Как возвысилась Москва над Русью с помощью Орды

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Александр Бабкин написал
    6 оценок, 1471 просмотр Обсудить (42)

    Юрий Долгорукий,  основавший Москву,  был внуком Мономаха. Того самого Владимира Мономаха, который сделал после Ярослава первую робкую попытку вестернизации Руси. Вестернизации авансом, потому что тогда, по сути дела, Русь от Польши и от Литвы не отличалась ничем. Отставания не было заметно ни по сравнению с Чехией, ни по сравнению с Францией. По сравнению со Скандинавией тоже не было материального и культурного отставания.

    Дело было в формуле жизни. Мономах не успел с вестернизацией. А внуком его был Андрей Боголюбский, сделавший одну ужасную вещь, до которой потом додумается Иосиф Виссарионович.

    Он не просто правил авторитарно, он перестал советоваться с боярами. Он разрушил формулу социально-политического властвования, политического консенсуса на Руси. Считалось хорошим тоном советоваться с боярами. И боярам было приятно. И князь получал какую-то квалифицированную экспертизу, потому что бояре у него были с разных концов Руси. Один — тверской, второй — московский, третий там — владимирский, четвертый — киевский. Была большая территориальная дифференциация. Бояре были абсолютно свободны. Они выбирали себе князя.

    Андрей Боголюбский перестал советоваться с боярами. Зачем ему было советоваться с людьми, которые были независимы от него материально? Зачем ему было советоваться с теми, кто не кланялся в ноги? Зачем ему было советоваться с теми, кто считал его первым среди равных? Зачем ему было советоваться с теми, кто высоко держал голову? Он перестал советоваться с боярами и окружил себя отроками. А бояр он стал казнить задолго до Иоанна Грозного. Он и сам погиб от руки Кучковича. Для начала он приказал казнить брата собственной жены.

    Иосиф Виссарионович тоже не мог вынести ленинских сподвижников, которые хотя были отъявленными негодяями, но привыкли быть на равных. И он очень грамотно убрал все это, для того чтобы создать полный, безнадежный тоталитаризм, тоталитаризм холопов, растертых в лагерную пыль. Это же пытается сделать Андрей Боголюбский. Формула одна и та же, что в середине XX века, что в середине XII-го: опираться на слабых, опираться на незнатных. За это время Андрей Боголюбский кое-что все же успел. Он успел штурмом взять Киев и разорить его. До Андрея Боголюбского никто и не подумал бы это делать, никто бы не посмел. Рука бы ни у кого не поднялась.

    Киев был любим на Руси. Киев был колыбелью славянской цивилизации. Киевский стол, даже когда он утратил свое экономическое значение, был чем-то заветным, вроде чаши Святого Грааля. Было престижно подняться на Киевский Стол. Даже в XV веке Новгород призовет к себе уже абсолютно никому не нужного киевского князя, находящегося под покровительством Литвы.

    С Андрея Боголюбского Русь становится коммунальной квартирой без добрососедских отношений. А когда вы у коммунальной квартиры отнимаете добрососедские отношения, тогда коммунальная квартира становится лагерным бараком. Русь становится лагерным бараком (в смысле ее социальной структуры) с XIII века. Потому что Киев не просто взяли, чтобы кого-то оттуда можно было выгнать и сесть самому. Он взял Киев, и он не оставил там камня на камне. Удивительно, как Святая София уцелела. Иконы ободрали, рукописи пожгли.

    В княжеском правлении Андрея Боголюбского нет традиции, нет лествичного права. Братьев он считал холопами, подданными. Ожесточение дошло до предела. Так бывает всегда. Тот, кто основывает свое царство на утопии, тот основывает его на песке. Как правило, утопические царства, которые не от мира сего, по жестокости превосходят холодное правление, основанное на законе. Силы отталкивания были такие, что сам Ключевский пишет, что без монгольского нашествия князья разнесли бы Русь на клочки. Дикая взаимная ненависть.

    Три века братских отношений как государственной формулы — и вот вам результат. А ведь хотели как лучше. Было ясно заранее, к чему приведет социалистическая утопия о братстве и равенстве, но никто не учит историю, никто не смотрит на стадион.

    В этот момент появляется еще одна очень интересная вещь: люди длинной воли. Что же за люди такие? Им было тесно, им было душно. Они уходили на свободу. И поскольку вся формула жизни, единственный связующий состав, цемент — это было христианство, то, конечно, основывался маленький монастырь. Люди длинной воли — это люди, которые не могли вынести государственного насилия, люди, которые искали большей свободы, но они ее искали не у себя на земле. Они не пытались изменить государственную формулу. Они будут уходить от государства в сторону. Государство будет развиваться по формуле колючей проволоки, т. е. закручиваться в эту страшную спираль, а люди длинной воли будут уносить в степи и леса свое чувство свободы.

    Они будут уносить свободу на рубежи и будут там основывать разные интересные вещи, вплоть до Запорожской Сечи. Если хотите, Запорожская Сечь была проникнута польской формулой государства: предельной свободой, самоорганизацией снизу доверху. В Запорожской Сечи было очень много шляхетской вольности. Поэтому и Украина впитала в себя такое свободомыслие. Уже к XIII веку Украина, как таковая, возникает, но не как государство и даже не как некая территория, а как край, в который можно уйти и в котором можно быть свободным.

    Потом такие края возникнут в Сибири, на Волге. Разин пойдет на Волгу, Емельян Пугачев будет околачиваться где-то под Оренбургом.

     

    Ордынская традиция это формула и Российской Империи, и Советского Союза. Зачем? А вот ради удовольствия. Зачем должен взвиться над Вселенной чей-то аркан? А в этом кайф. Зачем нужно мыть сапоги в Индийском океане? Затем же, зачем монголы хотели омыть распаленных коней в последних Последнего Моря волнах. Захватить всю Вселенную! Желание хищника. Никакой пользы не было ни Российской империи, ни Советскому Союзу, ни монголам. Не было никакой пользы от этих завоеваний. Захват ради захвата. Это страшно, поэтому непонятно. Даже гитлеровцы лучше объясняли свои действия. «У немцев, мол, не хватает жизненного пространства, у нас пшеница не растет, мы хотим спасти судетских немцев-фольсдойчей, мы хотим новые богатые земли раздать своим штурмовикам. Лучше хотим сделать собственному немецкому народу. Пусть другие народы сгинут и пропадут, но свой народ мы обустроим».

    Здесь этого нет. Ордынская традиция абсолютно бескорыстна: ни себе, ни людям. Уничтожим все во имя уничтожения. Захватим всех во имя несвободы. Несвобода становится целью. Этой традиции суждено было с нами столкнуться в самый неблагоприятный для нас момент.

    Когда произошло это столкновение, поначалу было Сопротивление. Еще слабо барахтались. Из славянской традиции уже возникла великорусская традиция – готовность пойти под сильную руку, скаредность ума, отсутствие кругозора. И эта традиция была благодатной почвой. Сопротивление долго не длилось, хотя сопротивляться можно было и дальше, ситуация абсолютно не была безнадежной. Она не столкнулась с превосходящей ее цивилизацией. Она столкнулась с очень мощным, но всего-навсего очередным набегом. Объединив силы всех городов, можно было сопротивляться, можно было заставить их остановиться. Они не обязательно встали бы на западных границах Руси. Они могли остановиться на ее восточных границах.

    Они ведь остановились, когда дошли до поляков. Они там тоже попробовали пройти, еще как попробовали. По сути дела, проникновение монголов в Польшу было очень массированным и в конце концов поляки сами нанимали татар. У них были специальные военные подразделения, многие монголы потом принимают католическую веру и становятся шляхтичами. Почему они взяли Русь, почему они не взяли Польшу? Ведь разница в уровне цивилизованности тогда не бросалась в глаза. Польша не была сильнее. Она была точно так же раздроблена, даже больше была раздроблена. Степень самоорганизации была меньше, потому что была культура свободы. Тем не менее, Польша не подчинилась. Русь подчинилась.

    Нет оправдания тем, кто захотел жить в рабстве. Оправдания нет для тех, кто не готов умереть за Отечество.

    Князья Руси становятся холопами. С нами два века никто не будет разговаривать как со свободными людьми. С 1238 года по 1480-ый мы будем считаться холопами монголов, несвободным народом, да еще народом, который гордится своим рабством. Господин Великий Новгород будет откупаться данью. Знаменитый Александр Невский не попытается пойти на монголов и разбить их. Он будет платить камским серебром дань. И единственный, кто восстанет, будет Тверь.

    И когда князья уже начали делить ярлыки и получать некий мандат на княжение, только не в ВЧК, а у монгольского царя в шатре, за этот ярлык надо было хорошо заплатить. Такой своеобразный рынок ярлыков: кто больше даст, кто больше унизится, кто ниже согнется, кто понравится ханским женам, — тот и получит ярлык. Поэтому великими князьями на Руси в этот момент становятся самые подлые; идет отрицательный естественный отбор. Самые подлые, самые хитрые, самые корыстные получают ярлыки. Князья — носители скандинавской традиции не имеют никаких шансов получить их.

    Вот именно в этот момент Михаил Черниговский и решает дать урок, показать, как надо себя вести. Он специально является в Орду и делает там следующую вещь. Это 1248 год. Он заявляет хану, что явился не за ярлыком, а чтобы сказать все, что он о нем думает. И он ему говорит на глазах приспешников, на глазах у всей Орды, на глазах у других русских князей, которые уже стоят там униженные, что ему не нужен никакой ярлык, что он плевать хотел на него, и на Орду, и на самого хана, что он держит свое княжение от предков, что он специально сюда приехал, чтобы сказать хану, что он унижаться перед ним не будет, и что, если тот явится в его княжество, то получит такой отпор, что добавки просить больше не будет. И он плюет ему под ноги в прямом смысле слова. То есть приехал, чтобы плюнуть, — и плюет. Понятно, чем это кончилось. Это кончилось мучительной казнью. Но это был пример! Если бы все великие князья последовали этому примеру, то никакого ига не было бы. Никто не искал бы эти ярлыки. Михаил Черниговский был причислен к лику святых, а князья продолжали биться за ярлыки.

    Орда делается могущественной именно благодаря русским мехам, русским деньгам, камскому серебру: ведь каждый старается дать побольше, чтобы купить себе ярлык. Новгород был сам по себе. Новгород сиял на севере, как Полярная звезда. Очень высокомерный, очень свободный город. Он считал, что всегда откупится. Дела Руси его не касались, он и вид делал постороннего. Новгородцы даже не давали себе труд искать великокняжеских ярлыков. Они ни во что не ставили Русь и княжение над ней.

    В этот момент возникли некие Весы. Почти созвездие Весов, и мы входим в его расположение. Кто будет собирать Русь, кто станет великим князем? И чаши весов уравновесились между Тверью и Москвой. Возникают два центра тяжести. Тверь была в этот момент гораздо богаче Москвы. Тверь была древнее. Тогда это был город, равный торговым городам Италии. Это была наша Генуя. Это был город сплошного капитализма. Город купцов и ремесленников.

    Князья Тверские принадлежали к старшей ветви, т. е. сила традиции была на их стороне. К тому же в Твери были очень интересные князья, как на подбор. Идет целая генерация князей, наследников скандинавской традиции, типичных викингов. Храбрых, добрых, благородных. Без инстинкта самосохранения. С великой государственной мыслью победить монголов. Сделать Русь свободной. Всюду ввести законы, такие, как в Твери. В Твери ремесленники не облагались налогом первые несколько лет, в Твери защищали купечество, в Твери поощряли предпринимательство.

    В Твери создавали Вече. Оно не было там органично. Это был не Новгород все-таки. Но сам князь старался создать городское самоуправление сверху. Представителей от купцов, представителей от горожан он призывал раз в неделю и вместе с дружиной их выслушивал. Он пытался создать Палату Общин.

    Михаил Тверской был исключительной личностью. Он был реформатором, природным реформатором. Он прочел много книг, он владел латынью. Это был исключительный случай на Руси. Князь, владеющий латынью! Он провел военную реформу, и никакие рекруты не понадобились больше. Он создал регулярную пехоту. Он готовит пехоту типа римской или типа македонской. Он учит их владеть копьем, он учит их владеть луками, он учит их владеть мечом. Он же римскую историю знал. Он знал, что такое будет пехота для неподготовленного противника.

    Михаил Тверской задолго, за век, даже за полтора века до Куликова поля начинает бить монголов. И ни разу в открытом бою монголы против него не могли выстоять. Он их просто бил. И самое обидное — это то, что он их бил с помощью пехоты.

    Михаил Тверской пытается объединить Русь не для того, чтобы быть первым, а для того, чтобы выгнать монголов. Он начитает делать первые листовки и рассылать их по всей Руси с призывом объединиться против общего врага. Он шлет гонцов в Новгород. Новгород отказывает ему. Новгород не понимает, зачем ему это нужно — освобождать Русь.

    Что же в это время делает Москва, которой было суждено дать свое имя новому государству? Это было большое несчастье для Руси. Самое худшее, что могло с ней в этот момент случиться, — это победа Москвы. Москва была носителем чистой ордынской традиции. Первый князь московский был приличным человеком, но ничем себя не прославил. Москву создает князь Даниил, его сын. Князь Даниил был не просто приличным человеком, он был хорошим князем. Из крошечного городка, который занимал одну треть теперешней территории Кремля, он создал большой город. Как? Так же в общем-то как Михаил Тверской. Та же формула. Князь привлекает купечество, привлекает ремесленников. Дает льготы, дает возможность богатеть, дает защиту. Он не создает самоуправления. Этим он, собственно, и отличается от Михаила Тверского. Он не пытается вводить какие-то западные новшества, но он мягко правит. Традиционно правит. Так, как правили русские князья. Он ничего лишнего не берет. И защищает. Он делает Москву вполне приличным богатым городом, но, конечно, с Тверью Москва в этот момент состязаться не может.

    Сатана, а не Бог, конечно, послал Москве двух первоклассных политиков, первых политиков на Руси. Первые политики на Руси были законченными негодяями. И, тем не менее, гениями в политической сфере. Это сыновья Даниила: Юрий Данилович и Иван Данилович — будущий Иван Калита. Эти два политика начинают буквально с нуля создавать могущество Москвы. Экономическое могущество есть. Нет политического могущества. Калита вообще был гением. Он старался все делать так, чтобы никто не знал, что он делает. Они начинают ссорить князей. Они это делают очень грамотно и целенаправленно. К можайскому князю посылают и говорят, что вот мы о тебе печемся, ты такой хороший человек, но если бы ты знал, что замышляет против тебя рязанский князь! К Рязанскому князю посылают и говорят, что вот мы-то тебе сочувствуем и понимаем, что ты хороший человек, а Можайский князь — такой гад, и мы, как порядочные люди, не можем тебя не предупредить. Князья все перессорились; они и до этого были в ссоре, но теперь они просто становятся врагами друг друга. Князья идут друг на друга, и Москва становится неким прибежищем, и даже не прибежищем, а плацдармом голубых касок.

    Москва начинает всех мирить. Не бесплатно. И она же в конце концов оказывается самой мудрой и самой правой. У одних берет деньги — и у других берет деньги. За примирение. Ратников тихо дает и тому, и другому. И в конце концов она же назначает победителя, она же ослабляет соседей.

    С Тверью только ничего не получилось. Михаил Тверской был слишком могущественным, чтобы кто-то к нему пытался подъехать с этим.

    И самое ужасное, что делает Москва — это то, что она покупает Орду. Московские князья становятся законченными коллаборационистами. Москва в течение двух веков, до Куликова поля, играет роль полицая Орды. Таких после Великой Отечественной войны вешали за сотрудничество с врагом. Она берет лицензию на сбор налогов. На сбор дани. И выколачивает она эту дань из собственных соплеменников, из русских, из славян. И когда не платят, она с этим мандатом от Орды просто берет силой, т. е. убивает и порабощает своих, для того чтобы получить деньги для Орды. И выколачивает больше денег, чем нужно для Орды. Половину кладет себе в карман. Копится богатство, неправедное богатство, грязные деньги. Этих грязных денег становится очень много, а деньги не пахнут. Орде нужны деньги. В Орде начинаются распри. В XIV веке возникают какие-то протопартии. Один хан, второй хан. Один наследник, второй наследник. Нужно серебро, золото. Можно все это получить от Москвы, но не даром. Москва дает деньги и требует абсолютной власти над другими городами. Она требует карт-бланш. Чтобы ей позволили делать все, что она захочет. А хочет она абсолютной власти. Москва начинает преследовать диссидентов. Можно считать, что Иван Калита и Юрий Данилович учреждают КГБ или гестапо от имени монгольских завоевателей.

    В Рязани издают книгу «О разорении Рязани Батыем». Переписывают много раз. Читают, как-то утешаются. Про этот Самиздат узнает московский князь. Немедленно Юрий Данилович и Иван Данилович посылают донос в Орду. Вот смотрите, как оскорбляют замечательных ордынцев, что о них пишут! Пишут, что они оккупанты, что они церкви ободрали и жителей в рабство угнали. Естественно, в Орде все в ярости. Спрашивают у московских князей: «А что же нам теперь делать?» И московский князь учит их, что им делать. И во второй раз уже Москва берет Рязань. Берет русскую Рязань, которая почти сопротивляться не может! И рязанский князь будет отвезен в наручниках и кандалах в Орду и будет казнен из-за московских князей. То есть они занимаются конфискацией Самиздата, совсем как кагэбэшники. Хотя казалось бы, что Орде до книг, которые они прочитать все равно не могут! Если бы не этот донос, они бы и не узнали, что делается в Рязани и что там пишут. Для монголов письменность была каким-то волшебством. Они поверить не могли, что то, что запишешь, может соответствовать тому, что ты скажешь. Они даже опыты проводили с китайскими мастерами слова. Одного за дверь выгоняли, второму велели записывать, а потом первый читал. Вот так они проверяли, есть ли письменность, или им лапшу на уши вешают.

    Когда терпеть дальше просто невозможно, когда Москва становится ненавистной всем на Руси, когда она становится просто подлой, тогда сыновья Юрия Даниловича уходят в Тверь, уходят к Михаилу Тверскому. Это был единственный случай в истории Руси. Тогда старших почитали. Тогда отца очень уважали. И вот уйти от своего отца к чужому отцу, к врагу своего отца!

    Это было после попытки осадить Тверь вместе с монголами. Это делалось по инициативе Ивана Даниловича: первая попытка взять Тверь штурмом. Ничего не удалось. Монголы постояли, пограбили. Пехота у Михаила была хороша. И все пошли обратно. И трое сыновей Юрия Даниловича уходят в Тверь, уходят к Михаилу, становятся его соратниками. Они больше не могут жить в этом подлом городе. А подлый город продолжает делать свое подлое дело и доведет его до конца.

     

    Ивана Калиту принято считать собирателем Руси. На самом деле здесь напрашивается несколько иная терминология. Я бы его назвала подбирателем Руси. Он очень хорошо подобрал Русь, то, что успел, все кусочки — под себя. Там был какой-то безусловный рефлекс. Не условный, а безусловный: хватать. Хватать и грести под себя. И вот в этом деле московские князья проявили неистощимую изобретательность.

    И здесь Юрий Данилович и Иван Данилович в очередной раз показывают себя великими политиками и великими подонками. Они донесли на Михаила в Орду, что он собирается освободить Русь от монголов. Это было весьма справедливое подозрение; он это, действительно, собирался сделать, но московские князья сумели этот проект представить в Орде как какую-то имманентную угрозу, как заговор, как козни ЦРУ против страны Советов, и потребовали немедленных действий. Ну а дальше что было делать? Ведь взять Михаила было практически невозможно. Что, если он уйдет в Литву или еще куда пойдет? Лови его потом! Надо было получить Михаила. И тогда они придумывают следующую интригу, абсолютно неотразимую. Михаил был благородным человеком, очень благородным — и жизнью своей не дорожил. И тогда его стали шантажировать тем, что вся монгольская Орда двинется против Твери. При самом героическом сопротивлении Тверь была бы сожжена дотла, там просто в живых никого бы не осталось, если бы вся Орда пошла на Тверь.

     И Михаил сделал то, что впоследствии заставило Церковь, которая тогда еще не была похожа на нынешнюю, причислить его к лику святых. Он решил пожертвовать собой. А ему предложили два варианта на выбор: или он немедленно является в Орду держать ответ, на суд, или вся Орда идет на Тверь. Для того, чтобы спасти свою область, он является в Орду. Больше ничего и не было нужно ни Ивану Даниловичу, ни Юрию Даниловичу.

    Причем Иван Данилович был гораздо умнее Юрия Даниловича. Поэтому он не попадет в скверную историю. Сделав все, что нужно, он спокойно сидит в Москве. А Юрий Данилович является на место, там чуть ли не заседает в составе военного трибунала, смотрит на казнь, а потом вызывает даже замечание изумленных монголов, что же вы, русские, за люди – валяется ваш казненный соплеменник, родственник, а вы даже его наготу не прикроете. Даже монголы этого не одобрили.

    Михаил погибает, но не погибает еще Тверь. Его династия — это династия участников Сопротивления. У Михаила был сын Александр. У Александра был сын Федор. Впоследствии будет еще один Михаил, с которым покончит только Дмитрий Донской. Александр был таким же, как Михаил, но еще в большей степени флибустьером и авантюристом. Он устраивает чуть ли не типографию. Он начинает просто листовки делать. И его люди по всей Руси распространяют эти листовки, которые содержат призывы к борьбе с монголами, с Ордой, к национальному протесту, т. е. он пытается поднять Русь. И это не одна листовка, не десять. И это в полном смысле слова листовки, хотя выглядят они необычно. С цветными заставками, с типичным церковно-славянским начертанием букв, но тем не менее, это листовки. Уже тысячи, уже десятки тысяч. Создается очень нетипичная ситуация. А тут еще в Твери останавливаются баскаки. Монгольская налоговая полиция. И эти ребята, баскаки, мало того, что останавливаются в лучшем доме, начинают насиловать окрестное население. Начинают грабить, пытаются забрать женщин. В общем, Александр решил, что этот момент — самый благоприятный. Он становится во главе восстания. Они убивают всю эту налоговую полицию и посылают соответствующий документик, крайне наглый и остроумный, в Орду. Мол, приходите еще и получите те же налоги и в той же форме.

    В Орде обомлели. Мало им было Михаила, еще у них и Александр появляется. И они дают поручение своему любимому Ивану Даниловичу, поручают ему разобраться. Вполне на мафиозном уровне. Начинается разборка, причем руками русских по воле монголов. Совершенно постыдная ситуация. Стоит ли удивляться тому, что в этот момент Запад перестает общаться с Русью на равных и начинает ее презирать. Ничего удивительного в этом нет. Были основания для презрения. Были основания для железного занавеса. Поскольку этот железный занавес начали устанавливать изнутри, то снаружи возник такой маленький санитарный кордончик, рвом окопанный. То есть уже в этот момент мы не котируемся как цивилизованный народ, как народ, с которым можно вступать в какие бы то ни было договоры, потому что то, что Русь признала над собой монгольского царя, эти их ярлыки на княжение — это холопство, это рабство. И то, что Блок потом напишет, что мы держали щит между двух враждебных рас, монголов и Европы, — это полный бред. Потому что расценено это было той же самой Европой совершенно иначе. Это было расценено ей как предательство, как измена общеевропейскому делу, как измена общеевропейским стандартам.

    В этот момент Европа, не собираясь ни на какие конгрессы решает, что несчастная Русь — это историческая падаль. Нас вычеркивают из списка цивилизованных государств. XIV век настал — и мы из него вычеркнуты. В XIII веке приговор был как бы отложен. Могло быть еще Сопротивление Року. Могли быть разные варианты. В этот момент Европа борется тоже. С этим нашествием боролись и Венгрия, и Польша, но они-то сумели отстоять свою независимость. Они не пошли на сделку с совестью. И поэтому нас осудили.

    Иван Данилович бодро является под Тверь. А Александр делает очень не типичную вещь, оставляя в Твери сильный гарнизон (Михаил научил их биться с татарами, а уж с Москвой справиться им было не сложно) и отправляясь в Псков. Новгород отказался тогда следовать за делом и стягом свободы. А Псков, или как его тогда называли, Плесков, не отказался. Плесков присоединяется к Твери и становится новым центром Сопротивления. Плесков — это почти уже заграница, это почти уже Литва. Александр думает о том, чтобы употребить объединенные силы Запада против монгольской Орды. Если бы это состоялось, он бы вытащил нашу историю из той могилы, куда ее уложили. Это была бы совершенно иная история. Это было бы великое деяние. Не вышло. А замысел был хорош. Употребить силы Запада против монгольской Орды! Но ничего не получилось. Запад в этот момент не понял, зачем нужно жертвовать людьми, большими деньгами. Новгород ни копейки не дал, хотя у него были деньги. Зачем все это ему было нужно? Точно так же, как Соединенные Штаты на определенном этапе своего развития не поняли, зачем им нужно отстаивать Южный Вьетнам от Северного. Слава богу, что еще не бросили Южную Корею. Но уговоры и аргументы Александра выглядят примерно так же, как уговоры и аргументы Владимира Буковского в наши дни. Что это общее дело, что свобода умаляется, когда где-то существует тирания, что Западу не выгодно иметь у себя под боком новую Московскую Орду. В это время, кроме Золотой Орды, существует еще одна, самая ужасная: Московская Орда. Потому что Москва становится частью Орды.

    Итак, Александр помощи не получил. Иван Данилович стоит под Псковом и пытается бороться с ним следующим способом. Митрополит обещает, что если Плесков не выгонит Александра и не прекратит тиражирование листовок против монголов, на город будет наложен интердикт, т. е. нельзя будет никого хоронить, нельзя будет никого венчать, нельзя будет нести утешение больным и умирающим. За что интердикт будет наложен на русский город русским Митрополитом? За то, что этот русский город противится иноземному вторжению. Это совершенно шизофреническая ситуация, но тем не менее это было. В этот момент Александр даже просит плесковцев: давайте я уйду, чтобы не было никакого несчастья. Тогда для людей все это значило очень много. Плесковцы его удерживают. Но Александр, тем не менее, уходит, возвращается в Тверь.

    Иван Данилович понимает, что так он не покончит с ним никогда. И он употребляет точно такой же метод, какой употребили они с Юрием Даниловичем для отлова Михаила. Был только один способ: поднять всю Орду и предложить альтернативу. Или Александр обрекает на гибель лично себя, потому что явиться в Орду — это было самоубийство после всего, что он сделал, или он обрекает на гибель Тверь. И это было безошибочно, потому что Александр был сыном Михаила. И он со своим старшим сыном Федором является в Орду. Они тоже были казнены.

    Теперь один ярлык, один мандат, одна Москва останется. У Твери этот ярлык отнимают вместе с жизнью ее князей. В этот момент город уже не берут штурмом. Город не в состоянии сопротивляться после всего, что произошло. В этот момент из города увозят колокол. В город ставят гарнизоны, московские гарнизоны; даже монгольские гарнизоны уже не были нужны.

    Начинается первая в истории кампания гражданского неповиновения.

    Когда невозможно военное сопротивление, методы ненасильственного гражданского сопротивления могут оказаться очень эффективными. На пути увозимого колокола люди ложатся в снег прямо под полозья. И московским войскам приходится, ругаясь, растаскивать тверитян, чтобы эти сани могли проехать.

    Вместе с ордынской традицией мы приобрели ряд имманентных признаков. Русь начинает применять пытки — это наследие Орды. Научилась. Унизительные наказания вроде порки кнутом. Падая ниц перед монгольским каганом, то есть перед монгольским царем, народ утрачивает чувство собственного достоинства. Очень скоро они будут падать ниц перед собственными царями. Они научились — на примере иноземных. Постоянно задабривая жен монгольского хана, разных чиновников в Орде, если можно так назвать, в общем, клевретов, приближенных особ, мы научаемся давать взятки. И, кажется, очень хорошо научились. До сих пор не можем отучиться от этого. Это единственный способ общения с монгольскими авторитетами, это было повсеместно и даже слишком хорошо усвоено. Это все оттуда. Более того, скандинавское начало оказывается полностью подавленным.

    Скандинавская традиция, традиция свободы, традиция упорства, традиция человеческого достоинства уходит вглубь, как Китеж под воду, надолго. Потом уже начинают бить ручьи, появятся капли, появятся струйки. Она никогда не иссякнет, но она будет уходить в песок.

    Примерно два или три века никто на Руси не видит посланцев Запада. Никто не знает, что это такое.

    Более того, случается такое несчастье, что при посредстве Запада, то есть одного из западных городов, идет на Юге интенсивная работорговля. Кафа. Что такое Кафа? Это нынешняя Феодосия, это одна из колоний Генуи. Именно туда тащат монголы обращенных в рабство славян и именно там их продают на невольничьем рынке. То есть то, что делается при этом с национальным сознанием, просто трудно себе представить. Начинается глухая вражда. Может, она начинается с Кафы. Сознание, что весь мир против тебя, что Запад против тебя. Возникает сознание осажденной крепости. Очень опасное сознание, озлобленное сознание, когда повсюду видишь ловушки и уже не разбираешь ни друзей, ни врагов. Когда перестаешь видеть свою вину и видишь только чужую.

    Выстраивается цепочка постепенного исчезновения русских земель, которые становятся московскими землями.

    Права выбора в пределах Москвы уже нет. Если тебе повезло, ты родился где-то в другом городе и умер до 1523 года, потому что в 1523 году к Москве присоединяется Чернигов. До этого подберут всех остальных. Всех по очереди. Пермь, Рязань, Ярославль. Знаменитый Псков-Плесков, после того, как возьмут Новгород в XV веке, будет получен без боя. В 1510 году Псков без боя будет присоединен к Москве. Всех разобьют поодиночке. В свое время обиженный на Новгород Плесков не пришел ему на помощь. А когда настала его очередь (через 30 лет), он даже сопротивляться уже не мог. Москве уже нельзя было сопротивляться, военные силы были несопоставимы. А то, что сделает Новгород в последние дни своего свободного существования, Псков сделать не посмеет.

    Новгород все понял, когда уже все было кончено, новгородцы поздно поняли, где им надо искать спасения. Они стали искать спасения на Западе, в Литве. Кстати, это будет очень серьезная статья обвинения — опять же в государственной измене, в сепаратизме. Они хотели обратиться за помощью к Литве. Они не успели. Но они хотели! Они поняли, что Новгород должен быть частью Европы. С этим сознанием они и ушли в ссылку в Москву, те, кто остался в живых после последнего взятия Иваном Третьим Новгорода.

    И вот у нас есть карцер, в котором живем мы все. С зарешеченным окошечком. Где-то там лучики появляются, и непонятно, что это — то ли свет, то ли инфекция. А может, это зараза?

    А на Западе лежит диаметрально противоположная страна. Как будто бы она находится на другой планете. У нас возникает апологетика оккупации, апологетика захвата. Лучшие люди России начинают выступать и действовать против этой свободы. Потому что это контраст. У нас карцер, душный карцер, черный, с замком, — и ни одного дуновения воздуха. Рабы снизу доверху, страна рабов. А там живет свобода.

    По материалам исторических лекций Валерии Новодворской

    Loading...

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 42 комментария , вы можете свернуть их
    Эдуард Роммель # написал комментарий 10 ноября 2015, 20:10
    Все князья и цари после Светослава не женились на славянках. Теперь ясно почему еврей Юрий Долгорукий зачислен в основатели Москвы, хотя Екатерина II чётко нам говорит, что Москву основал Вещий Олег ещё в 9-ом веке. Но христианские летописцы и еврейские историки типо Татищева-Карамзина-Ключевского-Соловьёва ради того, чтобы сделать основателем столицы своего еврейского товарища, даже согласились отрезать от Москвы 260 лет её истории и для этого полностью игнорировали чёткое свидетельство Екатерины II
    Серж ХХХ # ответил на комментарий Эдуард Роммель 10 ноября 2015, 20:17
    настоящие творцы истории всегда в тени, без них ни Мономах ни Долгорукий ничего бы не сделали.
    Янук тоже думал, что он на верху, пока сверху не настучали..
    а историю действительно надо "чистить"..
    Альберт Васюков # ответил на комментарий Эдуард Роммель 10 ноября 2015, 20:27
    А уж великая блудница авторитет в РУССКОЙ истории,ха - ха - ха!!
    A C # ответил на комментарий Эдуард Роммель 10 ноября 2015, 22:14
    Юрий Долгорукий - еврей!! Это оригинально!
    Эдуард Роммель # ответил на комментарий A C 10 ноября 2015, 23:01
    Папашка жид!
    Владимир Леонтьев # ответил на комментарий Эдуард Роммель 10 ноября 2015, 23:15
    А матушка твоя - хто?..)
    A C # ответил на комментарий Эдуард Роммель 11 ноября 2015, 06:08
    Даже не знаю, что и ответить. Тогда Чингисхан - наш русский парень в доску!!
    Эдуард Роммель # ответил на комментарий A C 11 ноября 2015, 11:52
    Традиционная история и церковь учили нас, что татары это кочевые орды азиатов, монголоидов. Однако почему нет ни одного документа XIII в. на монгольском языке, кроме документов (ярлыков)татарских ханов на русском языке? Арабский историк XIII в. Рашид-ад-дина (ссылаясь на «полное описание монголо-татар» 1221 г., оригинал которого исчез в XIV веке в Китае!!!) писал, что все представители рода боржигинов, к которому принадлежал Батый и его дед Чингисхан – были высоки ростом, длиннобороды, светловолосы и голубоглазы. Чингисхан относился к роду «Нирунов» Предками «нирунов» являлись динлины – так «китайцы» называли гуннов. Что же получается, Чингисхан не был монголоидом? Все эти противоречие смогли объяснить генетики.
    Эдуард Роммель # ответил на комментарий A C 11 ноября 2015, 11:53
    ДНК СЛАВЯН Благодаря современным открытиям в области археологии и генетики, было установлено, что прошлое народов намеренно искажено! Нам специально лгали о том, что якобы все мы давно перемешаны и что якобы у нас было татаро-монгольское иго азиатов. Однако благодаря современной генетической диагностике «анализы ДНК монголов взятых из большинства захоронений воинов Чингиcхана показали, что все они были славянской расы и опровергнуть этот научный факт невозможно» – заявили доктора биологических наук, профессора биохимии Казанского университета (Фарида Алимова и др). Это значит, что никакого азиатского ига не было т.е. никаких смешений славян с азиатами не было.
    Эдуард Роммель # ответил на комментарий A C 11 ноября 2015, 11:53
    Татарами же в древние времена называли русских живших за Уралом. Само слово происходит от «ТАТА» + «АРИИ» = ТАТАРЫ т.е. предки ариев. Это же подтвердили и самые крупные международные исследования генетики русского народа, в которых приняло участие 8 научно-исследовательских институтов из Великобритании(University of Cambridge), Эстонии(Estonian Biocentre),РАсии(Академия Медицинских наук). Результаты исследований, опубликованные в American Journal of Human Genetics 2008г. раз и на всегда
    опровергли мифы, что чистых славян уже нет. Учёные установили, что «в генетике русского народа нет примесей азиатов и угро-финов. Русские, украинцы и белорусы это один народ с единым, четко выраженным, особенным генотипом». Вера и традиции древних славян исключали любое смешение с чужеродцами. А женщин, которые подвергались насилию во время нападений, не брали в жёны. Это дошло до сегодняшних дней в поговорках, а кое-где в сельской местости и до сих пор сохранились понятия "испорченная дева", "смотреть родословную до 7 колена" и т.д.
    A C # ответил на комментарий Эдуард Роммель 12 ноября 2015, 00:02
    Вообще-то недавно опубликовали научную гипотезу о том, что русские - вообще не славяне. И украинцы тоже. На постсоветском пространстве славянами признали только белорусов. А русских отнесли именно к финно-угорским корням. Хотя не могу сказать, что я однозначно в это поверил, но... все возможно в этом мире.
    Эдуард Роммель # ответил на комментарий A C 12 ноября 2015, 00:40
    Мне не интерессны жидовские измышления!
    A C # ответил на комментарий Эдуард Роммель 12 ноября 2015, 01:02
    У каждого своя точка зрения. Тем наш мир и прекрасен!!
    Эдуард Роммель # ответил на комментарий A C 11 ноября 2015, 11:54
    Вот почему на всех древних изображениях татар, татары с русскими чертами лица. Например на гробнице Генриха II Набожного надпись гласит следующее: «Фигура татарина под ногами Генриха II, помещённая на могиле в Бреслау этого князя, убитого в битве с татарами при Лигнице 9 апреля 1241 г.» Но у этого «татарина» совершенно русская внешность и одежда. На рисунках Марко Поло (1254-1324) сделанные им во время визита в Китай, у всех жителей Великой Тартарии, славянские черты лица! Сам Тамерлан был изображён не «ускоглазым азиатским правителем», а славянином.
    Владимир Леонтьев # ответил на комментарий Эдуард Роммель 10 ноября 2015, 22:43
    Обиженный евреями?..))
    Ну и чушь ты городишь, нацик..))
    Владимир Леонтьев # ответил на комментарий Эдуард Роммель 10 ноября 2015, 23:15
    ????
    Я - спекся? Разве что от твоей чуши.)
    Григорий Цуканов # ответил на комментарий Эдуард Роммель 12 февраля 2016, 12:28
    Вы читали Карамзина-то?
    Вячеслав Симонов # написал комментарий 10 ноября 2015, 20:54
    Парень! Что же ты мелешь по задворкам от Новодворской! Почила в Бозе глупая баба не имевшая женского счастья так и забыть бы её с Богом безбожницу так нет же - вытаскиваются её великие опусы и раздаётся полач по всей Руси Великой: какую мудрицу потеряли! Как не пошли тверским путём! А кто же плачет? Да интеллигентщина безмозглая: всё опять не по ихнему сложилось. В Европу вовремя не пришли! Так вешайтесь! Земля чище без вас будет.
    Это было предисловие. А по существу хочется сказать кратко. Ключевский был прав говоря о сути и перспективах феодальной раздробленности. Московские подлые князья сумели ухватить суть своих перспектив в создании столетней традиции: прогнуться, но выстоять! и второе: взять за основу власти монгольский принцип иерархии власти против слаянской свободы и анархии. Это помогло России под Москвой выстоять, сосредоточиться и постепенно подобрать под себя всю территорию орды создав мощное государство на огромной территории, которая позволяла и позволяет возрождаться посла глобальных кризисов. А где Тверь и её рыцари однодневки? Нет их и не о чем говорить. И ещё: Запад никогда Россию не забывал и не забывает с целью прибрать. Помните!
    Константин Ионов # написал комментарий 10 ноября 2015, 21:08
    По матегиалам истогических лекций валегии новодвогской...Понятно...Вот с этого и следовало начинать.А жидята тут как тут...
    Владимир Леонтьев # ответил на комментарий Константин Ионов 10 ноября 2015, 22:43
    Да пока только ты тут - нацист..
    Константин Ионов # ответил на комментарий Владимир Леонтьев 10 ноября 2015, 23:08
    А я ждал,когда начнется визг о страшном нацызме.Быстро дождался.У жидо-нациков чуть что-вопли о нацызме.Я ваши жидовские приемчики изучил уже)))
    Владимир Леонтьев # ответил на комментарий Константин Ионов 10 ноября 2015, 23:14
    Что не так, убогай? Ты - нацист... стесняешься что ли?
    Гордись, альтернативный..)
    Константин Ионов # ответил на комментарий Владимир Леонтьев 11 ноября 2015, 21:51
    Вот ты и есть нацик,жидок поганый.Аргументов нет-сразу обвинения в нацизме.Откуда вы такие беретесь?Тупой или прикидываешься?
    Владимир Леонтьев # ответил на комментарий Константин Ионов 11 ноября 2015, 22:45
    Притырок.
    Нацик и жидок - взаимоисключающие понятия..))
    Ты - туп, как и все наци.
    Константин Ионов # ответил на комментарий Владимир Леонтьев 12 ноября 2015, 15:36
    Дэбилоид.Жиды и есть первые нацисты.Читай шулхан арух и талмуд.Израиль-нацистское гос-во.Ты туп или прикидываешься?Или просто гой?
    Владимир Леонтьев # ответил на комментарий Константин Ионов 12 ноября 2015, 20:35
    Отлюбись, альтернативный..)
    Еврейка в юности не дала? Да и правильно, уродов плодить нельзя..))
    Константин Ионов # ответил на комментарий Владимир Леонтьев 12 ноября 2015, 22:44
    Тебе за комменты платят?Или сам по себе деревянный по пояс?Речь о жидах,а не евреях.Среди евреев не только жиды встречаются.А среди русских по крови и жиды бывают.Вот вроде вл.леонтьев,по крови может и русский,но ведь жидок тот еще)))
    Владимир Леонтьев # ответил на комментарий Константин Ионов 12 ноября 2015, 23:16
    Чтоб назвать нациста и мерзавца - нацистом и мерзавцем, деньги не нужны..)
    Но тебе не понять, скуден ты..)
    Вадим Arminius # ответил на комментарий Владимир Леонтьев 13 ноября 2015, 12:25
    А чтоб назвать буфетчика и мерзавца - буфетчиком и мерзавцем, деньги нужны?
    Амир Замалетдинов # написал комментарий 11 ноября 2015, 00:15
    Уважаемый Александр! Мне хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу формы изложения своего исторического материала известным политиком-вольнодумцем Валерией Новодворской. На мой взгляд, Новодворская, подобно Солженицыну, достоверно выявляла (диагностировала) рабскую психологию у предков и у современников, но не хотела обнаружить в себе раба - зависимость от собственной ненависти к соотечественниках, находящимся в рабском положении. Нужно не ярлыки навешивать, а терпеливо проводить конструктивную просветительскую работу, и, в первую очередь, неустанно разъяснять людям "снизу доверху" о высшей общечеловеческой ценности - Свободе. Мне вспоминается искреннее признание политика-тяжеловеса в России Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева, что он, как и многие политики, не знал, нужна ли Демократия. Необходимо добавить, что до сих пор большинство Россиян не знают как жить не по лжи, несмотря на знаменитое воззвание Солженицына: "Жить не по лжи!" По моим наблюдениям, в России в последнее время пропагандируется (навязывается) весьма опасная национальная политика, требующая от всех граждан воинствующей любви к Русской нации. Нельзя забывать о причинах распада СССР!
    Александр Бабкин # ответил на комментарий Амир Замалетдинов 11 ноября 2015, 06:46
    Согласен, но к чему приплели коррупционера Шаймиева?
    Амир Замалетдинов # ответил на комментарий Александр Бабкин 11 ноября 2015, 22:13
    Спасибо Александр, что отреагировали на мой комментарий. "Приплёл" Шаймиева потому, что он хорошо вписывается в темы, обозначенные Новодворской, даже начиная с заголовка. Если по аналогии задаться вопросом: "Как возвысился Татарстан над Россией в период тяжеленого дефолта в 1998 году?",- можно однозначно ответить - благодаря Шаймиеву. В моём представлении Шаймиев является одним из самых мудрых политиков современности, безупречным хозяйственником, крупным специалистом по национальным вопросам, большим Патриотом Родины. В начале периода его правления мной были направлены три открытые письма, в которых жестко критиковал сложившуюся в СССР и Татарстане порочную политическую систему, в которой просто невозможно строить честный образ жизни. Ответов, конечно, на эти письма не было, так как не мог же он подтвердить правду Солженицына и ответить мне, что и он вынужден жить в тоталитарном обществе, прочно сплоченном ложью. Все попытки Шаймиева направить развитие Татарстана и Россию по Европейскому демократическому пути были поняты Путиным как центробежные устремления и вернул Россию в накатанную колею тоталитаризма, русского национализма и спонтанного классового развития.
    srgnrl9 ru # написал комментарий 11 ноября 2015, 08:57
    <По материалам исторических лекций Валерии Новодворской>
    - Земля ей стекловатой !...
    Александр Бабкин # ответил на комментарий srgnrl9 ru 11 ноября 2015, 09:38
    Придурок ты недалекий.
    srgnrl9 ru # ответил на комментарий Александр Бабкин 11 ноября 2015, 11:24
    Сам, видать, недолеченный, вместе со своей дохлой протеже из дурдома.
    Интел Про # написал комментарий 25 ноября 2015, 18:44
    То что Москва наследница Золотой орды по части идеологии никто и никогда из серьезных ученых не возражал. Соответственно и СССР возник как возрождение ордынской идеологии в новой форме всемирной пролетарской революции. И снова сегодня в России власть разыгрывает свою карту на безусловной преданности россиян интересам Москвы.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 1184 записи в блогах и 9690 комментариев.
    Зарегистрировалось 35 новых макспаркеров. Теперь нас 5022736.