Развитие и деградация.

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    ярослав мойсишин написал
    0 оценок, 297 просмотров Обсудить (0)

    В современном научном и философском дискурсе, без всяких оговорок, доминирующими являются идеи развития,, эволюции и прогресса. Понятно, что такое положение вещей было не всегда. Оно сложилось под влиянием исторических факторов, но в первую очередь благодаря научно-техническому прогрессу. Но так ли все однозначно радужно и оптимистично в отношении эволюции у меня прогресса? Не выглядит ли идея развития несколько утопично, в связи с нашими завышенными ожиданиями и настроениями о прекрасном будущем? Такими уж очевидными являются эволюция и развитие в социальной области - культуре, нравственности, межличностных отношениях? Вопросы вовсе не риторические, они злободневны и актуальны, правильные ответы на которых - гарантия нашего счастливого будущего. Образцом, эталоном развития, несомненно, есть наука и техника. Это именно та эволюция, в прогрессивности которой нет сомнений абсолютно ни у кого. Изменения в науке и технике - это именно качественные, прогрессивные изменения, а не изменение ради изменений. Не для кого не является секретом, что за развитие технологий и науки стоит человеческий разум, разум ученых, инженеров и изобретателей. И это логично, не развиваются, в самом деле, сами по себе научные теории и технические устройства. Но везде ли в нашей жизни мы сталкиваемся обязательно с эволюцией и развитием? Является ли, другими словами, эволюция обязательным и неотъемлемым вектором объективной действительности, о чем нам постоянно твердят эволюционисты? Ведь очевиден и не подлежит сомнению тот факт, что развитие и эволюция возможны там, где присутствует разум и воля. Отсюда вполне резонен вопрос, можем ли мы говорить о развитии культуры, искусства, нравственности, межличностных отношений. - Все действительно разумно, а разумное действительно, - как говорил Гегель, или мы не находим во всем нашем общественном устройстве жизни ничего разумного? Так вот, когда мы проанализируем состоянием общественной нравственности, культуры и искусства, то обнаружим, что за всеми "эволюционными изменениями" в социуме стоят не разум с мудростью, а исключительно одни инстинкты, эмоции и страсти. В лучшем случае мы имеем какие-то намеки на рассудочные формы мыслительной деятельности в социальной эволюции. Как результат, мы имеем изменения в общественной жизни, которые скорее можно идентифицировать с застоем и деградацией. Эволюция и развитие общества все больше и больше приближает нас не к счастливому будущему, а к апокалипсису, предвиденному в так нелюбимом светским гуманизмом Священном Писании. Человечеству явно не хватает ни разума, ни воли, чтобы что-нибудь противопоставить этому своему сползанию в пропасть деградации и гибели. Вместо конструктива, все больше ощущение того, что мы идем не туда, что если не подключить разум и мудрость в обустройстве социальной жизни нас "эволюция" заведет туда, откуда уже будет не выбраться. Такое впечатление, что область социального развития блокируется, что разума и мудрость отключены от управления социальными процессами. Самим эффективным местом применения человеческого разума является только наука и техника, и больше ничто. Стоит ли после этого ожидать эволюции и развития общества, совершенствования и всестороннего развития личности. Изменяется лишь внешняя, материальная сторона бытия человечества, напрямую связанная с научно-техническим прогрессом и развитием производства. То есть эволюция и развитие, несмотря на многотысячелетний период существования человечества, ни на йоту не коснулась духовности и нравственности человека. Люди, общество остались все в том же неприглядном духовном и нравственном состоянии, какими были в каменном веке. Претерпели качественное изменения и развитие внешний мир - материальная культура, быт и условия жизни. Есть какие-то новые этические нормы и предписания, но они чисто декларативный характер и никоим образом не затрагивают поведение человека и его поступки. Так называемый нравственный релятивизм, зависимость норм морали от развития общественных отношений, о которых говорят эволюционисты, ровным счетом не имеет никакого отношения к развитию, а является таким же направлением моды, как, например, в одежде. Человек как был, так и продолжает быть объектом всевозможных манипуляций людей и общества, марионеткой в руках сильных мира сего. Тут уж не до разума и развития, а до "спасения утопающего", которое, как известно, "дело рук самого утопающего". Такая "эволюция" и "развитие" сродни вечному "наступлению на одни и те же грабли", которые могут выглядеть более совершенными, но, по сути, ничем не отличаются от прошлых. Нравственность, духовный мир человек инвариантен по отношению к изменяющимся условиям материальной, экономической и политической жизни, в них по-прежнему во всем рулят эмоции, чувства и переживания. Сложилась парадоксальная ситуация: духовное, нравственное состояние человека не соответствует научно-техническому прогрессу, развитию материально-технической культуры общества. Современный человек по своему духовному и нравственному уровню ни в чем не превосходит первобытного человека. Эволюция человека со времен кроманьонцев и неандертальцев не претерпела никакого движения вперед, никакого прогресса в развитии вида Homo sapiens. Наоборот: на фоне научно-технического прогресса наметилась тенденция к деградации человечества, связанная с разделением людей на творческие элиты, людей умственного труда и потребителей, обслуживающего персонала, людей второго сорта. - Но ведь это же эволюционный механизм развития, - скажут материалисты. - Человек, как сотни тысяч лет назад человекообразная обезьяна, делает очередной качественный скачок к некоему новому, более совершенному виду Homo. Но так ли это на самом деле. Да, происходит расслоение людей по материальному и интеллектуальному принципу, но разве это существенно меняет внутренний облик человека? На основании этого можно сделать вывод лишь о том, что механизм "социального отбора" не развивает человеческий вид, а сохраняет его в том состоянии, в котором он находился и раньше. К эволюции и развитию Homo sapiens это не имеет никакого отношения. Логичнее было бы предположить, что человеческая элита в лице научного сообщества более близка к тому, что может произвести на свет новый вид разумного существа, объединяющего в себе геном человека и искусственный интеллект. Но это чревато тем, что будет подведена черта под существование человечества, поскольку уже сейчас "творение человеческого разума" намного превосходит интеллектуальные возможности его создателя человека. Это, несмотря на то, что, как мы знаем, есть мнение, исходящее из религиозных источников, что к сотворению человека причастен больше высший, сверхъестественный разум, и что человек изначально был совершенен, превосходя все самое совершенное, на что способен искусственный разум. Но это так - уточняющие детали, с которыми не каждый ученый должен соглашаться. В любом случае, такая перспектива эволюции человека, в результате которого на смену Homo sapiens придет киборг, думается, вряд ли кого-нибудь утешит.

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 0 комментариев , вы можете свернуть их
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 564 записи в блогах и 6236 комментариев.
    Зарегистрировалось 25 новых макспаркеров. Теперь нас 5025077.