Трагедия искренней совести. Неразрешимый замкнутый круг

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Самарянка realis перепечаталa из rusk.ru
    6 оценок, 841 просмотр Обсудить (36)

    Рядовой, непритязательный, никому не желающий зла, сокровенный, скромный российский человек одновременно (если он неверующий) любит Христа и испытывает недоверие к Церкви.

    Не то чтоб он совсем ее не любил. Он, несомненно, любит красоту церковной архитектуры, несомненно, признает, что бывают искренне верующие люди и уважает их церковность, но не допускает и мысли о том, чтобы вера и Церковь могли что-то значить лично для него. Он живет по совести и считает, что и сам вполне понимает, что хорошо и что плохо. Он уважает священников, признает, что они, возможно, причастны чему-то высшему, и ему даже можно объяснить (отнесется с пониманием), что в целовании руки священнику нет никакого раболепия, но воздается должное святыни. На крестинах, на отпеваниях (в этих случаях и посещается храм) такой человек держится серьезно, благоговейно.

    Сам же он святыни – сторонится. Почему? Так чувствуется, что, прежде всего, просто по искренности своей. Приблизительно, думаю, следующим образом можно сформулировать то соображение, что присутствует в подобном отстранении: «Тот, кто причастен святыни, может иметь только настоящее сердечное расположение к ней. У меня такого расположения нет, значит, я не причастен, это не имеет ко мне отношения». А решиться шагнуть самому – в сторону святыни, в сторону Церкви – человеку и в голову не приходит.

    Существует, таким образом, неразрешимый замкнутый круг. Отсутствие опыта церковной жизни не позволяет прикоснуться к церковной жизни, а не прикоснувшись, и не поймешь, зачем стремиться к ней, зачем обретать ее? И даже сама уважительность в какой-то мере способствует отстранению. При ее отсутствии можно поймать себя на чем-то негожем и, отталкиваясь от негожего, что-то почувствовать. А так – уважаешь и не чувствуешь.

    Только эстетически

    Ничего не понимая и будучи не в состоянии ничего представить в плане евхаристического единства, человек, сторонний Церкви, воспринимает церковную дисциплину, лояльность в отношении к священноначалию, послушание рядового верующего своему духовнику и т.п. самым приземленным, самым (с точки зрения людей церковных) примитивным образом, как обычные в человеческом обществе и в человеческих организациях подчинение, корпоративность и т.д. И, понятное дело, столь естественная для российского человека настороженность в отношении к начальству переносится им и на Церковь – как на иерархическую организацию, претендующую на пастырство.

    Церковь и вправду претендует -на причастность Истине и на то, что всякий человек, встающий на путь церковной жизни, должен слушаться Церкви, ее опыта, ее указаний. Со стороны это кажется нарочитым и связывается в сознании неверующего только с какими-то обрядовыми нормами и правилами поведения. Иногда за такими нормами признается содержание, но, увы, магического характера. Так всенародное почитание блаженной Матроны нередко признается и у неверующих, точнее, у верующих наполовину, они могут обладать даже некоторым опытом действенности обращений к блаженной Матроне, могут ездить в Покровский монастырь и соблюдать все правила поведения – как правила приличия и как необходимую часть получения просимого. Но не более.

    Обычно неверующий просто не чувствует в обряде никакого смысла. Он может почувствовать красоту богослужения, может даже оценить церковное слово, но, увы, лишь эстетически. Хорошо помню, как в молодости, попав случайно в храм на субботнюю всенощную, когда пели «Воскресение Христово видевше», я был поражен силой высказывания: «Смертию смерть поправ». Поразило меня и единодушие верующих, и то, как согласно пели, но все это (может, и запав отчасти в душу) оставило меня, в сущности, равнодушным. Помню, как раздражали меня: постоянное каждение, позолота, «лишняя роскошность» церковных одежд, «елейное» (как мне казалось) выражение лиц священников и подобострастное (что виделось и в целовании руки, и в смиренном выслушивании слов священника) расположение к ним верующих.

    Дико, но емко и выразительно

    Христос, «загороженный» будто бы обрядом и иконостасом, воспринимался мною – буквально – не имеющим отношения к Церкви! Ничего не зная о Христе (не читав Евангелие, лишь читав Достоевского) и ничего не зная о Церкви, я, с привычной категоричностью, полагал, что Христос, как несомненный сторонник свободы и творчества (читатель догадается, что еще я читал Н. Бердяева), просто не может быть на стороне столь странного культа с этим каждением, позолотой и странными возгласами священнослужителей. Мне и в голову не приходило, что это во мне нет ни капли того, без чего нельзя и приближаться к святыне – благоговения. И что это я самзагораживаю себя от Христа неправедной жизнью и неправильными мыслями о Нем и о Церкви. Во мне не было не только благоговения, но даже и уважительности, так что, крестившись после маминой смерти, я пережил обращение не на шутку. Мне так думается, что без серьезного внутреннего кризиса я и не смог бы придти к вере. Уперся в тупик и лишь тогда догадался о выходе. Так что я совсем не могу сказать, что жил по совести, и теперь понятно, что говоря о трагедии искренней совести, я говорю не о себе, пусть даже и в прошлом.

    Но я обратился к своей персоне, чтоб пояснить, что могу понять дикое, попавшееся недавно мне на глаза, высказывание: «Тот, кто возвращается к православию, отрекается от Христа». Оно емко выражает теперешнее противостояние Церкви не только тех, кому грех – мать родная, но и тех, кому дорог Христос, для кого и милосердие, и нравственность – не пустые слова. Конечно, приведенная формулировка отмечена и пафосом, и ожесточением против Церкви (обращает внимание слово «возвращается»), она вряд ли вполне подходит к тому образу «рядового неверующего», о котором мы говорили вначале. Но и миролюбивый рядовой неверующий, конечно, считает, что Христос милосерден и прост, и доступен для каждого, а Церковь и немилосердной себя проявляет, и усложняет все, и запугивает. Ему и в голову не приходит, что его предубеждение против Церкви – взято, как говорится, с чужого голоса, оно ему кажется верным, поскольку искренним. И не стоит за это его осуждать.

    Речь о множестве добрых знакомых

    Скверный пусть сквернится еще, может и станет ему. скверно, и он обратится. Непохоже, конечно, но мы не знаем. Как бы то ни было, речь не о нем. И, соответственно, не о метании бисера перед свиньями, не о тех, кто припечатан народной мудростью: иного не тронь, не то выйдет вонь. А о множестве добрых наших знакомых, жизнь которых по совести зачастую служит нам, православным, обличением и укором – тем большим, что они несут свои тяготы, не будучи верующими, не будучи церковными людьми, не имея, в отличие от нас, благодатных утешений. Признаюсь, я и не думал задаваться вопросами: «Как быть с ними? Как расположить их к Церкви? Как избавить их сознание от яда клеветы на Церковь?». Мне лишь хочется поделиться своими мыслями о них, убедить – прежде всего, самого себя – в том, что о них нужно только молиться, споров с ними не затевать, отвечать покороче и только на вопрос, не защищать перед ними Ту, которая не нуждается в нашей защите, поскольку ее и «врата ада не одолеют», не желать попалить ложность их представлений огнем нашей правильности, не обращать внимания на иную дикость их мыслей. Она не является дикостью пред Богом, но лишь детским неразумием, недоразумением, которое только Бог и может разрешить, а ты только и можешь, что навредить и, увы, несуразное – закрепить! Известный принцип «Не навреди», которому так мудро и так неукоснительно обыкновенно следуют священники, должен быть главным принципом в общении с ними. Бог силен привлечь их к Себе, тогда все разрешится для них и неверное спадет, как шелуха, и развеется, как дым. С нами ведь так бывало, и не раз.

    Вот, допустим, несет студент околесицу. И можно оскорбиться, можно обидеться за (пусть научную, все равно с заглавной буквы) Истину. И – наорать на студента, опустить его «ниже плинтуса», что, увы, нередко происходило и с вашим покорным слугой. А можно отнестись к нему (одна добрейшая наша преподавательница меня научила) просто как к «лепильщику»: ну лепит и лепит, неразумный, сам не понимая, что говорит. Легкосердечно можно к нему отнестись, вот какое есть золотое слово. Как и в одном из псалмов говорится: « Сынове человечестии, доколе тяжкосердии ? » (Пс.4.2)

    Жалкие слова

    Так же можно отнестись и к неразумным, порою дичайшим представлениям о Церкви наших знакомых. С их точки зрения, Церковь – это какой-то идеологический осьминог, которому и дело есть только до того, чтоб распространять свои щупальца как можно шире и иметь на все влияние. Ну если он так ужасен, этот осьминог, что ж ты упрекаешь его, зачем он не прекрасен?

    Комплекс представлений (неверующего, из культурной среды) российского человека о Церкви достоин особого, духовно-медицинского, так хочется выразиться, исследования. В нем собраны вместе и противоречия, и недоразумения, и лукавые недосказанности, и искреннее умиление, и горький упрек, и злорадный вздох. Негативного больше, чем позитивного, и есть особая сладость для российского культурного человека – в обличении Церкви, в отыскании поводов для упрека. Но, как ни странно, при всем при этом интуиция значимости Церкви для всей нашей жизни – сохраняется!

    К примеру, вот, кажется, ну что человеку до того, что Церковь отлучила Льва Толстого? Плохая государственная рассталась с хорошим, стоявшим за правду. Ну и люби своего хорошего, и забудь про плохую. Так нет, есть не только обличение Церкви, есть и горький упрек, и горькое переживание: зачем отлучила? Объяснишь, что граф тогда уже сам давно отлучил себя и крепко хулил даже самое святое для православных – нет, и такое объяснение не сочтут удовлетворительным. Все равно не должна была. И в этом «не должна была», даже в этом, мне кажется, сказывается интуиция. сыновства Церкви!

    Так и сейчас, не в насмешках, конечно, не в гадких словах, не в ерничестве и не в картонных мечах пресловутой «свободы», но в возникающих порою горьких упреках Церкви звучит та же самая интуиция. И тут нужно быть очень бережным, да, очень и очень бережным к человеку – чтобы она, интуиция эта драгоценная – не утратилась, сохранилась. Помните в «Обломове»? « Да полно вам, батюшка, томить-то меня жалкими словами! — умолял Захар». Слова бессмысленные (например, упреки за приговор суда над участницами Пусси-Райот), неразумные, абсолютно несправедливые, но ведь это только жалкие слова. Детский вопль несчастного ребенка.

    Как рассказывал мне недавно очень хороший мой православный знакомый, в контексте разговора о том, что еще неизвестно, с чьей стороны была организована та самая провокация. Он вспомнил, как виделся со своей, теперь уже старушкой, любимой учительницей (неверующей), и как та, со слезами на глазах, била себя в грудь, приговаривая: «Ну разве так можно? Разве так можно?» Она имела в виду упрек Церкви, что та допустила такой жестокий приговор. Мог ли он ей объяснить что-либо?

    Трагедия

    Особенно горько, конечно, думать об уходящем поколении. Бывает, загодя молишься мученику Уару: «Под твое покровительство попадут, не обратятся, можно быть уверенным». И не обращаются, и уходят, сберегавшие «образ Христов» (по выражению Достоевского) в душе и не собравшиеся задуматься о Христе всерьез. Господь примет их со всем милосердием, но и со всею праведностью также. Разве они не могли предположить, что Он есть и вправду? Разве у них не было времени и возможности (в течение последних двадцати лет!), выяснить столь важный вопрос? Разве не были они свидетелями пасхальной радости в нашей стране и разве сами не отвечали (просто в порядке вежливости, произнося как формулу) «Воистину воскресе»? Разве не проявили они (даже те из них, что трудолюбивы и деятельны) нечто прямо обломовское в отношение самого важного?

    Да не подумает читатель, что я возвожу обличения ради обличения. Нет, я лишь обращаю внимание на то, что ситуация с нашими добрыми, порой бесконечно дорогими нам, знакомыми гораздо, гораздо серьезнее, чем может нам показаться по привычке гуманистического нашего мировоззрения. Оно въелось в наше сознание, и Господь, как и неразумным неверующим, порою начинает казаться и нам. Дедом Морозом. А Он – Отец, а не Дед Мороз!

    Трагедия, настоящая трагедия, горько думать о ней. Но да обратится эта горечь в молитву о дорогих нам людях, и да посетит нас нечаянная радость – разрешения даже и этой горечи!

    А. Мановцев

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 36 комментариев , вы можете свернуть их
    Vlad Vladov # написал комментарий 19 октября 2012, 20:26
    О мамма мия эта церква уже притча во языцех, отстаньте вы от нее дышите глубже свежим воздухом, прицепились к ней как репей к собаке. Куда ни сунься везде церковь и попы. Жива церковь и слава Богу, а попы меняются. Давайте про синагоги поговорим никто толком не знает, что за вертеп и что там творится, за чей счет они едят и пьют. Какими делами в России акромя духовности занимаются ? Мне например интересно, потому как слышал там тоже не совсем все свято. А то бедную церковь раскроили вдоль и поперек уже голый зад скоро появится. Уже все наслышаны миллион раз в Гайдпарке, что Гундяев плохой, попы мракобесы средневековные, что жрут много, часы не те носят, не на тех машинах ездят, клозеты теплые и что там одни педофили и гомики, уже старо как дерьма мамонта.
    Георг Первый # ответил на комментарий Vlad Vladov 20 октября 2012, 06:59
    Время заказывать музыку пока тех, кто в синагогах.
    Vlad Vladov # ответил на комментарий Георг Первый 20 октября 2012, 22:47
    Надо друзьям сказать что бы тоже открыть встречную тему про синагоги благо у меня материала много на эту тему, просто как то стыдно чужую религию топтать в грязи. За то им по барабану.
    Георг Первый # ответил на комментарий Vlad Vladov 21 октября 2012, 05:39
    Вы правы. Чужую веру топтать не подобает. Но тот, кто топчет нашу, сам ни во что не верит. Тот еврей, который искренне верит в Яхве, или мусульманин в Аллаха, Христа не трогают.
    Алексей Сучков # написал комментарий 19 октября 2012, 20:40
    "Церковь моя там, где двое собрались во славу мою"
    Не больше, но и не меньше этого.
    Казалось бы, нет ничего проще и приятнее для души, чем искренне, от всего сердца произнести слова благодарности Творцу за счастье жить, в унисон с таким же искренним мнением другого человека.
    Почему возникают какие то искусственные трудности на пути к этому, в общем то незамысловатому действию?
    Почему находится кто то, кто указывает, что мол (по его мнению) я делаю что-то не так?
    Не от "лукавого" ли сие?
    Civettina P # написала комментарий 19 октября 2012, 20:52
    Мне приходилось общаться с неплохими людьми. Люди эти, добрые, честные, умеющие жалеть, тем не менее, при слове "Церковь" ощетинивались. Не видя, впрочем, с моей стороны обилия цитат и обличений в грехах, ничинали говорить откровенно. Так, с большим удивлением узнала я, что когда-то от церкви, оттолкнули их... верующие. Последняя моя собеседница рассказала, что её дядя - глубоко верующий человек. Но в общении всегда были проблемы. Если приходили к нему в гости, то сразу разговор сводился к упрёкам в греховности поведения, одежды, увлечений. Девочкам своим дружить с двоюродными сёстрами не позволял - как бы чему не научили. В доме не было телевизора и компьютера. Со временем общаться перестали. Эта женщина призналась - осталось ощущение их замкнутости, обособленности, мрачности и сплошных запретов... Думаю, такое поведение - самая большая ошибка.
    Фрекен Снорк # ответила на комментарий Civettina P 19 октября 2012, 21:26
    А я знала людей, которые упрекали меня за то, что я в Киеве, осматривая достопримечательности, посещала Церкви, которые в то время были только музеями.Все равно, они осуждали,"делать тебе нечего, как по церквям ходить..."
    И люди эти были неприятные и в других вопросах. Так, что как раз общение с ними, привило как раз любовь к храмам, очень люблю бывать в монастырях, радуюсь, что много восстановлено. Сама к стыду, в церковь хожу редко, но церковь тут ни при чем, это я сама виновата, ленивая.
    Civettina P # ответила на комментарий Фрекен Снорк 19 октября 2012, 22:27
    )))Мне тоже доводилось бывать в Киевских храмах. Они чудесные. В общем-то нетактичные люди встречаются со всех сторон. Но наш отец Пётр часто нам повторяет:"По вашему поведению и внешнему виду, люди судят не о вас, а о вашей вере." Так что - ответственность. Поэтому частенько указывает на недостатки в одежде - никаких юбок мешком - и в поведении. Чтобы никакой показухи.
    Фрекен Снорк # ответила на комментарий Civettina P 19 октября 2012, 22:40
    Конечно. Но старушек, например, которые, на правах "более воцерковленных" бывают, скажем, не совсем тактичны, нужно прощать.Да и вообще, когда в храме, надо учиться(мне в том числе) поменьше обращать внимания на нашу земную суету..
    Civettina P # ответила на комментарий Фрекен Снорк 19 октября 2012, 23:01
    Да, понятно. Но. дело в том, что человек, приходящий в храм первый раз, чувствует себя очень неуверенно. Он не знает, как себя вести, что делать правильно, ему кажется, что все на него смотрят строго. Здесь даже бесстрастный тон может показаться с перепугу осуждающим. Я помню лет восемнадцать назад, тогда ещё начинающая, что-то спросила у женщины, принимающей записки. В ответ услышала:"Вот не знаете ничего, и зачем пришли?" А пришла-то как раз, чтобы узнать. Потом повезло, оказалась в другом храме, туда и хожу по сей день. А в том, первом, больше не была. Глупо, конечно, понимаю, а желания туда зайти нет. Но с той поры, говорю что-то людям в храме, только если спрашивают.
    Фрекен Снорк # ответила на комментарий Civettina P 19 октября 2012, 23:19
    Да у меня тоже есть некоторые комплексы, что-ли. У меня недалеко от дома есть чудесная церковь, с чудотворной иконой, она никогда не закрывалась, намоленная.
    Но она небольшая. И я там чувствую, что я там как-то на виду, как-то отвлекаюсь.
    Лучше всего мне в огромном Казанском соборе(Санкт-Петербург). Там как-то чувствуешь себя незаметной для других.Вроде там и туристы снуют, но не отвлекает это. Почему так? Все проблемы в нас самих, я думаю. Но иногда, встечаешь по настояшему верующих людей, они такие светлые, никого не осуждающие. Встретишь такого человека, просто тепло становится. Вот ездила в Александр Свирский монастырь, экскурсию вела руководитель паломнической службы монастыря. Вот таких бы людей побольше.
    Civettina P # ответила на комментарий Фрекен Снорк 19 октября 2012, 23:24
    В том-то и дело. Сектанты расплываются в улыбках и уверяют, что если кого и не хватало в их рядах, так именно тебя. А мы... не всегда следим за собой. А ведь каждое тёплое слово важно.
    Фрекен Снорк # ответила на комментарий Civettina P 19 октября 2012, 23:48
    Ну у сектантов это так фальшиво... Ну а мы действительно в большинстве мрачные, хмурые, очень склонны к греху уныния. Но это, я надюсь, "болезни роста". У В. Крупина была вещь "Слава Богу за все". она на меня произвела большое впечатление, но я ее больше не встречала. А недавно, совсем в неожиданном месте- в какой-то передвижной книжной лавке, где все в перемешку по 50 руб. и триллеры и любовные романы и кулинарные книги, купила его "Святая земля" там, где прошли стопы его. Читаю с таким удовольствием. Не знаю, как советовать, где ее можно купить. Вот там такое правильное восприятие мира, хотелось бы достичь такого. А ведь еще была его книга Афон. Не купила. А потом уж не было.
    Vlad Vladov # ответил на комментарий Civettina P 21 октября 2012, 21:25
    Хорошее сочинение,садись 5.
    Фома Всеволжский # написал комментарий 20 октября 2012, 11:01
    Церковь как-то агрессивно наступает на "рядового, непритязательного, никому не желающемему зла, сокровенному, скромному российскому человеку". Чувствует он себя православным, ну и хорошо. Кто не вхож в церковь, тот туда и не пойдёт. Вот лоялен к церкви и это уже хорошо
    Елена Вальнер # ответила на комментарий Фома Всеволжский 20 октября 2012, 16:46
    ..какой идиотизм.(((
    Vlad Vladov # ответил на комментарий Фома Всеволжский 21 октября 2012, 21:30
    Фомка ну вот чо ты чушь городишь. Ты как красна девица к которой нагло церква домагивается чтобы поиметь, а ты все честь свою блюдешь либристу отдаться. Ни на кого она не наступает. Не выспался чтоли или жена не дала.
    Елена Вальнер # написала комментарий 20 октября 2012, 16:45
    ..а "рядовой"...грамотный?
    Или "с гор только что спустился"..) ?
    Фома Всеволжский # ответил на комментарий Елена Вальнер 20 октября 2012, 16:59
    Это имеет значение? Грамотный , неграмотный. Для того и другого существует такое понятие, как свобода совести
    Елена Вальнер # ответила на комментарий Фома Всеволжский 20 октября 2012, 19:04
    ...ФОмочка!(((
    Ну, Вы же взрослый мальчик! (((
    Фома Всеволжский # ответил на комментарий Елена Вальнер 21 октября 2012, 11:17
    Ту цитатку, которой вы оперируете, я слизнул из самой статьи. А мальчик я вполне взрослый, а вы заставляете меня усомнится в своей взрослости
    Vlad Vladov # ответил на комментарий Фома Всеволжский 21 октября 2012, 21:33
    Зачем тогда памперсы носишь.
    Фома Всеволжский # ответил на комментарий Vlad Vladov 22 октября 2012, 08:42
    Ах ты фулюган! Да я вот тебя клюкой, клюкой
    Vlad Vladov # ответил на комментарий Фома Всеволжский 21 октября 2012, 21:32
    Про совесть не базарь, свобода слова тебе лучше подходит, так что мели Емеля - твоя неделя.
    Фома Всеволжский # ответил на комментарий Vlad Vladov 22 октября 2012, 08:42
    Не тыкайте мне , юноша, не люблю
    Vlad Vladov # ответил на комментарий Фома Всеволжский 22 октября 2012, 12:28
    Ничего личного, это такая поговорка общего пользования, не напишу же я "Мелите Емеля ваша неделя", это уже личное. За юношу спасибо, как то аж приятно юноша с двумя внуками.
    Фома Всеволжский # ответил на комментарий Vlad Vladov 22 октября 2012, 09:16
    В предыдущей теме, где я имел небольшое удовольствие с вами разговаривать, мне не дали сказать вам, что неинтеллигентно высмеивать фамилию патриарха, что нужно помнить, что вы пытаетесь нападать на высокообразованного, эрудированного человека, который нам с вами не чета, что он заслуживает к себе уважительного отношения. И что моё мнение о патриархе совсем не говорит о том, что я зашоренный церковник. Просто я считаю себя человеком объективным, который не нападает на достойных людей по чьей-то указке
    Vlad Vladov # ответил на комментарий Фома Всеволжский 22 октября 2012, 12:32
    Спасибо приму к сведению. Виноват.
    Фома Всеволжский # ответил на комментарий Vlad Vladov 22 октября 2012, 15:22
    А я ждал ваш ответ. Ну, теперь "полный, как говорица, консенсунс"( цитата из Горбачёва)
    Vlad Vladov # ответил на комментарий Фома Всеволжский 22 октября 2012, 16:19
    Совершенно верно. Я не хотел, что бы у вас создалось обо мне мнение, что я уперся короной в потолок и орал что "Я" - глас божий. Признавать свои ошибки надо всем, иначе это "Я" - превратится в головку от ...противогаза.
    Фома Всеволжский # ответил на комментарий Vlad Vladov 23 октября 2012, 11:47
    Абсолютно верно. Даже если человек не чувствителен к сиюминутным общественным настроениям, всё равно даже его личные взгляды меняются под давлением жизненных обстоятельств
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 512 записей в блогах и 5007 комментариев.
    Зарегистрировалось 38 новых макспаркеров. Теперь нас 5029766.
    X