Писатель, написавший Россию

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Екатерина Иванова перепечаталa из rossia3.ru
    2 оценок, 540 просмотров Обсудить (8)
    Монолог князя Мышкина - программа Русской Консервативной Революции. "- Павлищев был светлый ум и христианин, истинный христианин, - произнес вдруг князь, - как же мог он подчиниться вере... нехристианской?.. Католичество - все равно что вера нехристианская! - прибавил он вдруг, засверкав глазами и смотря пред собой, как-то вообще обводя глазами всех вместе. - Ну, это слишком, - пробормотал старичок и с удивлением поглядел на Ивана Федоровича. - Как так это католичество вера нехристианская? - повернулся на стуле Иван Петрович; - а какая же? - Нехристианская вера, во-первых! - в чрезвычайном волнении и не в меру резко заговорил опять князь: - это во-первых, а во-вторых, католичество римское даже хуже самого атеизма, таково мое мнение. Да! таково мое мнение! Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует, клянусь вам, уверяю вас! Это мое личное и давнишнее убеждение, и оно меня самого измучило... Римский католицизм верует, что без всемирной государственной власти церковь не устоит на земле, и кричит: Non possumus! По-моему, римский католицизм даже и не вера, а решительно продолжение Западной Римской империи, и в нем все подчинено этой мысли, начиная с веры. Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех пор все так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа, все, все променяли за деньги, за низкую земную власть. И это не учение антихристово?! Как же было не выйти от них атеизму? Атеизм от них вышел, из самого римского католичества! Атеизм, прежде всего, с них самих начался: могли ли они веровать себе сами? Он укрепился из отвращения к ним; он порождение их лжи и бессилия духовного! Атеизм! у нас не веруют еще только сословия исключительные, как великолепно выразился намедни Евгений Павлович, корень потерявшие; а там уже страшные массы самого народа начинают не веровать, - прежде от тьмы и от лжи, а теперь уже из фанатизма, из ненависти к церкви и ко христианству! Князь остановился перевести дух. Он ужасно скоро говорил. Он был бледен и задыхался. Все переглядывались; но наконец старичок откровенно рассмеялся. Князь N. вынул лорнет и, не отрываясь, рассматривал князя. Немчик поэт выполз из угла и подвинулся поближе к столу, улыбаясь зловещею улыбкой. - Вы очень пре-у-вели-чиваете, - протянул Иван Петрович с некоторою скукой и даже как будто чего-то совестясь, - в тамошней церкви тоже есть представители, достойные всякого уважения и до-бро-детельные... - Я никогда и не говорил об отдельных представителях церкви, Я о римском католичестве в его сущности говорил, я о Риме говорю. Разве может церковь совершенно исчезнуть? Я никогда этого не говорил! - Согласен, но все это известно и даже - не нужно и... принадлежит богословию... - О, нет, о, нет! Не одному богословию, уверяю вас, что нет! Это гораздо ближе касается нас, чем вы думаете! В этом-то вся и ошибка наша, что мы не можем еще видеть, что это дело не исключительно одно только богословское! Ведь и социализм порождение католичества и католической сущности! Он тоже, как и брат его атеизм, вышел из отчаяния, в противоположность католичеству в смысле нравственном, чтобы заменить собой потерянную нравственную власть религии, чтоб утолить жажду духовную возжаждавшего человечества и спасти его не Христом, а тоже насилием! Это тоже свобода чрез насилие, это тоже объединение чрез меч и кровь! "Не смей веровать в бога, не смей иметь собственности, не смей иметь личности, fraternitй ou la mort, два миллиона голов!" По делам их вы узнаете их - это сказано! И не думайте, чтоб это было все так невинно и бесстрашно для нас; о, нам нужен отпор, и скорей, скорей! Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, которого мы сохранили и которого они и не знали! Не рабски попадаясь на крючок иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им неся, мы должны теперь стать пред ними, и пусть не говорят у нас, что проповедь их изящна, как сейчас сказал кто-то... - Но позвольте же, позвольте же, - забеспокоился ужасно Иван Петрович, озираясь кругом и даже начиная трусить, - все ваши мысли, конечно, похвальны и полны патриотизма, но все это в высшей степени преувеличено и... даже лучше об этом оставить... - Нет, не преувеличено, а скорей уменьшено; именно уменьшено, потому что я не в силах выразиться, но... - По-зволь-те же! Князь замолчал. Он сидел, выпрямившись на стуле, и неподвижно, огненным взглядом глядел на Ивана Петровича. - Мне кажется, что вас слишком уже поразил случай с вашим благодетелем, - ласково и не теряя спокойствия, заметил старичок: - вы воспламенены... может быть, уединением. Если бы вы пожили больше с людьми, а в свете, я надеюсь, вам будут рады, как замечательному молодому человеку, то, конечно, успокоите ваше одушевление и увидите, что все это гораздо проще... и к тому же такие редкие случаи... происходят, по моему взгляду, отчасти от нашего пресыщения, а отчасти от... скуки... - Именно, именно так, - вскричал князь, - великолепнейшая мысль! Именно "от скуки, от нашей скуки", не от пресыщения, а, напротив, от жажды... не от пресыщения, вы в этом ошиблись! Не только от жажды, но даже от воспаления, от жажды горячешной! И... и не думайте, что это в таком маленьком виде, что можно только смеяться; извините меня, надо уметь предчувствовать! Наши как доберутся до берега, как уверуют, что это берег, то уж так обрадуются ему, что немедленно доходят до последних столпов; отчего это? Вы вот дивитесь на Павлищева, вы все приписываете его сумасшествию, или доброте, но это не так! И не нас одних, а всю Европу дивит, в таких случаях, русская страстность наша; у нас коль в католичество перейдет, то уж непременно иезуитом станет, да еще из самых подземных; коль атеистом станет, то непременно начнет требовать искоренения веры в бога насилием, то-есть, стало быть, и мечом! Отчего это, отчего разом такое исступление? Неужто не знаете? От того, что он отечество нашел, которое здесь просмотрел, и обрадовался; берег, землю нашел и бросился ее целовать! Не из одного ведь тщеславия, не все ведь от одних скверных тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а и из боли духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и не знали! Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче чем всем остальным во всем мире! И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак и не замечая, что уверовали в нуль. Такова наша жажда! "Кто почвы под собой не имеет, тот и бога не имеет". Это не мое выражение. Это выражение одного купца из старообрядцев, с которым я встретился, когда ездил. Он, правда, не так выразился, он сказал: "Кто от родной земли отказался, тот и от бога своего отказался". Ведь подумать только, что у нас образованнейшие люди в хлыстовщину даже пускались... Да и чем, впрочем, в таком случае хлыстовщина хуже чем нигилизм, иезуитизм, атеизм? Даже, может, и поглубже еще! Но вот до чего доходила тоска!.. Откройте жаждущим и воспаленным Колумбовым спутникам берег "Нового Света", откройте русскому человеку русский "Свет", дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле! Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским богом и Христом, и увидите, какой исполин могучий и правдивый, мудрый и кроткий, вырастет пред изумленным миром, изумленным и испуганным, потому что они ждут от нас одного лишь меча, меча и насилия, потому что они представить себе нас не могут, судя по себе, без варварства. И это до сих пор, и это чем дальше, тем больше!" Ф.М. Достоевский "Идиот"

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 8 комментариев , вы можете свернуть их
    Маурисио Сомбреро # написал комментарий 14 ноября 2011, 12:07
    А ведь есть что-то недосказанное Достоевским. Есть порыв, есть вопрос, страсть в устах Мышкина... И всё... Всем спасибо за спектаклЬ, и как у Михалкова: "потриндели, выпили, покурили и всё...".

    В своё время Мышкин Достоевского меня убил.

    Но со временем я задал себе вопрос: "Ну и что?"

    " Откройте жаждущим и воспаленным Колумбовым спутникам берег "Нового Света", откройте русскому человеку русский "Свет", дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле! Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским богом и Христом, и увидите..."

    дык кто ж не даёт? Это обращение вообще к кому??? К самим же русским что-ли? Красивый, страстный экстатичный тупик
    Александр Зеличенко # ответил на комментарий Маурисио Сомбреро 15 ноября 2011, 12:47
    Кто ж не дает? Не дает не кто, а что - узость мышления, глупость, в конечном итоге. Это не тупик. Это точное указание выхода. Просто нащупываем мы его ползком.
    Ирина Соловьева # написала комментарий 14 ноября 2011, 12:27
    "...Достоевский был пророком и обладал даром предвидения. Он прозрел не только Революцию (топором по черепу), но и ее вырождение, ее предательство, ее продажу.
    София социализма постепенно выродилась в гуманистическое фарисейское слюнтяйство. Порфирии проникли в партию и подточили основы эсхатологического царства советской страны. Отказались от перманентной революции... И кровь хлынула рекой. Причем кровь не старух-процентщиц, а по-настоящему невинных детей.
    Существует виртуальная версия "Преступления и наказания", где совершенно иной конец. Она относится к новому, грядущему периоду русской истории..."
    Пётр Ткаченко # написал комментарий 15 ноября 2011, 09:53
    Если смотреть на нечистое, то нечистое и умножается, а если ещё и гениально подать это нечистое, то умножается многократно и многолетно. Пусть Достоевский пророк, однако пророк с нечистым сердцем, ведь как пороки описывал, однако чистоты душевной описать не мог, как не мог и красоты сердечной рассмотреть. И он также внёс свою часть в растление народа, как тут не рассматривай. Прислушайтесь: -"Если свет, который в вас - тьма, то какова же тогда ТЬМА?" Вот и Достоевский, Толстой, даже Пушкин с Лермонтовым, не говоря уже о Маяковском с Булгаковым, не имели чистоты в сердце, не видели подлинного, а писали, тем заражая сердца человеческие...
    Александр Зеличенко # ответил на комментарий Пётр Ткаченко 15 ноября 2011, 12:51
    Зачем же "не видели"? Видели. Но... мешали его с нечистым - иного и не бывает с писателями. А уж дальше от нас зависит - умеем ли мы отделить чистое от нечистого в их писаниях. Мы не умеем. Но это ведь наша беда.
    Александр Зеличенко # написал комментарий 15 ноября 2011, 12:44
    Это никакая не программа русской консервативной революции. Здесь КОНСЕРВАТИЗМА нет ни грана. Это другая русская программа - не революции, и не тем более консервативной. И программа эта не понята сегодня вовсе. А консерваторами - прежде всего.

    Впрочем, не забывайте гениальности Достоевского: вся эта речь князя - начало эпилептического припадка.
    Иван Бородулин # написал комментарий 15 ноября 2011, 23:44
    Не нам судить Достоевского-это слишком серьёзно: правдоискательство на высшем уровне Веры и любви к Родной земле.

    "Пока свободою горим, пока сердца для чести живы,
    мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!"
    (А.С.Пушкин)
    "Если крикнет рать святая: Брось ты Русь, живи в Раю!
    Я скажу: не надо рая, дайте Родину мою!"
    (С.Есенин)
    "За Бога, Царя и Отечество"-лозунг русских воинов идущих в атаку. Но космополитам безродным, для которых отечество в банках да на биржах,этого не понять."Почём родина на мировом рынке?"-их вопрос.

    С камнем за пазухой "Армани", с фигой в кармане от "Габани"
    космополит, душой урод, сноб презирающий народ,
    самовлюблённый шизофрен, псевдомудрец, лжец, шоумэн
    себя назвавши божьим другом, продался дьяволу в услуги.
    Всё: СМИ, эфир и культпросвет, включая тот же интернет-
    опутал липкой паутиной и травит ядом пародийным.
    Всё высмеял и опошлил, дерьмом и желчью Русь залил.
    Героев сказочных, былинных, весь дух народный вековой,
    культуру, песен слог старинный, всё насмех, в грязь:он князь,я-гой!
    ж. революций разжигатель, враг Бога,мира и людей
    поганит жизнь всем иудей!

    Гадит, клевещет и смердит.
    акцент: украинско-иврит
    Алексей Шиликов # написал комментарий 16 ноября 2011, 13:13
    Россию писали многие и писали хорошо, а видение России Ф.М. Достоевским весьма специфическое. Такой писатель безусловно должен был появиться рано или поздно. Его религиозно-философская позиция достаточно противоречива и шатка, что и отразилось в творчестве писателя, поэтому его можно "тянуть" в разные стороны и находить в его творчестве подтверждение тем или иным мыслям, тем более, что он был в постоянном и мучительном поиске, честно ставя вопросы и пытясь на них ответить. Но не ищите в его книгах окончательных решений и выводов, их там нет и быть не может. Он был гениально велик, чтобы ответить хотя бы на один из им же поставленных вопросов.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 896 записей в блогах и 6243 комментария.
    Зарегистрировалось 58 новых макспаркеров. Теперь нас 5028902.