огласить? ))))))))
    Tatyana Lindwest # ответила на комментарий Лана Торгонская 18 мая 2015, 22:18
    Мы этот список с тобой, Лана, хорошо обе знаем! )))
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 592 записи в блогах и 5399 комментариев.
    Зарегистрировалось 88 новых макспаркеров. Теперь нас 5029710.
    X