15 ученых – епископов, священников и монахов

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Сергей MadeInVoronezh перепечатал из maxpark.com
    3 оценок, 2299 просмотров Обсудить (41)

    Вопреки распространенному мнению о противостоянии Церкви и науки, в мире – большое количество верующих ученых. О 15 из них – священниках и монахах, которые внесли значительный вклад в разные области науки, наш рассказ.

    Существует ошибочное мнение, что Церковь против образования и науки. Сформировано оно вследствие существующего стереотипа, который говорит о том, что вера и наука несовместимы, так как настоящий ученый может доверять только фактам, а верующий – не способен к объективному мышлению. Также распространен стереотип о том, что люди верят в Бога в силу своей необразованности, наивности и неспособности критически мыслить.

    На самом деле это не так. С давних времен крупнейшие библиотеки и первые университеты возникали зачастую при монастырях. Миссионеры вместе с проповедью о Христе несли просвещаемым народам и грамоту: так, святые Кирилл и Мефодий разработали первую азбуку для славянских народов. Первая типография Ивана Федорова была создана с благословения митрополита московского Макария, а сам Иван Федоров принадлежал к ближайшему окружению Макария и был человеком ученым и глубоко верующим. А сколько было и остается в мире ученых-христиан, которые занимаются естественными науками?

    Примечательно и то, что многие замечательные научные открытия и изобретения принадлежат христианским священникам и монахам. Эти люди понимали, что, занимаясь наукой, мы познаем творение Божие, апознавая творение, можно приблизиться к познанию Творца, подобно тому, как, узнавая назначение и свойства глиняного кувшина, мы узнаем замысел и идею его создателя, гончара. В этой статье мы расскажем вам о пятнадцати ученых-священнослужителях и монахах. Но, безусловно, подобных примеров в истории было гораздо больше…

    Ученые – католики

    Уильям Оккам – монах-францисканец, сформулировавший знаменитый принцип логики, известный как «Бритва Оккама»

    Уильям Оккам

    1. Уильям Оккам (1285-1347)

    Английский философ, монах францисканского ордена.

    Один из величайших логиков всех времен. Отец современной эпистемологии — науки о знании. Развил принцип мышления, получивший название «бритва Оккама». Он формулируется следующим образом: «Не следует умножать сущности без необходимости». Этот принцип означает, что если нужно объяснить какое-то явление, то чем меньше новых понятий, фактов и логических шагов мы для этого используем, тем лучше.

    2. Николай Кузанский (1401-1464)

    Католический кардинал Николай Кузанский изобрел рассеивающую линзу для очков

    Николай Кузанский

    Крупнейший немецкий мыслитель XV века, учёный-энциклопедист, математик, католический кардинал.

    В сфере астрономии одним первых высказал идею о том, что Вселенная бесконечна и не имеет центра ни на Земле, ни на Солнце, а также о том, что все светила движутся и состоят из веществ, сходных с земными (а не из «вечного эфира», как считали последователи Аристотеля). Вероятно, космологические труды Николая Кузанского повлияли на взгляды Коперника и Галилея. Он написал математические трактаты «О квадратуре круга» и «О соизмерении прямого и кривого», то есть о спрямлении окружности. Работая в сфере оптики, изобрёл рассеивающую линзу для очков.

    3. Филипп Маттеус Ган (1739—1790)

    Филипп Маттеус Ган

    Немецкий изобретатель и священник.

    Изучал теологию в Тюбингенском университете, а также увлекался математикой и механикой. Разработал машину, воспроизводящую движение небесных тел, что принесло ему широкую известность в Германии. Интересовался трудами математика Лейбница и вслед за ним одним из первых в мире изобрел счетную машину.

    После работ над счетной машиной вернулся к вычислительной технике. Разрабатывал новые часовые механизмы и астрономические приборы.

    4. Грегор Мендель (1822—1884)

    Грегор Мендель – настоятель аббатства, начавший свои исследования по генетике в монастырском садув

    Грегор Мендель

    Австрийский биолог и ботаник, автор математических законов генетики, и в то же время — священник, а впоследствии настоятель Августинского аббатства Святого Томаша в Старе Брно (Чехия).

    Начал свои исследования в саду при монастыре. Ему удалось сформулировать основные законы, объясняющие, каким образом живые организмы наследуют внешние признаки своих родителей. В наши дни три закона Менделя изучают в средней школе.

    В 1868 году Менделя избрали аббатом Старобрненского монастыря, и он перестал заниматься биологическими исследованиями. Только в начале XX века ученые-генетики заново открыли законы, которые за три десятилетия до них уже вывел Мендель.

    5. Жорж Леметр (1894—1966)

    Жорж Леметр – бельгийский астроном и священник, который впервые сформулировал «теорию Большого взрыва»

    Жорж Леметр

    Бельгийский астроном и математик, католический священник.

    Леметр — герой Первой Мировой войны, награжден Военным Крестом. После войны он изучал в университете математику, физику, астрономию и теологию. В 1923 уже в сане аббата продолжил образование в Кембридже, а позже занимался астрономией в Гарварде (США). В 1960 Леметра избрали президентом Папской академии наук.

    Основной научный вклад Леметр внес в астрофизику и космологию. Он первым сформулировал теорию расширяющейся Вселенной и ее зарождения из «первоначального атома». Позже теория была названа «Большим взрывом», и под этим названием известна в науке сегодня.

    ПРАВОСЛАВНЫЕ УЧЕНЫЕ

    6. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский (1877-1961)

    Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) внес огромный вклад в развитие регионарной анестезии, а его учебником по гнойной хирургии пользуются до сих пор

    Замечательный русский хирург, доктор медицинских наук, профессор. И при этом — епископ Русской Православной Церкви.

    Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский

    В России его времени многие даже несложные операции заканчивались смертью пациента из-за неправильного применения анестезии. Хирург Войно-Ясенецкий одним из первых развил регионарную, или проводниковую, анестезию. Впоследствии она стала одним из основных методов анестезии.

    Епископ-хирург провел сотни сложнейших операций на глазах. Зафиксированы случаи, когда благодаря его операциям и помощи Божией зрение обретали люди, слепые от рождения. Он продвинул мировую науку в области гнойной хирургии. Его книга «Очерки гнойной хирургии» в 1946 году в СССР получила сталинскую премию I степени (несмотря на то, что была написана действующим православным епископом). О своей жизни и служении сам святитель Лука рассказал в автобиографии «Как я полюбил страдание».

    7. Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942)

    А.А.Ухтомский – иеромонах в миру, открывший принцип доминанты в работе человеческого мозга

    Алексей Алексеевич Ухтомский

    Русский и советский физиолог, академик Академии наук СССР, создатель учения о доминанте, иеромонах.

    Ухтомский был иеромонахом в миру, делегатом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 года, на котором было восстановлено патриаршество. Активно участвовал в совещаниях по воссоединению со старообрядцами.

    В 1920 году Ухтомский был арестован чекистами и отправлен в особое отделение ВЧК на Лубянке, где находился до января 1921 года. Интересно, что в тюрьме он читал сокамерникам лекции по физиологии. Однако уже вскоре ученый-монах был выпущен на свободу и возглавил кафедру физиологии человека и животных Петроградского университета.

    Основной вклад Ухтомского в науку — разработанный им принцип доминанты как новое учение о работе мозга. Эта теория помогает объяснить фундаментальные аспекты поведения человека и психических процессов. За эти работы в 1932 году Алексей Алексеевич награждён Ленинской премией.

    Во время войны Ухтомский оказался в блокадном Ленинграде. Участвовал в организации работы учёных на нужды обороны, руководил исследованиями по травматическому шоку. За неделю до голодной смерти он продолжал заниматься наукой и подготовил доклад «Система рефлексов в восходящем ряду», прочитать который уже не успел.

    8. Павел Александрович Флоренский (1882-1937)

    Расстрелянный в 1937 году священник Павел Флоренский даже в лагерях сделал более 10 научных открытий, связанных с добычей йода и агар-агара

    Павел Александрович Флоренский

    Русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. Флоренский закончил физико-математический факультет Московского университета, был знаком и дружен со многими знаменитыми поэтами Серебряного века, сам писал стихи и печатался в ряде литературных журналов. Затем поступил в Московскую духовную академию и в 1911 году принял священство.

    В двадцатых годах вернулся к занятиям физикой и математикой, работал в Главэнерго, принял активное участие в разработке и внедрении знаменитого плана ГОЭЛРО (Государственной электрификации России). Одновременно работал в Комиссии по охране памятников и старины Троице-Сергиевой Лавры. В 1924 году выпустил большую монографию о диэлектриках. Его научную деятельность поддерживал Лев Троцкий, что в тридцатые годы сыграло роковую роль в судьбе Флоренского. Когда начались преследования, Павел Александрович имел возможность эмигрировать, но счел необходимым остаться на родине, понимая, что обрекает себя на арест, лагеря и мученическую смерть.

    В нечеловеческих условиях лагерей Флоренский продолжал научные исследования. Так родилась книга «Вечная мерзлота и строительство на ней», и было сделано более 10 научных открытий, связанных с добычей йода и агар-агара в Соловецком лагере. В 1937 году Флоренский был расстрелян по приговору особой тройки НКВД.

    9. Алексей Федорович Лосев (1893-1988)

    Крупный исследователь античности и эпохи Возрождения А.Ф.Лосев вместе с женой тайно принял монашеский постриг

    Алексей Федорович Лосев

    Всемирно известный философ и филолог, деятель советской культуры. В монашестве – Андроник.

    В 1929 года вместе с женой тайно принял монашество. Супруги Лосевы в постриге были наречены Андроником и Афанасией. Лосев до самой смерти носил монашескую скуфью.

    Он отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм, за что был арестован и приговорён к 10-ти годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где почти полностью потерял зрение.

    Лосев — один из крупнейших исследователей античности и эпохи Возрождения. Переводил труды Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Год за годом и том за томом выходили новые книги Лосева по античной эстетике. В его библиографии – более 800 произведений.

    10. Игуменья Серафима (Чёрная) (1914-1999)

    Игуменья Серафима (Чёрная) – один из разработчиков космического скафандра, она также изобрела технологию латексного производства

    Советский учёный-химик, инженер, монахиня. В миру – Варвара Васильевна Чёрная. Настоятельница московского Новодевичьего монастыря в 1994—1999 годах.

    С детства была воспитана в православной вере. В годы Великой Отечественной войны работала заместитель главного инженера Московского завода «Каучук». Позже занималась научными разработками в Институте резиновой промышленности, где была заместителем директора в течение 16 лет. Участвовала в разработке космических скафандров. Основала новую отрасль резинового производства — латексную технологию. Эта технология применяется при разработке защитных средств из латекса, а также латексных шаров-пилотов для зондирования атмосферы. При участии Варвары Черной создан скафандр для Юрия Гагарина, в котором он полетел в космос.

    В 1994 приняла Варвара Черная монашеский постриг. Она стала первой настоятельницей Новодевичьего монастыря после его возвращения Церкви. При ней были отреставрированы храмы монастыря и воссоздано их внутреннее убранство, введен монашеский устав, возрождены иконописная и золотошвейная мастерские.

    Игуменья Серафима внесла значительный вклад в сооружение храма-памятника Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово. Именно там, на Бутовском полигоне, в числе тысяч расстрелянных священников был убит и её дед, митрополит Серафим (Чичагов). В 1997 году он был прославлен в лике новомучеников Русской Православной Церкви.

    Наши современники

    Теперь мы познакомим вас с некоторыми из наших современников, посвятивших себя священническому служению и одновременно внесших весомый вклад в развитие науки. Эти люди каждым днем своей жизни доказывают не только возможность совмещения науки и религии, но и удивительную гармоничность, полноту такой жизни и служения. 

    11. Александр Иванович Половинкин (родился 8 марта 1937)

    А.И.Половинкин – доктор технических наук, до рукоположения руководивший Волгоградским политехническим институтом

    Александр Иванович Половинкин

    Священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Рождества Христова Волгоградской епархии, а также первый проректор Царицынского православного университета.

    Доктор технических наук, профессор. С 1983 по 1988 год А. И. Половинкин руководил Волгоградским политехническим институтом в должности ректора. Большое внимание уделял компьютеризации учебной и научной работы, результатом чего стало создание мощного по тем временам вычислительного центра, началось широкое применение персональных компьютеров.

    Наиболее широко известной работой Александра Ивановича Половинкина стала его неоднократно переизданная книга «Основы инженерного творчества». Символичны его награды, которыми отмечены его заслуги как ученого и как священнослужителя: орден «Знак Почета» и орден преподобного Сергия Радонежского.

    12. Александр Ильич Борисов (родился 13 октября 1939)

    По благословению духовника, протоиерея Александра Меня, закончил Московскую Духовную Академию советский ученый-биолог А.И.Борисов

    Александр Ильич Борисов

    Советский учёный-биолог, публицист и общественный деятель, священник Русской Православной Церкви.

    Работал в Лаборатории радиационной генетики Института биофизики Академии наук СССР. Защитил диссертацию по генетике с присуждением учёной степени кандидата биологических наук.

    По благословению своего духовника отца Александра Меня оставил научную работу и окончил Московскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию. Долгое время не мог быть рукоположен в сан священника из-за противодействия властей.

    В 1989 году рукоположение, наконец, стало возможным, и таинство состоялось. В 1991 году отец Александр был назначен настоятелем храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. В этот приход перешла значительная часть духовных детей погибшего протоиерея Александра Меня.

    13. Монахиня Анувия (Виноградова)

    Н.М.Виноградова, археолог, востоковед с мировым именем, приняла монашеский постриг с именем Анувия в 2010 году

    Монахиня Анувия (Виноградова)

    Историк, археолог, учёный с мировым именем. Действующий старший научный сотрудник Российской академии наук, член-корреспондент Немецкого археологического института.

    Монахиня Анувия (в миру – Наталия Матвеевна Виноградова) много лет работала в Институте востоковедения Российской академии наук, ездила в археологические экспедиции в Таджикистан. Защитила диссертацию, написала несколько монографий об археологических памятниках Таджикистана и более 100 научных статей.

    В 2010 году Виноградова приняла монашеский постриг с именем Анувия. Вот уже много лет она совмещает монашество и науку.

    Основное послушание монахини Анувии в монастыре — организация строительно-реставрационных работ. Матушка Анувия — казначея Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве, еще со времен иночества активно участвует в его возрождении, за что удостоена и церковных, и светских наград.

    14. Протоиерей Кирилл Копейкин (родился 7 июня 1959)

    «Разум – это дар Божий, грех отказываться от него», – протоиерей Кирилл Копейкин, кандидат физико-математических наук

    Протоиерей Кирилл Копейкин

    Кандидат богословия и кандидат физико-математических наук, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ.

    Закончил физический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, потом аспирантуру, защитил диссертацию, работал в особом конструкторском бюро «Интеграл» при университете.

    По окончании С.-Петербургской Духовной семинарии рукоположен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном во диакона, 6 июня 1993 года рукоположен митрополитом Иоанном во иерея.

    Отец Кирилл пишет, что наука и религия не противоречат друг другу:

    «Посмотрите Священное Писание. Апостол Павел говорит, что наше служение Богу есть служение разумное (Рим.12:1)… Разум – это дар Божий, грех отказываться от него. Другое дело, что всё не сводится к одному только разуму. Самое неожиданное, с чем мы сталкиваемся, когда в нашем исследовании мира доходим до фундаментального уровня, до квантомеханических объектов, это то, что объекты похожи, скорее, на нечто психическое, чем на физическое».

    15. Сергей Владимирович Кривовичев (родился в 1972 году)

    «Научная работа подразумевает очень тонкую духовную интуицию», – доктор геолого-минералогических наук, диакон Сергей Кривовичев

    Сергей Владимирович Кривовичев

    Геолог, ученый, доктор геолого-минералогических наук, диакон.

    Сергей Кривовичев закончил геологический факультет СПбГУ. Защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертацию. Работал на кафедре кристаллографии СПбГУ в должности доцента, ныне – профессор и заведующий кафедрой.

    Награжден медалью для молодых ученых Российского минералогического общества, медалью для молодых ученых Российской академии наук, медалью Европейского минералогического союза.

    Автор более 200 статей в отечественных и международных научных журналах, соавтор открытия 25 новых минеральных видов на месторождениях России. В его честь назван новый минерал кривовичевит. Специалист в области рентгеноструктурного анализа, автор более 400 структурных расшифровок.

    В 2004 году рукоположен в сан диакона. О своей жизни и работе Сергей Владимирович говорит: «Мы расшифровываем кристаллические структуры соединений, внутреннее положение атомов, — по сути, открываем новую реальность. Мы заглядываем туда, куда никто никогда не заглядывал. И когда ты это видишь, ты уже не мыслишь себя без этой спрятанной красоты. Такая работа дает интеллектуальную и духовную радость. 

    Как говорил академик Н. Н. Боголюбов, не бывает неверующих физиков. Научная работа подразумевает очень тонкую духовную интуицию. Ведь, в итоге, наука построена не на рациональности, а на созерцании».

    Эти слова нашего современника, одного из самых молодых профессоров России (профессором отец Сергий стал в возрасте 35 лет), счастливого отца шестерых детей — лучший ответ на вопрос о совместимости науки и веры.

    Подобных ученых мужей в истории – гораздо больше. По этим ссылкам Вы можете познакомиться с их трудами, открытиями, биографиями. Также будем рады, если вы поделитесь интересной информацией в комментариях.

    Список христиан, занимавшихся наукой: https://en.m.wikipedia.org/wiki/List_of_Christians_in_science_and_technology

    Список священников-ученых западной церкви: https://en.m.wikipedia.org/wiki/List_of_Roman_Catholic_cleric-scientists

    Наука и религия не совместимы?

    http://www.f7x.ru/blog/gruzilka/4608

    Новости парнеров

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 41 комментарий , вы можете свернуть их
    Михаил Липягов # написал комментарий 3 февраля 2020, 18:31
    смешной автор. Пытается навести тень на плетень. Однозначно в свое время заслуги церкви перед человечеством велики. Уже одно то, церковь поддерживало государства и их власть, заботилась о нравственном и моральном воспитании человека, говорит о многом. Сами ученые это точно такие же люди, как и все, только более образованные и талантливые. Среди них тоже есть не мало людей, которые воспитывались в условиях близких к вере и Церкви.
    И конечно, среди ученых гораздо меньший процент воцерквленных людей, чем среди простых граждан. Вообще среди образованных людей процент верующих гораздо меньше. С ведением всеобщего среднего образования, процент верующих во всем Мире неуклонно падает. Это касается всех религий.
    В статье Вы не упомянули Чарльза Дарвина, глубоко верующего человека, волею судьбы и науки ставшего главным разрушителем веры.
    Мне всегда смешно, когда патриархи и священники негодуют, когда им говорят, что человек произошел от обезьяны. Знают, а признать вера не дает...
    Александр Втюрин # ответил на комментарий Михаил Липягов 4 февраля 2020, 07:16
    Про Дарвина.
    "...понемногу закрадывалось в мою душу неверие, и, в конце концов, я стал совершенно неверующим,..
    пришел к сознанию того, что Ветхий завет с его до очевидности ложной историей мира, с его вавилонской башней, радугой в качестве знамения завета и пр. и пр., … заслуживает доверия не в большей мере, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря". (С) Ч. Дарвин, Автобиография.
    Михаил Липягов # ответил на комментарий Александр Втюрин 5 февраля 2020, 00:17
    спасибо. Я оказывается не до конца его биографию читал. Знал, что он получил богословское образование. И во время написания книги всячески пытался втиснуть свою теорию в библейское начало.
    Виктор Козлов # написал комментарий 3 февраля 2020, 19:55
    Извините, противостояние ЦЕРКВИ и НАУКИ реально существует. Но Церковь и ВЕРА это не одно и то же. Наличие верующих учёных не означает, что это противостояние не существует. Как и наличие священнослужителей, занимающихся наукой.
    А статья интересная, спасибо.
    Сергей MadeInVoronezh # ответил на комментарий Виктор Козлов 3 февраля 2020, 22:20
    Скорее, не церкви и науки, а церкви и путей образования людей. Т.е., церкви выгоднее необразованная паства.
    Александр Втюрин # ответил на комментарий Виктор Козлов 4 февраля 2020, 07:23
    Науку религия интересует только как психосоциальный феномен, не более. Противостояние возникает тогда, когда религия начинает вмешиваться в дела науки и образования.
    jasvami # написал комментарий 3 февраля 2020, 23:54
    Ученый верующий, - нонсенс: либо одно, либо другое.
    Может - работник сферы науки?
    Ум ученого не способен верить во что-то, не подвергая его проверке.
    Александр Втюрин # написал комментарий 4 февраля 2020, 07:07
    "...нельзя недооценивать гибкость человеческой психики! Большинство верующих людей просто бессознательно (а иногда и сознательно) ограничило свои способности к логическому мышлению во всех вопросах, связанных с религией и не наносящих серьезного ущерба верующему, продолжая использовать его в других сферах своей жизни. Это дало прекрасный результат, позволяя использовать положительные стороны обоих способов мышления (религиозного и реалистичного) переходя с одного на другой по мере необходимости. То есть современные верующие люди, живущие в относительно цивилизованных странах, находятся как бы в добровольном контролируемом психозе, не теряя связи с реальностью, но легко выходят из него, если религиозные нормы в какой-либо конкретной ситуации слишком жестко противоречат их интересам." (С)
    Александр Втюрин # написал комментарий 4 февраля 2020, 07:09
    "The sciences of observation describe and measure, with ever greater precision, the many manifestations of life, and write them down along the time-line. The moment of passage into the spiritual realm is not something that can be observed in this way—although we can nevertheless discern, through experimental research, a series of very valuable signs of what is specifically human life. But the experience of metaphysical knowledge, of self-consciousness and self-awareness, of moral conscience, of liberty, or of aesthetic and religious experience—these must be analyzed through philosophical reflection, while theology seeks to clarify the ultimate meaning of the Creator's designs." (С) Pope John Paul II, delivered to the Pontifical Academy of Sciences 22 October 1996.
    Михаил Липягов # ответил на комментарий Александр Втюрин 4 февраля 2020, 16:18
    понятно. А что еще можно было от Папы ожидать? Это их любимый прием. Верьте и вам откроется. А кто не верит, тот сгорит в геене огненной! И чем больше доводов мы будем приводить, тем чаще будет звучать слово "верьте!"
    Александр Втюрин # ответил на комментарий Михаил Липягов 4 февраля 2020, 20:09
    Папа, как раз, пишет существенно более разумно. Задача теологии -- теология; изучайте слово Господне и не лезьте в дела науки.
    Михаил Липягов # ответил на комментарий Александр Втюрин 5 февраля 2020, 00:09
    кто хочет, тот услышит.
    jasvami # ответил на комментарий Александр Втюрин 14 февраля 2020, 22:51
    Наука также склонна к ошибкам, как и теология.Ту и другую ныне корректирует Христос нынешнего пришествия.
    Александр Втюрин # ответил на комментарий jasvami 15 февраля 2020, 08:44
    Там ошибки разной природы. Научный метод познания включает возможность ошибок просто по своей природе. Наука накапливает эмпирические данные, строит предположения-гипотезы о существовании закономерностей между этими данными, потом их проверяет. Проверка может их подтвердить или опровергнуть -- признать ошибочными. Это обычное дело. Главное в том, что существует объективный критерий правильности -- эксперимент.
    Теология же изучает некие древние тексты, написанные давно умершими авторами, и пытается угадать, что авторы имели ввиду, когда эти тексты писали. Поскольку сами авторы давно мертвы, а то и неизвестны, то объективного критерия правильности этих догадок нет.
    jasvami # ответил на комментарий Александр Втюрин 16 февраля 2020, 19:45
    **Теология же изучает некие древние тексты, написанные давно умершими авторами, **
    //////////////////////////
    То не теология, что ограничивается изучением древних текстов, как и не наука - ограничивающаяся бездоказательными утверждениями умерших ученых. Беда науки в том, что она игнорирует философско-логический метод доказательства,из-за чего не может признать справедливость многих реалий, не требующих исследования.
    Александр Втюрин # ответил на комментарий jasvami 16 февраля 2020, 20:37
    "философско-логический метод доказательства"
    В основе любых научных доказательств лежат экспериментальные факты, эмпирические данные.Собственно, и сами правила логики есть обобщения эмпирически полученных закономерностей. Если философско-логические измышления не согласуются с экспериментом, то это лишь зарядка для ума автора, и не более.
    jasvami # ответил на комментарий Александр Втюрин 19 февраля 2020, 12:55
    Вам предоставляется возможность опровергнуть философско-логическое доказательство живости атомов и молекул, составляющих клеточный организм, вытекающее из посутулата: живое может быть составлено только из живых частей.
    Александр Втюрин # ответил на комментарий jasvami 16 февраля 2020, 20:57
    Чуть не забыл. Согласно разным словарям:
    Богословие, или теология — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии.
    Поскольку единственными источниками таких догматов и учений являются соответствующие тексты, то их теологи и изучают. Разумеется, если не считать объективным источником информации плоды полета чьих-либо фантазий.
    jasvami # ответил на комментарий Александр Втюрин 19 февраля 2020, 13:05
    Ошибаетесь либо вы, либо аторы ваших источников, ибо Богословием являются не любые тексты на религиозную тематику, а только логически выверенные описания Бога, полученные через исследование окружающего мира собственной жизнью во многих воплощениях.
    Александр Втюрин # ответил на комментарий jasvami 19 февраля 2020, 20:33
    А где я написал, что любые? "систематическое изложение и истолкование".

    А с источниками все просто. Например:
    Большой толковый словарь русского языка. Под ред. С. А. Кузнецова. 1998.
    Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1907--1909.
    Российский гуманитарный энциклопедический словарь. 2002.
    Православная энциклопедия. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 2009.
    и т. д.
    Александр Втюрин # ответил на комментарий jasvami 15 февраля 2020, 13:41
    Забыл добавить: а про Христа-то с чего Вы взяли?
    jasvami # ответил на комментарий Александр Втюрин 16 февраля 2020, 19:54
    - С реальной жизни, поскольку понимаю Его прежнее Учение и вижу его продолжение в наше время. И Он признает меня своим последователем. В моем блоге опубликовано много его Суждений включая и критику науки с теологией.
    Александр Втюрин # ответил на комментарий jasvami 16 февраля 2020, 20:29
    "Он признает меня своим последователем" -- прямо сам сказал?
    jasvami # ответил на комментарий Александр Втюрин 19 февраля 2020, 12:48
    А как еще возможно?
    Александр Втюрин # ответил на комментарий jasvami 19 февраля 2020, 20:34
    "Если ты говоришь с Богом, то это молитва, а если он с тобой — это шизофрения." (С)
    Гайдпаркер Игорёк M # написал комментарий 8 февраля 2020, 14:13
    Библия - это самый древний сборник "научных" гипотез (того уровня знаний), задача современной науки опровергнуть и создать современную теорию "всего" с неопровержимыми доказательствами. По этому первыми учеными были из числа епископов, священников и монахов, именно те, кто был знаком с текстами древних писаний. Здесь нет ничего удивительного.
    Александр Втюрин # ответил на комментарий Гайдпаркер Игорёк M 15 февраля 2020, 13:50
    Вообще-то считается, что первыми начали целенаправленно применять научный метод познания Галилей и Декарт. Ни один, ни другой не были священниками или монахами, и опровержением текстов древних писаний не занимались. Вообще тексты древних писаний интересуют науку, в основном, с исторической или психологической точки зрения -- как такое авторам в головы пришло. А опровергать? С тем же успехом можно опровергать мифы Древней Греции или сказки Афанасьева, кому это надо?
    Гайдпаркер Игорёк M # ответил на комментарий Александр Втюрин 15 февраля 2020, 16:55
    Стремление к познанию окружающего мира были всегда - еще до появления сапиенса. Описания не только текстовые но и в виде рисунков - это первые штрихи, а затем эволюционный процесс.
    Гайдпаркер Игорёк M # ответил на комментарий Гайдпаркер Игорёк M 15 февраля 2020, 17:07
    Процесс эволюции нельзя остановить, опровержение (доработка) предыдущих знаний будет происходить всегда и этому нельзя противиться иначе начнется деградация когнитивных способностей у следующих поколений и это приведет к вымиранию вида.
    Гайдпаркер Игорёк M # ответил на комментарий Гайдпаркер Игорёк M 15 февраля 2020, 17:26
    Добавлю:
    Мы сейчас подошли к порогу квантовой физики и пытаемся рассматривать ее с позиции классической (ньютоновской) механики, но там то другие законы. Скоро созреет понимание, что классику можно перевести в разряд библейских описаний мира вместе с эмц в квадрате. :))))
    Александр Втюрин # ответил на комментарий Гайдпаркер Игорёк M 15 февраля 2020, 17:53
    Скажу страшное. Квантовая физика отнюдь не опровергает классическую, она лишь уточняет область ее применимости. И в этой области ее справедливость никто всерьез не оспаривает, законы Галилея-Ньютона там работают по-прежнему, никто их в разряд библейских описаний мира не переводит.

    Как мне кажется, в процитированном выше послании Папа призывает теологию именно к этому: занимайтесь своей областью, не лезьте в чужие, и будет вам счастье.
    Гайдпаркер Игорёк M # ответил на комментарий Александр Втюрин 15 февраля 2020, 18:11
    Классику никто не собирается опровергать, просто в ней много белых пятен, а квантовая физика расставит все на свои места и даст недостающие ответы.
    Я к ним спокойно (нейтрально) отношусь - к теологам. :))
    Александр Втюрин # ответил на комментарий Гайдпаркер Игорёк M 15 февраля 2020, 20:03
    Главное, чтобы теологи спокойно паслись на своей "поляне", и на чужие не лезли.
    Александр Втюрин # ответил на комментарий Александр Втюрин 15 февраля 2020, 17:43
    Я же не про познание в целом, а про науку, про научный метод познания. И кто это до сапиенсов познанием занимался? Боюсь, что и тогда, и даже когда сапиенсы уже начали заниматься наскальной живописью (это примерно 40+ тыс. лет назад), ни монахов, ни священников еще не было.
    Гайдпаркер Игорёк M # ответил на комментарий Александр Втюрин 15 февраля 2020, 18:16

    А я про знания говорю и процессе эволюции. Да те же неандертальцы, представители рода Homo.
    Вот еще одних нашли: ссылка на hi-news.ru

    Александр Втюрин # ответил на комментарий Гайдпаркер Игорёк M 15 февраля 2020, 20:02
    Я-то к тому, что если говорить о познании мира вообще, то этот процесс начался существенно раньше, чем появились монахи и потому -- совершенно независимо от них. Если же говорить о научном методе познания -- тот сам метод тоже возник независимо от монахов. Другой вопрос, что этим методом поначалу пользовались достаточно продвинутые люди, располагавшие временем для подобных занятий. К которым, в частности, относились и монахи.

    Что же до неандертальцев -- то это всего лишь параллельная ветвь Homo, вымершая ок. 40 тыс. лет назад. Что там у них было с познанием -- дело темное.

    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 511 записей в блогах и 5725 комментариев.
    Зарегистрировалось 26 новых макспаркеров. Теперь нас 5029784.
    X