Калина как символ перехода в иной мир

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Иван Чаплин перепечатал из tanat.info
    5 оценок, 11191 просмотр Обсудить (35)

    Граница между мирамиСимволика калины предстаёт не столь однозначной, как казалась ранее. Действительно добротных исследований по данному вопросу попадается мало. Изначально при поиске информации находишь, что это свадебное растение, символизирующее красоту, молодость, любовь и счастье. А цветы калины связываются с свадебным нарядом невесты. Плюс прекрасные легенды о несчастной любви девушки к кузнецу. Да только не совсем так.

    Потом всплывает, что калина - практически символ перехода из одного мира в другой. Обоснуй - калинов мост через реку Смородину. Река отделяет мир живых от мира мёртвых, по другим источникам (скорее всего более поздним) Добро от Зла или Русь-матушку от тёмного мира, из которого чудовища да змеи многоглавые на Русь идут. Учитывая, что там же у моста иногда стоит избушка на курьих ножках («Бой на Калиновом мосту» - жилище бабы Яги и её пограничная сторожка, река - вполне себе граница миров. И калинов мост - единственная переправа на другой берег, в другой мир. Потому похоронные и свадебные обряды связаны с калиной. В похоронных, если верить источникам, иногда усопшегопроносили по ритуальному калиновому мосту, помогая тем самым его душе перейти в мир мёртвых. В свадебных - калина использовалась, в основном, для украшения стола и избы, иногда в венках. Здесь тоже присутствует умирание, правда образное и переход - невеста после свадебного обряда умирала для своей прежней семьи, для своих родителей. Умирала молодая незамужняя девушка, жизнь её в этом статусе заканчивалась, и как мёртвым не возвратиться в мир живых по калинову мосту, так и заново родившейся замужней женщине не вернуться в родительское гнёздышко. Дополнительно в подтверждение этого во время свадебной церемонии невесту на поясе подвязывали полотенцем или куском материала «дяди» жениха, чтоб показать, что теперь молодая женщина принадлежит семье жениха.

    Так же перерождались и богатыри, бьющиеся у калинова моста, преображались, становясь взрослыми воинами и защитниками.

    И в лечении применялись заговоры, с упоминанием калинова (иногда калёного) моста. В заговорах, говорящий или тот, на кого читают заговор, проходит по мосту, оставляя на нём или на одном из берегов хвори, болезнь, злого духа или беса. Таким образом болезнь образно убивается, оставляется за гранью мира, в котором живёт человек. Можно рассматривать такую схему и как обряд пронимания, когда больной оставлял по одну сторону врат (или в другом мире) болезнь, а сам здоровый выходил с другой. Символизм заговора здесь мог быть усилен ещё и использованием при начитке настоящих веток калины.

    Таким образом, калина - уже совсем не символ красоты, чистоты, молодости, любви и счастья. Скорее наоборот - смерти, границы, перемен, очищения, преображения. В принципе, та самая сказка о девушке, влюбившейся в кузнеца, сюда вписывается. И калина здесь куда понятнее, как символ необратимых перемен: подожжённый девушкой лес сгорел, погиб; сама девушка утратила вмиг и полностью свою красоту (что за перемены произошли в её душе, сказка умалчивает); кузнец тоже кардинально меняется, меняется его взгляд на окружающее. Даже учитывая разницу в изложении сказки (в сети есть не меньше 4 вариантов), можно так же выделить калину - как символ жизни, крепости и стойкости - только калина не сгорела в огне, погубившем лес (а мечи кузнеца, кованные с помощью калины, были самыми прочными, в одном из пересказов). И никакого символа счастливой любви на первый взгляд.

    Однако, со временем роль калинового мосточка, соединяющего влюблённых в свадебных обрядовых песнях, упрочилась. Река, разделяющая влюблённых, символизировала преграды, её преодоление - перемены в судьбе и воссоединение любящих сердец. В некоторых песнях жених сам ведёт невесту на свой берег, в некоторых девушка должна была пройти к нему по "тонким жёрдочкам" над "глыбокой рекой" с "мутной водой". Таким образом, мост соединяет влюблённых и символизирует их крепкую связь. И вот потому, со временем, калина становится защитницей и помощницей влюблённых, помощницей в преодолении преград. Ещё позднее калина становится символом женщины и любви в целом. Хотя, возможно, не стоит рассматривать калину как любовное растение - о нём не ведётся речь как о растении, усиливающем красоту женщины, привлекающем внимание мужчины или разжигающем какие-то чувства. Калина лишена воздушной лёгкой романтичности, как и её ягоды сладости. Любви напрямую здесь нет, зато есть упрочение связи, уз мужчины и женщины, при условии, что они оба идут друг навстречу другу (в песнях парень кличет девушку и помогает ей перейти мосток, девушка идёт навстречу), но с сохранением символики перерождения с оставлением прошлого статуса "на другом берегу" и его погребением. Другими словами, если с помощью калины колдовать что-то на отношения, стоит приготовиться, что ничего не будет как раньше.

    Также, не стоит забывать, что есть сказания о том как невинно убитые девушки, порубленные на куски, оборачиваются кустами калины. И считалось, что калину высаживают на могилах воинов и несчастных влюблённых (может не стоит использовать калину как символ любви?). В одних сказках, девушки уводят татарское войско от родных земель в леса, в других - не даются насильно замуж и кончают жизнь самоубийством. Таким образом, тут уже наблюдается тема самопожертвования. Хотя, очень многие растения по преданиям вырастают на месте смерти прекрасных дев и несчастных влюблённых.

    Так же, красные ягоды калины - это кровь. Это кровь тех погибших девушек в сказаниях. Кровь - как жизненная сила. И это кровь невесты - как символ чистоты и девственности невесты, её здоровья – ещё одна причина украшения свадеб калиновыми ягодами (честность к жениху) и калиновыми цветами (подружки выводили молодую жену приговаривая «чиста как белый снег»). Со временем ритуалы исполняются реже, забываются, а калина воспринимается уже как символ свадеб и любви, хотя это остаётся некоторым искажением изначальной символики.

    А что по сути собой представляет растение, безо всяких сказок, песен и легенд? По сути это одно из сильнейших растений-лекарей, спасавшее при серьёзных простудах, раздражениях, ранах и язвах. Особенно ценится кровоостанавливающий и обеззараживающий эффект. Калина была незаменима для рожениц для остановки маточных кровотечений и снятия воспалений (могла применяться и внутрь для усиления сокращения мускулатуры) и как восстанавливающее силы (тонизирующее) средство. Возможно, это могло помочь закреплению за калиной значения женского растения. Так же, калина хорошо помогает при повышенной раздражительности, бессоннице, нервозности, истерии, головных болях и судорогах. Успокаивающий эффект отмечен нашими предками не только при приёме плодов и настоек калины внутрь. «Если тебе тяжело, горько от судьбы своей, обними калину-матушку, проведи несколько раз рукой по ее стволу, поведай-открой все тайны свои горькие, прижмись к ней осторожно, не поломав веточек, сразу станет легче на душе». Лечат калиной и кожные сыпи, фурункулёз, язвы, лишаи - тоже не символическое, а вполне реальное очищающее действие. Калина очищает воздух от пыли и вредных микроорганизмов. А общее тонизирующее действие делает настойки калины своеобразным эликсиром силы. Так, что мифология подкрепляется фармакологией.

    Ветки растения крепкие, не зря в Европе их использовали для плетения, а на Руси для устройства реальных живых мостков, часто типа гади. Растение живуче само по себе и иногда его бывает трудно вырезать и изрубить предумышленно - снова и снова будет вырастать калиновый куст. Ягоды калины горят на ветвях алым всю осень и всю зиму как вестник жизни. Красный цвет ягод всегда символизировал здоровье и силу. Возможно, здесь стоило бы углубиться в этимологию самого слова «калина», но здесь вроде бы всё интуитивно понятно. Связь со словами «калить», «окалина» и «закалить» есть. Можно сюда же вспомнить слово «закаляться». В целом, растение способно помочь закалить здоровье.

    Надо помнить и то, что дерево забирает энергию. Может забрать боли физические и душевные, но может забрать вместе с тем и хорошее. В конце-концов, происходит очищение-перерождение. То, что дерево огненное, защитное и относится к Марсу - тоже - надо быть осторожным при работе с ним. И как защитница от нечистой силы и сглазу тоже давно используется - иногда её именно для этих целей высаживали перед домом. При умелом обращении придаёт сил, уверенности в себе, снимает печаль. Может быть использована как для различного рода инициаций, так и для связи с другими мирами, миром мёртвых, как носитель энергии и плата в ритуалах с подношениями. Здесь стоит помнить, что прохождение по калинову мосту через Смородину считалось очень опасным – обращение к калине с этой целью может иметь невидимые на первый взгляд сложности.

    Таким образом, калина частично является проводником, мостом, соединяющим миры. Символ преодоления преград и испытаний, символ инициации. Калина - это помощница и заступница. Это символ силы, жизнестойкости, выносливости, жизненных сил и здоровья. Символ очищения в контексте перерождения, избавления от прошлого, от болезней и горестей. Калина символически связана со смертью как с переходом, с перерождением в новом качестве, обретением новых сил, нового статуса. Так же это успокоитель и освободитель. Частично символ жертвы. Частично символ упрочения семейных уз, обычно при рождении новой семьи.

    П.С. При рассмотрении вопроса очень сильно сбивали с толку трактовки о том, что калинов мост на самом деле не из дерева, а из металла и просто сильно накалён и висит над огненной вонючей рекой Смородиной, название которой происходит от слова смрад. Во-первых, река часто прямо упоминается как водная преграда, а мост - как деревянный. Во-вторых, река могла стать огненной под воздействием христианской религии много позднее, когда рядом у моста на страже стал архангел Михаил. В-третьих, те, кто выдвигал эту гипотезу, позже от неё сами же отказались.

    Новости парнеров

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 35 комментариев , вы можете свернуть их
    Иван Жжуков # написал комментарий 2 января 2014, 13:51
    Кали́на обыкнове́нная, или Калина кра́сная (лат. Vibúrnum ópulus) — листопадный кустарник, вид рода Калина (Viburnum) семейства Адоксовые (Adoxaceae). Плоды съедобны. Кора и плоды используются в научной и народной медицине. Выведены декоративные красивоцветущие сорта.Калина обыкновенная — кустарник, реже дерево, с серовато-бурой корой, покрытой продольными трещинами, высотой 1,5—4 метра. Доживает до 50 лет и более[3].
    Это из ВИКИ. Калина это куст. Дерево условно небольшое. Как из этого можно делать мосты?
    "а на Руси для устройства реальных живых мостков, часто типа гади." Настил веток через топкое место называется ГАТЬ.
    Леонид Карпенко # ответил на комментарий Иван Жжуков 3 января 2014, 13:24
    Иван! Сама калина не имеет отношения к калинову мосту. Здесь калинов мост указывает на то, что он калёный, поскольку проложен через огненную речку. Калинов мост - это лишь образ перехода из навьего мира в Явь.
    Иван Жжуков # ответил на комментарий Леонид Карпенко 3 января 2014, 14:03
    Я в курсе. Кроме того, и "избушка на курьих нажках" вовсе не на курьих ногах, как это рисуют и показывают в фильмах.
    Претензия к авторам, зачем они вводят людей в заблуждение, дезинформируют.?
    Дарья Марусова # ответила на комментарий Иван Жжуков 3 января 2014, 20:10
    :))???
    Так это же веками из уст в уста передавалось! Как это можно изменить? Это будет уже совсем другой рассказ.
    Калинов мост - это рубеж.
    Иван Жжуков # ответил на комментарий Дарья Марусова 3 января 2014, 23:24

    А рубеж - это Калинов мост.
    ЧТо касается дезинформации - вы же за это зацепились, да?
    Сказки можно прочитать и в книгах. Сказки открываются ключами. так вот для понимания - на новом уровне, на уровне глубин знаний надо дать ключи. ВОт например я написал, что мне известно: ссылка на www.proza.ru . Сказка и паралельно, описание "настоящего мира" . Приводя просто сказку , одну вторую, десятую, как это в прошлом году делал КАрпенко , у людей уже теряется смысл прочтения, они не получают нового знания.
    Русской сказке - соответствует и устройство РУсского мира - которые и расшифровывается вместе со сказкой. А если не расшифровывается - то человек просто вводится в заблуждение . Вы же не говорите читателю, что Змей Горыныч - это души внутри человека, а палец золотой Горыныча - это главный Дух внутри человека, коренной, кторый основа всем другим духам -головам, и что если его не найти и не выжечь-отрубить, то Головы-одержимости восстанавливаются и что это делается на уровне Души человека и на грани (рубеже - КАлинов Мост) ЖИзни И смерти души человека.

    Дарья Марусова # ответила на комментарий Иван Жжуков 4 января 2014, 04:43
    Прочту!
    Я про то, ценность сказа, сказки, сказания... именно в том, что ни одно слово не менялось:))
    Иван Жжуков # ответил на комментарий Дарья Марусова 4 января 2014, 15:04
    Я понимаю Дарья. Я обращаю внимание на то что персказ сказок без понимания смысла приведёт к потере интереса к сказкам. Сейчас ввели цензуру на сказки (нарушив конституцию о свободе слова) - указывая возраст с которого можно читать детям сказки. Сказка тогда уже не может быть прочитана в том возрасте, когда ребёнок её запомнит и уложит в свой Образ Мира, как основание. А для более взрослого человека , она не примется ввиду отсутствия её практической пользы ( без ключей польза не понятна). Так может быть разрушена русская культура окончательно. Подробне посмотрите по ссылкам вчерашним.
    Дарья Марусова # ответила на комментарий Иван Жжуков 5 января 2014, 00:27
    Цензуру на сказки? С чего это? Никогда о таком не слышала! Мама 40 лет в школе отработала. Нет никакой цензуры.
    Иван Жжуков # ответил на комментарий Дарья Марусова 5 января 2014, 12:40
    Это раньше было, что цензуры не было.
    А теперь же на всех фильмах, книгах передачах и даже на сайтах - проставляется возраст, с которого разрешается просмотр - это и есть скрытая цензура. Русские сказки и нерусские - лет с 6-12 разрешается теперь читать детям. Но в это время они уже сами могут читать.
    Дарья Марусова # ответила на комментарий Иван Жжуков 5 января 2014, 21:17
    :)))
    Эти возрасты проставляют люди не особо читающие сказки:))
    Читайте сказки своим детям сами. Я, например, никогда не разрешала своим смотреть диснейевские сказки:)) У меня своя цензура:))
    Иван Жжуков # ответил на комментарий Дарья Марусова 6 января 2014, 00:29
    Я понимаю, что дома пока никто не запрещает. Но припомощи ювенальной полиции можно выяснить (при желании) что вы читаете детям сказки, которые запрещены для определённого возраста. И Формально вы можете лишиться детей.
    Вот в чём вся подлость сегодняшней неконстутиционной властию И потом вы не докажите НИ В КАКОМ СУДЕ (они все продажны государству и бандитам) что ваши дети -это ваши дети. Государство так разрушает семьи.
    Иван Жжуков # ответил на комментарий Дарья Марусова 6 января 2014, 16:18

    Сказки, легенды и притчи народов мира | ВКонтакте
    Друзья, хочу предупредить: для арабских сказок 7-го декабря возрастной ценз 16+. … Для арабских сказок возрастной ценз 16+. Если читали сказки Шахерезады - поймете о чем я) Так что 7-го прошу приходить без детей.
    ссылка на vk.com›club60569665 копия ещ
    Трусы для Гамлета: Роскомнадзор предложил ужесточить возрастной ценз для театральных постановок
    9 Декабря 2013







    25

    С тех пор, как на государственном уровне озаботились вопросом защиты детей от тлетворной информации, под карающий меч блюстителей закона то и дело попадают невинные мультфильмы, бесхитростные книги… На этот раз Фемида добралась и до театров.
    ссылка на www.vkpress.ru и так далее.

    Дарья Марусова # ответила на комментарий Иван Жжуков 7 января 2014, 16:16
    А Вы сами то Шехерезаду читали в оригинале?
    Иван Жжуков # ответил на комментарий Дарья Марусова 7 января 2014, 17:17
    НЕт, я не знаю древнеперсидского языка или на каком он (оригинал) был написан.
    Вы намекаете, что и в Москве он ставился на этом языке?
    Дарья Марусова # ответила на комментарий Иван Жжуков 7 января 2014, 22:19
    Ну ладно:)) Хотя бы на русском читали?

    Я читала. Когда мне примерно 15 было. Многое было не понятно. И всё время встречались (там мне тогда понималось) откровенно сексуальные картинки:))
    Так что я за! Не ранее 16!
    Иван Жжуков # ответил на комментарий Дарья Марусова 7 января 2014, 23:22
    Сексуальные - это да. Поскольку -секс - это товарно-денежные отношения капиталистического потребительского общества. Но если вы продвигаете русскую культуру, то надо помнить, что русская культура - ведическая -это культ ПЛОДОРОДИЯ и всего, что с этим связано. ВСё что этого касается в русской культуре подаётся разумно , сами говорили про обряды и инициации, или вы только сказки принимаете? Ведь не все люди-дети зреют одинаково, кто-то раньше, кто-то позже а пут прямо как по решению КПСС (сеять завтра всем) до 16 ни-ни. ТО есть вчера нельзя было, а сегодня уже можно. но "на 16 лет" русская культура никакой инициации не предусматривает, она предусматривает инициацию на реальное развитие подростка.
    А так пойдёт, так все скульптуры в Летнем Саду (в Питере) одевать начнут в одежду какую нибудь.
    Дарья Марусова # ответила на комментарий Иван Жжуков 8 января 2014, 00:21
    Да ладно ворчать то:))
    И зачем Вам, лично, эти арабские сказки?:))
    Иван Жжуков # ответил на комментарий Дарья Марусова 8 января 2014, 00:43
    Да, я .. енто .. по стариковски ... ох молодёжь пошла ...))))))))
    Дарья Марусова # написала комментарий 2 января 2014, 23:02
    Сказка:
    Бой на Калиновом мосту.
    (Русская народная сказка.)
    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. Всем хорошо жили, только не было у них детей. Вот раз царице приснилось, что недалеко от дворца есть тихий пруд, а в том пруду — ёрш с золотым хвостом. Снится царице, что если она этого ерша съест, то родится у неё сын.
    Наутро рассказала она царю про свой сон. Позвал царь рыбаков, велел разыскать тихий пруд, закинуть в него шёлковый невод. Закинули рыбаки невод, и попался им ёрш с золотым хвостом. Обрадовалась царица, кликнула свою любимую подружку, попову дочь, и говорит:
    — Вели, подружка, приготовить ерша к обеду да смотри, чтоб никто к нему не притронулся.
    Дарья Марусова # ответила на комментарий Дарья Марусова 2 января 2014, 23:19

    Тут полностью. ссылка на maxpark.com
    А здесь ещё один вариант
    ссылка на maxpark.com

    Дарья Марусова # написала комментарий 2 января 2014, 23:21
    Образ Калинова моста использовался в свадебных обрядных песнях, где являлся символом перехода из одной ипостаси в другую: переход из девичества в замужество. Часто использовались в песнях на девичнике и во время причитаний невесты.
    Да от этой баенки до горенки
    Да есть и мостики калиновы
    Перекладины малиновы,
    Да есть и столбики точеные,
    Да есть головки золоченые
    Да на этих-то головочках
    Да там сидят да птицы-пташицы.
    Они поют да жалобнешенько,
    Ой, жалки песенки да с горючими слезами.
    — Н. П. Колпакова, «Лирика русской свадьбы»

    "В польских свадебных песнях сваты, наломав калины, мостят из неё мост, по которому поедут гости на свадьбу. Калиной называлась красная лента, «красота» невесты (Волынь), девушка, невеста (укр., чаще в песнях), рубашка невесты со следами дефлорации — свидетельство её невинности, целомудрия"
    Усачёва В. В. Калина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах /
    Леонид Карпенко # ответил на комментарий Дарья Марусова 3 января 2014, 13:12
    Дарья! Благодарю за сказочные публикации и за песню. В этой песне представлена суть свадебного пира, где пир - венец творения родительской семеюшки. Свадебный пир - это единение души-девицы и её суженого (плоти новорождённого). У этого калинова мостика через огненную речку перекладины малиновы от огня. А птицы-пташицы и есть души людей, идущих в воплощение.
    Иван Жжуков # ответил на комментарий Дарья Марусова 3 января 2014, 23:36
    Вот ещё статья, к конце расшифровывается сказка. Что такое сводьба - переход из одного мировозрения в Другое и задача свадебных обрядов была в том, чтоб перед свадьбой расстаться с целями и задачами, духами и одержимостями ПОДРОСТКОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ и СОЗДАТЬ ЦЕЛЕУСТРОЕНИЕ И МИРЪ Взрослого человека. Сейчас этого обряда нет одна формальность и роспись в Загсе.
    ЦЕлеустроение человека не меняется, поэтому люди женившись продолжают и дальше поиск сексуального партнёра - поэтому многие семьи распадаются не осознав задачу, что женившись, ты переходишь в юркгой мир. ОБряд сводьбы стал формален , как поповская проповедь. И в песне описывается что ? Человек переходит в другой мир и ждут его новые цели и задачи, дети и идеи , но надо сходить в МИР Души (через калинов мост) и порошаться с дескими и подростковыми мечтами и целями, которые представлены жалобно поющими птичками.
    Дарья Марусова # ответила на комментарий Иван Жжуков 4 января 2014, 04:39
    Благодарю, обязательно прочту.
    Иван Чаплин # ответил на комментарий Иван Жжуков 6 января 2014, 10:41
    Так по сути это обряды инициации все и есть.
    Иван Жжуков # ответил на комментарий Иван Чаплин 6 января 2014, 12:57
    Что сказать хотел?
    Иван Чаплин # ответил на комментарий Иван Жжуков 6 января 2014, 17:52
    То, что обряд погребения и свадебный обряд - это один и тоже обряд перехода, поэтому нет ничего удивительного в том, что там присутствует одинаковая символика, я вот о чем.
    Иван Жжуков # ответил на комментарий Иван Чаплин 6 января 2014, 18:10
    НЕ совсем. Оба - конечно обрядами сопровождаются. Только свадьба - это переход из вежи в вежу Вежей назывался период пребывания. например подростком, ребёнком, юношей, взрослым семейным и т.д. Меняется на сводьбе целеустроение жизни.
    А в похоронах (как и при повивании - принятии человека, если родился человек в мир ЯВИ) меняются Миры обитания Души.
    Иван Чаплин # ответил на комментарий Иван Жжуков 6 января 2014, 19:08
    Я понял Ваш ответ, Иван, спасибо большое, полностью согласен с Вами. Просто я руководствовался некоторым научным термином, где все обряды отнесены к классу обряды перехода. В целом да, но, как Вы отметили, разница есть в реальном переходе между мирами, там же похоронный обряд рассценивается как смена социальной позиции умершего и удаление его из социума.
    Tамаpа Шаxiмат 11"13 # написала комментарий 3 января 2014, 04:28
    Очень любопытное исследование. Часто встречала это выражение "калинов мост", но даже не задумывалась, что оно значит. Оказывается, значит и даже много значений имеет.
    Леонид Карпенко # ответил на комментарий Tамаpа Шаxiмат 11"13 3 января 2014, 13:30
    Чаплин! Благодарю за напоминание об огненной речке Смородине и мосточке Калиновом. Эти образы многократно представлены жанрами фольклора.
    Tамаpа Шаxiмат 11"13 # ответила на комментарий Леонид Карпенко 3 января 2014, 18:24
    А вот Чаплин - это было что? Обращение ко мне или что-то другое?
    Иван Чаплин # ответил на комментарий Tамаpа Шаxiмат 11"13 4 января 2014, 06:43
    Это ко мне, Тамара :)
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 503 записи в блогах и 5678 комментариев.
    Зарегистрировалось 24 новых макспаркеров. Теперь нас 5029790.
    X