О дискриминации неверующих

    Виктор Черепанов перепечатал из www.atheism.ru
    4 оценок, 1162 просмотра Обсудить (43)

    В связи с участившимися в последнее время требованиями со стороны верующих, особенно православных, уважать их религиозные чувства, на мой взгляд, жизненно необходимо поднять наболевший вопрос о дискриминации неверующих в нашей стране.
    Попробую высказать самые общие соображения, чтобы определить контуры борьбы за права неверующих.

    Согласно экспертным оценкам, в самом российском законодательстве выражена "системная дискриминация прав атеистов по сравнению с правами верующих и прав атеистических объединений по сравнению с правами религиозных объединений".
    Тем не менее, существуют соответствующие статьи Конституции РФ, Федеральный Закон "О свободе совести и религиозных объединениях", а также ст. 282 УК и ст. 5.26 КоАП., которые могли бы позволить отстаивать права неверующих в России.

    В частности, особенно важным представляется п.6 ст.3 закона "О свободе совести...", где "запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом" "воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства..." (что соответствует п.2 ст.29 Конституции РФ: "Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства").

    Однако именно с пропагандой религиозного превосходства мы постоянно сталкиваемся, когда верующие, в том числе клирики РПЦ, заявляют, что лишь верующий (в частности, православный) обладает единственно верным взглядом на мир, что неверие есть взгляд ложный, что неверующие - люди безнравственные, бездуховные, у них нет смысла в жизни и т.п. В принципе, любое высказывание верующего, которое содержит в себе указание на какое-то превосходство его религии над другими религиями и над нерелигиозными мировоззрениями уже нарушает право индивида на свободу совести и должно подпадать под соответствующие нормы российского законодательства.

    Например, в тех же учебных заведениях: почему неверующий студент должен спокойно реагировать на слова с кафедры о превосходстве какой-то религии - вне зависимости от того, преподаватель это вещает, или приглашённый в стены вуза священнослужитель? Нет, я считаю, что он имеет право встать и сказать:
    "Вы нарушаете сейчас мои права и свободы как неверующего, вы оскорбляете меня, указывая на превосходство ваших религиозных взглядов над моими атеистическими. Поэтому я требую, чтобы вы прекратили нарушать закон, в противном случае, я вынужден буду обратиться за помощью к правоохранительным органам".

    И в случае отказа можно будет действительно обращаться в различные инстанции с приобщением диктофонных записей, подтверждающих, что правонарушение имело место.
    Как мне кажется, такого рода акции имели бы куда более солидный вес, нежели демонстрации ряженых и возможно, выступающие с вузовских кафедр (а равно как и прочие верующие) хорошенько бы подумали - а стоит ли навлекать на себя неприятности. К тому же ведь никто не мешает верующим считать свою религию наилучшей - однако не для всех людей, а лишь для себя лично".

    Русский - это православный?

    Насчет "поступи клерикализма", особенно православного, полный бред. Уж как ислам разгулялся, иудаизм, секты всякие (попробуй подойти, покритикуй), как всякие идеологии разгулялись, православию пока и не снилось. А ведь Православие - это не только религия, как таковая, это одна из основ нашей русской культуры и нравственности. Почему мы должны стесняться и ограничивать свою Веру и свою культуру? Не нравится - живите себе, только не мешайте.
    Желание отождествить национальность и религиозность наблюдается сейчас довольно широко и особенно обостряется на волне борьбы с антиклерикализмом. Возникает желание представить антиклерикалов как пособников сначала иных религий (в первую очередь, ислама, иудаизма, различных "сект", в роли которых нередко выступают протестанты), а затем, поскольку православие рассматривается как "религия русского народа" - и как врагов русских, в лучшем случае, как предателей (ну а в худшем естественным образом поминается жидомасонский заговор и далее со всеми подобающими сему "дискурсу" остановками).

    И это отождествление русских и православных - вовсе не частное мнение отдельного лица, а политика РПЦ. В "Основах социальной концепции РПЦ" прямо сказано: "Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры - православный народ". "Культурные отличия отдельных народов находят свое выражение в литургическом и ином церковном творчестве, в особенностях христианского жизнеустроения. Все это создает национальную христианскую культуру". И т.п.

    Эти положения находят широкий отклик у так называемых "православных патриотов" и сокращаются до афоризма: "А Достоевский.. лучше сформулировал: «Русский - это православный». Вот и все! Нет короче формулы!".
    Иными словами, РПЦ, не отказываясь от проповеди в рамках всей Земли, считает своей главной миссией "окормление" русского народа и полагает, что имеет право воспринимать русских как свою паству.
    Опросы, правда, пока что говорят о том, что далеко не все русские готовы назвать православие своей религией, однако на это отвечают в том духе, что русские - это потенциальные православные, "естественные", "природные" православные, хотя могут о том не знать. К тому же Крещение сейчас становится всё более массовым явлением, поэтому очень удобно называть "потенциальными православными" всех тех, кто крещён.

    О нравственной стороне этого способа борьбы с антиклерикализмом я уж говорить не буду - она, по-моему, очевидна. Остановлюсь на аргументах.

    1. Антиклерикализм в России потому чаще всего проявляется как борьба с клерикализмом РПЦ, что именно РПЦ желает "окормлять" русских, используя госаппарат, а русских всё-таки большинство в России. Прочие религии вербуют своих сторонников в основном среди нерусской части населения России, в "сектах" же состоит ничтожная часть русских и никакого влияния на госаппарат они не имеют - максимум, отдельные эпизоды были в горбачёвско-ельцинское время. Что тут может быть непонятного - ума не приложу.

    2. "Потенциальная паства" - такой же виртуальный предмет, как потенциальный выигрыш в лотерею. Аргументом он быть не может.

    3. Спор о количестве православных упирается в критерии православности, а их, по крайней мере, желательно не подменять в разных ситуациях. Однако в любом случае: даже если бы реальных, а не виртуальных православных было бы подавляющее большинство, отсюда никак не следует тождество национальности и религии.

    4. Исторически религиозность подавляющего большинства населения России никогда не была православной, а представляла собой религиозный синкретизм.

    5. Русский атеизм на сегодняшний день является одной из национальных традиций, возникшей, кстати, вовсе не в период соввласти, как некоторые почему-то полагают, а вызревший как раз в лоне государственного православия, торжества клерикализма.

    Мусульманские и дореволюционные образцы для клерикализации России

    Дискуссия по поводу перформанса студентов СПбГУ (на самом деле, повод-то вполне ничтожный, а вот то, что всплыло - весьма и весьма интересно), показала характерную тенденцию современного православия.
    А именно: довольно велика доля верующих, которые для противостояния тем, кого они считают "врагами Церкви", готовы использовать силовые и неправовые методы и даже нормы, в России признанные архаичными - в частности, телесные наказания.

    Скажем, здесь , верующие, даже священнослужители, высказывались и за тюремное заключение ("в тюрьму бы их, там под шконкой у параши права бы качали"), и за публичную порку, и даже чтобы "просто этим недоделкам дать в репу, а девушек, так сказать, за волосы выволочь из зала".
    Порадовало, что было немало и вполне здравомыслящих, находящихся в правовом поле, суждений по данному поводу, но тем не менее, тяготение к репрессиям у значительной части православных налицо.

    В связи с чем было бы, на мой взгляд, полезно обратиться к репрессивной практике сегодняшних мусульманских государств, а также Российской Империи, ибо именно в них, на мой взгляд, черпают образцы для подражания православные фундаменталисты. (Что в общем-то не удивительно - фанатизм имеет множество сходных черт, даже если он вырастает на почве разных культур). К тому же мусульмане, вслед за РПЦ, также заявляют свои права на "окормление" России .

    Как известно, в ряде мусульманских государств действует "полиция нравов", следящая за соблюдением гражданами норм ислама в общественной и частной жизни. Скажем, в Саудовской Аравии "Комиссия по Распространению Добродетели и Предотвращению Порока" надзирает "за соблюдением исламского кода одежды, недопущения смешивания представителей противоположных полов в общественных местах, и "предотвращением проявления развратного поведения"". Аналогичный орган действует и в Иране, и даже в Турции, собирающейся вступать в Евросоюз. Иранская полиция нравов, помимо прочего, регламентирует, например, нормы поведения моделей во время показа модной одежды, а также соответствие нормам ислама манекенов. Власти Саудовской Аравии полицейскими методами борются с колдовством. В качестве мер воздействия "полиция нравов" применяет и телесные наказания. Призывы ввести телесные наказания имеют место и у российских мусульман.

    В Пакистане действует закон о богохульстве, предусматривающий смертную казнь, в период с 1988 по 2005 год 647 человек было обвинено в нарушении этого закона.
    Наказания за богохульство в Российской Империи, предусматривали тюремное заключение и ссылки не только самим богохульникам (то есть посягнувшим на всё, что сочтёт святым православная церковь), но и тем, кто не донесёт на них.
    Распространённость телесных наказаний в РИ - дело известное всем.
    Таким образом, и мировой, и российский опыт показывают, что введение репрессивных норм для утверждения ценностей одной из религиозных групп страны вполне возможно.

    Вопрос, скорее, в том, реально ли ввести подобные меры в современной России.

    Исламские нормы морали опираются на клановые архаичные отношения соответствующих обществ. Аналогичным образом, в царской России элементы православной религиозности (только элементы, но тем не менее) были тесно связаны с патриархальными отношениями русской деревни. Современное же российское общество атомизировано, никакой традиционной морали в нём уж давно нет, РПЦ же как организация, правда, привлекает определённое количество сторонников, но её авторитет не может считаться безусловным и сейчас он не в лучшем состоянии (в сравнении с ранними постсоветскими временами).

    Если уж попытка запретить один из сериалов ("Южный Парк") вызвала массовые акции протеста молодёжи, то можно себе представить их реакцию на нормирование одежды или "предотвращение проявления развратного поведения". В лучшем случае мы увидим лишь драки православных дружинников с молодёжными группировками.
    Попытки же регламентировать рекламу (в частности, телевизионную), контент, привлекающий внимание к рекламе и торговлю вызовет уже противостояние бизнеса, в который вовлечена и РПЦ.

    В конечном счёте, и сама власть не заинтересована в таком усилении РПЦ, ей, скорее, уготована функция инструмента идеологической обработки граждан, традиционная роль "опиума народа", но уж никак не роль приводного ремня управления.
    Тем не менее, вряд ли конструкцию российской власти стоит считать надёжной, а в ситуации неустойчивости и при наличии заинтересованных сил многие сценарии могут стать возможными. Потому забывать о тенденциях российского клерикализма не стоит.

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 43 комментария , вы можете свернуть их
    Александр Калаушин # написал комментарий 20 декабря 2009, 13:59
    Мне жаль Вас,юноша,остыньте и познакомтесь с православной верой.Господь ведь на Землю пришёл,чтобы грешников спасти,т.е.нас с Вами.Зачем же Вы упорно идёте против рожна ?
    Сергей Иванов # ответил на комментарий Александр Калаушин 20 декабря 2009, 14:57
    Гы-гы-гы. Господь - это который Яхве Элохим? Сам придумал грехи и сам же пришел злостных нарушителей спасти )) А че, нормальная трехходовочка ))

    А вообще, таким вот юношам только auto de fe поможет спастись ))
    Андрей  Перелогов # ответил на комментарий Сергей Иванов 20 декабря 2009, 21:15
    Я - атеист. И призываю Вас к порядку, к серьезности. Если нечего сказать - не страшно, промолчите.
    Сергей Иванов # ответил на комментарий Андрей  Перелогов 20 декабря 2009, 21:19
    Вы не просто атеист. Вы - оч. порядочный, серьезный атеист ))
    Андрей  Перелогов # ответил на комментарий Сергей Иванов 20 декабря 2009, 21:27
    Выражение "чувства верующих" заимствовано из лицемерного советского лексикона, и его я не приемлю. Но разве стоит обижать и дразнить людей, даже, положим, если лично Вы убеждены, что у них в голове чушь? Если так делать, то только в случае, если Вы всерьез считаете это средством разубеждения. Но так считать опрометчиво. Никто не станет менять убеждения, когда его обижают.
    Сергей Иванов # ответил на комментарий Андрей  Перелогов 20 декабря 2009, 21:35
    Казалось бы, и причем тут "советский лексикон"? ))

    Я, так понимаю, вы тут занимаетесь разубеждением? А... Ну-ну. ))
    Андрей  Перелогов # ответил на комментарий Сергей Иванов 20 декабря 2009, 21:43
    Ну нет, разубеждать их я не собрался, но хотел бы убедить их в том, что атеисты ничуть не хуже, в т.ч. согласно общечеловеческим критериям (таковые критерии имеются и у христиан),что с атеистами надо спокойно и мирно сосуществовать, им не мешать и не докучать.
    Сергей Иванов # ответил на комментарий Андрей  Перелогов 20 декабря 2009, 21:49
    Ну флаг вам в руки ))
    Сергей Герасимов # ответил на комментарий Сергей Иванов 21 декабря 2009, 13:34
    Остыньте и познакомтесь с православной верой - это и к Вам относится...
    Сергей Иванов # ответил на комментарий Александр Калаушин 20 декабря 2009, 15:08
    А зачем Яхве понаделал столько звезд, галактик и метагалактик, а сам не может даже с грехами людишек на какой-то планетке разобраться? ))
    Сергей Герасимов # ответил на комментарий Сергей Иванов 21 декабря 2009, 13:38
    С чего Вы решили, что Он не может разобраться?
    Петрович Издеревни # ответил на комментарий Александр Калаушин 20 декабря 2009, 18:45
    Уважаемый раб божий, Александр! Берегите себя и не нарушайте 10 заповедей, а то достанет Вас боженька аж до 4-го колена. А нам, атеистам,
    бояться нечего, кроме влезания РПЦ в нашу жизнь и души наших детей. А мы, атеисты, уж как нибудь по своему, по простому:
    "Вел мужик неверующий неправедную жизнь и после естественной смерти попал а преисподнюю. Заходит в помещение - за столом черти сидят. На столе выпивка, закуски, пир горой. Ему говорят садись, выпивай, закусывай, не стесняйся, будь как дома. А из-за стены дикие вопли, крики - явно там истязают и мучают. Мужик попил, поел (как в последний раз), осмелел и спрашивает собутыльников:- "А мне - то скоро туда" - показывает на стену. А ему говорят: "Да ты не волнуйся - Там же верующие сидят, тебе туда не надо"
    А вот, что вас, воцерковленных, ждет доподлинно неизвестно, так как связь с загробным миром у верующих прервалась со времени
    Иоанна Боговидца, описавшего Страшный суд: - грешникам вариться в кипящей сере, а праведники вознесутся на небеса, где 24 часа, как
    в тюрьме срогого режима, будет светло от сияния, исходящего от Господа на рабов божьих. Скучно, господа, в раю, однако.
    Сергей Иванов # ответил на комментарий Петрович Издеревни 20 декабря 2009, 20:25
    ...Петь псалмы и махать пальмовыми ветками целую вечность - очень милое занятие, как его расписывают с церковной кафедры, но на самом деле более глупого способа тратить драгоценное время не придумаешь. Этак легко было бы превратить небесных жителей в сборище чирикающих невежд. В церкви говорят о вечном покое как о чем-то утешительном. Но попробуй испытать этот вечный покой на себе, и сразу почувствуешь, как мучительно будет тянуться время. Поверь, Стормфилд, такой человек, как ты, всю жизнь проведший в непрестанной деятельности, за пол года сошел бы с ума, попав на небо, где совершенно нечего делать. Нет, рай - не место для отдыха; на этот счет можешь не сомневаться!...

    )))
    Mujahid ibn Jihad # ответил на комментарий Александр Калаушин 20 декабря 2009, 22:15
    А почему, кстати, с православной, а не с католицизмом, протестанством, иудаизмом наконец?
    www. pravo-slavie.ru # ответил на комментарий Александр Калаушин 21 декабря 2009, 01:35
    Жалеете значит, а потом из жалости в железа закуете?

    Евангелие от Матфея
    Мф10_34-36 Иисус: “не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её, и враги человеку домашние его”;

    Евангелие от Луки
    Л16_1-9 Иисус: “приобретайте себе друзей богатством НЕправедным”;
    Сергей Оболенский # ответил на комментарий Александр Калаушин 22 декабря 2009, 09:50

    Лучше почитайте вот здесь:
    ссылка на www.atheism.ru -"Атеизм и нравственность или что кому позволено" (Сергей Солдаткин) - Может ли атеист быть нравственным человеком или нет нравственности без веры? Полноценна ли атеистическая мораль? Означает ли относительность морали безнравственность индивида? Возникла ли мораль из религии и асболютна ли мораль верующих?

    Александр  Гершаник # написал комментарий 20 декабря 2009, 14:27
    Всё верно. Но у атеистов (в отличие от верующих) есть "встроенная" система защиты: критичность восприятия.
    Мне кажется, гораздо актуальнее забота о "верующих", которые поддаются внушению своих "духовных пастырей" и действуют вопреки своим законным правам и интересам.
    Речь о молящихся вместо того, чтобы обратиться за помощью к специалистам. Действия "священнослужителей" часто содержат состав преступления - мошенничество. Вот от этого, я думаю, действительно стоит защищать.
    Сергей Герасимов # ответил на комментарий Александр  Гершаник 21 декабря 2009, 13:42
    Вы продемонстрировали самый типичный образчик мошенничества и некритичности восприятия: ничего не понимая в действиях священнослужителей и верующих - Вы выносите свои вердикты по отношению к ним.
    Александр  Гершаник # ответил на комментарий Сергей Герасимов 21 декабря 2009, 20:29
    А на каком основании, Вы судите о том, кто из нас "понимает"?
    Почему бы не усомниться в истинности своего понимания?
    Критичность с этого начинается.
    Александр  Гершаник # ответил на комментарий Сергей Герасимов 21 декабря 2009, 23:26
    Я аргументирую: излагаю основания - факты, стараюсь придерживаться логики.
    Сергей Герасимов # ответил на комментарий Александр  Гершаник 21 декабря 2009, 23:45
    Аргументы и факты - это не одно и то же. Аргументов я не увидел, а по поводу фактов с чего Вы взяли, что у атеистов есть критичность восприятия, а священнослужители все мошенники? Я не удивлюсь, если Вы скажете, что атеисты все святые.
    Александр  Гершаник # ответил на комментарий Сергей Герасимов 22 декабря 2009, 00:05
    Я скажу, что механизм взаимодействия пастыря и паствы (во всех современных конфессиях и течениях - а их 50 000) один - подавление воли. Все религии служат одному - снять ответственность с человека и переложить её на на "высшие инстанции". Я видел это и в храмах ведущих конфессий, и у йогов, и "практических психологов".

    Отдельно о святости атеистов. Умирала мать моего товарища, бабушке было 95. Позвали священника.
    - Нет - сказала она батюшке, - мне не в чем каяться. Я ответила за всё, что сделала. И утешения мне не нужно.
    Удивитесь Вы или нет, мне всё равно, Но канон "святости" этой бабушки выше "праведности", проповедуемой всеми религиями.
    Сергей Герасимов # ответил на комментарий Александр  Гершаник 22 декабря 2009, 00:37
    Жалко бабушку, но это её выбор... Святые считали себя самыми большими грешниками на Земле, а бабушке в 95 лет не в чем каяться! Вот это гордыня!
    Не буду отвечать за все конфессии, но что касается Православия, скажу однозначно: свобода (в том числе и воли) и полная личная ответственность. Причем не только за свои поступки, но и за всю свою жизнь во всей ее полноте.
    Александр  Гершаник # ответил на комментарий Сергей Герасимов 22 декабря 2009, 20:17
    Не надо приписывать другим свои мысли.
    Ни святым, ни бабушкам.
    При самом ближайшем знакомстве с теми источниками, к которым Вы апеллируете, становится очевидно, что среди "православных" существует множество совершенно разных (порою взаимоисключающих) систем убеждений.
    "Православие" только "одежка", по которой встречают. При ближайшем рассмотрении оказывается, что её напяливают на себя люди разного ума, разных убеждений, разных культур.
    Сергей Герасимов # ответил на комментарий Александр  Гершаник 23 декабря 2009, 01:25
    Про бабушкины мысли сказали Вы, я ничего к тому, что Вы сказали, не прибавил. О том, что святые считали себя самыми большими грешниками на Земле, говорили сами святые. Так что я тоже ничего здесь не выдумываю от себя. А вот из чего Вы вывели очевидность того, что среди православных существует множество взаимоисключающих систем убеждений, было бы интересно узнать. Поделитесь, как Вы пришли к таким умозаключениям.
    Александр  Гершаник # ответил на комментарий Сергей Герасимов 23 декабря 2009, 15:25
    Это важный момент.
    1. Откуда Вам известны высказывания святых, в которых они именуют себя грешниками?
    Из "Житий"? Но "жития" - канонический жанр, они составлены по жесткому шаблону: и высказывания о "собственной греховности" просто переписывались из одного в другое.
    2. "Разномыслие" у современных верующих - вещь очевидная. Тут можно говорить и в деталях. Но нужны ли Вам детали?
    Сравните речи Кирилла и Кураева, например. Нужно ли детализировать?
    Сергей Герасимов # ответил на комментарий Александр  Гершаник 24 декабря 2009, 00:37
    Естественно, нужно. Вы же еще ничего не сказали. Только, если Вы собираетесь поведать, что протодиакон любит треску, а Патриарх семгу, можете себя не утруждать. Подтвердите Ваше умозаключение, что среди православных существует множество взаимоисключающих систем убеждений.
    Александр  Гершаник # ответил на комментарий Сергей Герасимов 24 декабря 2009, 00:48
    Вы хотите, чтобы я монографию в 1200 знаков втиснул?
    Давайте я скажу главное.
    Православие Кирилла - бюрократическое.
    Православие Кураева - показушное.
    Достаточно прочитать или прослушать по абзацу из любого из выступления, чтобы увидеть разную психологическую подоплеку. А мировоззренческой там нет вообще. Они просто не достаточно образованы.
    Сергей Герасимов # ответил на комментарий Александр  Гершаник 24 декабря 2009, 01:55
    Подтвердить Ваше умозаключение можете?
    Александр  Гершаник # ответил на комментарий Сергей Герасимов 24 декабря 2009, 02:06
    Сергей, дорогой. ну лень мне...
    Там же всё на поверхности... Откровенно и очевидно.
    Кирилл - типичный партийный функционер среднего уровня, ВПШ, Духовная академия, Высшая школа КГБ (совершенно не важно, где он при этом на самом деле учился - выучка видна по "выправке".
    Кураев - комсомольский функционер, из пионервожатых...

    Если надо с текстами, можно и с текстами это показать.
    Возьмите по Вашему усмотрению два коротких выступления (хоть видео, хоть письменные тексты). Можно выставить пост, обсудим, друзей созовем.. Я готов.
    А вот рыться искать с этой куче, простите, лень... И противно...
    Сергей Герасимов # ответил на комментарий Александр  Гершаник 24 декабря 2009, 16:39
    Думаю, дело не в лени, а просто в отсутствии подтверждений.
    Александр  Гершаник # ответил на комментарий Сергей Герасимов 24 декабря 2009, 17:25
    Подтверждении чего?
    Есть вещи очевидные. Тут нечего подтверждать.
    Есть вещи сложные, для понимания которых требуется и подготовка (образование, ум, терпение).
    Сформулируйте вопрос, представьте текст, по поводу которого можно вести полемику.
    Сергей Герасимов # ответил на комментарий Александр  Гершаник 25 декабря 2009, 01:06
    Повторяю свой вопрос. Подтвердите Ваше умозаключение, что среди православных существует множество взаимоисключающих систем убеждений.
    Александр  Гершаник # ответил на комментарий Сергей Герасимов 25 декабря 2009, 03:28
    Вы меня разозлили. Полтора часа потратил на "православные" ресурсы. Куда статью выкладывать?
    Петрович Издеревни # написал комментарий 20 декабря 2009, 15:35
    Очень толковая статья. Автору респект. От себя добавлю. Сейчас у нашей верховной власти нет какой-либо идеологии, национальной идеи.
    Посмотрите на Думу, отказавшуюся почтить память Гайдара, хотя их теплые места в думе обеспечены как раз реформами Гайдара-Чубайса.
    Какая идеология у в действиях "Наших", громящих посольства после накачки на Селигере? Сурков выдохся. "Модернизаицю затоптали
    в зародыше.
    Поэтому власть окормляет РПЦ. ДАМ, ВВП и даже товарищ Зюганов со свечками стоят. Хозяйственную деятельность РПЦ освобождают от налогов, отдают им в собственность музеи. Поднаторевший на Рояле и Мальборо, Гундяев активизировался. Назначил святого - покровителя бизнеса. Кураев пишет учебник Слова Божьего для неокрепших душами пятиклассников, в то время как из программы средней школы
    исключена астрономия, поступает информация о том, что бесплатными будут три урока - остальные платные. Скоро будут православные
    дружины. Возникает вопрос - зачем это нужно власти? А затем, что слаба вертикаль без идеи, а рядом без дела вертикаль РПЦ с идеями (неважно какими), за которыми идет довольно многочисленная паства. Так давайте сделаем вертикаль РПЦ подпоркой для вертикали власти.
    Петр Савин # написал комментарий 20 декабря 2009, 17:51
    Православный, по крайней мере считаю себя таковым. Автор, безусловно, прав в том, что агрессивное насаждение Православия губительно. Вместо морального оздоровления можем прийти к банальному мракобесию, к всеобщему лицемерию и неверию. Когда-то насильственное (1666! 1720!) превращение Православия в идеологию погубило Российское государство (1917). Сопоставьте отношение к власти у РПЦ и у старообрядцев, многое станет понятно.
    Были уже духовные училища (см. "Очерки бурсы" Помяловского), которые массово выпускали неверующих ни во что священнослужителей; одним из таких бурсаков был Сталин. Был уже конфликт между Львом Толстым и синодальной церковью, вызванный высокомерием Синода и нежеланием открыто дискутировать о вере с настоящим духовным лидером нации. Пойдем по замкнутому кругу?
    Когда-то Церковь наша была единым сообществом верующих людей; предстоятели и Святые ценою своей жизни защищали интересы народа как перед властью, так и перед иноземными захватчиками. Сможет ли Церковь снова стать собою или превратится в фальшивый и убогий заменитель КПСС? Полагаю, это зависит от всех нас. Св.Сергий Радонежский лицемерить не велел, он предупреждал нас!
    Сергей Оболенский # ответил на комментарий Петр Савин 22 декабря 2009, 09:55

    О нравственности и морали почитайте вот здесь:
    ссылка на www.atheism.ru -"Атеизм и нравственность или что кому позволено" (Сергей Солдаткин) - Может ли атеист быть нравственным человеком или нет нравственности без веры? Полноценна ли атеистическая мораль? Означает ли относительность морали безнравственность индивида? Возникла ли мораль из религии и асболютна ли мораль верующих?

    Петр Савин # ответил на комментарий Сергей Оболенский 23 декабря 2009, 03:52
    Спасибо за ссылку; во многом согласен с автором. Добавлю следующее: как известно, всякие переходные процессы в любой системе, а в человеческом обществе особенно, дело непростое, чреватое разными аварийного свойства всплесками, выбросами, осложнениями. Так и в наше время, когда прекратилось преследование Православия и насильственное насаждение атеизма, пошел обратный процесс, что меня вовсе не радует, поскольку всякое грубое насаждение любых взглядов приводит к их дискредитации. Лет через несколько, полагаю, наступит очередное "отрезвление", поскольку не все найдут в Православии то, что ищут, и тогда произойдет некоторый откат общественного сознания обратно к атеизму.
    Валерий Шелудько # написал комментарий 21 декабря 2009, 08:01
    Мне тоже надоело, когда постоянно талдычат типа атеисты все гады и сволочи. Помню, как когда-то, Алексий II по телевизору выступил: "Жаль, что разные церкви решают между собой всякие мелкие вопросы, вместо того, чтобы объединиться и вместе начать УНИЧТОЖАТЬ АТЕИСТОВ" (цитата неточная, но смысл такой). Я подумал - ослышался: посмотрел повтор - все точно. Эй, вы, "православные"! Я вам не сволочь, понятно?!
    Сергей Оболенский # ответил на комментарий Валерий Шелудько 22 декабря 2009, 09:57

    Религиозность не значит нравственность. Самый религиозный человек может быть абсолютно безнравственным. Как я указал выше почитайте об этом здесь :
    ссылка на www.atheism.ru -"Атеизм и нравственность или что кому позволено" (Сергей Солдаткин) - Может ли атеист быть нравственным человеком или нет нравственности без веры? Полноценна ли атеистическая мораль? Означает ли относительность морали безнравственность индивида? Возникла ли мораль из религии и асболютна ли мораль верующих?

    Валерий Шелудько # написал комментарий 22 декабря 2009, 23:28
    Сергею Оболенскому. Я все это знаю. По роду работы (подготовка сестер милосердия) общаюсь со священниками и воцерковленными людьми - я уважаю их и их взгляды, а они меня не попрекают моим атеизмом (атеизм мой вполне зрелый - я ученый-естествоиспытатель). А грустно из-за того, что недоучки и хамы, якобы православные, а на самом деле какие-то "совки", обвешавшись крестами и иконами, подвергают меня и мне подобных обструкции. Они даже в полемику не вступают. "Ты атеист? Безнравственная сволочь. Верующих в 20-е годы расстреливал". И таких все больше и больше.
    Владимир Углев # написал комментарий 1 января 2010, 10:45
    Есои и есть бог, то ему скорее всего стыдно за ряженых в золото православных попов. Про остальные пороки этих в своём большинстве лодырей, сказано в русской литературе.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 490 записей в блогах и 4532 комментария.
    Зарегистрировалось 29 новых макспаркеров. Теперь нас 5029609.
    X