Нужен ли хиджаб казашкам и кто в бывшем СССР открывал больше всего мечетей - первый муфтий РК

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Самый вежливый перепечатал из www.caravan.kz
    1 оценок, 226 просмотров Обсудить (1)

     

    Нужен ли хиджаб казашкам и кто в бывшем СССР открывал больше всего мечетей - первый муфтий РК

    Нужен ли хиджаб казашкам и кто в бывшем СССР открывал больше всего мечетей, правильно ли спрашивать друг у друга, какого человек роду-племени, – об этом в эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ” рассказал первый муфтий суверенного Казахстана Ратбек кажы НЫСАНБАЕВ.


     

    Интересно порой судьба складывается. Закручивает так, что впору снимать фильмы и писать книги. Впрочем, мой собеседник этим и занимается, даже переводил Коран на казахский язык.

    А ведь начиналось всё вполне светски. Уроженец Южно-Казахстанской области Ратбек Нысанбаев поступил на исторический факультет Бухарского пединститута. Почему Бухара? А потому, что там находилось медресе “Мири Араб”, ведущее свою историю чуть ли не с середины XVI века. Откуда у казахского парнишки тяга к духовности? Наверное, потому, что люди, первыми принесшие ислам на землю кочевого народа, по многим версиям, оседали на юге казахских территорий. И неудивительно, что юноша с младых ногтей впитал его каноны.

    Институт окончен. Будущий муфтий работает сначала учителем в родном районе, а потом решает продолжить образование в Ливии. Там же получает степень доктора наук. И после этого начинается карьера на религиозном поприще.

    Знание 7 языков, ученая степень выделяют Нысанбаева среди других, и вскоре он становится казием в Казахской ССР.

    А надо сказать, что тогда не было отдельного духовного управления мусульман в стране. Став руководителем, Ратбек кажы все силы направил на отделение от Ташкента. Сделать это удалось в 1990-м. С того времени и по 2000 год он являлся главным муфтием Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК).

    Однако период его руководства не был безоблачным. Наоборот.

    Постоянно возникали скандалы, во время одного из них митингующие проникли в мечеть и сломали муфтию руку.

    Было ли то стихийным выступлением или хорошо организованной акцией? В это Ратбек кажы сегодня с высоты прожитых лет и жизненного опыта вникать не хочет.

    Сейчас он ведет прием людей в центральной мечети города Есика близ Алматы, выстроенной им самим. Философское отношение к происходящему отличает его нынешнего, однако говорить со мной он пожелал на казахском языке, несмотря на то, что прекрасно владеет и русским.

    Наш разговор происходит в присутствии его сына. И во время беседы мне не раз вспоминаются слова моего педагога, доктора исторических наук Владислава Григорьева о том, что Ратбек кажы – один из самых образованных и умных религиозных деятелей на постсоветском пространстве.

    “Это всё советские граждане”

    Одним из своих основных достижений на посту муфтия Нысынбаев считает строительство мечетей:

    – Еще во время СССР мне это удавалось, и в итоге у нас их стало 93.

    – Советская власть вам так спокойно разрешала?

    – Однажды у меня спросили: “Почему вы так много открываете мечетей?” Этот вопрос задавали в разных учреждениях, в том числе и в организации, название которой не было принято говорить вслух. Я ответил: “Когда я открывал мечети, из-под земли, с неба люди не спускались – это всё советские граждане, они сами приходят. А это для вас полезно даже, для контроля”. С этим согласились. Кстати, мечети из всех 15 союзных республик возводили только мы, казахи.

    А уж после получения суверенитета их нам помогали строить наши братья по духу. Например, в Шымкенте и Алматинской области есть мечети, построенные арабами. Три мечети в Алматинской области построили турки.

     

    – Хорошо, но вот уже и СССР распался. Как вы нашли общий язык с Назарбаевым, почему вас оставили муфтием?

    – Во-первых, меня никто не оставлял. Меня избрали. Во-вторых, наверное, потому, что знали к тому времени в мире. Замечу, что меня принимали президенты свыше 30 стран, то есть правители, говоря прежним казахским языком.

    Почему становятся салафитами?

    – Сегодня казахи уходят от традиционного ислама. Появляются сторонники различных течений. Чем это объяснить? Недостатком у людей знаний или просветительской работы?

    – Перед тем, как рухнуло советское государство, в 1989–1991 годах к нам начали приезжать миссионеры. В иные дни я, к примеру, принимал по три группы. Вначале мы беседовали, но после завершения разговора я обычно просил показать документы. Не все могли это сделать. А поскольку я был знаком со многими религиозными деятелями мира, обращался к ним с просьбой проверить данные того или иного человека. После такой проверки эти миссионеры, как правило, быстро уезжали из Казахстана. Знаю, что многие из них оседали в Таджикистане, Чечне, Кыргызстане и даже Узбекистане. И мы все знаем, какие события там происходили. Иначе говоря, мы не дали лжемиссионерам развернуться у нас.

    – Но сегодня казахи, движимые якобы религиозными мотивами, уезжают, например, воевать в Сирию. Как вы на это смотрите?

    – Сейчас есть люди, которые, прикрываясь чапаном религии, занимаются политикой. Их нельзя назвать верующими. Человек едет под видом мусульманина, но это политика.

    – Что надо делать, чтобы наши юноши и девушки не поддавались вот этой пропаганде?

    – Чтобы этого не происходило, у нас должна быть открытая пропаганда, агитация. К примеру, у нас нет права ехать в другую страну и защищать ее. Мы не знаем, что там происходит. Поэтому мы должны объяснять нашим ребятам, что нельзя в это вмешиваться. “Если ты кого-то не знаешь, не следуй за ним. Ты с ним не знаком, если не знаешь, кто он, то не иди за ним”, – сказано в Коране.

    Зачем они едут туда, не зная ничего? Кто с кем воюет? Откуда им знать, что творится там, где осуществляется политика нескольких государств?

    Поэтому я не считаю духовными (верующими) тех людей, которые едут туда. А настоящая духовность – это справедливость, защита своей родины, защита своей земли.

    – То, что вы говорите, всё верно. Но какие меры должны принимать ДУМК и государство, чтобы такого не было?

    – Одно ДУМК с этим не справится. Для этого государство должно предоставить нам одну программу на телевидении. И тогда с самого начала надо будет всё досконально объяснять, вести разъяснительную работу в духовном смысле и с позиции патриотизма, и в понимании, что такое Родина.

    Нужно придерживаться единой линии и в политике, и в религии. Это означает, что надо правильно воспитывать нашу молодежь. Посредством хороших телепрограмм можно многое объяснять молодежи. Считаю также, что воспитание следует начинать с родителей. Не получивший должного воспитания человек не сможет найти свою дорогу в жизни, помочь родным.

    – Можно ли говорить о том, что невежество толкает людей на ложный путь?

    – Конечно, невежество имеет место. Увы, мы можем говорить и о проявлении фанатизма. Те, кто уходит в секты, зачастую имеют стойкие убеждения.

    Кукловоды, стоящие за этими сектами, умных ребят не привлекают, потому что боятся, что те узнают истинную их цель. А берут глупцов и, кидая им подачки, приручают, чтобы они за ними бегали, как собаки.

    Встречаются и случаи, когда в салафиты идут люди, у которых нет жилья, работы. Их привлекает возможность заработать большие деньги. При этом они даже не понимают, кто такие салафиты.

    Хиджаб – не казахская одежда

    – Сегодня появилось немало деятелей из числа казахских мужчин, требующих, чтобы женщины носили одежду, полностью закрывающую их. Что скажете об этом?

    – Это хиджаб (смеется). Арабское слово, означающее “покрывало”. Там и мужчины кутаются, и женщины. Еще до ислама арабы так ходили. После они стали мусульманами, но продолжали носить ту же одежду. Эта одежда не имеет никакого отношения к исламу, а связана с климатом, погодой, чтобы лица не обгорели на солнце. Что касается никаба, паранджи, они защищают женщин от сглаза. И к религии это тоже не имеет отношения.

    – Но Мухамеджан Тазабек и прочие требуют, чтобы наши девочки, женщины закрывали лица и так далее.

    – Погоди. Мы же не арабы, мы ведь казахи! У нас и одежда, и пища другие. Мясо, которое мы употребляем в пищу, они не могут есть. Наши традиции связаны с погодой, с нашей землей. И если говорить о воспитании, нужно вспомнить, что мы с дочерьми, сестрами обращались очень хорошо. Они росли свободными. Вспомним, что у казахов есть игра “Кыз-куу”, когда всадник должен догнать девушку на коне. Если он этого не сумеет сделать, она может отхлестать его плеткой.

    Наши девушки росли вольно, потому и отличались воинским духом.

    А вспомните Маншук Маметову, Алию Молдагулову, Хиуаз Доспанову. Одна – пулеметчица, другая – снайпер, третья – летчица. Среди других мусульманок в СССР не было ни одной такой.

    О трайбализме

    – Не могу не спросить об одной заразе наших дней. Не секрет, что сегодня многие сразу интересуются, кто ты, какого роду-племени… Нужно ли нам такое деление?

     

     

    – Нам такое не нужно. Мы три брата: Алаш, от Алаша – Казах, от Казаха – Жуман, от Жумана – Ак-Арыс, Бек-Арыс, Жан-Арыс. Мы трое являемся родными. И как мы можем это делить? Я считаю, что это – Триада. Три брата – это Триада. Как сказал Ахмет Байтурсынов:

    “Мне не страшны тюремные стены,

    мне не тяжело от того,

    что повесят, расстреляют.

    Тяжелее всего, когда меня

    предают ребята

    из моего собственного аула”.

    АЛМАТЫ

    Автор: Айгуль Омарова

     

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 1 комментарий , вы можете свернуть их
    Самый вежливый # написал комментарий 29 ноября 2019, 10:36
    Встречаются и случаи, когда в салафиты идут люди, у которых нет жилья, работы...

    По моему мнению именно бедные и бездомные становятся в первую очередь жертвами подобных лже-проповедников.
    Их легче всего завербовать,объясняя все их невзгоды и беды только лишь внешними факторами , тем более молодёжь склонна зачастую к самым радикальным поступкам и действиям.
    Вот и едут такие за границу ,мечтая жить в некоем идеальном халифате .. а спустя несколько лет наше государство вынуждено эвакуировать сотни детей из зоны конфликта ,причём большинство их отцов уже уничтожено или правительственными войсками или самими боевиками.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 704 записи в блогах и 5058 комментариев.
    Зарегистрировалось 26 новых макспаркеров. Теперь нас 5026074.