Бактерии помогли отреставрировать старинные фрески

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Ирина Барковская перепечаталa из www.membrana.ru
    3 оценок, 722 просмотра Обсудить (12)

    Итальянские и испанские учёные использовали микроорганизмы рода Pseudomonasдля удаления с поверхности настенной живописи XVII века слоёв соли и остатков клея.

    Исследователи из политехнического университета Валенсии (Universitat Politècnica de València) при содействии экспертов из Италии использовали биотехнологии для восстановления стен церкви Святого Иоанна (Iglesia de los Santos Juanes). В 1936 году в старинном здании произошёл пожар, в 60-х годах прошлого века фрески, написанные художником Антонио Паломино, восстановили.

    Однако вскоре начали проявляться ошибки реставраторов: на поверхности стен выступил белёсый налёт соли. Также местами был обнаружен застывший клей. Соскребать такой «довесок» нельзя. Учёные не стали использовать и «тяжёлую артиллерию» в виде химических растворов, которые могли бы разрушить произведения искусства, а обратились за помощью к бактериям.

    Микроорганизмы поместили в специальный гель и нанесли его на поверхность. Уже через полтора часа реставраторы удалили гель, очистили и высушили «полотно». В отсутствие влажной среды бактерии погибли. В результате вещества, угрожающие целостности фресок, были удалены аккуратно, не нанося произведениям искусства никакого вреда.

    Сообщается, что учёные планируют продолжить исследования в этой области, ведь в природе можно найти бактерии, питающиеся практически чем угодно.

    Тот же метод очистки был использован для фресок и скульптур кладбища Campo Santo в Пизе. Они тоже пострадали из-за пожаров, произошедших во время Второй мировой войны (фото gaetano manari/ Giovanni V./Flickr.com).
     
    От себя добавлю.
    Самый страшный враг фресок и античной керамики,это-соли.Особенно,всем на знакомая NaCl - поваренная соль.Пропитывая все микро поры эта соль,содержащаяся в тех или иных пропорциях в любой воде(кроме дистиллированной) становится миной замедленного действия.Соль эта очень гигроскопична.При повышенной атмосферной влажности соль все дальше рассасывается по "капиллярам" керамического изделия или  подложки фрески.В жаркие и сухие периоды,соль начинает кристаллизоваться и изнутри разрывает керамику или фреску.Эти разрывы по микроскопом похожи на миниатюрные воронки от взрывов.Постепенно этих "воронок"  становится все больше и,в конце концов, керамическая вещь  или фрагмент фрески,превращается в порошок обожженной глины или  фрескового грунта.Реставраторы,а особенно,нетерпеливые археологи, прежних времен,использовали для снятия известкового налета с археологических находок,  соляную кислоту . Этим самым усугубляя и ускоряя разрушение артефактов.Мне лично приходилось видеть в старых фондах многих музеев коробки с "останками" керамических изделий.Смотришь,на коробке написано-"Керамический светильник в виде голубя  .I век н.э." Раскопки 1950 года.Открываешь коробку,а там прах глиняный . То есть,вещь,пролежавшая под землей 2000 лет,полностью разрушилась за 50 лет,находясь в фондах.
    Вот почему так важен и замечателен  описанный в статье опыт реставраторов.
    К сожалению,в нашей стране средств на исследовательские работы по применению новых материалов и технологий,денег выделяется катастрофически мало. И в музейных фондах ,и в старинных храмах,где нет соответствующих условий для хранения,продолжают погибать замечательные произведения искусства.

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 12 комментариев , вы можете свернуть их
    Евгений Кулешов # написал комментарий 11 февраля 2014, 17:15

    Художник-варвар кистью сонной

    Картину гения чернит

    И свой рисунок беззаконный

    Над ней бессмысленно чертит.

    Но краски чуждые, с летами,

    Спадают ветхой чешуей;

    Созданье гения пред нами

    Выходит с прежней красотой.

    Так исчезают заблужденья

    С измученной души моей,

    И возникают в ней виденья

    Первоначальных, чистых дней. ссылка на sorvin.ru

    Ирина Барковская # ответила на комментарий Евгений Кулешов 11 февраля 2014, 17:51
    Великолепно!Спасибо!
    Евгений Кулешов # ответил на комментарий Ирина Барковская 11 февраля 2014, 18:17
    Спасибо Пушкину. И Рафаэлю
    Ирина Барковская # ответила на комментарий Евгений Кулешов 11 февраля 2014, 18:41
    Если честно,я почему-то думала о реставраторах)))Представляете,как бывает-вот засела одна мысль в голове и все)))
    Евгений Кулешов # ответил на комментарий Ирина Барковская 11 февраля 2014, 21:11
    Кто- то написал поверх картины Рафаэля какую- то мазню. Со временем, старая краска отлетела. видимо, сработали бактерии. А Пушкин написал про это стих. Некоторые понимают это и как самоочищение христианства от наносной обрядности.
    Ирина Барковская # ответила на комментарий Евгений Кулешов 12 февраля 2014, 11:27
    Всю эту историю я знаю.Там было проще -поверх масла намазали темперу.Со временем темпера просто отвалились.Но была и беда-отваливаясь от красочного слоя,темпера отрывала кускочки...Когда я училась,нам показывали плоды рвения "реставраторов".Таким же образом,пару десятков лет назад.один московский "великий реставратор" испоганил то,что оставалось подлинного от Рублева.Помню первое впечатление от показа работы.Стояла мертвая тишина,у меня во рту пересохло,кто-то ахнул...Все покрыто сладенько замазюкано и глянцевой пленкой покровного лака....Был скандал...Кончился,как всегда в России-НИЧЕМ...
    Что касается очищения христианства от помпезности,то мне кажется,до этого дальше,чем до Луны))
    Евгений Кулешов # ответил на комментарий Ирина Барковская 12 февраля 2014, 16:14
    Ну, вот попал: рассказал художнику, как надо рисовать. А очищение христианства от помпезности, начато задолго до Пушкина: Джоном Уиклифом, Яном Гусом, Мартином Лютером
    Ирина Барковская # ответила на комментарий Евгений Кулешов 12 февраля 2014, 16:22
    Очищать начали гении,а в рясах ходят сами знаете кто...Наследить могут ,а вот след в истории оставить-вряд ли...
    Евгений Кулешов # ответил на комментарий Ирина Барковская 12 февраля 2014, 17:00
    Дело в том, что постсоветское пространство, отстаёт от Яна Гуса и Мартина Лютера на 5-6 веков.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 896 записей в блогах и 6237 комментариев.
    Зарегистрировалось 58 новых макспаркеров. Теперь нас 5028901.