Знаменитый КАПРИЧОС. Гойа.

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Алина Алексеева написалa
    17 оценок, 10949 просмотров Обсудить (138)

     Серия  "Капричос" стала одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и пребывает в центре внимания исследователей уже 200 лет. Посвященные ей исследования насчитывают тысячи страниц.

            Во второй половине 80х гг. Гойя был уже признанным мастером. Он стал заместителем директора отделения живописи мадридской Королевской академии Сан Фернандо (академии искусств), художественным руководителем Королевской шпалерной мануфактуры. В 1789 г. он получил звание придворного художника.

           Однако блестящая карьера длилась недолго. В 1792 г. Гойю начали мучить сильнейшие головные боли, зрение у него ослабло, и он полностью оглох. С 90х гг. начался новый этап его творчества. Весёлый и жизнерадостный живописец остался в прошлом, а его место занял страдающий, замкнувшийся в себе и в то же время зорко видящий чужое горе мастер

    .                   Графическая серия «Капричос» (wen. «фантазия», «игра воображения») из 80 офортов была создана в 1797— 1798 гг. В ней Гойя, используя образы испанских народных пословиц, басен, поговорок, высмеивал людские суеверия и пороки — трусость, лицемерие, притворство, жестокость и т. п.

          В сущности, он разоблачал весь традиционный порядок и уклад жизни старой Испании. В его офортах реальное сплетается с фантастическим, гротеск переходит в карикатуру. Каждый лист серии представляет собой законченное произведение, состоящее из рисунка и авторского комментария к нему.

                     Как говорят исследователи, последние два года работы над ней Гойя практически доламывал себя, болезнь очень сильно прогрессировала – его постоянно мучили сильные головные боли. Физические и психические травмы заставляли сильно напрягаться.

                  Но 19 февраля 1799 года серия была выпущена. А спустя четыре дня (за это время было продано всего 27 экземпляров из 240) по решению инквизиции она изымается из продажи. Мы знаем об инквизиции по книгам и фильмам. Гойя жил в это время. И, конечно же, он не мог откровенно показать то, что хотелось. Мы можем лишь об этом догадываться по некоторым штрихам. 

                Гойя был вынужден прийти к королю Карлу IV извиниться за то, что позволил себе выпустить такую серию. И в качестве жеста примирения он передает ему собрание из 499 репродукций своих произведений, в том числе 80 типографских пластин, а также все непроданные экземпляры вместе с рукописными страницами. С этого момента при жизни Гойи ни одна из его серий, созданных впоследствии, не увидела свет. 

                Слово Capriccio имеет два значения. В первом варианте это «взбалмошная коза», другой перевод звучит как «взъерошенные волосы». В итоге если соединить все вместе и сказать русским языком, то получится примерно следующее: от увиденного волосы встанут дыбом.

    Серия начинается Автопортретом Гойи.

    «Франсиско Гойя и Лусьентес, художник»

    Сон разума рождает чудовищ»

    Самым известным листом «Капричос» является офорт «Сон разума порождает чудовищ».               В его герое мы можем узнать самого художника, опустившего лицо на стол с разбросанными листами бумаги.

    Уснул ли он? Изнемог ли в борьбе с ужасами жизни?

       Летучие мыши и совы подстерегли момент физической и духовной слабости и слетаются на свой ужасный пир.

    "Они говорят "да" и протягивают руку первому встречному .


    Легкость с которой многие женщины соглашаются на брак, 
    объясняется надеждой жить в нем более свободно, чем раньше."

    "Бука идет!"
    Пагубная ошибка в начальном воспитании: у ребенка вызывают страх перед несуществующим и заставляют его бояться буки больше чем отца.

    "Маменькин сынок"

    Небрежное воспитание, потворство и баловство делают детей капризными, упрямыми, заносчивыми, жадными, ленивыми и несносными. Вырастая, они становятся недорослями. Таков и этот маменькин сынок.

    "Один другого стоит"

    Немало было споров о том, кто хуже: мужчины или женщины. Пороки тех и других происходят от дурного воспитания. Распутство мужчин влечет за собой разврат женщин.             Барышня на этой картинке так же безрассудна, как и щеголь, беседующий с ней, а что до двух гнусных старух, то они друг друга стоят.


    "Никто никого не знает"
    Свет - тот же маскарад. Лицо, одежда и голос - все в нем притворно. Все хотят казаться не тем, что они есть на самом деле. Все обманывают друг друга, и никого не узнаешь.

    "Он даже и так не разглядит ее"


    А как же ему распознать ее? Чтобы узнать ее как следует, мало лорнета. Нужен здравый смысл и жизненный опыт, а этого-то и не достает нашему бедняжке.

    "Ее похитили!"
                Женщина которая не умеет себя соблюсти, оказывается во власти первого встречного. А когда уже ничего не поделаешь, удивляется, что ее похитили.
     (423x650, 61Kb)


    "Тантал"
    Если бы он был более учтив и менее назойлив, она, быть может, ожила бы.

     (414x650, 75Kb)


    "Любовь и смерть"
    Вот любовник в духе Кальдерона: не сумев посмеяться над соперником, он умирает в объятиях возлюбленной и теряет ее из-за собственного безрассудства. Не следует слишком часто обнажать шпагу.

     (386x650, 67Kb)


    "Охота за зубами"
    Зубы повешенного - чудодейственное средство для всякого колдовства. Без них ничего толкового не сделаешь. Жаль, что простонародье верит этим бессмыслицам.

    "Горячо"
    Они так торопятся проглотить, что глотают кипящее. В удовольствиях тоже необходимы умеренность и воздержание.


    "Какая жертва!"
    Как водится, жених не из самых привлекательных, но он богат, и ценою свободы несчастной девушки нищая семья покупает благополучие. Такова жизнь

    "Бог простит. Это была ее мать"

    Барышня покинула дом ребенком. Она училась ремеслу в Кадиксе и приехала в Мадрид, где ей повезло. Она отправляется в Прадо, и там грязная и дряхлая старуха просит у ней милостыню.

         Она прогоняет ее, старуха пристает. Щеголиха оборачивается и видит - подумать только! - что нищенка ее мать.


    "А у него горит дом"
    Пока пожарные насосы не освежат его, ему никак не удается снять штаны и прервать беседу со светильником. Такова сила вина.


    "Все погибнут"
    Удивительно! Опыт погибших не идет в прок тем, кто стоит на краю гибели. Ничего тут не поделаешь. Все погибнут.

    "Вот они и ощипаны"


    Раз их уже ощипали, пусть убираются, другие придут на их место

    "Как ее ощипывают!"


    И на цыпочек находятся коршуны, которые обдерут их до перышка 

    Недаром говорят: как аукнется, так и откликнется.


    "Ведь он разбил кувшин. Кто из них хуже?"

    "Кто более предан?"
    Ни тот, ни другой. Он - вертопрах в любовных делах, который всем женщинам говорит одно и тоже, а она занята мыслями о том, как ей разделаться с пятью свиданиями, которые она назначила от восьми до девяти, а сейчас уже половина восьмого.

    "Зачем их прятать?"
                Ответ очень прост: потому что он не хочет их тратить, а не тратит их потому, что, хотя ему уже исполнилось 80 лет и жить осталось не больше месяца, он все еще боится, что ему не хватит денег на жизнь. Столь обманчивы расчеты скупости.

    "Графу Палатинскому"

    Во всех науках есть шарлатаны, которые все знают, ничему не учившись

    "От какой болезни он умрет?"

    Врач отменный, способный к размышлению , сосредоточенный, неторопливый, серьезный. Чего же еще желать?

    "Многое можно сосать"

    Человек словно для того и рождается и живет на свете, чтобы из него тянули соки

    Доносчики.

    Из всех видов нечисти наушники - самые противные и в то же время самые несведущие в колдовском искусстве.

    Сурки
                Тот, кто ничего не слышит, и ничего не знает, и ничего не делает, 
    принадлежит к огромному семейству сурков, которые ни на что не годятся.

    "Чего не сделает портной!"

           Нередко приходится видеть, как смешной урод вдруг преображается в надутое ничтожество, пустое, но весьма представительное на вид! Поистине велико могущество ловкого портного и столь же велика глупость тех, кто судит по внешности.

    " Верх и вниз"

                  Фортуна очень плохо обращается с теми, кто с нею угодлив. 
    Тому, кто с таким трудом взбирается наверх, она дает дым, а потом в наказание сбрасывает вниз.

    "Невероятно!"
    Две ведьмы крепко повздорили, которая из них сильнее в бесовском деле. Трудно поверить, что Косматая и Кудлатая способны на такую потасовку. Дружба - дочь добродетели: злодеи могут быть только сообщниками, но не друзьями.

    "Тебе не уйти!"
    Конечно, не уйдет та, которая сама хочет быть пойманной.

    Лучше бездельничать"
    Если тому, кто больше трудится, достается меньше благ, то, право, лучше бездельничать.

    "Неужели никто нас не развяжет?"
    Что это? Мужчина и женщина, связанные веревками, изо всех сил стараются освободиться и кричат, чтобы их скорее развязали? Если я не ошибаюсь, это жертвы насильственного супружества.

    "Поняли? Чтоб все было по-моему, слышите? А не то..."
                Этот болван воображает, что раз он носит кокарду и жезл, то он от природы выше других, и злоупотребляет доверенной ему властью, чтобы досаждать всем кто имеет с ним дело.

         Тщеславный, спесивый, наглый с теми, кто ниже его по положению, он гнет спину и пресмыкается перед теми, кто его сильнее.

    "Друг дружку"

          Такова жизнь. Люди издеваются один над другим и мучают друг друга, словно разыгрывают бой быков. 
    Тот, кто вчера был на месте быка, сегодня – тореро. 
    Фортуна правит фиестой и распределяет роли по своей прихоти.

       Поражает в «Капричос» - отчаянная смелость художника. Гойя зло и саркастически высмеял Испанию: пороки простых людей, лицемерие дворянства, придворные круги, правящую чету, церковь, инквизицию    .

     Смелость Гойи граничила бы с безумием, если бы он не понимал, что его художественные приемы слишком новы, чтобы правильно быть понятыми всеми.                И главное, рассказав о своей несчастной любви и о своей несчастливой Родине, Гойя поднялся на более высокий уровень восприятия мира. В «Капричос» впервые в европейском искусстве было сказано о беззащитности человека в его отношении к судьбе.

         Никогда художник не был так пессимистичен, никогда так остро не ощущал себя беспомощной игрушкой темных сил мироздания, как Гойя в «Капричос».

    Источники:

    http://blog.i.ua/community/1952/641737/

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BE%D1%81

    http://artel-art.livejournal.com/856314.html

    http://www.goia.ru/content/view/511/33/

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 138 комментариев , вы можете свернуть их
    11 11 # написала комментарий 30 августа 2013, 21:19
    Очень интересные рисунки и комментарии. Спасибо, Алина!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий 11 11 30 августа 2013, 21:36
    Эти рисунки, на первый взгляд отталкивающие, несут большую моральную нагрузку.Только сейчас оценила их по достоинству.Их всех 80,но это слишком много для одной статьи.Выбрала самые актуальные.Содержание какой картинки ты запомнила?
    11 11 # ответила на комментарий Алина Алексеева 30 августа 2013, 21:39
    Согласна.
    Нет, все конечно не запомню. Но представление уже есть.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий 11 11 30 августа 2013, 21:44
    Это может не нравится на первый взгляд,но если присмотреться,то человеческие пороки наверное так и должны выглядеть - отталкивающе.
    11 11 # ответила на комментарий Алина Алексеева 30 августа 2013, 21:45
    Мне нравятся. Причём, они оцениваются не по исполнению, а по содержанию.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий 11 11 30 августа 2013, 21:47
    А я как-то раньше их смотрела выборочно,без объяснения и мало что могла понять.Теперь изменила мнение.
    11 11 # ответила на комментарий Алина Алексеева 30 августа 2013, 21:50
    А только сейчас увидела.) Может только 1-2 видала раньше. Не помню.)
    Алина Алексеева # ответила на комментарий 11 11 30 августа 2013, 21:57
    Растём.Знакомимся с классикой живописи.
    11 11 # ответила на комментарий Василий Кетцалькоатль 31 августа 2013, 21:07
    Спасибо, Василий!
    Елена Урецкая # написала комментарий 30 августа 2013, 22:22
    Вот, дождалась я, наконец, свои любимые Капричос. Самое замечательное, что написал Гойя. Может, пару портретов еще. Капричос - гениальны. Нет там никакого пессимизма. Есть мудрость, есть понимание тщеты и суеты этого мира. И есть усталость. Его усталость от жизни. Наверное, для него наступило время "собирать камни".
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Урецкая 30 августа 2013, 22:35
    А я только собиралась тебя пригласить.Знаю,что ты любишь Гойа и его Капричос.Сама раньше к нему не присматривалась особо,может из-за отталкивающих картинок.Но ,прочитав все пояснения пришла к выводу,что пороки,которые он высмеивает,существуют и сейчас.У него было особенное видение мира,связанное с его психическим состоянием.
    Елена Урецкая # ответила на комментарий Алина Алексеева 30 августа 2013, 22:57
    Эти пороки существовали и будут существовать всегда. Просто наступает момент, когда начинаешь понимать. что главное в жизни, а что, просто суета. Зёрна от плевел... Если учесть, какую жизнь он прожил, возможно Капричос для него - попытка переоценки ценностей. И возможность стать свободнее. Свободнее от мишуры, условностей, лицемерия. Наверняка, он понимал, что умирает. Отсюда и отчаянная смелость - ему уже нечего было терять.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Урецкая 30 августа 2013, 23:12
    Читала об этом периоде его жизни.Сложно понять человека в таком психическом состоянии,но с дугой стороны всё взаимосвязано.Не было бы этих картин,если он был как прежде.В связи с потерей слуха он начал острее чувствовать окружающий мир.Отсюда и такие необычные образы.
    Елена Урецкая # ответила на комментарий Алина Алексеева 30 августа 2013, 23:21
    Не было бы, конечно. Придворный художник, тщеславный карьерист, нечистоплотен в отношениях с женщинами. Он полностью принимал " условия игры" своего времени. И только, когда теряешь главное, начинаешь понимать, что все остальное, по большому счету, не имеет никакой ценности.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Урецкая 30 августа 2013, 23:37
    Наверное перед смертью все делают переоценку своей жизни.Возможно он хотел отвлечься от своего состояния,его в этот период мучили страшные головные боли.
    Он говорил:«Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».
    Елена Урецкая # ответила на комментарий Алина Алексеева 30 августа 2013, 23:47
    Сон разума порождает чудовищ - одна из моих любимых фраз. И как часто ее хочется сказать.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Урецкая 30 августа 2013, 23:55
    .Эта его работа,видимо и есть разгадка его психического состояния.
    Елена Урецкая # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 00:07
    Да сложно всё это. Психическое состояние человека иногда обостряет чувства и приводит мозг в порядок. Еще неизвестно. кто более нормален - нормальные или люди пограничного состояния.)
    И что такое вообще- нормальность.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Урецкая 31 августа 2013, 00:25
    Сложную мы затронули тему.Объяснить эти работы очень трудно.Гойя не только «показывает « но и «рассказывает». Мне понравилось,что он сделал надписи внизу картинок,Так проще понять суть его мыслей.
    Елена Урецкая # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 00:55
    Да, и в его время далеко не все поняли бы смысл этих картин. Потому и подписывал, что хотел быть пОнятым.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Урецкая 31 августа 2013, 11:26
    Одна из последних его картин,написанная перед смертью.Тоже очень мрачная.Это Молочница из Бордо.File:Goya MilkMaid.jpg
    Интересна история этой картины.
    "Хотя «Молочница из Бордо» широко признана художественными критиками и публикой, у некоторых историков искусства есть сомнения в авторстве Гойи. Если картина всё-таки принадлежит кисти Гойи, то вероятнее всего на ней изображена Розарио, дочь Леокардии Вайсс (Leocadia Weiss). Леокардия была дальней родственницей художника и его горничной в Бордо, куда он уехал, опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании. Возможно эта картина является портретом молочницы верхом на осле, который оказался за пределами композиции. Тогда полотно относится к многочисленной серии произведений, в которых Гойя изображал уличных торговцев."
    Судя по колориту последней картины,тёмные мысли его больше уже не покидали.
    Елена Урецкая # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 12:11
    Ряд искусствоведов приписывают "Молочницу" кисти дочери Гойя - Росарио. И восхищаются ее "радостным и светлым настроением".
    Великая сила искусства - каждый видит, что хочет. )))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Урецкая 31 августа 2013, 13:03
    А краски какие тёмные и смешанные.Этот портрет выделяется среди его работ.
    Ещё очень очень интересное произведение Собака.
    Елена Урецкая # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 21:03
    Ой, его "Собаку" не могу смотреть. Психика не выдерживает.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Урецкая 31 августа 2013, 21:11
    Сильная картина Мы её как-то обсуждали.Сложно понять это море или пески,но я думаю,что она выберется.
    Елена Урецкая # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 21:35
    Это коллектор. Сточный канал. И не выберется она ни фига.
    Не могу смотреть.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Урецкая 31 августа 2013, 21:52
    А мне кажется,что выберется.Может это просто морская волна.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Василий Кетцалькоатль 31 августа 2013, 20:59
    Очень небольшие по размеру картинки.
    Иванова Елена # написала комментарий 31 августа 2013, 11:03
    Я видела эти картинки в юности и испытытала ужас и тоску...Пороки так и выглядят - мерзко. Потому всю жизнь стремилась обойти подобное стороной...Очень сильное впечатление. Спасибо, Алина!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Иванова Елена 31 августа 2013, 11:08
    А я присмотрелась только сейчас.Если бы увидела в юности,то точно было бы совсем другое восприятие.Только с опытом жизни мы глубже понимаем их мудрость.
    Lora Kroft # написала комментарий 31 августа 2013, 11:05
    Очень мощный и очень мудрый цикл! В сущности, это не Испания, это весь род человеческий. И те его пороки, которые неискоренимы, которые можно только смягчить, а не уничтожить. Всегда смотрю и думаю, какова же была его утомленность жизнью, если в самом ее конце (а он ведь понимал, что жизнь его сочтена!) он увидел именно это...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Lora Kroft 31 августа 2013, 11:18
    Ты права.Он собрал в своём цикле картинок все пороки.Особенно досталось женщинам,их хитрости и продажности.Более 20 из них посвящены именно этой теме.Хотя сам на старости лет познакомился С Леокадией Вейс и увёл её у мужа,она была намного моложе его,как и герцогиня Альба.Но всё же я думаю,что он написал эти картины потому,что в тот период он потерял слух,его мучили страшные головные боли и мир ему виделся в тёмных тонах.
    Lora Kroft # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 11:41
    Вот так физиология меняет восприятие мира!
    Наверное, он потому и изображал женщин в таком неприглядном свете, что очень хорошо их знал. И, что удивительно, судьба все время сводила его с замужними дамами, обманывающими мужей. Сам помогал обманывать... отсюда и опыт.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Lora Kroft 31 августа 2013, 11:48
    В этом плане он был ещё тот ветренник.С женой почти не жил.Она всё время рожала,из 5 детей выжил только один сын. Он жил всегда в богатых домах,в том числе и в доме герцогини Альба,при живом муже.Он знался в основносм с богатой буржуазией,писал портреты их жён и крутил романы.
    "В 1805 году Гойя устроил свадьбу своего 21-летнего сына Хавьера с Гумерсиндой Гойкоечеа, родственницой крупных финансистов. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие".
    Lora Kroft # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 11:52
    Да, я читала его биографию, помню все эти его приключения. Наверное, он и сам был этаким вместилищем пороков, которые изображал со знанием дела.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Lora Kroft 31 августа 2013, 12:10
    Не всё так просто.,а в его жизни так много всего намешано,отсюда и направления разные.Вот фраза,которая выражает суть его живописи.Мне понравилась.
    "Быть может все его картины – “причудливая исповедь, свидетельствующая об остром и ясном осознании трагедии человеческого бытия”…

    Ортега-и-Гассет
    Lora Kroft # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 12:26
    Хорошее определение. Гойя именно трагический художник, эта нота в его творчестве самая главная по моему.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Lora Kroft 31 августа 2013, 13:08
    Интересно он рисовал.
    Палитра его была очень простой: три, четыре краски – белая, черная, киноварь, желтая, охра. Часто он использовал сам грунт холста. Но в конце жизни он уже не занимался подготовкой холста, а писал на любой доске, не делая подрамника.

    Писал очень быстро... Молодость и сила его руки соответствовали силе его духа. Обдумывал образ и в мгновение ока смешивал краски и писал безошибочно. Научился этому у старых мастеров. При всем его уважении к своим современникам у них он этому научиться не мог.
    Ему нравилось частенько устраивать своего рода представления. Писал кистью руки, пальцем, шпателем."
    Lora Kroft # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 13:31
    Мне кажется, даже и в этом проявлялась стихийность его натуры, необузданность какая-то - чем было удобнее, тем и писал, не придерживаясь каких-то правил и канонов. Но силу и смелость изобразительности он брал, все-таки, у старых мастеров. В этом смешении старого и нового тоже причина воздействия его живописи на зрителей.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Lora Kroft 31 августа 2013, 13:43
    Этим его живопись и отличается.Он часто критиковал художников-реалистов.

    "Они всегда видят линии, а не предметы. Но где вы видели в природе линии? Я вижу лишь предметы, освещенные или спрятавшиеся; что-то выступает на передний план или отступает назад; что–то видится явным, что-то прячется в глубине. Взгляд мой никогда не видит ни линии, ни деталей. Я никогда не считаю, сколько волос в бороде прохожего и сколько пуговиц на его камзоле. Вот и моя кисть не должна видеть лучше меня. В отличие от природы эти наши простодушные учителя-“кандиды” видят лишь скопище деталей, а сами эти детали оказываются обманчивыми или условными. Избавим же молодых учеников от того, чтобы они долгие годы вычерчивали линии, рисовали миндалевидные глаза и вырисовывали рот наподобие арки или сердечка, а нос в виде преображенной семерки и овальные головы. Зачем, если им все укажет природа, лучший учитель рисунка."
    Lora Kroft # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 13:50
    Как точно объяснил природу собственного творчества! Там, где другие видели рисунок, он сразу же видел - образ.
    Василий Кетцалькоатль # ответил на комментарий Lora Kroft 31 августа 2013, 20:47
    Комментарий удален его автором
    Елена Валеева # написала комментарий 31 августа 2013, 11:26
    Видела много рисунков из этой серии, но далеко не все. Безумные и страшные порой, они содержат в себе много смысла.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Валеева 31 августа 2013, 11:53
    Видимо этот период его жизни был непростым.Его часто сопровождали болезни.Хотя после этой серии он прожил ещё 28 лет.Смелым был человеком,написать такую серию-это был моральный подвиг.
    Это рассказ о том, как идеология и суеверия убивают живую мысль, как сила темных веков не дает родиться новому, как жадные старики душат молодых. Это про испанскую инквизицию, про феодальные порядки Испании, про то что страна задыхается.
    Елена Валеева # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 12:00
    Да, это - большая смелость!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Елена Валеева 31 августа 2013, 12:12
    Несмотряна то ,что серия была конфискована церковью,ему всё же удалось выкрутиться,благодаря своим связям при дворе.
    elena nenasheva "13 # написала комментарий 31 августа 2013, 11:36
    Капричос для меня и сейчас загадка...Пыталась понять, как жили творческие люди, художники, в те времена, когда над обывателем господствовал страх инквизиции. Гойе тоже пришлось пройти через этот жернов... Возможно, именно так, в мерзких, отталкивающих образах, он боролся и со своим страхом...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий elena nenasheva "13 31 августа 2013, 12:03
    Эта серия очень обсуждаемая.Она на первый взгляд отталкивает своими страшными образами.Гойа понимал,что её примут неоднозначно и написал сопроводительное письмо.
    "Поскольку изображенные в этом произведении предметы по большей части существуют только в воображении, художник смеет надеяться на снисходительность людей понимающих: ведь он не подражал чужим образцам и не мог следовать натуре. И если удачное воспроизведение натуры столь же трудно, сколь достойно восхищения, то нельзя не отдать должного и тому, кто полностью отвлекся от натуры и зримо представил формы и положения, существовавшие доселе лишь в человеческом сознании, омраченном невежеством или разгоряченном необузданными страстями.

    Нет нужды предупреждать публику, не вовсе невежественную в искусстве, что ни в одной из композиций этой серии художник не имел в виду высмеять недостатки какого-либо отдельного лица. Воистину, таланту было бы слишком тесно в рамках такой задачи, и средства, которыми пользуются подражательные искусства для создания совершенных произведений, получили бы плохое применение"
    elena nenasheva "13 # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 12:22
    возможно, художник лукавил, подслащивая пилюлю, "что ни в одной из композиций этой серии художник не имел в виду высмеять недостатки какого-либо отдельного лица."
    Гойя хорошо ориентировался в светской жизни, ему было кого высмеивать...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий elena nenasheva "13 31 августа 2013, 13:18
    Конечно лукавил.Он прекрасно понимал,кого затрагивает Вовремя принял дипломаттические меры,использовав все свои знакомства.
    Есть в его творчестве гениальный автопортрет.Некоторые исследователи считат его лучшим.На меня он произвёл сильно евпечатление.
    File:Goya atendido por Arrieta.jpg
    Гойю лечит доктор Аррьета, 1820
    Алина Алексеева # ответила на комментарий elena nenasheva "13 31 августа 2013, 13:22
    Вот как о нём говорят исследователи.
    "Автопортрет с Арриетой, считает Гасьер, – это самое впечатляющее творение художника. Художник не мог видеть в зеркале черты своего лица, человека умирающего. Он вообразил это в той трагической обстановке и как бы увидел себя глазами врача. Картина (размером 1,17х0,80 м), получившая при жизни художника большую известность, была дважды копирована другом и помощником Гойи Хулио “Рыбачком”. По суровости красок напоминает работы Тициана. В противоположность картине “Поцелуй Иуды” здесь друг не предает, а спасает. Гальего считает, что эта картина не имеет никаких аналогов в истории мировой живописи"

    Сколько страданий на лице.Он писал её по памяти.
    elena nenasheva "13 # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 13:44
    Портрет впечатляет...Мне хотелось бы сказать о докторе Аррьете - кажется, он уже не верит, в то что его друг будет жить: задумчивость-тоска во взгляде опытного врача, стакан с питьем - ну, еще немного...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий elena nenasheva "13 31 августа 2013, 13:58
    Сколько всего на этой картине и сочувствия и надежды и боли.Онпрожил ещё 8лет.На картине он написал посвящение.
    "Гойя благодарен своему другу Арриете за успешное лечение большую заботу во время жестокой и опасной болезни в конце 1819 года в возрасте 73 лет»
    Это был подарок врачу.
    Описание картины.
    Резко контрастирует здоровый цвет лица доктора с внешним видом почти агонизирующего Гойи, который судорожно цепляется за яркие ткани. Этот его жест возможно символизирует нежелание художника быть в компании погруженных в темноту мрачных мёртвых или полумёртвых фигур, располагающихся за спинами двух друзей. Эти невозмутимые фигуры очень схожи с персонажами «Мрачных картин», писавшихся Гойей в те же годы.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий elena nenasheva "13 31 августа 2013, 14:01
    Видимо за спиной и стоят те фигуры,которых мы чётко не видим.Это сама смерть.Он это понимал.
    elena nenasheva "13 # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 14:10
    описание картины безукоризненное - сразу становится понятен контраст, оттенки, мрачные фигуры...Спасибо, Алина, получила удовольствие от вашего поста.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий elena nenasheva "13 31 августа 2013, 14:21
    И вам спасибо,за приятную беседу.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Алина Алексеева 1 сентября 2013, 13:48
    Действительно впечатляющее творение художника - измученное недугом лицо больного, руки судорожно комкающие одеяло, чтобы притупись боль, на заднем плане, в тени фигуры, наверное родственники, безучастно ожидающие конца. И доктор, как добрый гений, спустившийся с небес, подает спасительное исцеление. Чем-то напомнила библейскую притчу о добром самаритянине.
    elena nenasheva "13 # ответила на комментарий Василий Кетцалькоатль 31 августа 2013, 21:15
    замечательно! Спасибо, Василий.
    galina devyatkina # написала комментарий 31 августа 2013, 12:40
    Вот смотрю на эти все пороки, а что-то разве изменилось?!..."Тебе не уйти!"
    Конечно, не уйдет та, которая сама хочет быть пойманной, картина, которая характеризует всем памятные слова поэта..."я сам обманываться рад". Но вот картина "Один другого стоит", где в комментарии есть фраза, с которой я не согласна ..."Распутство мужчин влечет за собой разврат женщин."...Наверное, так бывает, но не с каждой женщиной, по крайней мере, не со мной точно...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий galina devyatkina 31 августа 2013, 13:27
    Я тоже,когда читала объяснения к картинам,пришла к выводу,что это очень подходит нашему времени.Пороки людей только увеличились.Это Гойа так написал,потому,что был зол на женщин.Из 80 офортов -20 посвящены порокам женщин.
    А по поводу фразы,как ни крути в этом деле участвуют двое.Он справедлив.Один другого стоит.
    galina devyatkina # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 13:36
    Времена не выбирают,
    В них живут и умирают...
    Алина Алексеева # ответила на комментарий galina devyatkina 31 августа 2013, 13:44
    Да,красивая и правильная фраза.
    nabi nabiyev # написал комментарий 31 августа 2013, 13:37
    Микст различных видов искусства-сатиры,карикатуры,памфлета,графики,и все на высочайшем уровне.Гойя-великий не в только в живописи,но и как гражданин,не побоявшийся пойти против тогдашнего истеблишмента ИспанииНе знаю,что его побудило взяться за этот цикл-тяжелая болезнь,или обнаженная совесть,но эти рисунки сделали художника одним из бессмертных в истории человечества
    nabi nabiyev # ответил на комментарий nabi nabiyev 31 августа 2013, 13:40
    А почему бессмертным? Если пренебречь костюмами персонажей рисунков,то все сюжеты полностью актуальны и в наше время
    Алина Алексеева # ответила на комментарий nabi nabiyev 31 августа 2013, 13:51
    В этом вы правы.Пороки людей совсем не изменились.Иногда полезно для профилактики просматриать эту серию.
    nabi nabiyev # ответил на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 14:03
    Не поверите про рояль в кустах,но я часто это делаю.Я очень люблю пересматривать альбом Гойи,иллюстрации к Швейку и карикатуры Херлуфа Бидструпа и Жана Эффеля
    Алина Алексеева # ответила на комментарий nabi nabiyev 31 августа 2013, 14:09
    У вас о его творчестве обширные познания.О многом я слышу впервые.
    nabi nabiyev # ответил на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 23:27
    Я уже писал вам,что я читаю как одержимый и если мне попадется в руки книга на определенную тему,я начинаю искать все,что связано с этим.Если бы у меня не был такой неусидчивый характер,то может я стал бы каким-нибудь ученым.В Баку есть красивейшее здание филармонии и в советское время на ее первом этаже находилась библиотека,так вот я был единственным читателем этой библиотеки ,которому официально разрешалось брать на дом книги из читального зала.Представьте себе,каким я себя чувствовал счастливым,передать невозможно
    Алина Алексеева # ответила на комментарий nabi nabiyev 31 августа 2013, 23:43
    Тогда у вас есть чему поучиться.Мне всегда не хватало времени на чтение.Женщинам в этом плане труднее.Вам интересно жить,потому,что вы хотите многое знать.Книги стали вашим хобби и сделали мир вокруг вас интереснее.
    nabi nabiyev # ответил на комментарий Алина Алексеева 3 сентября 2013, 00:13
    Мне повезло в том,что я младший в семье и ношу имя своего деда,из-за чего я был неприкосновенным для своих старших братьев и сестер и даже матери в отношении выполнения каких-либо обязанностей по дому,зато воспитывали меня все кому не лень-вот и получился коктейль из избалованного дома последыша и известного на весь район хулигана и драчуна на улице,или как говорят на востоке-мяхялля
    Алина Алексеева # ответила на комментарий nabi nabiyev 3 сентября 2013, 12:40
    Всё,что не случается в жизни,всё к лучшему.Это закалило вас и теперь вы смело шагаете по жизни,умеете за себя постоять.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий nabi nabiyev 31 августа 2013, 13:50
    Он по жизни был ещё и большой трудяга.Чтобы достичь совершенства он часто копировал работы старых мастеров:Греко,Рембранта,Веласкеса.Говорят,что именно картины Рембранта оказали на него сильное влияние.
    Он нашел вних все эффекты, которые позволяют достичь света. Изучив великого голландского мага, он решил, что нет лучшего учителя, чем он, и нет большего помощника, чем Солнце. Действительно, не раз ученик приближался к мастеру и был столь же ярким, как и его помощник"
    Жанна # написала комментарий 31 августа 2013, 13:58
    Сумасбродство и нелепость, суеверия и предрассудки. Нет более странного, чем эта серия, - личная драма Гойя.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Жанна 31 августа 2013, 14:05
    Странная по изображению,но интересна по содержанию.Жизнь его была очень болезненной,это и сказалось на творчестве.
    Жанна # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 14:36
    Да, странно... Как бы интересна ни была живопись Гойя, однако ни ей, а гравюрам и сериям, созданным в старости, обязан он своей репутации.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Жанна 31 августа 2013, 14:53
    Цвет его картин и их содержание,менялся вместе с жизнью.Интересно говорят о его манере письма.
    "Гойя всегда рисовал по памяти, даже портреты. Иногда память его подводила, как и божественного Доменико (Греко). Тогда Гойя, как и Греко, давал полную волю своей фантазии. Гениальная, великолепная бесконечная фантазия его была более наполнена памятью и экспрессией, чем холодные, инертные и порой глупые воспроизведения копиистов природы. Возможно, немало художников пользовались правилом, которое шутя формулировали так: если чего-то не понимаешь, оставь это черным. Гойя оставляет некоторые места на картинах не черными, а закрашивает их цветом слоновой кости и мрамора, чтобы не прорисовывать с той ясностью и ответственностью, как это делал Веласкес".
    Mila Mila # написала комментарий 31 августа 2013, 13:58
    Алина,как всегда, мне очень понравился твой пост.Как то я не обращала внимания на эту строну его искусства,знакома только с офортом: "Сон разума рождает чудовищ".Подборка классная.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Mila Mila 31 августа 2013, 14:08
    Если внимательно всё почитать,то кажется что очень подходит для нашего времени.Наверное человеческие пороки и должны иметь такой тёмный цвет.Всё продумано в этой серии.Он никого не пропустил.
    Mila Mila # ответила на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 14:23
    Я всё внимательно посмотрела и почитала,по- другому я не умею.Ты права,я думаю это было и есть, актуально.Разве то-то изменилось за прошедшее время? Мне кажется только всё усугубилось....
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Mila Mila 31 августа 2013, 14:50
    Люди стали более чёрствыми .А пороки увеличились,больше свободы в этом плане.
    Алексей Потроваев # написал комментарий 31 августа 2013, 14:55
    Замечательные работы!Гений...замечать писать тысячу слов ..когда можно всё изобразить..Замечательно..Спасибо..
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Алексей Потроваев 31 августа 2013, 15:19
    Приятный комментарий.Рада,что эта серия вам понравилась.Его картины просты по сюжету и интересны по содержанию.У Гойи не было никакой особой эстетики, он не придерживался какого-либо определенного эталона красоты.Он любил свободу мысли и творчества.
    Gennadij Moshchenko # написал комментарий 31 августа 2013, 15:55
    Эту серию не виде Алина. Спасибо-без коментов навряд ли бы догадался о чём она!:)))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Gennadij Moshchenko 31 августа 2013, 16:01
    Я тоже долго разбиралась.С комментариями сюжеты стали понятны.
    Gennadij Moshchenko # ответил на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 18:56
    Так конечно ясно...А без пояснений не поймёшь!:)))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Gennadij Moshchenko 31 августа 2013, 19:09
    Сальвадор Дали переработал по своему эту серию офортов ,добавил цвета и немного своих образов.Вот как это выглядит.
    Gennadij Moshchenko # ответил на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 19:57
    Шутник известный этот Дали!:)))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Gennadij Moshchenko 31 августа 2013, 20:07
    Шутки у него странноваты.
    Gennadij Moshchenko # ответил на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 20:58
    Более чем...За некоторые из них можно смело в "дыню" бить даже не раздумывая!:)))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Gennadij Moshchenko 31 августа 2013, 21:02
    А что тебя возмутило?
    Gennadij Moshchenko # ответил на комментарий Алина Алексеева 31 августа 2013, 21:41
    Да был случай как он одного из наших (толи дипломатов толи министров) заставил в приёмном зале ждать, а двери позапирал, что тому и отлить то некуда было сходить. Помочился тот толи в камин, толи в графин. Ну а всё на камеру фиксировалось!:((((
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Gennadij Moshchenko 31 августа 2013, 21:55
    Странная личность.Я была в его музее в Фигаэресе,где он и похоронен.Его жизнь сплошные метаморфозы.
    pawel pegow # написал комментарий 31 августа 2013, 17:54
    Пожалуй: в мире искусства нет второй такой серии офортов, которая была бы равна по охвату событий и проникновению в мир человека "Капричос" Гойи. Может быть кто-то меня исправит, но я равных не знаю. И кажется мне, что подписи автора подписями, но каждый зритель всё равно видит в каждой картине что-то своё, глубоко личное. А подписи только помогают зрителю найти путь к этому личному восприятию:)) Автору -белый георгинреспект.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий pawel pegow 31 августа 2013, 18:12
    Действительно Гойа охватил почти все стороны жиизни.Написанию каждой картины предшествовали глубокие раздумия.Видимо это давно его мучило,но нашло воплощение именно в тот период,когда ему было очень плохо,его преследовали головные боли,он оглох.
    "Необычайность их тематики сочетается с неожиданной глубиной идейных намеков и выполнена с предельного виртуозностью терпением. Нет ничего странного и трудного в искусстве, чем эта серия, где неясным остается план, зачастую смысл, где намек понятен только художнику, но где четко и ясно прочитывается острие социальной сатиры."
    Андрей Сотник 09"13 # написал комментарий 31 августа 2013, 22:50
    Да. Очень сильный цикл. Спасибо, Алина!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Андрей Сотник 09"13 31 августа 2013, 22:58
    Будем лучше знать творчество Гойи.
    Natalia Gr # написала комментарий 31 августа 2013, 23:59
    «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».
    Чудесный пост,Алина! Нет того, что бы я не *приняла* из творчества Гойи,он мне близок по духу.Спасибо!!!!!!!!!!!
    Image Hosted by ImageShack.us
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Natalia Gr 1 сентября 2013, 21:23
    Очень рада,что картины вызвали интерес.Они заставляют нас задуматься над нашими пороками.
    Natalia Gr # ответила на комментарий Алина Алексеева 1 сентября 2013, 23:13
    Это не просто картины, это *кадры* из жизни! Спасибо,Алина!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Natalia Gr 1 сентября 2013, 23:35
    Согласна.Темы такиеразные: тупости и невежества, паразитизма аристократии, мелкой, льстивой, ничтожной знати — придворных, способных превратить ослов в благопристойных сеньоров.
    Natalia Gr # ответила на комментарий Алина Алексеева 1 сентября 2013, 23:55
    Старо как мир..
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Natalia Gr 2 сентября 2013, 00:03
    Так и есть.
    Сенди 0514 # написала комментарий 1 сентября 2013, 02:48
    Картины отталкивающие. их любить не могу, хотя в них есть правда! Мне больше нравятся портреты.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Сенди 0514 1 сентября 2013, 21:24
    Просто их любить не обязательно.они тёмные и мрачные,как и наши пороки.
    Александр Иванов # написал комментарий 1 сентября 2013, 10:24
    Посмотрел, и к своему стыду понял, что очень мало знаю творчество Гойи. Его графическая серия «Капричос» просто поразительна по своему впечатлению и эмоциональному воздействию. Вы как-то знакомили нас с серией гравюр Хогарт, тоже обличающих пороки, но они не идут ни в какое сравнение с работами Гойи. У меня эти работы Гойи почему-то напомнили творчество Ф.М.Достоевского в своими стремлением вскрыть тайну человеческого порока, тайну переживаний и чувств людей. Гениальные работы.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Иванов 1 сентября 2013, 21:28
    Я тоже внимательно отнеслась к этой серии,пересмотрела все картинки .Каждая из них несёт открытие скрытых человеческих пороков.Гойа видел их именно такими.Да и люди,которые здесь изображены ,отталкивающие.Видимо зло и обман не могут иметь привлекательных лиц.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Алина Алексеева 1 сентября 2013, 23:35
    Это Гойа снял с порока привлекательную маску. А в жизни зло и обман рядится в чужие одежды.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Иванов 1 сентября 2013, 23:48
    Вы правы.Иногда они замаскированы и сложно раззглядеть.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Алина Алексеева 2 сентября 2013, 00:34
    А еще труднее разглядеть его в себе.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Иванов 2 сентября 2013, 01:51
    Это точно.Мы всегда быстрее видим недостатки в других.
    Александр Иванов # ответил на комментарий Алина Алексеева 2 сентября 2013, 12:35
    Но наверное самое трудное - преодолеть свои недостатки. Гойя, рисуя человеческие пороки, пытался осознать и побороть свои пороки, а не только обличал их у других.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Александр Иванов 2 сентября 2013, 13:28
    Дамаю,что обличать проще,чем исправлять их в себе.Гойа тоже был не ангелом,особенно по отношению к своей собственной семье.
    Наталья Румянцева # написала комментарий 1 сентября 2013, 11:29
    Спасибо за КАПРИЧОС, Алина! Мне такой Гойа намного ближе, и его произведения глубже и многограннее.Все горе, страдания и пороки,вечное несовершенство жизни отражается в этой серии.Каждый рисунок можно долго рассматривать со щемящей тоской и горькой радостью понимания.
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Наталья Румянцева 1 сентября 2013, 21:31
    Как красиво ты сказала - со щемящей тоской и горькой радостью понимания.Как-то раньше мне прихоилось смотреть только отдельные картинки.Но обязательно нужно посмотреть всю серию,она как единое целое.Я бы сказала-зеркало нашей жизни.
    Евдиния * # написала комментарий 1 сентября 2013, 17:15
    Спасибо за столь внушительный экскурс!!))
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Евдиния * 1 сентября 2013, 21:31
    Таперь мы будем знать немного больше о Гойе.
    Дуня Пронина # написала комментарий 1 сентября 2013, 19:42
    Ох....как сложно....сколько аллегорий....эмоций...
    Каждый офорт целая история... впечатлят....
    Некоторые напугали.....бывает и так((((
    "Никто никого не знает" - прям про вирт)))))))
    "Неужели никто нас не развяжет?" - печально, жаль ребят, не нашедших любви....бедолаги!
    "Тебе не уйти!" - держись девушка...гони искушения ...спасай душу...скореееееее
    А врач с ушами....эхехе....
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Дуня Пронина 1 сентября 2013, 21:40
    Сложно,но очень удачно замечены человеческие пороки. Гойя не только «показывает « но и «рассказывает». Его образы отражают, при всей их специфичности, реальность испанской жизни. Необычайность их тематики сочетается с неожиданной глубиной идейных намеков и выполнена с предельного виртуозностью терпением. Гойя было 50 лет, когда он начал свою серию «Капричос». В этом возрасте обычно знаменитые художники являются завершенными, определившимися творцами.Капричос конечно очень важный момент в его творчестве.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Алина Архипова 14 сентября 2013, 20:42
    Ты добралась до серьёзной живописи.Конечно это изображение пороков и тёмных сторон жизни.Талантливо,но очень уж мрачно.Это уже зависело от душевного состояния человека.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Алина Архипова 14 сентября 2013, 21:50
    Всё верно.Думаю этот же вывод можно сделать и о нашей эпохе,только роли немного поменялись.
    Максим Максимов # написал комментарий 13 октября 2013, 16:10
    ничего подобного не видел... спасибо!
    Алина Алексеева # ответила на комментарий Максим Максимов 13 октября 2013, 16:18
    Это серьёзные работы,со смыслом.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 892 записи в блогах и 7488 комментариев.
    Зарегистрировалось 29 новых макспаркеров. Теперь нас 5024595.