
Существует устойчивый стереотип,что грандиозные успехи Николаевских строек объясняется "рабскими условиями" трудящихся. На самом деле рекордные темпы строительства промышленных объектов достигнуты за счёт механизации работ. Впервые массово начинают применяться экскаваторы, подъемные краны, грузовики, дорожная спецтехника (катки, камнедробилки, машины для забивки свай). Совершенствуется технология добычи руды: на шахтах появляются электрическое освещение, углеподъемные машины, система вентиляции, гидравлические отбойники, прессы и врубовые машины. Хотя ручной труд ещё играл роль,но он уступал дорогу машинам.
Труд рабочих, конечно же, был тяжелым, но его условия улучшились, а рабочие превращались в квалифицированных специалистов. Специально для их обучения открываются учебные заведения — например, Горный Институт в Сибири.
В отличие от СССР, стройки царской России не были связаны с массовым использованием труда заключенных. Арестанты использовались, но не массово.
Так,например, крупнейшей дореволюционной стройкой с использованием осужденных и каторжников было создание Амурской магистрали— заключительного участка Транссиба. В 1913 году там работало около 5 тыс.арестантов, но этот в 38 раз (!) меньше, чем в 1936 году в Дмитлаге на стройке канала им.Москвы (в Дмитлаге в 1936 году работало 188,8 тыс.человек). Интересно и то, что на Амурской магистрали в 1913 году всего работало в 4 раза меньше заключенных, чем погибло на строительстве канала им.Москвы ( и это по самым скромным подсчетам. В исследованиях фигурируют цифры от 22, 8 тыс.до сотен тысяч погибших "вредителей" и "врагов народа") Из этого видно, что до революции массовое использование труда заключенных — явление совершенно другого масштаба. Разница в численности говорит о принципиальной несоизмеримости этих явлений. До революции труд был в основном свободным и для своего времени прогрессивным.
Андрей Борисюк. "История России, которую приказали забыть. Николай II и его время." М.: 2018.
«Уже в ночь на 18 июля 1914 года (по ст. ст.), то есть еще до официального объявления войны, Россия приступила к арестам и высылкам подданных Германии и Австро-Венгрии. А их было немало (в общей сложности не менее 330 тыс. чел.), уже десятками лет они проживали в Петербурге, Москве, Одессе и Новороссии, на Волыни, в Польше и Прибалтике. Выселяли их в дальние внутренние районы (в частности, в Вятскую, Вологодскую и Оренбургскую губ., а жителей Сибири и Приморья — в Якутскую обл.)».
Но время шло, неудачи на фронтах множились и царскому правительству требовалось найти виновных в череде поражений на фронте.
Искали недолго.
Виновными были объявлены немецкие и еврейские (!!!) шпионы. Соответственно ужесточилось и отношение к ним:
см. Продолжение: