Уничтожат ли окончательно наше кино?

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Антон Гагарин написал
    1 оценок, 420 просмотров Обсудить (9)

    Российский кинематограф вот уже третье десятилетие никак не может выкарабкаться из ямы, несмотря на ежегодные миллиардные вливания из бюджета.  Почему многомиллионные субсидии выделяются на фильмы, которые никто смотреть не желает? Кто, почему, по каким критериям отбраковывает талантливые сценарии, а продвигает никому не нужные? На эти вопросы ответов нет. Существующая система отбора кинопроектов на государственное финансирование крайне закрыта.

    Поэтому группа кинопродюсеров, кинорежиссеров и кинодраматургов разработала открытую и анонимную, прозрачную и ясную Систему отбора кинопроектов для государственного финансирования.  

     

    Предложения

    по созданию эффективной системы отбора кинопроектов для государственного субсидирования 

    В прежние времена производство кинофильмов приносило в бюджет страны огромные финансовые средства. К сожалению, в последние десятилетия российский кинематограф утратил свои позиции. В настоящее время Государственная Дума РФ, Министерство культуры РФ предлагают различные проекты для развития нашего кинематографа. Однако решающий перелом не наступает. Итоги 2014 года для российского кинематографа оказались даже хуже итогов 2013 года по всем показателям. На наш взгляд, выход из сложившейся ситуации несложен: надо изменить существующую систему отбора кинопроектов для субсидирования из государственного бюджета. Эти изменения не потребуют ни копейки дополнительных вложений.

    Действующая система отбора кинопроектов для субсидирования крайне закрыта как для широкой общественности, так и для специалистов. Непонятно, почему одни проекты субсидируются, а другие отвергаются. Из-за этого постоянно возникают подозрения, что талантливые сценарии не получают субсидии.  Фактов можно привести множество. И это при том, что политика нашего государства направлена на прозрачность принятия решений во всех сферах деятельности.

    И в производстве фильмов сделан первый шаг к открытому отбору кинопроектов – это питчинг, то есть открытая защита кинопроектов на последнем этапе перед субсидированием. Однако каким образом, по каким критериям и почему именно эти кинопроекты отобраны для питчинга — никому не известно.

    Нужно каждый этап отбора кинопроектов и в Фонде кино, и в Министерстве культуры сделать ясным и прозрачным.

    Что для этого нужно?

     

    1. Конкурс киносценариев

    1 этап. Открытый отбор киносценариев

    Бесспорно мнение, что 70% успеха фильма зависит от киносценария. Отличный сценарий можно загубить, но по плохому сценарию невозможно снять хороший фильм. Поэтому отбор киносценариев должен стать открытым и анонимным.

    Киностудии должны получить право в любое время года направлять готовый киносценарий на электронном носителе в Министерство культуры или в Фонд кино — в запечатанном конверте, без обратного адреса и без имени автора киносценария. Название киностудии и имя автора киносценария должны быть скрыты, известно должно быть только название киносценария. Министерство культуры или Фонд кино, куда поступил киносценарий, передает его на отзыв двум рецензентам. Если одна рецензия будет положительная, а другая – отрицательная, то киносценарий передается третьему рецензенту, который фактически решает его судьбу.

    Отзывы рецензентов печатаются на сайте Министерства культуры или Фонда кино (в зависимости от того, куда поступил сценарий),  НЕПРЕМЕННО с именами авторов рецензий, чтоб всем было понятно, почему отвергается или предлагается тот или иной сценарий. Такая открытость повысит ответственность рецензентов. Ведь всем будет известно, кто дал путевку в жизнь неинтересному фильму.

    2 этап. Открытая защита кинопроектов

    Министерство культуры и Фонд кино, в которых за квартал накопилось определенное количество киносценариев с положительными рецензиями, печатают на своих сайтах список киносценариев, прошедших первый этап, и предлагают киностудиям, обладающим авторскими правами на эти сценарии, подготовить пакет документов к открытой защите проекта, который состоится не менее чем за две недели после публикации списка.

    Киностудии готовят документы и открыто защищают свой проект так, как это уже делается в Министерстве культуры и в Фонде кино. Если киностудия по какой-то причине не успела подготовить документы к защите в текущем квартале, то она имеет право защищать свой проект в следующем квартале.

    Открытая защита кинопроектов и в Министерстве культуры, и в Фонде кино должна проходить один раз в квартал.

    Не только сам питчинг должен быть открытым, но и обсуждение конкретного кинопроекта экспертным советом. Каждый член Экспертного совета обязан высказать свое мнение по каждому проекту, обосновав, почему он предлагает отклонить или принять данный проект. Такое обсуждение, записанное на видео, обязательно должно быть опубликовано на сайте Министерства культуры или Фонда кино, то есть там, где происходила защита. Видео питчинга публикуется, и обсуждение кинопроектов экспертным советом тоже должно быть доступно кинематографистам и общественности.

    При анонимно-открытом отборе киносценариев слабые проекты будут отсеиваться на первом этапе, а все талантливые — получат поддержку. При такой системе отбора кинопроектов для государственного субсидирования выиграют кинематограф России, наши зрители и государственный бюджет.

     

    2. В настоящее время, несмотря на то, что государство выделяет десятки миллионов рублей на производство конкретного фильма, оно никак не контролирует, не оценивает качество готового фильма. Нужно НЕПРЕМЕННО принимать готовые фильмы, снятые при участии государства, специальной комиссией и заставлять переделывать неудачные сцены и эпизоды, чтобы готовый продукт был конкурентоспособным.

     

    3. В настоящее время Министерство культуры и частично Фонд кино выделяют безвозвратные субсидии, несмотря на то, что кинематографисты называют производство фильма бизнесом. Часто денежные средства выделяются на фильмы, которые заведомо не появятся на экранах кинотеатров и телевидения. Трудно объяснить, зачем давать деньги на производство фильмов, которые, как всем заранее известно, никто смотреть не будет.

    Если производство фильмов — это бизнес и государство готово поддерживать его, то необходимо сделать 100%-ый возврат денежных средств, выделенных на производство фильма, для всех киностудий и кинофильмов без исключения — как в Фонде кино, так и в Министерстве культуры.

    Во-первых, руководители киностудий трижды подумают, прежде чем предоставить заявку на субсидию фильма, в центре которого не интересная ни прокатчикам, ни зрителям скучная история.

    Во-вторых, ежегодно общая сумма субсидий Фонда кино и Минкультуры будет увеличиваться и появится возможность щедрее субсидировать производство замечательных фильмов, которые принесут России и деньги, и славу, и вместе с тем количество поддержанных фильмов будет ежегодно увеличиваться.

    Естественно, некоторые фильмы не смогут окупиться и продюсерская фирма не сможет вернуть субсидию. Случаются творческие неудачи. В таком случае авторское право на фильм перейдет от производителей к государству, которое будет продвигать фильм на телеканалы до тех пор, пока денежные средства субсидии не будут полностью возвращены. После этого авторское право возвращается производителям.

    Существует мнение, что некоторые авторские высокохудожественные фильмы талантливых режиссеров изначально неокупаемы, но они нужны нашему кинематографу. Это так! Но ни один талантливый режиссер не откажется реализовать свой высокохудожественный кинопроект за государственный счет, если авторское право на фильм будет принадлежать государству, оплатившему его производство, до тех пор, пока государство не вернет свои потраченные средства.

    Некоторые продюсеры будут возражать против 100%-го возврата субсидий, выделенных на детские, дебютные и авторские фильмы, и перехода авторских прав от производителя государству до полного возвращения суммы субсидии. В таком случае никто не мешает продюсерам снять фильм на собственные средства и пользоваться авторскими правами по своему усмотрению.

     

    4. В настоящее время заявки на субсидирование производства фильмов некоторым киностудиям необходимо подавать при условии внесении залога в полтора и более миллиона рублей. Таким образом, отсекается множество талантливых сценариев, которые могли бы прославить наш кинематограф и принести ему денежные средства. Денежный залог, который всё равно возвращается киностудиям, тормозит развитие кино.

    Денежный залог, как препятствующий развитию российского кинематографа, необходимо отменить.

     

    Для перехода на такую систему отбора кинопроектов для государственного субсидирования не нужны денежные средства, нужно просто принять волевое решение.

    Мы убеждены, что такая система отбора кинопроектов на субсидирование будет отсеивать не интересные зрителям киносценарий, станет жестче и эффективнее контроль государства за производством фильмов на бюджетные средства, в результате массово появятся как высокохудожественные, так и зрелищные фильмы, которые снова будут приносить большой доход государству, смогут конкурировать с голливудскими фильмами, постепенно вытесняя их из российского проката, и будут воспитывать подрастающее поколение в патриотическом духе. 

     

    Алешкин П.Ф., продюсер, кинодраматург,

    член Союза писателей РФ, доктор исторических наук  

     

    Лукин В.В., кинорежиссер, член Союза кинематографистов РФ

     

    Чеботаев В.И., продюсер, кинодраматург

     

    Железняк Н.Г. кинодраматург, член Союза писателей РФ

     

    Алешкина Т.В., продюсер, кинодраматург, член Союза

    писателей РФ, Заслуженный работник культуры РФ

     

    Горбунов И.С., член Союза журналистов 

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 9 комментариев , вы можете свернуть их
    Антон Гагарин # написал комментарий 9 января 2015, 19:08
    Друзья, вы не против, если ваши комментарии к предложениям будут опубликованы в печатном журнале вместе с предложениями и отправлены в правительство?
    Владимир 2020 # ответил на комментарий Антон Гагарин 9 января 2015, 19:50
    Я настаиваю! Шутка. Проблемы, а по сути, одна и та же проблема и в футболе и в медицине и в образовании и в дорожном строительстве, и в космической отрасли, да везде, чего ни коснись - проблема одна. Начинают с красивых фраз, продолжают красивыми проектами, а заканчивают всегда одним и тем же - разворовыванием денег.
    Решение проблемы - реальная, повторяю - реальная борьба с коррупцией.
    Понимаю, что моё предложение наивно, утопично и т.п. но при существовании нынешнего российского уровня коррупции и казнокрадства, никогда не будет нормального футбола, медицины, образования, хороших дорог и т.п.
    Юрий Алексеев # написал комментарий 9 января 2015, 19:25
    Положение дел в Российском кинематографе будет идти все хуже и хуже до тех пор, пока Союзом кинематографом будет руководить бездарный Никита Михалков.
    Константин Крыжановский # написал комментарий 9 января 2015, 20:46
    Я потребитель этой кино продукции. Последние несколько лет не помню хотя бы одного фильма, который бы с интересом посмотрел. Обычно, начиная смотреть фильм, переключаюсь на другую программу, так как тема и сюжет, не считая одних и тех же актеров, не вызывают у меня интереса. Об украинском кино- вообще ни слова. Такого в природе не существует. Самое плохое, что начали подражать западным фильмам, в которых заезженная тема обогащения, насилия, безнаказанности и чуждых нам ценностей. Переходите на наше, родное. Если хотите начать с нуля, снимите фильмы по классическим сюжетам, например, Островскому, Чехову. Сколько сюжетов в нашей истории, которую сегодня забывают, исторических личностей? Сколько побед? Вспомните те времена, когда послевоенная Страна подымала из руин города и села. Да просто посмотрите старые фильмы "Свадьба с приданым" или "Кубанские казаки", "Веселые ребята", а "Волга-Волга"?? Эти фильмы можно смотреть сотни раз. Найдите изюминку, и подымите отечественный кинематограф.
    Mox XpeHoB # написал комментарий 9 января 2015, 23:53
    Наверное, научатся и у нас делать интересное, смотрибельное и экономически выгодное кино. Надо опыт перенимать, а не слезиться тут от неуспеха. Учиться, учиться и учиться, как говорил известный невысокий, лысоватый госдеятель, ценитель киноискусства. Ищите заказчиков своего творчества и научитесь творить...Так мне видятся киношные проблемы.
    Светлозор nl # написал комментарий 12 января 2015, 14:18
    Русский кинематограф сегодня стал лучше американского! Созданы уникальные кинокартины с прекрасными актёрами, которые стоят выше любого американского барахла кинопродукции. Это ренессанс Русского кино! Так что не вешать носа и продолжать в том же духе творить прекрасное русское киноисскуство.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 644 записи в блогах и 5010 комментариев.
    Зарегистрировался 41 новый макспаркер. Теперь нас 5028753.