Ненастоящий Ленин. К 98-й годовщине со дня смерти вождя

    Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
    Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    ВЛАДИМИР БОНДАРЕВ перепечатал из www.aif.ru
    4 оценок, 843 просмотра Обсудить (21)

       Наше поколение детей войны из глубокой провинции видимо на генном уровне. стремилось при оказии в столице посетить мавзолей вождя мирового пролетариата. Так и мы с женой в июне 1964 года в свой первый в жизни отпуск отправились из западного Казахстана (где уже дважды коренное население устраивало заварушки) посмотреть Москву. Более опытные сослуживцы надавали нам мешок полезных советов самого разного характера. Но один был общим – сходить в Мавзолей Ленина. Приехали, без всякой очереди посетили Большой театр и театр оперетты и – теперь мавзолей. Часов в шесть утра на такси (метро вроде как ещё не работало) я один приехал в Александровский сад занять очередь. Часам к 10 подъехала жена и в огромной очереди двинулись к мавзолею. То и дело в эту очередь милиция вставляла какую-нибудь группку блатных посетителей. К обеду дошли и вошли. Не помню, чтобы кто-то из посетителей рыдал или матерился – обстановка как в любом музее типа кунсткамеры в Питере.

      

    Галку для себя и сослуживцев поставили. Мне, правда, довелось его посетить ещё раз в декабре 1988 г., но уже в положении тех блатных, которых милиция вставляла в такую же длинную очередь. Но об этом отдельный разговор. Вспомнить эти эпизоды моей жизни подтолкнула дата смерти вождя 21 января 1924 года. Советую прочесть вполне себе оригинальную заметку о В.И. Ленине, которую я привожу ниже…

     

    21.01.2022 

    Константин Кудряшов

     

     

     Еженедельник "Аргументы и Факты" № 03. 

    Как на самом деле выглядел В. Ульянов (Ленин). Одна из последних фотографий советского вождя перед смертью. Рядом с ним его сестра А. Елизарова-Ульянова и один из его врачей А. М. Кожевников. Горки, после 15 мая 1923 года. 

     

     

     

     

     

    21 января 1924 г. в 18 часов 50 минут в подмосковной деревне Горки скоропостижно скончался основатель Советского государства Владимир Ильич Ленин. 

    Вдова Ленина, Надежда Крупская, моментально поняла, какие формы сможет принять излияние народного горя и чем дело может обернуться впоследствии: «Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. д. – всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим…» 

     

     

    Но её мнение мало кого волновало. Через несколько часов впервые прозвучит слово «Мавзолей». В ночь с 21 на 22 января скульптор Сергей Меркуров снимет с покойного по­смертную маску. А с 23 по 27 января в Колонном зале Дома союзов будут работать 25 художников и скульп­торов – их пригласит Комиссия Президиума ЦИК СССР по организации похорон В. И. Ленина для увековечивания памяти вождя и создания его канонического образа. То, что от этого образа можно будет отойти, в тот момент никому и в голову не могло прийти. 

     

    Слева – единственный дореволюционный портрет Ленина. Художник Эмиль Бернар сделал его за один сеанс в Париже, где в те годы жил будущий вождь революции. Познакомился Бернар с Лениным в кафе на Мон-парнасе. Туда часто заглядывал Ильич, чтобы перекусить и поиграть в шахматы. Картина была подарена Правительству СССР в 1969 г. и передана в Музей В. И. Ленина, где и хранилась до начала перестройки в запасниках, т. к. не соответствовала сложившемуся образу вождя. Справа – эталонный образ вождя, созданный народным художником СССР Дмитрием Налбандяном, которому позировал Славкин. Фото: Коллаж АиФ

    Тем не менее это всё же произошло. Дело в том, что от советского художника требовалось отражать правду жизни. Особенно это касалось такой политически важной темы, как жизнь и деятельность «самого человечного человека». Однако «Ленинский канон», созданный в январские дни 1924 г., фиксировал скорее «правду смерти». Это никуда не годилось. Хотя бы по той причине, что входило в явное противоречие с чеканной формулировкой Маяковского, ставшей главной и единственно верной пропагандистской установкой: «Ленин и теперь живее всех ­живых!»

    И вот тут в отечественной истории второй половины ­1930-х гг., не особенно балующей нас забавными сценами со счастливым финалом, появляется сюжет, достойный пера Ильфа и Петрова. Сюжет, почти по­вторяющий приключения «детей лейтенанта Шмидта» в «Золотом телёнке». 

     

     

    Рождение «героя»

    Нечто похожее ­произошло в реальной Москве. Только речь шла уже о Ленине. Вернее, о тихом и до поры незаметном человеке по имени Иосиф Ариевич Славкин. Родился он в еврейской семье, в городе Стародуб Черниговской губернии в 1885 г. Получил юридическое образование. В начале 1920-х гг. перебрался в Москву, работал в адвокатской конторе. Вместе с женой Вандой Казимировной проживал по адресу: 1-я Мещанская ул., д. 33, кв. 18. Громких дел не вёл, общественной нагрузки не нёс. Разве что участвовал в любительских спектаклях. Вот там-то, в среде актёров-любителей, и обратили внимание на его сходство с покойным вождём…

    Одним из первых его заметил художник Амшей Нюренберг. В молодости Нюренберг учился в Париже, потом сотрудничал с Маяковским в Окнах РОСТА, сблизился с группировкой «Бубновый валет», в 1927–1929 гг. снова оказался в Париже – с лекциями о советском искусстве. А вернувшись в Москву, понял, что жизнь дала трещину. Требования к художникам изменились – Нюренберга заклеймили формалистом и припомнили ему многое. Нужно было срочно набирать очки. Тема Ленина представлялась самой перспективной. И натурщик Славкин, похожий на вождя до степени смешения, оказался как нельзя кстати. В 1931 г. появилась картина Нюренберга «Ленин в Люксембургском саду». В 1932 г. – полотно «Ленин у газетного киоска в Париже». В 1935 г. – «Ленин на набережной Сены». 

     

     

    Почти стахановец

    К тому моменту Славкин уже, что называется, набирал обороты. Он оказался нарасхват, причём его сотрудничество с художниками было взаимовыгодным. Да, в начале своей карьеры он ещё не жадничал и брал за свои услуги 10–15 руб. в час. К концу 1930-х гг. расценки возросли вчетверо. Но зато у художников и скульпторов появился «живой Ленин». В принципе эту жилу можно было бы разрабатывать до бесконечности. Однако тут в дело вмешалось сразу несколько факторов.

    Во-первых, жадность Славкина. Адвокатскую контору он забросил и «работал Лениным». Средняя зарплата в СССР тогда составляла 340 руб. Славкин же зашибал по 2–3 тыс. руб. в месяц, что соответствовало зарплате видного учёного, конструктора или стахановца – представителей элиты тогдашнего советского общества. Но и этого ему было мало – со скульптора Василия Адрианова он требовал уже половину авторского гонорара. Да ещё и принялся курировать отношения художников с заказчиками и покупателями – чтобы его, «Ленина», не вздумали обделить.

    А во-вторых, Славкин, как и всякий актёр-любитель, ­переигрывал. Ему было мало не только денег, но и «жизненной правды». Он настолько отождествил себя с Лениным, что отважился «поправить» образ вождя и занялся «восполнением недостающих документально-ленинских поз». Получалось это у него гротескно – актёр­ского мастерства явно не хватало. На этих двух минах всё дело и подорвалось.

     

     

    Масштабы аферы

    В январе 1941 г. директор Центрального музея Ленина Степан Беляков пишет секретарю ЦК ВКП(б) Андрею Жданову письмо: «В музей обратился художник Нюренберг с натурщиком Славкиным, предлагая приобрести у них рисунки «В. И. Ленин в период эмиграции». Мы от рисунков отказались, потому что они извращают образ В. И. Ленина. Славкин в повсе­дневной жизни пытается обратить на себя внимание окружающих. Носит одежду, похожую на ленинскую, и грубо подражает походкой, жестами, движениями и манерой говорить. Кроме того, выдаёт себя за человека, который хорошо был знаком с В. И. Лениным, был вместе с ним в эми­грации, работал в Совете труда и обороны, а в настоящее время якобы получает персональную пенсию».

    Жданов отреагировал молниеносно: «Надо немедля прекратить практику хождения портретов Славкина вместо Ленина, а также установить, кто это разрешил, ибо без помощи каких-либо государственных учреждений такие дела обычно не обходятся».

    Уже к марту появились такие подробности, от которых голова шла кругом. Оказывается, Славкин позировал не только «формалисту» Нюренбергу, которого больше интересовал Париж, чем Ленин. В отчёте Оргкомитета Союза художников СССР сказано: «Бывший адвокат Славкин позировал: Иогансону Б. В. к картине «Вожди Октября», Налбандяну Д. А. к картине «Приезд Сталина к В. И. Ленину», Котову П. И. – «У больного Ленина», Васильеву П. к серии «Портреты Ленина», Герасимову А. – «Портрет Ленина» и многим другим».

    Обратите внимание на фамилии – это цвет представителей соцреализма, знаковые фигуры, столпы советской живописи. И внезапно на их работах вместо Ильича – актёр-любитель и зарвавшийся проходимец. Это же чудовищный скандал!

     

     

    Славкин с нами?

    Скандал предпочли потихоньку замять. Поименованные работы сняли с экспозиций. Славкина убедили расстаться с баловством – он устроился юристом в «Мясосбыт», пережил войну и скончался в 1974 г. Художникам же устроили грандиозную взбучку, чтобы в своих «Ленинианах» даже не думали пользоваться услугами натурщиков. Те слово вроде бы сдержали. Но именно что «вроде бы». Тот же Пётр Васильев написал в Музей Ленина письмо, где каялся и отрекался от сотрудничества со Славкиным: «Я сам был грешен в этом несколько лет тому назад, но тов. Круп­ская, просматривая мои работы, почувствовала это и спросила, не пользуюсь ли я натурщиками. Я сказал – да, есть у меня такой человек. Тов. Крупская постаралась меня разубедить в этом и просила передать другим художникам её совет избегать искажения сходства».

    Но стоит внимательно присмотреться к серии портретов «Владимир Ильич Ленин», за которую Васильев получил Сталинскую премию, или к маркам, созданным по его рисункам. А потом съездить на Новое Донское кладбище, где на могиле Иосифа и Ванды Славкиных стоит памятник с фотографией бывшего «Ленина». И станет понятно, что образ, созданный юристом из Стародуба, по-преж­нему с нами.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    <input type="text"/>

    Новости парнеров

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 21 комментарий , вы можете свернуть их
    Ukrop2014 # написал комментарий 21 января 2022, 10:16
    Комментарий удален модератором сообщества
    Николай Ню # ответил на комментарий Ukrop2014 21 января 2022, 10:38
    При чем тут это?
    Статья - прощупывание народного мнения к вопросу захоронения Ильича.
    Попутно обсер истории СССР...
    федор иванов # ответил на комментарий Николай Ню 21 января 2022, 10:44
    рф - образование созданное западом для дальнейшего порабощения и колонизации территории Союза,
    -запад не заинтересован в настоящей демократии, которая может привести к победе левые и национальные силы, что приведет к национализации и потере западом своих активов и шкурных интересов, а свержение путена - это единственный путь для возрождения простого народа
    Александр Ак # ответил на комментарий федор иванов 22 января 2022, 07:08
    Если все видели путена в гробу, это не значит, что он ЛЕНИН.
    Тот самый нестрашный # написал комментарий 21 января 2022, 10:51
    Разве жар такой термометрами меряется?!
    Разве пульс такой секундами гудит?!
    Вечно будет ленинское сердце
    Клокотать у революции в груди.

    Вот чо мы пели.
    ВЛАДИМИР БОНДАРЕВ # ответил на комментарий Тот самый нестрашный 21 января 2022, 10:59
    Дык пойте (или пейте?) и сейчас. Никто не запрещает...
    Тот самый нестрашный # ответил на комментарий ВЛАДИМИР БОНДАРЕВ 21 января 2022, 11:25
    Так эт когда было? Хор молодёжи и студентов. Аратория Свиридова "Мы не верим".

    Тогда клокотало. А сейчас ни хрена не клокочет. Фанерой заколочено.
    Виктор Ковалев # написал комментарий 21 января 2022, 11:08
    Много раз бывал в Москве (при СССР) ,но ни разу не был в мавзолее - как-то не тянуло.
    Алёна МАТVЕЕVА # ответила на комментарий Виктор Ковалев 21 января 2022, 13:59
    Знаем мы куда вас тянуло...
    🍺🍷🍸🥂
    Угадала?
    Виктор Ковалев # ответил на комментарий Алёна МАТVЕЕVА 21 января 2022, 14:23
    Ну да ))) А куда-ж еще?
    Ненене! В Третьяковской галерее я был один раз.
    Но чаще посещал другие культурные объекты ,типа "Пират" , "Роджер" и еще какие-то ,названия уже не помню.
    Алёна МАТVЕЕVА # ответила на комментарий Виктор Ковалев 21 января 2022, 14:55
    На ВДНХ небось тоже не тянуло?
    Всё больше по тИЯтрам... 😉
    Виктор Ковалев # ответил на комментарий Алёна МАТVЕЕVА 21 января 2022, 15:57
    Не , не театрал ,скорее эпикуреец (был)
    Алёна МАТVЕЕVА # ответила на комментарий Виктор Ковалев 21 января 2022, 21:44
    Типа Ганжи из "Большой перемены"?
    Алёша Алишокин # написал комментарий 21 января 2022, 11:51
     Еремин.png

    БОЖЕ ЦАРЯ ХРАНИ...

    Александр Ак # ответил на комментарий Алёша Алишокин 22 января 2022, 07:14
    СССР-Ленина и Сталина критикуют путины-гундяевы-жиды-бандеровцы и дети власовцев.
    Алексей Кияйкин # написал комментарий 21 января 2022, 12:04
    перепечатывать из скатившегося в помойку еще в 90-е АиФ - это сильно, это зачот.
    Александр Ак # ответил на комментарий Алексей Кияйкин 22 января 2022, 07:06
    И это пока еще зима. А весной с обострениями к маю будет что?
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 573 записи в блогах и 5106 комментариев.
    Зарегистрировалось 6 новых макспаркеров. Теперь нас 5031398.