Одна из самых загадочных и интригующих картин. И.Н.Крамской"Неизвестная".

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Алина Алексеева перепечаталa из www.kramskoy.info
    14 оценок, 20188 просмотров Обсудить (125)

        И.Н.   Крамской"Неизвестная" 1887 год.Москва.Третьяковская галерея.

          КТО ОНА, эта пленительная женщина, что так гордо откинулась на спинку экипажа? Кто видел ее хоть однажды, в утреннем зимнем петербургском тумане, проезжающую мимо Аничкова дворца, тот вряд ли забудет эту картину... Почему эта светская дама, одетая со всей роскошью моды, взволновала воображение художника-демократа И. Н. Крамского? Почему написал он ее портрет?

         Одетая по последней моде 1880-х гг., с гордым, таинственным и чуть надменным взглядом, она выглядит как царица на фоне белого туманного города. На ней шляпка с легкими перьями, пальто, отделанное соболиным мехом и атласными лентами, золотой браслет, муфта, тонкие кожаные перчатки. Все эти детали характеризуют дорогую элегантность, но не говорят о принадлежности к высшему свету, скорее - наоборот.

     Изображение женщины не погружено в атмосферу зимнего морозного пейзажа, а помещается как будто перед ним. С большой тщательностью художник пишет все детали гардероба дамы – возникает ощущение вызова, как будто красота выставлена напоказ.

    Фрагмент картины .Неизвестная".
           Чувственная красота женщины, ее грациозная осанка, смуглая кожа, темные глаза и бархатные ресницы как будто дразнят зрителя. Но при этом в глазах женщины угадывается и некоторая грусть, какая-то драма – возможно, автор хочет показать чувство незащищенности перед фальшью и холодным расчетом общества, в котором она живет.                                                                                                                                                                                         

                 СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ВЕРСИЙ,КТО ЖЕ ИЗОБРАЖЁН НА ЭТОЙ КАРТИНЕ.
      ПЕРВАЯ из них ,что портрет написан с жены художника Ярошенко -Марии Павловны Ярошенко., либо с его племянницы, т.к. обнаруживается некоторое сходство в лице.

    Портрет Марии Павловны Ярошенко.1875год.Худ.Ярошенко

       ВТОРАЯ версия, что на картине изображён собирательный образ дамы 1880-х годов, одетой модно и со вкусом.  Чуть высокомерный взгляд опытной и повидавшей жизнь женщины, с одной стороны, и глубокая грусть полуприкрытых глаз, с другой, не оставляет равнодушным ни одного зрителя… Мягкий мех ворота подчеркивает теплоту и удивительную бархатистость кожи, а за спиной – морозный Питерский воздух… Недосягаемая и неприступная, и в то же время, теплая, манящая, практически живая – так и кажется, что вот-вот вынет изящную руку в кожаной перчатке из муфты и подаст ее, чтобы выйти из экипажа..

       

         СЛЕДУЮЩАЯ версия,что позировала Крамскому грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, которая якобы была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны.

         ЕСТЬ и достаточно сенсационное предположение о том, что «Неизвестная» - это портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской…
     В 1878 году император Александр II стал отцом, у него родилась дочь. Но... дочь ему родила не законная императрица, а его любимая женщина, его последняя и самая пламенная любовь - Екатерина Долгорукая. И император попросил И.Крамского написать ее портрет. Художник подготовился к его написанию, но все это хранили в глубокой тайне. Екатерину Михайловну и ее детей не признали родственники императора и это очень ее оскорбляло. Поэтому при позировании Крамскому, она выразила желание выглядеть на портрете гордой и независимой, и указала место, мимо которого должна проезжать в коляске на картине. Это Аничков дворец, где жил наследник императора с семьей.

       САМАЯ РОМАНТИЧНАЯ ВЕРСИЯ и потому воспринимаемая, как самая правдивая.  По этой версии на картине изображена Матрёна Саввишна, жена Бестужева, бывшая курская крестьянка.

      Бестужев был так очарован ее красотой, увидав её в горничных у своей помещицы тёти, выпросил её и привез в Петербург, где её обучали этикету, танцам, грамоте. Ввел ее в высшее общество. Заботился о воспитании и образовании, приглашал лучших учителей. Ученица оказалась на редкость способной. Позже женился на ней.
             Матрена Саввишна была необыкновенно красивой и обладала сильным приятным голосом. Слух о ее красоте распространился далеко. Она была добрая, правдивая. У нее появилось много друзей. Но высший свет был пристрастен к молодой женщине и злобно клеветал на нее. Светская знать не могла простить ей простого происхождения.Рассказывали, что однажды Матрена Саввишна повстречалась в дороге со своей барыней. Помещица ждала, что бывшая горничная поклонится ей, но Матрена Саввишна проехала в богатом экипаже и даже не взглянула на нее. Этот поступок буквально взбесил барыню, но она уже была бессильна что-либо сделать Матрене Саввишне.
               Возможно художник И. Н. Крамской, который был знаком с семьей Бестужевых, слышал этот рассказ и написал картину, в которой Матрена Саввишна изображена, в коляске. Сколько благородного достоинства в ее горделивой осанке! Крамской с глубокой правдой написал образ; этой простой русской; женщины, с большой любовью показал ее духовную красоту

       Однако семейная жизнь Бестужева не задалась: из-за красоты жены он несколько раз был инициатором дуэлей с особо активными кавалерами, которые оканчивались примирением, но всё же оставляли негативный след в семейной жизни. Потом умер их единственный сын… И родня Бестужевых просила церковь расторгнуть брак, что и было сделано.

        Узнав об этом, Крамской счел своим долгом проводить Матрену Саввишну -она решила вернуться в родное село к своей старшей сестре. При этом условились, что она напишет ему. Долго не было никаких вестей. Крамской сам написал письмо в деревню, но не получил ответа. Прибыв в Фатеж, Крамской узнал печальную весть: в пути Матрена Саввишна тяжело заболела и в Фатеже, в земской больнице, умерла.

    Неизвестная.Этюд.1883 год.   Собрание доктора Душана Фридриха.Прага.

            В частном собрании в Праге хранится живописный этюд к картине, убеждающий в том, что Крамской искал неоднозначности художественного образа. Этюд гораздо проще и резче, досказанное и определеннее картины. В нем сквозит дерзость и властность женщины, чувство опустошенности и пресыщенности, которые отсутствуют в окончательном варианте.

         Появление на выставке "Неизвестной" вызвало большой ажиотаж. Взглянуть на эту загадочную даму вышел чуть ли не весь Петербург. Гордо откинувшись в карете, глядя в публику дразнящим взором полураскрытых мерцающих глаз, завлекая нежным округлым подбородком, упругой гладью матовых щек и пышным пером на шляпке, - она ехала под жемчужным небосводом огромного холста, как посреди мира.

          Не в силах унять волнения, Крамской решил уйти с выставки, где впервые была показана его "Неизвестная", и вернуться к концу вернисажа. Шумная толпа встретила его у входа и понесла на руках. Успех был полный. Зорким глазом художника он отметил - тут все: князья и чиновники, купцы и подрядчики, писатели и художники, студенты и мастеровые...


    - Скажи, кто она? - приставали друзья к художнику.

    - "Неизвестная".

    - Называй, как хочешь, но скажи - откуда ты взял это сокровище?

    - Придумал.

    - Но ведь писал с натуры?

    - Может, и с натуры...

         Это, пожалуй, самое известное произведение Крамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину “Неизвестная”, умный Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности. Современники буквально терялись в догадках. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового - появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. “Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха”, - констатировали некоторые. В наше время “Неизвестная” Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности.

    КАК ПО ВАШЕМУ? КАКАЯ ИЗ ВЕРСИЙ БОЛЕЕ ПРАВДОПОДОБНА?

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 125 комментариев , вы можете свернуть их
    Наталья Пудякова # написала комментарий 10 января 2013, 18:27
    Думаю, это собирательный образ. Поза "Незнакомки " говорит о ее принадлежности к высшему свету, т.е. она привычно сидит в коляске, как будто всю жизнь провела в ней.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Наталья Пудякова 10 января 2013, 18:33
    А я придерживаюсь версии о Матрёне Саввишне.Очень уж романтичная история.Хотя собирательный образ тоже правдоподобно.
    Максим Максимов # написал комментарий 10 января 2013, 18:29
    а разве под историей о ней не ее портрет. Так бы версия была очень правдоподобная так как другие персонажи не совсем похожи на "Неизвестную" Может сам г-н Крамской так и хотел, чтобы все это осталось неизвестно.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Максим Максимов 10 января 2013, 18:36
    Это увеличенный фрагмент этой же картины.Видимо сам Крамской поддерживал различные слухи о картине,вызывая к ней всё больший интерес.
    Марийка БМВ # написала комментарий 10 января 2013, 19:02
    А я не люблю эту картину.. много заносчивости и чего-то... свысока что ли, как на плебеев... хотя ощущение, что дама уже слегка разорившаяся, но старательно не показывающая этого....
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Марийка БМВ 10 января 2013, 19:10
    А почему ты пришла к такому выводу,что она разорившаяся?Смотри, на ней очень красивые вещи,шляпка,пальто с соболиным мехом и лентами.Не видно,что у них поношенный вид.Кто знает,почему она так надменно смотрит?
    Марийка БМВ # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 января 2013, 19:16
    ))Не знаю, просто вот такое ощущение...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Марийка БМВ 10 января 2013, 19:35
    Видимо художнику удалось воплотить в этом прищуренном взгляде многие мысли,о которых нам трудно догадаться.Но взгляд просто притягивает,настолько пронзительный.
    Марийка БМВ # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 января 2013, 19:37
    Возможно.. наверное он рисовал ее мысли...)
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Марийка БМВ 10 января 2013, 20:31
    Сила искусства в том,что оно может рассказывать молча.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Last Rain 10 января 2013, 19:40
    Эта репродукция висела раньше во многих домах.Нам тогда не с чем было сравнить и нам она казалась совершенством красоты.А сейчас мы уже видим многое и делаем совсем другие выводы.Я тоже заметила это сходство с женой художника Ярошенко.,но версий так много,что мне кажется,что это собирательный образ,хотя мне по душе версия о Матрёне Саввишной.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Last Rain 11 января 2013, 00:31
    Ему была очень дорога эта картина. Нашла фильм об этой картине.Тебе понравится .
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Ирина Миронова # ответила на комментарий Алина Алексеева 11 января 2013, 12:07
    У моих дедушки и бабушки в доме такая репродукция висела Я её с детства помню. Но, мне кажется, брови и глаза молодой женщшины выдают её кавказское происхождение Особенно, сросшиеся на переносице брови. Для славянок это нетипично.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Ирина Миронова 11 января 2013, 14:30
    Вы,Ира,правы,Есть в ней что-то от кавказской национальности.Но если взять вариант с княжной Туркестанишвили,то они совсем почти не похожи,возможно художник нарисовал женщину ,как собирательный образ.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Алина Архипова 10 января 2013, 19:44
    Особенно хорошо написано лицо,надменный взгляд.Просто притягивает.Очень хороша.Возможно такой была Матрёна Саввишна.Мне так по душе её история.Как граф её разлюбил,так и выгнали,не подошла высшему свету.Как много тогда значило происхождение.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Алина Архипова 10 января 2013, 20:30
    Это была тайна,которую он скрывал от всех.Возможно здесь совсем другая история, возможно модель Неизвестной была изначально некрасива, и художник на портрете придал ей чуть ли не идеальные черты, либо их связывало что-то другое.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Алина Архипова 10 января 2013, 21:03
    Вот как пишет Репин об одном эпизоде в книге «Далекое близкое»: «Однажды утром, в воскресенье, я пришел к Крамскому... Из подъехавших троек-саней в дом ввалилась ватага артельщиков-художников с холодом мороза на шубах, они ввели в зал красавицу. Я просто остолбенел от этого дивного лица, роста и всех пропорций тела черноглазой брюнетки... В общей суматохе быстро загремели стулья, задвигались мольберты, и живо общий зал превратился в этюдный класс. Красавицу посадили на возвышение... Я стал глазеть из-за спин художников... Наконец я добрался и до Крамского. Вот это так! Это она! Он не побоялся верной пропорции глаз с лицом, у нее небольшие глаза, татарские, но сколько блеску! И конец носа с ноздрями шире междуглазия, так же как у нее, – и какая прелесть! Вся эта теплота, очарование вышли только у него. Очень похожа».Может это о ней речь?
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Алина Архипова 11 января 2013, 21:48
    Всё же склоняюсь к собирательному образу.Думаю,что главное её достоинство этот чуть надменный взгляд.Сразу притягивает.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Алина Архипова 12 января 2013, 14:02
    Впечатляет,как бы на тебя смотрит.
    Mila Mila # написала комментарий 10 января 2013, 19:41
    Эту картину помню с 15 лет.Мой одноклассник подарил мне открытку,на ней был портрет "Незнакомки".Образ был скорее всего собирательный,иначе ее узнали бы.Картина мне эта очень нравится.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Mila Mila 10 января 2013, 19:46
    Эту картину трудно забыть,если увидел её один раз.Создаёт неизгладимое впечатление.А ведь ты права.Художник ни за что не признался бы с кого рисовал эту картину.Поэтому так много разговоров вокруг.Может так интереснее.Всегда присутствует тайна.
    Mila Mila # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 января 2013, 21:05
    Конечно намного интереснее,когда присутствует тайна.Спасибо Алина за напоминание об этой картине,она меня связывает со светлыми чувствами.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Mila Mila 10 января 2013, 21:07
    Блок написал о ней прекрасное стихотворение.Это отрывок.
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.

    Глухие тайны мне поручены,
    Мне чье-то солнце вручено,
    И все души моей излучины
    Пронзило терпкое вино.

    И перья страуса склоненные
    В моем качаются мозгу,
    И очи синие бездонные
    Цветут на дальнем берегу.

    В моей душе лежит сокровище,
    И ключ поручен только мне!
    Ты право, пьяное чудовище!
    Mila Mila # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 января 2013, 21:38
    Лина,прекрасное стихотворение,как называется?
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Mila Mila 10 января 2013, 22:10
    Незнакомка.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Алина Алексеева 10 января 2013, 22:53
    Ва не знаете, что вдохновило А.Блока написать эти стихи, может эта картина?
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Иванов 11 января 2013, 00:12
    Если прочитать всё стихотворение,то можно понять ,что речь идёт о личных переживаниях поэта.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Иванов 11 января 2013, 00:39
    Вот как пишут об этом периоде жизни поэта и его мыслях и переживаниях.
    "Блоку свойственно переносить собственные переживания в масштабы вселенной, и, учитывая "гражданское" настроение писателя в годы написания стихотворения,это был 1905 год., можно сопоставить безысходную атмосферу произведения с мыслями поэта о судьбе России. В образе Незнакомки чувствуется ускользающее прекрасное, вечное.
    Мы видим эволюцию женского образа в творчестве Блока. Незнакомка оделась в траур, она "спустилась с небес на землю", утратила ореол святости, который характерен был для Прекрасной Дамы. При этом замечаем приближение образа к действительности, к реальному миру, стремление поэта найти что-то неземное в обстановке земного, вознести до небес обыкновенную женщину. Так возвеличена была Любовь Дмитриевна Менделеева, занявшая сердце не только Блока, но и других литераторов, близких его кругу, которой в буквальном смысле слова целовали ноги и исполняли каждую её прихоть.
    Mila Mila # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 января 2013, 23:12
    Спасибо,обязательно прочту.
    Наталья Румянцева # написала комментарий 10 января 2013, 19:44
    Хотелось бы, чтобы это была Матрена Саввишна. В этом портрете мне видится душевная боль и незащищенность скрытые под маской высокомерия. Но я думаю, что это собирательный образ.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Наталья Румянцева 10 января 2013, 19:49
    Пока все здесь склоняются к этому мнению-собирательный образ.Я вас,Наталья поддерживаю.Мне тоже хотелось бы,чтобы это была Матрёна Саввишна Говорят художнику она очень нравилась и по душевным качествам, и по красоте.Не зря же он поехал её искать в глухую деревню.
    Елена Урецкая # написала комментарий 10 января 2013, 20:10
    А мне кажется, что это не собирательный образ. Что эта женщина имеет реальный прототип. Но кто он, наверное, мы так и не узнаем. Хотел художник, чтобы она осталась неузнанной, так она и останется незнакомкой. Наверное, это правильно.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Урецкая 10 января 2013, 20:25
    Здесь секрет художника и его модели.Но сложно догадаться .Современники узнали бы женщину.Поэтому все приходят к мнению,что это собирательный образ.В газетах того времени писали о ней так."Дама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа..." Загадка художника. Тайна за семью печатями. Ибо, сколько ни судачили об этой картине, сам Крамской ни в своих дневниках, ни в своих многочисленных письмах не обмолвился о ней ни словом, ни намеком.
    Елена Урецкая # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 января 2013, 20:48
    Да, я много читала об этом. Именно потому, что он так тщательно скрывал имя женщины, я и думаю, что у нее все- таки было реальное конкретное имя. Но, кто-бы она ни была, ее красота пережила и ее и художника.
    Неплохая память.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Урецкая 10 января 2013, 20:53
    Очень интересный взгляд,немного надменный.Даже слёзы в глазах видны,так всё натурально.Почему-то эту картину не купил Третьяков,хотя покупал сразу все работы этого художника.Здесь какая-то тайна. Картина попала в Третьяковку уже позже.
    сама по себе # написала комментарий 10 января 2013, 20:26
    Больше нравится версия Матрёны Саввишны. Надменность, скорее, показная, взгляд выдаёт ранимость и незащищённость.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий сама по себе 10 января 2013, 20:49
    Мне понравилась история Матрёны Саввишны.Стало её очень жаль.Сделали её светской дамой,а потом выбросили за борт.
    Как говорили тогда об этой картине:
    «Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха», - констатировали некоторые. Стасов громогласно назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске». Третьяков также признался Стасову, что «прежние работы» Крамского ему нравятся больше последних. Были критики, которые соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социального положения, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, поднявшейся над положением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета. К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась романтически-загадочной аурой бло-ковской «Незнакомки».
    сама по себе # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 января 2013, 21:16
    Алина, вот что нашла о картине. Оказывается, "Незнакомка" была причислена к роковым картинам. Почему-то Павел Третьяков отказался приобрести портрет для своей галереи. "Незнакомка" начала путешествовать по частным собраниям. И очень скоро обрела дурную славу. Первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все эти несчастья приписывали роковой картине.
    Не избежал проклятия и сам Крамской. Меньше чем через год после создания «Неизвестной» один за другим умерли два его сына.
    "Проклятая" же картина отправилась за рубеж. Говорят, и там она чинила всяческие беды своим обладателям. В 1925 году "Незнакомка" вернулась в Россию и все же заняла свое место в Третьяковской галерее. С тех пор никаких эксцессов больше не происходило.
    Может, все дело в том, что портрет с самого начала должен был занять подобающее ему место?
    Тайна осталась не разгаданной... и так даже интереснее. Незнакомка - звучит очень загадочно и интригующе.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий сама по себе 10 января 2013, 21:36
    Немного читала о путешествии этой картины по частным собраниям,но не знала,что она роковая.О смерти сыновей художника много написано Это его подкосило.Он рано умер.Два сына умерли один за другим.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий сама по себе 10 января 2013, 21:39
    Это дочь,стала художницей,очень печальная судьба.
    сама по себе # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 января 2013, 21:51
    Дети больше похожи на отца.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий сама по себе 11 января 2013, 00:43
    А мне кажется дочь на мать похожа .Это Софья Крамская.
    сама по себе # ответила на комментарий Алина Алексеева 11 января 2013, 20:08
    Мне кажется, глазами похожа на отца.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий сама по себе 11 января 2013, 20:29
    Присмотрелась.Да,есть сходство с отцом.Дочь тоже стала художницей,но была репресирована и помыкалась по лагерям.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий сама по себе 10 января 2013, 21:39
    Жена Софья Крамская.
    Марина Гранеро # ответила на комментарий сама по себе 10 января 2013, 22:22
    Теперь мне понятно, почему я так ненавижу и картину и образ. Энергии черной очень много в ней и она очень чувствуется. Никогда бы не взяла ее в свой дом. Даже если бы мне заплатили ее стоимость, только чтобы у меня висела, Ни за что! И согласна с Вами, что она хотела в Третьяковку. Как Матрёна с суконным рылом в калашный ряд вылезла, так и портрет унаследовал характер модели и вел себя под стать ей.
    Марина Ветцо # написала комментарий 10 января 2013, 20:48
    Версия о Матрене Саввишни где-то близко,но что гадать?А портрет такой живой и мой любимый!Спасибо,Алина!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Марина Ветцо 10 января 2013, 20:56
    Очень интересный портрет.Как о нём пишут:
    "Крамской увлечен чувственной, почти дразнящей красотой своей героини, ее нежной смуглой кожей, ее бархатными ресницами, чуть надменным прищуром карих глаз, ее величественной осанкой. Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом, проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Ее наряд — шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность".Одним словом -красавица.
    Марис Гаркушин # написал комментарий 10 января 2013, 20:56
    Сонька - Золотая Ручка !.. ( шутка )
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Марис Гаркушин 10 января 2013, 21:05
    Слишком многих вдохновлял образ этой красавицы.
    И каждый вечер, в час назначенный
    (Иль это только снится мне?),
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.

    И медленно, пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна,
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна.

    И веют древними поверьями
    Ее упругие шелка,
    И шляпа с траурными перьями,
    И в кольцах узкая рука.
    А.Блок "Незнакомка".
    Татьяна мм # ответила на комментарий Алина Алексеева 10 января 2013, 22:34
    С детсства помню эту картину, у бабушки в комнате висела репродукция, и каждый раз, когда я спрашивала у бабушки "Кто эта дама?" мне читали это стихотворение Блока. Поэтому, детское восприятие сильное, это незнакомка, и пахнет духами и туманами. А взгляд ее мне никогда не нравился. Кстати, у Блока, мне кажется, описание более "тонкой" и даже "утонченной" дамы.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Татьяна мм 11 января 2013, 00:07
    Стихотворение Блока совсем о другой женщине.Судя по стихотворению одинокой и грустной,ведь поэт отмечает траурные перья.Возможно у неё было личное горе и она ни с кем не общалась,привлекая внимание своей красотой.
    А взгляд Неизвестной оценивающий и немного пренебрежительный,но к сожалению мы не знаем на кого она так смотрит.
    Татьяна мм # ответила на комментарий Алина Алексеева 11 января 2013, 01:55
    Да, но вот такое у меня восприятие, Блок и незнакомка Крамского, кстати, в учебнике литературы к стихам Блока была эта иллюстрация. Высокомерный взгляд не очень привлекателен для положительного восприятия, для меня во всяком случае, может потому, что "гордыня" входит в один из семи грехов...В любом случае картина замечательна и тем и интересна, что взгляд такой у дамы. И даже, моя фантазия склонила меня думать, что это прототип Матрёны Саввишны.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Татьяна мм 11 января 2013, 02:28
    Это верно.Кому нравится,если на тебя смотрят пренебрежительно.Но если это портрет Матрёны Саввишны,то так и должно быть.Мы не можем её осуждать за её взгляд,хотя он нам и не нравится.
    Ольга Колесник # написала комментарий 10 января 2013, 21:49
    Сдетства люблю эту картину у Крамского. . Моя сестра рисовала очень прилично. Как - то она рисовала копию с Незнакомки акварелью, вот я и смотрела, как она рисует. Очень мне нравилась эта красавица. Я тоже склоняюсь к Матрёне Саввишне, как прототипу, но, возможно, и что - то добавлено от дам высшего света.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Ольга Колесник 10 января 2013, 23:48
    А интересно сохранились акварели твоей сестры?Эта картина знакома всем,потому,что репродукции висели во многих домах.Нам никто не мог объяснить,кто это, потому что никто не знал.Теперь эти иллюстрации можно встретить везде,как реклама разных продуктов.Мне так понравился образ Мотрёны Саввишны.Не пришлась ко двору и отослали обратно в деревню,таким жестоким был высший свет.
    Марина Гранеро # написала комментарий 10 января 2013, 22:14
    Я раньше не слышала ни об одной их этих версий, но этот образ всегда был мне резко антипатичен. Никакого аристократизма я тут не вижу. С первого взгляда совершенно ясно, что это простолюдинка, вылезшая из грязи в князи и поэтому всем своим видом декларирует спесь и смотрит столь презрительно и зло на всех, кто на самом деле выше ее по уму, красоте, статусу. В глубине души она презирает себя из прошлой жизни. И ни одно другое имя кроме как Матрёна Саввишна к ней просто не лепится. Кухарка явственно в ней сквозит. Думаю, Крамской написал этот портрет, чтобы через взгляд "неизвестной" выразить свое истинное отношение к миру, к людям, к жизни. "Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей". Но есть презрение аристократическое, более тонкое, а есть плебейское. Здесь с картины плебс так и прет. Моя бабушка всегда называла эту тетку вороной в павлиньих перьях. Потому Крамской и не признался, кто она. Видимо, Матрёну, он взял за основу, но вложил в нее частичку своей личности, поэтому и написал одежду столь красивой.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Марина Гранеро 10 января 2013, 23:55
    Интересное у вас отношение к незнакомке,я думаю очень уж критическое.Она у меня не вызывает антипатии,хотя и смотрит на всех особым взглядом,как бы оценивающим.А то,что художник хотел выразить видимо запечатлел в этих прищуренных глазах и особенном взгляде.Как рассуждают искусствоведы"Ее наряд — шляпа “Франциск”, отделанная изящными легкими перьями, “шведские” перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто “Скобелев”, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества." Так что возможно вы и правы о её социальной принадлежности.
    Марина Гранеро # ответила на комментарий Алина Алексеева 11 января 2013, 12:44
    Интеллигентно Вы ответили мне. Я допускала, что будут гневные нападки. Но я написала то, что думаю, иначе зачем вообще делиться мнениями.Может быть дело в том, что я не понимаю прелести женщин на классических портретах художников XIXвека и более ранних. Все они сливаются у меня в один образ: круглое лицо, расплывчатые (на мой взгляд) черты лица, взгляд томный и надменный. Я так и не знаю, то ли действительно тогда был совсем другой тип внешности у женщин, а следовательно и эталоны красоты, то ли это просто манера письма, господствовавшая в классической живописи. Думаю первое. Ведь на иконах то и у женщин, и у мужчин нормальные лица. А портреты живых людей писали с натуры, надо было, чтобы он понравился заказчице. А мода тогда была на такие лица. Все женщины стремились выглядеть так, вот и объяснение. Все эти "красавицы" прошлых веков для меня как одним мирром мазаны. Не понимаю я этой красоты и никогда не пойму. Но должна признаться, что не очень интересуюсь живописью, не могу сказать, что хорошо разбираюсь в ней, поэтому и мнение мое чисто субъективное. А в отношении к незнакомке у меня примешивается еще и отношение к Матрёне.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Марина Гранеро 11 января 2013, 14:25
    Марина,вы тоже дипломатично ответили.Дело в том,что я уважаю любое мнение.Стараюсь понять,почему человек так думает,иногда меняю своё.Чем интересно.Что мы здесь дилетанты,никто не выделяется своей заумностью,поэтому и интересно.У вас сложилось такое мнение о женщинах,думаю потому,что вы мало видели портретов по настоящему талантливых художников.Если вы присоединитесь к нашей небольшой группе,то выиграем мы все.Потому,что я считаю,что у каждого должно быть своё мнение.Я тоже не могу сказать,что хорошо разбираюсь в живописи,но я учусь и мне это интересно.
    Марина Гранеро # ответила на комментарий Алина Алексеева 11 января 2013, 20:24
    Вы не представляете сколько у нас дома литературы по изобразительному искусству. И какие! Но я и половины из них не прочитала, а что и прочитала, то уже и забыла. Я понимаю, что любое знание развивает и обогащает, но у каждого человека есть природные склонности. И конечно, он в первую очередь совершенствуется в этом направлении, тем более, если и его профессиональная деятельность лежит в этой плоскости.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Марина Гранеро 11 января 2013, 21:10
    Вы правы.Это нужно любить,тогда и интерес будет и время найдёте книги полистать.И потом ,для этого нужно много свободного времени.Только сейчас оно у меня появилась,поэтому удовлетворяю свою юношескую мечту,путешествую,смотрю оригиналы произведений,сравниваю.Это интересно.
    Марина Гранеро # ответила на комментарий Алина Алексеева 12 января 2013, 00:37
    А по какому принципу Вы выбираете картины и художников, о которых пишете? А то у меня идея появилась.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Марина Гранеро 12 января 2013, 14:04
    Марина,у меня нет принципа.Так что всё экспромтом.Давай твою идею.
    Maрина Малинина 01"14 # написала комментарий 10 января 2013, 22:38
    Скорее здесь принадлежность не к "свету", а к "полусвету". У "урождённых" не могло быть такого взгляда. Здесь дама самоутверждается.
    Сколько картонных"Незнакомок" висели в квартирах и домах культуры по всему SSSR. Где авторские Крамского?((
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Maрина Малинина 01"14 10 января 2013, 23:58
    Скорее всего так и было,она была из новой плеяды богатых,видимо не по родству и происхождению,а по богатству и значимости в обществе тех,к кругу которых принадлежала.Она ощущала свою значимость,иначе не было бы этого взгляда.
    Александр Иванов # написал комментарий 10 января 2013, 22:49
    Алина, Вы взяли один из замых привлекательных и загадочных портретов, созданных Крамским.
    По поводу версий, кто мог быть прототипом портрета, я я вот что думаю. В неизвестной, как мне кажется, больше проступает восточная красота: глаза, брови, волосы. Поэтому я склоняюсь, что этобыла изображена грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, или кто -то другой с восточной кровью. Если ее одеть в другое, например грузинское платье, то вполне можно было бы назвать ее царицей тамарой.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Иванов 11 января 2013, 00:03
    Видимо так и появилась версия с грузинской принцессой из -за портретного сходства с восточным типом женщин.Но,если присмотреться поближе,то сходство очень незначительное.Скорее всего-это собирательный образ.Современники сразу бы вычислили в окружении художника эту женщину,если бы она существовала.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Алина Алексеева 11 января 2013, 00:24
    Да действительно загадочная неизвестная так и останется неизвестной, и вряд ли кто разгадает ее тайну.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Иванов 11 января 2013, 00:45
    В этом и привлекательность картины.Думаю художнику это было на руку,хранить тайну неизвестной.
    Марина Гранеро # ответила на комментарий Александр Иванов 11 января 2013, 12:58
    Я думаю, что эта интрига специально задумана художником, чтобы добваить пиара и себе, и картине. Напиши он: портрет такой-то, и меньше интереса вызывал бы этот портрет. Загадка - очень мощное средство для привлечения и удержания внимания людей. Это нам кажется, что все рекламные трюки изобретены только в наше время. Нет. Намного раньше люди овладели ими. Когда я прочитала "Монт Ориоль" Мопассана, то поняла, что книга лучше всякого учебника раскрывает принципы воздействия в нужном направлении на клиентов и потенциальных потребителей.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Марина Гранеро 11 января 2013, 13:37
    Но мне почему-то кажется, что Крамской не был склонен к дешевому пиару, чтобы набить себе цену. Конечно, я не глубокий знаток творчества и биографии Крамского (хотя можно посмотреть), но у него есть картина "Христос в пустыне", которая говорит и о самом художнике и о его внутреннем мире.
    Жанна # написала комментарий 11 января 2013, 03:52
    Спасибо, Алина.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Жанна 11 января 2013, 14:32
    Какой вариант,по вашему, более правдоподобен?
    Жанна # ответила на комментарий Алина Алексеева 11 января 2013, 16:28
    На мой взгляд на картине Матрена. По мне, так она не похожа ни на Марию Ярошенко, ни на Екатерину Долгорукую, ни на Варвару Туркестанишвили. У нас была эта картина, с рождения ее помню. В 80-х пропала при переезде из Магадана на Украину. Родители, помню, недоумевали, куда она делась. Отвлеклась немного. И по сути..., "из-за красоты жены", - не понимаю, не нахожу красоты. Картина, работа, - да! А женщина ? Ну, не мой вкус значит...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Жанна 11 января 2013, 16:44
    В некотором смысле вы правы,что она ни на кого не похожа.Хотя есть некоторое сходство с женой Ярошенко.Но я бы тоже не сказала,что она красавица.Как по мне вся привлекательность этой женщины в её взгляде.Этот взгляд сразу привлекает,при первом впечатлении от картины.Она может нравится или нет,но уж точно какие-то эмоции вызывает.
    Жанна # ответила на комментарий Алина Алексеева 11 января 2013, 17:42
    Это заслуга художника.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Жанна 11 января 2013, 20:04
    Потому эта картина популярна Она вызывает определённые эмоции.Конечно заслуга художника.
    Алексей Потроваев # написал комментарий 11 января 2013, 07:49
    Это Вдохновение...Спасибо..))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Алексей Потроваев 11 января 2013, 14:31
    Вдохновение и особенное понимание образа.Видимо это взгляд художника на окружающий мир.
    Елена Валеева # написала комментарий 11 января 2013, 11:30
    Незнакомка хороша!
    Я даже слышала версию, что и этот портрет, и "Анна Каренина" Толстого были созданы с одной из дочерей Пушкина...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Валеева 11 января 2013, 14:35
    По поводу Анны Карениной и дочери Пушкина,я тоже где-то читала.А вот портрет незнакомки,это вопрос.Это Мария Пушкина.File:Мария Александровна Пушкина.png
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Валеева 11 января 2013, 14:37
    Наталья Пушкина.
    Михаил Падалко # написал комментарий 11 января 2013, 20:07
    эталон красоты меняется с годами и на сегодняшний день женщина с чертами незнакомки не такое бы производила впечатление как на своих современников.На роль незнакомки для меня больше подошла бы Ек. Долгорукая, в ее образе больше и загадочности .и ума, и шарма.и обаяния.Понимаю Александра второго.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Михаил Падалко 11 января 2013, 21:05
    Михаил,вы выбрали среди претенденток самую симпатичную,но внешне она никак не подходит.Хотя,как любовница Это новая семья Александра второго.Здесь она уже степенная дама.
    Хотя была красавицей.
    Люда Сакаледа # ответила на комментарий Алина Алексеева 12 января 2013, 17:50
    Не согласна!!
    Совершено не тот тип!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Люда Сакаледа 12 января 2013, 22:43
    Мы говорим о красоте.Сходства с картиной почти нет.
    Люда Сакаледа # ответила на комментарий Алина Алексеева 12 января 2013, 23:23
    Почему нет?
    А Ярошенко ?! Его "Курсистку" вспомните - что-то есть общее..
    Люда Сакаледа # ответила на комментарий Алина Алексеева 12 января 2013, 23:33
    Почему нет? - А Ярошенко ?! - тот же надменный взгляд, густота смоляных волос, если присмотреться , прислушаться к своему восприятию , то прочувствуете и одинаковый характер... Ну , погуще сделал ресницы, да и девушка более юная изображена - Ярошенко тоже , наверное , не так в юности выглядела. Кстати , помните "Курсистку " Ярошенко
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Люда Сакаледа 12 января 2013, 23:54
    Есть что-то общее,но совсем немного.Ярошенко был близким другом Крамского.Просмотрела мельком его картины,сейчас вернусь и рассмотрю Курсистку.
    File:Nikolaj Alexandrowitsch Jaroschenko - Girl student.jpg
    А вообще то интересная версия.
    Люда Сакаледа # написала комментарий 12 января 2013, 17:48
    Мне очень нравится , что Вы пересматриваете глубоко "заезженные" картины, которые уже стали народным лубком, даёте им второе дыхание , оживляете их , стирая с них следы наших многомиллионных, за столь долгое время , взглядов.Будто заново увидели эти , действительно , шедевры.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Люда Сакаледа 12 января 2013, 22:40
    Аида.Это ведь лучшее,чем мы обладаем.Я не выбираю специально картины.Иногда меня просят рассказать о каком-нибудь полотне или художнике.Очень рада,что вам по душе.Тогда обсуждение получается интересным,иногда меняешь и свой собственный взгляд на вещи.Я сама получаю удовольствие от своих исследований.
    Люда Сакаледа # написала комментарий 12 января 2013, 18:01
    Лиьо Ярошенко , либо Бестужева....
    Остальные совершенно не похожи даже не внешне - характер на лице выписан не тот...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Люда Сакаледа 12 января 2013, 22:41
    Видимо художник взял отдельные черты знакомых ему женщин.Так его бы давно уже разгадали,если бы кто-то был очень похож.
    Люда Сакаледа # ответила на комментарий Алина Алексеева 12 января 2013, 23:33
    Ну, конечно - что мы за эксперты доморощенные!
    Я читала ,что были случаи привлечения судмедэкспертов к опознанию лиц на портретах. Что-что, а пропорции лиц хорошие художники никогда не нарушают!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Люда Сакаледа 12 января 2013, 23:58
    Конечно доморощенные.Но зато интересно нам было послушать различные мнения, сравнить,присмотреться пристальнее к картине.Не так уже и важно откроем ли мы истину,интересен сам процесс обсуждения.
    Люда Сакаледа # ответила на комментарий Алина Алексеева 13 января 2013, 00:12
    О! Вот с этим я согласна!
    "Вы оцените красоту игры !" !!!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Люда Сакаледа 13 января 2013, 00:58
    Всё верно,Аида.После таких дружеских споров ты всё запомнишь об этой картине и при случае расскажешь своим друзьям.
    Люда Сакаледа # написала комментарий 13 января 2013, 00:20
    Сравниваю портрет Марии Павловны Ярошенко и незнакомки... Чтож,губы - один к одному, нос. у Ярошенко ,похоже, подлинней, хотя...
    А вот глаза ... У незнакомки , точно , базедова болезнь - глаза слегка навыкате - будут потом проблемы , а у Ярошенко , вроде , в этом плане всё в порядке, хотя на портрете она старше, явно... Послушайте , я сейчас открыла страницу картин Ярошенко -как же он любил свою жену: почти на всех картинах её лицо и , как бы ещё не дочки!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Люда Сакаледа 13 января 2013, 01:17
    Он был особенный человек.Так тепло о нём вспоминают художники.«Человек крупный», «незаурядный», «благородный», «честнейший», «художник-мыслитель», «блестящий собеседник», «художник-интеллигент», — таким рисуют облик Николая Александровича Ярошенко те, кому довелось знать его лично.Его даже Ленин ценил.
    Да,он много писал свою жену.У него около ста портретов.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Дубровин 13 января 2013, 01:49
    Очень объективное мнение.Особенно мне нравится фраза-Воображение, на земной основе...
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Дубровин 13 января 2013, 12:39
    Всё справедливо.Как для меня ценность этой картины во взгляде женщины.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Дубровин 13 января 2013, 17:21
    Соглашаться не обязательно,так интереснее.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Ольга Алферова # написала комментарий 16 января 2013, 07:57
    Спасибо, интересно! Да, в портрете сквозит романтическая тайна...Роковая дама, блеснувшая в жизни Бестужева, осталась без его нежной заботы и умерла...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Ольга Алферова 16 января 2013, 14:51
    Обычно выходцев из низов ждала не совсем обычная судьба,даже если в один момент им жизнь преподнесла подарок.Многие художники, артисты,(театр Шереметьева)выходцы из крепостных становились ещё более несчастными,чем прежде.Если мы говорим о Матрёне Саввишне.
    татьяна коцюба # написал комментарий 15 марта 2013, 12:20
    Очень красивая!Мне всегда она нравилась!Очень интересно и познавательно,впрочем,как всегда!!!Алина,на высоте!!!!!СПАСИБО!!!!!!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий татьяна коцюба 15 марта 2013, 16:07
    Рада,что вам понравилось.
    Александр Беликов Против рейтинга # написал комментарий 2 октября 2014, 21:48
    Алина, где-то читал версию, что это дочь еврейского банкира. Отсюда и смуглость, и выразительные тёмные глаза.
    Аристократки не напускали на себя высокомерный самодовольный вид. В их среде ценилась естественность.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 1007 записей в блогах и 8948 комментариев.
    Зарегистрировалось 66 новых макспаркеров. Теперь нас 5019637.