Аскольд и Дир - кто и когда придумал этих персонажей

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Владимир Яковенко перепечатал из zen.yandex.ru
    2 оценок, 537 просмотров Обсудить (7)

    ...  Друзья - есть  такая  сказочная  книжка , придуманная  в  17  веке  и  почитаемая  официциальной  историографией  за  нечто  исторически - точное - несомненное  и  абсолютно  достоверное  -  то  есть  НЕпогрешимое  и  НЕ  подверженное  сомнению  в  её  содержании  ....  хотя  даже  при  беглом  знакомстве  с  её  содержанием  -  у  простых  людей  возникает  много  вопросов  ....  а  вот  у  важных  дипломированных  клоунов -  никаких  вопросов  не  возникает  ... ? !  Такие  вот  дела ...! 

    А  давайте  разберём  этот  вопрос  на  примере  так  называемой  Киевской  Руси  -  Восточных  Полян  и  мифических  князей  -  Аскольда  и  Дира  - кто  они  такие  - и  откуда  взялись  - ? !   Давайте  спокойно полистаем  -почитаем и  поразмышляем  над  вполне  очевидными  летописными несуразицами .... «Повести временной...». В очень важном эпизоде истории древней Руси…

    Стройная легенда. Не буду пруфить зубодробительным церковно-славянским языком, постараюсь изложить близко к тексту и со смыслами, что редколлегия Киево-печерского издательства ПВЛ нам попыталась в головы вложить. Эту историю с вызовом князей знает даже ленивая школота с «тройкой» по предмету.        В 882 году малолетний князь Игорь Рюрикович, на крепких руках воспитателя-воеводы Вещего Олега, прибыл под стены града Киева. Назвались купцами от князя Новгородского.

    Путь, мол держим к грекам, подайте нам правителей города — Аскольда и Дира. Хотим своих соплеменников обнять, посплетничать о пиратских варяжских делах… Когда радостные «бояре новгородские» прискакали на бережок, из ладей выскочил отрядик матерых убийц, хозяев Киева порешили прям у днепровской тины... без зачтения приговора......

    Первый вопрос: ходят ли князья (по первому вызову) на бережок к неведомым купцам? Вооруженным до зубов — других просто не водилось на земле-матушке в те лохматые седые времена. Не наоборот ли все происходило век от века, до наших дней включительно? Прибыл — доложись и назовись. Чтобы все по чину было. С поклоном и дарами малыми. Сначала береговой страже с вахтером-боярином. Потом приглашения жди. Хоть друг, хоть сват-брат правителю. Прискакал посыльный с разрешением — ступай в терем княжеский, там тебе рады будут, если знакомец стародавний. А если просто купец — тут другой протокол встречи.

    Второй вопрос. Некто Иббн Фадлан, арабский посланник в Волжскую Булгарию, подробно описал (в 922 году) процедуру «речного досмотра» прибывающих «купцов». Что суть разбойники с большой и малой воды, соленой и пресной… Царь булгар, при появлении у его пристаней ладей русов — выходил туда лично, забирал каждого десятого раба. «Проездной» билетик так оплачивался.   Понятное дело, корыта на парусно-весельном ходу предварительно обшаривались «таможней».

    И личной охраной, для полного понимания ситуации: что везут, сколько брать положено в казну… На Днепре такие же правила. Обязанность княжеская — досмотр чинить, свою долю изымать. С нее сам живет, дружину кормит. Только вот… Птицы столь высокого полета с телохранителями обычно ходят. После предварительного боярского шмона. Варяги, «внезапно» выпрыгивающие из ладей, — как-то… несуразно выглядят. Супротив любой логики.

    Третий вопрос, не менее детский. Подход большого войска северных племён (словен, чуди, мери и веси) с немалым числом варягов — осталось незамеченным? Перед этим, если помнится — Любеч выше по течению взят был. Крепостица в укреплениях еще та была, мое почтение. Подчинение Смоленска — это для радушных и беззаботных Аскольда и Дира тоже незамеченным прошло?

     

    (Иллюстрация из открытых источников)

     

    Четвертый вопрос: ничего эта сцена не напоминает? Многим — да, просто калька истории захвата в 859 г. викингом Гастингом итальянского города Луны. Что ошибочно был принят за великий Рим… Там тоже «детская хитрость» сработала. Скандинавы передали графу и епископу города, что имеют с собой дары. Двое простаков встретили делегацию у городских ворот. Гастинг, прикинувшийся мертвым, внезапно ожил. Соскочил со щитов — порешил обоих руководителей обороны города. Подвопрос: Нестор эту байку слышал или нет?

    С другого фланга зайдем, не будем вредничать. Военную хитрость и подкуп ближников Аскольда и Дира никто не отменял. Так или этак — могло случиться всяко… Отмотаем назад события.

    Без конспирологии вот что доподлинно известно. Итак — во главе похода 860 года на Царьград «Повесть временных лет» поставила двух «варягов» — Аскольда и Дира. Те пришли в Киев из Новгорода, освободили мифических «полян» от хазарской дани. Еще и печенегов покрошили не счесть… которыми в тех краях не пахло, если только перебравшие кумыса маячили иногда. Подтвердить историчность Аскольда и Дира абсолютно нечем.

    В середине IX века Новгорода (торговая фактория) и Киева (средних размеров городище) как городских центров — не существовало. Имена предводителей русов, совершивших в 860 г. набег на Константинополь, — остались неизвестны византийским и европским летописцам. Даже предшествующий «Повести временных лет» — летописный свод Новгородской первой летописи младшего извода — никак царьградский налёт... не связывает с Аскольдом и Диром.

    Хоть один постоянный и вредный читатель канала и будет против…, но буду утверждать — имена Аскольда и Дира были внесены в летопись поздними редколлегиями «Повести временных лет». Теми же самыми личностями, превратившими их в «варягов», Рюриковых «бояр». Но что делать с набившей оскомину «доказательной базой» подтверждения исторического существования Аскольда и Дира от арабского историка Масуди? С упоминанием знакомого имени:

    «Первый из славянских царей есть царь Дира (Алдира, Дина), он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами».

    Это про что описание? Среднего Днепра второй половины IX века, как настаивают с пеной у рта граждане одной невероятно свидомой страны? Покажите археологию «обширных городов». Описание столь грандиозного политического объединения в любых других источниках. Византийских, например, — обязательно должны же заметить.

    Какие «многие обитаемые страны» у него в подчинении? Голядь да вятичи? Хазары-булгары? И торговля… Простите, ее заметные следы (клады с арабскими дирхемами) появляются только после 900 годов… Так о чем речь?

     

    (Иллюстрация из открытых источников)

     

    Читая карты. Если не спихивать в корзину сообщение Масуди (хотя надо), то стоит почитать полный текст, откуда отрывок про Дира выдран. Получается совсем иная географическая реальность и другая история. «Царство Дира» очерчено так:

    «Подле этого царя из славянских царей живет царь аль-Олванг, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом (Византией), Ифранджем (Франкской империй), Нукабардом (лангобарды, Северная Италия) и с другими народами…».

    Судя по политической карте, с нашими географическими метками, — араб говорит о неком правителе… на Балканах. Примерно в Далмации. Но прочитаем дальше:

    «Затем, с этим славянским царем граничит царь Турка (Венгрия). Это племя красивейшее из славян лицом, большее из них числом и храбрейшее из них».

    Итак, «царство Дира», не опознается — как никакое из славянских государств конца IX — начала X в. Остается только заподозрить в таком величии… Великую Моравию или дунайскую Болгарию. Не спорю, их правители примеривали на себя главенство в славянском мире. Даже города в их владениях были многолюдны. Но «царство Дира» там не находится по причине хорошего знания именословов правящих династий. Если даже пройтись по топонимике этих стран (с совой на глобусе) — тоже полный голяк, пардон…

     

    (Иллюстрация из открытых источников)

     

    Добавим себе еще немного терпения, постараемся понять Масуди. Причисление к «славянам» — венгров. Очевидная глупость и несуразица, вроде бы. Но вдруг… вдруг араб использовал термин «ас-сакалиба» («славяне») — весьма широко? Как обобщение вообще всего населения восточной Европы, живущего между Франкским государством, Италией и Византией. И «первым из славянских царей» вполне мог подразумевается Оттон I. Сначала саксонский герцог, а с 936 г. — король Восточнофранкского королевства (Германии). Вот тут таки да… И странами обширными владел, и торговлишку перехватывал у Византии, могущественный мужчина был. Но почему… «Дира»? Тупичок-с…

    Не наших краев птицы эти Аскольд и Дир. Какая-то явная чужеродность летописных преданий. Хотя… есть еще одна тропка. Если предположить — говорится в Летописи не про днепровский Киев. Может, какой-то дунайский имеется ввиду. Их там немало стояло.

    Как и Новоградов... Кеве (близ Орсова), о котором повествует венгерский летописец Аноним Нотариус. Город Киёв (Южная Моравия, рядышком с Брно). Любой из шести «Kyjov» и трех «Kyje» — в Чехии. Пара «Kijova» в Словакии, продолжать (поверьте) еще можно... Тогда логичным будет сообщение Никоновской летописи XVI века. Там говорится о гибели сына Аскольда на Дунае. В войне болгарами.

    Этимология имен Аскольд и Дир ничего нам не расскажут, не упражняйтесь в комментариях. «Дир» (кельтское Dir) означает — верный, сильный, знатный. Использовалась балканскими славянами в вариациях — Тир или Тиро. У поляков есть сообщения о Дирсласе или Дирисласе.

    Имя Аскольд (летописный Оскольд) — родственно церковнославянскому слову осколъ — «скала». С традицией киевской древней — добавлять «д» в конце. Так и писали — Осколь(д) и «Дир(д). К какому региону, народу это привязать? Да хоть к ацтекам… Оба лишены каких-либо характерных черт. Может, как некоторые исследователи вопят, — Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время?     Ну тогда уж более логичным выглядит: это одно историческое лицо.

    В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, потом стали самостоятельной личностью в мозгах монахов, стремившихся хоть как-то закрывать летописные пробелы. Царьград во время налёта «Аскольда-Дира» вообще-то один предводитель возглавлял, хоть и безымянный…

    Могилы. Тут тоже мутна водица в облацех… Считается, что единственное доказательство их существования.

    Упоминаемые уже в «Повести временных лет», как местные достопримечательности — сохранились в киевской топографии поныне. Еще во времена Российской Империи ученые задавались вопросом — почему они разнесены так далеко друг от друга?  В один день погибшие «варяжские князья», неразлучный тандем…

    Если критически осмысливать, что писано про Аскольда и Дира в «Повести временной…»… то в 860-ом (а не в 866-ом)  состоялся их поход на Царьград. Предприятия нетривиальное, подготовки требует годика три минимум. В 882-ом году их убивают. И получается, этот дружный союз продлился почти четверть века.

    Но Аскольд похоронен на Угорской горе, «а Дирова могила за святою Ориною» (св. Ириною). Не берусь что-то утверждать… Просто очередная несуразность.

     

    (Иллюстрация из открытых источников)

     

    Самая смелая версия. Нестор придумал Аскольда и Дира, это очевидные и поздние фантомные фигуры «Руси изначальной».

    А араб Масуди писал о том — что историческая наука еще не раскопала. Как вариант, зацепимся за слова патриарха Фотия. Который утверждал — в 860 году русы «обратили оружие против Византии» лишь после того, как покорили окружавшие их народы, поднепровских восточных славян. Константин Багрянородный позднее называет их «пактиоты» (данники русов).

    А покорить их могли так называемые «тавроскифы». Назвавшие Десну (приток Днепра), как свою правую руку (одесную).

    «Днепровскую Русь византийские писатели называли тавроскифами и таврами именно потому, что на нее было перенесено название народа, действительно обитавшего в Крыму в VIII— IX вв., т. е. Росов».
    (Д. Талис)

    Таврическая неведомая нам Русь?   Печенежская  Русь .... Может быть, может быть…

    Только — ни князей, ни царей в истории не осталось. Что тоже странно…

    А  самое  главное  -  что  даже  по  тексту  ПВЛ  -  они  никакого  отношения  к  фино-угорским  племенам  и  землям  северо-востока   Европы  не  имеют  ....  где  Вологда - Ростов  и  Суздаль   и  где  Таврия  и  при-черноморье -  ? !  

    И  это  только  одна  сказочная  часть содержания  непогрешимой ПВЛ  -  а  есть  и  другие....

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 7 комментариев , вы можете свернуть их
    Wadim Lasker # написал комментарий 13 ноября 2020, 14:53
    куда ни кинь - всюду исторический клин - хорошо сочиняли нашу лживую историю
    Константин Кир # ответил на комментарий Wadim Lasker 13 ноября 2020, 15:00
    напишите правдивую
    Сева Неведомый # ответил на комментарий Константин Кир 20 ноября 2020, 17:49
    А где такой на Московии взяться???
    Константин Кир # ответил на комментарий Сева Неведомый 20 ноября 2020, 21:20
    Вы из королевства польского ?
    Александр Попов # написал комментарий 13 ноября 2020, 16:00
    "«...В 1996 году была опубликована книга известного российского художника, академика И.С. Глазунова“Россия распятая”. В этой книге есть интересный раздел, посвящённый малоизвестным страницам славянской археологии. Основной вывод И.С. Глазунова можно вкратце сформулировать так: в славянской археологии очень многое и по-видимому намеренно скрывается от широкой и даже научной общественности. В свете наших собственных исследований понятно, почему это происходит. На самом деле археология очень часто вступает в противоречие со скалигеровской историей. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда археологические находки – славянские. Поэтому именно славянская археология и неизбежно следующие из неё выводы являются в определенном смысле “запретной темой” в истории."
    Gromoff 171 # написал комментарий 13 ноября 2020, 16:30

    Как так случилось, что территория, на которой якобы существовало могучее Великое Киевское княжество до второй половины XVI - первой половины XVII века представляла собой пустынную, незаселённую страну?

    Но настоящие чудеса у де Боплана начинаются дальше, когда он переходит к описанию населённых пунктов Украины его времени. Вместо древнего и обширного Киева, за обладание которым якобы не одно столетие дрались русские князья, отстаивая своё наследственное право на великокняжеский стол, де Боплан вдруг сообщает, что никакого большого города просто напросто нет. А есть, внимание, Новый Киев. Что он из себя представляет?

    Отсюда второй вопрос: Это город? Или большое село? И куда подевался огромный город, где, если верить историкам, одни только церкви исчислялись сотнями? Где мощные укрепления и дворцы? Где "матерь городов Русских"?


    Это что же получается? Оказывается во времена де Боплана никто из учёных поляков и украинцев ничего вразумительного о якобы существовавшем когда-то стольном граде Киеве сообщить не мог, за исключением, что никаких письменных источников об этом нет и древний Киев прекратил существование 900 лет назад, то есть примерно в 700 году нашей эры?

    Де Боплан пишет: В долине между рекою и основанием горы расположен новый Киев, в настоящее время довольно слабо заселенный, заключающий не более пяти или шести тысяч жителей

    Но я хорошо помню и труды наших учёных историков, и содержание школьных учебников, описывающих, как киевляне периода Киевской Руси и первых князей якобы ежегодно сплавлялись по Днепру на гружёных товарами моноксилах и, преодолев пороги, через Чёрное море добирались до Константинополя, где вели выгодную торговлю.

    Отсюда третий вопрос: как так получилось, что жители Украины напрочь утратили и желание, и способность осуществлять торговлю, которую сами же так активно ранее вели, оседлав знаменитый путь "из Варяг в Греки"?

    А может быть не было никакого пути по Днепру из варяг в греки? И не было никаких моноксил, сплавлявшихся через днепровские пороги?

    Прочитал я книгу де Боплана и учёные комментарии к ней, но так и не сумел свести воедино возникшие при чтении мои вопросы с той исторической конструкцией, которая именуется Киевская Русь. Что-то здесь не так: или она неправильна или я чего-то не понимаю. ссылка на alexa-bell.livejournal.com

    Сева Неведомый # ответил на комментарий Gromoff 171 20 ноября 2020, 17:52
    трудам "наших" учёных историков....меньше верить надобно!
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 515 записей в блогах и 5654 комментария.
    Зарегистрировалось 17 новых макспаркеров. Теперь нас 5029732.
    X