Суеверия, обряды и обычаи жителей Новоживотинного.

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Сергей Овчинников 12"13 перепечатал из istram.ucoz.ru
    22 оценок, 1028 просмотров Обсудить (21)

     

    Подготовил Сергей Ряполов.
    газета «Воронежская неделя» № 5 (2146), 29.01.2014г.

    Суеверия, обряды и обычаи жителей Новоживотинного.

    Андрей Шингарёв

    Читая удивительные по своей красоте и лиризму повести Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Миргород», мы, наслаждаясь, зачастую с сожалением, думаем, что это где то там на Полтавщине, не у нас…  А у нас? Все дело в том, что воронежская земля не родила такого литературного гения, который мог бы столь же поэтично как Николай Васильевич выразить народные традиции, обычаи, суеверия нашей земли, а ведь у нас не менее плодородная почва для подобных сюжетов. И возможно из-под пера воронежского писателя вышли бы повести не «Миргород», а «Рамонь» или не «Вечера на хуторе близ Диканьки», а « … близ Чистой Поляны» или какого-нибудь другого села. Чтобы удостовериться в справедливости такого суждения достаточно обратиться к известному санитарно-экономическому исследованию Андрея Ивановича Шингарева «Умирающая деревня», где он в качестве доказательства темноты крестьянского населения села Новоживотинное приводит их обычаи и суеверия, записанные местным приходским священником. К нашему огромному сожалению, его имя и время создания данных заметок Андрей Иванович не указал. Хотя его исследование было написано в 1900 году и впервые увидело свет в 1901-м.

    Многие элементы народной культуры в России сформировались по большей части вокруг земледельческого способа ведения хозяйства. В обрядовой, ритуальной стороне русской народной культуры получили отражение своеобразные представления о пространстве и времени, о цикличности, получившей воспроизведение в календаре, отображающем круг годовых земледельческих работ и связанных с ними праздников, носящих сакральный характер и воссоздающих определенную картину мира. В обрядах осуществлялось сохранение и передача знаний, отображались схемы устройства мира. Обряд всегда лежал в основе годового цикла, и от точности его исполнения зависело будущее, сам факт существования мира. Поскольку в начале XX  века Россия продолжала оставаться, по преимуществу, крестьянской страной, а, следовательно, страной с развитой народной, земледельческой культурой, то неудивительно, что приводимые Шингаревым обряды были широко распространены на территории Рамонского района. Да и сегодня, кое-что, из ритуальной жизни наших предков сохранилось и продолжает существовать в некоторых российских деревнях.

     

    И так, вот что пишет автор работы  «Умирающая деревня»: «Культурный уровень населения не отличается ничем от окружающих сел и деревень; такое же ужасающее невежество, непонимание и незнание почти всего, что выходит из тесного кругозора земледельческой жизни, масса предрассудков и суеверий, живущих с незапамятных времен.

    Составитель местной церковной летописи, долго живший среди самого населения и имевший возможность близко слышать верования жителей и наблюдать их обряды, передает своим простым языком несколько весьма любопытных поверий и обычаев. Я позволяю себе привести часть его рассказа, как хорошую характеристику местного населения с культурной и отчасти бытовой стороны. Вот что он говорит:

    «Вблизи села находятся огромные курганы, в которых никогда ничего не находили. Об этих курганах ходят разные молвы: одни говорят, что этобыли какие-то старинные границы разных участков земли, о чем нет никаких данных; другие, что многие из этих курганов делались для прогона скота через огонь или окуривания, которое составлялось из разных горючих и смрадных веществ во время падежа; по большей части уверяют, что курганы эти были убежищем разбойников – татар, которые скрывались когда-то в смутную эпоху самозванцев в малолюдных и лесных местах. О некоторых курганах, находящихся вблизи села, нет сомнения, что они делались действительно для окуривания скота, так как старики твердо еще и теперь помнят сказание своих отцов об этом, а основанию курганов в лесах не может быть более никакой причины, если не допустить, что они действительно были укрывательством разбойников во время татарских набегов», так наивно повествует автор церковной летописи. «Жители села Н.-Животинного, продолжает он далее, изстари все православного исповедания, но как прежде, так и теперь, от потомства к потомству переходят у них языческие верования, предрассудки, суеверные обычаи и обряды; например, при падежах скота верили, что помор можно уничтожить, если скот прогнать через огонь (смрадный окур) в прорытых насквозь курганах. Если таким способом падеж не прекращался, то женщины, а особенно девушки, с растрепанными волосами, в белых покрывалах обходили ночью все село с криком и шумом, с косами в руках, а мужики тем временем опахивали село сохою. Еще и теперь жители верят в знахарей и деревенских бабок, которые наговорной водой будто бы исцеляют от всех болезней; кроме воды бабки еще лечат громовою стрелою по преимуществу от колики. Кроме знахарей и бабок еще верят в колдунов, которые одним словом или действием все могут сделать: подвергнуть человека разным несчастьям и болезням, присушить какую-либо девушку какому-либо парню (и наоборот).., испортить кого-либо, то есть подвергнуть влиянию злых духов, откуда и появляются кликуши, бесноватые и т.п. Против колдунов за лекарей признают знахарей, которые разными травами и кореньями лечат от всех злых духов. Знахари, как говорят, сами по себе знают все от рождения, называются они еще упырями; делать злого и дурного они не могут, как противники оного; колдуны, напротив, учатся делать зло и портить, и, уже испортивши, не могут помочь беде. Верят также в ведьм-женщин, которые могут превращаться: в свинью, собаку, овцу, в даже неодушевленные предметы – клубок ниток, холст, копну сена и т.п., между прочим быть как живыми. Отличительное свойство их доить по селу коров (ночью в белой сорочке с распущенной косой) и портить их; они могут портить также и людей, как колдуны; все они по большей части, говорят, с хвостами; каждую ночь слетаются в известном месте для совещания: кому и над кем что сделать. Наконец, верят еще в какую-то вредно влияющую на человека, нечистую силу, в противоположность которой признают добрых духов, например – домовых, которые необходимо есть в каждом доме; они по преимуществу ходят за скотиной, холят, поят и кормят, особенно только ту, которая им понравится, то есть придется по шерсти, поэтому если у крестьянина падает лошадь или корова, то говорят, что не по шерсти домовому; при покупке скота нередко говорят, если крестьянину приходится покупать или торговаться за лошадь, похожую шерстью на какую-нибудь павшую у него, что эта не будет по шерсти домовому, как будто, каждый домохозяин знает или видел своего домового».

    Автор летописи описывает далее весьма обстоятельно обряды и суеверные обычаи при рождении, браке и похоронах. В них также немалую роль играют всякие пережитки далекой старины. Так, например, перед отправлением жениха к невесте «сваха всыпает ему в сапог за голенища мак, хмель или коренья рябиновые, истолченные мелко, чтобы никто не мог его по ненависти испортить»… Невеста до приезда жениха должна плакать, причитать и «кричать благим матом». «Если сама невеста не умеет голосить и причитать, то непременно нанимает за себя знающую женщину… иначе, если дойдет до будущей свекрови слух, что невеста ее без слез и охотно выходит замуж за ее сына, то не будет ей (бедной) житья, и вечно будет немила свекру и свекрови, а также и всей семье».

    При похоронах… «на другой день пекут блины и первый блин кладут покойному над головой на божницу, – блин служит символом бесконечного блаженства в царстве небесном (блин круглый: без начала, без конца)». (Блин – символ цикличности, связи жизни и смерти. Отсюда особенный смысл приобретают блины, пекущиеся на масленицу – прим. С.Р.). «На Троицу ходят в лес и завивают венки из цветов и листьев, надевают их на головы, веселятся, поют и ходят в них целый день, на другой день идут снова в лес развивать венки. Спросить же их, на что они это делают, отвечают, что предки их так делали, знать, и им должно так делать».

    «Под день Ивана Купала (24 июня) в полночь ходят  в лес и собирают травы разные, говоря, что травы, собранные в полночь под Ивана Купала, имеют большую целебную силу от разных болезней». Ищут также и «папоротник». Но, однако, редко кто решается его искать, «потому что если не устоишь против соблазнов и искушений лукавого, то значит пропал»…».

    В другом месте своей работы Шингарев указывает еще на один весьма любопытный обычай: «Скатерть на столе во время обеда только по праздникам. Кроме того, стол покрывается скатертью и на ночь под праздники, на стол ставят кусок хлеба и солонку с солью. По словам крестьян это делается «для святых», так как святые угодники и Божия Матерь ходят по избам ночью, почему им следует ставить хлеб и соль. Впрочем, кое-кто из хозяек вскользь упоминали, что под праздник стелятся скатерть и ставится хлеб с солью, чтобы не рассердить домового»

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 21 комментарий , вы можете свернуть их
    Андрей Сотник 09"13 # написал комментарий 11 февраля 2014, 22:28
    Народ никогда просто так не делает, тем более, не хранит из поколения в поколения......
    Сергей Овчинников 12"13 # ответил на комментарий Андрей Сотник 09"13 11 февраля 2014, 23:50
    Наш народ всегда жил в согласии с природой и ей поклонялся, и это я считаю правильно!
    Андрей Сотник 09"13 # ответил на комментарий Сергей Овчинников 12"13 11 февраля 2014, 23:55
    Полностью согласен!
    Сергей Овчинников 12"13 # ответил на комментарий Андрей Сотник 09"13 12 февраля 2014, 00:28
    И хотя я есть православный, но то что Русь потеряла, приняв православие и попала под каток Византии, считаю большой потерей.
    И еще большей потерей было то что мы, славяне не покорный народ, и когда отказались "лечь" под Византию, вот тогда и начались все наши беды - пошла ВОЛНА очернения Руси, прямо в миг из самой доброжелательной территории с ОГРОМНЫМИ поселениями - городами, превратились....
    Вернее нас стали олицетворять только очерняя..
    Это плата за непокорность
    Андрей Сотник 09"13 # ответил на комментарий Сергей Овчинников 12"13 12 февраля 2014, 00:37
    Я придерживаюсь той же позиции!
    Сергей Овчинников 12"13 # ответил на комментарий Андрей Сотник 09"13 12 февраля 2014, 00:56
    Так и должно быть..
    Правда она прорвется !
    Владимир Пронькин # ответил на комментарий Сергей Овчинников 12"13 18 февраля 2014, 16:12
    В главном согласен!
    Но возврат в старое - врядли вероятен?
    генрих кожемяка # ответил на комментарий Андрей Сотник 09"13 12 февраля 2014, 19:13
    "Упырь" то же что "знахарь" ?
    Хм,интересно.
    Андрей Сотник 09"13 # ответил на комментарий генрих кожемяка 12 февраля 2014, 22:16
    А разве язык не поменялся с течением времени?
    Lev Gr P # написал комментарий 11 февраля 2014, 23:02
    Это не суеверия, это обосонвано тысячелентними набдюдениями и опытом, а предрассудки это вера в единственного иудейского бога и иудейские сказки про спасителей
    Сергей Овчинников 12"13 # ответил на комментарий Lev Gr P 11 февраля 2014, 23:51
    Статья авторская не имею права менять заголовок ))
    Иван Жжуков # написал комментарий 11 февраля 2014, 23:36

    Дело не в том, что "...Все дело в том, что воронежская земля не родила такого литературного гения, который мог бы столь же поэтично как Николай Васильевич выразить народные традиции, обычаи, суеверия нашей земли,"
    А дело в том, что так называемые суеверия -это на самом деле СИЛА, которую не следует доверять сумашедшим людям, одержимым злостью, ненавистью и т.д. И за этой силой стоят соответствующие БОГИ, от которых русских людей под страхом смерти и под давлением грубой материалистической науки отвратили. Знание о Богах русских - это СИЛА, МОГУЩЕСТВО отсюда и мощь и МАГ, как говорили колдуны ещё в 1990 годах "кто могет - то и маг".
    НО Ряполов НЕПРАВ, знания русского народа записаны в русских сказках, но без "ключей" - истинных русских понятий сказки не открываются ссылка на www.proza.ru .
    А сказки собирал, например, А .Афанасьев. Кроме сказок он написал 3 томную книгу "Поэтические воззрения древних славян на природу" в 1865-68 годах. Где , кстати описал на основании русских и иностранных летописей, что и царскре самодержавие и христианское поповство уничтожало русскую культуру: вплоть до сжигания людей вместе с книгами и музыкальными

    Сергей Овчинников 12"13 # ответил на комментарий Иван Жжуков 11 февраля 2014, 23:52
    Спасибо, все очень понятно.
    Иван Жжуков # ответил на комментарий Иван Жжуков 11 февраля 2014, 23:53

    инструментами, вплоть до запретов петь песни и плясать на свадьбах. 11 страниц из 2500 страниц книги Афанасьева я привожу в статье ссылка на maxpark.com
    Также надо заметить, что в России до 1917 года существовала церковно-христианская цензура, которая не пропускала ничего "крамольного " и еретического... да и не особо это было безопасно, поскольку по "Уложению по наказаниям " от 1 мая 1846 года, за инакомыслие поп мог "укатать" человека на 15 лет каторги.
    Советская цензура тоже была против того, чтоб у людей было антинаучное знание, что у человека есть Душа. В идеологии социализма были такие маразматические догмы: "Весь мир - материя, существует только материя, но мысль ... это НЕЧТО НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ" и "железный аргумент" "мысль не доска -ей убить (видимо человека) невозможно"..
    В последние годы огромные ЗНАНИЯ русского народа показаны в книге А.Шецова "Мир Тропы". Главу о духовном пении древней Руси я привожу в статье в данном сообществе ссылка на maxpark.com . ТО что это ПЕНИЕ "работает" волшебным образом мной проверено и прочувствовано. Только после это понимаешь, что попса - это суррогат.

    Владимир Марков # написал комментарий 15 февраля 2014, 14:41
    Комментарий удален модератором сообщества
    Владимир Пронькин # ответил на комментарий Владимир Марков 18 февраля 2014, 16:15
    Копирую Достоверную Часть:
    - - - - - - - - -
    И суеверия тоже имеют свои традиции. Как и ворожба на кофейной гуще. Эта лихоманка вообще заразительна, начиная или заканчивая постоянным обещанием каждый год - Апокалипсиса от вездесущего ясновидца и почетного звездочета всех звезд во лбу у всех желающих поделиться своей частью рассудка с пресловутым шизофреническим бредом - Пашы Глобы . ЗаМУЧИВшего по моему даже господа бога своей информированностью о его делах )))
    - - - - - -
    Мат тут не приветствуется!
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 528 записей в блогах и 4585 комментариев.
    Зарегистрировалось 34 новых макспаркеров. Теперь нас 5029620.
    X