Бог, власть и царь: установление монархического принципа

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Олег  Модестов перепечатал из rusnasledie.info
    7 оценок, 351 просмотр Обсудить (10)

    Автор:Михаил Смолин

    Творец создал человека самовластным, со свободной волей, со способностью самостоятельно выбирать, следовать ему в своей жизни добру или злу. Сотворённый по образу и по подобию Божию, человек существо уникальное.

    Личность может осознанно подчиняться властной иерархии и отстраивать величайшие имперские сообщества, а может совершать мятежи против установленного порядка, во имя своего эгоизма и разрушать любые социальные связи доводя их до полной атомизации. Но сколько бы люди не стремились революционно проредить общество и уничтожить в нём взаимодействие власти и подчинения, естественные социальные взаимоотношения, как скошенная трава, будут вновь прорастать через искусственно положенный «асфальт» тоталитаризма. Человек существо общественное, а не одинокое, но одновременно созданное для личного спасения и долго не способно выносить искусственно созданных рамок социальных утопий.

    Другой вопрос, что выбирая зло, люди способны создавать общества тоталитарные, с совершенно разбойнической властью, отказавшейся от большинства нравственных норм и основанной лишь на страхе смерти. Но такие антисообщества живут не долго, не способны улучшаться, и при любом удобном случае люди стремятся сбросить со своих плеч их социальные оковы…

    Власть в православном понимании

    В Библии слово «власть» употребляется много раз (специалисты говорят, что 94 раза). И чаще всего «власть» употребляется с глаголами «дана», «имел» и «отнята» относящимися либо к Богу, либо к земным правителям.

    Власть первична по отношению к государству. И прежде чем появиться государству, необходимо было сформироваться общественным отношениям, которые властно регулировались бы некими общими для всех нравственными нормами. В библейской традиции самой древней общественной нормой является заповедь времён завета Творца с Ноем, которая гласила: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9, 6).

    Человек творение Божие и его власть над своим созданием является властью абсолютной, властью Творца. В этой заповеди Создатель предоставляет человеческому обществу власть над жизнью и смертью тех, кто будет преступать эту охранительную для человека заповедь во имя общего ограждения человеческой жизни. Здесь не имеется ввиду кровная месть, которая бы разрешала родственникам убитого в свою очередь убивать виновного. Здесь речь идёт об учреждении особой Власти в человеческом роде, которой поручается преследовать человекоубийц.

    Собственно учреждением этой Верховной власти в человеческом обществе и благословлялось исполнение этой заповеди.

    Что же такое власть и для чего она создана на Земле?

    Как формулировал один из ярчайших русских богословов архиепископ Амвросий (Ключарёв) (1820–1901): «Власть, по разуму апостольскому, есть богодарованное, сопровождаемое силою, право защищать, возбуждать и приводить к порядку и благоустройству жизнь и деятельность как частных лиц, так и целых обществ и народов» (О долге и обязанностях верноподданных, 1887).

    Итак, Власть и, как политическое следствие её, государство проистекают из самого установления Божия — для исполнения нравственной заповеди ограждать само существование человеческой жизни на Земле как достояния и творения Божия.

    Было ли установление Царской власти «отмщением за неверие»?

    Однако несмотря на такое сравнительно несложное и прозрачное по смыслу православное представление о появлении власти, дальнейшее её развитие — дарование Царской власти, некоторыми трактуется как некое «отмщение за неверие». В лучшем случае без церковного толкования этим людям кажется, что одни места Ветхого Завета противоположны другим. В одних Бог говорит о том, что Он поставит во Израиле Царя, в других, что Он дал Царя «во гневе», как бы не по своей воле.

    Вот эти «смущающие» места из Священного Писания: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам: так поступают они и с тобою» (1 Цар. 8:7–8); «А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: царя поставь над ними» (1 Цар. 10:19); «Но увидев, что Наас, царь Аммонитский, идет против вас, вы сказали мне: “нет, царь пусть царствует над нами”, тогда как Господь, Бог ваш, — царь ваш» (1 Цар. 12:12); «Не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя» (1 Цар. 12:17); «И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом, Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя» (1 Цар. 12:20); «И Я дал тебе царя во гневе Моем и отнял — в негодовании Моем» (Осии 13:11).

    Как правило, люди «смущающиеся» этими ветхозаветными словами и смущающие других не помнят более ранних обещаний Бога Аврааму и Иакову в награду за их непоколебимую веру, что от них произойдут Цари.

    Аврааму: «и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя (Быт. 17:6).

    Иакову: «И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих» (Быт. 35:11).

    Были и другие предсказания о царях. Например, патриарх Иаков предсказывал своему четвёртому сыну Иуде, что в его потомстве царская власть не прекратится до прихода Спасителя: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придёт Примиритель, и Ему покорность народов» (Бытия XLIX, 10).

    Таким образом, видно, что в самом факте поставления Израилю царей нет ничего противного Божьему Промыслу. Значит гнев Божий, имел другие причины.

    На что же гневался Творец?

    Можно говорить о двух причинах этого гнева.

    1. В первой Книге Царств израильтяне просили Бога поставить им царя из-за не правосудия сыновей Самуила (8:3–5), а также из-за опасения нашествия Нааса, царя Аммонитского (12:12). Эти просьбы показывали надежду израильтян более на свои силы, нежели на Бога. Есть слова пророка Осии подтверждающие эту причину гнева Бога: «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне — опора твоя! Где царь твой теперь? Пусть он спасает тебя во всех городах твоих! Где судьи твои, о которых говорил ты: “дай нам царя и начальников”? И Я дал тебе царя во гневе Моем и отнял – в негодовании Моем» (13:9–11).

    2. Второй причиной гнева была несвоевременность этой просьбы и нежелание ждать обещанного царя без роптания.

    Православный апологет А.А. Сапожников (1860–после 1916) писал по этому поводу следующее: «В виду возможности увлечения и злоупотребления огромной власти царя, весьма важно было, чтобы первым царем был человек исключительных добродетелей, склонный во всем исполнять волю Господа, который не стал бы пользоваться властью для угнетения народа, — словом такой человек, который во всем мог бы служить образцом для последующих царей. Между тем в то время, как видно из примера Саула, в среде израильтян еще не было такого человека, «мужа по сердцу Божию», достойного быть вождем народа Господня (1 Цар. 13:14).

    Вряд ли можно сомневаться в том, что Давид был бы свободен от многих своих недостатков, если бы сделался царем прямо из пастуха овец, а не привык при дворе Саула видеть произвол царя и раболепство придворных. Может быть, он был бы тогда царем, вполне соответствующим библейскому идеалу; а тогда и все последующие израильские цари менее походили бы на восточных владык. Все отношения царя к подданным могли бы быть гораздо более близкими и простыми.

    Что просьба израильтян была действительно несвоевременна, это видно из пророчества Иакова, по которому царская власть должна была принадлежать колену Иудину; между тем нетерпеливость израильтян заставила Бога поставить царя из колена Вениаминова» (Сапожников А.А. О Царской власти с Библейской точки зрения. СПб., 1899. С. 8).

    Другой знаменитый православный богослов, Святитель Серафим (Соболев) (1881–1950), писал: «Из Библии ясно видно, что поставление царя Израилю было предусмотрено законом, данным от Бога Моисею, и за четыреста лет до своего осуществления уже получило для себя Божественное благословение. «Аще же, — говорил Господь народу израильскому чрез Моисея, — внидеши в землю, юже Господь Бог твой дает тебе в жребий, и приими ю, и вселишися на ней, и речеши: поставлю князя над собою, якоже и прочии языцы, иже окрест мене: поставляя, да поставиши над собою князя, его же изберет Господь Бог твой» (Втор. 17:14–15)… установленная в Израиле царская власть представляется в Библии фактом положительным, учрежденным от Бога для спасения израильского народа от врагов его, как об этом свидетельствуют слова Господа Самуилу: «и да помажеши его (Саула) царя над людьми Моими, Израилем, и спасет люди Моя от руки иноплеменничи: яко призрех на смирение людей Моих, яко взыде вопль их ко Мне» (1 Цар. 9:16) (Архиепископ Серафим (Соболев). Об истинном монархическом миросозерцании // Архиепископ Серафим (Соболев). Статьи и проповеди. СПб., 1994. С. 31).

    Таким образом, мы видим, что учреждение Царской власти было в планах Домостроительства Божия, задолго до непосредственного учреждения института Царской власти и было наградой за праведность древних ветхозаветных патриархов. 

    И Сам Господь, Царь царей по своей человеческой ипостаси промыслительно происходил от царских кровей и распят был с обвинением, что именовал себя Царём.

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 10 комментариев , вы можете свернуть их
    Борис Горячев # написал комментарий 18 июня 2021, 20:12
    Таким образом, мы видим, что учреждение Царской власти было в планах Домостроительства Божия

    Не было в планах, в планах была запланировано правление аристократии, царя жиды потребовали у
    бога и он дал им Саула.
    В. Нечапай # написал комментарий 18 июня 2021, 20:28
    Модест, а ты оказывается оккультист. А как же твоя любимая песня: "............ни бог, ни царь и не герой, добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой ".
    Олег  Модестов # ответил на комментарий В. Нечапай 18 июня 2021, 22:00
    Я похож на коммуниста?
    В. Нечапай # ответил на комментарий Олег  Модестов 19 июня 2021, 08:59
    Нет Модест, на коммуниста ты не похож, ты вылитый Мальчишь-Плохиш.
    Nabludatel77 # написал комментарий 18 июня 2021, 20:40
    Русская православная церковь подчинена товарищу Гундяеву, патриарху всея Руси и бывшему агенту КГБ с позывным "Михайлов" с еврейкой мамой Вексельман, так что по Галахе проходит.
    АЛЕКСЕЙ АЛЬПОВ # ответил на комментарий Nabludatel77 18 июня 2021, 21:19
    Лечись, болезный, с Божией помощью.
    Олег  Модестов # ответил на комментарий АЛЕКСЕЙ АЛЬПОВ 19 июня 2021, 00:12
    Он идолопоклонник.
    АЛЕКСЕЙ АЛЬПОВ # ответил на комментарий Олег  Модестов 19 июня 2021, 09:23
    Скорее - ординарный придурок.
    slavaor2010 # написал комментарий 19 июня 2021, 10:00
    "Творец создал человека самовластным, со свободной волей, со способностью самостоятельно выбирать, следовать ему в своей жизни добру или злу. "

    Прежде всего, Творец создал людей слабыми и сильными. А полковник Кольт всех уравнял...
    Олег  Модестов # ответил на комментарий slavaor2010 19 июня 2021, 13:54
    С Божьей помощью слабых не бывает. А стрелять из кольта большого ума не надо.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 572 записи в блогах и 5042 комментария.
    Зарегистрировалось 229 новых макспаркеров. Теперь нас 5029023.