Нострадамус - предсказатель или поэт?

    сама по себе перепечаталa из www.nkj.ru
    6 оценок, 843 просмотра Обсудить (20)

               

    Знаменитые центурии Мишеля Нострадамуса – что это: пугающие своей точностью пророчества или просто поэтические произведения? Полемика на данную тему не утихает, хотя ученые дают на этот вопрос вполне четкий ответ.

    Свою точку зрения на способности Нострадамуса как предсказателя сформулировал в открытой лекции «Пророчества Нострадамуса, или можно ли предвидеть будущее?» доктор технических наук Ростислав Полищук, астрофизик, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

    Мишель де Нотрдам – астролог, врач, фармацевт, прорицатель, алхимик – родился во Франции в 1503 году, а скончался в 1566 году. Нам он известен как Нострадамус (так пишется его фамилия на латинский манер – этого права он был удостоен после получения докторской степени в 1534 году). В начале марта 1555 года, ровно 458 лет назад, в Лионе свет увидел труд «Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса». Кроме того, с 1550 года Нострадамус вел ежегодный альманах с предсказаниями на каждый месяц (см. «Наука и жизнь» №12, 1991 г., №1, 1992 г., №2, 1992г. ).

    «Мир приближается к анагорической революции, к нам близится смертоносный меч мора и войны», - цитирует Нострадамуса Ростислав Полищук. «Можно ли назвать это точным предсказанием?» - задается вопросом лектор и сам же отвечает: «Скорее, это расплывчатое предупреждение о том, что в будущем нас может ожидать нечто отрицательное». Еще одно предсказание знаменитого француза (центурия 10, катрен 99): «Конец: волк, лев, бык, осел, робкая лань будут с псами». Также описаны три антихриста: первый – в «землях Атиллы», второй создаст новую Вавилонию, а третий возглавит союз стран Севера и Востока. Все пророчества Нострадамуса, по мнению Ростислава Полищука, состоят из подобных неопределенных текстов. Логика таких неопределенных текстов позволяет задним числом интерпретировать их весьма произвольно. Точности здесь нет и быть не может – каждое новое поколение трактует эти старинные предсказания по-разному.

    Если же говорить о принципе цикличности истории, который провозглашал Нострадамус, то у него в этом плане были предшественники, которые имеют гораздо большее право называться учеными. Среди них – древнегреческий деятель Полибий, родившийся около 200 года до нашей эры. Он также говорил о неких циклах, о чередовании подъема и упадка в судьбе стран и народов. По Полибию, развитие государства начинается с вождя, царя, лидера – того, кто самый сильный, умный, авторитетный, харизматичный. Но ресурс человека и человеческих отношений конечен. Когда он расходуется, наступает период неестественной власти автократора, которая дополняется властью автократора небесного (не случайно, делает вывод лектор, Цезарь и Христос родились в одну и ту же эпоху). Таким образом, логика истории требует пришествия той или иной фигуры, а отнюдь не фигура делает историю. После воцаряется тирания, сменяемая аристократией, то есть «властью лучших», профессионалов. Она, в свою очередь, вырождается в олигархию, когда власть принадлежит лицам, обладающими значительными материальными благами. Народ возмущается и устанавливает демократию. Эта формация вырождается в охлократию – «власть толпы», «торжество толпы». И это рождает новую власть вождя – цикл повторяется.

    Декабристы вывели более простую формулу цикличности: вольность рождает тиранство, тиранство рождает вольность. На основании этого Ростислав Полищук заключает: свобода и рабство – инварианты истории. Прогресс истории – это прогресс рабства, понятие которого неотделимо от понятия свободы. Человек создает социальные институты, различные вещи, а потом попадает к ним в рабство. Так, сегодня мы находимся в рабстве у телевидения, электричества, информационных средств.

    Как происходит смена эпох, обновление истории на примере нашей страны? В позитивном направлении. Из революционной целесообразности в 1918 году был уничтожен царь, его жена и дети; вместе с тем, первый российский президент умер своей смертью, а первый советский президент жив до сих пор. И это большой прогресс, считает Ростислав Полищук. По его мнению, будущее в деталях в принципе непредсказуемо. Образно говоря, неизвестно, какой стороной упадет монета, но можно предсказать вероятность. Человек может работать только с вероятностями и при этом в его силах увеличить вероятность благоприятного исхода. Если бы не было фактора нашего влияния, то не было бы и нашей ответственности. Если все предписано свыше, то получается, что великое дело – не есть заслуга человека, а преступление – не его вина, ибо какие-то силы манипулируют людьми.

    «Когда носилки опрокинутся вихрем, и лица будут покрыты мантиями, республику станут насаждать новые люди, тогда белые и красные будут судить противоположно», - так звучат пророческие строки Нострадамуса, которые рождают ассоциации с Гражданской войной, где были белые и красные. И все же катрены легендарного француза – скорее, «алгебраические формулы», куда можно подставить самые разные переменные, в зависимости от конкретной исторической ситуации.

    «Вселенная создаст некоего монарха, который недолго пребудет в мире и жизни. Когда потеряет путь, рыбачья лодка будет управляться с наибольшим ущербом» - красиво звучат эти строки, но они – именно поэзия, а не точное научное предсказание. Это художественные произведения, позволяющие понять систему ценностей средневековой Франции. По мнению Ростислава Полищука, сегодня мы не должны быть их эпигонами, слепо им верить. Это было бы очень наивно, потому что в наши дни человечество обладает гораздо большими знаниями.

    Из зала прозвучал вопрос, как лектор относится к трудно объяснимым, но удивительным примерам предсказания различных явлений и происшествий. Так, одному журналисту приснилось страшное землетрясение, он написал о нем, и материал был опубликован. Выяснилось, что на самом деле такого землетрясения не происходило. Однако через неделю стихия действительно разыгралась. Или еще один нашумевший пример – в 1898 году американским писателем Морганом Робертсоном была написана книга «Тщетность, или гибель Титана», действие которой происходило на борту пассажирского судна «Титан», схожего по описанию и водоизмещению с «Титаником». В этой книге корабль гибнет, столкнувшись в тумане с айсбергом во время плавания из Нью-Йорка в Великобританию. А в апреле 1912 года, следуя из Саутгемптона в Нью-Йорк, потерпел кораблекрушение «Титаник». Таким образом, считается, что писателем была предсказана не только катастрофа знаменитого трансатлантического лайнера, но и фактически его название.

    Отвечая на этот вопрос, Ростислав Полищук сказал, что на Земле многомиллиардное население – каждому что-то снится или воображается, при этом не исключены редчайшие совпадения. Другое дело, что они накрепко остаются в памяти людей, в то время как несовпадения проходят бесследно. Данные примеры – образцы таких редчайших совпадений, и не более того.

    В завершение лекции слушателям в зале было предложено, воспользовавшись пультами, ответить на вопрос «Считаете ли вы предсказания Нострадамуса точными?». Из всей аудитории участие в голосование приняли всего 20 человек. Большинство из них – 12 человек – ответили отрицательно, 4 человека дали положительный ответ. Столько же проголосовавших с ответом затруднились.

    Новости партнеров

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 20 комментариев , вы можете свернуть их
    arieiro nl 05,06"14 # написала комментарий 20 апреля 2013, 22:30
    Лена! Сижу и читаю толкование "апокалипсиса" Нострадамуса. Поэт или предсказатель. Склоняюсь ко второму, потому как все, что я прочитала (поверим переводчику) касается будущего и написано , вроде, в будущем времени. Видимо для тех, кто анализировал и систематизировал образы его центурий , было кое-что понятно...может быть. Но очень похоже , что последовавшие события подгонялись уже подгоняли под смысл предсказаний Нострадамуса. Я помню, что впервые услышала о нем после Чернобыля. И доказывали, что он даже точно назвал место, где это произойдет- что-то было связана со словом "полынь" (чернобыль?). Поднялся ажиотаж вокруг имени предсказателя.Вот случайный , выбранный мной, пример:
    " Стена великая перед войной падёт.
    Большой умрёт: конец и скор и страшен.
    Корабль даст течь, и всё во власти вод,
    И кровью берег вдоль реки окрашен."
    (II - 57)
    Далее разъяснение. Падение Берлинской стены, смерть Брежнева (падение со страшным грохотом гроба в могилу), через 9 лет (число оборотня) рассыплется СССР.
    arieiro nl 05,06"14 # ответила на комментарий arieiro nl 05,06"14 20 апреля 2013, 22:42
    Т.о рассыплется царство Антихриста,закрутит и ввергнет в пучину межнациональных войн. Ну, и так далее, толкование длинное...так объяснить можно все, что угодно. То, что он был хорошим лекарем, философом, астрологом, да и вообще хорошо образованным человеком, я согласна. Согласна даже на поэта. хотя об этом мне судить трудно. Но предсказатель которого надо расшифровывать после уже произошедших событий, я бы не рискнула. Спасибо, Лен, статья любопытная. Да и книжку заставила прочитать)
    сама по себе # ответила на комментарий arieiro nl 05,06"14 20 апреля 2013, 23:02
    Оля, мне кажется, он больше литератор или поэт, чем предсказатель. Теперь, когда прошло столько лет и событий, легко толковать, подгоняя под его центурии! А вот попробовали бы заранее расшифровать, предупредить трагедии! Думаю - слабо!))
    EVA LEUS nl # ответила на комментарий сама по себе 20 апреля 2013, 23:38
    Вот так всегда...После Оли и писать не о чем...)))
    Я не считаю Нострадамуса предсказателем.Его центурии настолько расплывчаты,что их можно трактовать,как душе угодно...Вполне возможно,что он после трудов праведных,просто писал такие стишки,как бы размышляя...А кто-то решил,что это предсказания...Кому интересно пусть разгадывают.
    сама по себе # ответила на комментарий EVA LEUS nl 20 апреля 2013, 23:46
    По-моему так, он - писатель-фантаст... своего времени! Почему бы и нет)))
    arieiro nl 05,06"14 # ответила на комментарий сама по себе 21 апреля 2013, 00:38
    Вот только бы пояснее фантазировал!)
    сама по себе # ответила на комментарий arieiro nl 05,06"14 21 апреля 2013, 18:13
    Спецом всё сделал, чтоб голову ломали - так интереснее!)))
    arieiro nl 05,06"14 # ответила на комментарий сама по себе 21 апреля 2013, 22:42
    И он этого добился таки!)))))
    EVA LEUS nl # ответила на комментарий сама по себе 21 апреля 2013, 00:54
    Считаю его прежде всего врачом.А врачевание в те времена было трудным делом.Вот он и отдыхал,сочиняя стихи...
    сама по себе # ответила на комментарий EVA LEUS nl 21 апреля 2013, 18:06
    Вот... он графоманил, а нам - толковать!)))
    arieiro nl 05,06"14 # ответила на комментарий EVA LEUS nl 21 апреля 2013, 00:37
    Нашлись любители ...толкования. Особенно много было в начале 90-х (9 - число Антихриста!)))
    EVA LEUS nl # ответила на комментарий arieiro nl 05,06"14 21 апреля 2013, 00:55
    И сейчас толкователей полно.Каждый норовит что-то придумать,а,вернее,высосать из пальца.
    arieiro nl 05,06"14 # ответила на комментарий EVA LEUS nl 21 апреля 2013, 01:47
    Ага, трындеть, не камешки ворочать! Пардон! Одни толкователи- делателей нет!
    arieiro nl 05,06"14 # ответила на комментарий сама по себе 21 апреля 2013, 00:35
    Слабо, конечно! Он, кстати отказался от докторантуры, и стал вести жизнь странствующего лекаря. Странствовал и фантазировал...в рифму!)
    сама по себе # ответила на комментарий arieiro nl 05,06"14 21 апреля 2013, 18:05
    Так, они все тогда стихами говорили... взять того же Вильяма Шекспира...)))
    arieiro nl 05,06"14 # ответила на комментарий сама по себе 21 апреля 2013, 22:47
    Я думаю, Уильям наш, Шекспир, разговаривал как обычные люди.Писал в стихах. И ясно , и понятно, и гениально!!!
    сама по себе # ответила на комментарий arieiro nl 05,06"14 21 апреля 2013, 22:54
    Уж помечтать нельзя...)))
    arieiro nl 05,06"14 # ответила на комментарий сама по себе 22 апреля 2013, 21:23
    Лен! Мечтать- самое увлекательное дело, только иногда надо возвращаться на нашу грешную землю!)))
    сама по себе # ответила на комментарий arieiro nl 05,06"14 22 апреля 2013, 22:59
    Ок... уговорила...)))
    arieiro nl 05,06"14 # ответила на комментарий сама по себе 23 апреля 2013, 01:25
    Не улетай...)))
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 344 записи в блогах и 3520 комментариев.
    Зарегистрировалось 25 новых макспаркеров. Теперь нас 5033161.