О благополучной жизни в царской России

    Юрий Бахарев написал
    16 оценок, 4971 просмотр Обсудить (119)

    Насаждение одного из самых распространенных белых мифов постсоветских СМИ, началось с фильма Говорухина «Россия, которую мы потеряли». Название фильма стало обозначением дореволюционной России, в которой, по словам мифотворцев, православный народ жил в довольстве и сытости, с каждым годом все больше приближаясь к жизни в самых успешных странах.
    Психологически не очень понятно, как удалось убедить значительную часть населения в справедливости этого мифа. Ведь к моменту его рождения наша страна еще была читающей страной, и достаточно было взять общедоступные статьи  Л.Н.Толстого   «Рабство нашего времени», «Царю и его помощникам», чтобы узнать, как обстояли дела в России на самом деле.
    Или прочитать, наказ крестьян села Никольского Орловского уезда и губернии от июня 1906 г. в 1 Госдуму:
     «Если депутаты не истребуют от правительства исполнения народной воли, то народ сам найдет средства и силы завоевать свое счастье, но того вина, что родина временно впадет в пучину бедствий, ляжет не на народ, а на само слепое правительство и на бессильную думу, взявшую на свою совесть и страх действовать от имени народа». (Из сборника документов: «Приговоры и наказы российского крестьянства. 1905-1907» Л.Т. Сенчакова, М.: Институт российской истории РАН, 1994.)

    Но, как говорят современные  мифотворцы, это все враги православной Руси. И отлученный от церкви Толстой, и левые депутаты, ненавидящие Святую Русь.
    Приведем пример высказываний лидера кадетской фракции Временного правительства Шингарева А.С., арестованного большевиками накануне Учредительного собрания. Он в своей книге «Вымирающая деревня» констатировал: «Низкий культурный уровень населения и его ужасающая материальная необеспеченность и безземелие стоят в непосредственной зависимости от социальных ошибок прошлого времени и от общих современных условий русской жизни, лишивших ее свободного развития, самодеятельности и просвещения...».
    А вот  данные ярого монархиста,  антикоммуниста и белого эмигранта Солевича:«Факт чрезвычайной экономической отсталости России по сравнению с остальным культурным миром не подлежит никакому сомнению. По цифрам 1912 года народный доход на душу населения составлял: в САСШ 720 рублей (в золотом, довоенном исчислении), в Англии — 500, в Германии — 300, в Италии — 230 и в России — 110.
    Итак средний русский, еще до Первой мировой войны, был почти в 7 раз беднее среднего американца, и больше чем в 2 раза беднее среднего итальянца. Даже хлеб — основное наше богатство — был скуден. Если Англия потребляла на душу населения 24 пуда, Германия 27 пудов, а САСШ — целых 62 пуда, то русское потребление хлеба было только 21, 6 пуда — включая во все это и корм скоту. Нужно при этом принять во внимание, что в пищевом рационе России хлеб занимал такое место, как нигде в других странах он не занимал. В богатых странах мира хлеб вытеснялся мясными и молочными продуктами и рыбой» (И. Солоневич «Народная монархия», М., 2003, с.с. 77-78).

    Конечно, сведения о «среднестатистическом» потреблении тоже не всегда верно могут характеризовать ситуацию, как и средняя температура по больнице. Но ведь существуют проверенные статистические данные о составе населения, заработных платах и ценах на основные продукты. Например, уровень заработной платы разных категорий работников Российской империи в самом благополучном 1914 году был такой (рублей в месяц): Прислуга женская 3-5, мужская 5-10, чернорабочие, рабочие провинциальных заводов 8-15, младший чин госслужбы 20, рабочие  металлургических заводов столиц 25-35, фельдшер 35 ,  мастера, бригадиры 50-80, подпоручик 80,  врач земской больницы, учитель старших классов гимназии 80, капитан 135-145, начальник железнодорожной станции 150-300, полковник 320, депутат Госдумы 350, генерал 500-725,  министр 1500.
    Но без указания на уровень цен, данные по заработной плате мало информативны. Сколько тогда можно было купить за рубль? Каждый из составляющих ниже приведенного,  продуктового, десятирублевого набора стоил 1 рубль:
    2кг говядины, 1 курица, 1,5кг сахара, 1кг сыра,  4кг муки пшеничной, 4 бутылки пива, или литр водки, 5 литров молока, 1,5 кг рафинада или пряников, 3кг вермишели, 1,5 кг мороженной горбуши.
    При этом съем меблированной квартиры (плохой) стоил 5-7 рублей в месяц.

    Съем квартиры среднего качества обходился в 15-25 рублей в месяц, что соответствовало уровню средней зарплаты.  Съем меблированной квартиры (хорошей) обходился в 100-150 рублей в месяц. Сапоги яловые 5 рублей, хромовые 20 рублей, костюм приказчика 8-10 рублей.
    Эти данные показывают уровень жизни городского населения, а в то время большую часть (80 процентов) населения составляли крестьяне. Как они жили? В ХХ в крестьянских хозяйствах царской России  неурожаи были не исключением, а правилом. В 1901-1902 годах голодали 49 губерний, в 1905; 1906; 1907;1908 гг. голодало от 19 до 29 губерний, в 1911-1912 гг.  голод охватил 60 губерний. По различным оценкам в 1901-1912 гг., без боевых действий на территории России от голода и его последствий погибло около 8 млн. человек.  На грани смерти находилось 30 млн. человек.

    Ситуация с катастрофическим положением жизни простого народа была  хорошо известна верховной власти. С.Ю. Витте на совещании министров, проходившем под председательством Николая II и обсуждавшем вопрос об основаниях действующей в России торгово-промышленной политики, говорил: «Если сравнивать потребление у нас и в Европе, то средний размер его на душу составит в России четвертую или пятую часть того, что в других странах признается необходимым для обычного существования». 
    В 1913 году, самом экономически благополучном за всю Российскую дореволюционную историю, например, в Тульской губернии (средней по зажиточности крестьянских хозяйств) один крестьянин потреблял в год мяса, сала, птицы (в сумме) 18,8 кг (менее 52 г в день), масла - 600 г (чуть больше полутора грамм в день), сахара - 3,3 кг (9 г в день)..
    <<Известно, что Россия даже по объёмам промышленного производства
    отставала от США, Англии, Германии и Франции. В общемировом промышленном
    производстве в 1913 г. доля России составляла 5,3%,. В то время, как
    доля США – 36 %, Англии – 14 %,., Германии – 14,3%,., Франции - 7% (это все
    страны, имеющие население в 2-3 раза меньше, чем Россия). По размерам
    производства промышленной продукции  на душу населения Россия уступала США
    - в 9,4 раза, Англии - в 7,8 раза,  Германии - в 5,4 раза, Франции в 4 раза.»
    (A.G. Kenwood, A.L Lougheed. The Growth of International Economy 1820–1990. L,NY: Routledge, 1992 )
    Но, может быть, существовала тенденция большего экономического роста в Российском государстве по сравнению с другими странами? И это не так.

    Отставание России от остальных стран только увеличивалось. Если в 1850 г. её  ВНП был меньше германского в 2,5 раза, то в 1913 году в 3 раза. Если в Германии обязательное среднее образование было введено ещё в 1871 году, то в России накануне революции свыше 70% взрослого населения оставалось неграмотным. Телесные наказания для крестьян были отменены только в 1904 году, а в армии они применялись до 1 мировой войны.
    А вот что пишет главный идеолог либеральных реформ в постсоветской России Е.Т.Гайдар в своей книге «Государство и эволюция», признавая, что в 20 веке царская  Россия отставала от западных стран не только по душевому производству валового продукта, но и по темпам его прироста.  “ Архаичный, оцепенело застывший перед подступающей революцией, до мозга прогнивший царский режим, был обречен.”
    В заключении  белого мифа о благоденствующей России приведу слова монархиста  И. Солоневича
    «Таким образом, староэмигрантские песенки о России как о стране, в которой реки из шампанского текли в берегах паюсной икры, являются кустарно обработанной фальшивкой: да, были и шампанское, и икра, но — меньше чем для одного процента населения страны. Основная масса этого населения жила на нищенском уровне». (И. Солоневич «Народная монархия», М., 2003,)

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 119 комментариев , вы можете свернуть их
    Сан Саныч # написал комментарий 21 сентября 2010, 23:51
    "Имеют ли дети русского земледельца такую пищу, какая им нужна? Нет, нет и нет. Дети питаются хуже чем телята у хозяина, имеющего хороший скот. Смертность детей куда больше чем смертность телят, и если бы у хозяина, имеющего хороший скот, смертность телят была так же велика как смертность детей у мужика то хозяйничать было бы невозможно. А мы хотим конкурировать с американцами, когда нашим детям нет белого хлеба даже в соску? Если бы матери питались лучше, если бы наша пшеница, которую ест немец, оставалась дома, то и дети росли бы лучше и не было бы такой смертности, не свирепствовали бы все эти тифы, скарлатины, дифтериты. Продавая немцу нашу пшеницу, мы продаём кровь нашу, то есть мужицких детей!» (Энгельгардт А.Н. «Из деревни. 12 писем.» 1872–1887. СПб., 1999. С.351–352, 353, 355).
    Сан Саныч # написал комментарий 21 сентября 2010, 23:53
    "Брокгауз и Ефрон", статья «Голод в России»: «В 1872 г. разразился первый самарский голод, поразивший именно ту губернию, которая до того времени считалась богатейшей житницей России. И после голода 1891 г., охватывающего громадный район в 29 губерний, нижнее Поволжье постоянно страдает от голода: в течение XIX в. Самарская губерния голодала 8 раз, Саратовская 9. За последние тридцать лет наиболее крупные голодовки относятся к 1880 г. (Нижнее Поволжье, часть приозерных и новороссийских губерний) и к 1885 г. (Новороссия и часть нечернозёмных губерний от Калуги до Пскова); затем вслед за голодом 1891 г. наступил голод 1892 г. в центральных и юго-восточных губерниях, голодовки 1897 и 98 гг. приблизительно в том же районе; в XX в. голод 1901 г. в 17 губерниях центра, юга и востока, голодовка 1905 г. (22 губернии, в том числе четыре нечернозёмных, Псковская, Новгородская, Витебская, Костромская), открывающая собой целый ряд голодовок: 1906, 1907, 1908 и 1911 гг. (по преимуществу восточные, центральные губернии, Новороссия)».
    Андрей Локотилов # ответил на комментарий Сан Саныч 23 сентября 2010, 06:45
    Это все Медведев, а особенно Путин виноваты. А некоторых "аналитиков" с русофобскими "стигматами" почитать, так у нас и сейчас миллионы гибнут от голода.
    Игорь Вавилов # написал комментарий 21 сентября 2010, 23:52
    Народу в России всегда было хреново..
    alex bykov # ответил на комментарий Игорь Вавилов 22 сентября 2010, 00:23
    Но меньше населения не становилось.
    kosmonaft nl # ответил на комментарий alex bykov 22 сентября 2010, 10:55
    Население прирастало за счёт крестьянства.Чтобы вырастить хлеб,овощи,скот...в достаточном количестве,надо много работников.А где их взять бедному крестьянину?Вот он нашёл самый простой способ-семья.И не просто семя,а большая семья.Такая....Большая-Пребольшая.
    aron moiseevich # ответил на комментарий kosmonaft nl 23 сентября 2010, 20:22
    а сейчас произростает за счет абреков !но даже ето из минуса не выводит !
    Валентин Кот # ответил на комментарий alex bykov 22 сентября 2010, 14:21
    Вы так говорите, как будто прирост населения - это показатель благополучия страны. Тогда Иран благополучнее Норвегии.
    alex bykov # ответил на комментарий Валентин Кот 22 сентября 2010, 18:31
    Иран может быть спокоен за свой генофонд,остальное приложится.
    Андрей Локотилов # ответил на комментарий alex bykov 23 сентября 2010, 06:56
    Вы правы. Пора методами генной инженерии начинать помогать неконтролирующим размножение нациям. Экологи давно написали, что человечество может находиться в гармонии с экосистемой Земли при численности в 3,5млрд. Следовательно, сейчас, имея почти 7млрд., - людишки неразумные катятся в "Геенну Огненну". И все благодаря религиям и политикам, считающим "человеческий ресурс" определяющим в БОРЬБЕ за территории, ВЛАСТЬ, паству и экономические блага.
    Дмитрий Иволгин # ответил на комментарий alex bykov 30 сентября 2010, 12:19
    * Комментарий удален модератором за нарушение Правил комментирования на Портале *
    alex bykov # ответил на комментарий Дмитрий Иволгин 30 сентября 2010, 16:56
    С ветеринарами не спорю.
    Комментарий удален в связи с удалением пользователя
    Сан Саныч # написал комментарий 21 сентября 2010, 23:53
    Из доклада Александру Третьему в 1892: «Только от недорода потери составили до двух миллионов православных душ». (О том же свидетельствуют материалы газет тех лет и письма графа Льва Николаевича Толстого. По данным либерально настроенных историков — погибло не более 500 тыс. человек).
    Учет велся по церковным приходам, поэтому говорится о православных. А вот не православные души не учитывались. Поволжье, Кавказ, Средняя Азия — сколько их там от голода преставилось ведает лишь Аллах.
    А вот уже из доклада Николаю Второму в 1901 году: «В зиму 1900-1901 гг. голодало 42 миллиона человек, умерло же их них 2 миллиона 813 тыс. православных душ». Для подавления крестьянских волнений в связи с этим голодом только в Полтавской и Харьковской губерниях было использовано 200 тысяч регулярных войск, т.е. 1/5 всей русской армии тех лет, и это — не считая тысяч жандармов, казаков, урядников и т.п. (по свидетельству генерал-адъютанта Куропаткина).
    Сан Саныч # написал комментарий 21 сентября 2010, 23:56
    Из доклада уже Столыпина в 1911 году: «Голодало 32 миллиона, потери 1 млн. 613 тыс. человек». (Скорее всего эти данные сильно завышены, но если нет — то вполне понятно желание царя отправить Столыпина в отставку).
    В архивах сохранились фотографии умерших от голода детей. Встречались ли случаи людоедства? Таких фактов нет. Но вот во время страшного голода 1932 года (уже при большевиках) такие случаи были.
    В царской России голод был частым явлением. По материалам переписи 1897 года в европейской части России продолжительность жизни русских мужчин была 27,5 года, в среднем по России — 40 лет. Хорошо было жить тогда?
    Неурожаи, голод и мор, уносивший жизни 1 – 2-х млн. человек, повторялись в царской России регулярно. Примечательно, что Николаем Вторым для борьбы с голодом был издан специальный уникальный указ «О приготовлении хлеба из барды и соломенной муки, как могущего заменить употребление обычного ржаного хлеба».
    Владимир Григорьев # написал комментарий 22 сентября 2010, 00:13
    Спасибо, очень познавательно. Теперь у меня будут доводы в спорах со сторонниками дореволюционного строя.
    alex bykov # ответил на комментарий Владимир Григорьев 24 сентября 2010, 23:22
    Не было бы сторонников строя,не было бы 5лет Гражданской Войны.Замечу,что в 90 е Г.В.не состоялась.Не прибавилось ваших доводов.
    Владимир Григорьев # ответил на комментарий alex bykov 25 сентября 2010, 01:05
    Гражданская была в основном между недавними союзниками.
    Pod-Zi Gun # написал комментарий 22 сентября 2010, 00:12
    Что и говорить революции не с идей начинаются, а с голода. Ну да бог сним прошлым. Сейчато снова по тем же грабелькам шагаем под тем же коронованным двуголовым существом. Как бы туда же не пришагать.
    Боже царе-канслерку храни! (И нас глупых хоть капельку.)
    Сергѣй Пилипенко # написал комментарий 22 сентября 2010, 00:56
    В царствование Николая Второго:

    - население России выросло на 50 миллионов, причем не за счёт кавказских и азиатских провинций, а в старых русских губерниях. С 1991 года русский народ ежегодно сокращается почти на миллион;

    - уровень жизни русских рабочих немного уступал таковому только в Англии и США;

    - во владении помещиков находилось менее 10% земли, а для сохранения культуры и аристократии меньше и не надо;

    - ежегодно заграницу посещало 20 миллионов русских (10% населения), причем с твердыми рублями в кошельке и вовсе не в качестве посудомойщиков;

    - построены величайшие и удобнейшие железнодорожные пути в мире, причем в самых суровых природных условиях. Строя московский метрополитен и Байкало-Амурскую железную дорогу, коммунисты использовали готовые дореволюционные проекты начала века, неосуществленные из-за революции;
    Игорь Басенко # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 22 сентября 2010, 22:36
    Железные дороги строились в военных целях и именно для войны против Германии Франция дала нам кредит на их строительство
    Сергѣй Пилипенко # ответил на комментарий Игорь Басенко 22 сентября 2010, 22:54
    Ага, особенно, самый протяженный в мире Великий Сибирский путь строился для войны с Германией. А «наивные» царь Николай и Столыпин думали, что для освоения Сибири и Дальнего Востока. И вообще, всё русское экономическое чудо начала века хитро задумали войны Германии.
    Игорь Басенко # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 22 сентября 2010, 23:42
    Ознакомьтесь с энциклопедией Брокгауза и Ефрона том Россия, там всё подробно расписано. И их нельзя обвинмть в идеологической ангажированности.
    Сергѣй Пилипенко # ответил на комментарий Игорь Басенко 23 сентября 2010, 00:09
    Книжки читать, конечно, полезно, но иногда надо думать и своей головой, а не повторять чужую идиотскую пропаганду. Весь мир строил и строит дороги, чтобы хорошо жить и богатеть, а противные русские строили лучшие железные дороги, чтобы воевать. Конечно, чтобы воевать! А для чего же ещё русским нужны дороги? В таком случае я совсем не против, чтобы и нынешнее государствишко Россиянии построило лучшие в мире автодороги через всю Сибирь, например, чтобы воевать с Китаем. И пусть также построит лучшие в мире самолеты, чтобы воевать с Америкой и Францией, и лучшие в мире автомобили, чтобы воевать с Японией и Германией.
    Игорь Басенко # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 23 сентября 2010, 00:13
    В данном случае Франция дала России деньги, чтобы мы построили железные дороги для переброски войск вдоль предполагаемого театра военных действий. Франция действовала в своих интересах, рассчитывая, что сильная и имеющая железные дороги Россия сможет оттянуть на свой фронт немецкие войска. Где же тут несообразность.
    Сергѣй Пилипенко # ответил на комментарий Игорь Басенко 23 сентября 2010, 02:33
    Ни Франция, ни другие государства никаких денег царской России не «давали», как вы выразились. Деньги не «давали», а с удовольствием инвестировали в чрезвычайно быстро растущую, мощную и процветающую экономику России. А средства инвестируют туда, где можно получить высокую и быструю прибыль. Таких инвесторов тогда у России было очень много и очень разных во многих странах. Инвесторы стояли в очереди, чтобы заработать в России. Сейчас, например, самая привлекательная для инвесторов страна есть Соединенные Государства Америки (USA). И нынешнее правительство Россиянии тоже весь свой доход инвестирует в американскую экономику и может только мечтать о тех иностранных вложениях в нашу экономику, которые имела царская Россия Александра III и Николая II.

    Недавно, кстати, кажется, правительство Черномырдина признало и погасило все долги царской России иностранным инвесторам. Но вот о реституции и возврате долгов русским людям ни один нынешний политик Россиянии даже не заикается.
    Игорь Басенко # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 23 сентября 2010, 00:17
    Со стороны Брокгаузена и Ефрона, завершивших создание своей энциклопедии в дореволюционное время, можно ожидать честности. Потому и ссылаюсь на них.
    Дмитрий Иволгин # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 30 сентября 2010, 12:22
    Вот ты и повторяешь чужую идиотскую пропаганду.
    Александр Грищенко # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 23 сентября 2010, 04:26
    Но если всё было так хорошо, что же вы меня минусуете? Я же высказываю аналогичные мысли. Зависть?
    Дмитрий Иволгин # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 30 сентября 2010, 12:20
    Хватит врать-то уже, а? Никого вы этой ложью уже не убедите.
    Сергѣй Пилипенко # написал комментарий 22 сентября 2010, 00:58
    - Россия вывозила хлеба больше, чем все зерновые экспортеры в мире (Аргентина, Канада и Австралия) вместе взятые при том, что климат в России хуже, чем даже в Канаде. Причем доля посевных площадей сокращалась, а доля скотоводства росла. Россия была первым в мире экспортером животных масел, яиц и т.д.;

    - Россия была главным экспортером продовольствия в Европу. Сейчас благодаря революционерам место России занимают США, основа могущества экономики которых есть вывоз продовольствия, а мы уже дольше полувека (со времен Хрущева) позорно закупаем хлеб за океаном у тех же Канады, Аргентины и Австралии, и ещё у США;

    - стремительно заселялись и осваивались Сибирь и Дальний Восток, где уже открылись университеты;

    - в России утверждено обязательное бесплатное начальное образование (4 класса). В России учиться мог каждый и любой за стипендии государственные, земские, губернские, церковные, частные. Число студентов (в процентах к населению) было таким же, как во Франции, выше, чем в Англии, Швейцарии и Швеции, ниже, чем в Германии;
    Сергѣй Пилипенко # написал комментарий 22 сентября 2010, 00:57
    - наука, литература, живопись, музыка, зодчество Серебряного века находились на самом высоком уровне в истории России;

    - качество строительства и уровень архитектуры в провинциях и уездах уже не уступали таковым в столицах, были уничтожены революцией и до сих пор недостижимы;

    - в автомобилестроении Россия находилась на уровне Франции, имела 6 автозаводов полного цикла и 6 кузовных заводов, использовавших немецкие шасси, так как своих авто всё же не хватало для покрытия спроса. Дизель, кстати, раньше немца Дизеля изобрел русский инженер Кастович;

    - в самолетостроении Россия находилась на уровне США или Франции (то есть на втором месте). Например, англичане строили гидропланы по русской лицензии;
    Сергѣй Пилипенко # написал комментарий 22 сентября 2010, 00:57
    - экспортные возможности России настолько превышали возможности её морских портов, что было даже выгодно брать в аренду иностранные порты на Дальнем Востоке и строить железную дорогу во Владивосток через Китай;

    - как и за все время царствования Александра Третьего торговое сальдо было всегда положительным;

    - весь уже тогда многолюдный Китай одевался в русский ситец. Ныне все русские ходят в китайских тряпках;

    - вклады в сберегательные кассы выросли в 18 раз, причем уровень инфляции рубля был ничтожным. Сберкассы, кстати, изобрели не коммунисты.

    Короче говоря, гордой «энергетической державе» (а говоря по-русски, позорному придатку невосполнимых минеральных ресурсов для Европы и Китая) никогда не достигнуть уровня Российской империи Николая Второго, во всяком случае, пока к власти не придет русское национальное правительство, которого мы лишены с 1917 года.
    Попов Василий # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 22 сентября 2010, 01:19
    Вы все это моей прабабки рассказали бы. Ну не было у нее ни какого желания менять "голодные" 60-70 на "сытный" 13 год.
    Валерий Волков # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 22 сентября 2010, 10:52
    Аговорят,что факты-упрямая вещь.Ему сцы в глаза,а он- божья роса
    Юрий Бахарев # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 22 сентября 2010, 10:56

    В дискуссии принято ссылаться на источники приводимых цифр. Я имею ввиду, прежде всего приведенные вами цифровые данные. О производстве зерна в России иеё экспортных возможностях, со ссылками на источники в ссылка на proza.ru Этуже статью продублировал в Гайдпарке.

    Вадим Круглов # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 22 сентября 2010, 14:47
    - Уровень производительности труда в промышленности в России был меньше чем: в США - в 9 раз; в Англии - в 5 раз; в Германии - в 4 раза

    - Недешева была и жизнь в России. Так семья рабочего из 4-х человек в Санкт-Петербурге расходовала около 750 руб. в год. При этом расходы на питание составляли до 100% оплаты труда главы семьи из 4-х человек, а трудились, как правило, все, включая детей. Из оставшейся суммы до 45% шло на оплату жилья, до 25% - на одежду и обувь.

    - По данным статистики в 1913 голу в России более 12 млн. человек (7,26% населения) были поражены эпидемиями холеры, дифтерии, сибирской язвы, чесотки. Еще 9 млн. человек страдали малярией, трахомой, коклюшем и т.д. Всего хронических больных заразными болезнями имелось 21877869 человек (13,2% населения страны)

    - На 10000 человек населения в России имелось 1,6 врача, 1,7 фельдшера, 1,7 акушера и повивальной бабки. В сельской местности 1 врач приходился на 26 тыс. человек

    - В России 1913 г. число учащихся во всех видах учебных заведений (включая духовные и военные) составляло 9,7 млн. человек (60,6 человека на 1000 жителей). 70% детей и подростков были лишены возможности учиться.
    павел кулаков # ответил на комментарий Вадим Круглов 22 сентября 2010, 15:20
    поправка, не 70% а около 57% детей
    павел кулаков # ответил на комментарий павел кулаков 22 сентября 2010, 15:19
    около 57% детей не имели возможности посещать школу.
    Вадим Круглов # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 22 сентября 2010, 14:49

    - В ХIХ в. Россия пережила 40 голодовок. В ХХ в. голодными были 1901/02 гг., 1905; 1906; 1907; 1908 г.; 1911/12 гг. В 1901-1902 годах голодали 49 губерний, в 1905; 1906; 1907;1908 гг. голодало от 19 до 29 губерний, в 1911-1912 гг. за 2 года голод охватил 60 губерний. На грани смерти находилось 30 млн. человек. По различным оценкам в 1901-1912 гг. от голода и его последствий погибло около 8 млн. человек. Царское же правительство было более всего озабочено тем, как бы скрыть масштабы голодовок. В печати цензура запрещала употреблять слово голод , заменяя его словом "недород".

    - И, несмотря на голод, из России в Европу потоком шло зерно. Лозунг царского министра финансов Вышнегородского - "недоедим сами, но вывезем" - претворялся в жизнь.

    - Ну и, наконец, предложу заявление премьер-министра царского правительства Коковцева для депутатов 4 Государственной Думы: "Разговоры о том, что Россия в 15-20 лет догонит страны с передовой культурой - это, господа, требование, которое не является серьезным." А Коковцев знал, что говорил...

    Взято отсюда: ссылка на russbalt.ucoz.ru

    Статья большая, почитайте...

    Андрей Локотилов # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 23 сентября 2010, 07:08
    Так что, не было частых миллионных потерь от голода? И ВСЯ вышеприведенная статистика времен самодержавия, - обман? А что касается "экспортных возможностей", так мы и в 1932 году хорошо и много экспортировали зерна, не взирая на миллионы умирающих от голода.
    Сергѣй Пилипенко # ответил на комментарий Андрей Локотилов 23 сентября 2010, 13:38
    А разве в 1932 году в России была рыночная экономика? Или вы думаете, что в царской России была «продразверстка»? Столыпин ходил по крестьянским дворам, выискивал припрятанные мешки с зерном, отнимал их силой и затем вывозил заграницу для поддержки Клары Цеткин, Кемаля Ататюрка и в счет оплаты долга Якову Шиффу?
    Андрей Локотилов # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 23 сентября 2010, 13:55
    Вы очень эрудированы, - столько иностранных фамилий перечислили, - но вот к месту ли? Суть же голодоморов при Самодержцах видимо в том, что ГОСУДАРСТВО должно регулировать экспорт-импорт жизнеобеспечивающих позиций, чего, судя по статистике систематического вымирания населения от голода, НИКТО и не собирался делать. Хлеб, ведь как и сейчас, скупался трейдерами, часто государственными, для выполнения экспортных контрактов, - вывозили, а дальше, - "трава не расти". А уж, чтобы докупить недостающее в годы неурожаев, - так и речи не шло. Народишко наш плутоватый, выкрутится. Ан нет, - миллионами на погост "уходили".
    Сергѣй Пилипенко # ответил на комментарий Андрей Локотилов 23 сентября 2010, 14:30
    Перечисленные мною «фамилии» есть друзья большевиков, для которых они силой отбирали у русских крестьян хлеб, а у церкви золото и серебро во время гражданской войны.
    Вы, конечно, очень «эрудированны», но только в царской России таких слов вовсе не было: «трейдеры», «государственные трейдеры», «экспортные контракты». Вы их нахватались в современных газетах, которые ещё совсем недавно бубнили вам в ухо, что государство не должно вмешиваться в экономику и что свободный рынок сам себя регулирует. В царской России экспортом продовольствия занимались исключительно частные предприниматели и даже единоличные крестьяне, которые вовсе не были психами, чтобы весь урожай продать и потом лапу сосать. А сказки про «голодоморы» рассказывайте на ночь иностранцам и украинствующим.
    Андрей Локотилов # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 23 сентября 2010, 15:47
    Зачем Вы так воспаляетесь? . "Существует избитый аргумент в пользу процветающей царской России на основе тезиса о том, что она поставляла зерно в громадных количествах (см. того же Некрича и Хеллера). Это действительно было так. Проблема в том, какой ценой и ради чего осуществлялись эти поставки. Главная цель безжалостного вывоза зерна заключалась в том, чтобы добиться сбалансированного бюджета. Даже в голодный год 15% урожая зерна планировалось экспортировать. Поэтому неудивительно, что общественность с неприязнью обзывало эти поставки "starvation exports" (экспорт для голодной смерти). Министр финансов, Иван А. Вышнеградский, в то время говорил: "Мы должны экспортировать, даже если мы умрем". Русские крестьяне делали и то, и другое." Суть В ЭТОМ. А уж трейдерами я назвал работавших на рынке зерна или "купцами 1-ой гильдии", - ничего не меняет. И еще попрошу учесть, что экспортом зерна пытались выравнивать ГОСУДАРСТВЕННЫЙ финансовый дисбаланс, - очевидно и занималось этим , в том числе, и государство. В текущем году Путин приостановил экспорт зерна, - зачем?, - ведь по Вашей версии производитель "лапу бы не сосал". А вот остальные? А с нищим Бюджетом?
    Сергѣй Пилипенко # ответил на комментарий Андрей Локотилов 23 сентября 2010, 16:33
    Никакой проблемы «ради чего и какой ценой» не было. Продавали ради прибыли и по свободным, рыночным ценам.

    Никакого «безжалостного» вывоза зерна не было. Это бред. Но сейчас есть действительно безжалостный вывоз невосполнимых минеральных ресурсов, и это факт.

    Никакого "starvation exports" не было. Это тоже бред, в царской России вообще не было никакой моды на английские слова. Это всё язык нынешних газет.

    В царской России, естественно, не было никакой большевицкой «продразверстки». Каждый волен был сам решать, чего, сколько и кому продать.

    Никакого «финансового дисбаланса» тоже не было. Это тоже бред. В царствование Александра III и в Николая II внешнеторговый баланс России был всегда положительным.

    Никакого нынешнего экспорта продовольствия не существует. Это тоже бред. Россияния импортирует треть потребляемого продовольствия, в том числе половину потребляемого мяса. То есть Р.Ф. совершенно не способна сама себя прокормить без безжалостного вывоза невосполнимых газа, нефти и металлов.

    Никогда Россия не была сырьевым придатком Запада. Сырьевым придатком её стал делать Хрущев, а закончил Горбачев.
    Андрей Локотилов # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 23 сентября 2010, 17:12

    Ваши заклинания " ...бред ...бред и т.д." имеют серьезный налет ВЕРЫ, в богословском понимании. Вам бы нужно не пыжиться в уничижениях, а что-нибудь почитать научно-исторического про те "благолепные" времена. Вот, например, статья современного историка ссылка на ricolor.org , да задуматься: отчего в такой "цветущей" стране случилось ТРИ революции, а крестьянских бунтов и восстаний и не счесть. Да хотелось бы услышать, что-нибудь, кроме шаманских "камланий" о неверии, хотя бы на комментарий в 14:49. Нужно не только эмоции проявлять, помноженные на гордыню, но и "включать" голову. Тем более нелепы Ваши "заклинания" о нынешней России, - можно просто засомневаться в Вашей адекватности, - в Инете же полно разномастной информации. Владеете навыками? А может упертость Ваша, - БАНДЕРложье невежество?

    Сергѣй Пилипенко # ответил на комментарий Андрей Локотилов 23 сентября 2010, 17:28
    1. В России было не три революции, а одна. Она началась в 1904 году и продолжается до сих пор. Например, в Англии революция длилась примерно 69 лет, а во Франции — 82 года. У нас по-прежнему с 1917 года нет русского национального правительства. Нами до сих пор правят воры и враги русской нации. Революция в России продолжается.

    2. Когда во Франции началась революция в 1789 году, она тоже была далеко не самой последней страной в Европе, а напротив одной из самых благополучных и могущественных. То есть, благополучие стран и революции никак не связаны. Более того, именно в процветающих странах с бурной экономикой и случаются срывы в революцию. Революция в России вовсе не была неизбежной.

    3. Крестьянских войн в Западной Европе было намного больше, чем бунтов в России.
    Андрей Локотилов # ответил на комментарий Сергѣй Пилипенко 23 сентября 2010, 18:03
    Вы, - оригинальничающий НЕУЧ, с замашками всезнайки-универсала. Извините, что растревожил Ваш воспаленный мозг.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Евгений Фадеев # ответил на комментарий Александр Седов 22 сентября 2010, 11:09
    Капитализм - он и в Африке капитализм. Грязненький, воровливый, кровавый и лживый. Именно поэтому наши деды его на помойку выбросили. А мы вернули, надели и подыхаем.
    Георгий Виноградов # ответил на комментарий Евгений Фадеев 22 сентября 2010, 12:51
    Дед - это который застрелился,поняв,что он служил дъяволу с коммунистическими рогами и копытами?
    Евгений Фадеев # ответил на комментарий Георгий Виноградов 22 сентября 2010, 13:45
    Георгий Виноградов

    Нарва, Эстония

    -11 баллов
    2 друга Подрабатываешь что ли? Ведь в Прибалтике капитализм съел и промышленность, и население. Это они при советской власти жили. Теперь живет кучка воров. Как и везде.
    Георгий Виноградов # ответил на комментарий Евгений Фадеев 22 сентября 2010, 14:03
    Уверяю Вас,что воров в Эстонии гораздо меньше,чем в России,потому что сразу отсекли коммунофашистов от власти.В Нарве похуже,с самого начала они активно использовали криминальных стукачей КГБ и МВД для своих бандитских целей,но полиция Эстонии все же оказалась на высоте,и не дала этому криминальному симбиозу развиться до олигархии,а 1-й секретарь горкома вообще оказался в могиле(люди гибнут за металл).Проблемы есть,но я,как гражданин России,постоянно курсирующий между Россией и Эстонией,вынужден признать,что они на порядок меньше,чем в России.Беспокоит и искаженное представление в Эстонских правящих кругах о русских жителях Эстонии,но это уже и "заслуга" Российской власти.
    Евгений Фадеев # ответил на комментарий Георгий Виноградов 22 сентября 2010, 14:31
    Вот поэтому Вы и сидите здесь, что деньжата нужны. Прибалтийские карлики банкроты. Молодежь бежит в еропы ишачить. Старшее поколени вымирает.
    Сказки нам не рассказывайте про капитализм. Он везде - дерьмо. А такие как Вы, работаете пропагандонами за деньги. Копаете яму не только другим, но и себе. До свидания. Надеюсь, и другие поймут кто Вы такой.
    Георгий Виноградов # ответил на комментарий Евгений Фадеев 22 сентября 2010, 14:59
    Я думаю,разумные посетители Гайдпарка поймут,КТО Вы такой.Навешивание ярлыков без всяких на то оснований - прерогатива недалеких и идеологически зашоренных людей.Я пенсионер.Раньше получал пенсию и от России(мизерную),и от Эстонии(40% от заработка),теперь только от Эстонии(Россия свалила свои обязанности).Никакие сказки я Вам про капитализм не рассказываю - что вижу,то и говорю...У меня есть собственное мнение,в отличие от Вас,а уж обвинение в моей ангажированности пускай остается на Вашей совести,ели такая у Вас вообще имеется.Да,сын 5 лет работал в Лондоне,освоил язык и вернулся.И я не в восторге от "экономической мощи"Эстонии,и что,это дает Вам право оскорблять меня голословными \,высосанными из пальца,обвинениями?!Грош цена тогда всем Вашим высказываниям на тропках Гайдпарка!
    Александр Грищенко # написал комментарий 22 сентября 2010, 10:56
    Мир полон парадоксов: в царской России жили плохо, а численность населения увеличивалась, железные дороги и пароходы строились....
    Евгений Фадеев # ответил на комментарий Александр Грищенко 22 сентября 2010, 11:10
    Вам цифры и факты .Либерастия, как всегда - ничего.
    Пароходы строились. Только не в России. А закупались за Рубежом.
    Борис Булатов # ответил на комментарий Александр Грищенко 22 сентября 2010, 11:40
    Человеческие руки были основой производства в сельском хозяйстве.

    В этом, как мне кажется, причина увеличения численности населения царской России.
    Александр Грищенко # ответил на комментарий Борис Булатов 22 сентября 2010, 13:08
    Я видел сотни фотографий тех лет. Не похожи крестьяне на несчастных людей.
    Борис Булатов # ответил на комментарий Александр Грищенко 22 сентября 2010, 14:45
    Крестьянские семьи были большими из-за РУЧНОГО способа производства.

    Те, кто мог позволить себе фотографироваться, действительно, были счастливыми людьми. Денег хватало на фото - богач. :)
    Сан Саныч # ответил на комментарий Александр Грищенко 23 сентября 2010, 13:27

    Посмотрите ешё вот здесь: фотографии Максима Дмитриева, "Голодный год в Нижегородской губернии"

    ссылка на club.foto.ru

    Сергей Яковлев # ответил на комментарий Александр Грищенко 22 сентября 2010, 12:20
    в Индии численность населения тоже растет, много чего строится. Но нищих там несколько сот миллионов))
    Александр Грищенко # ответил на комментарий Сергей Яковлев 22 сентября 2010, 13:12
    В США протяжённость железных дорог вдвое выше , чем у нас; и строительства много; а нищих там в таком количестве нет.
    Сергей Яковлев # ответил на комментарий Александр Грищенко 22 сентября 2010, 13:40
    Правильно, значит дело не строительстве железных дорог)) Так что нечего кивать на их строительство в царской России. Насколько я помню, по статистике людей, которые еле-еле концы с концами сводили было порядка 60%. "Я видел сотни фотографий тех лет. Не похожи крестьяне на несчастных людей" - вы можете увидеть сотни фотографий счастливых людей и сейчас. Но это не значит, что в России нет, например, армии медиков, которые с трудом выживают на зарплату в 5000 рублей.
    Александр Грищенко # ответил на комментарий Сергей Яковлев 22 сентября 2010, 14:17
    Вы не поняли. Я говорил о сотнях фотографий крестьян. Это вовсе не только альбомы М.П.Дмитриева, но и частные альбомы в сёлах Днепропетровщины; в деревнях Свердловской и Нижегородской областей. У меня хранится письмо старожила Верхней Туры С.Н.Чуйкина, по моей просьбе он написал, что кушали в их семье до революции (отец его был каменщик). Простое перечисление блюд заняло 2 страницы (!). Некоторые названия я даже не знаю.
    Сергей Яковлев # ответил на комментарий Александр Грищенко 22 сентября 2010, 14:31
    Все зависит от года, губерни и хозяйства крестьянина. В своё время мне попадались мемуары какого-то генерала царской армии (извините, не помню фамилии). Так я был ошарашен пассажем, в котором он написал, что, кажется, 40% новобранцев из крестьян мясо впервые попробовали только в армии. И отнюдь не потому, что они были вегетарианцами. Да и если почитать писателей того времени, например, Достоевского, посмотреть картины передвижников... Полагаю, что жизнь в царской России была далеко не сладкой для большинства населения, принимая во внимание количество крестьянских бунтов особенно в конце 19 и начала 20-х веков. Кстати, революции в в более или менее "сытых" странах не происходят.
    Александр Грищенко # ответил на комментарий Сергей Яковлев 22 сентября 2010, 15:19
    Вам вопрос - уже не о мясе. В молодости мне довелось много странствовать по стране- от Урала до Псковщины, от Вологодчины до Малоросии. Естественно, я интересовался., как жили люди до революции. И вот, отвечая теперь на ваши вопросы, я замечаю, что мне ставят минусы. Как это понимать? Что народ, с которым я общался , ненавистен обрезанцам, прорывающимся на сайт?
    Сергей Яковлев # ответил на комментарий Александр Грищенко 22 сентября 2010, 15:33
    "Что народ, с которым я общался , ненавистен обрезанцам, прорывающимся на сайт?" - не совсем понял, что вы имеете в виду. Я тоже интересовался, как жили люди до революции. К сожалению, тех кто застал царскую Россию даже в 70-х годах было мало. И у всех мнение на этот счет было разное. Зато другие старики помнили, как празновали ВОСР в 20-х и 30-х годах и считали, что это был действительно великий праздник. Думаю, что если бы жить стали хуже, то ВОСР не праздновали с таким воодушевлением в те годы))
    Александр Грищенко # ответил на комментарий Сергей Яковлев 22 сентября 2010, 16:45
    Я вижу одно: что вам ни скажи - всё будет неправильно. То есть народ мне врал? Или говорил правду, но кому-то тут она не нравится? Ваше мнение.
    Сергей Яковлев # ответил на комментарий Александр Грищенко 22 сентября 2010, 17:05
    "вам ни скажи - всё будет неправильно" - зачем вы такк? Давайте скажем так, для большей части населения царской России жизнь была тяжелая, о чем можно судить по неграмотности населения (60%), 12 часовому рабочему дню для рабочих, крайне низкой продолжительности жизни (29 лет), высокой смертности детей (цифры приведены где-то выше) и т.д. От хорошой жизни вряд ли были бы регулярные крестьянские бунты с сжиганием помещечьих усадеб. Опять же, как почитаешь писателей тех лет или какие-нибудь мемуары. В общем я склонен думать, что для большинства населения ничего хорошего в царской России не было.
    Александр Грищенко # ответил на комментарий Александр Грищенко 22 сентября 2010, 21:36
    И что ж три года шла гражданская, если большинство жило плохо до революции?
    Владимир Горбунов # ответил на комментарий Александр Грищенко 22 сентября 2010, 15:48
    В 14 году начался массовый призыв,выяснилось,что ходовые размеры гимнастёрок 44,затем 46. Опубликована докладная о призыве 13г. полковника Багратиона,где мед.показатели призывников оценивались катастрофически.В литературе о ПМВ имеются указания на антропологическое превосходство немцев и австро-венгров.
    павел кулаков # ответил на комментарий Владимир Горбунов 22 сентября 2010, 16:10
    За несколько лет до этого этот же князь багратион писал следующее: «Вестника Русской Конницы». №.11 доклад полковника князя Багратиона -
    «С каждым годом армия русская, становится все более хворой и физически неспособной. До трех миллионов рублей ежегодно казна тратит только на то, чтобы очиститься от негодных новобранцев, «опротестовать» их. Из трех парней трудно выбрать одного, вполне годного для службы. И, несмотря на это, срок солдатской службы все сокращается. Хилая молодежь угрожает завалить собою военные лазареты. Плохое питание в деревне, бродячая жизнь на заработках, ранние браки, требующие усиленного труда в почти юношеский возраст, — вот причины физического истощения»
    Цитата по: М.О. Меньшиков МОЛОДЕЖЬ И АРМИЯ 1909 г.
    Александр Грищенко # ответил на комментарий Сергей Яковлев 23 сентября 2010, 18:08
    Ваши рассуждения логичны. Я понимаю, что вы хотите сказать. Та Россия - неподходящий ориентир. Предположим. Не затруднит ли вас в таком случае сказать, какая же Россия может быть примером? Это именно вопрос. Вы можете НОРМАЛЬНО реагировать на вопросы, не брызжа слюной "минусов"?
    Вадим Круглов # ответил на комментарий Александр Грищенко 22 сентября 2010, 14:52
    Нищих нет, а бездомных более 700 тысяч (и это только по официальным данным!)
    Novikova Novikova # ответила на комментарий Александр Грищенко 14 сентября 2011, 16:26
    Рожали по 10-18 детей и всех их поднимали.
    Это какое здоровье у матери должно быть чтобы пережить 10-12 беременностей и родов дожить до глубокой старости и работать в крестьянском хозяйстве. Так плохо жили. Так плохо.
    Евгений Фадеев # написал комментарий 22 сентября 2010, 11:15
    Да эти цифры давно уже и не раз звучали и публиковались. Но либерастия- пропагандоны бандисткого строя (капитализма) работают же по методичкам. А там написано "репрессии", "Великая Николаевская Россия", "большевики сгубили Россию".
    Буржуазии необходимо лишить нас идеологической опоры, свернуть с правильного пути по борьбе с капитализмом. Вот и гнусавят о "России, которую мы потеряли". Только вот Говорухин нашел в себе совесть и признался, что фильм он создал гнусный и во многом помог уничтожить страну и народ.
    Наталья Золотая # написала комментарий 22 сентября 2010, 12:39
    Перевертыши ради денег - мать родную спосбны убить, а не только предать свой народ. Достаточно почитать классиков как народ жил. НГедавно гиляровского читала- ужас у мальчонки пальчики гнили , а сколько поумирало мальчишек лет 8 которых в люди отдавали. не счесть.И кто утверждает что в крепостничестве жить лучше чем при коммунистах-тот просто животное без разума. У меня такое счастливое детство было при коммунистах, что и описать невозможно как в сказке и бесплатные кружки во Дворцах пионерах, подарки бесплатные, отдых на море, семейные обеды в ресторанах. Вкусная еда- нет сейчас вкусного шоколада и мороженого.Все было без проблем. Читать даже не могу как люди жили- как скот, детей продавали по цене борзых щенков. Морально готова придушить всякого кто смеет нести гебелесовскую ( фашисткую_ чушь о царской- бюудь она проклята вместе со всеми романовыми раше. И сегодняшняя раша такая же позорная как и царская. Только при коммунистах возможна для трудового человека достойная жизнь и детей и стариков. Долой путенское рабство! Слава КПСС! Самое счастливое время было при коммунистах! Спасибо от моей рпабочей семьи!
    Евгений Фадеев # ответил на комментарий Наталья Золотая 22 сентября 2010, 14:39
    Буржуазность - это и есть животность. "Права человека" у буржуазии - это удовлетворение все возрастающих животных потребностей: больше и вкуснее жрать, чтобы за тебя работали другие; другие - только средство для удовлетворения моих потребностей. А потребности растут. Мало многоженства, давай проституцию. А там гомосексуализм, педофилия. Скотство капитализм - это не только "теория", но факт на нашей шкуре.
    Не соглашусь с лозунгом "Долой путинское рабство". Это - не верно. Путины - это приказчики капитала. Например, несогласные и др."оппозиция" борется как раз с путиными, но не борется с капиталом. Капитал же сегодня - мировой. И мировое правительство главнее путиных и других марионеток.
    Если буороться с личностями, мы никогда не победим рабовладельцев. Они там так и будут кукол подсовывать.
    Андрей Беляков # написал комментарий 22 сентября 2010, 13:18
    Спасибо за статью! Спорить не о чем, всё решили наши предки во время революции и Гражданской войны! Особенно эта статья задевает любителей прироста населения России. Оно росло только от нужды крестьян в рабочих руках! Ждать в наше время такого прироста просто глупо. Даже при нынешней рождаемости, медицинское обслуживание, образование, уровень жизни не выдерживают никакой критики.
    павел кулаков # написал комментарий 22 сентября 2010, 13:52
    Полностью поддерживаю автора. Все эти байки монархистов очень красивы (в красивом литературном изложении им не откажешь) но против ФАКТОВ не попреш.
    Детская смертность в Российской империи 272 реб. на 1000 родившихся.
    Тогда же :
    В Венгрии – 230 дет . на 1000
    В Австрии – 215 дет. 1000
    В Германии – 185 дет. На 1000
    В Италии – 166 дет. На 1000
    В Японии – 152 реб. На 1000
    Во Франции – 143 реб. На 1000
    Н.А. Рубакин «Россия в цифрах» (С-Петербург, 1912 год)
    павел кулаков # ответил на комментарий павел кулаков 22 сентября 2010, 13:55
    В конце19-начале 20 вв. средняя продолжительность жизни в России (житница Европы, Святой царь, и т. д.) не превышала (а на селе и того меньше). 28-30 лет
    В то же время, в Германии она составляла 40-43, Англии 44-47, Франция 45-48с лет.
    (Новосельский С.А. Смертность и продолжительность жизни в России. СПб 1916. Г.)
    павел кулаков # ответил на комментарий павел кулаков 22 сентября 2010, 14:06
    Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. таблица 7

    Естественный прирост.

    На 1-м месте Аргентина – 21,7 (повод для национальной гордости для латиноамериканцев!). Родилось 38 , умерло 16,3.

    На 2-м месте Австралия – 17,5 Родилось 28,3, умерло 10,8.

    На 3-м месте Россия (без Польши и Финляндии) – 16,8 (повод для национальной гордости для «ура-патриотов» царской России (?)). Я бы не очень этому радовался – родилось 47, умерло 30,2 (!).ъ
    И после этого еще находяться те кто вякают, что население россии динамически росло(!). Впрочем юродивых на Руси всегда хватало, к неполноценным надо относиться со снисхождением.
    павел кулаков # ответил на комментарий павел кулаков 22 сентября 2010, 14:11
    Торговый баланс России... за последние 30 лет носил неизменно положительный характер... При нашей общей хозяйственной отсталости и громадной заграничной задолженности факт этот имел, несомненно, большое значение для международного положения России. За два последних года, отмеченных, как известно, значительным экономическим подъемом, торговый баланс наш хотя и сводился в годовом итоге с плюсом в нашу сторону, но абсолютная цифра его с каждым годом становилась меньше: так, с 430 млн в 1911 г. к 1913 г. наш торговый баланс опустился до 200 млн рублей. За последний год было три месяца, когда баланс наш являлся отрицательным...
    Конечно, возможно и даже, быть может, вероятно, что осенний вывоз хлебов покроет минусы первых месяцев года; однако чрезвычайная неустойчивость наших урожаев не позволяет дать вполне успокоительный ответ. Как было показано в докладе последнему VIII съезду Представителей Промышленности и Торговли, урожай хлебов и технических культур дает картину постоянных колебаний вверх и вниз, совершенно неизвестных в других странах.
    СПб., 10 июля 1914 г.
    Председатель Совета Н. Авдаков
    Товарищ Председателя В.Жуковский
    павел кулаков # ответил на комментарий павел кулаков 22 сентября 2010, 14:19
    Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 г.» (СПб., 1912. С. 194-200):
    Труды, вложенные в дело охранения народного здравия, не остаются без положительных результатов. По имеющимся статистическим данным, смертность от заразных болезней, не считая холеры и чумы, достигавшая в пятилетие 1901-1905 гг. в среднем 579 случаев в год на 100 тыс. населения, понизилась в 1906-1910 гг. до 529. Несмотря, однако, на наблюдаемое таким образом некоторое улучшение общего состояния народного здравия, Россия в этом отношении все еще остается позади большинства государств Западной Европы. Так, например, в Англии, Германии, Франции, Швеции и Норвегии число смертных исходов от заразных болезней в 1909-1910 гг. не превышало 100 случаев на 100 тыс. населения в год.
    павел кулаков # ответил на комментарий павел кулаков 22 сентября 2010, 14:45

    Александр Нечволодов (Русский генерал и общественный деятель, писатель и историк. Известный деятель БЕЛОГО движения)
    "От разорения к достатку" ссылка на rusotechestvo.narod.ru
    "В последние два года (1900 и 1901) наши платежи иностранцам составили ежегодно около 380 млн. рублей, а в настоящем 1903 году эта сумма будет еще значительнее, так что за последние 5 лет мы уплатим иностранцам около 5 ? миллиардов франков. Тогда всех удивляло, откуда Франция могла достать такое значительное количество денег. Где же мы берем необходимые суммы для расплаты по своим же обязательствам? Над этим можно и необходимо призадуматься. Без войны, без затрат, без человеческих жертв, иностранцы все более и более побеждают нас, каждые 5—6 лет, нанося нам финансовый разгром, равный разгрому Франции в 1870 году

    павел кулаков # ответил на комментарий павел кулаков 22 сентября 2010, 14:59
    Александр Нечволодов "От разорения к достатку" :
    "Академик князь Тарханов, в статье «Нужды народного питания» , дает красноречивую таблицу потребления пищевых веществ крестьянами различных стран, в денежных единицах, на человека в год:

    Н А С У М М У В Р У Б Л Е Й

    Русские крестьяне
    11,76Растит. Пищи
    7,10 Животн. пищи
    1,58Напит-ков
    20,44Всего

    Немцы
    20,96Растит. Пищи
    26,07 Животн. пищи
    23,02Напит-ков
    70,05Всего

    Французы
    27,72Растит. Пищи
    30,04 Животн. пищи
    19,14Напит-ков
    76,90Всего

    С. Американцы
    22,72Растит. Пищи
    32,07 Животн. пищи
    22,35Напит-ков
    77,14Всего

    Англичане
    22,89Растит. Пищи
    47,28 Животн. пищи
    31,08Напит-ков
    101,25Всего

    Французы—Канадцы
    30,60Растит. Пищи
    61,51 Животн. пищи
    23,91Напит-ков
    116,02Всего

    Ирландцы
    23,04Растит. Пищи
    45,46 Животн. пищи
    28,50Напит-ков
    97,00Всего

    Источник: Мартовская книжка «Литературного медицинского журнала». 1906 года.
    Владимир Горбунов # ответил на комментарий павел кулаков 22 сентября 2010, 15:57
    Спасибо ,замечательная подборка материалов.
    павел кулаков # ответил на комментарий Владимир Горбунов 22 сентября 2010, 16:08
    Меня благодарить не за что. Спасибо людям, которые за свои деньги создают сайты и разную редкую литературу на этих сайтах выкладывают. Сам я только 3 документа раскопал. Остальное тоже с какого-то сайта выдернул. Только не помню с какого! К сожалению, у некоторых ссылок страницы не указаны. Будет время, обязательно это исправлю.
    Евгений Гришанин # написал комментарий 22 сентября 2010, 14:02
    Только после революции и этого не стало . От царской россии СССР очень долго отставал по уровню потребления, вплоть до 70 тых годов.
    Сергей Яковлев # ответил на комментарий Евгений Гришанин 22 сентября 2010, 14:36
    Вот зачем писать очевидную чепуху? В чем СССР отставало от царской россии? По уровню потребления черной икры или рябчиков с ананасами?
    Евгений Фадеев # ответил на комментарий Евгений Гришанин 22 сентября 2010, 14:45
    Заврался совсем, уважаемый.
    В институте у дочери рассказывают по истории сталинских годов: "Правительство собиралось построить два предприятия совместно с иностранцами. Но помешала коррупция".
    И студенты, даже знающие, что это - бред подонков, молчат. Сейчас не при СССР, вякать себе дороже. Зачет, экзамен - придешь к тому же преподавателю. И на работе все лижут задницу начальству. Раньше с начальством говорили на равных. Сейчас это - господа.
    павел кулаков # ответил на комментарий Евгений Фадеев 22 сентября 2010, 14:50
    Вы несправедливы. Среди студентов и ученых (историков в частности) немало тех, кто оспаривает все это. Но им не дают развернуться. Нет денег на публикации (эх нам бы бюджет как у ванидзе). Телевидение для нас закрыто.
    Евгений Фадеев # ответил на комментарий павел кулаков 22 сентября 2010, 15:13
    Вы говорите о "немало тех". А я говорю о системе, которая заточена уже на промывку мозгов школьников, студентов. И "немало тех" система отслеживает, отсеивает.
    Сверху спускают массу методических материалов, по которым преподаватели должны нести все это в массы.
    Кто же деньги даст на пропаганду против себя? Шутите? Мы - под оккупационным фашистским режимом. Фашизм победил во всем мире. А народ все это еще не уяснил.
    павел кулаков # ответил на комментарий Евгений Фадеев 22 сентября 2010, 15:16
    Да есть такие тенденции. Во всяком случае побликоваться в интернете нам никто не запретит.
    Евгений Фадеев # ответил на комментарий павел кулаков 22 сентября 2010, 15:31

    И на кухне (пока) никто не запрещает.
    Болтать дают, пока безопасны. Как только попытаемся организоваться, будем уничтожены.
    Интернет, кстати, контролирует именно Мировое правительство =ТНК и банковская система. Если будем опасны для мафии - отключат любой ресурс и любую страну.
    В сети работают миллионы платных агентов от мировой мафии. Пропагандируют общечеловеческие ценности: педерастию, наживу любой ценой, мешают людям искать правду и объединиться.
    Без сомнения, мафия отслеживает актив на таких площадках , в блогах, по электронной почте, аськам и т.д.
    ссылка на www.balandin.net

    павел кулаков # ответил на комментарий Евгений Фадеев 22 сентября 2010, 15:42
    Искренне хочется верить в то, что вы не правы. Но почему-то разум мой с вами солидарен.
    Евгений Фадеев # ответил на комментарий павел кулаков 23 сентября 2010, 15:01

    Верить не во что не надо.Может быть, кроме как в силу правды.
    Действительность гораздо хуже, чем могут себе представить 99,,9% населения. Мы -под фашистами. Причем, не только под тотальным контролем, но и давно управляемся в онлайне, как радиоигрушками.
    ссылка на nabat-alarm.narod.ru - 20 лет под игом международной мафии.
    ссылка на evgenij565.livejournal.com - коротко об власти на планете Земля пишет австралиеец.
    ссылка на www.gidepark.ru - фильмы, в которых показано, куда идет человечество.
    есть еще фильм "Доктрина шока". Про "чикагских мальчиков" - экономика по фридману = фашистская система убийства миллиардов "лишних" людей.
    Конечно, классика: Хаксли, Оруэлл, Колеман. Да и главлюдоеды (Киссинджер, Рокфеллер, Гейтц и др. "цивилизаторы") не скрывают планов по отношению к рабам.

    Александр Грищенко # ответил на комментарий Евгений Фадеев 22 сентября 2010, 16:41
    А как можно пропагандировать педерастию? Разве это не врождённое? Разве пропаганда в данном случае может дать плоды?
    Евгений Фадеев # ответил на комментарий Александр Грищенко 22 сентября 2010, 23:41
    ссылка на www.gidepark.ru - еще как пропагандируют. Не просто пропагандируют, а уже проводят диктатуру против нормальных людей. В Израиле, например, ввели в школах уроки "Как правильно быть гомосексуалистом". Это ли не протаскивание педерастии, растления детей?
    Педерастия - это редко врожденное. Это - социальное явление. Этот вопрос давно изучен.
    Александр Грищенко # ответил на комментарий Евгений Фадеев 23 сентября 2010, 04:23
    Спасибо за ответ. Буду знать. Но что в моём вопросе вызвало у вас столько злобы, что мне поставили 3 минуса?
    Евгений Фадеев # ответил на комментарий Александр Грищенко 23 сентября 2010, 14:43
    Я поставил один минус. Так Вы написали неправду. Даже, если, "невинно"= по неведению, это все равно ложь, которая стоит людям жизней, поломанных судеб. Или Вам это невдомек?
    Александр Грищенко # ответил на комментарий Евгений Фадеев 23 сентября 2010, 17:46
    Какую неправду я могу написать в ВОПРОСЕ? Я читал статью летом о том, что педерастия - врождённая аномалия, вот и решил уточнить.
    Вадим Круглов # ответил на комментарий Евгений Гришанин 22 сентября 2010, 14:55
    По уровню потребления чего - телевизоров, автомобилей, отдельных квартир, образования, здравооохранения?
    николай Евдокимов # написал комментарий 22 сентября 2010, 15:04
    Вы все живете большевистской пропагандой,которые(большевики)уничтожали всю статистику и данные по России,уровень жизни в которой был достаточно высок.Кн.торговля России с Италией-крестьяне сами возили свои продукты в Италию,проблема была в том, что оттуда пароходы шли порожняком,т.к. из Италии нечего было вывезти(кроме мрамора),что бы пользовалось спросом.О уровне жизни,количестве потребления и нормам на жилье(выше,чем даже сейчас в 21 в) можно судить по периодическим изданиям(Оценочная комиссия СПБ,издания Городское дело 1911-12гг.(что есть под рукой)
    Евгений Фадеев # ответил на комментарий николай Евдокимов 22 сентября 2010, 15:34
    Это Вы живете пропагандой. Либерал-фашизмом. А мы смотрим на жизнь своими глазами. И можем сравнить что было и что стало. И
    юрий ковалев # написал комментарий 22 сентября 2010, 19:18
    узкий слой правящей бюрократии - аристократии и банкиров и промышленников и обслуживающих его интеллегентов выдается за Россисию. это обычная история. слова русского крестьянина в думу можно повторить и сейчас. то что тогда не было ТВ - не в счет. сейчас тоже нет того что будет
    Як. Костров # написал комментарий 22 сентября 2010, 20:18
    Миф и есть миф, и мофологическое мышление есть мифологическое мышление. Оно, признает только "да" и "нет" и просто не понимает (еще), что между числами один и два существует дробь не только в математике, даже не столько в математике, но и в жизни, - этого в школе не проходили. Вот между теми, кто этого не понимает, и возникают яростные споры типа "кто лучше, папа или мама". Что вы хотите, мифология - это это детство человечества.
    Сергѣй Пилипенко # написал комментарий 24 сентября 2010, 13:43
    70 лет излюбленным аргументом коммунистов было лживое утверждение: «Да, мы сейчас живем плохо. Да, мы живем хуже, чем в Америке, хуже, чем в Западной Европе. Но мы живем так плохо только потому, что раньше в царской России мы жили ещё хуже».

    И вот ещё через 20 лет неудавшегося строительства на сей раз капитализма революционеры-либералы, вновь вытащили из нафталина тот же большевицкий аргумент, чтобы предупредить русский народ о том, чтобы он и не помышлял о возврате к традиционной общественности и государственности, чтобы он и не смел думать, что есть иные пути развития, чем бесконечные эксперименты над Россией.
    Евгений Дифференциальный # написал комментарий 17 мая 2012, 02:23

    Как жилось крестьянам в Царской России
    ссылка на 1sci.ru

    О ситуации в русской деревне до Революции до нас дошло огромное количество источников - как документальных сообщений и статистических данных, так и личных впечатлений. Современники оценивали окружающую их реальность «богоносной России» не просто без восторгов, но и попросту находили её отчаянной, если не сказать страшной. Жизнь среднего русского крестьянина была исключительно суровой, даже более того – жестокой и беспросветной.

    Народное питание в Царской России
    ссылка на 1sci.ru

    Данная статья появилась как очередная попытка ответить на вопрос о роли объективных социальных бедствий в падении царского режима в 1917 году. Их роль сейчас все чаще ставится под сомнение в рамках формирования художественного образа дореволюционной России. Потребление продовольствия – достаточно важная характеристика для выявления крайнего уровня бедности у населения. В отличие от прочих видов потребительских товаров – продовольствие часто последнее, от чего готов отказаться человек. Голод же, наверное, наиболее сильный из возможных социальных стимулов, дестабилизирующих ситуацию в стране.

    Любовь Тихомирова # ответила на комментарий Евгений Дифференциальный 18 мая 2012, 16:46
    Спасибо, Евений, за интересный материал. Интересуюсь данной темой.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 774 записи в блогах и 6149 комментариев.
    Зарегистрировался 61 новый макспаркер. Теперь нас 5028940.