Украинский язык имеет более древнюю историю,чем русский

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Светлана Пугач перепечаталa из kievsvyat.kiev.ua
    3 оценок, 852 просмотра Обсудить (31)


    Признаки современной украинской прописи на граффити ХI-ХIII вв

     

    В граффити княжьего Киева ХI-ХIII вв. фиксируем такие сугубо украинские грамматические признаки:
    - звательный падеж существительных: владико, Стефане, голово;
    - окончание «у» в родительном падеже единственного числа мужского рода: спору (з того спору);
    - форму глаголов без «т»: пече;
    - глаголы прошедшего времени, заканчивающиеся на «в»: писав, ходив, молив;
    - глаголы с окончанием «-ты»: долучиты, писаты, скончаты;
    - мягкое «ц» в конце слов: чернець, (помилуй) Валерця, помоги Архипцю.
    - прилагательные теряют на конце «я»: многопечальна, благодатніша.

    Вот надпись XI в., которую читаем в книге историка Сергея Высоцкого, вынужденно изданной в брежневские времена на русском: «Мать, не желая ребенка, бежала прочь...». Фотооригинал удостоверяет: «Мати, не хотячи дитичя, біжя гет...»

     


    Эти надписи - известные как граффити - свидетельствуют, что киевляне XI-XIII вв. не были «прарусскими». «Наш древнейший литературный язык не был живым украинским языком, поскольку это был язык церковнославянский, пришедший к нам вместе с христианством, - писал в своем классическом труде «Филология и погодинская гипотеза» славист Агатангел Крымский, - однако живой наш язык врывался в литературную церковнославянщину и изменял понемногу чужое правописание так, чтобы оно было более легким для нашего народа», поскольку «переписчики много чего изменяют в правописании, внося черты собственного произношения». То же происходило у сербов, болгар. Проанализировав письменные памятки Киевщины ХI-ХII вв., исследователи нашли в них многочисленные черты именно украинского живого разговорного языка.

    «Читатель может убедиться, что в «Изборниках Святослава» 1073, 1076 гг. достаточно ясно отражается малороссийский язык, - пишет Крымский, - конечно, не наш современный, а только такой, что был у малороссийских предков в XI в.» За что уничтожило НКВД ученого в начале Второй мировой? - Именно за эти выводы: «Язык Надднепрянщины и Красной Руси времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого обладает в большинстве уже всеми современными малороссийскими особенностями». С ним солидаризировался лингвист Алексей Шахматов: «Язык Надднепрянщины и Красной Руси XI в. - абсолютно рельефная, четко определенная, ярко-индивидуальная единица, и в ней очень легко и выразительно можно распознать прямого предка современного малороссийского языка».

    Но во времена тех дискуссий еще не были исследованы граффити. Хоть выцарапывать на стенах соборов запрещалось церковным уставом Владимира Великого, «нарушители» нашлись - от ремесленников до князей. Надписи, сделанные на внутренних стенах Софии и других соборов княжьего Киева, стали объектом скрупулезных 30-летних исследований Сергея Высоцкого, уже первая монография которого в 1966 году «потянула» сразу на докторскую.

    Агатангел Крымский отмечал: «У украинцев X в. появляется очень мягкий звук «и» из старого дифтонга «ие». В то время как на севере этот дифтонг с XI в. начал превращаться в «е», в Киеве XI в. - в «и»... Это главный признак украинского произношения того времени». Этот признак мы находим и в киевских граффити: в мори, на Желяни, априля.

    Тут и уменьшительные, сугубо украинские, формы мужских имен - Остапко, Иванко, Жадко (от Жаден), Марко. Современная украинская «фамилия» выныривает в надписи XII ст. - «Господи, помози рабу своєму, Ігнатові. А прізвище (ПРЪЗЪВИЩЬ) моє Саєтат».

    В граффити княжьего Киева ХI-ХIII вв. фиксируем такие сугубо украинские грамматические признаки:
    - звательный падеж существительных: владико, Стефане, голово;
    - окончание «у» в родительном падеже единственного числа мужского рода: спору (з того спору);
    - форму глаголов без «т»: пече;
    - глаголы прошедшего времени, заканчивающиеся на «в»: писав, ходив, молив;
    - глаголы с окончанием «-ты»: долучиты, писаты, скончаты;
    - мягкое «ц» в конце слов: чернець, (помилуй) Валерця, помоги Архипцю.
    - прилагательные теряют на конце «я»: многопечальна, благодатніша.

    Вот надпись XI в., которую читаем в книге историка Сергея Высоцкого, вынужденно изданной в брежневские времена на русском: «Мать, не желая ребенка, бежала прочь...». Фотооригинал удостоверяет: «Мати, не хотячи дитичя, біжя гет...»

    В граффити «Господи, помози рабу своєму Луці, владичину дяку...» имеем переход «к» в «ц» в дательном падеже единственного числа (Лука - Луці). И изменение согласной «к» перед суффиксом «-ин» на «ч» (владыка - владичин) - в полном соответствии с современным «Українським правописом».
    «Украинский язык имеет более длинную историю, чем русский»



    Но дело не в том, на сколько процентов современный украинский язык совпадает с языком наших предков. Тут дело скорее политическое: мы, в 2008-м - прямые потомки тех, кто составлял этническое ядро Руси в 1008-м. «Украина составляла ядро Киевской Руси», - констатирует британский Словарь Хатчинсона («Ukraine formed the heartland of medieval state of Kievan Rus which emerged in the 9th century». The Hutcinson dictionary of World History, 1993 (1994)».

    «Живой» язык киевских граффити вполне уместно называть украинским образца раннего средневековья. Как делают, скажем, англичане. Хотя их «живой» язык обновился по меньшей мере на 50% после «turning point» - поворотной точки (в 1066 г.), как называют англичане приход норманнов.

    Запад отходит от привычки смотреть на славянский мир глазами Москвы. В авторитетном «Словаре языков» Эндрю Долби (Dictionary of Languages. Andrew Dalby. Bloomsbury, 1999. London), где фигурируют старославянский (Old Slavonic), церковнословянский (Church Slavonic), об украинском языке написано черным по белому: «он имеет более длинную историю, чем русский» (Ukrainian has longer history than Russian). И о том, что Украина - «та территория, откуда праславянский язык (protoslavonic language) распространялся в частности и на север - в Беларусь и Новгород».

    Забытый


    В публикациях времен СССР Сергей Высоцкий почти не касался украинских черт открытых им граффити.

    Одобрительно отнесшись к попытке автора этих строк собрать эти надписи в один реестр (из трудов «Древнерусские надписи Софии Киевской ХI-ХIV вв.» (1966), «Средневековые надписи Софии Киевской ХI-ХVII вв. (1976), «Киевские граффити ХI-ХVII вв.» (1985)), он заметил, что в бывшем СССР написать о таком было невозможно в принципе. Впоследствии в 1998 г. вышел его последний труд - «Киевская письменная школа Х-ХІІ вв.» («Київська писемна школа Х - ХІІ ст.»), где есть раздел - «Палеография и некоторые особенности письменной Киевской школы, свойственные украинскому языку» («Палеографія та деякі особливості писемної Київської школи, властиві українській мові»). Он ушел из жизни в тот день, когда пришла телеграмма о выходе книги.

    Жизнь доктора наук не менее удивительна, чем его открытие. Получив в юности травму позвоночника и заболев туберкулезом костей, Высоцкий провел около 10 лет в постели, а когда выздоровел, стал историком. Его монографии на главном месте держал художник Илья Глазунов, добиваясь «аудиенции» и автографа автора. Высоко ценил его покойный академик Борис Рыбаков.

    Открытие граффити - это долгие поиски, подбор специального бокового освещения, реставрация надписи, обработка фото, анализ особенностей написания каждой буквы, присущих определенному времени. И так долгие 30 лет: Золотые ворота, Святая София, Выдубицкий монастырь, Успенский собор Киево-Печерской Лавры, Церковь Спаса на Берестове, Кирилловская церковь.

    Сегодня на стенах Софии есть доска с именами меценатов, которые дали деньги на реставрацию. Но нет имени того, кто открыл нам богатство граффити. В декабре этого года исполняется 10 лет со дня смерти Сергея Высоцкого. Хотелось, чтобы его имя было должным образом отмечено и оценено до той поры.

    Потому что все наработанные историком фотоматериалы - где-то глубоко в запасниках Музея Киева. И даже убогой надписи, которая в 1990-х бесстрастно информировала: «Обнаружено около 300 древнерусских надписей - граффити - уникальных памяток письменности (исследованы С. Высоцким)» - в Софии уже нет. Нужно сделать соответствующую экспозицию в стенах собора и включить эту информацию о граффити в обязательный экскурсионный минимум, особенно для наших школьников. Ведь в Софии есть специальная экскурсия по граффити, но только на заказ.

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 31 комментарий , вы можете свернуть их
    Сергей Милованов # написал комментарий 15 августа 2011, 15:17
    Понятное дело...
    Настолько же более древнюю, насколько история т.н. " української православної церкви київського патріархату" древнее истории РПЦ...
    александр атлантов # ответил на комментарий Сергей Милованов 16 августа 2011, 21:33
    Московию хрестили на 125 лет поззже Киева, товарищ под-полковник.
    Сергей Милованов # написал комментарий 15 августа 2011, 18:42

    Вообще,немало веселых минут доставляет топорно-лживая пропаганда свидомитов и свидомиток...
    Надо же, как легко и непринужденно фраза: «Украинский язык имеет более ДЛИННУЮ историю, чем русский»,превращается в заглавие опуса - "Украинский язык имеет более ДРЕВНЮЮ историю,чем русский"...
    А то,что, по исследованию русского ученого, лишь НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ Киевской письменной школы свойственны украинскому языку, лихо преподносится как вывод о несвойственности этой самой школы своей базовой основе - русскому языку...
    Короче, смеялся и плакалъ...
    ссылка на feb-web.ru

    александр атлантов # ответил на комментарий Сергей Милованов 16 августа 2011, 21:36
    иногда бівающий в харькове Сергей, зайдим в Софию и посмейся над выцарапанными по украински в 11 веке графити,,, не нравится почитай Алджаса Сулейменова, которого совсем в украинском национализме заподозрить нельзя. "АЗ и Я" выданую в 72году, запрещенную сразу, и Алджасу пришлось долго оправдыватся. почитай. а если не в теме то нечего пузыри пускать...
    Сергей Милованов # ответил на комментарий александр атлантов 17 августа 2011, 15:10
    Не бывающему иногда в Харькове Сергею действительно смешно, когда русские граффити XI века называют украинскими...Тем более,что ему приходилось видеть эти "украинские" надписи XI века и в Киевской Софии,и в Новгородской, и на Тмутараканском камне в петербургском Эрмитаже...
    И хоть и не "на одном дыхании" осилил в свое время Сергей книгу "АЗиЯ" , но если бы Олжас там назвал русов украинцами, даже древними, запомнил бы точно.
    Но вам-то какой прок от "дешт и кыпчакского" национализма? От "исконного" русско-тюркского родного братства, утверждаемого Сулейменовым? "Украинско-тюркского" по вашим понятиям?
    Неужто согласны, что Киев основан хазарами?
    kovran Михаил # написал комментарий 16 августа 2011, 11:15
    Это ерунда.Цей правитель теперішніх українських земель був однією з найвидатніших постатей стародавнього світу, що, зрештою, не заважає його імені залишатися практично невідомим.Мітрадат VI Евпатор у вигляді Геракла (антична скульптура)
    Це ім’я, яке сучасною мовою можна перекласти як Богдан, походить від сонячного божества Мітри. Митридат чи Мітрідат або Мітрадат VI Великий Евпатор був Понтійським царем і володарем Боспору. Ще за життя його називали “царем царів”. Жаль что изображение не могу дать украинца в образе Геракла .
    Вячеслав Гуляев # ответил на комментарий kovran Михаил 16 августа 2011, 13:26
    Он тоже считал себя окраинцем???
    kovran Михаил # ответил на комментарий Вячеслав Гуляев 16 августа 2011, 19:44
    Конечно,как и Исус Христос.
    Олександр Франчук # написал комментарий 16 августа 2011, 13:15

    "Михаил Красуский, Древность малороссийского языка: Занимаясь, долгое время сравнением арийских языков я пришел в убеждение. что малороссийский язык не только старше всех славянских, не исключая так называемого старославянского, но и санскритського, греческого, латинского и ПРОЧИХ арийских." ссылка на gidepark.ru

    Вячеслав Гуляев # написал комментарий 16 августа 2011, 13:24
    Другими словами - старорусский язык, имеет более древнюю историю, чем русский))).
    Юрий Кононенко # ответил на комментарий Вячеслав Гуляев 16 августа 2011, 18:48
    Старорусский - это и есть украинский. А Россией Московию назвал Пётр Первый в 1722 году, украв часть названия Киевской Руси (ну не называть же новую империю Новая Орда).
    Так что гуляй, Гуляев ...
    Вячеслав Гуляев # ответил на комментарий Юрий Кононенко 16 августа 2011, 18:52
    И что он так и назывался "украинским"??? Вряд ли русичам пришло бы в голову так себя оговаривать )))
    А гулять, я таки люблю ... видать фамилия влияет)))
    Владимир Соколов # написал комментарий 16 августа 2011, 15:53
    Можно сравнить с древненовгородскими берестяными письмами - один и тот же письменный язык и в Новгороде, и в Киеве, и в Пскове. Укронационально свыдомым нужно не изгаляться, а привести хоть одно письменное свидетельство древней "укромовы" из Русских Летописей и древних памятников русской литературы, скажем, "Слово о полку Игореве", которое является образцом РУССКОГО языка без каких-либо украинизмов:

    "Игорь к Дону вои ведет. Уже бо беды его пасет птиць по дубию; волци грозу въерожат по яругам; орли клектом на кости звери зовут; лисици брешут на черленыя щиты. О Руская земле, уже за шеломянем еси!
    Долго ночь меркнет. Заря свет запала, мгла поля покрыла; щекот славий успе, говор галичь убудиси. Русичи великая поля черлеными щиты прегородиша, ищучи себе чти, а князю славы."

    А вот то же на укромове:

    "А орли своїм клекотом скрізь по степах звуть звірів на кістки богатирські. Ой ти, Руська земле! О ріднесенький край!
    Вже далеко єси за горою!.. Довга нічка зника... Червоніє вже схід... Туман хвилями поле вкриває... Соловейко в байраках давненько затих...
    Говір галичий де-де прокинувсь... Храбрі русичі ворога ждуть, щоб здобуть собі честі, а князеві слави..."
    Жуть!
    Lesik Machynsky # ответил на комментарий Владимир Соколов 19 августа 2011, 03:01
    И где же вы ТАКУЮ укромову "откопали"? Русизмы, "проваленные" окончания...
    Владимир Соколов # ответил на комментарий Lesik Machynsky 19 августа 2011, 11:12
    Не понравилось? Нате вам этот же отрывок в исполнении академика М.Рыльского, можно любой другой, можно вообще из Летописи Русской, чтобы раз и навсегда уяснили - мова не самостоятельный язык, а наречие Русского языка, точно так, как нет австрийского языка, а население древней Австрии говорит на южном диалекте немецкого языка, и примеров таких много. Сравните любые древнерусские тексты с их укропереводами, и если вы честны, то должны признать, что употребляемая вами мова никакого отношения к этим РУССКИМ текстам не имеет, ибо незачем со старого "украинского" переводить на новый "украинский".

    "Риплять вози опівночі,
    Мов ті лебеді ячать сполохані.
    Ігор на Дон війська веде,
    А вже лихо його тяжкеє
    А вже лихо його тяжкеє
    Підстерігають птахи на дубах,
    Вовки грозу в ярах навивають,
    Орли-білозерці клекотом
    Звірину скликають на кості,
    Лисиці брешуть на щити багряні.
    О Руська земле, уже ти за могилою!

    Довго ніч темніє.
    Зоря світ запалала.
    Сивий туман покриває поле,
    Примовкає солов’їний щебет,
    Галчиний гомін здіймається.
    Загородили русичі
    Поле щитами багряними,
    Шукаючи собі честі,
    А князеві слави".
    Lesik Machynsky # ответил на комментарий Владимир Соколов 20 августа 2011, 00:07
    "красиво и много, но не понятно о чем" - как говаривал персонаж незабвенного Аркадия Исааковича.
    В публикации (вернемся к началу дискуссии) приводится фактаж того, что старорусский язык на граффити Софии Киевской практически идентичен современному украинскому. Это факт. И у коль так, то современный т. н. "русский" является наречием, а я утверждаю - суржиком истинного руського, на котором общается население большей территории Украины.
    Владимир Соколов # ответил на комментарий Lesik Machynsky 20 августа 2011, 00:33
    Как раз в начале дискуссии я написал, что тексты этих графитти ничем лексически не отличаются от берестяных грамот Новгорода и Галицкого Звенигорода, так что нужно не флудить, а читать правдивую историю. Пора уже понять, что на любой свыдомытный выпад против Русского языка будет дана надлежащая отповедь. Ваши права на свой язык никто не оспаривает, общайтесь с себе подобными как вам угодно, но не стоит пытаться навязывать другим свою неприемлемую ни в каких отношениях мову.
    Lesik Machynsky # ответил на комментарий Владимир Соколов 20 августа 2011, 01:31
    Что вы так разволновались, Володя? Я снизошел для общения на вашем так называемом "языке" (хотя правильно говорить на "русской речи" - в украинском "ричь" = "вещь"). Спасибо скажите великому эфиопскому еврею Александру Сергеичу, что удалось ему как-то упорядочить и "узаконить" вятския и резаньския "гайки во рту". Зря считаете нашу речь "неприемлемой" - ведь она фонетически и понятийно гораздо ближе к великой семье славянских языков.
    Австрийская же немецкая речь самими "великогерманцами" признается, кстати самой чистой и правильной. И как-то спокойно к "этому" относятся - сам тому свидетель.
    Владимир Соколов # ответил на комментарий Lesik Machynsky 20 августа 2011, 02:03
    "Снизошли"?.. Комплекс , однако. Ну и я тоже "снизойду" отправить вас в ч.с. к троллящим здесь и везде
    на этом портале свыдомытам - коллегам, дабы вы больше не напрягались тискать мне свои русофобные бредни не на "ричи", или как оно там. Прощайте.
    Lesik Machynsky # ответил на комментарий Lesik Machynsky 20 августа 2011, 02:14
    И вам не болеть, господин хороший - ведь не ругался с вами, но отстаивал свое достоинство, свое право на равноправное существование в этом мире.
    Увы, такие как вы "не могут себе позволить".
    Вам пОляком родиться, с таким гонором, г-н "Нэстор ЛетописЕц" скульптора-выкреста Антокольскова....
    Юрий Кононенко # написал комментарий 16 августа 2011, 18:45
    Я к такому же выводу пришёл после "Поля чудес", когда сходу угадывал старорусские слова, многие из которых оказались современными украинскими, сохранившимися неизменными с древних времён.
    Вот такие дела, как бы ни было прискорбно великодержавным шовинистам.
    александр атлантов # ответил на комментарий Юрий Кононенко 16 августа 2011, 22:18
    Русское - день-га, по польски- пенензы, по чешски - пенязи, по украински Гроши.
    ДЕНЬ-ГА -виразительно китайское слово. таких примеров десятки тысяч в самом употребительном словаре. Тоже и с обычаями. У Рыбакова - остатки архаичных обрядов и верований словян, именно в Украине, основные археологические находки, поднепрянщина, посулье, ЧТО СЛОВЯНСКОГО РАНЬШЕ 16 ВЕКА было найдено на Московщине?
    Сергей Милованов # ответил на комментарий Юрий Кононенко 17 августа 2011, 16:04
    И что? Слова остались не разгаданными "великодержавными шовинистами" на "Поле чудес"?
    Или все "шовинисты" оказались дипломированными переводчиками с современного украинского?
    И с чего вы так уверены, что клоунские репризы украинствующих столь противны остальным русским?
    александр атлантов # написал комментарий 16 августа 2011, 21:45
    Двуглавый орелкак герб Московии был украден Иваном 3 у византии (3 жена Ивана видители была гречанка) триколор был украден ЕТРОМ 1 у Голандии (правда перевернув их знамя вверх ногами), насвание РОСС было украдено темже Петром у Украины (украинси называли себя РУСЬКИМИ) с переиначиванием на латынский манер -РОССИЯ, после чего Петр вместо титула МОСКОВСКИЙ ЦАРЬ, начал называтся Император всея Русси.
    Все просто Ватсон, странно что Вы этого не знаете.
    Сергей Милованов # ответил на комментарий александр атлантов 17 августа 2011, 16:21
    Для доктора Ватсона все еще проще чем Вы думаете...
    Михаил Бойко # написал комментарий 16 августа 2011, 23:40
    И я не понимаю, почему, нас, искусственно разделенных после Крещения Руси и после раздела Великой Страны в 1991, пытаются противопоставить друг другу!
    Понимаю только, что жулики хотят наварить на этом ура-национализме в свой карман.

    Кто мне роднее - мать или отец?

    От того, что киевские попы раньше легли под византийскую веру, а не под римскую или еврейскую, чем попы рязанские или староладожские, они не стали лучше. Они только первые предали свою историю своих предков, ПЕРВЫЕ назвав ее языческой.
    За что мне благодарить тех попов?
    За то, что наша Страна объединилась от Буга до Америки? - Спасибо!

    За то, что они воспитали РАБОВ для своих хозяев? - Нет, не найти мне соратников среди "православных" рабов, избирающих таких президентов, которые правят осколками Великой Державы.

    Да и здесь - кто более исторически "хекает", "окает" или "цокает", тот и более древний? - Ну, и что?
    Кто лучше - потомок неандертальцев, или питеканторопов?
    Попытайтесь выделить процент своей крови, господа спорщики! Выбейте его на медали, повесьте ее себе на пузо и - вперед, требовать очередные льготы!
    Иначе вся ваша суета тщетна!
    Привет, МБ из СПб
    Сергей Баранов # написал комментарий 20 августа 2011, 23:26
    Это всего лишь вырванный из исторического контекста пример, который ничего не доказывает, кроме тупости и некомпетентности его авторов. Старокиевское койне отличалось от современного русского, в т.ч. звательными падежами и т.д. В конце концов в Киеве могли быть и были люди -носители протоукраинских диалектов соседних древлян, полян т.д., но это не значит, что доминирующим языком в городе были эти диалекты и тем более, не письменным. Так что это всё мёртвому припарки
    Сергей Баранов # написал комментарий 20 августа 2011, 23:35
    Так как и сегодня в Киеве есть определённое количество украиноязычных 25%, которым удобнее говорить так или царапать на стенах Церквы или старинного дом графитти про "хероев"
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 704 записи в блогах и 5931 комментарий.
    Зарегистрировалось 70 новых макспаркеров. Теперь нас 5028645.