Особняк Рябушинского

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Екатерина Иванова перепечаталa из www.google.com
    3 оценок, 496 просмотров Обсудить (33)

    Особняк Рябушинского — образцовое произведение модерна, созданное архи­тектором Федором Шехтелем в 1900–1903 годах. Он находится на углу Малой Никитской улицы и улицы Спиридоновки. Это трехэтажный особняк с очень сложной скульптурной композицией и лаконичными фасадами, в верхней части украшенными майоликовым фризом с изображением ирисов. 

    Особняк Рябушинского. Начало XX века<cite class="copyright"> Wikimedia Commons</cite>

    Но прежде чем подробно говорить о его архитектуре, давайте разберемся с тем, что вообще такое модерн. Это движение зародилось в Европе в 1890-е годы, время невероятного по своим темпам научно-технического прогресса. Появ­ляются и распространяются железные дороги, автомобили, электричество, телефон, кинематограф. Художники и архитекторы ощущают себя жителями совершенно новой эпохи, которая требует нового стиля. Австрийский архи­тектор Отто Вагнер в 1896 году написал в своей книге «Современная архитектура»  

    «Все современные произведения [искусства]… должны стать наглядны­ми выразителями всего лучшего, свойственного нам, нашего демокра­тизма, чувства собственного достоинства, наших идеалов; в них должны быть учтены огромные достижения науки и техники и свойственный всем современным людям дух практицизма»  

    Господствовавшая весь XIX век эклектика, или историзм, — архитектура, которая была стилизована под Древнюю Грецию или Древний Рим, готику, ренессанс или барокко, — как бы объявляется банкротом. Вот что пишет о ней художественный критик Владимир Стасов: 

    «…архитектура ловких людей, навострившихся в классах, а потом преравно­душно отпускающих товар… Угодно — вот вам пять аршин „греческого классицизма“, а нет — вот три с четвертью итальянского „ренессанса“. Нет, не годится, — ну, так хорошо же: вот, извольте, остаток первейшего сорта „рококо, Луи Кенз  “, а не то — хороший ломтик романского, шесть золотников готики, а то — вот целый пуд русского»  

    На помощь архитектуре приходит и быстро развивающаяся строительная техника. Появляются стальные каркасы, железобетон, большие листы стекла. Архитекторы призывают найти новый язык для новых материалов. Дадим слово все тому же Вагнеру: «новые цели рождают новые конструкции и, сле­довательно, новые формы»; «Архитектор должен развивать художественные формы только из конструкций».

    В Москву модерн приходит на самом излете XIX века, и именно купеческой столице суждено было стать эпицентром русского модерна, ведь основным заказчиком этой новаторской европейской архитектуры были предпринима­тели и промышленники. Двор и чиновники предпочитали более солидную неоклассическую архитектуру. 

    Московский модерн во многом вырастает из Абрамцевского кружка   Саввы Мамонтова и его же Московской частной русской оперы. Среди их участников были Виктор Васнецов, Василий Поленов, Михаил Врубель, Михаил Нестеров. А ключевой мастер модерна Федор Шехтель большинство своих шедевров создал по заказу братьев Рябушинских — одной из крупнейших предпри­нимательских династий Москвы. 

    При этом модерн в Москве очень разный. Одни архитекторы вдохновлялись французскими или австрийскими образцами — именно так сделан особняк Рябушинского, о котором мы сегодня поговорим. Другие стремились создать специфически русский стиль и переосмысляли средневековую архитектуру: так появился Ярославский вокзал того же Шехтеля или храмовые постройки, например Марфо-Мариинская обитель Алексея Щусева на Ордынке в Москве. Третьи создавали строгую, рациональную архитектуру, которая как бы пред­рекала весь ХХ век. Скажем, у того же Шехтеля есть торговый дом Московского купеческого общества, около станции метро «Лубянка», который выглядит так, как будто его построили там десять лет назад, — совершенно современный бизнес-центр.

    Ярославский вокзал. Открытка. Начало XX века.

    Церковь Покрова в Марфо-Мариинской обители

    Торговый дом Московского купеческого общества

    А теперь перейдем к разговору об особняке Рябушинского. Когда заходит речь о шедеврах архитектуры, мы, как правило, восхищаемся архитектором, реже — работавшим с ним инженером, совсем редко — заказчиком. А ведь без умного, тонкого, открытого новому и, кстати, готового тратить деньги заказчика хорошая архитектура просто невозможна — такова уж специфика этого самого дорогого из всех искусств. 

    Особняк Рябушинского — это счастливый случай, когда встретились талантли­вый архитектор и выдающийся заказчик. Степан Рябушинский был не только предпринимателем и банкиром, совладельцем банкирского дома братьев Рябу­шинских и завода АМО, который потом будет называться ЗИЛ, но и коллек­цио­нером икон и церковной утвари. Он изучал иконопись, писал о ней статьи, был почетным членом Московского археологического института, открыл в доме реставрационную мастерскую и вроде бы даже собирался открыть музей иконы. Его собрание икон в значительной степени сформи­ровало ту коллек­цию, которой сегодня владеет Третьяковская галерея. 

    Пожалуй, главным героем московского модерна был архитектор Федор Шехтель, хотя судьба у него была непростая. Шехтель учился на архитек­турном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но недолго: на третьем году обучения он был отчислениз-заплохой посе­щаемости. Впрочем, у пропусков была объективная причина — необходимость ухаживать за заболевшей матерью.

    8 цитат из писем Федора Шехтеля К 160-летию великого русского архитектора рассказываем о его жизни

    После Шехтель долгое время работал помощником разных московских архи­текторов, строивших в духе эклектики. Но уже особняк Морозовой на Спири­до­новке середины1890-хгодов Шехтель не просто стилизует под готику — он создает сложную композицию, которая рассказывает нам об устройстве здания, изобретает свои собственные детали, например, фонари. 

    Особняк Морозовой. Открытка. Начало XX века<cite class="copyright"> Wikimedia Commons</cite>

    Как уже было сказано, особняк Рябушинского — одно из самых наглядных произведений модерна. Подробно разглядеть это здание вы можете в допол­нительном материале к нашему курсу, а я схематически опишу характерные черты этого памятника. 

    Рассматривать произведения архитектуры удобнее, двигаясь от большого к малому. Сначала посмотрим на композицию здания, его форму и соотно­шение частей. Особняк Рябушинского лишен статики. В глазах рассматри­вающего он постоянно двигается, как бы перетекает. Композиция здания асимметричная, свободная. До модерна композиция здания была задана каноном. Городской особняк обычно выглядел как кирпичный паралле­лепипед, парадным фасадом выходящий на красную линию   улицы, и оформлялся симметрично. Планировка при этом могла быть совершенно случайной — как сложится. Модерн предложил новый подход к проектиро­ванию — изнутри наружу. С одной стороны, архитектор стремился наиболее удобным для заказчика образом скомпоновать помещения в доме: комфорт в это время выдвинулся на передний план. С другой стороны, архитектор пытался добиться скульптурной, динамичной, сложной композиции. В особняке Рябушинского объемы закручиваются наподобие спирали или улитки. Мотив роста, движения становился метафорой бурного, мятущегося начала ХХ века. 

    Особняк Рябушинского<cite class="copyright"> © РИА «Новости»</cite>

    Второе, о чем следует поговорить, — это материалы и конструкции, которые использовались в эпоху модерна. До модерна архитекторы боялись оставить свободным даже квадратный метр стены. Они расчленяли ее по высоте и ши­ри­не, покрывали орнаментом, заполняли наличниками, лепниной и другими украшениями. А вот архитекторы модерна пропагандировали честную демонстрацию материала. Фасад особняка Рябушинского — плоский, без скульптур или колонн. Практичная плитка на фасаде не притворяется ничем иным, штукатурка не представляется мрамором, лепнина не имитирует камень, как бывает в классицизме и эклектике. 

    Наконец, последнее — это декор. Среди немногочисленных украшений в глаза сразу бросаются фриз с ирисами, оконные рамы в виде ветвей деревьев и огра­да со спиральным орнаментом. Вообще в модерне очень много природных мотивов, потому что люди рубежа XIX–ХХ веков переживают первую волну урбанизации. Сегодня нам сложно это представить: на их глазах города запол­няются железными дорогами, вокзалами, заводами, большими жилыми дома­ми и так далее. Поэтому они хотели привнести природу хотя бы в интерье­ры и экстерьеры своего жилища. 

    Фрагмент фриза с ирисами<cite class="copyright"> Wikimedia Commons</cite>

    Но вот что важно: когда мы смотрим на детали, мы не замечаем, чтобы они повторяли какие-тоуже имеющиеся элементы предшествующих исторических стилей. Детали придуманы самим архитектором. Например, дом венчает карниз, но он необычный — плоский и далеко вынесенный. Вокруг окон есть наличники, но они не похожи на те, что встречались в архитектуре прежде: оникакие-тосовершенно самобытные. Крыльцо опирается на пилоны необычной формы, которые плавно перетекают в ограду. Таким образом, Федор Шехтель придумал детали сам — он выступает как полноправный творец, он не повто­ряет, а изобретает. Это изобретательство — важная черта модерна.

    Парадная лестница особняка Рябушинского<cite class="copyright"> Wikimedia Commons</cite>

    В заключение немного скажу о бытовании дома. Рябушинский недолго владел особняком. После революции его национализировали, размещали там различ­ные учреждения, а в  годах поселили писателя Максима Горького, и сего­дня здесь находится его дом-музей. В особняке почти полностью сохранились оригинальные интерьеры, созданные Шехтелем. Все они сделаны крайне изобре­тательно, но изюминкой является парадная лестница — пожалуй, шедевр интерьерного искусства мирового значения.

    Новости партнеров

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 33 комментария , вы можете свернуть их
    Ирэн Антарес # написала комментарий 6 июня 2022, 13:17
    Как произведение архитектурного искусства и свидетель своего времени - да. Но достаточно вычурно, чтобы жить в этом доме, тяжело как-то в этих модерновых изломах. Что-то в этом есть от психологических изломов того времени.
    Я человек современный, и жить хочу в простых современных интерьерах.
    Вадим Новгородский # ответил на комментарий Ирэн Антарес 6 июня 2022, 14:24
    Современные интерьеры нынешних коллег Рябушинского по цеху расхитителей народного достояния не менее вычурны. Попробуйте встать на их место, глядишь и изменятся вкусы. А так красиво смотрится домик.
    Иван Красномирский # ответил на комментарий Вадим Новгородский 6 июня 2022, 15:41
    И что же Рябушинский у вас похитил?
    Вадим Новгородский # ответил на комментарий Иван Красномирский 7 июня 2022, 11:28
    У меня? Нет, именно мне одни плюсы, мои предки выжили в Революцию, выжили в ВОВ, дали мне жизнь и счастливое детство. А вот нам всем, он и ему подобные принесли трагические потрясения. Разрушив Империю, довели страну и народ до братоубийства. Он дворцы строил,а народ голодал, не мог обеспечить детям образование и медицинское обслуживание.
    Иван Красномирский # ответил на комментарий Вадим Новгородский 7 июня 2022, 12:57
    У Рябушинских(как и у Морозова) при производствах были школы, а лучшим ученикам они платили стипендии в Университете. Рябушинские были организаторами производства. Зачем им было разрушать Империю? Вы ходили в школу для слабоумных?
    Вадим Новгородский # ответил на комментарий Иван Красномирский 7 июня 2022, 13:18
    Даже больше, и Морозовы и Рябушинские финансировали различные революционные организации. Даже те кто стрелял в госчиновников и Царя. И подкармливали чинов полиции и жандармерии. И вашим и нашим, ни чего личного, это бизнес. Большой бизнес. А школы и университеты им были нужны потому что не грамотного к станку не поставишь. Дешевле своего научить, чем аглицкого инженера нанимать. Рабочие же работали по 12 -16 часов. Эксплуатация была запредельной на морозовских мануфактурах. Сейчас не так? ТНК расходуют деньги на обучение специалистов, но и прибыль с них имеют не по детски. Цель Морозовых и Рябушинских, да и прочих капиталистов была ВЛАСТЬ. Подвинуть царя и самим дорваться до власти. Дорвались в конце концов. Но власть не удержали. Буря и их смела.
    Иван Красномирский # ответил на комментарий Вадим Новгородский 7 июня 2022, 17:10
    Морозов давал, за это и поплатился. Рябушинские не давали. Цель их была - индустриализация, власть мешала этому во многом. По 16 часов в России не работали. По 12 - да.
    Вадим Новгородский # ответил на комментарий Иван Красномирский 14 июня 2022, 18:15
    Это как сейчас по 8? А на самом деле как заставляют капиталисты работать знаете? Вот и раньше так было. По разному.
    Морозов поплатился не за это. И Рябушинский и Морозов и Керенский банально не вписались в крутые повороты Революции. Она любит убивать своих детей, начала с них, закончила Тухачевским.
    Ирэн Антарес # ответила на комментарий Вадим Новгородский 6 июня 2022, 23:28
    Я не нуждаюсь ни в чьих советах. У меня как минимум художественное образование. Поэтому позвольте мне иметь свой взгляд на произведения искусства. Дизайн интерьеров тоже относится к искусству.
    Вадим Новгородский # ответил на комментарий Ирэн Антарес 7 июня 2022, 11:31
    Вам мнение ни кто не навязывает, вам объясняют что такая вычурность это необходимые понты расхитителя народного достояния. Вам в таком доме не жить ибо не допущены до кормушки.
    Ирэн Антарес # ответила на комментарий Вадим Новгородский 7 июня 2022, 15:31
    Я к кормушке и не стремилась. Кормушка налагает на тебя дополнительные обязательства и лишает тебя свободы. Вы ошибаетесь, думая, что люди у кормушки свободны. Они связаны обязательствами. И в этом домике удобнее всего вешаться на чердаке, или на красивой люстре. Вы наверное не чувствуете психологического надлома эпохи модерна. Это тяжелая эпоха - Сумасшедший Врубель, стихи Зинаиды Гиппиус, инфернальная живопись прерафаэлитов и змеиные изломы этого архитектурного стиля - это сигнификаторы психического слома той эпохи, эпохи кризиса цивилизации. Это тяжелая психопатическая эстетика. Вы этого не чувствуете и не понимаете.
    Вадим Новгородский # ответил на комментарий Ирэн Антарес 14 июня 2022, 18:32
    Отчего же, я отлично знаю, что " все могут короли......" Я просто объясняю, что в любую эпоху хоть Роккоко, хоть барокко, хоть модерн , хоть конструктивизм в своих гипертрофированных видах, это понты власть имущих. Сейчас особнячки строят то же , нормальный человек с ума сойдет. Наверное на меня не действуют такие психические извивы, мне просто интересны архитектурные решения. Есть в Риге одна улица, полностью в этом стиле, я часто там бывал и психического излома не чувствовал, просто красиво. Оригинально, отлично от других стилей.
    Ирэн Антарес # ответила на комментарий Вадим Новгородский 14 июня 2022, 19:23
    Шо там в Риге я не знаю, но мне не нравится стиль Антонио Гауди. Так же как и живопись Сальвадора Дали. А вот испанскую музыку люблю.
    Ирэн Антарес # ответила на комментарий Вадим Новгородский 15 июня 2022, 13:44
    Есть вкусы и вкусики. ))
    Вадим Новгородский # ответил на комментарий Ирэн Антарес 15 июня 2022, 14:12
    Трудно спорить, кому то нравится Венера Милосская, а кому то Венера неолитическая.
    Иван Красномирский # ответил на комментарий Ирэн Антарес 6 июня 2022, 15:40
    Каких простых интерьерах? Коробками из стекла весь мир уже засрали превратив в синагогу!
    Ирэн Антарес # ответила на комментарий Иван Красномирский 6 июня 2022, 23:30
    Вы можете себе декорировать свой дом хоть под рококо, хоть в стиле позолоченном церковном, а я для своей жизни лучше пойду в Икею.
    Иван Красномирский # ответил на комментарий Ирэн Антарес 7 июня 2022, 00:49
    Надо запретить делать из дерева говно. Или обложить древесину пошлиной. Что бы сохранить природу на земле. Скоро леса не останется!
    Ирэн Антарес # ответила на комментарий Иван Красномирский 6 июня 2022, 23:52
    Нельзя настроить дворцов для 8 млрд населения. Коробок никак не могут настроить сколько надо. Много жителей юга живут в картонных коробках.
    Но сам себе можешь строить чо хочешь, если деньги есть. Некоторые строят а-ля средневековый замок. Правда от средневековья там ничего нет, простая эклектика из стилей всех времен и народов.
    Иван Красномирский # ответил на комментарий Ирэн Антарес 7 июня 2022, 00:47
    Жилья достаточно. Просто у одних по 10 и более квартир - а у других хрен и они вынуждены снимать. А строить надо хорошо! Американизм заключается в том, что бы строить шмык-пык. Что бы внешний вид вроде был, а качество - хер с ним. Спекулянты всех мастей быстро переняли эту систему.
    Вадим Новгородский # ответил на комментарий Иван Красномирский 7 июня 2022, 13:09
    Это не американизм, американцы еще в 20-30-е годы прошлого века построили дома для работников Комсомольской ТЭС в Ивановской области, в г. Комсомольское. Которую они то же строили. До сих пор дома стоят как новые. Правда и заказчик требовал качество, Советы спрашивали со строителей. Не гнались за прибылью сеюминутной. Деньги считали, но не крысили.
    Капитанская дочка # написала комментарий 6 июня 2022, 15:16
    Красивый дом.
    Пролетарскому писателю Максиму Горькому в нем было наверняка комфортно, как и на Капри)
    Надежда Секретарева # ответила на комментарий Капитанская дочка 6 июня 2022, 15:28
    пролетарскому писателю наверное было комфортно и удобно,
    как и Тимоше после... интересная такая Тимоша... )
    Иван Красномирский # написал комментарий 6 июня 2022, 15:39
    Вот это строили! Действительно, что бы глаз и сердце радовались!
    Ирэн Антарес # ответила на комментарий Иван Красномирский 6 июня 2022, 23:57
    Строили не для всех. Рябушинский промышленник, предприниматель, банкир и меценат.
    Иван Красномирский # ответил на комментарий Ирэн Антарес 7 июня 2022, 00:49
    ейчас и коммерческая недвижимость говно! Вкуса нет!
    slavaor2010 # ответил на комментарий Иван Красномирский 7 июня 2022, 12:34
    "Нет былой красоты! Романтизьму нету! Выпить спокойной не дают..." (с)
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 428 записей в блогах и 2877 комментариев.
    Зарегистрировалось 12 новых макспаркеров. Теперь нас 5032116.