Православное христианство в борьбе за демократию и свободу. Часть 1.

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Вячеслав Дмитриев перепечатал из sageta.ru
    0 оценок, 849 просмотров Обсудить (54)

    Постоянное замещение духовного материальным характеризует язычество, противостоящее в этом христианству. Христианство исходно выступало против такого замещения. И свою духовную устремленность такое замещение нашло в лоне иудаизма. Известно, что исторически политическая монархия имеет именно языческое происхождение, поэтому само сознание в истории иудаизма Царства сопровождалась критикой, что это замещение Бога на престоле мирским владыкой, одновременно является забвением духовных основ иудейской веры. А в Первой Книге Царств (гл.8), сам Бог осуждает идею земного царя. Христианство в многом наследует эту критическую риторику в отношении к мирскому господству, всякий акцент плана спасения на языческой идее царства ослабляет дух. Можно считать, что исходно христианство было пронизано именно антимонархическим духом. Ведь Царь Небесный, это как раз тот, кто не может и не должен быть земным царем. Можно сказать, что христианство в своей основе – это, прежде всего, духовная сила, противостоящая силе материальной, воплощенной в идее монархии. Первоначально христианство так и воспринималось современниками, т.е. в качестве варианта духовного иудаизма, в противовес саддукеям и фарисеям. Ведь христианство отличает от иудаизма именно небесное, а не земное обетование, т.е. обетование, прежде всего, духовное. И, тем не менее, некоторые еще продолжают ошибочно связывать между собой идею монархии и православного христианства, совершенно не учитывая духовную направленность христианства, смешивая при этом, как и прочие язычники, духовное и материальное, и даже замещая духовное материальным.

    В этом мире есть иерархия материальная и духовная, и их не стоит смешивать. Смешивать эти порядки, означает, не столько то, что предполагается какая-то зависимость между этими порядками, сколько то, что из духовной иерархии как бы вытекает с необходимостью определенная иерархия мирская (т.е. например, что из святости вытекает автоматически мирское владычество). Но вот именно такой зависимости как раз в идее христианства и не существует. И иерархия духовного наставничества совершенно не предполагает, что она должна быть обязательно конвертирована во владычество мирское, т.е. что иерархия священническая автоматически переходит в иерархию административную.

     

    Христианская Церковь с самого начала ее исторического пути знает только трехступенчатую иерархию духовного наставничества: епископ, пресвитер (священник) и диакон. Епископ – предстоятель, руководитель и представитель всех христиан, проживающих в каком-либо городе. Пресвитер – полномочный представитель своего епископа. Диакон – помощник пресвитера. Первоначально, когда христиан было немного и все верующие города могли собраться в одном помещении, роль епископа и пресвитеров не была достаточно четко разделена.

     

    Позднее, когда собраться всем в одном месте стало невозможно, епископ возглавлял основное собрание верующих, а собрания-приходы по окраинам поручал возглавлять своим пресвитерам. Полномочия епископов в пределах своих епархий равны, и епископы не могут по своему произволению вмешиваться в дела других епархий. Вопросы, выходящие за пределы компетенции одного епископа, решали специальные церковные Соборы. В каждой местности появился особый епископ, который занимается созывом таких соборов и председательствует на них. Такой первенствующий епископ почитается первым среди равных, но не администратором-распорядителем. Ведь такой первенствующий епископ действовать вне своей епархии по собственному произволению, без совета других епископов не мог. Такими первенствующими епископами выступали епископы крупных столичных городов, и им было присвоено наименование митрополитов.

     

    Но в Церкви как в социальном институте процессы централизации и администрированиястали замещать духовные процессы. И в составе Церкви появились особые административные должности экзархов и патриархов, чьи права основываются уже не на постановлениях Соборов, а они основываются на управленческих государственных традициях, в основе своей языческих и монархистских.

     

    Так, на Руси эта административная традиция церковной организации возникла с момента учреждения в 1589 году поста патриарха. Исходно, вопреки канонам христианства, пост патриарха толковался как четвертая степень священства. Над будущим патриархом повторно проводили таинство поставления в епископы, смысл чего был совершенно невнятен. И благодаря такому двойному поставлению русский патриарх видел себя уже не «первым среди равных» ему епископов, а церковным монархом, господином, а остальных епископов – своими слугами. Известно, что первый Патриарх Никон в свое время даже отказался подчиниться суду Собора, состоящего из других епископов Русской Церкви, и потребовал для себя суда других патриархов, так как не мог представить себя судимым своими «холопами». Таким образом языческая идея монархии вошла в жизнь Церкви, существенно извратив демократический дух православного христианства.

     

    Исключительные права духовного владыки опирались на еретическую идею четвертой степени иерархии, которая, конечно же, противоречит учению Церкви и имеет своим источником языческое представление о государстве как о царстве. Исторически такое отклонение в сторону язычества было обусловлено тем, что на Руси светская власть монарха символически уравновешивалась всевластием патриарха. Но статус патриарха в составе Церкви — именно статус владыки-администратора, особого царя, — был вторжением в духовную иерархию Церкви, а не продолжением этой иерархии. И следствием такого оязычевания церковной организации, будет сосредоточение власти в одних руках, что неизбежно приведет к угасанию инициативы у паствы. Без возможности принимать решения в среде низового священства построение полноценной церковной жизни, основанной на принципах любви и милосердия, практически невозможно. Церковная вертикаль, опираясь на языческую идею государственного управления, подавляет горизонтально организованную жизнь братьев и сестер. Таким образом, демократическая по своему духу православная Церковь оказалась в подчинении языческого царизма и логики папизма. А полное всевластие первого патриарха с неизбежностью привело к неисчислимым бедствиям для Церкви, расколам и гонениям, к утрате ясности веры …

     

    Конечно, сегодня, никто уже не желает восстановления самовластного патриарха в духе Никона, и права нового патриарха ограничены в пользу Собора в соответствии с 34-м Апостольским правилом. Но все равно полномочия патриарха пока детально не сформулированы и не утверждены. Институт патриаршества, ориентированный на образец языческой монархии, неизбежно приводит к возврату старой практики в церковной организации, неограниченной власти и государственной «вертикали». Православие исказилось, и произошло замещение духовного порядка жизни Церкви материальным, и воплотилось это, прежде всего, в практике высшего церковного управления. Ведь теперь православный патриарх является не только архипастырем, но вместе с тем еще и администратором-управленцем, мирским владыкой. Он, пока не обладает априорной святостью как папа римский, который может единолично принимать церковные законы и даже создавать новые догматы. Пока православный Патриарх, разумеется, ничего не решает за всю Церковь и, он, вроде, по правилам подотчетен архиерейскому собору.

     

    Но это лишь теоретически, а практически реальность церковной организации оказывается построенной на принципах языческой монархии. При отсутствии четкого разграничения полномочий патриарха, постоянно происходит сползание к авторитарному, монархистскому стилю церковного правления. И при таком положении дел истинная соборность Церкви всегда будет с неизбежностью умалена.

     

    Но ведь есть только случайные исторические причины усвоения церковной иерархией повадок иерархии светской, заимствованных от языческой идеи царства, а по сути духовная иерархия христианства своим появлением не только заложила основы краха рабовладельческого строя, но и носила как раз антимонархический порядок, демонстрируя в своей основе демократический характер.

     

    Исторически российская государственная машина всегда последовательно втягивала Церковь в свои политические проекты. Под действием этой языческой машины епископальное сообщество превращалось в церковный олигархат, живущий на коротком поводке у власти, а патриархи впадали в прелести папизма. Как раз Церковь, как совокупность равных христианских общин братьев и сестер являлась мощной угрозой социальным иерархиям язычески устроенных государств. Церковь родилась именно в оппозиции к мирской иерархии, как демократическая структура. Язычество, мирская иерархия, монархия – были исходно не совместимы в своем способе существования с христианством. Но именно поэтому государственная власть всегда старалась приспособить церковную организацию под себя, для обслуживания своих интересов.

     

    Часть 2. См. - http://maxpark.com/community/43/content/1877070

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 54 комментария , вы можете свернуть их
    Данил Евсеев # написал комментарий 9 марта 2013, 00:24
    Демократия не сочетается с тоталитарными сектами)))
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Данил Евсеев 9 марта 2013, 00:47
    Тут ничего не возразишь.
    Но мы же не о том случае...
    Данил Евсеев # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 9 марта 2013, 01:09

    РПЦ всегда затыкало вольнодумие.
    ссылка на tzone.kulichki.com

    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Данил Евсеев 9 марта 2013, 01:53
    И, видимо, имело его в своих рядах....
    Иначе, чего затыкать?
    Октавиан Август # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 9 марта 2013, 16:55
    Имело, в кастрированном виде.
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Октавиан Август 10 марта 2013, 12:32
    Ну уж где какой вид сразу и не разберешь?
    Данил Евсеев # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 10 марта 2013, 12:59
    Не обольщайтесь насчет СВОИХ рядов...)))
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Данил Евсеев 9 марта 2013, 01:57
    Не впечатляет. Католицизм отличился в этом на несколько порядков более. Да и крайности давно сами же и осудили...
    Данил Евсеев # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 9 марта 2013, 02:01
    Насколько я помню, речь не о католиках...)))
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Данил Евсеев 9 марта 2013, 02:45
    Но и особого "мракобесия" тоже не было...
    Данил Евсеев # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 10 марта 2013, 09:52
    А какое вам ещё-то особое мракобесие нужно?
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Данил Евсеев 10 марта 2013, 16:20
    Все равно, на единицу площади в этих рядах хороших людей больше, чем в местах иных....
    Данил Евсеев # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 10 марта 2013, 16:35
    Очень спорный вопрос.
    Данил Евсеев # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 10 марта 2013, 16:56
    Статистика дело относительное)))
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Данил Евсеев 10 марта 2013, 16:57
    Но для круга проживания - существенное.
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Данил Евсеев 10 марта 2013, 17:41
    Это не статистика, это жизнь...
    Октавиан Август # ответил на комментарий Данил Евсеев 9 марта 2013, 16:57
    И не только РПЦ, христианство само по себе боится вольнодумия, так как их карточный домик сразу же развалится от этого.
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Октавиан Август 9 марта 2013, 18:07
    Вообще-то мы живем в поле христианских ценностей. И пока ничего не меняем...
    Октавиан Август # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 9 марта 2013, 19:15
    Это каких же? Лицемерия, ненависти?
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Октавиан Август 10 марта 2013, 00:09
    С этим язычеством христианство как раз сражается....
    Данил Евсеев # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 10 марта 2013, 09:52
    Сражающееся христианство и есть лицемерие.)))
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Данил Евсеев 10 марта 2013, 11:49
    Вы это Пересвету скажите... И вообще, Христову воинству...
    Данил Евсеев # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 10 марта 2013, 12:22
    Говорил, говорю и буду говорить...)))
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Данил Евсеев 10 марта 2013, 12:30
    Ну тогда и хану Батыю привет передайте...
    Данил Евсеев # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 10 марта 2013, 12:56
    Обязательно передадим, когда представят весомые артефакты куликовской битвы)))
    Октавиан Август # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 10 марта 2013, 10:53
    Лицемерие и ненависть основные черты вашей религии. Сражаться с ними вам бесполезно и глупо.
    Александр Кутовой # написал комментарий 9 марта 2013, 12:34
    Познавтельно читать другую точку зрения по истории православия, но оправдать какие-то страдания церкви не удалось. Какая уж там демократия рабовладельческой (или феодальной)психологии.
    Жаль, что наши власти вновь спелись церковью, а кто среди них будет начальником мне всё равно.
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Александр Кутовой 9 марта 2013, 15:44
    Сокрыт в православии и протест... Это наше будущее.
    Октавиан Август # написал комментарий 9 марта 2013, 16:54
    Ухе заглавие смешит, что автор всех за идиотов считает? Еще понравилось про духовное. Тоже смешно, В чем духовность христианства то? В лозунге "Спасайся, кто может? Или в презрении к жизни телесной?
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Октавиан Август 9 марта 2013, 18:10
    Ну, духовное или не очень, это дело вкуса...
    А презрения к телу в христианстве нет, это было как раз именно в язычестве... Спасение, оно и телесное...
    Октавиан Август # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 9 марта 2013, 19:18
    Выпячивается и подается это пресловутое "спасение"так, что смешно становится. На дураков рассчитано, думать самостоятельно не умеющих. А как же "грязь" половых органов и секса? Что это, как не презрение к телесной жизни? А спасение телесное, это как в виде зомби, как изя?
    Дмитрий Забиров # ответил на комментарий Октавиан Август 9 марта 2013, 19:42
    Одна из первых заповедей данных Адаму "Плодитесь и размножайтесь". Причем данная еще до грехопадения. А что до разврата - это естественно строго осуждается...
    Дмитрий Забиров # ответил на комментарий Дмитрий Забиров 9 марта 2013, 19:43
    Если Вы о монашестве - то это лишь один из путей, тем более путь для избранных...
    Октавиан Август # ответил на комментарий Дмитрий Забиров 9 марта 2013, 19:54
    В православии, монахи вон с часами за 30000 евро ходят и свои квартиры имеют, даже не скрывая этого))))
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Октавиан Август 10 марта 2013, 00:10
    Греховность победить не просто...
    Октавиан Август # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 10 марта 2013, 10:54
    Ну да, гораздо проще поучать всех))))
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Октавиан Август 10 марта 2013, 11:48
    Святые - самые большие грешники...
    Данил Евсеев # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 10 марта 2013, 12:57
    Да, не просто, достаточно их не совершать)))
    Октавиан Август # ответил на комментарий Дмитрий Забиров 9 марта 2013, 19:52
    Хех.....Читайте внимательно ВЗ, не Адаму, а зверям, которых он сотворил)))) А что такое разврат? Все, что не служит зачатию? Или все от чего бог поджираться не может?
    Дмитрий Забиров # ответил на комментарий Октавиан Август 9 марта 2013, 20:15
    Это когда дядя занимается "любовью" не с собственной женой, или тетя не с собственным мужеи))
    Заповедь:" И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
    И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле."
    (Быт.1:27,28)
    Дмитрий Забиров # ответил на комментарий Дмитрий Забиров 9 марта 2013, 20:16
    Вероятно в ваш регион еще не завезли "Православную энциклопедию", а ОПК в ваше время не преподавали. Так что ваше невежество извинительно)))
    Октавиан Август # ответил на комментарий Дмитрий Забиров 9 марта 2013, 22:49
    Ага, а за что тогда из рая выгнал?
    Дмитрий Забиров # ответил на комментарий Октавиан Август 10 марта 2013, 17:53
    Дык Вы Библию то почитайте...
    Если в кратце, человеку даны были 4 заповеди три созидательные - труда, познания, размножения и одна запретительная - да и то временная, не вкушать плодов с дерева познания добра и зла (воздержания, поста). Так вот человек эту заповедь нарушил. И мало того - вместо того что бы повинится начал от Бога прятаться, а потом вместо того что бы покаятся и попросить прощения начал отмазываться, "переводить стрелки на Еву и Самого Бога" - мол "ЖЕНА которую ТЫ мне дал - соблазнила меня"... Вот за то и выгнали...
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Дмитрий Забиров 10 марта 2013, 18:19
    Оно понятно, уже откушал же...
    Дмитрий Забиров # написал комментарий 9 марта 2013, 19:41
    Очень хорошая статья сам частенько задумывался над тем что бы написать нечто подобное...
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Дмитрий Забиров 10 марта 2013, 00:08
    Спасибо на добром слове. Я еще и вторую часть скоро выставлю, с более боевым содержанием...
    Олег Швачич # написал комментарий 10 марта 2013, 17:12
    Если вспомним Н.Д.Уолша(Беседы с Богом),"ни одна из существующих религий за 2500 лет не доказала, что она лучше других, т.е.все они - ложные":).А если еще вспомним вражду в пределах одной конфессии, (сунниты-шииты, православные-католики), то вообще абзац. +поговорка:"Хочешь стать богатым-придумай религию"(с) - и можно не спорить :).
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Олег Швачич 10 марта 2013, 18:13
    Во-во. Вместо того, чтобы обсуждать тему: монархия - язычество, христианство православное - демократия, все выясняют отношение к религии и христианству. Но это ли наш вопрос. Происходит смещение тематики...
    Олег Швачич # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 10 марта 2013, 20:48
    Слава, поскольку РПЦ построена на пресловутой "вертикали власти", демократичности от нее ждать не приходится :). Хотя если епископы выбирают себе Патриарха на срок 2 года, к примеру, и с возможностью отзыва, может, что демократическое и получится. А еще "живое измерение доверия" - так вообще:).
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Олег Швачич 11 марта 2013, 09:24
    Я о том, говорю, что православие все же несет в себе основания демократии и содержит революционный потенциал...
    Олег Швачич # ответил на комментарий Вячеслав Дмитриев 11 марта 2013, 12:03
    Мне кажется, те "святые отцы", которые действительно вызывают глубокое уважение (а я таких встречал), к сожалению, довольствуются малым, а на первый план выходят шоумены - это основная проблема (кстати, и отход от заповедей - если бы применялось "По делам их узнаете их"(с), многих из церковной верхушки отлучили бы от сана :(.
    Вячеслав Дмитриев # ответил на комментарий Олег Швачич 11 марта 2013, 17:32
    Во. во. Именно это и надо сделать... Отход от заповедей - достаточное основание, чтобы отлучать и лишать сана. Это вполне достаточное основание именно для православного христианства!
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 584 записи в блогах и 5097 комментариев.
    Зарегистрировалось 163 новых макспаркеров. Теперь нас 5029565.
    X