Так что же открыл Гумилев?

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Пчёлка 501 написалa
    0 оценок, 377 просмотров Обсудить (22)
          Ключ к историческому процессу-12.
          Мы легко можем повернуть голову, присесть или согнуть руку. Мысль - молниеносный сигнал - сокращение мышц и - готово! Впечатление: наше тело без труда управляемо нами. И это действительно так. Но только - по мелочам. На самом деле, нами управляет заложенная в нас природой генетическая программа. Это не я хочу есть или спать. А наша генетика требует вовремя накормить наш организм и уложить нашу биологическую особь отдыхать. Мы непроизвольно вздрагиваем при неожиданном пугающем звуке. Более того, анатомия женщины, например, содержит группу мышц, которыми она, во-первых, совершенно не способна управлять. Поскольку они вообще действуют помимо ее воли и желания. И, вдобавок, приносят большие страдания. Во-вторых, эта группа в текучке будней не работает и может вообще никогда не включиться. Но если уж включилась, то - держись! Все остальные мышцы замирают в ожидании. Да, всё верно. Эта та группа, которая открывает дорогу новой человеческой жизни.
          Выходит - наше сознание далеко не всегда контролирует наши действия и управляет нами.
          Таким же образом природа поступает и с обществом. Она задает ему программу и наделяет необходимыми талантами для ее реализации. В социуме всегда найдутся особи с лидерскими качествами. Из них выходят государственные управленцы - от Александра Македонского и Юлия Цезаря до Бисмарка и Маргарет Тэтчер. Люди, тяготеющие к науке - Дарвин, Эйнштейн. Найдутся всегда готовые лирой пробуждать чувства добрые – Пушкин, Моцарт. Это - в обыденной жизни.
          Однако, в истории любого народа время от времени также складываются и форс-мажорные обстоятельства. Например, вражеское нашествие или приближение той же буржуазной революции.
       

          Откуда же берутся революционеры? Готовые идти в тюрьму, на каторгу. Жертвуя своей жизнью в борьбе за призрачную свободу. Или с кучкой единомышленников бросающиеся на хорошо укрепленные казармы Монкада. Что это за люди, способные принести себя в жертву делу, исход которого далеко не ясен?
          Эту тайну разгадал Лев Гумилев. Первым после Маркса и Энгельса он пополнил копилку аналитической истории, или теории исторического процесса (ТИП). Оказывается, общество всегда содержит в себе скрытый людской резерв для преодоления "непреодолимых" препятствий. Если развитие идет эволюционным путем, этот резерв остается невостребованным и незадействованным, как родовые мышцы у монахинь.
          Для пояснения его открытия берем всем известный пример. В 1783 г американская армия одержала окончательную победу над английскими колониальными войсками, что сделало Штаты независимым государством. Но ровно десять лет назад, трудно поверить, но это - факт, колонисты не имели ни армии, ни вооружения. Ничего, кроме личных "кольтов". Тогда всё их "фе" Англии выразилось в том, что они устроили знаменитое "Бостонское чаепитие" - вышвырнули акцизный чай в море. Так что же это за сила, которая в кратчайший срок так изменила и воспалила американских колонистов, заставив броситься их, безоружных, на амбразуру?
          Гумилев объясняет, что в критические моменты истории в дело включаются люди-пассионарии. "Пассионарность - это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло".
          Теперь-то мы знаем, что к 70-м годам XVIII века в английских колониях Америки местная общность сложилась в самостоятельную нацию. Которой своя государственность полагается "по штату". Но это достижимо лишь при независимости. А, следовательно, через полный разрыв с Англией. Генеральный девиз пассионариев в 1775 г озвучил Патрик Генри: "Дайте мне свободу или дайте мне умереть!". А механизм пассионарности уже запущен. Общность выделяет из своей среды личностей, обладающих экстраординарным социальным зарядом - Адамс, Вашингтон. Они и "заводят" всех остальных. Этих людей может быть немного, поясняет Гумилев. Но их энергия, харизматичность, жестокость, напористость, как эпидемия, заряжают всех окружающих.
          И начинают твориться буквально чудеса. Откуда не возьмись появляется оружие. Из-за океана приходит решающая поддержка. Французский маркиз де Лафайет одевает, обувает и вооружает колонистов. Нехватка у них боевого опыта с лихвой восполняется высоким боевым духом. Враг отступает. Враг побежден.
           (Окончание следует)
       
          Материалы по теории исторического процесса с периодичностью раз в 7-10 дней размещаются на сайте «Марксизм. Форум. АИП» и на поле «Нового рабочего».
    Бобер, Пчёлка.   

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 22 комментария , вы можете свернуть их
    Сергей Сергеевич # написал комментарий 17 ноября 2020, 15:40
    Комментарий удален модератором сообщества
    Бобер 500 # ответил на комментарий Сергей Сергеевич 17 ноября 2020, 17:26
    Хотелось бы, Сергей Сергеевич, прямую речь Лихачева. Иначе не понятно, что он осуждает. Что именно у Гумилева “ничем не подкрепленное вранье и ложь”?
    Возможно, Артамонов Г.А. и Спицин Е.Ю - хорошие археологи. Но одно дело - черепки и медяшки, другое дело - объяснить порыв Жанны Д’Арк и Александра Матросова. А здесь одних кисточек и лопаток маловато.
    Сергей Сергеевич # ответил на комментарий Бобер 500 17 ноября 2020, 18:15
    Комментарий удален модератором сообщества
    Бобер 500 # ответил на комментарий Сергей Сергеевич 17 ноября 2020, 20:27
    = дипломированные историки со степенями и с археологами, с источниками, с архивами очень плотно работают, как и положено специалисту и если утверждают что-то, то только со ссылками на источники, черепки и медяшки =

    Вот видите, Сергей Сергеевич, дипломированные и со степенями. А открытие пассионарности - слона в истории - и не приметили. :-)

    Черепки и медяшки - конечно тоже слоны. Без артефактов нет истории. Но мы за то, чтобы ученый время от времени включал мозги.

    А давайте ругать и насмехаться над Колумбом. Ага, ага, ошибся! Это была не Индия! Лузер! Фантазер, оригинальное вранье!
    И мы будем правы. Но только с одной стороны. :-)

    Посмотрите, как молчанием вы обошли тему Жанны д’Арк и Александра Матросова. Ну сидел бы Козьма Минин себе в Нижнем, а поляки в Москве. Друг другу не мешали б. Может, поляки и сами б ушли. :-). Что это его вдруг потянуло освобождать не свою губернию? :-)

    И еще один вопрос вам, Сергей Сергеевич.
    Вы в самом деле считаете, что Лихачев про ужасы Соловков “завирался”?
    Ну, он там был. А у вас откуда другие сведения? Где ваша опора на “черепки и медяшки”?
    Сергей Сергеевич # ответил на комментарий Бобер 500 17 ноября 2020, 21:33
    Комментарий удален модератором сообщества
    Сергей Сергеевич # ответил на комментарий Сергей Сергеевич 17 ноября 2020, 21:52
    Комментарий удален модератором сообщества
    Пчёлка 501 # ответила на комментарий Сергей Сергеевич 18 ноября 2020, 00:27
    Все комменты пользователя Сергея Сергеевича удалены. Поскольку в данном сообществе запрещено использовать черные списки.
    Сергей Сергеевич # ответил на комментарий Пчёлка 501 18 ноября 2020, 12:23
    Комментарий удален модератором сообщества
    ал мсм # написал комментарий 17 ноября 2020, 16:24
    Гумилев противоречит марксизму, в котором всё выглядит логичнее - накопление количественных факторов приводит к качественному скачку
    Пчёлка 501 # ответила на комментарий ал мсм 17 ноября 2020, 17:33
    Спасибо за внимание к материалу, ал мсм!

    Интересный взгляд. Давайте разбираться вместе – противоречит ли марксизму открытие пассионарности Гумилевым?

    Действительно, один из законов диамата утверждает – в течение любых процессов происходит накопление количественных изменений, которое в определенный момент ведет к изменению качества.
    Гумилев изучал изменения в развитие этносов и возникновение в какой-то момент новых общностей на их базе. Вроде всё соответствует этому закону диалектики. :-)
    В чём вы видите противоречие открытия Гумилева марксизму?
    ал мсм # ответил на комментарий Пчёлка 501 18 ноября 2020, 14:31
    у Гумилева идеализм в части выделения и описания "пассионария" как некоего особого существа, вдруг откуда ни возьмись берущегося и в части рассмотрения этноса, который то рождает этих пассионариев, а то вдруг и нет.
    На самом деле гораздо всё яснее в марксизме - формации, классовые интересы, роль личности
    Те же самые американские колонисты из вашего примера не стали вдруг пассионариями, а разбогатели достаточно для того, содержание собственной армии оказалось выгодней уплаты налогов метрополии.
    Помните знаменитое -"нет налогов без представительства"?
    Ну и плюсом франко-испанская подрывная деятельность, да огромное расстояние, да изменившийся этнический состав в колониях, да и вообще кризис конца 18-го века в Европе, вылившийся во Французскую революцию.
    Нет тут места для пассионариев
    Пчёлка 501 # ответила на комментарий ал мсм 19 ноября 2020, 14:46
    == у Гумилева идеализм в части выделения и описания "пассионария" как некоего особого существа, вдруг откуда ни возьмись берущегося ==

    Возможно, вы, ал мсм, не обратили внимание на ту часть материала, где говорится, что пассионарии всегда находятся в обществе так же, как и обусловленными генетикой, потенциальные поэты, музыканты, учёные, лидеры, архитекторы и др.
    Чтобы открылся талант полководца, необходима война. Чтобы открылся пассионарий, необходим любой национальный форс-мажор.

    Марксизм показывает дорожную карту этапов развития нашей цивилизации, и вы о них написали - переходы от формации к формации, появление новых классов, вызванные возникновением новых способов производства и др.
    А пассионарность - механизм преодоления труднейших препятствий на этом пути.

    == Те же самые американские колонисты из вашего примера не стали вдруг пассионариями, а разбогатели достаточно для того... ==

    Вы, наверное, подзабыли, что до прихода помощи от маркиза де Лафайета армия повстанцев, несмотря на стойкость, находилась в плачевном состоянии. Отсутствовало самое необходимое - вооружение, одежда, снабжение было провалено. Вашингтон писал об этом слёзные письма Конгрессу. Зимой 1777 года от болезней и морозов погибло больше солдат, чем в боях.
    И только помощь извне спасла их от окончательного краха.
    Порыв лидеров американских колонистов к независимости, стремление, не смотря ни на что, изменить окружающий их мир - классический пример пассионарности.

    Вы, ал мсм, не смотрели раньше на историю с этой точки зрения?
    ал мсм # ответил на комментарий Пчёлка 501 19 ноября 2020, 15:39
    пассионарии всегда находятся в обществе так же, как и обусловленными генетикой, потенциальные поэты, музыканты, учёные, лидеры, архитекторы
    ___
    т.е. то, что называлось "талантом", "гениальностью" Гумилев обозвал "пассионарностью". Но хорошо, это заслуга конечно

    только помощь извне спасла их от окончательного краха.
    _____
    тут вы совсем запутались и начинаете обосновывать мою позицию. Вот именно - не в пассионариях дело, а тупо в бабле, чисто материальных факторах.
    Бунтарей было много, одни крестьянские войны чего стоят. Но без бабла толку о "пассионариев" нет
    Пчёлка 501 # ответила на комментарий ал мсм 19 ноября 2020, 20:39
    Вот-те раз, ал мсм!
    = то, что называлось "талантом", "гениальностью" Гумилев обозвал "пассионарностью" =

    Где же это вы нашли у Гумилева?
    А где это в наших текстах?
    Мы ведь написали, что пассионарии, как и остальные неординарные люди с различными талантами, находятся в обществе всегда. Общее у них только то, что их специфические особенности обусловлены их генетикой.
    И даже сказано, когда проявляется пассионарность - при исторических форс-мажорах в развитии общности.

    Вот о них в статье: “Готовые идти в тюрьму, на каторгу. Жертвуя своей жизнью в борьбе за призрачную свободу. Или с кучкой единомышленников бросающиеся на хорошо укрепленные казармы Монкада. Что это за люди, способные принести себя в жертву делу, исход которого далеко не ясен?”. Разве такая характеристика относится к поэтам, архитекторам и др?

    = тут вы совсем запутались и начинаете обосновывать мою позицию. Вот именно - не в пассионариях дело, а тупо в бабле =

    Вот ваша позиция:
    = Те же самые американские колонисты из вашего примера не стали вдруг пассионариями, а разбогатели достаточно для того =

    А что написано в статье?

    “трудно поверить, но это - факт, колонисты не имели ни армии, ни вооружения. Ничего, кроме личных "кольтов"...Так что же это за сила, которая в кратчайший срок так изменила и воспалила американских колонистов, заставив броситься их, безоружных, на амбразуру?”.
    “Французский маркиз де Лафайет одевает, обувает и вооружает колонистов.”
    Вам объяснить, какая сила заставила преуспевающего аристократа променять благополучную жизнь в родной Франции, броситься через океан навстречу смертельной опасности, потратить своё “бабло” на экспедицию, снабжение и вооружение армии колонистов и попроситься в эту армию рядовым? Или сами догадаетесь? :-)
    (Окончание следует)
    Пчёлка 501 # ответила на комментарий Пчёлка 501 19 ноября 2020, 20:41
    (Окончание)

    == Бунтарей было много, одни крестьянские войны чего стоят. ==

    Интересную тему вы подняли, ал мсм. Давайте разбираться, имеют ли эти войны отношение к пассионарности?
    А какие, на ваш взгляд исторические форс-мажоры, то есть причины, ставшие тормозом в развитии нации, вызвали крестьянские бунты?


    ал мсм # ответил на комментарий Пчёлка 501 20 ноября 2020, 09:13
    уважаемая пчёлка, я еще не маразме и с логикой у меня всё в порядке. Чего и вам желаю, но, к сожалению, восполнять ваши серьезные пробелы в воспитании и образовании, да бесплатно.. Ну уж, нет, не хочется.
    Думайте как хотите, но поверьте, Гумилев - просто дилетант, популяризатор науки. Это неплохо, но вот один нехороший момент - подобно алхимическому философскому камню в химии, его "пассионарность" подменяет серьезный анализ исторических процессов и не дает возможности как-то прогнозировать их.
    Ладно, как-то натянули теорию на уже свершившиеся события. Но что будет завтра ?
    Где ожидать появление этого философского камня?
    Пожалуйста - вот вам движение BLM, достаточно ли пассионарны негры и пидоры, чтобы уничтожить Америку какая она есть?
    Достаточно ли пассионарности муслимов, чтобы уничтожить старую Европу?
    Наконец, что ждать от главного "пассионария" современности - Путина. Развяжет ли он Третью мировую?
    Делайте прогнозы. А про крестьянские войны с вами скучно будет
    ал мсм # ответил на комментарий ал мсм 20 ноября 2020, 10:33

    Кстати, вот интересная статья на тему Гумилева
    ссылка на topwar.ru
    не переживайте, написана апологетом теории, но настолько старательным, что применил ее не только к истории, но даже к поэтам и писателям, выдергивая факты, цитаты и приводя смешные суждения..
    Как говорится - "заставь дурака богу молиться - он и лоб расшибёт "
    Почитайте

    Бобер 500 # ответил на комментарий ал мсм 20 ноября 2020, 21:44
    = Кстати, вот интересная статья на тему Гумилева =

    Уважаемый Ал мсм!
    Вы находитесь на марксистском Форуме. Это не клуб по обсуждению статей третьих лиц. Здесь обмениваются сво-и-ми убеждениями. Это - во-первых.
    Во-вторых, перед вами не просто статья о Гумилеве. А 12-й материал из серии “Ключ к историческому процессу”. Самоучителю по историческому материализму.

    Вы задаете три вопроса, которые касаются BLM, мусульман и Путина.
    Наша задача не в том, чтобы ответить на них. А в том, чтоб дать в руки каждого инструмент, чтобы он сумел сам правильно ответить на них. Самостоятельно.
    Правильные решения можно найти лишь опираясь на законы исторического процесса. А они изложены в предыдущих разделах. Верное понимание приходит при параллельном применении диалектики.

    Ну вот, для примера, давайте взглянем на проблему BLM.
    С чего начинается истматовский подход?
    С дорожной карты развития Соединенных Штатов.
    На этой карте США находятся в начале 2-фазы капитализма. (Об этом - в последующих статьях). Следовательно, никаких серьезных потрясений, в виде днепровских порогов, им не грозит. И движение BLM не является историческим, способным в какой-то мере изменить ход дальнейшего развития страны. Или хотя бы изменить властные структуры. По своему значению оно гораздо уступает национальному “бунту” во Франции 1968 года. Как по массовости, так и по сдвигам в руководстве страны.

    На остальные ваши вопросы попробуйте ответить самостоятельно. Опираясь на истмат. Другое дело - если не получится. Тогда приходите. Попробуем разобраться вместе. Но при этом знание основных исторических событий - обязательно. Например, когда начался бунт американских колоний против Англии, у них действительно не был ничего, кроме кольтов.
    Успех вам в освоении исторического материализма!
    ал мсм # ответил на комментарий Бобер 500 23 ноября 2020, 16:39
    принято.
    Вот только если "Вы находитесь на марксистском Форуме", то причем тут Гумилёв?
    Раз уж так позиционируетесь, так соответствуйте.

    Очень интересно вот это:
    "США находятся в начале 2-фазы капитализма. (Об этом - в последующих статьях)"

    Жду с нетерпением
    Бобер 500 # ответил на комментарий ал мсм 23 ноября 2020, 23:38
    = Вот только если "Вы находитесь на марксистском Форуме", то причем тут Гумилёв?
    Раз уж так позиционируетесь, так соответствуйте. =

    Коротенько о разнице между идеализмом и материализмом.
    Идеализм говорит, что всё совершаемое человеком сначала проходит через его голову.
    Материализм - нет, не всё проходит через извилины. Тот же лунатизм. Те же роды.
    Гумилев обнаружил еще один пример - пассионарии. Люди ведут себя, как будто в них вселился...
    Стоп. Развилка. Далее Гумилев говорит - что-то из космоса. И в этот момент он - идеалист.
    Материальный подход - в пассионарии просыпается социальный инстинкт, Продукт его собственной генетики.

    = Очень интересно вот это:
    "США находятся в начале 2-фазы капитализма. (Об этом - в последующих статьях)" =

    Да, нам тоже было интересно узнать, что капитализм проходит через три фазы. И мы с удовольствием делимся этим с участниками Форума.
    ал мсм # ответил на комментарий Бобер 500 24 ноября 2020, 10:19
    Материальный подход - в пассионарии просыпается социальный инстинкт, Продукт его собственной генетики.
    ___
    эка Вы поправили Маркса.
    Что является причиной "мутации"? У Гумилева- некие волшебные лучи.
    В марксизме - развитие общественных отношений, вызванное материальными условиями существования.
    Это так, коротенько )))
    Вы сначала мат часть изучите
    И выключайте менторский тон.
    Самое интересное то, что пассионарные взрывы были, только вызваны они абсолютно материальными причинами. Чаще всего изменениями климата. Классика жанра - монголы. Увеличение осадков в степи вызвало рост населения и поголовья лошадей, отсюда давление кочевников с востока на запад.
    Или, скажем, Смута. Ряд неурожайных лет, следствие извержений вулканов, вызвало голод, бунты и ослабление государства.
    Вот это марксизм.
    Про США очень будет интересно.
    Потому что в марксизме принято, что вторая стадия - империализм диагностируется в США как минимум с начала 20-го века.
    К сожалению, далее процесс не поучил достаточного исследования в марксистском ключе, но с 60-х годов фаза явно изменилась на постиндустриальную (за название спорить не буду, тут возможны варианты)
    Бобер 500 # ответил на комментарий ал мсм 25 ноября 2020, 00:03
    = Самое интересное то, что пассионарные взрывы были, только вызваны они абсолютно материальными причинами. =

    А не надо, Ал, ломиться в открытую дверь. :-) Конечно, материальными, и никак иначе! Здесь дело в другом. Вы приводите примеры с монголами и неурожаями. У вас материальные причины находятся вовне.
    Но ведь материальные причины могут быть и внутри человека и общества.
    Почему, например, половое влечение начинается с определенного возраста? Изменение климата? Вулканы? :-)

    А это природа через нашу генетику включает в определенное время инстинкт продолжения рода. Внутри нас. Но это - инстинкт индивидуальный. Пассионарность же - инстинкт социальный.

    Истматовское определение 2-й фазы капитализма в любой стране несколько отличается от того, что вы упомянули. Постиндустриальное и т.п. Об этом мы расскажем буквально через пару статей.

    А пока мы уходим с этой страницы. И свои комментарии вы можете ставить на следующей. Текущей.
    До контакта!
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 546 записей в блогах и 5607 комментариев.
    Зарегистрировалось 52 новых макспаркеров. Теперь нас 5029492.
    X