ГОРЬКАЯ ПРАВДА СОЛОВКОВ

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Николай Кофырин написал
    4 оценок, 987 просмотров Обсудить (22)

    С 5 по 9 августа на Соловецких островах вот уже 29 лет проводятся Дни Памяти жертв политических репрессий. На памятные мероприятия приезжают гости из разных стран. В прошлом году в первых числах августа я вновь побывал на Соловках. У меня было много интересных встреч и бесед с паломниками, сотрудниками музея и монастыря, с людьми, постоянно живущими на Соловках.

    Русский человек умный; он, может быть, не всё знает, но всё понимает. Люди на Соловках поразили меня своей искренностью и чисто русской открытостью. Их горькая правда о жизни на острове стала для меня откровением. И я посчитал своим долгом передать широкой общественности рассказ старожила о горькой правде Соловков.

    Гулаг Броневой


    Постоянное население Соловецких островов не превышает 1 тысячи человек. Из них 150 работают в музее, ещё столько же в монастыре, остальные делают бизнес на туристах. Туристам жильё сдают чуть ли не по тысяче рублей в день. Доходы от туризма за сезон достигают нескольких миллиардов рублей, но деньги «уплывают» на материк, где зарегистрированы все турфирмы.

    15 лет назад на Соловках было большое агаровое производство, масштабная добыча водорослей, деревоперерабатывающий комбинат. Сейчас нет ничего.
    Пять лет закрыта на ремонт поселковая баня; разрушен и не отстроен заново поселковый Дом культуры.
    Во многих домах отсутствует канализация, в результате чего потери воды в местном водопроводе доходят до 80 процентов.
    Остров крайне нуждается в качественной питьевой воде.
    На Соловках полностью отсутствует система очистных сооружений. Сейчас всё содержимое канализации свободно изливается в море. Когда я встал в 4 утра, то сполна ощутил это «благовоние».

    Многих туристов, приезжающих на Соловки, поражает контраст между красотой, духовной силой островов и тем фактом, что здесь пытали, мучили и массово убивали людей. Те, кто сажал, ещё живы. А те, кто сидел, почти вымерли.

    В середине 80-х годов прошлого века после посещения Соловков со съёмочной группой телевидения, Д.С.Лихачёв вспоминал: «Соловки – монастырь, Соловки – тюрьма ещё более отступили в царство забвения. Один памятник для всех сотен могил, рвов, ям, в которых были засыпаны тысячи трупов, открытый уже после моего последнего посещения Соловков, должен, как мне представляется, ещё более подчеркивать обезличивание, забвение, стёртость прошлого. Увы, тут уже ничего не сделаешь. Надо призвать свою память, ибо помнить прошлое Соловков стало уже больше некому».

    Лихачев_1

    В сентябре 1998 года в Пушкинском Доме я встречался с Д.С.Лихачёвым и подарил ему свой роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
    В июне 2016 года на Соловках проводилась конференция, посвящённая памяти Д.С. Лихачева. На камне в лесу он выбил своё имя. Однако сегодня тропу к камню могут найти лишь немногие.

    Во время Дней Памяти в 2013 году в Савватьевском скиту «Мемориалом» был установлен памятный знак заключённым социалистам, погибшим от пуль охраны 19 декабря 1923 года. Через несколько дней после установки, памятник был демонтирован неизвестными. Гранитную плиту до сих пор не нашли.

    «Наши пути с «Мемориалом» разошлись». Так считает директор музея и одновременно настоятель монастыря отец Порфирий (в миру — Виктор Шутов). «В глазах Церкви — это прежде всего страница мученичества и исповедничества. В этом смысле 20-30-е годы продолжают духовную историю православной обители. С точки же зрения природы власти, та власть была диаметрально противоположной монастырской, были порядки христианские, стали антихристианские».

    В 2016 году уже второй год в августовских Днях памяти не принимает участие ни администрация поселка Соловецкий, ни Соловецкий государственный музей-заповедник. Не было и представителей Русской православной церкви, ежегодно до этого проводящей крестный ход.

    Татьяна Фокина, директор Соловецкого музея-заповедника (1997-2000), ныне независимый гид, полагает: «Что осталось в музее от Дней памяти – это конференция, и уклон только лишь в сторону освещения здесь православных религиозных деятелей, которые находились в лагере. …
    И вообще движение идёт в совершенно худшую сторону: сейчас страшный пресс идёт на всю территорию Соловецкого архипелага, которая будет передаваться в огромных количествах гектар церкви. Но не просто для того, чтобы восстанавливать скит, рыболовную тоню или часовню. Но восстанавливается совершенно другое: двадцать поселков площадью полторы тысячи гектар с гостиничными комплексами. А будет там место Дням памяти? Сомневаюсь. Если снизу не будет движения, не будет ничего, на мой взгляд».

    С 1 января 2016 года в Соловецком государственном музее-заповеднике, возглавляемом наместником местного монастыря РПЦ отцом Порфирием, упразднили отдел ГУЛАГа. Теперь паломникам и туристам предлагают новую, «благочестивую» версию того, что происходило на Соловецких островах в 1920—1930-х гг.
    При Советах власти вытесняли с островов церковников; теперь происходит с точностью наоборот.

    В этом году 80-лет с начала Большого террора. Только за 1937-й и 1938-й годы было осуждено по политическим статьям около 1,3 миллиона человек, из них около 700 тысяч было приговорено к смертной казни.

    «К сожалению, мы снова возвращаемся к тоталитарному времени. Это наша общая трагедия. И то, что День памяти музей попытался заменить, — наша общая беда. Сейчас история лагерей вообще никому не нужна, это установка и светской, и монастырской власти, – признаёт Юрий Бродский автор книги «Соловки. 20 лет Особого Назначения». –
    «То, что сегодня происходит на Соловках, завтра будет происходить в России; так всегда бывало: и раскол, и революция, и тюрьма для инакомыслящих — всё это сначала появлялось на Соловках, потом по всей России».

    Во время очередного визита на Соловки в 2014 году патриарх Кирилл выдвинул мегаидею: превратить архипелаг в главный Церковно-научный центр по изучению и увековечиванию новомучеников российских — православных священнослужителей и некоторых благочестивых мирян, пострадавших в годы репрессий 1920—1930-х. Дед нынешнего патриарха (Василий Гундяев) провёл в заключении на Соловках около пяти лет.

    Служители церкви не могут забыть, как в Соловецком лагере особого назначения уничтожали православных священников со всей России. Из 15 000 обитателей соловецких лагерей в 1920-е гг. только 250 были представителями духовенства. Именно они в 1928 году составили Соловецкое послание, отвергавшее курс митрополита Сергия на подчинение власти Советов.

    На мой взгляд, духовный подвиг заключённых СЛОН (Соловецкого лагеря особого назначения) не меньше, чем духовный подвиг соловецких монахов-отшельников, живших на Соловках 550 лет. Подвиг монахов продлился в подвиге мучеников. Ныне 50 человек, в том числе и светских, причислены к лику новомучеников.
    Однако слово «мученик» не имеет по своему происхождению никакого отношения к глаголу «мучить». «Мученик» – это эквивалент греческого «мартюс» или латинского testis, что означает «свидетель».

    Конечно, история Соловецкого монастыря намного больше, чем Соловецкого лагеря особого назначения, и намного трагичнее.
    Экскурсоводы, проводящие обзорную экскурсию по монастырю, избегают рассказывать об истории Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). По мнению некоторых экспертов, ныне применяется методика «активное забывание». Строения Соловков, хранившие сотни надписей, оставленных узниками, разобраны на дрова. Архив тюрьмы скрыт неизвестно где.

    Старший научный сотрудник Ольга Бочкарёва (создатель сайта «Виртуальный музей ГУЛАГа») в интервью «Новой газете» сказала: «Монастырь вообще старается выжить с острова обычных туристов, местных жителей, хочет подмять всё под себя, чтобы единолично распоряжаться всем».

    Я не собираюсь защищать церковь (она и не нуждается в моей защите). Но мне лично кажется, что в сегодняшней ситуации отсутствия официальной идеологии, церковь восполняет духовный вакуум и выполняет задачу воспитания. В России нет официальной идеологии, и нет идеалов, нет положительных примеров, на которых можно было бы воспитывать подрастающее поколение. Духовно-нравственное воспитание выполняет церковь, предлагая в качестве образцов для подражания многочисленных святых русской земли.

    В июле 2016 года на 40-й сессией Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО была принята резолюция, в которой высказана озабоченность относительно неуместного расположения строящегося нового здания музейного комплекса.
    20 августа 2016 года на Соловках под председательством Патриарха Кирилла состоялось совещание по сохранению и развитию Соловецкого архипелага.
    Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, участвовавший в совещании, сообщил, что новый проект музейного комплекса на Соловках направлен на согласование ЮНЕСКО.

    Доктор исторических наук Вл.Мединский считает, что исторические мифы играют важную роль в сплочении нации, и должны интерпретироваться с точки зрения национальных интересов.
    Политолог Дмитрий Орешкин напоминает: «Мифология является основополагающей скрепой, которую трогать нельзя. Система государственного мифотворчества играла большую роль в советские времена, сейчас эти мифы восстанавливаются, но с большей циничностью: они признают, что это миф, но развенчивать его нельзя, поскольку на нём держится номенклатура. Разрушают его враги, а ведь миф важнее, чем правда».

    Действительно, сознание людей мифологично. Но лично я считаю, что нацию сплачивают не красивые мифы, а правда факта, какой бы жестокой она ни была.
    К сожалению, наша страна не покаялась в преступлениях, творившихся на её земле. Поэтому многих мучает вопрос: не повторится ли история в России?

    «Мы клевещем, доносим. И опять хотим в клетку». С таким заявлением выступил 24 октября 2016 года руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин. «Я сейчас вижу, как на это явно чешутся руки кого-то — это изменить и вернуть обратно. Причём вернуть обратно не просто во времена застоя, а ещё в более давние времена — в сталинские времена».

    В начале ХХ века была весьма модная идея – создание нового человека. Считали, что человеческое существо не совершенно, но его можно, а значит и нужно сделать более совершенным через новые условия жизни.

    «Советская власть не карает, а исправляет» – говорили на Соловках.

    Но возможно ли исправить человека?

    Боюсь, что человека исправить невозможно. Во всяком случае, все попытки оканчивались неудачей. Природа брала верх над безумными экспериментами, и, можно сказать, спасала от самоуничтожения.

    Эксперименты по воспитанию «нового человека» привели к созданию ГУЛАГа. Стоило одному заключённому получить пусть даже небольшую власть над другими сотоварищами, как он начинал издеваться над подчинёнными. «Соловецкие Франкенштейны» породили садистов и убийц, которые стали мстить своим «создателям».

    На Соловках по отношению к заключённым применялись разнообразные пытки и унижения. Заключённых заставляли: считать чаек, громко кричать Интернационал, перетаскивать камни или брёвна с места на место.

    Почему же мечта о справедливом обществе получила такое чудовищное воплощение?

    Революционеры надеялись, что посредством изменения устройства общества они смогут сделать человека лучше. Но оказалось, что человека перевоспитать невозможно, инстинкты сильнее культуры.

    Перед тем, как вновь побывать на Соловках, я прочитал роман Захара Прилепина «Обитель» о Соловецком лагере особого назначения. На Соловках книга Прилепина была воспринята неоднозначно. Многие в художественном вымысле автора усмотрели отступление от исторической правды.

    Лично мне роман Захара Прилепина показался интересным, но не убедительным.
    На мой взгляд, правдиво и убедительно о лагерной жизни может написать лишь тот, кто самолично её пережил и выстрадал. Пусть даже коряво изложенная правда ценнее искусного вымысла.

    Правда – это твой честный взгляд на истину. Поэтому правда у каждого своя.
    Но имеет ли право писатель в художественном произведении отступать от истины, ведь искажение исторической правды хуже лжи?

    Если роман «Обитель» написан «на заказ» для последующей экранизации, то цель ясна: показать ужасы прошлой жизни при коммунистах, чтобы все ощутили, как хорошо живётся сейчас.
    Прилепин пишет: «Соловки – это отражение России, где всё как в увеличительном стекле – натурально, неприятно, наглядно».

    Критик Роман Арбитман в пух и прах раскритиковал роман "Обитель".
    «Прилепин выпускает объёмный роман «Обитель» в сомнительном для писателя-сталиниста жанре «лагерной прозы». … Читателю внушается нехитрая мысль о том, что «большой террор» в СССР был начат до Иосифа Виссарионовича, а продолжался не соратниками усатого вождя, но его политическими противниками. … Отдадим должное Прилепину: скотство лагерных конвоиров и муки подконвойных он описывает в подробностях, со всеми тошнотворными нюансами».

    "Как только художник захочет отвернуться от истины, тотчас же станет бездарен. … Искусство, без сомнения, ниже действительности. … Чего бы вы ни написали, что бы ни вывели, что бы ни отметили в художественном произведении, — никогда вы не сравняетесь с действительностью», – утверждал Фёдор Михайлович Достоевский.
    "В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея, и непременно указующий перст, страстно поднятый. Безразличие же и реальное воспроизведение действительности ровно ничего не стоит, а главное — ничего и не значит...» — завещал Фёдор Достоевский.
    (из моего романа-быль «Странник» (мистерия) на сайте Новая Русская Литература

    Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

    Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх главных идеях:
    1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
    2\ Смысл – он везде.
    3\ Любовь творить необходимость.

    Приглашаю посмотреть в комментариях мой видеоролик - рассказ старожила о жизни на Соловках.

    А по Вашему мнению, в чём ГОРЬКАЯ ПРАВДА СОЛОВКОВ?

    © Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 22 комментария , вы можете свернуть их
    Николай Кофырин # написал комментарий 5 августа 2017, 05:53

    Русский человек умный; он, может быть, не всё знает, но всё понимает. Люди на Соловках поразили меня своей искренностью и чисто русской открытостью. Их горькая правда о жизни на острове стала для меня откровением. И я посчитал своим долгом передать широкой общественности рассказ старожила о горькой правде Соловков.
    https://www.youtube.com/watch?v=UayorknhjRo&feature=youtu.be

    Николай Кофырин # ответил на комментарий Николай Кофырин 5 августа 2017, 05:54

    РАЙ И АД СОЛОВКОВ - Путешествие на острова Соловецкого архипелага в 2016 году, где рай встретился с адом
    https://www.youtube.com/watch?v=0rzp3zaJ8mI&feature=youtu.be

    Николай Кофырин # ответил на комментарий Николай Кофырин 5 августа 2017, 05:55
    «Мы клевещем, доносим. И опять хотим в клетку». С таким заявлением выступил 24 октября 2016 года руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин. «Я сейчас вижу, как на это явно чешутся руки кого-то — это изменить и вернуть обратно. Причём вернуть обратно не просто во времена застоя, а ещё в более давние времена — в сталинские времена».
    Алексей Харитонов # ответил на комментарий Сергей Доброход 5 августа 2017, 19:47
    Кофырин страдает скрытой формой Иерусалимского синдрома. То есть, после визита в Израиль он начал считать себя воплощением Иисуса Христа, хотя, видимо чтобы не загреметь в Клуб им. Кащенко, скрывает это. Но скрывает с деланным притворством, как, в принципе, и все особи, страдающие Иерусалимским Синдромом - «я вам этого не скажу, потому что я скромный, а кто не догадался - тот дурак и сволочь».
    Алексей Харитонов # ответил на комментарий Алексей Харитонов 5 августа 2017, 19:55
    П.С. В 1991 году "писатель" закончил вечернее отделение факультета уголовного права СПбГУ, в связи с чем считает себя юристом. На форуме СПбГУ нес aхинею во всех без исключения ветках (обычно постил по любому поводу отрывки из своих произведений и давал ссылку на сайт «Новая Русская Литература»), за что подвергался злобной травле, некоторые юзеры даже объявляли ему войну и регулярно минусили репутацию. Стал второй причиной смерти форума СПбГУ, что характерно, забанен.
    Сергей Доброход # ответил на комментарий Алексей Харитонов 5 августа 2017, 20:09
    Это интересно.
    Вообще я с осторожностью отношусь к людям, которые начинают давать ссылки на свои опусы. Настораживает.
    Сергей Доброход # написал комментарий 5 августа 2017, 06:49
    История Соловков, как место для отбытия наказания уходит своими корнями в далёкое прошлое, а современное начинается не со СЛОНа. Именно этот факт старатся не помнить либералы и церковь. Церковь, так вообще многое забывает и переиначивает.
    Николай Кофырин # ответил на комментарий Сергей Доброход 5 августа 2017, 06:54
    Из 15 000 обитателей соловецких лагерей в 1920-е гг. только 250 были представителями духовенства. Именно они в 1928 году составили Соловецкое послание, отвергавшее курс митрополита Сергия на подчинение власти Советов.
    Сергей Доброход # ответил на комментарий Николай Кофырин 5 августа 2017, 08:03
    Вначале 1914 года тюремная система России насчитывала 719 тюрем, 495 этапов и полуэтапов и 61 исправительное заведение для несовершеннолетних, подчиненных министерству юстиции; 23 крепости, 20 тюрем и 23 гауптвахты военного ведомства; 7 тюрем морского ведомства; 20 монастырских тюрем, подведомственных Священному Синоду; 704 арестантских дома и 1093 арестных помещения, подчиненных полиции.
    Государство в государстве со своими тюрьмами, в том числе и на Соловках.
    Лагерь на Соловках для "неугодных лиц" организовало 3 февраля 1919 года правительство т.н. «Северной области» Миллера-Чайковского, которое поддерживали страны Антанты.
    К моменту освобождения Иоканьги от белогвардейцев в тюрьме из полутора тысяч заключенных в живых осталось 576 человек, 205 из них уже не могли передвигаться. В ожидании перевозки в Мурманск скончалось ещё около 90 человек и 24 умерли в пути на пароходах. Сойти на берег в Мурманске смогли только 127 мучеников Иоканьги (см.: Чуев В.П. Указ. соч. С. 123—124).
    Сергей Доброход # ответил на комментарий Николай Кофырин 5 августа 2017, 08:06
    "По неполным подсчетам исследователей гражданской войны на Севере, через тюрьмы, концлагеря и каторгу прошло около 52000 человек, то есть до 11 % всего населения. Согласно официальным данным властей, по приговорам военных судов было расстреляно около 4000 человек" (Голуб П. "Белый" террор на Севере России). И это кроме запытанных, умерших от голода и болезней.
    Таков итог деятельности настоящих основателей Соловецкого лагеря, г-н Кофырин.
    Николай Кофырин # ответил на комментарий Сергей Доброход 5 августа 2017, 08:20
    А сколько было до СЛОНа - неизвестно!
    Сергей Доброход # ответил на комментарий Николай Кофырин 5 августа 2017, 08:42
    Ну если закрывать глаза, то оно конечно - неизвестно.
    В сравнение с лагерями образованных белыми и пушистыми белыми генералами?
    В начале 1920 года существовало около 300 общих мест заключения и 21 лагерь принудительных работ. В лагерях содержалось 16447 заключенных и военнопленных белых армий. Из них 31 % - военнопленные, 9 % следственные, 13 % заложники и заключенные до конца Гражданской войны.
    Сергей Доброход # ответил на комментарий Николай Кофырин 5 августа 2017, 08:52
    Кстати, в период гражданской войны белыми и пушистыми генералами было организованно около 40 концлагерей.
    Алексей Харитонов # ответил на комментарий Сергей Доброход 5 августа 2017, 19:51
    Кофырин известен тем, что сутки напролет проводит в Интернете, посещает различные форумы и при общении с юзерами забрасывает их цитатами из собственных опусов, поскольку в реале признания, естественно, не добился. Конструктивную критику категорически игнорирует по принципу «Вечность нас рассудит!». Апогеем мыслительного процесса поциента являются фразы: «ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!» и «СМЫСЛ — ОН ВЕЗДЕ!». Вероятно, в реале находился на излечении в психиатрической больнице.
    Каран Сарманов # ответил на комментарий Николай Кофырин 5 августа 2017, 09:20
    А сколько велосипедистов сидело?
    Sulo Karelin # написал комментарий 5 августа 2017, 08:31
    Именно служители "СЛОНА" создали и возглавили позже систему лагерей ГУЛАГ на территории СССР.
    Горелов Валерий # ответил на комментарий Sulo Karelin 5 августа 2017, 09:29
    А в царской России лагерей, каторг, тюрем значит не было???
    Sulo Karelin # ответил на комментарий Горелов Валерий 5 августа 2017, 10:58
    Если бы был в царской России ГУЛАГ, ни один коммунист не дожил бы до революции., так же как коммунисты уничтожали любую оппозицию в ГУЛАГе.
    Аарон Безумный # написал комментарий 5 августа 2017, 10:38
    Чтоб не вернулось прошлое ,не воспитание нужно человеку зверю, а создать такие условия ,чтоб ещё в утробе матери уничтожить гены от которых человек делаеться зверем ,вором и стяжателем ,а для этого надо инвестировать медицину ,а то ,так и будем зверьми из поколения в поколении и будем каеться и снова издеваться до бесконечности
    Алексей Харитонов # написал комментарий 5 августа 2017, 19:45
    Николай Кофырин? Кофырин - самопровозглашенный создатель «новой русской литературы». "Борец" с кровавой гэбней, контролирующей интернет.
    Знаменит своим желанием «писать в интернете под собственным именем», однако, поскольку он является единственным с фамилией «Кофырин», известной "гуглу", очевидно, пишет под псевдонимом.
    Есть мнения, что «Николай Кофырин» программный бот или интернет-галлюцинация.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 801 запись в блогах и 6133 комментария.
    Зарегистрировалось 60 новых макспаркеров. Теперь нас 5028931.