Комфортное христианство

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Who Is перепечатал из национальный-медиа-союз.рф
    17 оценок, 830 просмотров Обсудить (47)

    Цель нашей работы — показать, почему интеллигенции трудно прийти в Церковь. Мы писали её, чувствуя ответственность не только перед своей совестью, но и перед интеллигенцией. Мы не вызываем её на суд, а обращаемся к ней; мы не сравниваем её с другими сословиями — может быть, они поступали и хуже, но на интеллигенции лежит высочайший долг: охранять истину и нравственность — эти взаимосвязанные понятия. Интеллигенция отдалилась от Церкви, в большинстве случаев даже не ознакомившись по первоисточникам с верой своих отцов. Скептическое отношение к Церкви стало восприниматься компонентом культуры — в этом была трагедия для интеллигенции, ставшая трагедией для всего народа.


    Существует немалое количество верую­щих интеллигентов, которые считают себя православными. Они любят читать бо­гословскую литературу, включая мистиче­ские и аскетические произведения, могут беседовать об исихазме, спорить о церков­ных вопросах и в то же время продолжают жить так же, как до своего обращения в христианство. Они считают, что познать христи­анство можно одним интеллектуальным пу­тем, усвоить его как философскую систему, переживать его, как переживают литера­турное произведение, и этого достаточно. Они избегают посещения церкви и исполне­ния обрядов, так как считают себя чистыми спиритуалистами, способными постигнуть глубины веры. Образно говоря, они воцерковляют себя, сидя в мягком кресле за письменным столом, и заменяют церков­ные Таинства разговорами о религии в уз­ком кругу друзей, где каждый считает себя теургом и старается блеснуть перед дру­гими своими знаниями. Воскресные дни они проводят не в храме, а у себя дома, чаще всего в суете, потому что по странному сте­чению обстоятельств самые хлопотливые дела они откладывают на воскресный день. В беседах они не отрицают значения хра­ма, даже могут привести солидные свято­отеческие цитаты о его необходимости, но на вопрос, когда они были в церкви, они отвечают: «Я хожу туда, где меня не зна­ют»,— как будто их появление может выз­вать овацию, или же говорят: «У меня не было времени, так как я пишу апологию в защиту Церкви, а также занимаюсь дела­ми милосердия, исполняя Евангелие на деле, но посещать храм я обязательно нач­ну». В то время, когда в Церкви идёт ли­тургия, они спокойно спят у себя в постели, а во время всенощной службы «бдят» у телевизора или устраивают многочасо­вую говорильню с друзьями. Этим людям даже не приходит в голову, что они внут­ренне чужды Православия. Они похожи на людей, которые стоят у забора дома и рас­суждают о том, что находится внутри дома, закрытого для них на замок. Только через включение в жизнь Церкви и очищение своей души от страстей посредством усилий воли открывается и расширяется возмож­ность духовного познания. Без благодати, получаемой через Таинства Церкви и мо­литву, чтение духовных книг будет похо­же на погоню за тенями истины. Религия — это союз и общение, в ней человек получа­ет истинное духовное знание через подвиг воли и соприкосновение души с Боже­ственным Светом, который изменяет и пре­ображает самого человека.

    О чем говорит интеллигент, побывав в хра­ме? Об иконах, которые там видел: напри­мер, о том, к какой иконописной школе при­надлежат особо понравившиеся ему иконы; о песнопениях, которые он слушал во время богослужения, даже об окраске храмовых стен после последнего ремонта, при этом выражается сожаление, что эстетическое чувство у современных священнослужите­лей притуплено, и храм окрасили снаружи в нелепо-розовый цвет и тому подобное. Интеллигенты могут вдаваться в лирику и говорить, как помогает людям вера, уве­рять, что они видели, как лица некоторых людей становились спокойными, умирот­воренными после молитвы и так далее. Но это круг внешних впечатлений. Такие люди почти всегда дистанцированы от Церкви: оставаясь поклонниками Церкви, они смотрят в то же время на Церковь со сто­роны. Некоторые чуткие натуры, как Фе­дор Достоевский, понимали, что они орга­нически не слиты с Церковью, что их лич­ное христианство плоско и ущербно; что отрицать атеизм и стать христианином в сво­ей жизни — это не одно и то же.

    Теперь много пишут о богословском ре­нессансе начала XX столетия. Но если мы внимательно почитаем книги богословствующих философов того времени, то удивим­ся, с каким холодом они пишут о Христе, как будто Его присутствие никогда не пе­реживалось их сердцем. У Владимира Со­ловьева (конец XIX столетия) Богочеловек Христос оказывается богочеловечеством; а у Павла Флоренского Он просто-напро­сто замещен Софией. Пожалуй, наиболее колоритная фигура из этой плеяды — отец Павел Флоренский. Кроме философско-богословских трактатов, у него есть не­большой цикл стихов на духовную тему. Когда читаешь их, то как будто чувству­ешь прикосновение к холодной мрамор­ной колонне филигранной отделки. Эти стихи мы назвали бы «безукоризненной пустотой».

    Дореволюционная интеллигенция легко отвергла Христа, потому что жизнь во Христе не стала нормой жизни интеллигента. В сердце интеллигента главенствовало другое: широкий письменный стол, ста­ринный шкаф с книгами, нежная привя­занность к своим детям, встречи с друзья­ми, посещение театров и библиотек — вот что было сокровищницей его сердца, его внутренней жизни. Интеллигенту было трудно пожертвовать своим «сокрови­щем» ради Христа, Которого интеллигент воспринимал отвлеченно, как идею на ка­ких-то этажах сознания, а не как живое  присутствие в сердце.                           

    Атеисты говорят, что страх перед смертью выдумал богов. Но в таком случае кто же создал учение об адских муках, которые страшнее самой смерти? Страх поспешил бы как можно скорее отвергнуть идею суда, освободиться от идеи суда над жизнью человека. С большим основанием мы можем говорить о том, что страх родил атеизм как желание избежать ответственности за прожитую жизнь, как стремление укрыться от возмез­дия. В общем, довольно примитивно, но ловко: «Здесь я поживу как хочу, как велят мне мои страсти, а там превращусь в нич­то — просто исчезну, и дело с концом...».

    Даже в языческих религиях загробная жизнь описывалась далеко не как радуж­ное состояние. Нам говорят, что христи­анство — религия рабов. Мы рабы Бога, потому что это рабство избавляет нас от другого постыдного рабства — страстям и демонам; мы рабы Бога, но это рабство в веч­ной жизни ведет к сыновству.

    Нас упрекают в страхе перед Богом (что для нас означает, прежде всего, страх по­тери Бога) — большей частью те дипломи­рованные приспособленцы, которые, ру­ководствуясь самым низким страхом пе­ред власть имущими, ещё недавно в своих лекциях и книгах пели дифирамбы марк­систской идеологии, уверяя, что именно учение Маркса — Ленина открыло им глаза. Теперь эти приспособленцы разыгрывают из себя интеллектуальных ахиллов и аяксов.                                                

    Некоторые из современных атеистов го­ворят: «Христианство потакает греху, оно атрофирует совесть человека: согрешил, покаялся, и всё тебе прощено — как всё  просто и удобно!». Это наглая клевета! Само покаяние — это, прежде всего, глубо­кое переживание о потерянной благодати; это — желание изменить свою жизнь, это — суд над собой, это — боль души, не потеряв­шей надежду.                                          

    Чем объяснить неприязнь, которую ин­теллигенция питала к Церкви? Укажем на одну причину, на наш взгляд главную.

    Церковь — это духовная среда, имеющая свою структуру, которая охватывает всю жизнь человека. Церковь требует от хрис­тианина постоянной суровой борьбы со страстями и духом гордыни. Человек дол­жен постоянно контролировать не только поступки, но и мысли и тайные желания. Христианину предлагается новая система ценностей, новые нравственные ориенти­ры, непохожие на светский этикет. От че­ловека требуются не только вера, но и ре­лигиозная дисциплина: посещение храмов, регулярные молитвы, соблюдение постов; его частная, домашняя жизнь должна быть слита с литургическими ритмами Церкви. Христианин получает свободу через борь­бу со страстями, а духовную мудрость -через подчинение ума вечным истинам. Поэтому церковное христианство, повто­римся, есть во многом дело воли, своего рода — подвиг воли.

    Либеральное, абстрактное христианство ничем не связывает человека: понимай хрис­тианство как хочешь и живи как угодно. Не нужно ни жертвенности, ни напряжен­ной борьбы с собой. Либеральное христи­анство считает всё присущее человеку, в том числе страсти, естественным и, сле­довательно, позволительным. Представле­ние о природной испорченности человека отсутствует, заповеди сводятся к одному: «Делай что хочешь, только не причиняй зла другим людям». Но и здесь существует мно­жество оговорок, отводов, возможностей для самооправдания, которые превращают даже такую мораль в декларацию. Можно быть лжецом-клятвопреступником и в то же время тонко рассуждать о трансцендент­ных вопросах; можно быть развратником и в то же время горячо доказывать благо­творность влияния христианства на куль­туру народа — всё это не будет тревожить совесть. Борьба со страстями, в которых, как мы уже отмечали, многие интеллиген­ты видят яркие краски жизни, и с гордыней, которая в миру обычно отождествляется с человеческим достоинством, оказалась не по силам и не по нраву интеллигентным людям, преданным страстям: в этом глав­ная причина апостасии — отступления ин­теллигенции от Церкви и последующей борьбы с Церковью.

    Псевдохристианство подготовило почву для разгула атеизма. Когда убеждения ста­новятся не делом и подвигом жизни, а от­влеченными идеями и абстракциями, то их легко сбросить — как старую одежду.

    В наше время мы видим те же процессы: значительная часть интеллигенции считает себя интеллигенцией христианской и в то же время стоит далеко от Церкви. Перед нами вроде бы лишь первый этап — холодной ин­дифферентности к Православию, индиффе­рентности, сопряженной с нежеланием уз­нать, оценить и понять Православие. Но та­кая индифферентность обычно довольно легко и быстро переходит в противостояние.

    Период атеистического диктата как будто кончился, но ничего не возникает слу­чайно и не исчезает безследно.

    Какие метаморфозы ожидают нас? Во что трансформируется атеизм на следую­щем витке истории?

    В России XIX столетие было временем духовных потрясений, безкровных рево­люций; временем, когда были подточены и сломлены нравственные устои народа; временем торжества самого плоского и вульгарного материализма; временем концентрации мирового зла в таких, неви­данных прежде, размерах, что взрывы ре­волюций стали неизбежны и вызвали по­токи человеческой крови. Предчувствие близкой катастрофы, как дым от гряду­щих пожарищ, нависло над Империей, похожей на «Титаник», плывущий в оке­ане истории. На смену атеизму, который не может удовлетворить мистические чувства человека, пришел антипод рели­гии — демонизм. Общество, потерявшее нравственные ориентиры, бросилось к язычеству. «Черная музыка» Блока очаровывала сердца людей именно потому, что касалась мистических пластов души человека, но мало кто слышал в его стихах змеиную пес­ню Эосфора-Люцифера.

    Каковы главные искушения, встречаю­щиеся на пути той части интеллигенции, которая, преодолев гордость ума и претен­зию на кастовую элитарность, старается искренно включиться в жизнь Церкви, регулярно посещает храмовые службы, соблюдает посты и другие церковные ус­тановления?

    Мы отметим из многих искушений сле­дующие (хотя они касаются не только интеллигенции, но именно она переживает их особенно остро и болезненно):

    — состояние богооставленности;

    — чувство одиночества.

    А также и другое, противоположное по своему характеру искушение, которое скрывается под видом благополучия и бла­годушия:

    —  желание создать комфортное христианство.

    В начале своего духовного пути человек ярко ощущает присутствие благодати: он словно на крыльях летает. Этот период не­обходим, как необходимо ребенку встать на ноги, чтобы самому научиться ходить. Но со временем помощь благодати уменьша­ется, она как бы скрывается от человека. Человек недоумевает, однако это состояние духовной сухости и охлаждения является средством для воспитания человеческой воли. Впрочем, бывают периоды, когда че­ловек переживает не только смотрительное отступление благодати, но и состояние богооставленности. Христианин, уже как-то возросший духовно и приобрет­ший реальный мистический опыт, неожи­данно оказывается в метафизической пус­тоте: он молится, но его молитва безсиль­но падает на землю, как будто бы само небо сделалось железным; он призывает Бога, но не слышит ответа. Иногда христианин ис­пытывает мучительную тоску, словно ад поселился в его душе. Иногда человека тре­вожит чувство щемящей неизвестности, а иногда человеку кажется, что он в какой-то черной пустоте, без конца и начала. По­добное искушение часто дается духовно сильным людям. Вот они вырвались из мира, как из темницы, сломав решетку соб­ственными руками, но... за стенами тюрь­мы их встретила труднопреодолимая пре­града — пустое пространство, которое нуж­но пройти. А человек страшится этого непривычного для него и неизвестного ему пространства. Он не знает, что ему делать: он не может идти вперед, но не может и вернуться в свою клетку. Этот опыт, пере­живание богооставленности, бывает необ­ходим людям, чтобы они, познав свою не­мощь, поняли, что без помощи Божией, одними человеческими силами и даже под­вигами, спастись невозможно.

    Второе искушение, как мы уже сказа­ли,— это чувство одиночества. Че­ловеку не с кем поделиться внутренними переживаниями. Он ищет духовного друга и не находит его, а духовный наставник может уделить человеку лишь немного вре­мени, да и то эти краткие встречи ограни­чиваются чаще всего исповедью и разреше­нием сиюминутных потребностей. То есть найти такого «духовного брата», который  бы понимал человека с полуслова и имел с ним как бы одну душу, человек не может.

    Но и здесь — Промысл Божий: созидать свой внутренний мир нужно с Богом - в молитве, а не в поисках общения с дру­гим человеком. В искушение одиночеством чаще всего впадают люди с нежной, легко ранимой и «привязчивой» душой. Этим испытанием Господь помогает таким лю­дям стать независимыми от других, стать более твердыми духом.

    Третье искушение — желание соз­дать комфортное христиан­ство: посещать храмы, исполнять обряды, но при этом не менять прежнего образа жизни, вернее — избегать таких грубых гре­хов, как прелюбодеяние, обман, воровство и тому подобное, но жить прежними чув­ствами, находиться в том же, прежнем, информационном поле. Человек в своем сер­дце хочет соединить мир страстный и без­благодатный с Церковью, соединить грубо чувственное и духовное, создать из рели­гии какой-то гибрид, где христианство со­четалось бы с гедонизмом. Но комфортно­го христианства не существует, это — ложь, прикрываемая именем Христа. Существу­ет одно — аскетическое — христианство, которое призывает человека к постоянной борьбе с самим собой. Соединить в один сплав страстную душевность и духовность — невозможно. Такая «сплавленная» душа будет похожа на Сизифа, который вкаты­вает камень на вершину горы, но у самой вершины камень вдруг срывается к подно­жию; или — на Пенелопу, которая днем ткет саван, а ночью распускает готовую ткань; такой человек трудится, но получает мало. При таком «сплавлении» возможны два исхода: или душевное поглотит духовное, и человек будет воспринимать религию внешне, «оземленно», через призму соб­ственного воображения, или духовное бу­дет постепенно вытеснять душевное, и че­ловеку станет чуждо и безразлично то, чем раньше жило его сердце, и он сам откажет­ся от того, что стоит преградой между ним и Богом.

    Господь уподобил души услышав­ших евангельское слово зернам, из которых выросли колосья; число зерен в выросшем колосе может быть различным: тридцать, шестьдесят и сто (см.: Мк. 4, 8, 20). Это мера стяжания благодати Духа Святаго, мера подвига и смирения человека.

     Мы рассказывали о препятствиях и искушениях, которые могут постигнуть людей, ведущих церковную жизнь. Но суд Божий – не суд человеческий, на нём будет учтено всё, и даже одно тайное движение человеческого сердца к Богу, даже одна добрая мысль не упадут с чаши весов Божественного правосудия.

    В настоящее время модернисты и «обнов­ленцы» стараются распространить под видом Православия свои ложные идеи, а в сущ­ности — дискредитировать чистые источ­ники Православия, перевести Православие в «душевное», они стараются вызвать у хрис­тианина внутреннее недоверие к Преданию Церкви. Они даже не стесняются упо­минать о дарвинизме-эволюционизме,  понятие о котором прочно вошло в мента­литет интеллигенции. Космология, биоге­нез, история мира рассматриваются в этом ракурсе. Но эволюционизм и креационизм (учение о творении) несовместимы друг с другом. Эволюционизм рассматривает само христианство и Церковь не как пол­ноту Божественного Откровения, не как истину, которая тождественна себе самой, а как развивающиеся идеи и совершенствующиеся институты. При таком подходе понятие истины уничтожается: истина ста­вится в зависимость от культурного уров­ня человечества, а так как человечество не может достигнуть конца эволюционной лестницы, то истина-де должна меняться. Такие популярные писатели, как отец    Александр Мень, диакон Андрей Кураев и другие, пытаются представить Библию не Божественным Откровением, а фольк­лорным произведением. Проводится мысль, что текст Библии изменялся и искажался. Хотя отец Андрей Кураев критикует отца Александра Меня, но в отношении к Биб­лии они так же похожи друг на друга, как депутаты левого и правого толка, сидящие в одном ряду. Отец Андрей Кураев «грозит кулаком» Александру Меню, но в то же вре­мя продолжает дело отца Александра: отец Александр утверждает, что, вместо пророка Исайи, было четыре Псевдо-Исайи, утвер­ждает, что Послания под именем апостола Павла появились в Церкви во II столетии, а отец Андрей, на страницах православного журнала «Альфа и Омега», выражает мысль, что под именем пророка Моисея скрывает­ся антивавилонский полемист-сатирик. Начитавшись «обновленцев от Православия», интеллигент приходит к выводу, что, воз­можно, Библия это отнюдь не Священное Писание, а собрание мифов (только лучше отредактированное, нежели аналогичные фольклорные тексты других народов), и опять оказывается в привычной для себя стихии рационализма и скептицизма. Вот почему необходимо читать Библию «гла­зами» святых отцов. В святоотеческой ли­тературе с огромной силой и глубиной раз­решены извечные вопросы, которые волну­ют человеческую душу на протяжении всей истории человечества, святоотеческая литepaтуpa — это чистая вода, текущая из чистого источника.

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 47 комментариев , вы можете свернуть их
    Vitaliy2325 jrtfy # написал комментарий 26 июня 2013, 10:14
    Комментарий удален модератором сообщества
    вася иванов # написал комментарий 26 июня 2013, 10:40
    интелегенции трудно пойти в церковь по очень просто причине-она одержима бесами; бесы ее в церковь не пускают но неудержимо влекут на "болотную"
    Who Is # ответил на комментарий вася иванов 26 июня 2013, 10:54
    Есть такое дело.
    minich.eva # ответил на комментарий Who Is 27 июня 2013, 09:47
    Есть такая хорошая книжка у Кураева "Сатанизм для интеллигенции"
    Ирина Алексеевна # ответила на комментарий вася иванов 27 июня 2013, 08:41
    так всё ОК !
    и это очень уважительная причина ))))))))))))
    рыжий кот рыжий кот # написала комментарий 26 июня 2013, 10:46
    " Александр Мень, диакон Андрей Кураев и другие, пытаются представить Библию не Божественным Откровением, а фольклорным произведением. "

    :))))
    Valery Petr # ответил на комментарий Имя Фамилия 26 июня 2013, 17:19
    Таких обоснований в природе не существует. Просто ляпнул. Это все равно, что в лужу ....
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Valery Petr 2 июля 2013, 10:59
    ЛяпнулА - у неё сбитая гендерноая самоидентификация.
    Valery Petr # ответил на комментарий Константин Крашенинников 2 июля 2013, 11:14
    Ваш комментарий не ясно про кого.
    Обсуждаем комментарий рыжего кота.
    А вот требования Наталии Кузнецовой коту рыжему об обосновании его собственного комментария был вполне справедливым.
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Valery Petr 2 июля 2013, 13:03
    Вы наверное недавно с этим самым котом-кошкой познакомились...
    Разумеется, это о ней.
    Valery Petr # ответил на комментарий Константин Крашенинников 2 июля 2013, 20:27
    С ним и с ней не общался. Ее оценивать не могу.
    Виктор Аристархов # ответил на комментарий Имя Фамилия 27 июня 2013, 10:29
    Это разбирает мартовский насморк. Не видит глубины... барахтается на поверхности... так проще...
    Константин Ионов # ответил на комментарий рыжий кот рыжий кот 26 июня 2013, 21:47
    Ну,Меня с Кураевым я бы не сравнивал.Кураев не призывает мириться с иудаизмом,не настолько он еретик,хоть и рокер тот еще)))
    Дмитрий Комаров # написал комментарий 26 июня 2013, 11:04
    Давайте будем объективны - не только интеллигенция считает себя православными но не ходит в церковь. и у пролетариата отговорки те-же самые с некоторыми возможными отклонениями.
    "Вася Иванов" полностью прав в причинах.
    Если человек всё же решил пойти в храм - на него нападает ни с чем несравнимая лень "ну сегодня не пойду, а через неделю - уж точно". Если человек перебаривает и это - большая вероятность что он почувствует объективное недомогание. Если невоцерковлённый человек всё же приходит в храм - его мысли начинают уводиться в сторону. Причём зачастую туда, куда они никогда не уходили до этого.
    Сколько раз это всё уже было описано и сколько раз я испытал на себе (далеко не всегда выходя победителем в этой битве).
    Это для меня является одним из доказательств наличия бесов и их попыток недопустить человека в храм. А как следствие доказательство наличия Бога и благодати в православном храме.
    Who Is # ответил на комментарий Дмитрий Комаров 26 июня 2013, 11:14
    Ты прав, Дима.
    Ирина Алексеевна # ответила на комментарий Дмитрий Комаров 27 июня 2013, 08:34
    Это для меня является одним из доказательств наличия бесов и их попыток недопустить человека в храм.

    согласна! но с оговоркой, бес внутри вас . а не снаружи
    и видимо один из них по имени - Лень ))))
    Ирина Алексеевна # ответила на комментарий Дмитрий Комаров 27 июня 2013, 09:55
    описки *
    бесЫ внутри Нас . а не снаружи
    Виктор Аристархов # ответил на комментарий Ирина Алексеевна 27 июня 2013, 10:40
    Бесы, это постоянный поток рождающихся бессмысленных желаний внутри нас, которые мы стремимся осознать и исполнять. Этот хоровод уносит нас с утра и до ночи и даже в снах не даёт нам покоя. Да в нас именно. Как можно это контролировать?
    Ирина Алексеевна # ответила на комментарий Виктор Аристархов 28 июня 2013, 03:56
    мне сложно давать ответы сейчас от себя. т.к. от внутренней конфликтности яркой (невротичной) я избавилась более 10-ти лет назад. не совсем конечно она прошла...) без внутренней конфликтности нет роста и развития ...но долго сейчас не сижу в конфликте. перевожу в задачи и решаю... а способ подсказал психотерапевт ...

    много лет назад... я в период затяжной депрессии поняла. что моё состояние (психологическое) зависит только от меня ...только от меня и только от меня ...

    нет виноватых в том. что мне было плохо . а значит - никто и не мог помочь...

    а поэтому пришлось по крупицам собираться в кучку и сама... сама ... тихо.но все больше увереннее и увереннее...

    кстати. некоторые известные психотерапевты с мировыми именами. считают невроз и невротические реакции . как борьбу между светлыми и темными силами (бесы) в субъекте.
    и как итог - победа одной стороны и поражение другой.
    при затянувшемся неразрешенном конфликте человек начинает пить. блудить. становится нариком . пьяницей. алкашом . преступником. педофилом . убийцей. маньяком ...
    Ирина Алексеевна # ответила на комментарий Виктор Аристархов 28 июня 2013, 05:04
    периодически (раз в 5 лет) я начинаю интересоваться жизнью людей из моей прошлой жизни..

    сразу скажу. что прошлое у меня очень разношерстное. в Нем были разные люди ... так вот - некоторые со мной перешли в Настоящее.
    Тех кто остался Там . в Прошлом, я иногда нахожу. набрав их фамилии и имена в поиске ...
    так вот... недавно 3-4 решила посмотреть. как живут ... ))) хе- живут все публично ))
    одна тетенька (председатель 3-х ТСЖ) погрязла в судах в качестве ответчика...
    другой чел. имеет с десяток ООО , но так ни одно видимо и не заработало на благо народа )))
    третьего - крупного чиновника. до полусмерти избил сам президент ФСБР и за дело... оборзел и обнаглел на своем посту ...
    четвертой дамы - нет видимо уже ...

    они все чужие мне стали давно и ходим мы давно разными тропами ...
    Ирина Алексеевна # ответила на комментарий Ирина Алексеевна 28 июня 2013, 05:20
    резюме.
    я рада. что много лет назад оставила этих своих знакомых и подруг)
    Виктор Аристархов # ответил на комментарий Дмитрий Комаров 27 июня 2013, 10:36
    Подтверждаю. Со мной то же самое происходит. После церкви всё становится на свои места, но суета снова захватывает впоследствии. Наш бич, это желания и чем их больше, чем больше мы не справляемся с их исполнением, тем больше чувствуем отчаяние и неминуемо появляется злоба, неприязнь к миру, к себе, к светлому... мы попадаем снова в плен своих страстей и грехов. Охватывает агрессия неоправданная.
    Владимир Анищенков # ответил на комментарий Дмитрий Комаров 27 июня 2013, 16:19
    И такая борьба изо дня в день. И у интеллигенции, и у пролетариев, и у православных. Каждый день. Либо поднимаемся - либо падаем.
    Константин Che # написал комментарий 26 июня 2013, 11:08
    Есть вещи, которые нельзя понять головой, но можно почувствовать сердцем.
    Дмитрий Комаров # ответил на комментарий Константин Che 26 июня 2013, 12:10
    ага.
    Но как для понимания головой нужен тренированный мозг, так для того чтобы почувствовать сердцем - надо тренировать серце. Это называется духовное зрение.
    Ирина Алексеевна # ответила на комментарий Дмитрий Комаров 27 июня 2013, 08:26
    "...духовное зрение"

    без веры видимо советуете тренировать)))))))))))))

    и видимо пока третий глаз не откроется ))))))))))))))))))

    * для чего верующему тренинг?
    Дмитрий Комаров # ответил на комментарий Ирина Алексеевна 27 июня 2013, 08:51
    почему без веры? без веры не получится.
    а причём тут третий глаз? Вы потролить или для Вас реально это всё одно и тоже?
    не тренинг, тренировка!!
    Ирина Алексеевна # ответила на комментарий Дмитрий Комаров 27 июня 2013, 09:54
    ОДНАКО !!

    а вы сами то не шутите ?
    Слава Богу, что хоть не веру тренируете.

    Интересен мне от Вас процесс тренировки , так сказать по-Комарову.
    Кроме как через дух. наставника не вижу иного пути эффективной тренировки.
    Но вы видимо ни о нём.
    Дмитрий Комаров # ответил на комментарий Ирина Алексеевна 27 июня 2013, 10:23
    непрестанной молитвой под руководством духовного наставника.
    но это опасная тема. о ней нельзя вслух. каждый должен дойти сам. Неподготовленному человеку может повредить.
    Ирина Алексеевна # ответила на комментарий Дмитрий Комаров 28 июня 2013, 02:24
    не подготовленному - это не тренерованному?

    работая в школе. я встречала несколько подготовленных детей
    Ирина Алексеевна # ответила на комментарий Ирина Алексеевна 28 июня 2013, 02:34
    точнее они уже были подготовлены будучи детьми...

    ваша гипотеза про неустанную тренировку и подготовку несколько сомнительна
    ещё точнее скажу - чтобы тренироваться и подготавливаться к .... уже в наличии личных качеств и мотивов должна быть готовность. а это согласитесь далеко не каждому субъекту дано . оно дано или не дано.

    развелось нынче имитаторов много )))
    Ирина Алексеевна # ответила на комментарий Дмитрий Комаров 27 июня 2013, 10:01
    объясню.... близкую мне гипотезу ))

    Человек априори добр.... но не все несут этот крест. иные его теряют ...

    Так вот, тех кто находил крест после его потери, таких я не встречала.
    Видимо скудный у меня опыт.
    Дмитрий Комаров # ответил на комментарий Ирина Алексеевна 27 июня 2013, 10:27
    мне другая больше нравится. человек - сосуд
    Ирина Алексеевна # ответила на комментарий Дмитрий Комаров 28 июня 2013, 02:19
    да они взаимодополняют . а не исключают
    Виктор Аристархов # ответил на комментарий Дмитрий Комаров 27 июня 2013, 10:44
    Сердце тренируется испытаниями жизненными, страданиями, которые мы выносим не очерствев. Проникнуться сочувствием не просто, но если это получилось, то неприменно почувствуешь необычное облегчение как возврат в человеческую оболочку с чистой душой. Сочувствуя и сострадая искренне, мы словно омываемся от скверны нас преследующей по жизни. Некоторые не способны на это, боясь переживаний любого рода. Сердечные муки они вообще не переносят... это чёрствые люди.
    Дмитрий Терехов # написал комментарий 26 июня 2013, 21:53
    Прекрасный материал! Действительно, наша интеллигенция стремится создать КОМФОРТНОЕ ХРИСТИАНСТВО. которое бы не мешало их обычной жизни и не требовало бы каких-то самоограничений. И это говорится о той части интеллигенции, которая является полуправославной, а гораздо большая часть интеллигенции - сознательные атеисты и богоборцы.
    Ирина Алексеевна # ответила на комментарий Дмитрий Терехов 27 июня 2013, 08:31
    и третьей гипотезы видимо не дано )))))
    так позвольте спросить !
    а Вы где среди них ? )))
    Дмитрий Терехов # ответил на комментарий Ирина Алексеевна 27 июня 2013, 12:14
    Увы! Я пока тоже в рядах "комфортных христиан". К сожалению! Но я пытаюсь с собой бороться...
    Ирина Алексеевна # ответила на комментарий Дмитрий Терехов 28 июня 2013, 02:37
    вот и я там . но не борюсь с собой ...
    т.к. уверена. что РАЙ на Земле ) поэтому и живу так...)
    Виктор Аристархов # написал комментарий 27 июня 2013, 10:26
    Всё таки век прогресса и свободы информации внёс свой отпечаток в души людей. Чем человек больше знает о мире, тем ему сложнее "увязать" это с духовностью. Информация избыточная мешает всем, в современном мире она зацифровывает представление о смысле жизни и сути вещей. Человек превращён в гаджет у которого нет выхода на портал человеколюбия и сострадания. Нам дали красивый информационный потолок, который всё больше заслоняет чистое солнце и небесный свет... мы погружаемся в искусственное освещение... тонем в этом потоке в бОльшей части ненужного, уводящего от жизни, людей, сути...
    Владимир Анищенков # ответил на комментарий Виктор Аристархов 27 июня 2013, 16:21
    К счастью Истинный Свет остаётся. И у нас есть куда стремиться.
    Ирина Алексеевна # ответила на комментарий Виктор Аристархов 28 июня 2013, 02:44
    близость к природе . натуральная жизнь явно исцеляют . но это социальный аутизм ..
    ну и пусть.зато живет человек. а не подобие ему.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?