Гротеск — оружие Артура Шика

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Родион Смирнов перепечатал из lechaim.ru
    10 оценок, 48 просмотров Обсудить (1)

    70 лет назад умер польский художник Артур Шик

    Реакция человека, впервые увидевшего рисунки Артура Шика, всегда одна — потрясение. Такова природа влияния на наше восприятие гротеска — особого типа художественной образности, основанного на причудливом, контрастном сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Гротескный мир особый: тая многозначную содержательность, он является публицистическим средством изображения социальной действительности — достаточно вспомнить работы Иеронимуса Босха, Питера Брейгеля, Жака Калло, Франсиско Гойи, Оноре Домье. Рисунки Артура Шика — это, безусловно, гротесковый мир; вместе с тем его работы удивительно пластичны, в них сочетаются наглядность и головоломная композиция. Персонажи Шика отличаются яркой театральностью — схваченные острым глазом художника, как фотовспышкой, фигурки людей запечатлены в тот момент их жизни, когда особенно проявляется их характерная гротесковая сущность. Поэтому его карикатуры, как, впрочем, и его судьбу, рассматривают не как иллюстрации к новостным заметкам на злобу дня, а как иллюстрации к самой истории…

    “Четыре сына”, 1934, The HaggadahRobbins Family Collection, Palo Alto, California

    Артур Шик родился в 1894 году в еврейской семье в польском городе Лодзь, бывшем тогда частью Российской империи. В 15 лет отец, директор завода, отправляет сына в Париж изучать искусство. В 1912–1914 годах в польском сатирическом журнале печатают его социально-критические карикатуры. Он продолжает учебу в Кракове, а в 1914 едет в студенческий тур в Палестину. Вероятно, эта поездка оказала значительное влияние на его национальную и культурную идентификацию и на размышления о еврейском государстве, поскольку еврейские сюжеты и темы в дальнейшем постоянно сопровождают его творчество. Из поездки он был вынужден вернуться: началась первая мировая война, и его призвали в российскую армию. Артур служил на немецком фронте и принимал участие в сражении за Лодзь. Сохранилось несколько его рисунков, изображающих русских солдат, вместе с которыми он воевал. В 1919–1920 годах, во время польско-советской войны, Шик оказался на польской стороне: он был назначен художественным директором отдела пропаганды польской армии в Лодзи.

    В 1921 году Шик возвращается в Париж и в течение нескольких лет иллюстрирует книги. Это было время, когда многие его друзья-художники увлекались кубизмом, сюрреализмом или абстракционизмом, но Шик предпочитал классическую графику и живопись. Ориентируясь на средневековую миниатюру и печатную графику Возрождения, он создает удивительные многокрасочные иллюстрации для исторических документов, таких, как Пакт Лиги Наций или Калишский статут 1264 года польского князя Болеслава Благочестивого — первого документа Европы о правах евреев. Исторические сюжеты, сложная композиция, проработка деталей, динамичная пластика фигур, тонкая работа с цветом и использование его символических возможностей позволяли Шику акцентировать внимание на главном. Вместе с тем уже тогда важное место в его творчестве занимала идеология. Шик бросил иллюстрировать Пакт Лиги Наций, как только убедился в бессилии этой организации.

    В1934 году Шик впервые приезжает в США, где получает от Конгресса США медаль Джорджа Вашингтона.

    В 1937 году Шик переезжает в Лондон. С началом второй мировой войны его политические рисунки публикуются в лондонской еженедельной газете. Здесь же открывается его выставка, затем проходит еще одна, чуть позже его работы показывают на выставке в США.

    “У нас заканчиваются евреи!”, 1943 годTaube Family Arthur Szyk Collection, Magnes Collection of Jewish Art and Life, University of California, Berkeley

    В 1940 году Шик иммигрирует сначала в Канаду, затем в США, где и остается жить. В 1943 году он узнает, что его мать погибла в гетто Лодзи. Дата и обстоятельства ее смерти остались неизвестны. Возможно, именно поэтому Холокост станет одной из ведущих тем Артура Шика. Хотя свою «личную войну против Гитлера» Шик вел с 1933 года, когда жил в Париже и Лондоне…

    Как это ни парадоксально, но именно «благодаря» Холокосту Америка получила возможность представить миру целый ряд талантливых художников в качестве своих граждан. И Шик среди них. Именно в США он приобрел известность как один из лучших карикатуристов времен второй мировой войны. Карикатуры Шика — одна из наиболее полных художественных хроник войны — обретают огромную популярность. Они регулярно появляются на обложках ведущих американских журналов Collier’s и Time. Шик становится штатным сотрудником New York Post и за время войны участвует в 25 выставках. В работах Шика снова и снова — Гитлер и его приспешники: Геринг, Муссолини, Хирохито. Они — пассажиры на «Корабле дураков» и шуты в «Пляске смерти». Они не только безобразны, но вдобавок заклеймены символами смерти и дьявола. Это проклятые и обреченные уродцы. Карикатуры Шика не смешны — в них нет юмора, есть лишь ненависть и беспощадность. «Не прощай им, Г-споди, ибо ведают, что творят» — так подписан рисунок, обличающий Ку-клукс-клан; эти слова подходят и для его антивоенных картин. На пропаганду национал-социалистов был мощный и острый ответ Шика. Не случайно Адольф Гитлер обещал за Шика денежное вознаграждение. А в американской прессе художника называли «армией из одного человека, боровшейся с фашизмом».

    Артур Шик утверждал, что искусство — не цель, а средство. Еще в 1934 году, во время визита в США, он сказал: «Художник, особенно еврейский художник, не может оставаться нейтральным к важным сегодня темам. Он не может скрываться за натюрмортами, абстракциями и экспериментами. Наша жизнь вовлекается в ужасную трагедию, и я решил служить своему народу всем моим искусством, талантом и знанием».

    Шик верил в силу искусства. К политической карьере он не стремился. Его профессиональная деятельность, начатая среди художников-модернистов, и его биография — скорее результат второй мировой войны, изменившей весь мир, в том числе и его жизнь.

    “Мой народ. Самсон в гетто” (Сражение в Варшавском гетто), 1945 годTaube Family Arthur Szyk Collection, Magnes Collection of Jewish Art and Life, University of California, Berkeley

    Говоря об Артуре Шике, часто прибегали к военным метафорам. «Человек-армия», «гражданский солдат», «солдат с кисточкой», — писали о нем газеты. «Это личная война Шика против Гитлера, и я не думаю, что мистер Шик ее проиграет!» — сказала Элеонора Рузвельт, жена американского президента.

    Все эти метафоры в его характеристике уместны — Шик действительно был воином. Но его творчество не только борьба, не только отрицание. В начале 40-х годов, когда мало кто в Америке представлял себе истинные масштабы Холокоста, он старался разбудить общественное мнение и неутомимо говорил о его жертвах, участвовал в организациях помощи беженцам. Его самый известный рисунок на тему Холокоста — De profundis (1943), где один из убитых и умирающих евреев — Христос. Для Шика характерны далекие исторические связи: от национал-социалистов — к прусскому милитаризму и дальше, к воинственным германским варварам; от восстания в Варшавском гетто — к ветхозаветной борьбе евреев против поработителей.

    В связи с этим стоит заметить, что Шик при жизни не испытывал ни малейшего желания побывать в немецкой столице. «Когда мы ехали из Польши в Париж и нам пришлось остановиться в Берлине, отец вообще не хотел выходить из вагона. Он же всю жизнь сражался с немцами», — рассказывала его дочь Александра Брачи.

    В 1948 году Артур Шик приветствовал образование Израиля. Он иллюстрировал Агаду и Декларацию независимости еврейского государства.

    В том же году он получил американское гражданство.

    Шик любил Америку, искренне считая ее страной свободы и демократии. Художник иллюстрировал знаменитую речь Рузвельта «Четыре свободы» и Декларацию независимости США, еще раньше, в Париже, нарисовал серию акварельных миниатюр о Джордже Вашингтоне и американской революции, хранящихся сейчас в президентской библиотеке Рузвельта. Вместе с тем он продолжал заниматься политическими сюжетами, в частности, его волновала дискриминация чернокожего населения Америки. Шик отлично понимал опасность «охоты на ведьм» и, разумеется, не молчал. Характерен его рисунок 1949 года: два человека говорят в спину третьему: «Его дело сейчас расследуют. — Ну да, у него красная кровь, да и сердце слева… — Если задуматься, все мы в беде». Не удивительно, что в 1951 году комиссия по расследованию антиамериканской деятельности инициировала расследование по делу Шика: его последовательная борьба с фашизмом показалась проявлением коммунистических идей.

    Автопортрет, Ink and Blood: A Book of Drawings, 1946 годJoseph and Alexandra Braciejowski Collection, United States Holocaust Memorial Museum, Washington, D.C.

    Комиссия допрашивала художника в апреле 1951 года, а в сентябре Артур Шик умер от инфаркта в возрасте 57 лет. Выходит, что даже его смерть продолжала его дело — иллюстрировала очередной, жестокий и несправедливый, поворот истории…

    Искусствоведы и критики считают Артура Шика одним из величайших художников XX века, работавшим в стиле миниатюристов XVI века. Его творчество стало ярким отражением веяний в культурной и социальной сферах того времени, и, что особенно примечательно, художник получил мировую известность как приверженец демократии и иудаизма. В своих работах он старался донести свое отношение к миру, свои мысли до людей всех национальностей и поколений.

    «Его картины изощреннее, чем швейцарские часы», — писала New York Times 7 сентября 2007 года. И в то же время его работы универсальны, их печатали на плакатах и марках, и Шик с удовольствием давал право на использование своих иллюстраций для благотворительности и пропаганды.


    (Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 467)

    Новости парнеров

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 1 комментарий , вы можете свернуть их
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 534 записи в блогах и 5147 комментариев.
    Зарегистрировалось 30 новых макспаркеров. Теперь нас 5029848.
    X