Cui prodest

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Борис Пахомов написал
    0 оценок, 576 просмотров Обсудить (0)

    Cui prodest

    (Римское право сегодня)

     

    Цель этой материала - разобраться, по-возможности, в дебрях современного права и ответить (тоже по-возможности), как мы дошли уже в 21-м веке до жизни такой, когда заклятого преступника, на котором пробу негде ставить, многие хитрые комбинаторы от права, не без участия самих судей, внаглую отмазывают от совершенных преступлений, отмазывает не задаром, конечно, а за очень большие деньги, и те, преступники, на которых современный суд так и не поставил соответствующее клеймо, становятся чистыми, как стеклышко, и, нагло ухмыляясь в лицо общественности и пострадавшим, прямо с крыльца суда под крики "Виват" своих дружков садятся в шикарный бронированный автомобиль и укатывают в нем на лихой скорости продолжать делать и дальше свои грязные дела. Но чтобы ответить на поставленные вопрос, естественно обратиться как можно к более глубоким началам создания самого права как регулятора системы отношений между субъектами права. Но перед этим я приведу одну работу затоптанного вконец сегодня современными реформаторами В.И. Ленина, касающейся затронутой проблемы. Это его статья в газете Правда № 84 от 11 апреля 1913 г. (В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 23). Как вы увидите из содержания, как будто он, В.И. Ленин, писал не сто лет назад, а вчера-позавчера. Вот что значит классик. А статья - вот она:

    «КОМУ ВЫГОДНО?»

    Есть такое латинское изречение «cui prodest» (куй продэст), — «кому выгодно?». Когда не сразу видно, какие политические или социальные группы, силы, величины отстаивают известные предложения, меры и т. п., следует всегда ставить вопрос: «Кому выгодно?». Не то важно, кто отстаивает непосредственно известную политику, — ибо для защиты всяких взглядов при современной благородной системе капитализма любой богач всегда сможет «нанять» или купить, или привлечь любое число адвокатов, писателей, даже депутатов, профессоров, попов и так далее. Мы живем в торговое время, когда буржуазия не стесняется торговать и честью и совестью. Бывают и простачки, которые по недомыслию или по слепой привычке защищают господствующие в известной буржуазной среде взгляды. Нет, в политике не так важно, кто отстаивает непосредственно известные взгляды. Важно то, кому выгодны эти взгляды, эти предложения, эти меры. Например, «Европа», государства, именующие себя «цивилизованными», ведут теперь бешеную скачку с препятствиями из-за вооружений. На тысячи ладов, в тысячах газет, с тысяч кафедр кричат и вопят о патриотизме, о культуре, о родине, о мире, о прогрессе, — и все это ради оправдания новых затрат десятков и сотен миллионов рублей на всяческие орудия истребления, на пушки, на «дредноуты» (броненосцы новейшего типа) и т. п. Господа публика! — хочется сказать по поводу всех этих фраз «патриотов». Не верьте фразам, посмотрите лучше, кому выгодно! Недавно знаменитая английская фирма «Армстронг, Уитверс и К0» опубликовала свой годичный отчет. Фирма производит главным образом всяческие предметы вооружения. Баланс сведен в сумме 877 тысяч фунтов стерлингов, т. е. около 8-ми миллионов рублей, дивиденд по 12 1/2 процентов!! Около 900 000 рублей отнесено в запасный капитал и т. д. и т. д. Вот куда идут миллионы и миллиарды, выколачиваемые из рабочих и крестьян на вооружения. Дивиденды по I2 1/2 процентов, — это значит удвоение капитала в 8 лет. А всяческие вознаграждения директоров и т. п. тут еще не считаются. Армстронг в Англии, Крупп в Германии, Крезо во Франции, Кокериль в Бельгии, а сколько их во всех «цивилизованных» странах? А тьма там поставщиков? Вот кому выгодно раздувание шовинизма, болтовня о «патриотизме» (пушечном патриотизме), о защите культуры (орудиями истребления культуры) и так далее! Правда» №84, 11 апреля 1913 г. " Достаточно вместо фамилий, указанных Лениным, поставить всем известные, которые сегодня у всех на слуху, фамилии российских, украинских и других олигархов, и вы увидите картину современного "патриотизма", увидите, кому это выгодно. Самое смешное, если не сказать, грустное в современной сегодняшней политике состоит в том, что Главный современный "ленинец" г. Зюганов, руководитель нынешних российских коммунистов, первый в ряду "патриотов", определенных еще сто лет назад В.И. Лениным. Вот такая метаморфоза происходит с людьми со временем. В большинстве стран континентальной Европы в основании теории и практики гражданского права лежит римское право, поэтому вполне естественно, что именно оно стало объектом пристального внимания для российских правоведов как дореволюционных, послереволюционных (1917 г), так современных. Поэтому интересно посмотреть, как формировалось это право в динамике. Может, именно там, в далеких веках, можно найти то, чего не хватает нам сегодня в праве 21-го века, доведшего почти до полного абсурда разрешение правовых взаимоотношений между гражданами государства. Причем, абсурд стал уже очень опасен, т.к. превращает отношения в полнейшее беззаконие, в джунгли, где сильный поедает слабого. Чтобы ознакомиться с основами римского права, мы проанализируем статью по данному вопросу, выложенную в Википедии в Интернете, а затем более глубокого изучения вопроса порекомендуем читателю воспользоваться материалами книги очень известного дореволюционного российского правоведа Иосифа Алексеевича Покровского (ум. в 1920 г) "История римского права" (Харвест, 2002)

    Вот что предлагает нам Википедия:

    Ри́мское пра́во — правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VIII век н. э., а также отрасль правовой науки, занимающаяся её изучением. Римское право явилось образцом или прообразом правовых систем многих других государств, является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи. Первые указания на форму обычного права Рима и его правовых институтов могут быть найдены в дошедших до нас заключениях по судебным делам. Первые дошедшие до нас источники писаного права Рима — законы римских царей. Один из наиболее значимых —Свод законов двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum), перенесший многие положения Законов Солона, относится к середине V века до н. э. К III веку до н. э. римское право уже чётко отделялось от религиозных норм. Посмотрите, как эти Таблицы (фактически - своды законов) охватывают почти все стороны взаимоотношений людей в государстве. И это за пять веков до Новой Эры!

    Таблица I(1) — «О судебном производстве» (процессуальное право: приглашение на процесс, виды исков и жалоб, исполнительное право, судебный процесс).

    Таблица II(2) — «Об ограблениях» (виды и наказания, размеры штрафных санкций).

    Таблица III(3) — «О займах и правах кредитора» (заём, кредит и кредитные ставки).

    Таблица IV(4) — «Права отцов семейства» (семейное право: признание отцовства, продажа-покупка детей). Таблица V(5) — «О наследстве и попечительстве» (наследственное право: завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников).

    Таблица VI(6) — «О собственности и владении» (договор, купля-продажа, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества).

    Таблица VII—VIII(7-8) — «О пересечении (границ участка) и ущербе», «О землевладении» (земельное (соседское) право).

    Таблица IX(9) — публичное право, об общественных делах (равных).

    Таблица Х(10) — погребальное (церемониальное) право.

    Таблица XI(11) — божественное право (религиозные обряды).

    Таблица XII(12) — брачное право (мужа). К сожалению, тексты таблиц не дошли до нас. Остались лишь некоторые обрывки воспоминаний, благодаря тому, что в свое время эти тексты заучивались наизусть.

    В 367 году до н. э. законом Цивилия Цекса была введена должность претора. Претор избирался ежегодно, кандидаты на эту должность составляли преторские эдикты, описывавшие их отношение к правоприменению и понимание его принципов. Претор мог в меру необходимости восполнять пробелы в источниках права и признавать старые законы несоответствующими современным реалиям. Преторское право внесло большой вклад в развитие Римской системы права. Вот здесь нам стоит остановиться (Б.П.). В современной Молдове по аналогии с соседней Румынией (а молдавские правители почти все копируют у своих старших братьев-румын, т.к. откровенно считают, что румыны и молдаване - один народ с единым языковым пространством, культурными традициями и т.п.) бывшие советские городские районы, точнее - их органы исполнения - райисполкомы, заменены на претуры, во главе которых стоят преторы, назначаемые примаром (мэром) города после его избрания на эту должность. Роль преторов не особенно изменилась по сравнению с председателем райисполкома, так что это пока все формально отдает политикой и дурным отношением к предыдущей советской власти. Вот если бы им дали возможность выказывать свое отношение к правоприменению, в т.ч. признавать старые законы не соответствующими современным реалиям, тогда бы можно было от них ожидать решения проблем с отмазкой преступников от наказания, описанной в начале этого материала.

    Единственным памятником полной древнеримской научной системы права являются Институции Гая (II век н. э.). В 426 г. н. э. император Валентиниан III признал его мнения наряду с суждениями Папиниана, Ульпиана, Модестина и Павла источником права, которым надлежало пользоваться судьям при вынесении решений. Дигесты Юстиниана на долгое время стали основным писаным источником права в Риме

    . Институциональная консервативность права в период Римской империи позволила развить чрезвычайно разработанную юридическую технику и составить высоко систематизированные источники права, оказала благотворное влияние на правовую науку. Рецепция римского частного права сыграла ключевую роль в развитии романо-германской и производных правовых семей и позволила укрепиться европейской правовой науке.

    Принципы Римского права

    Основным принципом Римского права является утверждение, что государство есть результат установленной договорённости между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов согласно заранее принятым общим консенсусом правилам. Этот принцип Римского права лёг в основу такой формы власти как Республика, которая является на сегодняшний день самой распространённой формой власти (res publica — общее дело. Вспомните, кстати, название Польского государства: Речь Посполитая. Это прямой перевод с латыни на польский слова "Республика" (Б.П.)). Римское правосознание рассматривает справедливость, выводимую из равноправия, как основной принцип правореализации. «Jus est ars boni et aequi» — гласит изречение Цельса-младшего, переводимое как «Право есть искусство (наука) доброго и равного», а не справедливого, вопреки расхожему мнению. (aequus, a, um — равный).

    Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. В экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость. Чувствуете, как еще во времена до новой эры было четко определено понятие справедливости. Отсюда, когда суд оправдывает преступника (за деньги или еще по каким причинам), такой суд даже по древнему праву признается несправедливым. Сегодня, в 21-м веке, у нас на слуху (справедливо или нет) так называемое Басманное правосудие. Символ несправедливого суда, который приклеен позорным ярлыком к судьям Басманного суда г. Москвы. Если бы это был только единичный случай...

    Равноправие - это равенство перед законом членов общества, это - социальное равенство. Итак, исходя из принципа равноправия, древние римляне судили, добиваясь реализации принципа справедливости. Равенство перед законом - этот принцип понятен: ко всем членам общества применяются одни и те же нормы права. Без исключения. На деле - совсем не так. Вспомним совсем недавние времена, когда в открытую действовал неписанный закон: члена КПСС судить нельзя. А сегодня действует закон писанный: депутата судить нельзя. Это - показатель российского равноправия. Многие преступники, покупая себе мандат депутата (а деньги у них водятся, т.к. они - преступники), прячутся долгие годы под крышей депутатского мандата. И всем хорошо. Все власть предержащие делают вид, что все - по закону. Но разве это равноправие? Разве это - справедливость? Боюсь, какой-нибудь римский император не понял бы такую власть, которая живет под крышей "Республика". Второй принцип равноправия - социальное равенство. Что сегодня понимают под этим и что понимали раньше?. Менялась ли суть этого принципа со временем? Конечно менялась. Именно с развитием общества. В античные времена философ Платон определял принцип равенства формулой "Каждому - свое". Имелось в виду, что внутри сословной группы имело место равенство в сословных привилегиях, а между сословиями - неравенство в этом вопросе. Знакомая формула, не так ли? Во-первых, она была написана на воротах одного из самых страшных фашистских концлагерей. Звучала как откровенная издевка над теми, которым предстояло сгореть заживо в фашистских крематориях. Во-вторых, этот негласный лозунг действовал и в системе отношений в бывшем Советском Союзе. Многие институты и государственные должности были только для лиц из партийной и советской элит. С развитием буржуазного общества социальное равенство стали определять как учет личных качеств и заслуг индивидуума перед обществом. Это понятие применялось и при развитом социализме в СССР, так и сегодня: в неразвитом капитализме России. И это очень коварное использование принципа социальной справедливости. Если, например, этот принцип применить к министру, под руководством которого разворовано имущества на миллиарды рублей или в иностранной валюте, или, например, к очень известной артистке (у обоих этих лиц с принципом справедливости все в порядке:" общество" их оценило по достоинству), то получается, что этих людей, если их судить, надо судить не по тем законам, чем менее заслуженных индивидуумов, иначе нарушается принцип справедливости. Ну, на самом деле, сегодня так и поступают в российском, по крайней мере, правосудии. И торжествует все тот же платоновский принцип "Каждому - свое". Вот вам и Римское право, которое за почти три тысячи лет в применении почти не изменилось!

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 0 комментариев , вы можете свернуть их
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 554 записи в блогах и 5277 комментариев.
    Зарегистрировалось 117 новых макспаркеров. Теперь нас 5029862.
    X